Региональный пассажирский самолет. Региональный пассажирский самолет Новый ил 114

ИЛ -114 с 90-х годов используется в авиаперевозках, и зарекомендовал себя как удобный и надежный вид транспорта. Его модифицированная модель ИЛ-114-300 2018 года российской сборки с улучшенными характеристиками находиться сейчас на этапе подготовки документации для серийного производства. Планируется к 2029 году выпустить 100 турбиновинтовых авиамашин пассажирского класса для внутренних региональных рейсов.

На конференции «Региональная авиация России 2016» была представлена программа производства и вывода на авиационный рынок России ИЛ-114-300. Заниматься реализацией проекта в целом будет РСК «МиГ». Финальную сборку планируется проводить на авиазаводе «Сокол».

Модернизированный самолет ИЛ-114-300 предназначен для работы на региональных авиалиниях и транспортировки пассажиров.

Так как ИЛ-114-300 будет перевозить пассажиров, то особенно интересно узнать, что ждет нас на борту этого небесного лайнера. Сначала о комфорте. Главное положительное качество этого самолета — его мобильность. ИЛ способен приземляться и взлетать на коротких полосах с бетонным и грунтовым покрытием. Это значит, что его может принять и современный аэропорт, и небольшая летная площадка где-нибудь в Арктике. Тем более что трехсотый ИЛ прекрасно справляется с температурным режимом от -55 до +45.

Пилотажно-навигационная система позволяет совершать взлет и посадку при видимости 350 метров и уровне облачности 30 метров, полностью отражая информацию о течении полета на цветных жидкокристаллических экранах. Самолет имеет грузовой отсек и выдвижной трап. Современный дизайн салона позволяет экономично распределить место, не нарушая при этом комфортного пребывания на борту.

ИЛ-114-300 по самолетным меркам практически бесшумная машина. Поэтому все 64 пассажира находясь в салоне, могут спокойно, не повышая голоса общаться между собой. Если салон заполнен на половину или даже летит всего 20 человек, рейс все равно окупается. Это уже комфорт для авиакомпаний. Экипаж самолета состоит из двух человек — командира корабля и второго пилота.

Техническая сторона самолета и безопасность полета

А теперь о серьезном. Наконец-то пришло время, когда наши самолеты будут полностью отечественного производства, что гораздо удешевит себестоимость и соответственно коммерческую стоимость пассажирского судна.

Иметь мощную конструкторскую и производственную базу, и при этом закупать двигатели у иностранного производителя, мягко говоря, обидно. Например, ИЛ-114 использует канадский двигатель и американскую авионику, а собирают его в Узбекистане.

Сейчас ситуация меняется. Санкт-петербургским предприятием АО «Климов» разработан турбовинтовой двигатель ТВ7-117СМ. Производить его будут на Московском машиностроительном предприятии имени В.В. Чернышева.

Для российского авиастроения это хорошая и долгожданный прорыв. ИЛ-114-300 будет оснащен двумя такими двигателями. Со временем, когда запустится серийное производство, эти моторы заменят на еще более мощные и ресурсные ТВ7-117СТ.

ТВ7-117СМ дает возможность самолету преодолевать расстояние в 1900 км при максимальной загрузке. Российские авиакомпании теперь смогут планировать маршруты, избегая транзитных пересадок в главных аэропортах страны. Также для авиаперевозчиков очень важен еще один технический параметр самолетов, влияющий на коммерческую сторону эксплуатации –топливная эффективность. Чем ниже показатель расхода топлива, тем меньше затрачивается средств на выполнение транспортной операции. Это положительно сказывается на стоимости авиабилетов, увеличении пассажиропотока и, соответственно, повышает прибыль авиакомпаний.

В этом контексте ИЛ-114-300 достаточно привлекателен. Топливная эффективность трехсотого Ила составляет 550-560 кг/час. Турбовинтовой двигатель позволяет повышать тягу за счет продуваемого воздуха, смешивая при этом холодные потоки и горячий газ. Это делает самолет не таким шумным, повышает показатели экономичности и экологичности машины.

Все системы самолета сконструированы таким образом, что выход из строя одной не будет влиять на другие. Также конструкция самолета дает свободный доступ ко всем участкам для технического обслуживания. Эксплуатация Ил-114-300 без капитального ремонта составляет 30 000 летных часов, срок службы 30 лет.

ОАО «ИЛ» приступили к разработке схемы обслуживания ИЛ-114-300 после его продажи. Запасные части для текущего ремонта будут доставляться в течение 72 часов. Но это только на начальном этапе. В дальнейшем оперативное время будет сокращаться. Также в стратегию продаж включено обучение экипажа. Пилоты будут проходить обучение индивидуально и в группах. Для практических занятий предусмотрено использование полноценной кабины-тренажера. Кабина оснащена системой визуализации с углами обзора 60 на 180 градусов.

Для подготовки специалистов инженерно-технических служб разработан курс с автоматизированным обучением и контролем знаний.

Общая стоимость проекта по производству и выводу на рынок самолета ИЛ-114-300 российской сборки составляет 24,34 млрд. рублей. Что касается стоимости самого самолета, то сейчас она составляет 16-20 млн. долларов.

На ИЛ-114-300 возлагаются большие надежды в решении насущных вопросов авиастроения, организации внутренних авиасообщений, особенно в отдаленных регионах страны. Экономичный, легкий в обслуживании и удобный в эксплуатации самолет сможет доставлять пассажиров в самые отдаленные уголки России.

Ил-114 - тип турбовинтовых двухмоторных самолётов для региональных авиационных линий. Впервые взлетел 29.03.1990.

