Описание ту 204 wz 9806. создания и конструктивные особенности

Ту-204 – это советский и российский узкофюзеляжный среднемагистральный самолет, разработка которого началась в ОКБ Туполева еще в середине 70-х годов прошлого века. Первый полет эта машина совершила только в начале 1989 года.

Данный самолет предназначался для замены устаревшего Ту-154, разработанного еще в 60-е годы.

Самолет Ту-204 стал родоначальником целого семейства пассажирских и грузовых машин. В зависимости от модификации он может перевозить 164-215 пассажиров на расстояние до 5920 км. Выпуск Ту-204 был развернут на ульяновском заводе «Авиастар» и Казанском авиазаводе (КАПО). Всего с момента начала серийного производства было изготовлено 83 самолета различных модификаций. В 2007 году стоимость одного авиалайнера составляла 35 млн долларов.

В настоящее время пассажирский самолет Ту-204 активно эксплуатируется, причем не только в России. Он совершает регулярные рейсы по всему миру, включая страны Евросоюза, Северную и Южную Америку. Авиалайнер прошел все необходимые сертификации, он полностью соответствует требованиям ИКАО. Машина отвечает всем современным требованиям, касающимся уровня шума, выброса вредных веществ и безопасности, а по надежности и экономичности она не уступает лучшим зарубежным аналогам.

В настоящий момент крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является правительственный авиаотряд «Россия», на балансе которого находится 12 самолетов. Два авиалайнера использует северокорейская компания Air Koryo, еще три – кубинская «Кубана».

Последней и наиболее продвинутой модификацией самолета является авиалайнер Ту-204СМ, который впервые поднялся в небо в 2010 году.

История создания Ту-204

Работы по созданию нового пассажирского самолета, который в будущем получил наименование Ту-204, начались еще в далеком 1973 году. Очень много времени ушло на определение концепции будущей машина, ее схемы и компоновки. Первым был проект самолета с двумя двигателями в хвостовой части, который был очень близок к конструкции серийный машин Ту-134 и Ту-154. Однако уже через несколько лет концепция была изменена, теперь рассматривался самолет похожий по своей компоновке на американские лайнеры MD-10 и L-1011. По этому проекту был проделан значительный объем работ, конструкторами было предложено несколько вариантов как по конструкции планера, так и по силовой установке будущего авиалайнера. Интересной была идея «семейственности»: разработчики на основе одной базовой модификации самолета предлагали создать и ближнемагистральный лайнер для замены Ту-134 и Як-42, и среднемагистральные машины с дальностью полета до 4 тыс. км.

В августе 1981 года было принято правительственное постановление о создании среднемагистрального самолета Ту-204 с тремя двигателями Д-90.

В этом же году министром авиапромышленности СССР был назначен Силаев. Он потребовал создать пассажирский самолет, который бы по своим характеристикам и уровню комфорта не уступал новейшему на тот момент среднемагистральному Boeing 757. В очередной раз была изменена схема самолета, теперь он стал двухдвигательным. Новое техническое задание было утверждено только в конце 1983 года, а в 1986 году вышло постановление Совмина СССР, согласно которому испытания машины должны были начаться в 1988 году, а эксплуатация лайнера – уже в первые годы следующего десятилетия.

Вскоре определились и местом серийного производства: им должно было стать Ульяновское авиационное объединение. В 1987 году на предприятии началась подготовка к выпуску машины. Уже в 1988 году был изготовлен первый прототип самолета, 2 января 1989 года опытный образец Ту-204 наконец-то поднялся в воздух.

Результатом проведенных испытаний стали значительные доработки самолета, а также внесение ряда усовершенствований в процесс его производства. В это время из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране финансирование программы стало сжиматься, а в начале 90-х годов оно было практически полностью остановлено. Только личное вмешательство премьер-министра Черномырдина позволило найти средства и завершить программу испытаний. Это случилось в 1993 году, но еще до завершения сертификации самолета «Авиастар» приступил к серийному выпуску Ту-204. Российский сертификат летной пригодности машина получила только в 1995 году.

