Когда был построен карлов мост в праге. Река Влтава в Праге – порожистая и своенравная, украшенная мостами и островами. Единственный мост с молоком, творогом, вином и яйцами

Прага и мосты

Величественная и загадочная Прага притягивает к себе туристов, словно магнитом. Поговорим о том, что, несомненно, попадает в поле зрения – о мостах. Попадая в столицу Чехии, окутанную тайнами и легендами, на протяжении столетий вплоть до 19 века жители переправлялись через реку по одному единственному Карлову мосту. Многие считают, что так происходит и сейчас, но это большое заблуждение. Вы удивитесь, ведь мостов в Праге ни много ни мало – 18 штук!

Самый старинный и известный по всей Европе Карлов Мост иногда называют Черным, он был возведен еще в 14 веке по приказу короля Карла IV. Чем же он примечателен? Это не просто пешеходный мост, а настоящий музей. Он казался невероятно широким, рыцарские турниры и процессии коронации, проходившие когда-то в этих местах, оставили свой след. На мосту насчитывается 16 арок и тринадцать статуй святых. А еще – это мост, где исполняются желания. Не верите? Просто потрите статую Яна Непомуцкого, и ваше самое невероятное желание сбудется – по крайней мере, так гласит поверье.

Еще один приметный мост в Праге когда-то назывался мостом интеллигенции. На нем всего лишь на один пролет меньше, чем на Карловом. Это Браницкий железнодорожный мост, но также и пешеходный. Сам по себе он не отличается особой красотой, но примечателен тем, что в 50 годы прошлого столетия его строили представители репрессированной интеллигенции.

А вот Нусельский мост в Праге овеян множеством легенд и мистическим ореолом. Да, этот самый мост самоубийц, на котором стремятся свести счеты с жизнью суицидально настроенные элементы. Разочаровавшиеся люди слетались сюда как мотыльки на свет, чтобы свести счеты с жизнью и окунуться в мрак.

Карта мостов в Праге

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

Карлов Мост: 50.086418 , 14.411488

Мост Легии: 50.081296 , 14.410329

Ирасеков мост: 50.075582 , 14.411380

Мост Палацкого: 50.072814 , 14.412260

Вышеградскй железнодорожный мост: 50.066891 , 14.413548

Манесов Мост: 50.089502 , 14.412775

Чехов Мост: 50.092999 , 14.417024

Стефаников мост: 50.094265 , 14.427109

Главков Мост: 50.095697 , 14.437065

Либенский мост: 50.103295 , 14.459982

Мост Баррикадников: 50.113423 , 14.445305

Нусельский Мост: 50.066671 , 14.430370

Баррандовский Мост: 50.038923 , 14.407325

Браницкий мост: 50.026794 , 14.397733

Тройский мост: 50.112267 , 14.435949

Название маркера


Баррандовский мост

Подробнее


Браницкий мост (Мост Интеллигенции)

Вышеградскй железнодорожный мост

Главков Мост

Ирасеков мост

Подробнее


Карлов Мост

Подробнее


Либенский Мост

Подробнее


Манесов мост

Ежедневно по Карлову мосту (Karlův most) в Праге проходят тысячи человек. Причина популярности проста: эта средневековая переправа сегодня соединяет два важнейших для туристов района города - Старый Город и Пражский Град.

Карлов мост - история

Еще в 1172 году на месте Карлова моста выстроили переправу через реку Влтаву, Юдитин мост. Разрушенный наводнением 1342 года, о своем существовании он напоминает лишь Малой мостовой башней, а также несколькими арками, сохранившимися в подвалах домов.

Juditin most чехи решили не восстанавливать. Южнее его развалин был сооружен под руководством известного немецко-чешского архитектора, Петера Парлера, Карлов мост. Новое сооружение сделали более высоким и широким: при длине в 515,8 м ширина новой конструкции увеличилась на три метра, до 9,4 м, достигая в самом просторном участке отметки в 13,4 м.

Точная дата начала строительства известна лишь по легендам, которые гласят, что время для старта первого дня работ выбрали астрологи. Они порекомендовали заложить камень в основание будущего моста 9 июля 1357 в 5:31 утра, что и сделал сам Карл IV.

