Остров отделенный от хоккайдо. Японские острова. Остров Хоккайдо. Растительный и животный мир

В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на европейские.

[больше фото в конце публикации]

Не успел закончиться визит в Японию министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, как Токио взялся за старое - вновь поднял тему принадлежности Курильских островов. Причем сделал это в более резком, радикальном формате, упомянув в контексте остров Сахалин. Готовность России к компромиссу по территориальному вопросу была воспринята как слабость, а значит, и повод для атакующих действий на дипломатическом фронте. Градус дискуссии добавляют скорые выборы, на которых действующий премьер-министр Синдзо Абэ рассчитывает победить, заняв жесткую позицию. Россия же, хотя и размещает на спорных территориях дополнительный военный контингент, политически, скорее, проигрывает, оставаясь в обороне. [В этом я с автором не согласен абсолютно. - мое прим. ] Выходом из положения может стать симметричное требование - вопрос о принадлежности острова Хоккайдо, на котором когда-то жили подданные Российской империи.

О взглядах японского политического истеблишмента на проблему урегулирования так называемых «северных территорий» в интервью влиятельному изданию Toyo Keizai развернуто рассказал отставной дипломат Ёсике Минэ. По его словам, проблема имеет два уровня. «В узком смысле проблема "северных территорий" указывает на четыре острова. В более широком - на Сахалин и Курильские острова», - отметил Минэ. При этом он привел японское название Сахалина - Карафуто. Вместе с тем дипломат оговорился, что на дискуссии в парламенте правительство Японии ведет речь только о четырех островах: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Также Минэ напомнил, что Россия уже заявляла о готовности вернуть Хабомаи и Шикотан. То есть передачу двух южных островов японцы считают делом в принципе решенным. Более широкие территориальные претензии, в том числе Сахалин, - это для них задача максимум.

Тот факт, что подобные речи ведет не действующий государственный служащий, вовсе не означает, что его словам не стоит придавать значения. В западной политической традиции считается нормальным давать высказывать одиозные идеи формально бездействующим, но авторитетным политическим деятелям. Они используются как элемент давления на переговорах и предмет для политического торга. Вспомним многочисленные внешнеполитические миссии Картера или Киссинджера. Побежденные японцы учатся у победителей - янки. Аргументируя в интервью свою позицию ссылками на исторические договоры и послевоенные дипломатические коллизии, Минэ стремится создать впечатление об отсутствии у России права на Южные Курилы и в завершении апеллирует к США как к внешней силе, призывая вмешаться в двусторонние переговоры Японии и России.

Позиция нашего МИДа на первый взгляд безупречна: продолжение переговоров по островам возможно лишь после признания Японией итогов Второй мировой войны - российского суверенитета над «спорными территориями» и подписания мирного договора. То есть «утром деньги - вечером стулья», а не наоборот. Хотя передача Японии (предположим!) двух южных островов, пусть и в качестве жеста доброй воли, вряд ли найдет понимание у россиян. Даже в случае, если пресловутый мирный договор будет подписан. Японцев же и этот, во многом односторонний, вариант не устраивает. Понимая это еще накануне своего визита, Сергей Лавров заявил, что официальная Москва требует ясности от Токио по этому вопросу. Впрочем, недавняя реплика российского президента, сказанная журналистам после прямой линии о том, что «компромисс когда-нибудь может быть найден и будет найден», кажется, вновь вдохновило политиков Страны восходящего солнца. То же говорят и источники «Коммерсанта» в российском посольстве в Токио.

Дипломатические игры идут на фоне укрепления Россией своей обороноспособности в регионе. Ранее сообщалось, что Минобороны РФ разместит на Курилах береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также группировку беспилотников нового поколения. Это произойдет в рамках планового перевооружения дислоцированных здесь соединений и воинских частей. Кроме того, в апреле моряки Тихоокеанского флота отправятся в трехмесячный экспедиционный поход на острова Большой Курильской гряды. Заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о том, что усиление российской военной инфраструктуры на южных Курилах «будет несовместимо с позицией Японии», и вовсе выглядит жестким и не оставляющим поля для компромиссов. Масла в огонь подлили депутаты Госдумы РФ, предложившие использовать изображение спорных островов на новой вводимой ЦБ в обращение банкноте. Очевидно, что в случае подобного закрепления символа ни о какой передаче островов не может быть и речи.