Эксплуатация Ту-204

Пассажирскому самолету Ту-204 не повезло. Мало того, что эта машина очень долго создавалась, так и первые ее шаги в небо выпали на очень тяжелый для страны период. В 90-е годы резко упал жизненный уровень рядовых россиян, авиаперелеты могли позволить себе очень немногие. Соответственно, значительно упал пассажиропоток и доходы авиаперевозчиков. Кроме того, на российский рынок массово хлынули поддержанные импортные машины.

Уменьшение темпов производства привело к недостатку запасных частей и комплектующих для Ту-204, что еще более увеличило стоимость его эксплуатации.

Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, туполевцы разработали несколько новых модификаций машины: Ту-204-120, Ту-204-200 и Ту-204-300. В новых самолетах авионика и ряд других систем еще советской разработки были заменены более совершенными российскими или зарубежными аналогами. В кабине пилотов появились жидкокристаллические экраны, значительные изменения были внесены в системы управления. Более комфортабельным стал салон самолета Ту-204.

Однако при мелкосерийном производстве добиться серьезной рентабельности самолета очень сложно. Не менее тяжело в таких условиях создать жизнеспособную систему послепродажного обслуживания. Именно из-за этого Ту-204 не пользуется популярностью у коммерческих авиакомпаний, предпочитающих покупать импортные самолеты (новые или б/у). Хотя, по своим летно-техническим характеристикам туполевская машина ничем не уступает своим иностранным аналогам. Об этом неоднократно заявляли сами авиаперевозчики.

В настоящее время крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является специальный летный отряд «Россия», в котором используется 12 самолетов подобного типа. В 2016 году появилась информация о планах масштабной закупки грузовых Ту-204 для «Почты России», а в начале 2017 года в Министерстве обороны РФ заявили о желании заменить устаревшие Ту-154 на Ту-204. Вероятно, что эта машина попадет в государственную программу вооружений.

В 2015 году о своих планах закупки Ту-204 заявляла иранская авиакомпания Kish Air. Речь шла о партии в 15 самолетов. Позже представители ПАО «Туполев» выразили готовность начать лицензионное производство Ту-204 в Иране.

Модификация Ту-204СМ

В 2010 году состоялся первый полет самолета Ту-204СМ, который является самой современной модификацией в этом семействе машин. Именно на этот лайнер российские авиастроители возлагают наибольшие надежды.

По сравнению с базовой модификацией Ту-204-100, этот самолет имеет больший взлетный вес, новый комплекс бортового оборудования, доработанные топливную, энергетическую и гидравлическую системы. На Ту-204СМ экипаж уменьшен до двух человек (исключен бортинженер), что является общемировой практикой на самолетах подобного класса. Кроме того, данная модификация получила более совершенные двигатели ПС-90А2, отличающиеся меньшей эксплуатационной стоимостью. Также был улучшен интерьер пассажирского салона.

Серийное производство Ту-204СМ было развернуто во второй половине 2013 года.

Описание конструкции

Ту-204 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это свободнонесущий низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, которые установлены в пилонах под крылом. Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Механизация крыла Ту-204 состоит из предкрылков и двухщелевых закрылков.

В конструкции самолета широко использованы композитные материалы, их доля составляет 18%.

Ту-204 стал первым отечественным самолетом подобного класса с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Самолет оснащен комплексной информационной системой сигнализации, которая выводит на экраны в кабине пилотов информацию о работе всех самолетных систем, предупреждает об отказах и неполадках, и дает рекомендации по их устранению. Также на них выводятся данные, необходимые для пилотирования самолета. Причем информация может выдаваться как в британской, так и в метрической системе единиц. В состав пилотажно-навигационного комплекса входит бортовая инерциальная навигационная система, средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки, системы посадки, предупреждения критических режимов и столкновений в воздухе, а также метеорадиолокационная станция.

