Старинные мосты. Самые старые мосты россии

Мосты необычайно притягательные творения. Каждый мост имеет свой характер и историю. Некоторые, конечно, не настолько масштабные и значат что-то лишь для окрестных жителей. Но есть мосты, прочно вошедшие в историю. О мостах можно говорить бесконечно, потому мы сможем показать лишь некоторые из бесконечного разнообразия этих почти живых существ.

Начинаем наше путешествие во Франции. Необходимость строительства моста в Париже стала ясна еще в середине ХVІ века. Существовавшие на тот момент сооружения уже под действием активного движения транспорта одряхлели и требовали замены. При этом на мостах было в обычае ставить ремесленные мастерские, торговые лавки, там находились менялы, ювелиры, проходила ковка мебели (лучшие образцы которой можно найти и сейчас). Впервые о Новом мосте заговорили в 1556, начали строительство в 1578, а завершили – в 1607. Главным отличием стало то, что это был первый мост с тротуарами и на нем не было лавок и домов. Кстати, именно эта идея королей-строителей и вызывала наибольшее сопротивление у торговцев.

2. Le Viaduc de Millau

Река Тарн перерезает Францию с востока на запад. С ростом населения с каждым годом увеличивался и поток в направлении юг-север, особенно летом по трассе, ведущей в Испанию и Южную Францию. Единственной переправой через Тарно был мост в пригороде Мийо. Огромные заторы, выбросы выхлопных труб – удовольствия не получал никто. И после 10 лет исследований было выбрано место для строительства и вооружен вантовый мост через Тарн. Этот объект побил несколько рекордов сразу. В первую очередь, он является обладателем самого высокого дорожного полотна (270 м), у виадука самые высокие опоры (244,91 м) и опоры с пилонами (343 м). кроме того, этот мост просто прекрасен, его ограждения выполнены из полупрозрачных материалов, что дает возможность проезжающим насладиться живописными видами долины Тарна.

Пражский Карлов мост соединил Малу страну и Стар место в начале XV века. Начато было строительство в 1357 году по приказу императора Карлом IV. На этом уникальном мосту расположены 30 скульптур. Есть интересное поверье, что именно с Карлова моста сбросили святого Яна Непомутского. На том самом месте теперь есть крест и пара медных гвоздей. По поверью, если дотронутся до креста – то любое загаданное желание сбудется.

Этот мост трудно спутать с каким-либо другим. Тауэрский мост был построен всего за восемь лет (1886-1894). Проезжая часть моста может разводиться для пропуска судов. А вот поверху сооружен подвесной мост на высоте 40 м для пешеходов. Правда эти галереи быстро обжили карманники и проститутки и через 25 лет власти закрыли доступ к этой части моста. Сейчас (с 1982) галереи опять доступны для публики в качестве музея и смотровой площадки. Еще один интересный момент связан с опорными башнями. На самом деле это металлические конструкции. Но снаружи для защиты от коррозии их облицевали камнем, в результате мост принял такой основательный готический вид.

5. Szechenyi lanchid

Цепной мост Сечени стал первым постоянным мостом, который соединил Пешту и Буду. В момент окончания строительства в 1849 году его считали одним из чудес света – у моста был длиннейший пролет в 202 м. во время войны мост был полностью разрушен, а в 1949 году – снова воссоздан. С мостом связано множество легенд и анекдотов. Особой любовью жителей Будапешта пользуются каменные львы у входа на мост. Рассказывали, что у них нет языков, хотя их просто не видно снизу из-за высокого расположения зверей. Еще говорят, что львы должны зарычать в тот момент, когда мимо них пройдет мужчина, ни разу не изменивший своей жене. Что показательно – до сих пор львы молчат...