Между тем все эти меры носят скорее технический характер. Да, острова будут надежно защищены, однако когда-то и СССР был с военной точки зрения неслабой державой, однако капитулировал, как только у руля оказался слабый, подверженный влиянию генсек Горбачев. Для закрепления паритета и утверждения своей позиции России помогло бы некое симметричное требование к Японии политического характера, которое уравновесило бы притязания Токио. А главное, могло бы быть снято только в ответ на снятые требования японцев. Таким требованием мог бы стать вопрос территориальной принадлежности острова Хоккайдо. Когда-то СССР намеревался захватить и его у поверженной в войне Японии, однако сопротивление президента США Гарри Трумэна помешало. Исторические же аргументы, обосновывающие притязания России на остров, имеются.

В настоящий момент японская сторона апеллирует к Симодскому трактату от 1855 года. Однако, если взять за основу предшествующие события, ситуация перестает быть двусмысленной. Так, составленное при Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и Хоккайдо. Причина - этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население - айны - по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными. С японцами они воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курилы казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того - православные! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами. Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». То есть сейчас наш МИД предлагает сделать ровно то, что зафиксировано в декларации Хрущева.

Есть, однако, некоторое отличие. Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась. Только что визит Абэ в Россию был отменен как раз из-за давления Вашингтона, о чем рассказала глава информационного департамента МИД Мария Захарова. Ну а раз так, то и безвозмездная передача в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной и практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Можно вспомнить и о мнении народа и провести референдум или хотя бы опрос ВЦИОМ о том, согласны ли люди с решением Никиты Хрущева «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Наш крестьянский в массе своей народ безошибочно чувствует, что землю отдавать нельзя никогда. Ответом будет категорическое «нет». Телеканал Russia Today и агентство Sputnik проинформируют мир о воле россиян.

Если официальные государственные структуры начать такую кампанию по дипломатическим соображениям не могут, это может сделать одна из неформальных патриотических организаций. Государство же поддержит инициативу. Именно так порой действуют американцы, называя это государственно-частным партнерством. Чем Россия хуже? Навсегда снять проблему принадлежности Курильских островов, «затроллив» предварительно Токио медийными и дипломатическими атаками, - достойная задача для такой практики. Лозунгом кампании могли бы стать слова: «Хоккайдо - русский остров!»







Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства », включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо . Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны (белый народ) — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными. С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — христиане правоверного толка!

Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.
Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.
Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос.

Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией ».
Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока.

Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность.
Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной и практикой в подобных делах.
Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Можно вспомнить и о мнении народа и провести референдум или хотя бы опрос ВЦИОМ о том, согласны ли люди с решением Никиты Хрущева «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Наш народ безошибочно чувствует, что землю отдавать нельзя никогда. Ответом будет категорическое «нет». Телеканалы и агентства проинформируют мир о воле россиян.
Если официальные государственные структуры начать такую кампанию по дипломатическим соображениям не могут, это может сделать одна из неформальных патриотических организаций. Государство же поддержит инициативу.
Именно так порой действуют американцы, называя это государственно-частным партнерством.
Чем Россия хуже? Навсегда снять проблему принадлежности Курильских островов, «затроллив» предварительно Токио медийными и дипломатическими атаками, — достойная задача для такой практики. Лозунгом кампании могли бы стать слова: «Хоккайдо — русский остров! »

АЙНЫ

В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице - айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы

Префектуру Хоккайдо также называют "Губернаторство северного моря".

Является самой северной из 47 префектур Японии. Через Хоккайдо пролегает кратчайший путь из Японии в Россию и США. По сравнению с другими регионами Японии Хоккайдо слабо заселен. Около 33 % всего населения префектуры приходится на префектурный центр Саппоро.

Губернаторство Хоккайдо разделёно на 14 округов: Абасири; Ибури; Исикари; Камикава; Кусиро; Немуро; Осима; Румои; Сирибеси; Сорати; Соя; Токати; Хидака; Хияма.

Самый большой город Хоккайдо — столица, Саппоро.