1 декабря 2015, в Приволжском федеральном округе состоялась ежегодная встреча полпреда президента с представителями местных СМИ. В справочной информации, которую раздали перед пресс-конференцией, среди прочей информации, была опубликована новость о возобновлении серийного производства ближнемагистрального самолета Ил-114. Это подтвердил и Дмитрий Медведев в своем блоге в Twitter.

Из истории

Инициатива создания регионального и неприхотливого самолета была выдвинута еще в начале 80-х годов, ОКБ им. Ильюшина. Тогда новым самолетом планировали заменить отработавшие ресурс . Также на некоторых направления самолет был призван заменить и .

В 1986 году Совет Министров СССР постановил начать разработку турбовинтового, регионального самолета вместимостью до 60 мест. Самолет должен был эксплуатироваться с коротких и малоподготовленных ВПП, в слабо оборудованных «местечковых» аэропортах.

29 марта 1990 года, новый самолет совершил свой первый вылет. Самолет начал выпускать Ташкентский завод (ТАПОиЧ).

В те сложные годы не было средств даже для военной авиации. Из-за недостатка финансирования сертификация самолета затянулась аж до апреля 1997 года. Самолет, наконец, получил Сертификат типа 130-114. Самолет так и не пошел в серию. Было выпущено 17 машин. Из них 2 машины попали в катастрофы. Семь самолетов эксплуатируются узбекистанскими авиакомпаниями.

Крайние новости

Возобновлением выпуска турбовинтового самолета, ОАК надеется выйти на мировой рынок, и конкурировать в сегменте региональных ближнемагистральных самолетов. Основными нашими конкурентами являются: канадская фирма Bombardier, Embraer (Бразилия) и ATR франко-итальянского концерна. На этой неделе, на мировой рынок в этом сегменте вышел новый игрок со своим самолетом. Это японская компания Mitsubishi, представила новый Regional Jet.

обновленный Ил-114

И если на рынке дальнемагистральных самолетов безраздельно властвуют Airbus и Boeing, и похоже там нам делать нечего, то на ближних дистанциях мы еще можем занять свое место под солнцем.

Очевидные плюсы

У Ил-114 есть ряд несомненных достоинств, которые могут быть тем самым «коньком» на который мы можем делать ставку. Не успев толком поработать, самолет Ил-114 уже заслужил уважительное прозвище – «Деревенский самолет».

Первый плюс это качественный и перспективный планер. Который еще долгие годы не потребует значительных переделок. Второй плюс – автономность самолета от наземного электропитания. В условиях удаленных не очень богатых аэродромов это очень большой плюс. Машины и наземные агрегаты для запитки бортов довольно дороги, требуют обученный персонал, и средства для их обслуживания. Еще один несомненный плюс это неприхотливость самолета к длине и качеству полосы. Опять-таки, для региональных аэропортов это просто находка.

Стоимость машины, по оценкам экспертов может составить 16-17 млн долларов. ATR-72 стоит 25 млн. А Dash 8 зашкаливает за 35 млн. долларов. Это весомый аргумент для выхода на рынок. Стоимость обслуживания Ил-114 тоже значительно ниже конкурентов. «Кушает» наша лошадка 590 кг\час топлива, ATR соответственно 800 кг\час. А «канадец» и вовсе 2600 кг\час. И хотя вместимость у импортных собратьев больше, чем у Ил-114 вполне благоприятные прогнозы для конкуренции на рынке.

Военным тоже нужен

Министерство обороны тоже заинтересовалось запуском в серию Ил-114. Вероятно, последует заказ на специализированные самолеты, для выполнения задач аналогичным тем, которые выполняли Ил-38. Самолет может быть выпущен в противолодочном варианте, как летающая лаборатория и для других задач.

Так же самолет может пригодиться в качестве основной машины в Арктике. Благодаря своим ТТХ он может быть незаменим и для связи с Большой землей арктических военных и исследовательских баз, и для связи баз между собой.

Планы по запуску в серию, в сложившейся напряженной обстановке между Востоком и Западом, весьма своевременны, и полностью совпадают с планами полного импортозамещения.

Минусы тоже есть

И как всегда, и везде, все упирается в деньги. Если это проект с государственной поддержкой, то, как будут распределяться расходы на запуск серийного производства? По оценкам аналитиков из концерна ОАК, для запуска серии, нужна очень серьезная сумма – 500 млн. евро. Для самолета понадобится современная авионика, БРЭО. Нужны более современные двигатели и винты.

В концерне ОАК прохладно восприняли новость о Ил-114. Его перспективы на внутреннем рынке довольно туманны, считают эксперты. Вероятно, они имеют в виду уже почти готовый МС-21 . Но с ним тоже достаточно проблем, и самолет еще очень «сырой».

С другой стороны, проект позволит не отстать в области турбовинтовых двигателей и самолетов с ними. Развитие и поддержка Нижегородской области и ПФО, тоже не на последнем месте. Ведь серию запускать будут на Нижегородском авиазаводе.

Поставки базового, пассажирского варианта Ил-114-300, намечаются к 2019 году. Чтож, как всегда время покажет, верный ли путь был выбран.

Нынешнее состояние

Президент РФ Владимир Путин в июле 2014 г. поручил наладить производство самолета для потребностей внутреннего рынка авиаперелетов. Можно переместить сборку авиалайнеров на самарский «Авиакор», но, по оценкам экспертов, на переоборудование предприятия и налаживание на нем производства уйдет 4-5 лет и 10 млрд. рублей.

В конце августа 2014 года возобновление производства Ил-114 было признано нецелесообразным для гражданской авиации. Обновление старых образцов Ил-114 предположительно начнется в 2015 году, а совершенно новую модификацию ожидают увидеть в России к 2019-му.

