Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле. Описание храма Святой Софии в Константинополе. История шедевра византийской архитектуры Самый известный храм в константинополе

История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе - наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Post Views: 3 362

Это был самый большой собор в Византийской империи. И один из самых древних, Софию закончили в 537 году. Удивительно, как здание простояло столько времени. Я видел много руин ранневезантийской эпохи, как правило, одни фундаменты - а здесь сооружение, почти нетронутое временем. Понятно, что главный храм империи подновляли, как сами византийцы, так и сменившие их турки. Но все равно, это кажется загадочным.
Я думаю, что не стоит как-то детально описывать здесь все этапы строительства св. Софии, это все общеизвестные факты. Поэтому ограничусь своими личными впечатлениями от посещения великого собора.

Осматривать храм Премудрости Божьей стоит во второй половине дня, так как с утра у ее входа часто накапливаются огромные очереди. Сюда автобусами свозят множество туристических групп, и простоять можно час, а то и больше.

Св. София внешне выглядит хоть и тяжеловесно, но весьма величественно. Сразу ощущается, что она ближе к тому, дальнему от нас, римскому времени, чем к более позднему средневековью. Даже пристроенные турками контрфорсы "отдают" чем-то римским.

Контрфорсы главного входа в храм возвели еще 10 веке, впоследствии турки добавили еще свои. Также они пристроили к церкви четыре минарета, которые смотрятся здесь очень неуместно.

Северо-западный угол св.Софии. Здесь видны руины Патриаршей школы.

Своды в "Вестибюле воинов". Когда-то здесь был вход в храм для простого византийского люда.

Мозаика над входом изображает Богоматерь с Младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Св. Софии, подносящий этот собор.

Экзонартекс - внешняя галерея Св.Софии. Здесь стоит мраморный саркофаг императрицы Ирины, венгерской принцессы - жены императора Иоанна II Комнина.

Дверь, ведущая из экзонартекса в нартекс, внутреннюю галерею.

Мозаика над Царскими вратами, изображающая Христа на троне и склонившегося перед ним императора Льва VI.

Нартекс - внутренняя галерея Софийского собора.

Двери в главный неф храма.

Признаюсь, что когда я стоял под куполом Св. Софии и смотрел вверх, то ловил себя на мысли, что эта многотонная каменная масса может рухнуть на голову в любой момент, ведь это очень, очень древняя конструкция. Было немного жутковато. Совершенно непонятно, каким образом эта огромная тарелка держится наверху.

Интересно, что подобного страха у меня никогда не было в османских мечетях, хотя они все строились по примеру Св.Софии и с явным желанием ее перещеголять.
В определенном смысле геометрия больших турецких мечетей, типа Сулеймание и прочих, совершеннее византийского храма. Они какие-то более "правильные", симметрично-выверенные в отличии от Софии. Она смотрится более тяжеловесно и порой иррационально. Но нигде в турецких сооружениях нет этого эффекта "парящего" купола, который и достигается этой иррациональностью, когда плоская гигантская каменная тарелка держится не пойми какой силой на высоте более 50 метров...

И как здорово, что убрали наконец эти проклятые леса, которые высились здесь до самого купола, наверно целое десятилетие.

Изображение шестикрылого Серафима на парусах Св.Софии.

Султанская ложа.

Фрагмент пола. Наверно этот круг на полу предназначался для императора.

Алтарная апсида Св.Софии.

Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богородицей.

Деревянные щиты, обтянутые кожей с исламскими надписями, появились во время реконструкции собора 1847 -1849 гг., под руководством швейцарцев - братьев Фоссати.

Внешняя галерея собора.

Коридор, ведущий на галерею второго этажа.

Галерея второго этажа.

Граффити на мраморных парапетах собора. Таких надписей здесь сотни.

"Матфей - поп галичский", был здесь)

Мозаики галереи второго этажа.
Лучшее мозаичное произведение в соборе - Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель).

Чтобы лучше разглядеть структуру мозаик, я выложил две из них в большом размере, они увеличиваются после клика.

Христос, император Константин IX Мономах и его жена Зоя.

Богоматерь с младенцем Христом в окружении семьи Комнинов - Иоанна II и его жены Ирины (это ее зеленый саркофаг стоит во внешней галерее собора).

Ниже, могила венецианского дожа - Энрике Дандоло (1108-1205 гг.). Фактически, именно этот человек уничтожил Византию, он был инициатором и вдохновителем четвертого крестового похода, во время которого крестоносцы разграбили Константинополь.
Могила была воссоздана в 19 веке на месте предполагаемого захоронения дожа. Само захоронение было уничтожено османами еще в 15 веке. По преданию, турки скормили кости разрушителя Константинополя собакам...