Бульвар Одори в Саппоро

Крупные города: Хакодате на юге и Асахикава в центральном регионе. Другие крупные населенные пункты: Кусиро, Обихиро, Китами, Абасири и Немуро.

Большинство путешественников на остров прибывает воздушным транспортом. До Хоккайдо можно добраться также и на пароме из Сендая, Ниигаты и некоторых других городов, паромы из Токио перевозят только грузы.

В Хоккайдо имеется 37 университетов (7 национальных, 5 местных и 25 частных), 34 колледжа и 5 технологических колледжей (4 национальных и 1 местный). В Хоккайдо довольно развита железнодорожная сеть (Hokkaido Railway Company), но ко многим городам можно добраться только по автостраде.

Спортивные команды, которые находятся на Хоккайдо:

Футбол: Консадоле Саппоро (Саппоро)

Бейсбол: Хоккайдо Ниппон-Хэм Файтерс (Саппоро)

Хоккей: Ниппон Пэпер Крэнс (Кусиро) и Оджи Иглз (Томакомай)

Баскетбол: Рера Камуй Хоккайдо (Саппоро)

География

От острова Хонсю Хоккайдо отделяет Сангарский пролив (пролив Цугару), однако между этими островами под морским дном проложен туннель Сэйкан.


Пролив Цугару


Тоннель Сейкан

Самая глубокая точка тоннеля находится примерно на расстоянии 240 метров, пролегает под Сангарским проливом


Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и обращено к тихоокеанскому побережью Дальнего Востока России. Территория Хоккайдо почти поровну делится между горами и равнинами. Причём горы располагаются в центре острова и тянутся хребтами с севера на юг. Самая высокая вершина — гора Асахи (2290 м). В западной части острова, по реке Исикари (длина 265 км) расположена долина с одноимённым названием, в восточной части, по реке Токати (156 км) — ещё одна долина. Южную часть Хоккайдо образует полуостров Осима, отделяемый Сангарским проливом от Хонсю. На острове расположена крайняя восточная точка Японии — мыс Носаппу-Саки. Также на нем расположена и крайняя северная точка Японии — мыс Соя.


Вулкан Асахи


Общий вид мыса Носаппу-Саки


Музыкальный монумент со словами песни "Соя-мисаки"

Немного истории

Старейшие артефакты, найденные на территории Хоккайдо, принадлежат к эпохе позднего палеолита.

15-12 тысяч лет назад, в эпоху мезолита, на Хоккайдо распространилась техника изготовления каменных лезвий, с которой связывают появление культуры микролитических орудий. В это же время жители острова научились использовать лук и стрелы. Появление керамики на Хоккайдо датируется 8 тысячелетием до н. э. Она представлена культурой Дзёмон. На острове эта культура нашла своё выражение в двух стилях оформления посуды — юго-западном и северо-восточном. Первый возник под влиянием стиля региона Тохоку соседнего острова Хонсю, а второй оформился самостоятельно. Посуда юго-западной части Хоккайдо была плоскодонной, а северо-восточной — остродонной. Около 6 тысячелетия до н. э. остродонная посуда уступила место плоскодонной, а старые стили эволюционировали в новые — цилиндрический на юго-западе и северно-цилиндрический на северо-востоке. В 3-2 тысячелетии до н. э. жители Хоккайдо переняли из соседнего Хонсю пышный стиль Камегаока, который вытеснил региональные стили.

На рубеже нашей эры в Японии распространилась новая культура Яёй. Ее носители были оседлыми земледельцами. Они занимались рисоводством, знали технику обработки металлов и изготавливали новый тип неорнаментальной керамики. Хоккайдо остался вне влиянием этой культуры. Его жители продолжали жить охотой и собирательством, были полуоседлыми и держались традиций предыдущей эпохи Дзёмон.

Начиная с 7 века северо-восточные районы Хоккайдо, а именно земли побережья Охотского моря, находились под влиянием Охотской культуры. Её носители использовали каменные, железные и костяные орудия труда. Большое поселение и могильник этих северных охотников были найдены на стоянке Моёро на территории города Абасири. Наиболее поздние памятники охотской культуры датируются IX веком.

