Г вырица ленинградской. Где находится храм святого Серафима Вырицкого Вырица: точный адрес. Сохранившиеся архитектурные памятники

Большой посёлок городского типа с населением 12 тысяч жителей к югу от Питера (доехать можно на электричке от Витебского вокзала), в Гатчинском районе Ленинградской области. До революции Вырица была дачным посёлком, а впрочем этот статус сохраняется у неё до сих пор. Посёлок в связи с этим изобилует деревянными дачными домами в стиле модерн.

В Вырице почти нет многоквартирных домов. Плотность населения тут низкая, и из-за этого сам посёлок по площади имеет весьма внушительные размеры — 164 квадратных километра. Вырица вытянута с востока на запад почти на 10 километров, а ширина её не превышает трёх километров. При этом тут есть уникальная достопримечательность — внутрипосёлковая железная дорога. От железнодорожной станции Вырица, расположенной на магистрали Санкт-Петербург-Витебск, на запад отходит однопутная электрифицированная ветка протяжённостью 5,5 километров, которая заканчивается тупиковой станцией Посёлок на южном конце Вырицы и располагает тремя промежуточными полустанками, которые называются просто по номерам. Я приехал электричкой из Питера до станции Вырица и прошёл пешком почти всю Вырицу до станции Посёлок, откуда поехал обратно.

2. Станция Вырица. В кадре виден вокзал сталинской постройки:

4. Название Вырица имеет финно-угорское происхождение и имеет один корень с названием эстонского города Выру (Võru), что в переводе означает "кольцо", "круговорот". Того же происхождения и расположенные неподалёку от Вырицы посёлки Выра и Виркино. К слову сказать, я даже где-то в Мордовии из поезда видел станцию Выры; не уверен, но не исключено, что это название того же корня, — всё таки мордовский язык тоже относится к числу финно-угорских.

5. Первое упоминание населённого пункта датируется 1676 годом, когда на шведской карте Ингерманландии появляется деревня Werektca. На шведской же "генеральной карте провинции Ингерманландии" 1704 года упоминается как Дорница (Duårnitza). Под названием Вырица впервые упоминается в 1844 году на карте западной части России Ф. Шуберта. Ближе к концу XIX века Вырица переходит во владение князей Витгенштейнов. Здесь проживали русские и финны-ингерманландцы из группы эвремейсов.

6. Иногда попадаются интересные таблички. Миллион — это, наверное, до дефолта?

8. Пройдя через несколько кварталов частного сектора, я вышел на реку Оредеж. Холодный март делает своё дело, — уже конец марта, а лёд на реке всё ещё крепкий, и ходить можно.

9. Модерновая вилла на другом берегу реки:

10. На берегу растут сосны:

Вырица хранит тяжёлую память о Великой Отечественной войне. 10 сентября 1941 года посёлок был оккупирован войсками Вермахта. При этом немецкие части в основном ушли на передовую к Ленинграду, оставив в Вырице хозяйничать преимущественно румын и прибалтов. На окраине посёлка был построен концлагерь, а на центральных улицах стояли виселицы... Большое количество жителей посёлка погибло от рук врага за время оккупации. В ночь на 27 января 1944 года, то есть в день снятия блокады Ленинграда, Вырица была освобождена силами 72-й Павловской краснознамённой стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И. И. Ястребова.

11. Чьи-то участки выходят прямо на берег. Причём от берега их не отделяет даже улица. Можно сделать свою пристань для лодок.

12. Между прочим, в пойме Оредежа, да и вообще в близкой к реке местности почва богата железом, в связи с чем имеет красный оттенок. Правда, зимой, когда всё скрыто снегом, это не так хорошо видно, но местами всё же проступает:

14. Одна из основных достопримечательностей Вырицы — это деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1913-1914 годах в честь 300-летия Дома Романовых по проекту архитектора Алычкова и инженера Красовского. 26 июля 1914 года храм освятил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) — будущий священномученик Вениамин Петроградский, расстрелянный большевиками в 1922 году и прославленный в лике святых в 1992. В освящении участвовал также прославленных в сонме новомучеников протоиерей Философ Орнатский.

Добротная деревянная постройка. Особенно понравилось внутри — очень уютный полумрак. Во время войны и вплоть до своей кончины в 1949 году в Вырице жил пожилой иеросхимонах Серафим, который до принятия пострига в 1920 году был купцом Василием Муравьёвым и занимался продажей пушнины; затем он принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре с именем Варнава и через год стал иеромонахом, а в 1929 году принял великую схиму с именем Серафим. Живя в Вырице, отец Серафим уже не мог совершать богослужения, так как не вставал из-за болезни, но был известен как чудотворец и каждый день принимал приходивших к нему. За всю свою жизнь он не пострадал ни от большевиков, ни от нацистов. В 2000 году он был прославлен в лике святых как преподобный Серафим Вырицкий, и тогда же возле Казанского храма была построена часовня, в которой находится рака с мощами святого.