6. Ponte di Rialto

Продолжим наше путешествие по мостам в Италии. Тут умеют обращаться со своей историей и знают, что делать даже с устаревшими сооружениями, как в статье . Наша первая остановка в Венеции на самом первом мосте через Гранд-канал. Первый раз этот мост был сооружен из дерева в 1255 году, но во время восстания был сожжен в 1310. Мост восстановили, но в 1444 он не выдержал веса толпы и рухнул, потом был вариант разводной, который тоже не выстоял. И с 1591 года мост приобрел теперешний свой вид в руках архитектора Антонио де Понте. На мосту Риальто расположились 24 лавки с самыми дорогими сейчас венецианскими сувенирами.

7. Ponte dei Sospiri

Не менее знаменитый Мост Вздохов в Венеции представляет собой крытое сооружение с крышей и стенами. В начале XVII века он соединил тюрьму и Дворце Дожей с комнатой для допросов и залом суда. Название образовалось от страданий заключенных, которые могли увидеть родной город в последний раз из окон моста по дороге в тюрьму. Сейчас же считается, что если влюбленные проплывут под мостом на закате и поцелуются – то их страсть будет вечной.

8. Ponte Vecchio

Понте-Веккьо во Флоренции имеет древних предшественников. На этом месте первый мост был возведен еще во времена Древнего Рима, далее были еще 2 моста, пока не было построено это сооружение в 1345 году. До сегодняшнего дня мост сохраняет первоначальные очертания. Кстати, когда-то на мосту были лавки и дома мясников, которых в XVI веку сменили ювелиры. Еще одна интересная деталь – коридор над строениями, позволявший Великим герцогам свободно проходить между своими резиденциями: палаццо Питти и палаццо Веккьо.

Всего за 9 лет Сулейман Великолепный построил этот мост в Мостаре через Неретву. Со времен оттоманской оккупации прошло 420 лет – а мост все еще стоял. Разрушили его лишь в 1993 году, в период югославского конфликта. В 2004 году мост был восстановлен и стал символом примирения.

10. Chapel Bridge

В швейцарской Люцерне визитной карточкой является мост Часовни. Еще в 1365 году возвели этот деревянный мост, который играл значительную роль в городской оборонительной системе. Капелльбрюкке выполнен в виде крытой галереи, под крышей которой находилось 111 треугольных картин. После пожара 1993 большинство из них погибло, но потом было восстановлено по имевшимся описям и фото.

11. Anghel Saligny Bridge

Чернаводэ-Фетешти построен в Румынии в 1895 году. В момент постройки ему принадлежал рекорд длины – 4037 м. Мост поднимается над водами Дуная на 30 м и дает возможность проходить под ним любым судам. В 1987 году неподалеку был возведен новый мост, а старый был полностью отдан туристам.

Мост Эразма построен в 1996 году в Роттердаме. Конструкция современная и очень необычная. Вантовый мост имеет длину 808 м, в одном из концов – разводной пролет (самый тяжелый и большой в Западной Европе). За характерный силуэт мост получил имя Лебедя.
Продолжить тему могут:

Мост U Bein пересекает озеро Таунтоме и по праву считается достопримечательностью Мьянмы. Самый длинный и древний мост на планете полностью смонтирован из местного дерева – тика. На закате, когда его изящную конструкцию пронизывают лучи заходящего солнца, мост выглядит непередаваемо прекрасно. «Водная дорога» построена в 1850 г и имеет длину 1200 м. Она связывает город Мандалай, являющийся 2-м по размерам в Мьянме, и столицу – Амарапуру.

При строительстве моста использовались деревянные стволы, которые остались от бывшего королевского дворца. Всего на создание моста пошло 1086 бревен, при чем каждое из них пронумеровано при помощи специальной таблички. Однако время не пощадило некоторые стволы, и они подверглись гниению. На их место были поставлены конструкции из бетона.

Полноводность озера подвержена значительным колебаниям в зависимости от сезона. В дождливый период – с июля по август, Таунтоме сильно разливается и тогда мост обретает важнейшее значение для местных жителей. В холодное время года, не питаясь дождями, озеро обретает весьма скромные размеры.