Достопримечательности

Залив Исикари


Залив Исикари находится в устье одноименной реки на побережье Японского моря в западной части острова Хоккайдо. В заливе расположен порт города Отару. Он является не только крупнейшим портом залива, но и большим туристическим центром, который представляет собой пригород Саппоро. Всего в заливе имеется три порта. В каждом из них проходят рыбные ярмарки, где можно купить свежайшую рыбу и морепродукты, пойманные в заливе.

Аквариум Отару


Расположен на живописном побережье залива Исикари. Здесь можно увидеть пятьсот видов рыб как морских, так и речных, а также около трехсот видов рептилий и морских животных. Ежедневно в главном здании аквариума проходят интересные и захватывающие шоу с участием дрессированных морских львов, тюленей и дельфинов. Эти небольшие представления давно считаются гордостью Отару. Также главная особенность этого аквариума - в том, что здесь проводят публичное кормление пингвинов, дельфинов, морских котиков и других обитателей. Кстати, на территории аквариума Отару расположены ресторан и сувенирный магазин, где можно купить что-нибудь на память о походе в это удивительное место.

Самурайская деревня Дзидаймура


Это тематический парк, где воссоздано старинное японское поселение. Здесь выстроены копии домов, в каких проживали воины-самураи периода династии Эдо, когда японское общество было под властью сегуната Токугава (1600 - 1876 годы). Сооружения построены из мореной древесины, очень интересны резные орнаменты на заборах и стенах, а также крыши в виде пагод с небольшими изгибами. Интерьер домов оформлен также в стиле данного периода - здесь имеется посуда для чайных церемоний, тканые ковры и плетеная мебель.

Парк медведей в Ноборибецу


Парк медведей в Ноборибецу - это зверинец, в котором содержится большое количество взрослых особей бурых медведей. Парк располагается прямо на вершине горы, добраться до него можно по канатной дороге. Здесь проживают «бурые медведи Йезо», которых также называют Хигума - это самое большое и опасное дикое животное Японии. Хигума - уникальная разновидность медведя, существующая только на острове Хоккайдо, этот вид является родственным медведю гризли. Рост взрослого медведя достигает двух метров, а масса доходит до 400 килограмм. В парке содержится 180 медведей. Они находятся в бетонных камерах по 20-30 особей одного пола.

Статуя черта при въезде в Ноборибецу


Статуя чёрта установлена у въезда в наиболее известный курортный город на термальных источниках острова Хоккайдо. Это огромная фигура, изображающая дьявола в человеческом облике и натуральных цветах. Эта статуя в числе других ей подобных появилась здесь в связи с главной достопримечательностью города - «Долиной Ада», ущельем, напоминающим котел ада, где бурлят кипящие струи и выплескиваются серные гейзеры, из-за чего окружающая территория земли окрашивается в оранжевый цвет.

Старые паровые часы


Это часы, которые работают исключительно на пару. Они были подарены городом Ванкувером и являются гордостью Отару. Часы эти никогда не переводили и сейчас они показывают неправильное время. Каждые 15 минут они издают звуковые сигналы, а когда стрелки проходят ровно круг - можно услышать звуки флейты и увидеть, как из часов идет пар.

Корабль-музей Микаса


Микаса - японский броненосец, флагман японского флота, в настоящее время корабль-музей. Назван в честь горы в префектуре Нара. Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902. Микаса по своим водоизмещению, вооружению и размерам был близок к броненосцу «Асахи», имея очень схожий силуэт, но отличался от него системой бронирования. Сначала предполагалось, что главную броневую защиту на корабле составит полный пояс из никелевой стали, но броня была поставлена ещё на 16 % прочнее. Корабль был флагманом японского флота во время русско-японской войны,участвовал в сражении в Жёлтом море и Цусимском сражении. Затонул он в результате пожара и взрыва пороховых погребов вскоре после окончания войны (11 сентября 1905 года). После нескольких попыток в августе 1906 года был поднят на поверхность и после двухлетнего ремонта возвратился на службу. Во время первой мировой войны нёс службу по охране японского побережья. В 1923 выведен из состава флота и превращён в корабль-музей, бомбился американцами во время Второй мировой войны. После окончания войны с него было снято оружие, сам броненосец находился в плохом состоянии а уже в 1958—1961 на корабле были проведены восстановительные работы.