Топливная система самолета состоит из нескольких кессон-баков, два из которых являются расходными. Общая масса топлива составляет 35710 кг. Интересной особенностью конструкции Ту-204 является наличие системы перекачки топлива в хвостовой бак во время полета. Это позволяет сместить центр масс машины и улучшить ее аэродинамические характеристики.

Силовая установка самолета состоит из двух двигателей ПС-90А, максимальная тяга которых составляет 16 тыс. кгс.

Модификации

С момента начала серийного производства было создано большое количество модификаций самолета:

  • Ту-204. Базовая модификация. Взлетная масса машины составляет 94,6 т;
  • Ту-204-100. Самолет со взлётной массой в 103 т. Может вмещать до 210 пассажиров. Дальность полета - 4600 км;
  • Ту-204-200. Модификация с дополнительными топливными баками, что обеспечивает большую дальность полёта;
  • Ту-204-100Е. Самолёт с двигателями ПС-90А, максимальной взлётной массой 105 тонн и англоязычной кабиной экипажа;
  • Ту-204-100В. Версия Ту-204-100Е с русскоязычной кабиной экипажа;
  • Ту-204-100В-04. Модификация Ту-204-100В, на которую установлены двигатели, соответствующие требованиям ИКАО относительно шумности;
  • Ту-204-120. Модификация базовой модели с двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 и иностранной авионикой;
  • Ту-204-300. Самолет с укороченным по сравнению с базовой моделью фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. Может вместить до 162 пассажиров. Максимальная взлётная масса Ту-204-300 – 107,5 т;
  • Ту-204-300А. Модификация с максимальной дальностью до 9600 км и салоном повышенной комфортности. В нем есть душевая кабина, спутниковая связь, регулируемое освещение. Самолет вмещает до 26 пассажиров, предназначен для административных перевозок;
  • Ту-214. Модификация со взлетной массой, увеличенной до 110,75 т. На ее базе разработано несколько специальных версий, предназначенных для высшего руководства страны: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СУС (самолёт-узел связи), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор). Также существует самолёт-разведчик Ту-214Р и Ту-214ОН, предназначенный для выполнения наблюдательных полетов;
  • Ту-204СМ - обновлённый вариант Ту-204.

Ту-204 – российский среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980 – начале 1990 в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета . Первый полет совершен 2 января 1989 года, в эксплуатации с 1994 года. Производится с 1990 года на заводе Авиастар-СП в Ульяновске, а также с 1996 года и на КАПО имени С.П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Зарубежные аналоги: и .

К 2015 году планировалось снять Ту-204 с производства, заменив их самолетами МС-21. Однако, имеется вероятность продолжения выпуска этих лайнеров и после 2015 года. В частности, Минпромторг в 2010 году заявлял о своих планах на поставку авиакомпании Red Wings до 2016 года 44 самолетов Ту-204СМ.

Разработка среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в 1973 году. В процессе работы над новым самолетом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолетов путем создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путем модификации всей необходимой гаммы.

Одним из таких базовых самолетов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нем 2 двигателя НК-8-2У. Конструкция предполагала большую преемственность с серийными и . Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

К середине 1970 годов проект Ту-204 трансформировался в аэробус, близкий по компоновочным решениям к американскому самолету DC-10. Его отличал фюзеляж длиной 48 метров, крыло умеренной стреловидности (28 градусов) с мощной механизацией вдоль всей задней кромки. В качестве силовой установки рассматривались двигатели Д-30А, Д-30КУ, перспективные ТРДД и ТВВД. В семейство должны были войти ближнемагистральные Ту-204-100 и Ту-204-150, среднемагистральные Ту-204-200 и Ту-204-250. Позже, в 1977-1978 годах рассматривались 2 основных направления: двухдвигательный Ту-204-200 и трехдвигательный Ту-204-300.

В конце 1970 вышло постановление Совета Министров СССР о создании новых пассажирских магистральных самолетов. ОКБ Туполева на основании постановления поручили разработку среднемагистрального самолета для замены Ту-154. В 1979 году ведущим конструктором по Ту-204 официально утвержден Леонид Селяков. При проектировании широко применялась вычислительная техника. При выборе силовой установки выбор пал на перспективный двигатель Д-90 ОКБ Соловьева.