В последние годы Вырица стала одним из центров православного паломничества в окрестностях Петербурга. Здесь построена небольшая паломническая гостиница.

17. И снова старые дачи:

18. Улица почти среди леса:

19. Сельская школа сталинских времён:

21. Надо сказать, ориентироваться в Вырице довольно трудно. И я, пока шёл, всё время останавливался, чтобы свериться с картой, — правильно ли иду.

26. А вот и посёлковая железная дорога:

27. Станция Посёлок. Слева стоит электричка, на которой я поеду обратно в Питер:

28. Напоследок — фотография вокзала станции Семрино из окна электрички.

Вырица является поселком городского типа и центром Вырицкого городского поселения, которое относится к Гатчинскому району в Ленинградской области. Поселок располагается в 60 километрах к югу от Санкт-Петербурга на берегу речки Оредеж. По автодороге это расстояние равняется 84 километрам.

По состоянию на 2013 год население Вырицы насчитывает 12 240 человек. Поселок является одним из наиболее популярных мест летнего отдыха для жителей Санкт-Петербурга, потому летом численность населения обычно увеличивается во много раз.

В древние времена земли современного поселка Вырица относились к Водской пятине, и на них проживали не только русские, но также водь и ижора. В шестнадцатом веке эти земли относились к Грезневскому погосту. Первое упоминание Вырицы было в 1676 году на карте Бергенгейма в качестве шведской деревни. «Генеральная карта Ингерманландии», составленная в 1704 году, обозначила этот населенный пункт также как шведское поселение.

Несмотря на то, что история Вырицы насчитывает много веков, чему есть археологические свидетельства, полученные из раскопок Вырицких курганов, деревня была возобновлена в восемнадцатом веке. Такое наименование как «Вырица» впервые было упомянуто в 1844 году на карте западной российской части. Сам же поселок Вырица образован был уже в начале двадцатого века после того, как произошло слияние деревни Вырица и Ново-Петровское, а также поселков Бор, Михайловка (Заречье), Поселок и Княжеская долина.

Карты населённых пунктов Ленинградской области

Главная / Россия / Вырица

Вырица

Этот посёлок - подлинная дачная столица Петербурга. В Вырице в 1930-1949 годах провёл остаток жизни, а можно сказать, что самый значительный её период, православный святой Серафим Вырицкий. Он родился под Рыбинском, вырос в православной семье, в молодом возрасте поехал в Петербург, в 1892 году открыл собственное дело, разбогател и стал крупным мехоторговцем. После того как у него с женой родилось двое детей, они стали жить как брат и сестра, а в 1920 году после революции Василий раздал своё имущество монастырям, и супруги стали монахами. Сын Николай (1895-1941) - тоже интересной судьбы человек, учился на юрфаке СпбУ, принял католичество (!), потом служил в Красной армии, был четыре раза женат и по непонятной причине был расстрелян в 1941 году НКВД. Его дочь Маргарита стала первой помощницей деда. Серафим был духовником архиепископа Алексия (Симанского), будущего патриарха Алексия I, а при его отпевании присутствовал молодой Алексей Ридигер, другой будущий патриарх. Во время войны и оккупации вырицкий старец предрёк гибель румынскому капитану, что командовал стоявшими в Вырице частями - пророчество сбылось.

Серафим молился, стоя коленями на камне, несмотря на немощь. Камень можно видеть в огороде дома по адресу Пильный проспект, 7 (если хозяйка будет в хорошем настроении, она проведёт вас туда, хотя паломников очень много и они, мягко говоря, надоедают). К дому Серафима Вырицкого от вокзала нужно долго идти направо по Коммунальному проспекту, потом повернуть на Пильном налево - многие улицы в дачном посёлке называются проспектами, при этом таковыми в привычном смысле слова не являясь. Дом будет с правой стороны. Параллельно Пильному идёт проспект Кирова, и надо пройти его весь, чтобы достигнуть часовни, воздвигнутой над могилой Серафима (2000). Рядом - Казанская церковь, похожая на терем (1914).