Карлов Мост - Малостранские мостовые башни
Карлов Мост - Староместская мостовая башня

Карлов мост - архитектура

Образцом для строительства служил, очевидно, Каменный мост в Регенсбурге. Полотно удерживает 16 арок, изготовленных из песчаника. Защищают мост три башни, две из которых расположены на стороне Мала-Страны. При этом Староместская мостовая башня считается одним из красивейших готических сооружений в городе и Европе.

Между 1683 и 1714 годами мост украсили цепью из 30 барочных статуй. Сегодня все они заменены репликами, а в те времена участие в их создании принимали знаменитейшие богемские скульпторы. Все изваяния посвящены почитаемым святым рубежа веков. В 1965 году их с целью сохранения перенесли в Национальный музей.

Карлов Мост - скульптуры
Карлов Мост

Интересно, что среди скульптур Карлова моста (это имя было дано переправе в 1870 году, на волне национального возрождения) нет представителей политиков, ратовавших за создание сильного чешского государства. Так, здесь не найти скульптуры даже Карла IV и Вацлава IV. Увидеть можно лишь распространителей и идеологов католицизма (св. Бернард, св. Иво, Фома Аквинский и т.д.).

Карлов мост (Karlův most), изначально называемый Пражским, неоднократно проходил через испытания природными стихиями и антропогенными происшествиями. В отличие от предшественника, ему удалось выстоять. Так, в 1432 году три опоры были повреждены в результате наводнения, в 1496 году сломалась третья арка, а в 1648 прямо на мосту велись сражения между шведами и чехами в ходе Тридцатилетней войны. Тогда же переправа лишилась большей части своих украшений.

Несмотря на то, что и позже Карлов мост сталкивался с разрушительной силой природы (например, в 1748 году сразу пять опор пострадали от наводнения), свой современный облик переправа получила на рубеже XVII - XVIII веков. Однако испытывать ее судьбу продолжала не только стихия. В конце XIX столетия по мосту пустили линию конки, а позже - трамвай с нижним токосъёмом. К счастью, городские власти вовремя одумались, а с 1974 сделали переправу пешеходной.

Стоит отметить, что Карлов мост, как единственное связующее звено между двумя берегами, сыграл важную роль в истории развития города. Так, когда стало понятно, что его содержание потребует немалых сумм, контроль за уплатой пошлин поручили Мальтийскому ордену и Ордену Крестоносцев Красной Звезды. Получив под контроль, соответственно, восточную и западную части моста, они возвели целые районы: один вокруг Мальтийской и Велкопреворской площадей, а второй около площади Крестоносцев.

Как и сам мост, связанные с ним элементы являются архитектурными памятниками. Заслуживают внимания путешественников неоготическая лестница на остров Кампу (1844 г), все три башни, лестницы.

Карлов Мост - вечером
Карлов Мост - на рассвете

Немаловажную роль этот архитектурный объект сыграл и в истории города. Если верить преданиям, именно отсюда был сброшен в мешке Ян Непомуцкий, почитаемый чешский святой. После казни 27 июня 1621 г лидеров антигабсбургского восстания на Староместской мостовой башне 10 лет висели головы 12 лидеров протестантского движения. С 1438 года по мосту проходил Королевский путь - маршрут, по которому будущие чешские правители ехали на церемонию коронации.

Сегодня Карлов мост - один из самых известных в Европе. Гости Праги верят, что загаданные здесь желания обязательно сбываются. Ну а скептикам, несомненно, доставит удовольствие знакомство с уникальным произведением искусства средневековых архитекторов.

Видео:

Карлов мост - адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

Главков мост - один из старейших мостов в Праге. Он пересекает самый большой пражский остров Штванице, а его внешний облик сочетает сразу два стиля архитектуры. Но все-таки главной достопримечательностью моста являются его знаменитые скульптуры.

Главков мост был построен в 1912 году и сразу получил свое прежнее название. Этот мост состоит из двух частей. Это результат компромисса между сторонниками железа и железобетонных конструкций.