С появлением самолетов Боинг 757, и A300 требования к самолету изменились – он стал двухдвигательным (к этому времени тяга Д-90А была доведена до 16 000 кгс). Новое техническое задание было утверждено 15 декабря 1983.

В конструкции самолета были применены новые алюминиевые и титановые сплавы, а также композитные материалы. Для сокращения числа стыков были использованы длинномерные панели. Применена усовершенствованная схема шумоизоляции и новые лакокрасочные материалы. Все системы спроектированы на основе новых принципов и с широким применением цифровой техники. Много сил и внимания уделено эргономике кабины экипажа.

В 1987 году Ульяновский авиазавод приступил к подготовке серийного производства. В 1988 году на опытном производстве АНТК изготовлен первый прототип Ту-204 . 2 января 1989 он впервые поднялся в небо. Основной объем заводских испытаний завершен к декабрю 1993 года. Не дожидаясь окончания испытаний завод Авиастар начал серийное производство.

17 августа 1990 года был выпущен первый серийный Ту-204. Эксплуатационные испытания самолета прошли с марта по декабрь 1993 года в авиакомпании Внуковские авиалинии. 12 января 1995 года Госавиарегистр РФ выдал на Ту-204 сертификат летной годности. 23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва – Минеральные Воды.

Ту-204 должен был стать таким же массовым как и его предшественник Ту-154. В силу ряда причин (высокая стоимость, в сравнении с подержанной импортной авиатехникой) этого не произошло. В настоящее время производится до 10 лайнеров в год (вместе с казанскими Ту-214). Всего же с начала серийного производства было изготовлено 62 самолема Ту-204 всех модификаций. На 1 мая 2009 года в эксплуатации находилось 52 самолета семейства Ту-204.

Самолет Ту-214

Ту-214 является модификацией Ту-204 с увеличенной до 110,75 тонн максимальной взлетной массой (103,0 тонн у Ту-204). Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 25,2 тонн (21,0 тонн у Ту-204). Самолет имеет грузовую модификацию и сертифицирован по российским нормам АП-25. Серийно производится Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова. Первый полет на Ту-214 был осуществлен в 1989 году. Запущен в коммерческую эксплуатацию в 1997 году.

Также разработаны специальные модификации Ту-214 : Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолет-ретранслятор), Ту-214СУС (самолет – узел связи) – самолеты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи, а также Ту-214ОН (Открытое небо) – самолет с оборудованием для аэрофотосъемки, предназначен для выполнения наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу.

Ту-204 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Стреловидное крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены вертикальные законцовки.

Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и предкрылков вдоль всей передней кромки. Шасси – убирающееся, трехопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А. Кабина экипажа оснащена цветными дисплеями и центральными Y-образными ручками с малыми ходами.

Система управления самолетом и двигателями – электродистанционная. По словам председателя Совета директоров ЗАО Двигатели Владимир Климов – Мотор Сич генерал-полковника А. П. Ситнова – единственный самолет такого класса в мире, который можно посадить без двигателей.











Авиакомпания Ред Вингс (Red Wings) владеет шестью самолетами модели Ту 204 (Tupolev Tu-204). По большому счету, ни одна авиакомпания России и мира не располагает большим количеством самолетов Ту 204, чем компания Ред Вингс. Ближайший «преследователь», компания Трансаэро, владеет 5 самолетами данной модели.

Бортовые номера лайнеров: RA-64017, RA-64020, RA-64043, RA-64046, RA-64049 и RA-64050. Некоторые из самолетов эксплуатируются уже достаточно долгое время. Так, борт RA-64017 совершил свой первый пассажирский рейс в октябре 1996 года.

Помимо Ред Вингса, его эксплуатировали такие компании, как: Perm Airlines, S7 - Siberia Airlines, Aviastar и Orenair (Orenburg Airlines). Самый молодой борт: RA-64050. Совершил первый полет в феврале 2009 года. Был куплен компанией с завода изготовителя, и не эксплуатировался в других авиакомпаниях.