Полуостров Сиретоко


В Японии одним из самых красивых уголков живой природы является Сиретоко - полуостров, на котором сохранилась нетронутая дикая природа. Сиретоко расположился на восточном побережье острова Хоккайдо. Его название означает «край земли» и происходит из языка народа айну. Полуостров стал домом для различных животных, таких, как лисы и бурые медведи. В зимнее время года с побережья Сиретоко можно видеть дрейфующие льдины, так как оно становится одной из южных точек северного полушария. Заповедник охраняется гражданами страны. Национальный парк «Сиретоко» был внесен ЮНЕСКО в Перечень всемирного наследия в 2005 году. В это время появилась мысль о том, чтобы расширить площадь объекта, добавив к нему территорию ряда Курильских островов и превратить полуостров в японско-российский «Парк мира».

Пруд


На знаменитом острове Хоккайдо в Японии есть уникальное явление природы, которое привлекает внимание туристов. В национальном парке, на одном из берегов реки Биейгоа, располагается Голубой пруд. Это место очень живописно. У подножия горы Токачи, рядом располагаются горячие источники Платинум. Водоем пруда имеет фантастический ярко-голубой цвет, который схож разве что только с оттенками неба. Из кристальной глади вверх тянутся засохшие на первый взгляд, тонкие деревья-прутья. На самом деле, они растут здесь уже очень давно. Особенно красив этот пруд зимой, когда на голые тонкие веточки деревьев оседает белый снег. При этом аквамариновый цвет воды сохраняется, не поддаваясь льду. Загадка пруда в том, что ученые до сих пор не знают, что предает воде такой удивительный оттенок аквамарина. Есть предположение, что рядом с прудом находятся залежи алюминия, микроскопические частицы которого проникают на дно, и благодаря им отражая лучи света, вода приобретает своеобразный цвет.

Национальный парк "Кусиро-Сицуген"


Парк, занимающий территорию болота Кусиро. Он был основан в 1987 году. На территории парка площадью 269 квадратных километров произрастает более 600 видов растений. Также болотистая местность парка служит пристанищем для многих местных и перелетных птиц, в том числе и японского журавля. Самой главной достопримечательностью парка является болото Кусиро, которое считается самым большим болотом в Японии. Посещение парка платно.


Болото

Канал Отару


Расположенный на западном побережье острова Хоккайдо портовый город Отару - очень романтическое место, история которого самым тесным образом переплетена с влиянием зарубежных стран. Расцвет города связан с развитием внешней торговли, благодаря которой Отару стал одним из главных центров экономической активности на острове. А одним из самых живописных мест в городе является канал Отару. В первой половине ХХ века канал Отару являлся одной из главных частей оживленного городского порта. После того, как он утратил свое транспортное значение, городские власти сделали все для того, чтобы превратить его в прогулочную зону и сделать украшением портовой части города. В наши дни канал Отару является популярным местом прогулок, а также главным местом проведения фестиваля снежных светящихся тропинок, когда город напоминает сказку. Кроме того, на набережной канала местные художники выставляют на всеобщее обозрение свои картины, а когда в вечернее время зажигаются фонари прогулки вдоль канала овеяны атмосферой романтики.

Если остров Хонсю славится большим количеством вулканов, то Хоккайдо - аэропортами. Их там около 20. Вот некоторые из них:

Аэропорт Монбетсу


Считается одним из новейших строений на острове Хоккайдо, он построен на основе инновационных технологий и оснащен всеми возможными удобствами для своих пассажиров. Аэропорт был открыт в 1999 году и относится к авиабазам третьего класса. На территории аэропорта находятся: несколько залов ожидания, комнаты отдыха, медицинские кабинеты, газетные киоски, сувенирные лавки, магазины дьюти-фри, кафетерии и рестораны, кассы продажи проездных документов, информационное бюро, таксопарк, парковка. С аэропортом Монбетсу сотрудничают многие известные авиакомпании, среди которых крупнейшие японские авиалинии All Nippon Airways, которые используют аэропорт в осуществлении рейсов Токио-Ханеда.