Сегодня, как в далекие времена, через Главков мост курсируют трамваи, а пешеходные дороги всегда полны людей. А все потому, что он имеет художественные особенности - этот мост известен замечательными рельефными скульптурами, а на северной стороне установлены скульптуры «Труд» и «Гуманность».

Чехов мост

Чехов мост – уникальный арочный мост, оформленный в стиле модерн. Он назван не в честь русского писателя А.П.Чехова, как стоило бы предполагать, а в честь известного чешского писателя Святополка Чеха.

Чехов мост - один из самых коротких мостов через реку Вталву. Его длина составляет 169 метров, а ширина 16 метров. Он был построен в в 1905–1908 годах и несколько раз менял название, но до сих пор, как и много лет назад, через мост курсируют знаменитые пражские трамваи.

К тому же этот мост несет не только транспортную функцию, но еще и архитектурную. Четыре бронзовые статуи, резные уличные фонари и арки - все это находится на мосту и считается историческим наследием Праги.

Мост любви

На реке Чертовке в Праге располагается небольшой мостик, названный мостом любви. Это романтическое место популярно следи влюбленных пар, а также молодоженов, которые на перилах моста оставляют замки с выгравированными именами, а ключи отправляют на дно Чертовки. Мост любви стал символом верности сотням пар, оставивших здесь свой замок. Ритуал этот сравнительно появился недавно – в 2008 году, с тех пор мост носит такое романтическое название. Река Чертовка небольшая, но ее рукав создал в Праге остров Кампа, тихое и уютное место для прогулок и встреч. Рядом с мостом любви находится водяная мельница и недавно поставленная здесь скульптура водяного.

Мост Легионеров

Мост легионеров расположен в Праге. Он был построен на замену цепного висячего моста императора Франца I.

Длина моста 343 м, ширина 16 м. Как образец ему послужил, видимо, парижский Пон д"Альма, названный именем крымской речки Альма.

Мост был построен на средства чешского предпринимателя Войтеха Ланна, согласно плана архитектора Антонина Бальшанка и инженера Йиржи Соукупа в сотрудничестве с инженером Йозефом Лану, который, умер вскоре после объявления конкурса на проект моста. Особо выделяются 18 исторических чугунных канделябров уличного освещения, высотой почти 10 метров, украшенные в нижней части рельефами ремесел и растительным декором (эти столбы были в 1969 г. заменены на копии).

Строительство моста началось через 7 лет после конкурса. Его осуществила Будапешская фирма «Г. Грегерсен и сыновья». Кстати, именно она возвела две новых опоры Карлова моста, уничтоженные наводнением 1890 г.

Браницкий мост

Браницкий мост - железнодорожный мост через реку Влтаву. Расположен в центре Праги и по праву считается одной из достопримечательностей города.

В народе Браницкий мост более известен как Мост интеллигенции. Его и правда строили одни интеллигенты - репрессированная интеллектуальная элита и чешские диссиденты, наказанные за инакомыслие. Строительство продлилось три года - с 1952 по 1954. Мост сооружался по проекту архитектора Йозефа Клемеша, который долго вынашивал идею строительства подобной переправы через Влтаву.

В результате у чешского проектировщика получилось монументальное строение - Браницкий мост состоит из пятнадцати пролётов, каждый из которых составляет более 50 метров в длину. Мост полностью железобетонный. Высота всей конструкции - 19 метров, а ширина - 14. По краям железнодорожного полотна оставлены бетонные дорожки для пешеходного движения.

Сегодня Браницкий мост является важным транспортным узлом Праги. А кроме того, это ещё и исторический памятник, напоминающий не о самых приятных временах чешской истории.

Карлов Мост

Карлов мост является одним из главных символов Чешской столицы. Это один из 18 мостов Праги, удивительно чарующих своей красотой и древностью.

С заложением первого его камня связана удивительная история. Сам Карл IV заложил мост в 1357 году, 9 июля в 5 часов 31 минуту. Данная дата, представляющая собою пирамиду с числом "9" на вершине – 1.3.5.7.9.7.5.3.1. – считалась наиболее благоприятной для любого начинания, и вот, спустя столько времени, мост по-прежнему заставляет нас любоваться его обворожительной красотой.