Структура салона самолета – одноклассовая, только экономический класс. Вместимость лайнера составляет 220 пассажиров. Для сравнения модификация компании Трансаэро вмешает только 184 пассажира, так как там есть бизнес-класс.

Перейдем к анализу лучших и худших мест в салоне Ту 204 авиакомпании Ред Вингс.
Ряд 1. Первые ряды традиционно считаются хорошими местами для полета. Здесь нет ряда спереди, значит, никто не откинет на вас спинку кресла. Однако расстояние до перегородки в первом ряду небольшое. Коленки поместятся, но вот вытянуть ноги не получится. Не рекомендуется для полета пассажирам с высоким ростом. Для этого лучше выбрать стандартное место, где шаг кресел составляет 81 см.
Также картину портит наличие туалетов. Фактически, почти половина салона будет проходить мимо ваших кресел. Комфорта это не добавит, а вот шумности – 100%.
Ряд 8 и 27 . Возможно, спинки кресла не откидываются из-за аварийного выхода позади ряда. Есть риск весь полет просидеть в одном положении кресла.
Ряд 9 и 28 . В ряду остается по два кресла – это удобно для полета в паре. Впереди много пространства для ног, благодаря аварийному выходу. Также никто не откинет спинку кресла, так как в 8 ряду спинки не откидываются. Хорошие места для полета. Единственный момент – по технике безопасности сюда не посадят пассажиров с маленькими детьми, инвалидов и пожилых людей, а также пассажиров с животными.
Ряд 10 и 29, места A и F . Из-за отсутствующих кресел в 9 ряду остается много пространства для ног. Можно растянуться «на полную». Также не помешает спинка кресла соседа. Очень хорошие места, но, как правило, разбираются в первую очередь. Поэтому их сложно забронировать.
Ряд 35, места C и D . Являются крайними к проходу, а так как до туалетов остается немного – здесь будет наблюдаться повышенный трафик пассажиров. Это чревато постоянными контактами с пассажирами, задеваниями локтями и пр.
Ряд 36 . Самые не желательные для полета места. Во-первых, спинки кресел из-за перегородки заблокированы и не откидываются. Во-вторых, из-за туалетов здесь очень шумно, постоянно толпится народ, стоит галдеж. Из туалета могут идти неприятные запахи. В-третьих, если есть проблемы с кондиционированием, то духота, как правило, ощущается именно на последних рядах.

21.05.2018, 10:16 8655

Ту-204 - среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета Ту-154.

Данная модель пассажирского самолета является первой в РФ, в которой установлена система электродистанционного управления. Она может выполнять автоматическую посадку машины даже в очень сложных погодных условиях. Для более комфортной работы пилотов выполнена система под названием «темная кабина», она способствует снижению нагрузки на пилотов.

На различные варианты Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к ним. Самолеты семейства Ту-204 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и выбросу вредных веществ. Находящиеся в эксплуатации модификации Ту-204 соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полетам в страны ЕС, а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки.

С начала серийного производства (1990) изготовлено 81 самолет Ту-204 различных модификаций. На январь 2017 года в эксплуатации находилось 43 самолета семейства Ту-204.

Расположение и нумерация мест в салоне, схема посадочных мест в самолете Ту-204. Лучшие и менее комфортные места в самолете

Салон самолета авиакомпании «Ред Вингс» имеет только одноклассовую компоновку экономического класса. Лайнер вмещает 220 пассажиров.