Достопримечательности Вырицы

Вырица - это большой посёлок. Если смотреть по ходу движения поезда, то слева от вокзала - меньшая часть с круглогодичным населением, а справа - огромный дачный массив, расположенный практически посреди соснового леса на живописных берегах речки Оредеж. К дачам от станции Вырица ведёт своя маленькая ж/д ветка с несколькими станциями, можно сказать, внутрипоселковая. Пешком к концу посёлка идти довольно далеко. Среди дач можно отыскать заброшенный охотничий дворец Витгенштейна 1880-х годов, с него началось вырицкое дачное хозяйство. Кроме того, на другом берегу Оредежа стоит дворец, построенный в 2005-2006 годах в стиле Растрелли, принадлежащий владельцу питерского нефтяного терминала, человеку с криминальным прошлым и неоднозначной репутацией, местному уроженцу Сергею Васильеву.

В «левой», основной части города есть ещё одна достопримечательность Вырицы, связанная с религией. Если пойти от вокзала не переходя пути, как бы возвращаясь в Петербург, сначала вдоль путей по улице Жертв Революции, а потом повернуть направо на улицу Соболевского и идти вплоть до моста через Оредеж, вы увидите большой резной синий терем, построенный в 1906 году общиной христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова. В условиях России подобные движения как нигде актуальны. Сам Иван Чуриков был родом из Самарской губернии, поселился в Петербурге в конце XIX века, где вскоре выяснилось, что словом Евангелия он может побуждать многих пьяниц бросить пагубную привычку. Вскоре был создан культ - своего рода секта внутри православия, где причащали не вином, а сахаром. Исцелённые от пьянства люди вскоре объявили Чурикова Вторым Христом, а Вырицу нарекли Столицей Мировой Трезвости. Чуриков был репрессирован и умер в Бутырской тюрьме в 1938 году, а секта возродилась в 90-х (при Советах немногочисленные чуриковцы собирались по квартирам). Чуриковцы дружелюбно настроены к посторонним, в частном порядке могут пустить посмотреть их молитвенный дом. Священников у них нет, общение с Богом происходит через ритуал сжигания записок. Кроме электричек, в Вырицу можно доехать из Гатчины автобусами № 534 и К-534 А.

Тёмно-синей линией на карте обозначен самый оптимальный маршрут между городами Вырица и Санкт-Петербург, смоделированный специальной компьютерной программой.
Метки-флажки с буквами «А» и «Б» (зелёного цвета) показывают начальный и конечный пункты следования.

Независимо от вашего опыта вождения, всегда стоит внимательно изучить предстоящий путь на всём его протяжении, постараться запомнить наиболее сложные участки и отрезки. Не будет лишним также заблаговременно изучить развилки и повороты, отображенные на нашей карте.

Данный маршрут между городами, пожалуй, нельзя отнести к чрезмерно сложным и запутанным. Двигаться придётся преимущественно прямо, резких поворотов и крутых изменений направления движения будет немного.

Хотя алгоритм программы построен таким образом, чтобы предлагать водителю самый быстрый путь (например, огибающий города и большие поселки маршрут), тем не менее, это не всегда возможно. Именно поэтому важно принять к сведению и учесть время суток при проезде транспортного средства через крупные населённые пункты, чтобы не оказаться стоящим в пробке в час пик в незнакомом городе.

С другой стороны, ничто не мешает превратить маршрут между городами Вырица и Санкт-Петербург в самое настоящее приключение, так как путь будет пролегать вблизи живописных мест и прекрасных городов, способных лишний раз напомнить водителю о красоте и необъятности родного края.

Множество достопримечательностей можно будет увидеть по дороге из Казани в Москву, если заранее позаботится о том, чтобы проложить маршрут через заданные пункты.

Готовую карту можно сохранить на локальном диске любого цифрового устройства, такого как ноутбук, планшет или смартфон, или распечатать, чтобы всегда иметь под рукой во время следования по определенному маршруту. Желаем вам только приятных поездок, а наш сервис с радостью поможет вам в этом!

Показать полностью

Комментарии
Страна Россия
Субъект федерации Ленинградская область
Муниципальный район Гатчинский
Городское поселение Вырицкое
Первое упоминание 1499
Часовой пояс UTC+4
Национальный состав русские
ПГТ с 1938
Внутреннее деление Ново-Петровское, Заречье
Плотность 16 чел./км²
Код ОКАТО 41 218 554 000
Этнохороним выритчане, выритчанин, выритчанка
Население ▼ 10 497 человек (2010)
Телефонный код +7 81371
Почтовые индексы 188380
Прежние названия до XVII - Дверницы Вырицы
Площадь 164 км²
Координаты Координаты: 59°24′40″ с. ш. 30°20′50″ в. д. / 59.411111° с. ш. 30.347222° в. д. (G) (O) (Я)59°24′40″ с. ш. 30°20′50″ в. д. / 59.411111° с. ш. 30.347222° в. д. (G) (O) (Я)
Автомобильный код 47

План деревни Вырица. 1885 г.