Современная легенда гласит, что Далай Лама, проходя по мосту в 1990 году, сказал, что мост находится в центре вселенной, и вокруг него нет отрицательной энергии. Быть может, именно потому он настолько притягательный.

Мост под Буловкой

Чем может быть знаменит обычный мост? Казалось бы – ничем. А вот мост под Буловкой в Праге- настоящая достопримечательность.

В мае 1945 года именно на этом мосту горожане держали оборону города. В настоящее время это - железнодорожный мост, который соединяет районы Голешовице и Трою.

Сегодня это сооружение носит вполне современный вид. Исторический мост в 1976 году поставили на сдвоенные косые опоры, и Влтаву он пересекает под углом в 45 градусов.

Либенский мост

Либенский мост - самый молодой мост в Праге. Он расположился над рекой Влтава, соединяя два района: Либень (отсюда и произошло название) и Голешовице. Этот мост имеет свою историю и уникальную конструкцию с арками.

Либенский мост был открыт в 1928 году по случаю десятилетия Чехославацкой Республики.

Мост длиной в 780 метров изготовлен из бетона и является одним из самых прочных мостов города. Он выполнен в стиле кубизма и имеет уникальную достопримечательность - пять величественных арок.

Кстати, если вы хотите посетить знаменитый пражский зоопарк, то вам нужно будет пройти именно по этому красивому мосту.

Мост Баррикадников

Прекрасная Прага известна каждому необычайными, всемирно известными мостами. Один из таких - мост Баррикадников.

Мост построен в 1983 году и является частью многополосной кольцевой дороги, проходящей почти по всей Праге. Мост пересекает Влтаву под углом в 53 градуса. Это самое крупное мостовое сооружение на территории Чешской республики.

Получил своё название благодаря крупнейшей в городе баррикаде, возникшей в мае 1945 года во время пражского восстания.

Это последний автомобильнвй пражский мост по течению Влтавы, далее - лишь стальной трамвайный и висячий переходик для велосипедистов и пешеходов к Тройскому замку.

Мост Палацкого

Мост Палацкого - один из самых старых в Праге. Этот мост длиной 230 метров имеет семь арок. Он изготовлен из тесаного камня трех цветов: из синего гранита изготовлены колонны и арки моста, из красного песчаника – дорога, а из белого мрамора сооружены перила.

Мост Палацкого был открыт в 1878 году для того, чтобы соединить промышленный район с центром города. Прага стремительно развивалась, и городу была нужна еще одна переправа через реку Влтаву.

За время своего существования мост был известен под несколькими именами. Он назывался «Каменный мост», «Подскалский», «Мост Моцарта». Лишь в 1945 году мост получил свое прежнее название в честь чешского писателя, политика и историка Франтишека Палацкого.

Манесов мост

Манесов мост соединяет старую рыбацкую деревню (ныне один из районов города) с центром Праги.

Рыбацкая тема отразилась во внешнем оформлении моста. Это - скульптуры рыбаков и резные уличные фонари. Совсем недавно мост стал еще и аллеей славы для композиторов.

Манесов мост был построен в 1916 году. Как и многие мосты в Праге, он несколько раз менял свое название. Сначала мост назывался "мост имени Франца Фердинанда д"Эсте" и лишь в 1920 году получил свое прежнее имя в честь известного чешского живописца, создателя циферблата на курантах Староместской ратуши, Йозефа Манеса.

Медный барельеф на Карловом мосту

Медный барельеф с изображением принятия мученической смерти святым Иоанном Непомуком, установленный в 17 веке на Карловом мосту в Праге, сегодня имеет не только историческое значение. Это место популярно среди туристов и местных жителей тем, что, по поверью, сердечные желания, загаданные на мосту и сопровождаемые прикосновением к этому памятника, обязательно сбываются.

По преданию, чешский король Вацлав утопил исповедника своей жены Иоанна Непомука под Карловым мостом за то, что тот отказался выдать ее любовную тайну. И над водой, на месте гибели священника, загорелись 5 звезд. С тех пор святой Иоанн Непомук в Чехии считается покровителем влюбленных, во всех изображениях его голову венчает нимб из пяти звезд.