  • Ряд 1. Неплохие места для полета. Спереди нет ряда кресел, поэтому никто не откинет на вас спинку кресла. Однако расстояние до перегородки в первом ряду небольшое. Коленки поместятся, но вот вытянуть ноги не получится. Пассажирам с высоким ростом лучше выбрать стандартное место в другом ряду. Наличие туалетов за перегородкой не добавит комфорта: частое движение пассажиров и дополнительный шум обеспечен.
  • 2-7 ряды. Стандартные места. После приземления можно быстро выйти из самолета. Раздача еды начинается с носовой части, поэтому пассажиры первых рядов получают обед раньше других.
  • Ряд 8 и 27. Спинки кресла имеют ограниченный угол наклона из-за аварийного выхода позади ряда.
  • Ряд 9 и 28. В ряду остается по два кресла - это удобно для полета в паре. Впереди много пространства для ног, благодаря аварийному выходу. Также никто не откинет спинку кресла, так как в 8 ряду спинки не откидываются. Хорошие места для полета. Единственный момент - по технике безопасности сюда не посадят пассажиров с маленькими детьми, инвалидов, беременных женщин, пожилых людей, иностранцев, не владеющих в совершенстве русским или английским языком, а также пассажиров с животными.
  • Ряд 10 и 29, места A и F. Из-за отсутствующих кресел в 9 ряду остается много пространства для ног, поэтому можно с удобством вытянуть ноги. Очень хорошие места, но, как правило, разбираются в первую очередь. Поэтому их сложно забронировать.
  • 13-23 ряды. Ряды, расположенные над крыльями, имеют преимущество - меньше болтает.
  • 29-35 ряды. Стандартные места. Следует учесть, что в хвостовой части шумно из-за близости двигателей, а также на этих рядах больше болтает.
  • Ряд 35, места C и D. Являются крайними к проходу, и близкими к туалетам, поэтому часто передвигающие пассажиры, навряд ли, добавят комфорта.
  • Ряд 36. Самые не желательные для полета места. Во-первых, спинки кресел из-за перегородки заблокированы и не откидываются. Во-вторых, из-за туалетов здесь очень шумно, постоянно толпится народ, стоит галдеж. Из туалета могут идти неприятные запахи. В-третьих, если есть проблемы с кондиционированием, то духота, как правило, ощущается именно на последних рядах.После посадки придется долго ожидать выход из самолета.

Лучшие места

Наименее утомительный полет, с комфортным пространством для ног и возможностью откинуть спинку кресла, будет на следующих местах:

  • 1 ряд;
  • 9 и 8 ряд, места 28 D,E;
  • 10 и 29 ряд, места A, F.

Плохие места

По возможности избегайте мест, находящихся вблизи туалета и тех, у которых не откидывается спинка. В салоне самолета Ту-204 по схеме, предоставленной «Ред Вингс», это:

  • 8 и 27 ряды;
  • 35 ряд, места C, D;
  • 36 ряд.

Летно-технические характеристики

  • Максимальная скорость: 860 км/ч
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч
  • Практическая дальность полета: 3700 км
  • Вместимость лайнера: эконом класс - 220 пассажиров, эконом/ бизнес - 160 пассажиров, эконом/ бизнес/ первый класс - 168 пассажиров, экипаж - 2,3 человека
  • После окончательной сборки готовый самолет Ту-204 транспортируют на летно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.
  • Пассажирский самолет Ту-204 является одним из немногих самолетов, которому на практике пришлось подтвердить возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204-100, принадлежавший авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Франкфурт-Новосибирск, в сложных метеорологических условиях выработал весь запас топлива за 17 километров до аэропорта Омска, где он сумел совершить успешную посадку с двумя неработающими на тот момент двигателями. При этом никто из пассажиров воздушного судна не пострадал, а сам самолет вскоре снова был возвращен в эксплуатацию.
  • Крыло и оперение самолета Ту-204/214 мало подвержены нарастанию льда и не оснащены противообледенительной системой. Среди всех современных магистральных самолетов Ту-204 является единственной машиной, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В результате проведения испытаний была подтверждена абсолютная безопасность совершения полетов на Ту-204 без подобной системы на несущих поверхностях, были получены европейские и российские сертификаты.

Ту-204 является узкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом, созданным опытно-конструкторским бюро Туполева. Изначально позиционировался в качестве замены пассажирского лайнера Ту-154 .