Мемориал в Вырице

Вырица - посёлок городского типа в Гатчинском районе Ленинградской области, административный центр Вырицкого городского поселения.

Площадь посёлка - около 165 км, один из крупнейших по площади населённых пунктов Ленинградской области.

Численность населения - 10 497 жителей (1 января 2010 года). Посёлок является популярным местом летнего отдыха жителей Санкт-Петербурга, в летний период численность населения увеличивается в несколько раз.

Известные жители

С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году в Вырице жил старец Серафим Вырицкий, причисленный к лику святых. Здесь находится его могила место паломничества православных. Широко известна церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1914 году по проекту архитекторов М. В. Красовского и В. П. Апышкова.

В Вырице в семье вырицкого лесопромышленника родился писатель-фантаст, палеонтолог и философ Иван Ефремов; в поселковой библиотеке, носящей его имя, расположен музей И.А. Ефремова, а около здания библиотеки установлен памятный знак писателю.

Церковь св. ап. Петра и Павла

Река Оредеж зимой

Мост через реку Оредеж

Вырицкий Культурный Центр

Экономика

← предыдущаяследующая →

Вырица - поселок в нашей области известный. В прошлом здесь была фактически дачная столица для купечества и вообще среднего класса, тогда как дворянство предпочитало отдыхать летом с другой стороны от Петербурга, в Комарово. Людям нравилось отдыхать здесь, потому что природа вдоль Оредежа весьма комфортная, с полезным для здоровья климатом - красивая река, свежий воздух, сосновые леса, много родников и чистой воды.(Именно поэтому сюда приехал жить в первой половине 20 века Серафим Вырицкий - почитаемый в православии святой вовсе не хотел страдать, а ехал туда, где климат получше и жить поприятнее). Приток дачников вызвал бурное развитие Вырицы, появилась железная дорога, причем в самом поселке есть целых 5 железнодорожных остановок - дело невиданное! В начале 20 века родилась идея сделать город-сад - такой город, где люди смогут трудиться, не отрываясь от природы, живя и работая среди сосен и красивых пейзажей. И надо признать - это фактически и произошло, Вырица разрослась до размеров города, и поселок носит статус городского поселения, с населением больше 12 тысяч человек, что больше, чем у многих городов - при этом природа действительно в основном сохранилась, и живущие здесь люди от нее не оторвались.

В детстве я приезжал сюда порыбачить, так как Оредеж - река длинная и могучая, и рыбой весьма богат. Правда, из-за целых 6 ГЭС он разделен плотинами на отдельные части, но каждая часть настолько велика, что с рыбой проблем у рыбаков не возникает. А сейчас нередко приезжаю погулять с туристами, показывая им симпатичный уголок Ленинградской области всего в часе езды от Петербурга. Итак, далее небольшой фотоотчет с одной из пятничных вечерних прогулок.



Прогулка началась с остановки "2 платформа". Для Вырицы есть отдельное ответвление от железной дороги, идущей от Витебского вокзала на юг, в сторону станции Оредеж и Новгородской области. И на этом ответвлении, кроме самой Вырицы, три остановки, называющиеся 1, 2 и 3 платформами, а также в конце - станция Поселок. До Вырицы предыдущая остановка - Михайловка, на другом берегу Оредежа. Она тоже вошла в состав Вырицы, и если считать вместе с ней, то в Вырице будет целых 6 железнодорожных остановок. Половина поездов идут мимо, останавливаясь в Михайловке и Вырице, а дальше отправляясь к станции Оредеж, что на южных окраинах Ленинградской области, а другая половина поворачивает на запад, и идет мимо ответвления, построенного специально для Вырицы.

Почему именно 2 платформа хороша для старта? Потому что здесь совсем рядом вход в приятный сосновый лес.

Лес вполне напоминает своими пейзажами Карельский перешеек или Лужский район. Для Гатчинского района это редкость, мало где сохранились в нем такие леса. Здесь очень много черники, голубики, брусники - и прочих лесных даров.





Валуны в лесу усиливают сходство с Карельским перешейком. Только там они свои, коренные, а тут - принесенные ледником во время Ледникового периода.


В конце одной из лесных дорожек - огромный валун, расколотый пополам. В древние языческие времена, веков пять назад, когда здесь жили еще финские народы, он наверняка был культовым, здесь наверняка совершались всякие обряды...

Вид с другой стороны

У камня многие любят фотографироваться. Мы тоже это сделали.

После прогулки по лесу - направляемся к одной из самых известных достопримечательностей Вырицы - Казанской церкви. Вбиваем ее в навигатор, переходим железную дорогу, идем по маленьким поселковым улицам, по пути выходим один раз на Оредеж. Здесь он весьма широк.