Вид на Св. Софию с другой стороны залива Золотой Рог.


Предыдущие посты, посвященные фортификации Константинополя.

Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула , которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов , по которому вы можете прогуляться самостоятельно.

Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий : сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.

Краткая история собора Айя-София в Стамбуле

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим , мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать , что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов , которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София . Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

  • На строительство ушло 130 тонн золота , что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды , который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос . В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота . Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров , а его диаметр – 30 метров . Толщина стен доходит местами до 5 метров . Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня .
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей .
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен , и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий , которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки , захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети , которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание , которая построена в Базарном квартале .
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события , которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

  • Москва — Третий Рим . После падения Константинополя (Второго Рима ) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом .
  • Туринская плащаница , по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Мистика собора Айя-София

  • «Плачущая колонна» , основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум . По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть .

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть . Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей . По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную , которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.


Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери , открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства !

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель . Из коридора идут два хода : один к площади Ипподром , второй – к дворцу Топкапы . Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.


  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
  • Внутри уже давно идет реставрация : часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Последовательность осмотра

  • Осмотр начинаем с первого этажа . Сначала входим через большие ворота в первый притвор , а затем – во второй притвор . (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
  • Первый притвор . Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4) , напротив него колокол (3) , а далее – сувенирный магазин .

  • Второй притвор . Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором . В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе . В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6) . Над воротами, которые называются Красивые ворота , расположена одна из самых известных мозаик собора , где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9) . Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9) , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе . Про него подробнее будет написано ниже.

  • Внутренний дворик крестильни (баптистерий) . Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель , которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.

  • Крестильня (баптистерий) . Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии .

  • Основное пространство собора . Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
  • Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол . Напомню, что диаметр купола – 30 метров , а высота – 56 метров . Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.

  • Оглядываемся назад на императорские ворота (9) . Слева и справа видим две мраморные вазы (11) , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами , которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима . В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.

  • Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли» , то есть «Центр Мира» . В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13) . Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
  • Идём дальше вперед . Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.

  • Левая часть первого этажа . В левой части находится плачущая колонна (10) , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
  • Правая часть первого этажа . Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I . Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.

  • Второй этаж . Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами . Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
  • В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.

  • Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
  • Здесь часто упоминалось императорское ложе . Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9) . В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик , которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).


  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9) . Это в западной части собора . На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин . Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма . Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд . Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи . На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи . На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

  • Серия мозаик архиереев : Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы : с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL . Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться .

Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула ) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.


Делюсь! Как дешевле снять отель в Стамбуле.
Россияне привыкли бронировать на Booking , но привычка играет дурную шутку. Ищите на RoomGuru или Hotellook . Там дешевле! У них поисковая база больше, и тот же Букинг в нее включен. Если на Букинге будут предложения дешевле, то их тоже покажут в выдаче на поиске.

Это историческое сооружение является свидетелем многих событий в древнейшем Константинополе (нынешнем Стамбуле) и имеет многовековую историю, насыщенную событиями: войнами, пожарами, землетрясениями, разрушениями.

Достопримечательность указывается почти во всех туристических буклетах, так что можно представить какой популярностью это место пользуется у туристов.

Вконтакте

Собор Софии Константинопольской открылся для прихожан в 537 году, спустя почти 6 лет с момента, когда был заложен первый камень при закладке святыни. Какие знания потребовались строителям собора святой Софии? При строительстве были использованы фрагменты других разрушенных храмов, колонны из храма Артемиды, золото, серебро и драгоценные камни.

Даже иностранные послы, приезжавшие в Константинополь, замирали от восхищения перед храмом святой Софии Константинопольской. Собор этот впоследствии не единожды горел, но каждый правящий император того времени повелевали отстраивать святыню заново.

После завоевания Константинополя (1453 год) собор Св Софии в Константинополе стал мечетью Айя-София. В начале 20 века турецким правительством было принято решение превратить Айя-Софию в музей.

У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».

На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.

Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.

Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.

К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.

дают возможность получить высококвалифицированную помощь и консультацию в интересующем вас вопросе.

Аспендос исторический город, от которого остались лишь незаметные крупицы. Более детальную информацию ищите на этом .

Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.

Из-за цвета мрамора первые два этажа собора святой Софии в Константинополе кажутся темно-серыми, почти черными. А ближе к куполу, особенно верхние ярусы, отливают золотом – из-за тепло-золотого цвета фресок и росписей на куполе.

Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.

Особенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери , которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.

Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.

Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон , относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:

На фото собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), которые можно найти в огромном количестве, четко видны уникальные фрески, мозаики и прочая отделка строения.















Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.