История создания

ОКБ имени Ильюшина в начале 80-х годов с инициативой предложило создать новый турбовинтовой пассажирский 60-местный самолёт для региональных авиалиний Ил114. В то время многие зарубежные компании разрабатывали аналогичные самолёты с ТВД - ATR-72 , ATR-42 , Dash8-300, Fokker50, SAAB2000. Предлагаемый проект самолёта Ил114 рассматривался в качестве замены устаревшему Ан24 , который к тому времени уже не удовлетворял требования авиации. Парк самолётов Ан24 стал быстро уменьшаться ввиду выработки ресурса. Самолёт Ил114 назначался также для замены на ряде региональных линий турбореактивных самолётов Як40 и Ту134 . Инициативу конструкторского бюро поддержали, и в 1986 году выпустили постановление Совета Министров Советского Союза о разработке летательного аппарата.

Самолёт Ил114 предназначался для эксплуатации с довольно коротких ВПП, которые имеют плотное грунтовое или бетонное покрытие. В его конструкции заложен принцип независимости от источников питания на земле, что дает возможность пользоваться им в мало оборудованных аэропортах, таким образом увеличивая географию его использования.

На самолёте применяется высокоэффективное крыло, которое спроектировано в ОКБ наряду с ЦАГИ. Механизация крыла, представленная двухщелевыми закрылками дает возможность совершать посадку и взлёт с ВПП длиной меньше 1600 метров. При проектировании самолёта особое внимание уделили уменьшению уровня шума, как в кабине, так и на местности. Для этой цели спроектированы СВ-34малошумные шести лопастные винты, снабженные системой синхронизации по частоте и фазам их вращения. Кроме того, увеличивается зазор между обшивкой фюзеляжа и концами лопастей. Ожидается в перспективе использование ТВД, имеющий мощность около 2800 лошадиных сил на самолёте.

Самолёт снабжен цифровым комплектом авионики ЦПНК-114, имеющим пять цветных многофункциональных дисплеев, разработанных отечественными компаниями при содействии НИИАО и ГосНИИ АС. Навигационное оборудование дает возможность совершать посадку при неблагоприятных погодных условиях (II категория по ИКАО). Самолёт по желанию заказчиков может быть снабжен авионикой зарубежного изготовления.

Опытный самолёт Ил114 впервые взлетел 29.03.1990. Командиром самолета был Вячеслав Семенович Белоусов - заслуженный лётчик-испытатель. Сертификационные и лётные испытания проходили в разных климатических условиях в Якутске, Ташкенте и Архангельске. Неоднократно самолёт демонстрировался на авиа выставках в Фарнборо, Париже, Берлине, Бангалоре, Тегеране. Из-за «нехватки средств» процесс сертификации чрезмерно затянулся, и только 24.04.1997 года самолёту дали Сертификат типа номер 130-114 от Авиационного регистра МАК.

Серийное производство планировали наладить на Авиационном Ташкентском производственном объединении имени Чкалова В. П. , где создали мощности по производству ста самолётов ежегодно. Ранее планировали производить самолёты также в Москве на МАПО имени Дементьева. Авиационные компании стран СНГ в постсоветский период не проявили к Ил14 большого интереса, серийное изготовление самолёта так и не пошло.

Салон Ил-114

Современное состояние

Ил114 до 2012 года серийно выпускался на Ташкентском авиационном заводе (ТАПОиЧ). Всего построили 17 машин. Семь самолётов используются в авиационной компании «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари».

В 2012 году производство Ил114 на ТАПОиЧ завершилось, завод переориентировался на другую деятельность.

Руководство «АК имени Ильюшина» стремится к организации производства Ил114 в России; по их оценкам, не менее ста самолетов Ил114 до 2030 года потребуется разным ведомствам Российской Федерации, уже имеются от тринадцати российских авиакомпаний предварительные заявки на 48 пассажирских Ил114.

Аэродинамическая схема являет собой турбовинтовой двухмоторный низкоплан с однокилевым оперением и прямым крылом.

Модификации

Ил114Т

Разработку грузового варианта Ил114 начали в конце 1994. Грузовой самолёт Ил114Т отличается от начальной модели грузовой кабиной, снабжённой напольной механизацией, которая обеспечивает быстрое исполнение разгрузочно-погрузочных работ, и боковой дверью, которая расположена за крылом с левого борта фюзеляжа. Дверь имеет габаритные размеры 3,25 метра × 1,71 метра и открывается наверх. Кабина снабжена средствами предотвращения перемещения грузов.

Самолёт может транспортировать различное количество грузовых поддонов или контейнеров, в частности, восемь контейнеров 3АК-0,6 или 3АК-1, пять контейнеров 1АК1,5, восемь поддонов ПА1,5 или четыре поддона ПА3,0. Возможна транспортировка навалочных грузов.

Лётные проверки опытного самолёта стартовали в Ташкенте в сентябре 1997 года. Самолёт в августе 1997 года демонстрировали на авиационном салоне МАКС-1997. Самолёт вызвал определённый интерес, ввиду того, что в последнее время открылся рынок грузовых самолётов,снабженных ТВД, которые рассчитаны на транспортировку грузов массой шесть-восемь тонн.

Исследуется Ил114100Т грузовой вариант с моторами Пратт-Уитни.

  • Ил114-100

Другое наименование - Ил114РС (с ТВД PW127H Pratt&Whitney (2×2750 лошадиных сил). Лётные испытания стартовали 26.01.1999, а в конце 1999 он был зарегистрирован Авиационным регистром МАК. Он отличается от начального варианта увеличенной экономичностью и немного большей дальностью полёта в условиях максимальной коммерческой нагрузки. В 2001 году первые три экземпляра самолёта перешли в собственность узбекской авиационной компании «O’zbekiston HavoYo’llari», заказавшей десять самолётов. Рынок самолётов этой модификации оценивают в 300 единиц. На 30 августа 2011 года парк самолётов «O’zbekiston HavoYo’llari» составляет 6 машин, пять из которых имеют современную авионику комапнии «Collins» (у борта UK91102, напротив российский ЦПНК).