А вот и церковь. Построен храм Казанской Иконы Божией матери около ста лет назад.

Возле храма висит очень остроумная картина!Точно все подмечено...

Храмы бывают все очень разные. Вот здесь всегда уютно и душевно. Все для людей. Есть колонка, где можно набрать святую родниковую воду.

Скамейки для отдыха прихожан.

Здесь похоронен Серафим Вырицкий, которого почитают святым, и в честь него есть часовня. Лично по-моему мнению, святым его сделали исключительно из-за лоббирования местной епархии, которая таким образом сделала себе приток паломников и вместе с этим денег. Для меня не может быть святым тот, кто дружелюбно общался с немцами во время оккупации, пока немцы рядом убивали наших детей в концлагере, выкачивая у них из вен кровь для нужд своих госпиталей. Истощенные их тела выкидывали потом на помойки, иногда жителям удавалось их подобрать и спасти, выхаживая дома, но многие умирали. Серафим Вырицкий ладил с большевиками, убивавшими почти всех священников, а его не тронувшими, ладил с фашистами, и после войны ему снова ничего не было. Но так или иначе - а место, связанное с ним - обладает хорошей энергетикой, и люди тут хорошие, даже если в земной жизни он вел себя не очень по христиански, то после смерти принес пользу.

В общем, будете здесь - не поленитесь зайти, тут красиво и уютно.

А после церкви у нас по плану - пляж на Оредеже, недалеко от храма.

Место очень красивое

Песок, сосны, чистая вода... Что еще нужно для отдыха?

Песок и на берегу, и на дне.

Чисто, мусора почти нет.

Местные этот пляж любят больше всего. И я их понимаю.



На берегу шагающие сосны! Кстати, откуда в интернет-изданиях появился бред про то, что у сосны - один главный стержневой корень? Сколько видел сосен, у которых осыпался грунт из-под ствола - корни были исключительно вот такие.

После отдыха у воды - мы пошли вниз по течению. Прошли мимо заброшенной Вырицкой ГЭС





Берега Оредежа в Вырице очень живописны. Много где видны красные обнажения девонских песчаников.



Прошли мимо железного моста через Оредеж, примечательного необычной конструкцией



Вот именно здесь я в детстве ловил плотву и уклейку

Несмотря на то, что здесь отдыхают много людей - природа сохранилась на удивление хорошо!

Так выглядит Оредеж почти в центре поселка.

По пути проходим красивый деревянный дерем. Это храм общины трезвенников. Они откололись от православной церкви, почитая братца Ивана Чурикова, который жил в начале 20 века, за второе пришествие Христа. Иван Чуриков обладал удивительной способностью излечивать алкоголизм путем беседы с Библией в руке. К нему выстраивались огромные очереди из страдающих этим недугом простых работяг, которые после этого возвращались к нормальной жизни и работе. В годы Советской власти его община сначала продолжала нормальную деятельность, назвавшись какой-то там трудовой коммуной, а потом его, как и всех остальных религиозных деятелей, уничтожили во время репрессий. А община до сих пор жива, часть чуриковцев молятся здесь, а часть - при Феодоровском соборе в Петербурге, а еще у них есть тайная часовня в лесу Лужского района.

------
Хотите с нами участвовать в походах и экскурсиях? Тогда зайдите на страничку нашего туристического клуба.

Поселок Вырица, бесспорно, относится к числу лучших дачных местностей Ленинградской области. Здесь все располагает к отдыху на природе: река Оредеж с ее песчаными пляжами, сосновые и еловые леса, чистый воздух, родниковая вода. Многие дачники находят здесь уютные уголки для уединенного отдыха и творческого вдохновения. Благословенный, заповедный уголок издавна является курортным местом, детской здравницей. Вместе с тем, в наше время Вырица сочетает в себе все качества современного, активно развивающегося поселка, крупнейшего в регионе. По своей площади – это самый большой населенный пункт поселкового типа на территории России. Вырицкая земля связана с историческими событиями, хорошо известны ее святые места, неслучайно сюда приезжают многочисленные паломники и туристы. Уже много лет поселок по праву называют духовной столицей Гатчинского района.

Как деревня Дверница стала Вырицей…

Деревня Вырица известна еще со времен средневековья. В Новгородской писцовой книге 1499/1500 годов среди сёл и деревень Никольско-Грезневского погоста, входящего в состав Водской пятины Великого Новгорода, упоминается деревня Дверница на берегу реки Оредеж, предшественница будущего поселка. Некоторые исследователи пытаются найти в её истоках финно-угорские корни, и, действительно, по среднему течению Оредежа и низовьям реки Суйда когда-то проходила граница двух древних коренных народов: води и ижоры, причем, судя по всему, на территории современной Вырицы находилось водское поселение. Позднее в эти места пришли славяне.