Обзор салона и схема мест самолета Ту-204

В зависимости от типа компоновки пассажирского самолёта Ту-204 может вмещать в себе от 164 до 215 человек. На предоставленной схеме мест самолёт имеет два класса (бизнес и эконом). В бизнес-классе места могут располагаться по схеме «2-2», так и по «3-3» и имеют широкий проход посередине. Самыми лучшими в бизнес-классе однозначно являются места, расположенные в середине (не в первом и не в шестом рядах), так как рядом с ними располагаются туалетные и подсобные помещения. Также места шестого ряда также примыкают к перегородке между бизнес-классом и шумным эконом-классом. Поэтому при бронировании мест следует помнить эти особенности.

Места эконом-класса располагаются по схеме «3-3». Для эконом-класса лучшими смело можно назвать места 7 и 22 рядов. Удобство и большую комфортабельность даёт им то, что данные ряды не имеют перед собой других мест, а, следовательно, и места для ног больше, чем обычно. Неудачными в эконом-классе являются места 29 ряда ввиду своего близкого расположения к туалетам, что обеспечивает здесь большие очереди в определённые часы.

История создания и эксплуатации самолета Ту-204

Пассажирский лайнер Ту-154 начал эксплуатироваться с 1968 года. Однако уже в 1973 году начались работы по созданию нового самолёта, который мог бы стать достойной и полноценной заменой лайнеру Ту-154. Предполагалось, что новый самолёт будет обладать большей пассажировместимостью, дальностью полёта и грузоподъёмностью. Новый проект получил название Ту-204.

В ходе разработок и проектирования лайнера было рассмотрено множество возможных вариантов конструкции фюзеляжа. Так, например, рассматривался вариант широкофюзеляжного двухпалубного пассажирского самолёта, который бы имел повышенную грузоподъёмность и пассажировместимость. В итоге в ОКБ Туполева было принято решение снабдить Ту-204 тремя двигателями, один из которых устанавливался в хвостовой части, а два других крепились на пилонах под крылом. В 1982 году был также создан макет на основе принятой конструкции самолёта, однако в конечном итоге от замысла с тремя двигателями было решено отказаться.

В итоге получился узкофюзеляжный самолёт с двумя двигателями, находящимися под его крыльями. Тем самым, конструкция Ту-204 стала совершенно новой для самолётов ОКБ Туполева, ранее проектировавшей пассажирские самолёты в основном с двигателями, находившимися в хвостовой части.

Первый полёт нового самолёта был осуществлён в самом начале 1989 года. Однако ввиду тяжёлой экономической и политической ситуации в Советском Союзе, а потом и в России, испытания Ту-204 затянулись на 6 долгих лет. Лишь ценой огромных усилий в декабре 1994 года самолёт прошёл испытания и был сертифицирован.

Коммерческая эксплуатация Ту-204 началась в 1996 году. Однако экономический кризис и ужасающее положение отечественного авиапрома сделали всё для того, чтобы популярность самолёта оставалась невысокой. Так, в 90-е годы более выгодно и экономично было покупать подержанные самолёты производства западных компаний (Airbus и Boeing). Дополнительным неудобством было также то, что на ранних версиях Ту-204 экипаж, как правило, состоял из 3 человек, что было не очень экономно для многих авиакомпаний.

Тем не менее, после улучшения лайнера комфортабельность пассажирского салона была на порядок увеличена, равно как и его экономичность. Так, новые модели Ту-204 (например, Ту-204-200 или Ту-204-300) способны составить конкуренцию западным Боингам и Аэробусам, однако российские авиакомпании опасаются заказывать лайнеры у отечественного производителя, на которые зачастую не хватало запасных частей или комплектующих.

Сегодня производится лишь по одному Ту-204 в год, причём основным заказчиком является государство и его структуры. Кроме того, в 2019 году стало известно и возможной продаже ПАО «Туполев» лицензии на производство лайнера Ирану. Также в том же году была анонсирована программа производства и поставки десяти Ту-204 с повышенной комфортабельностью и усовершенствованной бортовой электроникой.

