Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: какие страны расположены на юге Европы?
Задачи: познакомить со странами Южной Европы.
Предметные результаты
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные : понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия.
Познавательные: выделять существенные и несущественные признаки.
Коммуникативные: работа в парах, со взрослыми.
Личностные результаты
Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе.
Основные понятия и определения
Страны, государства
Подготовка к усвоению нового материала
Мы отправимся на юг Европы и узнаем, какие страны там находятся. Будем учиться рассказы-вать о них по карте, дополнять эти сведения информацией из других источников
Вспомни, в каких странах Европы мы побыва-ли на прошлом уроке. Что в этих странах тебя особенно заинтересовало?
Изучение нового материала
На юге Европы
Расскажи по карте и таблице о странах юга Европы — Греции и Италии.
Греция и Италия
Страны, в которых мы побываем, омываются водами Средиземного моря. Это тёплые страны. Поэтому здесь много курортов, сюда приезжают отдохнуть тысячи людей, привлечённые
морем и солнцем. Привлекают туристов и знаменитые памятники истории и культуры, которыми очень богаты эти страны
Если тебе приходилось бывать в Греции или
Италии, расскажи о своих впечатлениях. Познакомьтесь по учебнику и другим источникам информации с Грецией или Италией. Выполните соответствующие задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.
ГРЕЦИЯ
В современной Греции очень многое напо-минает о далёком-далёком прошлом, о Древ-ней Греции, прославившейся и своими героями, и своими великими учёными. О той поре рас-сказывают руины (то есть развалины) старинных городов, храмов, крепостей.
В столице Греции — Афинах — на высоком хол-ме стоит главное из древних сооружений — Пар-фенон. Это величественный храм, построенный в честь богини Афины. Могущественная богиня Афина считалась покровительницей (защитницей) города.
Парфенон Здание Парламента
В центре Афин можно увидеть и красивое здание Парламента. Здесь трудятся депутаты, избранные народом. Это напоминает нам о том, что именно в Греции в древние времена заро-дилась демократия — власть народа. Народ впер-вые стал выбирать своих представителей для управления государством. Сегодня перед здани-ем Парламента в почётном карауле стоят гвар-дейцы в национальных костюмах. Сотни турис-тов собираются здесь, чтобы посмотреть тор-жественную церемонию смены караула.
Греция — родина Олимпийских игр. Первые игры проходили здесь в глубокой древности. Сейчас в Греции от лучей солнца зажигают олимпийский факел. Затем его доставляют в тот город, где проводятся очередные Олимпийские игры. В Афи-нах есть стадион, где более 100 лет назад про-шли первые Олимпийские игры современности.
На карте хорошо видно, что Греция — страна островов. Её частью являются острова Корфу, Крит, Родос и множество других.
ИТАЛИЯ
Эту страну легко найти на карте. Своими очертаниями она похожа на сапожок
Столица Италии — Рим — очень древний го-род. Об этом напоминает грандиозное, наполо-вину разрушенное от времени сооружение в центре Рима — Колизей. Он был построен почти 2000 лет назад. В центре его располагалась арена, вокруг которой были ряды для зрителей. Здесь происходили кровопролитные представле-ния: люди на арене сражались между собой и с животными (быками, львами и даже страуса-ми), устраивали и бои между животными. Сейчас эти бои показались бы нам очень жестокими, но в те времена они были обычным зрелищем.
Рим очень красивый город. Здесь много фон-танов и дворцов. В Риме располагается государство-город Ватикан. Это — самое маленькое в мире государство. Им управляет Папа Римский.
Удивителен город Венеция, который называ-ют городом на воде. Он построен на островах и пронизан многочисленными каналами. Каналы и образуют его улицы. По ним плавают на остро-носых лодках — гондолах.
Ещё один интересный город Италии — Неа-поль. Он расположен на берегу большого живописного залива. Неподалёку находится знамени-тый вулкан Везувий.
Италии принадлежат большие острова — Сици-лия и Сардиния.
Италия — родина замечательного сказочника Джанни Родари (1920—1980), который придумал увлекательную историю о приключениях Чиполли- но и его друзей.
Проверь себя
1.Найди и покажи на карте Грецию, Италию и их столицы. 2. Расскажи о достопримечатель-ностях этих стран. 3. Опиши достопримечатель-ности по фотографиям в учебнике. 4. Из каких источников мы получили информацию о странах юга Европы?