Мост на фоне заходящего солнца – захватывающее зрелище, по достоинству оцененное туристами. Увидеть его в Мьянму приезжает множество людей. Популярность моста стала дополнительным источником доходов для местного населения, которые помимо продажи сувениров, подрабатывают тем, что вывозят туристов в лодках на середину озера, откуда сооружение выглядит наиболее живописно и производит невероятное впечатление.





Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Троицкий мост - старейший сохранившийся каменный мост Москвы. Но уже 200 лет он пролегает не над водами реки Неглинки, а над аллеей Александровского сада. Построен в 1516 году по проекту архитектора Алевиза Фрязина (изначально был построен, вероятно, в 1360-е годы). Естественно, не раз реконструировался.


Фото кон. 1900-х гг. Он же.


Фото нач. 1850-х гг. Всехсвятский (Каменный; Большой Каменный) мост (построен в 1680-е гг.)


Фото 1852 г. Р. Фентона. Он же


Фото кон. 1860-х гг. Каменный (Всехсвятский; Большой Каменный) мост. Второй каменный мост на этом месте (построен в кон. 1850-х годов).


Фото 1900-х г. Малый Каменный мост через Канавку (Водоотводный канал).


Фото нач. 1910-х гг. Он же


Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. Москворецкий мост


Фото кон. 1890-х гг. Он же.


Фото кон. 1889 - нач. 1890-х гг. Большой Устьинский мост (построен в 1881 году по проекту инженера В. Н. Шпейера).


Фото 1900-х гг. Он же


Фото кон. 1860 - 1870-х гг. Справа на снимке - Чугунный мост через Канавку (построен в 1830-е годы).


Фото нач. 1880-х гг. Он же


Фото1908 г. Комиссариатский мост на Канавке. Находился ниже по течению нежели нынешний, являющийся продолжением Устьинского моста. Снимок сделан после "пасхального" наводнения 1908 года.


Фото нач. 1890-х гг. Бабьегородская плотина


Фото 1934 г. Крымский мост


Фото нач. 1930-х гг. Он же


Фото 1907 г. Краснохолмский мост


Фото 1908 г. Краснохолмская плотина


Фото 1934 г. Большой Краснохолмский мост.


Фото 1900-х гг. Новоспасский мост


Фото кон. 1900-х гг. Всехсвятский плашкоутный мост подле Симонова монастыря. Об этом мосте я в своё время писал много (см. тэг "загадочный Всехсвятский мост").


Фото 1910 - 1920-х гг. Он же


Фото 1907 г. Алексеевский (Кожуховский, ныне - Даниловский) мост.


Фото 1907 г. Он же.


Фото 1908 г. Дорогомиловский (Бородинский) мост


Фото 1911 г. Снос старого Бородинского моста


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Краснолужский (Николаевский; Николая II) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905-1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. В 2000 году перемещён на 2 км. Ныне - пешеходный мост Богдана Хмельницкого.


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Он же


Фото 1910-х гг. Он же


Фото 1905 г. Временный железнодорожный деревянный мост системы инж. Лембке - предтеча Андреевского (Сергиевского) моста


Фото 1904-1905 гг. Он же


Фото 1908 г. Андреевский (Сергиевский) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905-1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. Ныне, перемещённый ниже по течению и реконструированный, - пешеходный Пушкинский мост.

Мосты через Яузу


Фото 1930-х гг. Старый Яузский (Астаховский) мост (построен в 1876 году на опорах моста 1805 года).


Фото 1938 г. Б. Игнатовича. Он же на среднем плане. Будет разобран в 1940 году, и на его месте построят новый мост, действующий и сейчас.


Фото 1929 г. Мост через Яузу у Серебрянического переулка


Фото 1902 г. Высоко-Яузский (Высокий) мост.


