Высшая точка хребта мусса ачитара. Подъем на пик Мусса-Ачитара. Горнолыжные трассы курорта

Так и получилось. Влад позвонил с утра, мы встретились и пошли в первый поход по Домбаю. Все походы должны были быть и были однодневными, с ночевками в гостинице.

Не знаю, есть ли смысл останавливаться подробно на гостинице. Мне в таких случаях от них мало, что нужно. Кровать, горячая вода, чистый санузел как минимум, вай-фай и телевизор как максимум. Да в общем-то и в палатках не привыкать, без горячей воды и кровати. Отель «Звездный», в котором мы останавливались - это второе здание от белого знака «Домбай» по левую сторону. Минимуму и максимуму он вполне соответствовал, в остальном для тех, для кого гостиница не является перевалочной базой, а является местом комфортного отдыха, он вряд ли бы подошел. Какие-то расхлябанные двери, какие-то незакрывающиеся замки на санузле, недостреливающий вай-фай, древние телевизоры, показывающие три канала, ну и прочие мелочи. Которые мне лично ни на что не повлияли.

Итак, утро, первый активный день на Домбае.


С Владом встретились, узнали, что к нашей группе присоединили еще девушку из Москвы. Таким образом наша группа состояла из четырех человек, плюс инструктор. По программе первый день должен был быть прогулочным и легким, размяться перед остальными днями, более сложными. Но Влад решил модифицировать программу, разнообразить ее (подниматься и спускаться по одному и тому же маршруту действительно как-то скучновато), и повел нас по программе второго дня, но еще немного видоизмененной. Как потом оказалось, это было ошибкой:)

Его идея состояла в том, чтобы подняться на вершину горы Мусса-Ачитара (3000 м. н.у.м.) на канатной дороге, с нее перебраться на соседнюю вершину (+200 метров вверх) пешком. Мы, конечно, согласились - у нас не было планов сразу стереть все ноги, были планы забраться и посмотреть, и канатка была в этом большим подспорьем. Потом по плану предполагалось спуститься обратно в Домбай (он находится на высоте 1590, но мы должны были спуститься не прямо в него, а где-то на уровень 1500, а потом по асфальтовой дороге перейти в Домбай на вертикальные 100 метров вверх).

Поехали

Мусса-Ачитара - это горнолыжный склон, основной в сезон. Есть две разных очереди подъемников, разделенных на этапы, поднимающие тебя на разные высоты. Подняться из Домбая на 3200 без скидок стоит 4 очереди по 250 рублей, плюс пятая за 200. Пятую мы пошли пешком.

Транспорт

Поднимаемся

Кто-то всю дорогу поднимался пешком

Гостиница

Пушка для сбивания лавин

Виды

Домбай

Ледник

Последняя очередь канатки. Мы пешком.

Растительность выше трех тысяч метров н.у.м.

Лето

Река Теберда. Если приглядеться, видно город Теберда.

Озерцо. Около него будет привал и чай. Но до него еще спуститься надо.

Эльбрус. Местные произносят это слово с ударением на последний слог. В ясную погоду отлично виден. Когда мы здесь будем второй раз, будет совсем небольшая дымка, но Эльбрус мы не увидим.

Турьи... отходы.

Виды





Влад

Тоже я

И тут я внезапно обнаружил, что привез с собой группу вполне себе ходящую, но ходящую исключительно по равнинным поверхностям. На 3200 забрались все. В начале спуска, когда у меня даже одышка еще не началась, стало очевидно, что одного человека надо отправлять обратно на канатке.

При спуске где-то на те же 3000 обнаружилось, что еще один человек не может идти. Ну т.е. может, но горные переходы ему (ей) даются с большим трудом. Влад тут же подключился, отдал свои треккинговые палки, стал помогать. На уровне 3000 еще лежал снег, активно светящее солнце отражало от него ультрафиолет, я прямо почувствовал, как моя кожа говорит «пщщщщ» и замотал лицо банданой. Все равно не помогло. На Домбае солнце очень кусачее. В 8:30 в это время года еще нормально. А в 9:00 оно уже начинает кусаться и жечь.