Фонтан Трёви
Задания для домашней работы
2.Продолжите составление списка товаров из разных стран. Выясните, какие товары привозят к нам из Греции и Италии.
3.Вылепи из пластилина макеты Парфенона, Колизея или Пизанской башни. Можно попробо-вать вылепить или нарисовать уголок Венеции с домами, каналами и гондолами. (Учти, что все гондолы в Венеции чёрного цвета.)
4.Придумай вопросы для викторины о стра-нах Европы.
Южная Европа. Государства. Флаги Стран
Южная Европа
Настоящая Италия . Часть 1.
ИТАЛИЯ ЗА 5 МИНУТ: Рим, Венеция, Пиза, Флоренция, Ватикан, Верона
Разделы: Начальная школа
Класс: 3
Цели урока:
- ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией и Италией;
- познакомить с экономической и политической жизнью населения Греции и Италии;
- расширить знания детей о достопримечательностях Греции, Италии;
- развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
- развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.
Оборудование:
- Политическая и физическая карты Европы.
- Презентация, слайды, изучаемых стран.
- Флаги (макеты) Греции и Италии.
- Контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент,
сообщение темы и целей урока. Презентация. Слайд1.– Ребята! Мы путешествовали по северу Европы. А сегодня изменим, наш маршрут и возьмём направление с севера на юг Европы и посетим две страны – Грецию и Италию. Итак, – мы отправляемся. Презентация. Слайд2.
Попутный ветер натянул паруса.
Вперёд, друзья!
На паруснике быстром
Никому скучать нельзя,
Ведь зовётся он “Победой”.
Мы отправляемся в далёкие края!
II. Вступительная беседа
(Учитель показывает Италию и Грецию на политической и географической картах Европы).
Страны, в которых мы побываем, омываются водами нескольких морей. Входящих в состав огромного Средиземного моря. Это тёплые страны. Поэтому здесь много курортов, сюда приезжают для отдыха и лечения тысячи людей, привлечённые морем и солнцем.
III. Работа по теме
– Откройте учебник на с. 144 изучите таблицу, физическую и политическую карты Европы. Дайте характеристику каждой из этих стран.
Греция и Италия
– На контурную карту нанесите столицу Греции и Италии.
Учитель: Материалы к уроку готовить начали заранее: создали группы, перед которыми была поставлена цель: создать проект по теме: “На юге Европы”. На протяжении недели вы в группах готовили свои проекты. Сегодня мы посмотрим, как эти проекты у вас получились.
И найдём признаки – сходства и различия этих Европейских стран.
В Греции будет первая остановка. Вторая остановка в Италии.
Ребята первой и второй группы готовятся рассказывать о странах.
Слушаем 1– ю группу Презентация. Слай3.
- Где расположена Греция?
- С какими государствами граничит? (Албания, Македония, Болгария, Турция)
- Какими морями омывается? (Эгейское, Критское, Ионическое и Средиземное)
- Какие крупные острова входят в состав Греции? (о. Родос, о. Крит, о. Корфу)
- Что вы можете сказать о полезных ископаемых Греции? И какие отросли, промышленности в стране развиты? (Пищевая, текстильная, химическая, металлообрабатывающая).
- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают греческие крестьяне?
Кораблик наш стремительный.
Особенный маршрут
Из дальних путешествий
Товары к нам привёз.
– Мы выяснили, какие товары привозят к нам из Греции и некоторые принесли с собой. Это – цитрусовые, виноград, маслины, оливковое масло, хлопок, сахарную свёклу. (Показывают)
Учитель: Презентация. Слайд 4.
– Туристы посещают Грецию, чтобы насладиться морем, познакомиться с её достопримечательностями. Что вы узнали о достопримечательностях Греции? (Презентация)
Ученик: Презентация. Слайды 5, 6.
В современной Греции очень многое напоминает о далёком – далёком прошлом, о древней Греции.
В столице Греции – Афинах – на высоком холме стоит главное из древних сооружений – Парфенон . Это величественный храм, построенный в честь богини Афины . Могущественная богиня Афина считалась покровительницей (защитницей) города. Презентация. Слайд 7.
Учитель:
– О чём вы ещё хотите рассказать?
Рассказывает о древнегреческом мифе “Храбрый Персей”. (По которому учащиеся составили диафильм и назвали “Персей”.
Греция – родина Олимпийских игр. Первые игры проходили здесь в глубокой древности. Каждые четыре года из древней Олимпии начинает свой путь олимпийский огонь на очередной праздник спорта.