  • Ил114ЛЛ

Летающая лаборатория на основе Ил114, сделанная в 2004 году в Ташкенте по заказу Научно-производственного Санкт-Петербургского предприятия «Радар ммс» с целью испытания выпускаемого оборудования. Широкой публике показали МАКС-2005, где совершен ряд демонстрационных полётов.

  • Ил114-300

На самолёте смонтированы два турбовинтовых мотора ТВ7-117СМ, мощность которых 2650 лошадиных сил сшестилопастными малошумными воздушными винтами СВ34.03, вспомогательной силовой установой ТА-1 и пилотажно-навигационным цифровым комплексом ЦПНК114М2.

Проекты модификаций

    Ил-114П – патрульная версия, предназначена для охраны морской зоны и территориальных вод. В компоновку входит радиоэлектронный комплекс «Стриж». В хвостовой части находится обтекатель магнитометра. Максимальная продолжительность полета составляет 10 часов.

Самолеты модели Ил-114 являются семейством, которое предназначено для местных авиалиний. Первый полет состоялся в 1991 г. В России используется с 2001 г. Речь пойдет об одном из данных самолетов - Ил-114-300. Характеристики лайнера вполне адекватные, однако, его история навевает грусть. О нем уже давно забыли, как вдруг в 2014 году из архивов были изъяты данные с чертежами, а описываемый самолет получил заслуженную «новую» жизнь.

Причины начала сборки в наше время

Вопрос о начале производства Ил-114 был поднят в 2014 году на одном из собраний правительства Российской Федерации. Данное обсуждение стало актуальным из-за того, что пользоваться для пассажирских перелетов лайнером Ан-148 без сотрудничества с Украиной было невозможно. Сборка регионального самолета решала все возникшие нюансы.

Нужен ли этот самолет?

В середине июня 2014 года в Самарской области впервые было выдвинуто предложение возобновить серийное производство самолета Ил-114-300. Правительство обязывалось рассмотреть эту идею до начала осени.

Для того чтобы понять рациональным ли является это предложение, были посланы запросы в авиакомпании (как частные, так и государственные), а также в Минобороны. В конце августа того же года один из представителей Минпромторга выступил с громким заявлением, что использовать самолет Ил-114, как минимум, нерентабельно.

Все, кому был послан запрос, ответили единогласно: данный лайнер не находится в очереди на закупку, а весь упор делается на Ил-112. Есть вероятность того, что в 2020 году все же потребность в Ил-114 возрастет. Сделано заявление, что, скорее всего, будет закуплено около 50 единиц техники, вместительностью до 60 человек, и 20 суден на 85 мест.

Выступление правительства подчеркивало, что со временем возрастает потребность в воздушном транспорте, что и обусловливает вероятность использования в дальнейшем описываемого самолета. Авиация является важной для таких частей страны, как Крайний Север и близлежащие районы.

На счету у действующего самолетного парка находится чуть менее 3 тыс. лайнеров, из них региональных всего - 298 единиц. Судно Ил-114 должно было прийти на смену Ту-134, Ан-24 и Як-40. Всего их насчитывается около 300. То есть потребуют замены в ближайшее время именно они, что является критичным.

В связи с таким ходом событий в 2014 году все же было принято решение возобновить сборку самолета Ил-114.

Модификация Ил-114-300

Характеристики этой модели немного отличаются от оригинальных. Был улучшен двигатель и изменены некоторые технические данные, но обо всем по порядку.

В начале 2015 года было принято решение возобновить сборку самолета. Уже тогда были обнародованы примерные характеристики лайнера. При нагрузке в 1 тонну дальность полета самолета не превышает показателя 4800 км. Запаса топлива хватило бы на 5600 км, в час же его расходуется около 550 кг.

В представленном бизнес-плане турбовинтовой самолет Ил-114-300 был сравнен с другими типами лайнеров. Речь идет о конкурентах ATR-72, Q-400 и Ан-140. Дальности полета этих суден совпадают. В остальных показателях описываемый самолет во много раз превосходит уже имеющиеся лайнеры.

Согласно заявлению директора «Авиакора» в 2025 г. должно производиться 24 машины. За 2018 и 2019 гг. компания обязана разработать и собрать первый серийный самолет.

Макет лайнера Ил-114-300 представили два года тому назад летом. Было выдвинуто предположение, что возможно до 2020 года некоторые самолеты этой серии будут иметь лыжно-колесное шасси. Это поможет решить проблему перелетов ученых между станциями в Антарктиде и России. На данный момент Федерация использует закупленную технику из Канады.

Примерно в то же время были проведены ресурсные испытания самолета. Он способен выдержать около 30 тыс. полетов, 20 лет работы и в среднем 30 тыс. часов.

Уже в конце лета 2015 г. оказалось, что лайнер не будет собираться на заводе «Авиакор». Для того чтобы производить самолет Ил-114-300 необходимо полностью переоснащать конвейер, на что придется затратить более 19 млрд. рублей. У государства нет таких средств, поэтому и сборка на самарском заводе была отменена.

Можно заметить, что Юрий Слюсарь, который высказывался против создания этого самолета, в корне поменял свое мнение. Он рассказал, что сборка, предположительно, будет осуществляться в Казани, Воронеже, Ульяновске и Нижнем Новгороде. Более того, выразил необходимость в эксплуатации лайнера, ведь он отлично подойдет, как и для коммерческих целей, так и для Российского Министерства Обороны. Осенью 2015 года было окончательно принято решение - сборка планируется осуществляться в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол».