Где-то на тех же 3000, чуть ниже, я обнаружил, что правое колено у меня начало протестовать против таких поверхностей. Сначала оно подавало какие-то незначительные сигналы боли, которые я проигнорировал, но вскоре оно сказало «Так, больше ты меня сгибать не будешь». Мама дорогая, мы еще на 3000, только-только субнивальный пояс растительности прошли, а нам спускаться на 1500 - там еще камни, альпийские луга, трава в человеческий рост, лес, бурелом, почти вертикальные спуски…

Схема зон растительности

Это не самая плохая поверхность, из тех, по которым ходили

Сначала я молча шел, наблюдая динамику. Потом понял, что динамика отрицательная. На левой ноге - хоть прыгай. А вот правая выдала номер. Такое один раз было уже два года назад на Камчатке, когда с Мутновского вулкана спускались. Но в тот же день прошло, больше не повторялось, как-то не ожидал я такой засады.

Сейчас пройдем заросли рододендрона, потом небольшую каменную гряду, потом небольшой спуск и около озера будет привал. Нога уже не гнется. Рододендроны проехал сидя. Спустились с уровня камней до уровня травы. До деревьев еще идти и идти. Среди деревьев тоже.

Рододендрон ниже уже отцвел

Подремонтировался эластичным бинтом на привале возле озера. Вспомнил, что у меня четыре конечности, а не две:) Потом еще палками треккинговыми угостили. Влад на нашу хромоногую команду смотрел совершенно спокойно. Подбадривал, говорил, что все равно спустимся, даже если нас нести придется. Ну и я… Не стонал, а просто про себя матерился:)

Откуда-то одинокая береза взялась. Они там все такие "лежащие", их лавинами гнет.

Вокруг было очень и очень красиво, но при острой боли, да когда еще высокая трава цепляется за ногу, да по бурелому, да при осознании, что еще идти и идти...

Альпийское разнотравье

Еще одно озерцо. Спускаемся к нему. Угол наклона... не вдохновляет:)

Кадр тоже про угол наклона. Немолодая сосна. Ее верхушка недалеко от меня и на уровне глаз. Ну и вообще. Вышли на другой уровень, деревья появились.

Воды очень много. Здесь. Есть горы, в которых первые три часа очень крутого подъема вода не встретится. Семенов-баши, например. А на Мусса-Ачитара источников достаточно. Ну, как источников. Это все талая вода с ледников. Очень вкусная. Пить из любой лужи - пожалуйста.

Мишкино лежбище. Хозяин не обнаружен.

Иди, Дима, иди. Скоро темнеть будет.

Еще раз о поверхностях и углах наклона.

Огромные пихты. Один из последних кадров этого дня. Вскоре стемнеет. Последние полчаса где-то еще и не видно будет, куда наступать.

В общем, спуск занял 9 часов:) Спустились на асфальт, дальше по нему километра три до трассы Теберда-Домбай, а дальше шесть по трассе до Домбая. Решили, что будем вызывать такси на последние шесть километров. Угу. 400 рублей. За 6 километров по асфальту. И это мы вам еще скидку сделали. Не нравится? Ну пешком иди. Нравится, нравится.

Все-таки я лох:) Ну каким м*даком надо быть, чтобы столько времени собираться, готовиться, договариваться, организовывать, приехать в такую даль и выпилиться в первый же день?

Но все-таки я крут:) Спуститься с 3000 на 1500 (это, на секундочку, высота 500-этажного здания) на одной ноге и далеко не на лифте...

Единственный оставшийся ходячий человек из нашей группы, выйдя на асфальт тут же подвернул ногу:)) Как в считалочке про десять негритят прямо. По одному выщелкнулись. Таким образом, к завершению первого дня ходячих людей у нас не осталось. Влад потом признал, что надо было придерживаться ближе к программе, там первый день был довольно щадящим, мы бы расходились. Но он хотел разнообразить программу, заодно посмотреть, как мы ходим. Ну, посмотрел:) Вообще, он сказал, что по мне видно, что я «ходячий», а от травмы никто не застрахован. Из вежливости, наверное. Ну да ладно.