Викторина (Проводят учащиеся)
- Назовите столицу Греции. (Афины)
- Какое главное древнее сооружение находится в Афинах? (Парфенон)
- Что такое Парфенон?
- Где родились Олимпийские игры?
- Олимпийские игры проводятся до сих пор. Кто знает, как часто они проходят? И где будут проходить следующие Олимпийские игры?
IV. Физкультминутка Презентация. Слайд 8.
V. Работа по теме
Вторая остановка в Италии.
В путь зовёт попутный ветер,
Натянули паруса.
Путешествие продолжим,
Плывём в Италию друзья!
Слушаем 2 – ю группу
- Где расположена Италия? Презентация. Слайд 9.
- С какими государствами граничит? (Франция, Швейцария, Австрия, Словения, Хорватия)
- Какими морями омывается? (Лигурийское, Тирренское, Средиземное, Адриатическое, Ионическое)
- Какие крупные острова входят в состав Италии? (о. Сицилия, о. Сардиния)
- Что вы можете сказать о полезных ископаемых Италии? И какие отросли, промышленности в стране развиты? (В недрах много ртути, газа, мрамора, серы). (Машиностроение).
- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают итольянские крестьяне? (Пшеницу, кукурузу, рис, сахарную свёклу, виноград, лимоны, апельсины, оливки).
С собой мы принесли макароны, оливки, фрукты.
Учитель: Презентация. Слайд 11 – 13.
– О каких достопримечательностях Италии вы узнали?
Что вы о них можете рассказать? (Колизей, Пизанская башня и т. д.)
VI.Работа с учебником
Кухня Италии. Презентация. Слайд 15 – 18.
VII. Работа в рабочих тетрадях
Дж. Родари (стих-е в тетради) Презентация. Слайд 19.
Презентация. Слайд 20 – 22.
КАПИТОЛИЙ (Capitolum), в Древнем Риме самый крутой из семи холмов, укрепленная часть города. Первоначальные названия: Сатурния (в честь бога Сатурна, легендарного царя Лация) и Тарпейский холм (см. Тарпея).
КУПОЛ (итал. cupola, от лат. cupula - бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.
ФОРУМ (лат. forum), в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима - форум Романум, развиваясь с 6 в. до н. э., превратился в парадный архитектурный ансамбль. Располагался между холмами Капитолием и Палатином. На Форуме было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги Рима, к нему сходились основные улицы города.
С. 76, № 6
VIII. Игра “Ассоциации”.
Детям предлагается угадать страны Европы, изученные на уроке.
Правила игры
Игра проводится по типу игры “Угадай мелодию”
– Кто угадает страну с трёх слов? А с двух слов? С одного слова?
Первая страна (Италия)
1-е слово – По
2-е слово – Сицилия
3-е слово – Милан
Вторая страна (Греция)
1-е слово – Корфу
2-е слово – Афина
3-е слово – Олимп
– Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.
IX. Итог
(Таблица заполняется на доске.)X. Рефлексия
– Вот и закончилось наше путешествие по югу Европы. Поделитесь своими впечатлениями.
Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной? Выставление оценок.
(Дети высказывают свое мнение о проделанной работе).
XI. Домашнее задание.
Подготовить рассказ путешественника в одну из стран Юга Европы.
– Всем спасибо за урок. Слайд 23.
Южная Европа Греция и Италия Презентацию подготовила учитель начальных классов Бобринёва Ирина Анатольевна ГБОУ Школа № 1739 г. Зеленоград Греция и Италия на карте Греция и Италия Древняя Греция и Древний Рим – древнейшие цивилизации Европы. Они заложили основы современной европейской культуры, права, веры. Греция Греция
- Столица – Афины
- Население – 11 млн. чел.
- Сами себя греки называют эллинами, а Грецию – Эллада
- Государственная религия – православие
- Греция – родина демократии, философии, Олимпийских игр
- Грецию омывают 5 морей
- Стала независимой в 1821 г. (от Турции)
Парфено́н- памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Достопримечательности Греции. Храм Зевса
Храм Зевса - один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу. Сооружение считается одним из высших достижений в развитии дорического периптера.
Италия Италия
- Столица – Рим
- Население – 60 млн. чел.
- Итальянские земли объединились только в 1861 г.