Фото 1887 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Он же


Фото 1935 г. Костомаровский мост


Фото 1870-х гг. Раскрашенное фото. Андроников виадук - железнодорожный мост


Фото 1888 г. Он же


Фото 1890-х гг. Он же


Фото 1900-х гг. Дворцовый (Лефортовский) мост. Самый старый из всех действующих московских мостов (и располагается над рекой). Построен в 1770-1790-е годы. Хотя, конечно, позже реконструировался, но без сноса.


Фото 1919 г. Он же


Фото 1907 г. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Матросский мост


Фото 1930-х гг. Рубцовский (Покровский; ныне - Электрозаводский) мост


Фото 1896 г. Мост Московско-Казанской железной дороги (ныне здесь ж/д Электрозаводский мост)


Фото кон. 1900-х гг. Он же.


Фото нач. 1850-х гг. Всехсвятский (Каменный; Большой Каменный) мост (построен в 1680-е гг.)


Фото 1852 г. Р. Фентона. Он же


Фото кон. 1860-х гг. Каменный (Всехсвятский; Большой Каменный) мост. Второй каменный мост на этом месте (построен в кон. 1850-х годов).


Фото 1900-х г. Малый Каменный мост через Канавку (Водоотводный канал).


Фото нач. 1910-х гг. Он же


Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. Москворецкий мост


Фото кон. 1890-х гг. Он же.


Фото кон. 1889 - нач. 1890-х гг. Большой Устьинский мост (построен в 1881 году по проекту инженера В. Н. Шпейера).


Фото 1900-х гг. Он же


Фото кон. 1860 - 1870-х гг. Справа на снимке - Чугунный мост через Канавку (построен в 1830-е годы).


Фото нач. 1880-х гг. Он же


Фото1908 г. Комиссариатский мост на Канавке. Находился ниже по течению нежели нынешний, являющийся продолжением Устьинского моста. Снимок сделан после "пасхального" наводнения 1908 года.


Фото нач. 1890-х гг. Бабьегородская плотина


Фото 1934 г. Крымский мост


Фото нач. 1930-х гг. Он же


Фото 1907 г. Краснохолмский мост


Фото 1908 г. Краснохолмская плотина


Фото 1934 г. Большой Краснохолмский мост.


Фото 1900-х гг. Новоспасский мост


Фото кон. 1900-х гг. Всехсвятский плашкоутный мост подле Симонова монастыря. Об этом мосте я в своё время писал много (см. тэг "загадочный Всехсвятский мост").


Фото 1910 - 1920-х гг. Он же


Фото 1907 г. Алексеевский (Кожуховский, ныне - Даниловский) мост.


Фото 1907 г. Он же.


Фото 1908 г. Дорогомиловский (Бородинский) мост


Фото 1911 г. Снос старого Бородинского моста


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Краснолужский (Николаевский; Николая II) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905—1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. В 2000 году перемещён на 2 км. Ныне - пешеходный мост Богдана Хмельницкого.


Фото кон. 1900 - 1910-х гг. Он же


Фото 1910-х гг. Он же


Фото 1905 г. Временный железнодорожный деревянный мост системы инж. Лембке - предтеча Андреевского (Сергиевского) моста


Фото 1904-1905 гг. Он же


Фото 1908 г. Андреевский (Сергиевский) мост. Железнодорожный мост через Москва-реку. Построен в 1905—1907 годах, по проекту инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. Ныне, перемещённый ниже по течению и реконструированный, - пешеходный Пушкинский мост.

Мосты через Яузу


Фото 1930-х гг. Старый Яузский (Астаховский) мост (построен в 1876 году на опорах моста 1805 года).


Фото 1938 г. Б. Игнатовича. Он же на среднем плане. Будет разобран в 1940 году, и на его месте построят новый мост, действующий и сейчас.


Фото 1929 г. Мост через Яузу у Серебрянического переулка


Фото 1902 г. Высоко-Яузский (Высокий) мост.