Двигатель модели

Самолет Ил-114-300 получил двигатель модели ТВ7-117С. Но, стоит заметить, что в его сторону было достаточно много нареканий. С чем же они связаны? Агрегат считается ненадежным, его необходимо длительный срок обслуживать в сервисе, а ремонт слишком дорогостоящий. Из-за того что самолеты чересчур долго не были в эксплуатации, приходилось нанимать специалистов для замены изношенных деталей. В связи с кризисом в 2010 г. закрылась авиалиния, которая преимущественно и эксплуатировала Ил-114-300.

Как раз таки из-за проблем с двигателем в 1993 г. произошло крушение. Достигнув 45 метров после взлета, лайнер стал резко снижаться, затем он столкнулся с землей и загорелся. Из-за того что времени было катастрофически мало, экипаж не успел принять верное решение.

В связи с таким дефектом двигателя его производитель быстро устранил слабые моменты, усилил турбины. После тестирования самолета силовой агрегат показал себя с лучшей стороны. Расход топлива снизился до 19 кг за 1 км.

Уже измененный двигатель явно показывает свои преимущества. Он собран таким образом, что при поломке какой-то детали ее можно экстренно в короткий срок заменить новой рабочей. Ремонт и обслуживание обходится намного дешевле и не занимает большой промежуток времени.

Рассмотрим его основные характеристики. Двигатель был создан с целью снизить стоимость на самолеты, в которых он используется, повысить надежность работы и уменьшить общую массу лайнера. Находясь во взлетном режиме, силовой агрегат дает мощность около 2,5 тыс. лошадиных сил, на крейсерском - эта цифра равняется 1,8 тыс. При работе в первом варианте расход топлива в час равен 200 л. с., в крейсерском режиме - 180 г/л.с.ч.

Изменения в модификации 300

Самолет Ил-114-300, описание которого приводится в статье, получил лучшую устойчивость, меньшую скорость при посадке и усовершенствованные показатели при непосредственном приземлении. Это гарантирует повышенную комфортабельность по прилету.

Более того, было принято решение изменить двигатель, который будет устанавливаться на данный лайнер. В планах стоит использование на базовой версии уже описанного агрегата, а на его модификации CM. Она отличается большей тягой, а также усовершенствованными показателями взлетных характеристик.

В ближайшем будущем, возможно, появится новое улучшение двигателя, который будет ставиться на самолет 114-300. Это позволит уменьшить размер ВПП. На данный момент для максимального веса показатель равняется почти 2 тыс. м. При использовании этого силового агрегата указанная цифра упадет до

При сборке нового самолета Ил-114-300, серийное производство которого начнется уже в ближайшие три-четыре года, будет заменена вся система электроснабжения, проводов, кабелей, а также комплекс управления. Для того чтобы экипаж был способен выполнять все свои обязанности, самолет получит пилотажно-навигационную систему в цифровом формате. Это позволит осуществлять и посадку, и взлет машины при метеоусловиях второй категории ИКАО. Установлено будет пять ЖК-дисплеев. Множественные изменения получит и салон Ил-114-300.

Технические характеристики

Размеры. Общая длина лайнера - 27 м, высота - 9 м. Крыло имеет размах 30 м, стабилизатор - 11 м. Фюзеляж получил диаметр около 3 м. Пассажирская кабина имеет длину до 19 м, а ее объем равняется 76 куб. м. Салон шириной 3 м, его высота - 2 м.

Крыло. Оно получило площадь в 82 кв. м, удлинение равно 11 м. Угол стреловидности в градусах достигает 3.

Технические характеристики силового агрегата. Название модели уже было оговорено выше, поэтому перейдем к некоторым подробным данным. Мощность при взлете равна 2 х 2500 лошадиных сил. Винт типа СВ-34С, а его диаметр составил 4 м.

Массовые данные. Все показатели подаются в максимальном размере. Взлетная масса - 24 т, полезная нагрузка - 7 т, масса топлива - 6 т.

Летные характеристики. Скорость в крейсерском режиме составляет 500 км/ч.

Дальность полета. Данные отличаются в зависимости от некоторых нюансов. Лайнер с количеством мест 64 имеет дальность 1900 км, рассчитанный на 52 пассажира - 2300 км. При максимальном запасе топлива эта цифра увеличивается до 4800 км, если же имеется дополнительный заполненный бак, то - до 5600 км. В час самолет расходует 550 кг топлива. Максимальная высота полета составляет 7600 м.

Будущее самолета

По словам представительства Российской Федерации, самолет Ил-114-300, фото которого можно посмотреть в статье, будет обладать всеми необходимыми качествами для безопасного и надежного перелета между назначенными точками. Примерная стоимость этого лайнера, первая сборка которого должна начаться уже в 2017 году, обязана составлять не больше 20 млн долларов. На внутренний рынок же он будет поставлен с ценником, который не превысит отметку в 1 млрд рублей.

Рассмотрим ниже подробности о самолете - каким же он все-таки должен быть?

Экономичность превыше всего

Самолет Ил-114-300, производство которого в ближайшее время должно показать правильными ли являются все заявленные характеристики машины, благодаря применению всех новейших технологий и систем станет максимально экономичным. В планах разработчиков находится не превышающий отметки 580 г на км. С максимальным количеством пассажиров дальность полета должна составить 1900 км. Если это окажется реальной цифрой, то многим людям придется вздохнуть спокойно. Часто для перелета между соседними регионами приходится летать через столицу Федерации, а подобные цифры эту проблему устранят.