- В Италии находится 60 % мирового наследия ЮНЕСКО
- Италия – четвёртая крупнейшая страна и экономика Европы
- Внутри Италии находятся карликовые государства Ватикан и Сан-Марино
Рим - один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ещё в Античности (III век н. э.) Рим стали часто называть Вечным. Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатине, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах
Города Италии. Флоренция
Итальянский город на реке Арно, в прошлом - центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства, ныне - административный центр региона Тоскана. Население - 377 207 человек. Город дал миру таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте и Галилей. На одном из домов (рядом с дворцом Питти) в самом центре Флоренции висит табличка, которая дословно гласит следующее: «В этом доме в 1868-1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман „Идиот“».
Города Италии. Неаполь
Неаполь - третий по величине город Италии (после Рима и Милана) и самый большой город Южной Италии с населением около миллиона человек (с пригородами - около трёх миллионов). Крупный транспортный узел (международный аэропорт, морской порт). Наряду с официальным итальянским языком в просторечии местных жителей распространён неаполитанский диалект.
Находится в сейсмоопасной зоне (историческая часть - на западном склоне Везувия). Последнее извержение Везувия произошло в 1944 году. Последнее катастрофическое землетрясение случилось в Неаполе в 1980 году.
Города Италии. ВенецияГород в Италии, административный центр области Венеция и провинции Венеция. Образует коммуну, разделённую на 6 самоуправляемых районов.
Венеция постепенно уходит под воду - с этим фактом столкнулись ещё древние поселенцы, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова.
Ватикан – столица католического мира
В Ватикане расположены всемирно известные шедевры архитектуры - Собор Святого Петра с внутренним убранством, ватиканские музеи, в числе которых Сикстинская капелла и др., а также знаменитая Ватиканская библиотека.
Карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве - вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
Сан-Марино
Одно из самых маленьких государств в мире. Находится в Южной Европе, со всех сторон окружено территорией Италии. В своих нынешних границах Сан-Марино - самое старое государство Европы. Название происходит от имени христианского святого, основавшего государство.
Спасибо за внимание!
На юге Европы Окружающий мир 3 класс
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
- Цель: познакомить со странами Южной Европы.
- Планируемые результаты : учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Оборудование: политическая карта Европы; справочная литература; слайды, видеофильмы о Греции и Италии; магнитофон, аудиозапись песенки Чиполлино.
- В какой части Европы расположены Франция и Великобритания? (В западной части.)
- Назовите столицу Франции. (Париж.)
- Назовите столицу Великобритании. (Лондон.)
- На какой реке стоит Париж? (На Сене.)
- На какой реке стоит Лондон? (На Темзе.)
- Назовите достопримечательности Парижа.
- Назовите достопримечательности Лондона.
- Назовите известных людей Франции.
- Назовите известных людей Великобритании.
- О какой стране вы приготовили сообщение? Расскажите. Укажите источник информации.
- Отгадайте загадку.
- Цветок - на медок,
- Зерно - на блинок,
- А соломы клочок -
- Кабану под бочок.
- Гречка была привезена из Греции
- Папа – лук и мама тоже, дети все на них похожи. Старший – верный друг и малый, сделал добрых дел не мало. Для сеньора Мандарина Кто опасен? – ЧИПОЛЛИНО.
- Чиполлино родился в Италии.
Работа по теме урока
Страны, в которых мы побываем, омываются водами Средиземного моря. Это теплые страны, поэтому здесь много курортов, сюда приезжают отдохнуть тысячи людей, привлеченные морем и солнцем. Манят туристов также знаменитые памятники истории и культуры, которых очень много в этих странах.
- Утром стрекоза проснулась,
- Потянулась, улыбнулась.
- Раз - росой она умылась,
- Два - изящно покружилась,
- Три - нагнулась и присела,
- На четыре - полетела.
- У реки остановилась,
- Над водою закружилась
- Легендарная древняя Эллада, колыбель европейской цивилизации.
- В Греции пересекаются важные воздушные и морские пути из Европы в Азию и Африку.
- Воды четырех морей: Эгейского, Критского, Ионического и Средиземного - омывают ее причудливо изрезанные берега. Заливы, проливы, бухты, острова с давних пор были удобными портами и способствовали развитию мореходства.
- Море - главное природное богатство горной страны Греции. Это сильная морская держава: ее корабли под бело-голубым флагом бороздят моря и океаны. Они увозят в Европу и Америку табак и изюм, апельсины и вино, оливковое масло и кожу. А иностранные суда привозят сюда станки, автомобили, различные приборы.
- Горные хребты пересекают ее в различных направлениях, разделяют страну на множество районов.
