Сикстинская капелла. Сикстинская капелла – духовное сокровище Ватикана Сикстинская капелла фрагмент росписи ватикан

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Содержание:

Краткая история

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Фрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола , по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.

Вы можете самостоятельно изучить музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу, но чтобы оценить всю силу шедевров, лучше это сделать с нашей команды

В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков.

История создания

Сикстинская капелла построена по приказу папы Сикста IV, также известного под именем Франческо делла Ровере. До неё на этом месте находилась Великая капелла, которая ничем примечательным в истории не запомнилась. Строительство продолжалась в 1475–1481 годах. Сикстинская капелла не зря напоминает снаружи оборонное здание. Сиксту IV было необходимо укрепить сооружение из-за нависшей угрозы со стороны Синьории Медичи и Мехмеда II, также желающие власти и грозящие Сиксту IV смертью.


Вход в Сикстинскую капеллу

Церковь представляет собой прямоугольное помещение из трех этажей, два из которых были предназначены для потребностей церкви, а третий создан специально для укрытия солдат, которые могли помочь в экстренный момент. Сейчас, конечно, третий этаж не выполняет прежних функций.

Роспись Сикстинской капаллы

Главная жемчужина сооружения – это роспись Сикстинской капеллы. В начале 1480-х над ней работали выдающиеся живописцы Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли и другие.

Но самый известный мастер, работавший над росписями капеллы, был Микеланджело Буонарроти. Он приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II и преуспел настолько, что по его фрескам учили многих и многих будущих художников. А в 1536 году мастер приступил к созданию одной из своих величайших работ – фрески «Страшный суд».

Также Сикстинская капелла известна конклавами. Конклав – это специальные выборы нового папы Римского, если предыдущий папа скончался или отрекся от титула. Эти выборы проводились каждый раз в Сикстинской капелле с конца XV века.

Потолок Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла – это одна из жемчужин культурной и религиозной жизни эпохи Возрождения. Религиозные мотивы, изображенные на фресках, дают миру представления о силе веры людей того времени, об их таланте и эстетической развитии. В современном мире мало кто может повторить работы такого масштаба, какие были сделаны в XV-XVI столетии в стенах Сикстинской капеллы в первую очередь Микеланджело Буонарроти.

Фрески

После строительства капеллы, в знак доброй воли Синьория Медичи приказала отправить ряд флорентийских мастеров в Ватикан. Так она показывала свою добрую волю и надежду на будущие мирные отношения. Флорентийские мастера украсили стены капеллы, переплев на них сюжеты Нового и Ветхого Завета.

На фресках северной стены описывалась жизнь Иисуса Христа, на южной – Моисея, но, к сожалению, из 16 существовавших фресок сохранилось лишь 12.

Из флорентийских мастеров живописи наиболее ярко проявил себя Перуджино. К работам Перуджино относятся «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру» на северной стене и «Обрезание сына Моисея» на южной. Все три фрески были исполнены в 1482 году.

Фреска “Вручение ключей апостолу Петру”

Еще одним известным представителем флорентийской школы был Сандро Боттичелли . Его кисти принадлежат такие работы, как: «Искушение Христа» на северной стене и «Призвание и испытания Моисея», «Наказание восставших» на южной. Работы были исполнены в 1480–1482 годах.

Еще один флорентийский живописец Доменико Гирландайо предоставил миру фреску на северной стене «Призвание первых апостолов». Другая его работа была повреждена в 1522 году.

Сохранилось 4 фрески Козимо Росселли. Две из них изображены на северной стене: «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря», а две на южной: «Переход через Красное море» и «Схождение с горы Синай».

Еще одной известной работой является фреска «Завещание и смерть Моисея», исполненная флорентийским мастером Лукой Синьорелли. Фреска располагается на южной части и рассказывает о заключительных эпизодах жизни Моисея.

Фрески Микеланджело

Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Его цикл фресок завораживает своей красотой, религиозной насыщенностью и профессионализмом. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Пригласили именитого мастера в 1508 году.

Но стоит отметить, что Микеланджело на момент, когда его позвали расписывать капеллу, считался гениальным архитектором, но никогда до этого не имел дело с фресками.

Кроме того, что зодчий должен был сделать безупречно свою работу, его поставили в жесткие рамки: работа – работой, а церковные служения должны были проводится и необходимо было решить проблему со строительными лесами, которые бы помешали служителям церкви. На что Буонарроти решил использовать подвесные леса (леса крепившиеся верёвками к стене и потолку)– и на тот момент это было действительно прогрессивное решение.

Также необходимо более подробно описать стиль фресок Микеланджело: его человек – существо заведомо идеальное, созданное Господом во всей своей красе. Мастер рассказывает о сотворении мира, поведая историю Адама и Евы, Ноя и других библейских персонажей. Отдельную роль уделяется грехопадению человека, за которым непосредственно следует кара.

Сотворение Адама

Страшный суд

Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Живописец начал работу над ней в 1537 году и закончил в 1541 году (после 25-летней паузы с конца предыдущих работ).

Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника , и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона. Все остальные элементы, все фигуры фрески выполнил сам мастер.

Микеланджело Буонарроти при создании фрески «Страшный суд» уходит от многих норм и канонов того времени.

Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев. Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева. Все ожидают приговора и понимают, что для грешников предназначен Ад. Сам Ад изображен правом нижнем углу фрески.

Хор Сикстинской капеллы

При Сиксте IV был основан Хор, состоящий лишь из лиц мужского пола. Быть одним из членов «папской капеллы» считалось очень почетным. Первоначально, в состав хора входило 24 мужчины. С XIX века Хор получил название «Cappella musicale pontificia Sistina» и функционирует до наших дней. Количество лиц, имеющих право петь в хоре, значительно увеличилось. Теперь Хор состоит из 19 мужчин и приблизительно 30 мальчиков.

Видео

Билеты

Попасть в Сикстинскую капеллу можно только купив билет на просмотр всех музеев Ватикана . Билет лучше купить заранее чтобы не стоять в огромной очереди.

Где находится

Адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Как добраться

Так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным римским транспортом:

  • На метро – станция Ottaviano по линии A;
  • На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
  • На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Перед поездкой в Рим составляю виш-лист. Ватикан в нем - первый и единственный. Остальное по обстоятельствам, куда ноги поведут. Отстояв двухчасовую очередь и расставшись с нешуточной суммой на входе, попадаю в поток китайцев и, влекомая течением человеческих масс, мчусь на поиски Сикстинской капеллы. Каюсь: через все залы я бежала пулей к главному хайлайту, даже не глядя по сторонам (не делайте, как я). Поэтому в идеале нужно закладывать на Ватикан весь день, чтобы заценить каждую роспись на потолке и побывать в Ватиканской Пинакотеке. Но вернемся к нашей главной героине, которой я решила посвятить первую статью итальянского цикла сразу по возвращении в Россию. А для боле общего знакомства с самым маленьким государством в мире лучше обратиться к литературе:

У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд». Но первоначально всё было совсем не так: потолок отличался простотой и изображал звездное небо, созданное другим мастером. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Ватикан привык только к лучшему, поэтому папа Юлий II (племянник Сикста IV - автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести. Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне? Но против Папы не попрешь: не можешь - научим, не хочешь - заставим. И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску.

Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама, потолок Сикстинской капеллы

Сразу развенчу красивый миф: он писал не лежа на спине, а в нормальном вертикальном положении с помощью специально созданных для этой цели строительных лесов. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Вот так, из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Более трех сотен фигур из Ветхого Завета, иллюстрирующие историю от сотворения мира до потопа, написаны без эскизов, слету. Но в процессе значительная часть трудов мастера пропала даром: плесень разрушила львиную долю работы. Пришлось начинать сначала.

Микеланджело Буонарроти, Грехопадение, потолок Сикстинской капеллы

Через четверть века уже другой папа, Павел III, вновь пригласил пожилого художника в Сикстинскую капеллу. Так в 1536–1541 годах появилась алтарная фреска «Страшный суд». Но и на этом точка в работе над капеллой не была поставлена. Микеланджело осмелился изобразить персонажей сцены полностью обнаженными, что вызвало бурю негодования у целомудренной публики контрреформационного толка. Фигуры пришлось приодеть, но этим занимался уже другой художник спустя 24 года.

Микеланджело Буонарроти, Страшный суд

Не только Микеланджело

На самом деле Сикстинская капелла - живой свидетель сразу трех этапов Возрождения. К Чинквеченто (Высокое Возрождение) отнесем Микеланджело, а голосок Сейченто (Позднее Возрождение) прорезался во второй половине XVI веке, когда усилиями Контрреформации стыдливо были прикрыты гениталии нагих персонажей фрески. В те времена многим приверженцам нудистского подхода к живописи досталось на орехи от католической церкви. Позднее последовала череда реставраций, но это уже немного другая история.

Отмотаем еще немного времени назад - и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). Если бы не трещины на звездчатом потолке, мы знали бы Сикстинскую капеллу именно по их фрескам. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.

Цитата сообщения

Сикстинская капелла - полный обзор росписей на потолке

Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино (Джорджио) де Дольчи (Giovannino de Dolci) по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV (по имени которого и получила своё название).

Сейчас Сикстинская капелла - это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.



23. Сикстинская капелла, Южная Стена — Моисей с Таблицами Закона (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Моисей получает таблицы от Бога, на горе Синай. Спящий молодой человек - это Джошуа.
Слева, на переднем плане: Моисей и Джошуа вернулись и показывают таблицы людям.



24. Сикстинская капелла, Южная Стена — Наказание Корея, Дафана и Авирона (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1482 год)
Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых закидать камнями Моисея.
В центре: Арон (с митрой) подвергается нападению людьми, которые оспаривают его духовенство.
Слева: Моисей обращается к Богу с просьбой наказать мятежников.



25. Сикстинская капелла, Южная Стена — Последний вздох Моисея и его смерть (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)
Справа: Моисей обращается к толпе слушателей.
Слева: Он передает лидерство своему преемнику — Джошуа.
В центре: Ангел показывает Моисею Землю Обетованную, которой он никогда не достигнет.
Слева: Люди оплакивают его смерть.



26. Сикстинская капелла, лицом к алтарю.



27. Перед входом в Сикстинскую капеллу.



28. Сикстинская капелла, вид снаружи.



29. Сикстинская капелла. Встреча Папы Бенедикта XVI и художников со всего мира.