Комфортабельность салона - важный вопрос

Уже давно самолет зарекомендовал себя в качестве малошумного. Пассажиры спокойно, не повышая голоса, могут говорить с соседями, что является несомненным плюсом. Из-за того что по современным меркам дизайн 80-х годов морально устарел, было принято решение изменить его. Однако производитель обещает, что поменяется лишь внешнее оформление, комфортабельность и удобство останутся на прежнем уровне.

Безопасность и неприхотливость

При сборке самолета будут использоваться максимально качественные материалы, которые точно дадут гарантию надежности лайнера. Компоновка внутренних деталей сделана таким образом, что при поломке какой-то из них другие не выйдут из строя. Соответственно, будет время для исправления неполадки или для осуществления экипажем экстренной посадки.

Разработчики обещают, что самолет можно будет использовать даже в тех местах, которые отличаются особо капризным климатом.

Удобство в обслуживании

По всем планам, самолет должен проработать около 30 лет без потребности в капитальном ремонте. Это снижает необходимость в расходе дополнительных средств, что значительно облегчает обслуживание лайнера. Как будет на самом деле, к сожалению, пока узнать невозможно.

Галерея Ил-114

Ил-114 — региональный турбовинтовой пассажирский самолет, созданны в ОКБ им. Ильюшина в конце 1980-хх. Выпускался малой серией в 1990-хх. Планируется возобновление серийного производства на мощностях ОАК в начале 2020-хх.

История

Начало 1980-хх годов стало вехой в истории региональных авиаперевозок. Почти одновременно в Европе, Северной и Южной Америках были созданы самолеты нового поколения. Самолеты семейства , были надежны, экономичны и дешевы. Все эти самолеты были турбовинтовыми. Это было характерно: времена, когда все были одержимы реактивными двигателями и гнались за скоростями прошли — скорость на небольших расстояниях не так важна, а надежность и экономичность турбовинтового двигателя давали огромное преимущество в условиях постоянно дорожающего топлива.

Уже в 1982 году в ОКБ Ильюшина начали рассматривать вопрос создания такого самолета. Было решено так же сделать самолет турбовинтовым. Не смотря на то, что бюро в то время активно занималось проектом Ил-96, важность маленького регионального самолета была высока и проекту Ил-114 в 1986 году дали добро.

Ил-114 — региональный самолет. История и перспективы. Видео канала Skyships

Конструкция

Начало 1980-хх годов стало вехой в истории региональных авиаперевозок. Почти одновременно в Европе, Северной и Южной Америках были созданы самолеты нового поколения. Самолеты семейства ATR, Q-series, Fokker 50 были надежны, экономичны и дешевы. Все эти самолеты были турбовинтовыми. Это было характерно: времена, когда все были одержимы реактивными двигателями и гнались за скоростями прошли — скорость на небольших расстояниях не так важна, а надежность и экономичность турбовинтового двигателя давали огромное преимущество в условиях постоянно дорожающего топлива.

В СССР так же было решено создать самолет нового поколения. В условиях огромной страны с большим количеством удаленных населенных и промышленных зон, регинальный самолет был необходим, а летавшие в то время Ан-24 уже не отвечали требованиям времени, а большая часть парка находилась на грани исчерпания ресурса.

Уже в 1982 году в ОКБ Ильюшина начали рассматривать вопрос создания такого самолета. Было решено так же сделать самолет турбовинтовым. Не смотря на то, что бюро в то время активно занималось проектом , важность маленького регионального самолета была высока и проекту Ил-114 в 1986 году дали добро.

Было определено, что потребности Аэрофлота в таком самолете достигала больше тысячи машин. Ил-114 должны были начать строить сразу на двух заводах: Ташкентском авиационном производственном предприятии им. Чкалова (ТАПОиЧ) в Узбекистане, а так же на заводе «Знамя труда» (ныне — МАПО им. Дементьева) в Москве.

В отличие от аналогов, Ил-114 изначально создавался как платформа для множества модификаций. Кроме того, он рассчитывался для работы в довольно жестких условиях коротких, грунтовых полос, ледников, как высоких, так и низких температур и так далее.

Первый полет опытный образец Ил-114 совершил в 1990 году. Летные испытания проводились в различных условиях в Ташкенте, Якутске и Арханшельске. Самолет активно показывали на авиасалонах в 1990-хх, однако, потеря интереса со стороны как российских, так и иностранных авиакомпаний (в первую очередь, СНГ) привели к дефициту бюджета проекта и затягиванию испытаний. Сертификацию самолет прошел только к 1997 году.

Производство было налажено на Ташкентском авиазаводе, но объемы выпуска были минимальны. В конце концов, сборка новых машин была свернута после создания около 20 штук.

Перезапуск программы

После событий на Украине, а так же охлаждения политических отношений с Европой и Северной Америкой, в России была инициирована программа импортозамещения. Совместный выпуск самолетов Ан-140, а так же проект локализации выпуска самолетов Bombardier Q-400 сорвались. Было решено модернизировать модель Ил-114 и наладить производство в России.

Площадка для выпуска самолетов пока окончательно не определена. В качестве опытных и предсерийных машин будут собраны самолеты из комплектующих, оставшихся на заводе ТАПОиЧ в Узбекистане. Обновленная же версия будет иметь модернизированную конструкцию, обновленные двигатели и бортовое оборудование.

Предположительно, новые самолеты будут поставляться российским авиакомпаниям и госструктурам, а так же экспортироваться.

В 2017 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) официально развернули работы по модернизации самолета и силовой установки. Первые самолеты должны появиться в 2019 году, а серийные поставки начнутся в начале 2020-хх.

Конструкция

Ил-114 — двухмоторный турбовинтовой низкоплан с прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением.

На крыле установлены два турбовинтовых двигателя ТВ7-117С, разработанных на Заводе им. Климова. На двигателях установлены малошумные шестилопастные винты СВ-34 диаметром 3,6 метра.