Ирасеков мост

Ирасеков был первым, возведенным в XX веке в Праге, так как город уже не справлялся с возросшим потоком транспорта.

Архитекторы В.Хофман и Ф.Менкль сумели совместить классический элегантный вид моста, высокую грузоподъемность и функциональность. Этот мост имеет в длину 310,6 м, а в ширину 21 м. Пролеты моста высотой 14,5 м имеют традиционную форму, хотя и сделаны из современного материала. В 1931 г. по этому мосту был пущен пражский трамвай.

Свое название мост получил в честь известного чешского писателя Алоиса Ирасека.

Туристы могут пройти по Ирасекову мосту и дойти до площади, где установлен один из самых неоднозначных, но одновременно и популярных архитектурных памятников чешской столицы, так называемый Танцующий дом.

Нусельский мост

Нусельский мост – самый длинный и высокий мост в Праге. Он соединяет окраины города с центром Праги. Этот мост поражает своими масштабами. Ведь для того, чтобы построить 100 метров моста, пришлось снести 17 зданий, а десятки военных танков проверяли его на прочность.

Нусельский мост считается самым интересным и необычным мостом в Праге. Он построен в 1970-х годах, длиной в 485 метров, а высотой в 40 метров. Из-за такой большой для моста высоты его часто называют «мостом самоубийц».

Ежедневно по мосту проезжают сотни автомобилей, проходят туристы и жители города, а в сооруженном под мостом туннеле проезжает метро.

Штефаников мост

Штефаников мост является пятым трамвайным мостом в Праге. Он сооружен из бетона и имеет три огромных арки.

Кстати, раньше на месте Штефаникова моста был его предшественник. Это был небольшой мост, украшенный башнями, что делало его красивым для своего времени и очень похожим на лондонский.

К сожалению, башни не сохранились до наших времен, но некоторые части декора старого моста было решено оставить и сегодня они являются историческими объектами Праги.

Штефаников мост был построен в 1951 году и сначала получил название в честь коммуниста Яна Швермы. Но с приобретением независимости страны мост было решено переименовать. Так, с 1997 года мост получил свое нынешнее название в честь чехословацкого генерала Милана Ростислава Штефаника.

Карлов мост (Karlův most) - мост в Праге через реку Влтава, одна из самых узнаваемых достопримечательностей Праги.

Строительство Карлового Моста началось в 1357 году. Первый камень при строительстве заложил Карл IV, впоследствии мост был назван в честь него.

История Карлова моста в Праге

Карлов мост - самый старый мост в Праге и тех, что соединяют берега реки Влтавы - был построен на месте Юдитиного моста, разрушенного в 1342 году в результате наводнения. Задумка принадлежала королю Карлу IV, поэтому мост и называют Карловым. Строительство началось в 1357 году и завершилось только в начале XV века под руководством известного чешского архитектора Петра Парлежа. Им же возведена и украшена скульптурами и мостовая башня со стороны старого города.

Существует предание о том, что время для начала возведения моста было избрано астрологами. Историк Зденек Горский утверждает, что первый камень был положен самим Карлом IV 9 июля 1357 года в 5:31. Если выписать в ряд цифры выбранной даты, получается палиндром: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7(месяц) 5 3 1 (время). Тогда магия чисел играла важную роль в принятии любых решений. Положить начало строительства именно в этот момент пророчило Карлову мосту пережить много веков.

Если верить легенде, то известного католического мученика и святого Яна Помуцкого сбросили в реку с Карлового моста. Когда тело священника в мешке скрылось под водой, в том же месте очевидцы заметили мерцание 5 звезд. Поэтому с тех пор образ Яна Непомуцкого всегда изображают с 5 звездами над головою. Место, где это произошло, можно узнать по кресту, прикрепленного медными гвоздями прямо к перилам.

Долгий период времени мост использовали короли, чтобы проезжать из Кролевского двора в Град. А с простых людей за проход требовали плату.

С 1974 года Карлов мост в Праге стал полностью пешеходным.