С давних пор сохранились на территории поселка курганные захоронения, относящиеся к ХII-ХIII векам. В 1907 году студенты Санкт-Петербургского археологического института провели в Вырице раскопки курганной группы, которая находилась вдоль Береговой улицы. В 1974 году здесь, на краю террасы, вдоль левого берега реки Оредеж 4-м отрядом Староладожской экспедиции было зафиксировано три земляные насыпи высотой 0,2 метра и диаметром 3-4 метра. Находки из вырицких курганов, преимущественно женские украшения, хранятся сегодня в фондохранилище Государственного Эрмитажа и представляют значительный интерес. На некоторых украшениях заметны детали в виде «уточек». Как известно, у финно-угорских народов существовал культ водоплавающих птиц и некоторых домашних животных.

Из документальных источников, так называемых Дозорных книг, известно, что в 1612 году деревня Дверницы числилась за помещиком Григорием Муравьевым, занимавшим разные ответственные посты на землях Великого Новгорода, род которого был известен с эпохи царя Ивана III. Муравьев владел не только Грезневским погостом, но и соседним Никольско-Суйдинским. Оредежский край в то время был практически безлюдным, на месте ранее существующих селений находились пустоши. В самой же деревне Дверницы имелось всего пять дворов. Сохранились имена ее жителей, семейных крестьян: Васки Кузмина, Терёшки Малафеева, Михалки Данилова и бобылей Лариошки Степанова и Савки Григорьева.

Любопытна история этого селения во времена шведского господства, когда в нескольких верстах южнее Вырицы проходила русско-шведская граница, а один из пограничных камней, по рассказам старожилов, находился вблизи современной деревни Борисово. С русской стороны на нём был выбит крест, а со шведской стороны – корона.

С 1617 года находящаяся в составе шведской провинции Ингерманландия деревня Дверницы довольно часто упоминается в документальных источниках ХVII века. В самых ранних Поземельных книгах шведского периода на месте деревни обозначена пустошь: очевидно, православные жители Дверниц, опасаясь гонений со стороны заморских владельцев, насаждавших лютеранскую веру, покинули ее – перешли границу и ушли на русскую сторону.

Однако пустовала заброшенная деревня недолго. Вскоре здесь появляются финские переселенцы, прибывшие в поисках хорошей жизни из Восточной Финляндии. В 1645 году в Дверницах, приписанных к приходу Кобринской лютеранской кирхи, было зафиксировано три крестьянских двора. В этот период деревня, относящаяся к Куровицкой мызе, принадлежала помещику-арендатору Франсу Фаллеру.

На станицах Поземельных книг название деревни упоминается в разных вариантах: Duеrnitza (1618-1623 гг.), Duiritza (1644 г.), Duarnitza (1678 г.). На карте 1676 года обозначена деревенька – Werektza, а в 1699 – Wiritza. На «Генеральной карте провинции Ингерманландии» 1704 года обозначена деревня Duarnitza. Следует отметить, что в финском языке нет звонкого «д», а шведские переписчики в то время часто писали географические названия так, как они звучали на слух, создавая путаницу. Более внимательными в этом отношении были картографы.

К началу ХVIII столетия деревня Дверницы окончательно превратилась в Вырицу. В этом нет ничего удивительного: изменение географических названий при шведах коснулись многих местных селений. Например, соседняя с Вырицей деревня Змеино после ста лет шведского владычества стала деревней Мины. Чудом сохранили свои исторические названия средневековые деревушки: Устье на Оредеже (ныне – село Введенское), Клетно, Борисово. Интересным топонимом является обозначенная на шведской карте 1676 года и расположенная в окрестностях современной Вырицы деревня с названием Городок, впоследствии полностью утраченная.

Триста лет тому назад…

После освобождения Приневского края от шведских захватчиков Петром Великим доблестные русские войска снова увидели на месте чухонской деревни пустошь, и Вырицу пришлось обживать заново. Земли, расположенные вдоль берегов реки Оредеж, приписанные к Куровицкой мызе, государь пожаловал своему сыну царевичу Алексею. С 1718 года, после известных трагических событий, случившихся с Алексеем Петровичем, царская вотчина относилась к дворцовому ведомству и даже некоторое время принадлежала монахам Александро-Невской лавры.