Еще Влад признал, что мы молодцы в эмоциональном плане. Видно было, что очень больно, но никто не жаловался, что-то там подшучивали. В его практике, по его словам, в таких ситуациях чего только не было. Слезы, истерики, ругань...

Ввиду того, что я понятия не имел, как буду чувствовать себя на следующий день, да и остальные тоже, c Владом мы договорились созвониться наутро.

Трудно себе представить экскурсию на Домбай без подъема на склон горы Мусса-Ачитара по канатной дороге. С высоты птичьего полёта осмотреть всё великолепие, которое будет окружать вас на протяжении вашего отдыха.


Вид на гору Мусса-Ачитара с четвертой очереди канатной дороги

География

Высота — 3012 м. (Контур по изогипсе 2700 м.)

Южная часть склона отделяется долиной от Большого горного хребта до водораздела. Широкий обзор открывается с «Мусса-Ачитарского» хребта. Видны ледники, раскинувшиеся на Главном хребте, пики вершин, вдалеке виден Эльбрус. Хорошо видна цепь верховий Кубани. Обозреваются Гоначхирская впадина и впадины Теберды.

Происхождение названия

Название горы – Мусса-Ачитара – переводится на русский как «плач Муссы». У коренных жителей Домбая есть легенда о том, что жил когда-то в этих горах вор Мусса. Он воровал скот и переправлял его в другие аулы на продажу.

Однажды Мусса украл огромное стадо, которое хотел перевести на противоположную сторону горы. Но спустя некоторое время вор увидел, что подъем, по которому он гнал скот, резко обрывается вниз. Вперед путь был отрезан, назад он тоже не мог вернуться. Тогда Мусса сел и горько заплакал. История незадачливого вора и дала название вершине.

Канатные дороги


Схема канатных дорог Домбая

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и шестикресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль «Югославки» и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

Кресельная канатная дорога

Пять очередей кресельной канатной дороги поднимут вас на высоту 3002 метра над уровнем моря, откуда открывается захватывающая дух панорама заснеженных вершин, сверкающих на солнце ледников, бурных, стремительных рек и звенящих водопадов.


Кресельная канатная дорога

Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ.

Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания. Раньше именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания. Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется. Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Муса-Ачитара.

Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги. Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. - уровень гостиницы Пик Ине) - нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй - плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания.

Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги - ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров - поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины горы. Длина трассы здесь около 1 км. В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Цель - прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников при отключении электричества, а такие отключения на Домбае бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью спасателей и ратрака.

Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 - 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима тем шире зона. Осенью 2002 года на станцию завезли дизель - резервное обеспечение двигателя станции электричеством. Теперь при массовых отключениях электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и вызволить всех сидящих - штатно и безопасно.

Маятниковая Канатная Дорога (1630-2260 метров)


Маятниковая канатная дорога. Домбай.

Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути - 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, в 50 метрах от .

Новый комплекс канатных дорог

Новый комплекс канатных дорог возводился в период с 2004 по 2008 года. Он представляет собой современный комплекс от европейского производителя и состоит из 3 очередей:

1-я очередь «Домбай-1» 8-ми местная гондольного типа (1590-2277 м)
Кабины Гондольной дороги комфортабельны, с карманами для лыж, удобными сиденьями и автоматически открываемыми и закрываемыми дверями.


Кабина гондольной дороги. Домбай

2-я очередь «Домбай-2» 6-ти местная кресельная (2277-3008 м)
Протяженность — 2182 м. Перепад высот — 731 м.

3-я очередь «Домбай-3» 4-х местная кресельная (3008-3168 м.)
Протяженность — 661 м. Перепад высот — 160 м.

Гостиница «Тарелка»


Гостиница «Тарелка»

Здесь же вы сможете увидеть одно из самых уникальных строений в поселке Домбай — гостиницу «Тарелка», которую финские архитекторы подарили правительству России в знак дружбы в 1969 году. Эта конструкция, не имеющая аналогов в своем роде, считается памятником архитектуры 20 века, и ее копия хранится в музее в Дюссельдорфе.