В сентябре 1890 года в Праге случилось ужасное наводнение, которое причинило сильный вред Карловому мосту. В пролетах застряло много мусора, деревьев, снесенных водой, и возникла плотина. Под влиянием давления некоторые опоры моста рухнули. Два года ушло, чтобы устранить все последствия и поломки, вызванные стихией. Долгое время мост был закрыт, открыли его 19 ноября 1892 года.

До 1908 года через мост проходила конно-железная городская дорога, а с 1883 года - электрический трамвай. Но через некоторое время, беспокоясь о сохранности моста, его запретили.

Скульптуры на Карловом мосту

На мосту установлены 30 скульптур, которые были изготовлены в разное время. Список скульптур на Карловом мосту:

  1. Святой Иво (1711, М. Б. Браун);
  2. Мадонна со святым Бернардом (1708 - 1709, М. В. Якель);
  3. Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707, Ф. М. Брокофф);
  4. Мадонна со святым Домиником и Фомой Аквинским (1708, М. В. Якель);
  5. Пьета (1859, Й. Макс);
  6. Распятие - самая первая скульптура, установленная в 1629, (Х. Хиллингер);
  7. Святой Иосиф (1854, Й. Макс);
  8. Святая Анна (1707, М. В. Якель);
  9. Святой Франциск Ксаверий (1711, Ф. М. Брокофф);
  10. Святые Кирилл и Мефодий (1928, К. Дворжак);
  11. Святой Христофор (1857, Э. Макс);
  12. Святой Иоанн Креститель (1857, Й. Макс);
  13. Святой Франциск Борджиа (1710, Ф. М. Брокофф);
  14. Святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд (1853, Й. Макс);
  15. Святая Людмила (1720, М. Б. Браун);
  16. Святой Ян Непомуцкий (1683, Я. Брокофф);
  17. Святой Франциск Асизсский (1855, Э Макс);
  18. Святой Антоний Падуанский (1707, Я. О. Майер);
  19. Святой Винсент Феррарский и святой Прокопий (1712, Ф. М. Брокофф);
  20. Святой апостол Иуда Фаддей (1708, Я. О. Майер);
  21. Святой Николай Толентийский (1708, И. Коль);
  22. Святой Августи8 (1709, И. Коль);
  23. Святая Лютгарда (1710, М. В. Браун);
  24. Святой Каэтан (1709, Ф. М. Брокофф);
  25. Святой Войтех (1709, Й. М. Брокофф);
  26. Святой Филипп Беницкий (1714, М. Б. Мандл);
  27. Святые Жан де Мата, Феликс де Валуа и Иван Чешский (1714, Ф. М. Брокофф);
  28. Святой Вит (1714, м. Б. Мандл);
  29. Святой Вацлав (1859, Й. К. Бем);
  30. Христос Спаситель со святыми Космой и Дамианом (1709, Я. О. Майер).

В настоящее время на мосту установлены 28 из 31-й статуи - точные копии оригиналов, которые в XX веке перенесли в Национальный музей. Это сделано потому, что скульптуры были изготовлены из недолговечного песчаника и разрушались.

Возле одной из опор из моста также установлена скульптура Брунсвика - работа неустановленного скульптора начала 16 века.

Башни Карлова моста

С обеих сторон Карлова моста установлены башни:

  • (высота 47 метров) - построена в готическом стиле по проекту Петра Парлера в середине 14 века и была задумана как триумфальная арка для коронующихся королей;
  • Малостранские мостовые башни - это две разных по высоте и стилистике башни, построены в начале 15 века на места старой романской башни;

Загадать желание на Карловом мосту

На мосту находятся два места, где туристы загадывают желания:

  • возле статуи Яна Непомуцкого;
  • возле решётки с изображением Яна, где по преданию он был сброшен в Влтаву.

Помните, что желание должно быть реальным и исполняемым.

Где находится Карлов мост?

Карлов мост находится в центре Праги - столице страны Чехии и соединяет районы Малая Страна и Старе Место.

Как добраться до Моста?

Возле Карлова моста находятся трамвайные остановки:

  • Karlovy lázně - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Staroměstská - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Malostranské náměstí - трамваи №1, 12, 15, 20, 22, 25, 57. (Мала-Страна)

Либо на метро линии А до станция Staroměstská или Malostranská.

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.