- Редкие леса встречаются на севере. Животный мир беден. Растительность скудная, так как не хватает пресной воды.
- Реки небольшие и мелководные.
- Лето в Греции долгое и жаркое - с апреля по октябрь, солнце греет триста дней в году. Некоторые овощи можно выращивать по два-три раза в год. А вот воды не хватает. И это при том, что Грецию омывают три моря!
- Народная легенда гласит, что после того, как Бог сотворил мир, последнюю горсть камней он швырнул в море. Здесь и возникла Греция - суровая каменистая земля. Нужно много любви и кропотливого труда, чтобы выращивать здесь виноград, апельсины и табак.
- Представьте себе заснеженные вершины с альпийскими лугами и заросшие чахлым кустарником склоны гор. Голые скалы со множеством пещер. Пологие холмы, кипарисы и ряды оливковых деревьев. А рядом в долинах, где есть вода, - яркие зеленые оазисы виноградников и фруктовые сады. И везде - прозрачная голубизна неба, палящее солнце и море - ярко-синее, зеленое, бирюзовое - всех оттенков сразу. Это и есть Греция.
- Крестьяне выращивают сельскохозяйственные культуры, которые требуют большого труда. Страна славится цитрусовыми, виноградом, персиками, маслинами, оливковым маслом, хлопком, сахарной свеклой, табаком.
- В недрах страны немало ценнейших видов полезных ископаемых, но месторождения невелики. Основные отрасли - пищевая, текстильная, химическая, металлообрабатывающая.
- Туристы посещают Грецию, чтобы насладиться морем, познакомиться с ее достопримечательностями.
- Греция - родина Олимпийских игр. Каждые четыре года из древней Олимпии начинает свой путь олимпийский огонь на очередной праздник спорта.
- Греция. Храм Парфенон.
Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.
- Если взглянуть на карту, то видно, что Европа как бы наступила на Средиземное море красивым сапогом на высоком каблуке. Это очертания Италии. А полуостров, похожий на сапог, называется Апеннинским. К Италии относятся и соседние острова: Сицилия, Сардиния и другие более мелкие.
- Большую часть территории страны занимают горы: на севере, как бы защищая Италию от холодных северных ветров, поднялись высокие хребты Итальянских Альп с вершинами, покрытыми вечными снегами. От Альп через весь полуостров протянулись Апеннинские горы. Горы молодые (им около миллиона лет), они продолжают расти, и поэтому здесь часто бывают землетрясения.
- В Италии есть и действующие вулканы: Везувий, Этна, Стромболи.
- В Италии много рек, но все они короткие: скатываются с гор - и сразу же в море. Река Тибр, на берегах которой расположился Рим, имеет протяженность 470 км. Самая крупная и полноводная река Италии - По длиной 670 км. Она впадает в Адриатическое море. В недрах Италии много ртути, газа, мрамора, серы. Ведущее место в Италии занимает машиностроение.
- Пиза - родной город Галилео Галилея, итальянского ученого, изобретателя телескопа.
- Город славится «падающей башней». Целых два столетия понадобилось для того, чтобы достроить ее окончательно. Архитекторы выбрали на окраине Старого города площадку с сухим и твердым фунтом, башня всеми своими шестью беломраморными ярусами начала неудержимо клониться в сторону. Архитекторы пытались исправить неровность почвы еще во время строительства
- На восточном берегу Апеннинского полуострова находится город- порт Венеция. Он расположен на 118 островах. Вместо улиц здесь проложены каналы. Чтобы попасть в школу, в магазин или на работу, нужно плыть на лодке - гондоле.
- Италия. Колизей.
Колизей - символ славы Вечного Города - превосходит своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. Работы по его строительству начались с первых лет правления Веспасиана, а в 80 году Тит дал указание для торжественного открытия амфитеатра. Александр Север и Деций реставрировали его после пожаров соответственно 217 и 250 годов.
- С какими государствами вы познакомились?
- Что вам особенно запомнилось?
- Итак, Греция и Италия - теплые страны, расположенные на юге Европы. Здесь сохранились постройки, возведенные еще в древние времена. К ним относятся величайшие памятники истории и культуры - Парфенон и Колизей.
- Учебник: прочитать текст на с. 142-148, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 148.
- Индивидуальные задания.
- Придумать вопросы для викторины, посвященной Греции и Италии.
- Найти интересные факты о Греции или Италии.
- Приготовить сообщение о Греции или Италии.