Фото 1887 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Он же


Фото 1935 г. Костомаровский мост


Фото 1870-х гг. Раскрашенное фото. Андроников виадук - железнодорожный мост


Фото 1888 г. Он же


Фото 1890-х гг. Он же


Фото 1900-х гг. Дворцовый (Лефортовский) мост. Самый старый из всех действующих московских мостов (и располагается над рекой). Построен в 1770-1790-е годы. Хотя, конечно, позже реконструировался, но без сноса.


Фото 1919 г. Он же


Фото 1907 г. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Госпитальный мост


Фото 1930-х гг. Матросский мост


Фото 1930-х гг. Рубцовский (Покровский; ныне - Электрозаводский) мост


Фото 1896 г. Мост Московско-Казанской железной дороги (ныне здесь ж/д Электрозаводский мост)

10.01.2019 - 11:38

Все мы слышали о различных древних зданиях, но большинство из них сейчас просто туристические достопримечательности и не используются по назначению. Однако существует несколько мостов, построенных сотни и даже тысячи лет назад, по которым активно перемещаются люди и транспорт. Часто мосты разрушаются при бедствиях, в войнах, сгорают и взрываются, но сооружения из этого списка пережили века.

Древние римляне создали много вещей, которые выдержали непростое испытание временем. Благодаря их удивительным технологиям, сооружения, построенные в римскую эпоху, стоят и по сей день. Одно из них – мост Фабрициуса в Риме.

Мост был создан Луцием Фабрициусом в 62 году до н.э., для замены сгоревшего деревянного моста. Любопытно что за 2000 с лишним лет существования мост практически не ремонтировался.

Мост Понте Веккьо находится в итальянском городе Флоренция. Он был построен в 1345 году, чтобы заменить деревянный мост, находящийся в самом узком месте реки Арно. Он по-прежнему так же великолепен, как и века назад.

Понте Веккьо изначально использовали как место для торговых рядов – на нем размещались мясные и рыбные лавки, дабы запах убоины не тревожил горожан.

Есть версия, что именно на нем зародилось понятие «банкротство». Когда торговцу нечем было отдавать долги, прилавок, на котором он размещал свои товары („banco“), разламывался („rotto“) стражей. Эта практика стала называться „bancorotto“, ибо без прилавка торговец уже был не в состоянии что-либо продать.

Король Фердинанд I в XVIII веке запретил торговлю рыбой и мясом на мосту, и с тех пор на нем начали размещать ювелирные, а позже сувенирные лавки.

Любопытно, что во время Второй мировой войны Понте Веккьо оказался единственным мостом, не взорванным гитлеровцами во Флоренции.

Мост Риальто находится в Венеции и служит переходом через знаменитый Гранд-канал. На его месте находилось множество других мостов, деревянных, которые уничтожали пожары, и в XVI веке было решено построить каменный мост.

Его создал малоизвестный архитектор Антонио де Понте. Еще до начала строительства проект подвергался критике, а после постройки моста многие предрекали, что он скоро разрушился. Однако прошли века, а пост по-прежнему стоит на своем месте.

Русский путешественник П. А. Толстой писал про него в конце XVII века:

«В Венецы много зело мостов, каменных и деревеных, между которыми один каменной мост зело великой и широкой, которой называют италияне Ариалтом. На том мосту по обе стороны поделаны лавки, в которых продают всякие мелочные товары. За тем мостом паки великие ряды, в которых продают суды серебреные и сукна. Под тот мост могут подходить великие суды с щеглами, для того что тот мост зело высок, зделан на одном своде и работою изрядною. Венецкой народ разделяется надвое: которые живут на той стороне сего помяненнаго мосту Ариалту, где и костел сборной святаго Марка, те называются костеляны; а которые живут от тех за тем помяненным великим мостом, те называются николиоты, - и временем и вражду тайную между собою имеют. И бывают между подлым народом у николиотов с каштелянами великие кулашные бои. На том помяненном великом мосту в тех кулашных боях бывает много и смертнаго убивства».