Фюзеляж имеет сечение 2,86 метра и вмещает довольно крупный для самолетов такого класса салон, выполненный по схеме «2 кресла — проход — 2 кресла».

Кабина «стеклянная» с интерфейсом из пяти дисплеев. Комплекс глубоко автоматизирован и позволяет летать днем и ночью в том числе в регионах с малоразвитой авиационной инфраструктурой. Управление осуществляют два пилота.

Крыло Ил-114 спроектировано на основе обширных исследовательских и экспериментальных работ, проведенных ОКБ совместно с ЦАГИ. Оно имеет высокий уровень аэродинамического и весового совершенства и оснащено эффективной взлетно-посадочной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков.

Модификации

Ил-114Т

К проектированию грузового варианта приступили во второй половине 1994 года. Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Самолет способен перевозить грузы массой до 8 тонн.

Ил-114-100

Другое обозначение - Ил-114РС - вариант с ТВД PW127H Pratt & Whitney Canada мощностью 2750 л.с. каждый. Получил сертификат АР МАК в 1999 году. Установка нового двигателя позволила снизить расход топлива и увеличить дальность. Эксплуатировались авиакомпанией O’zbekiston Havo Yollari.

Ил-114ЛЛ

Летающая лаборатория, изготовленная по заказу Санкт-Петербургского Научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов.

Ил-114-300

На самолёте установлены два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СМ мощностью 2650 л.с. и обновленными бортовыми системами. Эта модель планируется к возобновлению выпуска.

Схема Ил-114

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ил-114

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два турбовинтовых двигателя Климов ТВ7-117 по 2 500 л.с. каждый
Максимальное число пассажиров 64 человека или 6,5 т груза
Практический потолок 7600 м
Дальность полета 4 800 км с 1,5 т груза
Максимальная взлетная масса 23,5 т
Крейсерская скорость 500 км/ч
Размах крыла 30 м
Площадь крыла 81,9 кв. м
Длина 26,88 м
Высота 9,3 м

Самолет Ил-114 - это созданное в 1990 году региональное турбовинтовое судно. Идея создания новой модели на смену устаревшему Ан-24 пришла конструкторам ОКБ имени Ильюшина в 1980 году. На тот период активно разрабатывались и производились зарубежные аналоги подобной машины, поэтому правительство СССР одобрило проект Ил-114.

В 1990 году судно совершило свой первый вылет. С этого периода самолет эксплуатируется в России и демонстрируется на престижных международных выставках авиации. Всего построено 17 единиц техники, две из которых были утрачены в связи с крушениями.

Ил-114 не очень широко используется в отечественной авиации, а его серийное производство приостановлено. Часть машин Ил 114-100 совершают рейсы в Казахстанской авиакомпании. С 2011 года началась кампания по восстановлению и массовому выпуску самолетов Ил-114, на покупку которых уже составлено 48 заявок. Правительство РФ одобрило идею возрождения модельного ряда этой машины, поручив производство самарскому заводу «Авиакор».

Необходимость создания модификации Ил-114-300 была продиктована отсутствием в стране достаточного числа региональных пассажирских самолетов собственного производства. Имеющиеся судна устарели и в скором времени будут выведены из эксплуатации. Кроме того, в 2000-х годах число авиарейсов в регионы значительно увеличилось. Имеющиеся модели Як-40, Ту-134, Ан-24 и Ан-26, находящиеся в обращении, постепенно вырабатывают свои ресурсы, требуя замены.

Вопрос об укреплении позиции отечественных самолетов был поднят в связи с частыми закупками авиакомпаниями зарубежной техники, которая зачастую продается после нескольких лет эксплуатации. Это снижает конкурентоспособность техники, произведенной в России. В 2014 году назрел вопрос о возвращении в оборот самолетов Ил-114 и их новых моделях. Частично на данную инициативу повлияли политические события в Украине, совместно с которой ранее выпускался Ан-148.

Ил-114-300 планируется выпустить уже в 2020 году, наладив массовое производство моделей гражданской авиации, а также модификации для медицинских и разведывательных целей.

В 2014 году было принято окончательное решение о выпуске новой модели. В 2015 году был разработан детальный бизнес-план по производству и эксплуатации машин.

Летающая лаборатория на авиашоу МАКС 2017

Сфера эксплуатации Ил-114

Два самолета Ил-114 осуществляли деятельность под управлением авиакомпании «Выборг». В основном, судна использовались для чартерных перелетов и рейса «Санкт-Петербург - Волгоград». На сегодняшний день компания прекратила свое существование, и машины не эксплуатируются. Самолеты хранятся в Пскове.

Один самолет Ил-114ЛЛ, являющийся воздушной передвижной лабораторией, используется на оборонном предприятии «Радар мс». Шесть единиц машин Ил-114-100 функционируют в Узбекистане, осуществляя вылеты для компании Uzbekistan Airways. Из 17 произведенных судов два было потеряно в результате крушений. Первое произошло во время полетных испытаний, а второе случилось в рамках грузового рейса из-за проблем с двигателем.

В странах СНГ самолеты Ил-114 не пользовались большим спросом, несмотря на их большой потенциал, экономичность и неприхотливость. Нынешние реалии вкупе с финансированием и господдержкой помогут суднам завоевать местные и международные рынки и усовершенствовать региональные и местные вылеты.

Характеристики Ил-114 и Ил-114-300

Технические характеристики самолета Ил-114 включают следующие параметры:

Самолет рассчитан на бетонное или грунтовое покрытие плотной структуры, а также короткую взлетно-посадочную полосу. Машина не зависит от земных источников питания. Кабина и салон Ил-114 защищены от шума, а сама конструкция судна предполагает использование более тихих винтов и качественно новых крыльев для снижения длины посадочной полосы.