Транспортирование гостиницы «Тарелка» на Домбай

В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.

Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа - вываливалась вниз. Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян.На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.

Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем - спорны.

Панорама Главного Кавказского хребта

Панорама , которая открывается со склонов Мусса-Ачитара завораживает и восхищает.


Вид на Эльбрус с 5-го уровня

Величественные 4-х тысячники и, конечно, гора Эльбрус «в белой папахе» — это то ради чего стоит подняться на смотровую площадку 6-го уровня канатных дорог.


Панорама главного Кавказского хребта

Гора Мусса-Ачитара, уровень 3008 м. — на верхней станции Канатки Домбай-2

О месте установки этой камеры в п. Домбай:

Лучшей зоной катания считается обширный юго-западный склон хребта Мусса- Ачитара (высота 3012 м). Горнолыжные трассы начинаются с высоты 3000 м, общая протяженность 20 км и они обрабатываются ратраками. Есть горнолыжные трассы под любой уровень подготовки и помощь опытных инструкторов. В Домбае есть и «необъезженные» горные участки для экстремалов, и спокойные зоны катания для новичков и среднего уровня подготовки.

Слово «домбай» означает по-карачаевски «зубр», когда-то в домбайских лесах бродили целые стада могучих великанов. Домбай — горная территория в Карачаево-Черкессии в бассейне реки Кубани на Северном Кавказе. Отсюда по прямой 65 км до вершины Эльбруса и 60 км до побережья Черного моря. Южная граница Домбая — Главный Кавказский хребет. Высшая точка — вершина Домбай-Ульген, высотой 4040 метров. Соединение 3-х главных ущелий Домбая — Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена — образует естественный центр территории — живописную Домбайскую поляну, лежащую на высоте 1600 метров над уровнем моря.

Еще в глубокой древности (1 тыс. лет до нашей эры) здесь проходил горный рубеж между владениями скифосарматов на севере и колхов на юге. Позже (4-8 век н.э.) южные склоны гор заняли абхазы, а в горных ущельях Кубани появились аланы. По крупному ущелью Гоночхир, через Клухорский перевал проходил древний торговый путь, по которому шли караваны римских, генуэзских и византийских купцов. Татаро-монгольское нашествие принесло гибель Аланскому государству, оттеснило в горы многие из племен. В горных ущельях Кубани и Теберды, на основе поредевшего аланского населения и пришедших сюда тюркоязычных кипчаков, возникла карачаевская народность, сохранившаяся и до наших дней, как коренное население этих мест.

Домбай — один из современных центров отдыха и спорта, альпинистская, горнолыжная и туристская Мекка Большого Кавказа. В настоящее время на Домбайской поляне работает целый туристский комплекс из 12 гостиниц. Важным его звеном являются канатные дороги. Действует 6 очередей канатно-кресельных дорог (правда 6 очередь это пока строящаяся канатка, которая была открыта 16.12.06 только в демонстрационном режиме), маятниково-канатная дорога, сеть бугильно-буксировачных дорог (длиной 200 — 600 метров). Спуск с вершины хребта Мусса-Ачитара можно осуществить по десятку вариантов трасс различной степени крутизны, сложности и скорости, что позволяет удовлетворить вкусы и опытных и начинающих горнолыжников. С Домбайской поляны берут начало многие пешеходные маршруты.

Мусса-Ачитара - самая посещаемая гора над поселком Домбай. К ее вершины из поселка проведена канатная дорога - кресельная и кабинки. Зимой - это место катания для лыжников и сноубордистов.

Гора Мусса-Ачитара (Домбай) - канатная дорога, высота вершины

Высота Мусса-Ачитара 3012 метров. На русский ее название переводится как «плач Муссы». Об этом даже сложена легенда:

Однажды Мусса украл большое стадо и без труда загнал его по пологим склонам горы на самую вершину. Радость наживы уже овладела им, но вдруг он увидел, что с другой стороны гора скалистая и не имеет спуска, и тогда Мусса упал на землю и заплакал.