С начала серийного производства в 1990 году по 2019 год было произведено лишь 78 самолётов Ту-204, из них на сегодняшний день эксплуатируется около 40.

Модификации лайнера Ту-204

На сегодняшний день существуют следующие модификации Ту-204:

  • Ту-204 – базовая модификация лайнера, обладающая пассажировместимостью до 210 человек. Эксплуатируется с 1996 года;
  • Ту-204-100 – модификация Ту-204, обладающая увеличенной взлётной массой и пассажировместимостью. В эксплуатации с 1996 года;
  • Ту-204-200 – вариант лайнера с дополнительными топливными баками, позволяющими несколько увеличить его дальность полёта. Был построен в единственном экземпляре, коммерческая эксплуатация которого была начата в 2001 году;
  • Ту-204-100В – модификация лайнера с усовершенствованной системой бортовой электроники и пассажирским салоном с увеличенной комфортабельностью;
  • Ту-204-120 – вариант Ту-204, оснащённый западной бортовой электроникой, позволяющей существенно расширить рыночные возможности и перспективы лайнера. Коммерчески эксплуатируется с осени 1998 года;
  • Ту-204-300 – модификация лайнера с уменьшенной (на 6 метров) длиной фюзеляжа, а также с меньшей пассажировместимостью (до 165 человек). Однако это компенсируется увеличенной дальностью полёта, что позволяет совершить беспосадочный перелёт из Москвы во Владивосток;
  • Ту-204СМ – модификация лайнера, являющаяся по сути его серьёзной переработкой. Так, самолёт оборудован новейшей авионикой и системами аэронавигации, что позволило сократить экипаж до 2 человек. Большое количество и других новшеств позволяет говорить об этом самолёте как о новом поколении семейства Ту-204. Серийное производство было начато в 2013 году.

Краткий обзор Ту-204 и характеристики

Ту-204 представляет собой свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы. Силовая установка лайнера представлена двумя турбовентиляторными двигателями.

Новым и смелым решением для отечественного авиапрома было то, что фюзеляж Ту-204 состоит на 14% из композитных материалов, что существенно повлияло на его прочность, надёжность и экономичность в обслуживании. Так, испытания показали, что крыло самолёта способно выдерживать нагрузку величиной до 140% от расчётной.

Лётно-технические характеристики основных модификаций Ту-204:

Ту- 204-100 Ту- 204С Ту- 204-120 Ту- 204-200 Ту- 204-300 Ту- 204СМ
Размах крыла, м 41,8
Длина, м 46,1 40,2 46,1
Ширина фюзеляжа, м 3,8
Высота в хвосте, м 13,9
Площадь крыла, м² 184,2
21 000 30 000 21 000 25 200 18 000 23 000
Макс. заправка топливом, кг 32 800 35 700 36 000 35 700
Макс. взлётная масса, кг 103 000 110 750 107 500 108 000
Макс. посадочная масса, кг 88 000 91 500 88 000 93 000 88 000 89 500
Макс. пассажировместимость 210 210 164 215
Ширина салона, м 3,6
Высота салона, м 2,1
Экипаж, чел. 3 2
Крейсерская скорость, км/ч 830-850
Максимальная скорость, км/ч 850
Служебный потолок, м 12 100
Дальность полёта с максимальным запасом топлива, км 6 820 км 6 810 км 6 890 км 7 370 км
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой 4 020 2 370 3 940 3 460 5 920 4 200
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний часовой расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3 180 кг/час 3 210 кг/час 3 400 кг/час 3 180 кг/час
Требуемая длина ВПП, м 2 500 м 1 950 м

Заключение

Самолёт Ту-204 является настоящим прорывом для отечественного авиастроения. Это доказывается тем, что даже сегодня, через 30 с лишним лет после начала его разработки, самолёт (в основном его новейшие модификации) благодаря своим характеристикам фактически способен конкурировать с пассажирскими лайнерами западных компаний, обладая немалой экономичностью и простотой в использовании.