Существуют предание, что основателями русской деревни Вырица стали четыре крестьянских семьи переселенцев, прибывших из Саратовской губернии. По другим данным они, согласно царскому приказу, прибыли сюда для строительства Санкт-Петербурга. Старожилы называли даже год прибытия переселенцев – 1717 год. Признать или опровергнуть эту версию пока не представляется возможным. По преданию, среди первых жителей Вырицы была большая крестьянская семья Давыдовых, потомки которой и в наши дни проживают в этих местах.

На Береговой улице и сегодня растет огромный старый дуб. Говорят, что его посадили первые переселенцы. Именно здесь, на берегу реки находилась «старая» часть деревни Вырица.

Давыдовы

Родословную этого крестьянского рода мне удалось проследить с 1737 года. С петровского времени Вырица была приписана к церкви Преображения Господня, расположенной в селе Орлино. Среди местных крестьян на страницах метрических книг этого храма упоминаются Кондратий Елисеев и его дети – Леонтий, Ирина и Иван. Например, книга «Исповедальные росписи по Орлинской церкви за 1817 год», указывая имена крестьян, бывших на исповеди, сообщает: «Кондратий Елисеев, 80 лет, жена его Ксения Васильева 70 лет, сын их Иван, 49 лет, жена его Параскева Яковлева, 44 года, дети их Василий – 21, Максим – 18, Тимофей – 13, Григорий – 8, Дарья – 5, Егор – 1, Василий – 1».

У Ивана Кондратьева, родившегося в 1768 году, был сын Василий Иванов (род. в 1796 г.). Среди детей последнего упоминаются: Давид, Филипп, Агафья и Климентий Васильевы. Все потомки Давида Васильева (1835-1921 гг.) получили фамилию Давыдовы. Среди его детей известны: Михаил, Мария, Евфимий и Ирина. Один из них – Михаил Давыдович Давыдов (1860-1918 гг.) занимал пост деревенского старосты. Его сын Иван Михайлович (род. 1893 г.) был председателем созданного в Вырице в 1931 году колхоза имени Халтурина. В 1967 году его воспоминания о прошлом, в том числе и легенду о саратовских переселенцах, записали юные участники поисковой группы из Вырицкой средней школы №1. Многие представители семейства Давыдовых еще в дореволюционный период породнились с другими крестьянскими родами из села Введенское, деревень Мины и Куровицы.

Первый вырицкий помещик Саблуков

Императрица Екатерина II пожаловала Устинскую мызу с деревнями Устье, Мины, Горки, Каужа (ныне – Каушта), Борисово, Клетно и Вырица «бригадиру» Александру Александровичу Саблукову (1746-1828 гг.). Его лесная дача, граничащая с землями Новгородского уезда, возникшая на месте современного села Введенское, при впадении реки Суйды в Оредеж, упоминается в одном из архивных документов за 1780 год. Личность А.А. Саблукова заслуживает отдельного повествования, и можно вспомнить лишь некоторые эпизоды его биографии.

Он был сыном придворного камер-лакея, начинавшим свою службу в 1762 году сначала пажом, а затем камер-пажом при дворе императрицы Екатерины II. В 1767 году Александр Саблуков начинает военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В августе он был послан в Москву в числе других офицеров для усмирения беспорядков по поводу свирепствовавшей там «моровой язвы». В том же году за усердие, проявленное в данной кампании, капитан-поручик Саблуков производится в гвардии капитаны, а в 1778 году – в бригадиры. Но в этом звании он находился около года, вскоре оставив военную службу.

В 1780 году А.А. Саблуков назначается заседателем верхнего Земского суда Санкт-Петербургской губернии, а вскоре, получив чин действительного статского советника, переходит на службу в Петербургское государственное казначейство. Именно в этот период он был пожалован орденами Святого Владимира (1786 г.) и Святой Анны (1789 г.). На момент начала царствования Павла I он управлял Экспедицией о государственных расходах.

В 1796 году начинается его стремительный карьерный рост: Саблуков, получив чин тайного советника, назначается сенатором, а в следующем году – товарищем министра Департамента уделов и президентом Мануфактур-коллегии. В день коронации императора Павла I (1798 год) он получил от государя 500 душ крепостных крестьян. Однако, несмотря на покровительство царя, в 1799 году он оказался в опале, был отстранен от службы и всех должностей.

В 1800 году А.А. Саблуков, благоприятным образом помилованный императором, получил чин действительного статского советника. При Александре I он состоял членом Государственного Совета, был почетным опекуном Санкт-Петербургского воспитательного дома и председателем Опекунского Совета. Могила его находится в Александро-Невской лавре.