На сегодняшний день существует ряд модификаций Ил-114. Рассмотрим их отличия:

  1. Ил-114-100. Повышенная экономичность и увеличенная дальность полета Ил-114. Машины этой модели экспортировались в Казахстан.
  2. Ил-114-300. Разрабатываемая для будущего внедрения модель.
  3. Ил-114ЛЛ. Воздушная лаборатория, созданная для испытаний техники.
  4. Ил-114М. Проект машины, где увеличена взлетная масса судна.
  5. Ил-114МА. Разрабатываемый проект на базе двигателей “Pratt and Whitney”.
  6. Ил-114МП и Ил-114П. Модели патрульных самолетов, планируемые для будущего производства.
  7. Ил-114ПР. Концепт разведывательной машины.
  8. Ил-114Т. Грузовое судно для перевозки контейнеров и грузов навалочного типа.
  9. Ил-114ФК. Военная машина для разведки.
  10. Ил-140. Один из проектов по разведке и надзору за обстановкой в воздушном пространстве.
  11. Ил-140М. Проектируемое судно для поисково-спасательных операций и контролю над состоянием экологической обстановки.

Фото Ил-114 часто украшают отчеты с российских и международных выставок и авиашоу. У машин этого модельного ряда есть перспективы дальнейшего использования в гражданской и военной авиации.

Особенности Ил-114-300

Характеристики Ил-114-300, выпуск которого состоится в ближайшие годы и будет составлять до 24 единиц техники в год, позволит широко применять судно для региональных авиаперевозок. На освоение рынка и развитие модели уйдет более 10 миллиардов рублей и порядка пяти лет. На ныне закрытом авиазаводе Ташкента имеются заготовки фюзеляжа самолета, которые будут использованы в производстве новой машины.

Самолет планируется использовать и на российских исследовательских базах в Антарктиде, для чего судно снабдят лыжным вариантом шасси. Городом-изготовителем Ил-114-300 станет Нижний Новгород. Суммарные затраты и инвестиции, которые будут потрачены на выпуск самолетов, насчитывают более 55 миллиарда рублей.

Судно будет функционировать на основе двигателя ТВ7-117СМ. Изделие характеризуется мощностью и конструкцией, состоящей из модулей, которые снимаются по отдельности. Двигатель будет снабжен дополнительными опорами для турбины для исключения повтора аварийных ситуаций. Одна из них произошла во время испытаний самолета.

Машина будет обладать рядом преимуществ: сниженным весом самолета, уменьшенной стоимостью оборудования и усовершенствованной технологичностью. Двигатель обладает системой электронного контроля и отличается надежной и безотказной работой при довольно простом ремонте. Самолеты, предназначенные для экспорта, при необходимости снабдят двигателями марки “Pratt & Whitney”.

Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114

Отличия Ил-114-300 от предыдущих аналогов

В новой модели будет изменен угол крыла, что облегчит взлет и посадку судна и обеспечит большую устойчивость самолета. Будет тщательно пересмотрена и обновлена вся система электроники и навигационное оборудование. Кабина пилотов будет оборудована цветными жидкокристаллическими мониторами, а контроль полета будет осуществляться с помощью современной техники, что позволит управлять машиной в условиях низкой видимости и неблагоприятной погоды.

Салон судна подвергнется усовершенствованию для увеличения комфорта перелета. Рулевое управление будет осуществляться с помощью совершенно нового двухканального гидравлического привода. Дверь салона, ведущая к крылу, будет демонтирована. По результатам исследований, эвакуация пассажиров в случае экстренной ситуации успешно производится через переднюю и заднюю двери.

Самолеты будут сертифицированы в рамках стандартов, разрешающего их выход на внешние рынки авиамоделей. Стоимость Ил-114-300 для внутреннего рынка составит 960 миллионов рублей. Это максимально разрешенная цена продажи данного самолета внутри страны.

Ил-114-300 будет современным комфортабельным и надёжным самолётом

Преимущества будущей модели

Одним из плюсов Ил-114-300 станет его экономичность. Дальность полета составит 1900 км при полной загрузке пассажиров. Судно будет обладать свойством экономного расхода топлива. Внедрение самолетов станет выгодной альтернативой стыковочным перелетам, так как судно сможет осуществлять длительные прямые рейсы.

Дизайн судна снаружи и внутри будет соответствовать требованиям времени. Внутри салона можно будет наблюдать низкий уровень шума, что повысит комфорт при полете. Пространство салона будет организовано с максимальной пользой и удобством.

Система безопасности предотвратит выход со строя оборудования самолета, обеспечит надежность взлета и посадки. Материалы конструкции отличаются легкостью и прочностью. Самолет Ил-114-300 рассчитан на использование в аэропортах, не оборудованных бетонным и плотным грунтовым покрытием полосы. Это расширит спектр применения судна. В машину встроен трап для посадки и высадки пассажиров, что позволяет эксплуатировать ее в слабооборудованных авиаузлах.

Судно рассчитано на 30 лет эксплуатации без капитального ремонта. Расходы на работу судна будут сведены к необходимому минимуму без ущерба технологическому состоянию самолета. Для обслуживания Ил-114-300 будет осуществляться обучение летных и ремонтных кадров, которое уже запущено в рамках подготовки к выпуску машин. Обучение пилотов будет производиться с применением современных тренажеров, компьютерной техники в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Все составляющие части нового судна будут произведены в России, что делает Ил-114-300 полностью отечественной машиной.

Универсальность конструкции позволит применять самолет в гражданских перевозках, медицинских, патрульных и военных целях, а также осуществлять вылеты в холодном климате за счет неприхотливости судна и его лыжного шасси.