Этот арочный каменный пешеходный мост через реку Заянде находится в иранском городе Исфахан. Мост Хаджу состоит из 24 арок, его длина составляет 133 метра, а ширина - 12 метров. Мост имеет два яруса, украшенных изразцами. Он построен в 1650 году – на фундаменте старого моста. Это сооружение выполняет сразу три функции – одновременно оно является плотиной, местом отдыха и служит для перехода через реку. Посредине моста есть павильон для правителя – шаха Аббаса II, в котором тот отдыхал, любуясь на реку.

Это мост, известный также как «Мост вздохов», находится в Йемене. Построенный в XVII веке, мост Шахара соединяет две горы над глубоким ущельем. На каждой горе имеются селения, и до постройки моста их жителям было очень сложно общаться друг с другом.

Этот мост является одной из главных туристических достопримечательностей Йемена и изображен на монете 10 риалов.

Мост Джендере находится в Турции. Он был построен во II веке нашей эры римлянами. Это один из самых длинных арочных мостов эпохи древнего Рима – его длина около 120 метров. Он опирается на две скалы и состоит из 92 камней. Мост был создан в честь римского императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей Каракалла и Гета. На каждой стороне моста есть колонны, которые возведены в честь императора и жены (с одной стороны) и их детей (с другой стороны). В настоящее время колонна в честь Гета отсутствует. Когда Каракалла пришел к власти, то он убил Гета и попытался стереть любое упоминание о нем – и колонна Гета была разрушена.

Мост Аньцзи – самый старый сохранившийся мост в Китае, построенный в 605 году нашей эры. Его название можно перевести как «безопасный переход». В то время это был самый технически совершенный мост в стране, с самой большой аркой. Интересно, что современные инженеры оценили этот мост, он даже получил награды Американского инженерного общества. Мост пережил десять наводнений, восемь войн и большое количество землетрясений, при этом ремонтировали его всего девять раз.

Мост через реку Тибр, построенный императором Адрианом в 136 году н.э., является одним из самых известных мостов в Риме и одним из самых красивых. Он облицован мраморными плитами. Этот мост ведет к замку Святого Ангела, на вершине которого находится статуя архангела Михаила. Но не только поэтому мост называют мостом Святого Ангела. В 1668 году скульптор Лоренцо Бернини украсил мост десятью ангелами. Даже спустя много лет, ангелы и мост прекрасно сохранились, что делает его прекрасной достопримечательностью.

Этот небольшой мост, сделанный из каменных плит, находится в британском парке Эксмур и соединяет берега речи Барло. Трудно сказать, когда он построен, некоторые исследователи считают, что он мог быть создан и в 3000 году до нашей эры. Существует местная легенда, которая гласит, что этот мост творение самого дьявола, который поклялся убить любого, кто осмелится пересечь его. Говорят, первоначально по мосту пустили кота, и он тут же исчез. Тогда местные жители отправили по мосту викария – мол, дьявол не посмеет тронуть священнослужителя.

Дьявол и викарий встретились на половине моста и заключили соглашение. Любой человек может пройти по Тарр Степс, но только если дьявол не принимает в этот момент на мосту солнечных ванн. Так что местные жители говорят: «Прежде чем вы решите пройти по Тарр Степс, убедитесь, что никакие демоны в этот момент не принимают солнечную ванну».

К сожалению, Тарр Степс подвергся некоторым разрушениям за долгие века. Некоторые его камни были разрушены наводнениями, но периодически мост реставрируют, так что он может прослужить еще много лет.

Пешеходный мост Аркадико в Греции является самым старым из сохранившихся арочных мостов. Предполагается, что он построен около 1300 года до н.э., то есть, он прошел через очень многое, прежде чем дожил до наших дней. Этот мост несколько шире обычных пешеходных мостов – около 2,5 метров, возможно, в древности по нему ездили колесницы. Мост сделан из огромных валунов, без какого-либо скрепляющего раствора, но остается нерушимым уже целые тысячелетия.

  • 9247 просмотров