Мусса-Ачитара — канатная дорога

Главная причина, почему вершину активно посещают — канатная дорога, позволяющая за 20 минут подняться с 1577 метров (высота нижней станции в поселке) до 3012 (верхняя станция). Отсюда можно на 4-х местной кресельной канатной дороге подняться почти на вершину.


Канатная дорога из поселка поднимается до самой вершины Мусса-Ачитара . В ясную погоду с неё виден даже Эльбрус. А по мере подъема открывается живописная панорама Домбайской поляны - Домбай-Ульген, пик Инэ, зуб Софруджу, Белалакая, Семенов-Баши и другие вершины Главного и других хребтов. Отсюда открываются виды на ледники, особенно на Джугутурлючатский и Алибекский.
С 3 и 4 очередей хорошо любоваться видами водопада Джугутурлючат, берущего начало из одноименного ледника.


С высоты 3012 метров можно увидеть вид на противоположную сторону хребта — долину реки Гоначхир и пики, закрывающие Архыз.

Зимой на склонах Мусса-Ачитара открываются десятки горнолыжных трасс. Здесь работают почти все веб камеры Домбая .
Есть на Мусса-Ачитара и другие достопримечательности:
Надпись «Я люблю Домбай» на фоне Главного кавказского хребта.
Гостиница «Тарелка». Появилась на склоне в 1979 году как пробный образец. Работает только в зимний сезон. С 2017 года Тарелку подняли на высоту 2500 из-за прокладки новой линии канатной дороги.
Многочисленные кафе и точки по продаже сувениров.

Подъем на смотровую площадку горного хребта Мусса-Ачитара является главным пунктом для неподготовленных туристов во время посещения Домбая. Отсюда открываются действительно красивые вида на горные долины и хребты Домбая.

В центральной части поселка Домбай расположена нижняя станция канатной дороги. Всего на склоне горы 3 станции канатной дороги, которые зимой служат для подъемов лыжников на трассы, а летом сюда приходят те, кто хочет полюбоваться Кавказскими горами с нескольких смотровых площадок.

Первая станция канатной дороги (высота 2265 м) самая многолюдная и, пожалуй, именно отсюда открываются самые красивые вида на ущелья рек Алибек и Домбай-Ульгена, а также красивые пики, домбайских гор, включая самую высокую гору этого района - Домбай-Ульген (4046 м). Здесь находится очень много ресторанов, включая знаменитую Летающую Тарелку, а также лотки продавцов местных сувениров.

Спускаясь от станции канатной дороги, нужно повернуть направо, чтобы подойти к смотровой площадке, с которой видна Домбайская поляна в месте пересечения трех долин. Потом можно пройти в противоположную сторону по склону горы, чтобы посмотреть горные пики с разных ракурсов.

Затем нужно подняться на верхние станции канатной дороги. Вторая станция (3035 м) фактически является промежуточной, поэтому можно сразу подниматься на третью (3200 м), самую верхнюю станцию канатной дороги на горе Мусса-Ачитара.
Отсюда хорошо видны не только три пика долины Домбай-Ульген (Инэ, Джугурлючат, Домбай-Ульген), которыми любуешься на первой станции, но и весь Кавказский хребет, хотя нужно признать, что виды уже не столь живописны. Дело в том, что красивые долины остались глубоко внизу, а здесь видны лишь горные пики и хребты, впрочем, на этом уровне есть своя привлекательность.

Почувствовать ее можно прогуливаясь по хребту Мусса-Ачитара в направлении горы Домбай-Ульгена, здесь очень красивые горные и цветы, которые растут прямо среди камней, покрытых высокогорным мхом. Впрочем, будьте осторожны с долгими прогулками на этой высоте. Здесь чувствуется недостаток кислорода в разреженном воздухе, поэтому долгие прогулки, особенно если есть какие-нибудь проблемы с сердцем, не рекомендуются.