Вотчина генерала Бороздина

В конце царствования императрицы Екатерины II владельцем Вырицы и примыкающих к ней деревень становится генерал-поручик Михаил Саввич Бороздин, помещик Псковской губернии, скончавшийся в 1796 году. По наследству поместье перешло к его сыну – Николаю Михайловичу Бороздину (1777-1830 гг.), в то время служившему в лейб-гвардии Кирасирском Его Величества полку.

Боярский род Бороздиных был хорошо известен в России. Будущий вырицкий барин тоже был человеком незаурядным. Он получил хорошее домашнее образование, а в 11 лет поступил в Главное немецкое училище при церкви Святого Петра. После его окончания в 1794 году Николай поступил на военную службу корнетом в лейб-гвардии конный полк, а с 1799 года был переведен в Кавалергардский полк.

Белокурый красивый юноша, блестящий фехтовальщик и наездник, знавший несколько языков, масон (имел орденское имя – «Рыцарь вооруженного льва»), он быстро завоевал лидерство в «модных» компаниях и был допущен в окружение наследника – великого князя Александра Павловича. Находясь под защитой цесаревича, Николай позволил вызывающе вести себя в отношении государя. Как вспоминали современники, летом 1800 года царь приревновал Бороздина к Анне Гагариной (впоследствии – Лопухиной): во время бала он поднял веер, который уронила любимая царская фаворитка, после чего у них закрутился роман. За это Павел I отправил полковника Бороздина на шесть недель нести караульную службу в Петропавловскую крепость, на «хлеб и воду». К счастью, конфликт закончился довольно мирно. Кавалергард входил в число людей, ставших участниками заговора против императора

Павла I. С мая 1803 года он становится флигель-адъютантом государя Александра I…

В перерывах между службой Н.М. Бороздин приезжал в свое загородное поместье. Его земельные владения были обширными, в самой же Вырице в 1801 году числилось всего 20 душ мужского пола. Деревня состояла из девяти дворов. На реке Оредеж имелась мельница. Описание самого барского имения не сохранилось.

Известно, что в 1804 году часть бороздинской вотчины была выставлена на торги. Старинный документ Российского государственного исторического архива сообщает: «Состоящая в Софийском уезде Кавалергардского полку Полковника и Кавалера Николая Бороздина в деревни Вырицы земля продана от него первой гильдии Купцу Егору Карпову сыну Сухтову». Таким образом, одним из хозяев этих мест стал помещик Сухтов, в 1810 году числящийся надворным советником.

Наш герой на Бородинском поле

С 1805 года Н.М. Бороздин участвовал в сражениях с французской армией, храбро дрался в Силезии и Пруссии, за преследование неприятельской армии был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и золотой шпаги с алмазной рукоятью. В 1808 году он находился со своим полком в Финляндии, где командовал авангардами различных отрядов, а в 1810 году был назначен командиром 1-й бригады Кирасирской дивизии. Через год ему поручили формирование Астраханского кирасирского полка, с чем он блестяще справился.

Во главе Кирасирской бригады Бороздин участвовал в Отечественной войне 1812 года, в составе армии М.Б. Барклая-де-Толли. Здесь он проявил свои героические качества, многократно ходил в атаку на французскую кавалерию. За Бородинскую битву был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. Эта война стала вершиной его воинской славы.

Ценя заслуги Н.М. Бороздина в Бородинском сражении,

М.И. Кутузов особо отмечал заслуги военачальника в своем рапорте императору: «Генерал-майор Бороздин привел 1-ю кирасирскую дивизию и повел оную с большим порядком и мужеством в атаку, опрокинув неприятельскую кавалерию, обще с полками 2-го и 3-го кавалерийских корпусов… и после жестокого кавалерийского боя неприятельская конница вовсе была сбита и принуждена удалиться».

После оставления русской армией Москвы Бороздин командовал партизанским отрядом, нанося немалый урон запертому в городе противнику. В дальнейшем он участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и на Березине. В городе Вильна по болезни он временно сдал свой отряд генералу Дибичу и вернулся в армию в июне 1813 года, уже в заграничном походе, командуя 1-й Драгунской дивизией. Проявил генерал-лейтенант Бороздин свою доблесть в сражении при Фершампенауазе в 1814 году, несколько раз атакуя французские соединения и принуждая неприятеля сдать оружие.

По возвращении в Россию в 1816 году Николай Михайлович был назначен командиром 4-го резервного Кавалерийского корпуса. Получил воинское звание «генерал от кавалерии». Участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, после ее окончания, по причине пошатнувшегося здоровья, он вынужден был выйти в отставку.

Умер Н.М. Бороздин в 1830 году. Согласно оставленному завещанию, его похоронили в родовом склепе отцовского имения «Костыжицы» Порховского уезда Псковской губернии.

Андрей Бурлаков

(Продолжение следует)