Аэропорт Миядзаки


Считается одним из наиболее посещаемых островных аэропортов Японии, так как остров считается туристически привлекательным местом для туристов из многих стран. Многие приезжают сюда просто отдохнуть на шикарных пляжах у подножия гор и посетить известные во всей стране SPA салоны. На территории аэропорта гости острова могут купить или обменять билеты в специальных кассах, узнать необходимую информацию в справочном бюро, купить продукты и сувениры в небольших магазинчиках, перекусить в кафетерии или ресторане, приобрести прессу и разговорники в газетных киосках, отдохнуть в зале ожидания. Авиалинии, которые пользуются услугами аэропорта Миядзаки: All Nippon Airways (рейсы в Фукуоку, Нагойя-Центрэйр, Осака-Итами, Токио-Ханеда), Asiana Airlines (перелеты Сеул-Инчхон), China Airlines (Тайпэй-Тайвань), Ibex Airlines (рейсы в Фукуоку, Осака-Итами), Japan Airlines (Осака-Итами, Токио-Ханеда, перелеты в Фукуоку), Solaseed Air (Наха, Токио-Ханеда).

Аэропорт Мацуяма


Один из крупнейших международных аэропортов Японии, считается одной из самых важных узловых точек страны. Аэропорт был построен в 1960 году и принимает самолеты международных и внутренних авиалиний. Ежегодно аэропорт обслуживает более 2.500.000 пассажиров. На территории терминала аэропорта находятся: залы ожидания, медицинский центр, пункты обмена валют, магазины дьюти-фри, газетные киоски, сувенирные лавки, кассы предварительного заказа билетов, информационное бюро. Аэропорту принадлежит парковка и таксопарк. С аэропортом Мацуяма сотрудничают многие авиакомпании: Air New Zealand (чартерные перелеты в Оклэнд и Крайстчерч), All Nippon Airways (перевозки в Наху, Осака-Итами, Токио-Ханеда), Asiana Airlines (рейсы Сеул-Инчхон), China Eastern Airlines (Шанхай-Пудонг), Japan Airlines (Токио-Ханеда), Jetstar Japan (рейсы Токио-Нарита).

Аэропорт Оки Айленд


Расположен на одноименном острове и не является одним из важнейших аэропортов Японии, но имеет высокий пассажирооборот из-за курортной привлекательности острова Оки Айленд. Аэропорт был открыт в 1965 году и относится к авиабазам третьего класса. С тех пор аэропорт несколько раз реставрировали. В 2006 году взлетная полоса насчитывала уже 2.000 метров. На территории терминала аэропорта гости острова могут воспользоваться всеми удобствами: отдохнуть в зале ожидания или комнате отдыха, перекусить в кафетерии и ресторане, купить прессу, сувениры, продукты в небольших магазинчиках, узнать интересующую информацию в справочном бюро, купить билеты на самолет и автобус в кассах. Возле аэропорта находится таксопарк и автобусная стоянка. С аэропортом сотрудничают довольно известная авиакомпания Japan Air Commuter (перелеты в Яцумо, рейсы Осака-Итами).

Новый аэропорт Титосэ


Осуществляет как внутренние, так и международные рейсы. Это самый крупный аэропорт на острове Хоккайдо. Он находится в 5 километрах от Томакомай. Он был открыт в 1988 году и имеет 2 терминала: внутренний и международный. Внутренний терминал представляет собой полукруглое здание, оборудованное восемнадцатью выходами. Международный терминал совсем небольшой и имеет всего 6 выходов, а по стилистике архитектуры похож на аэропорт Далласа. В 2010 году аэропорт занимал 3 место по загруженности в Японии. Маршрут Титосэ — Токио Ханэда считается самым загруженным в мире - его поток составляет более 9 миллионов человек. Не стоит забывать, что международные рейсы отсюда осуществляются только по вторникам, средам и пятницам. Аэропорт обслуживает более 20 авиакомпаний и осуществляет рейсы более чем в 15 направлениях. До него можно добраться как на автобусе, так и железнодорожным сообщением (до станции Саппоро).

Многи из вас видели / знают, что в Саппоро проходит снежный фестиваль. "Праздник снега в Саппоро" - это японский негосударственный праздник, отмечается ежегодно в начале февраля и длится 7 дней. Во время праздника сооружаются более сотни скульптур из снега и льда.


Традиция празднования Снежного фестиваля возникла в 1950 году. В тот год, в рамках детского утренника, старшеклассниками одной из школ Саппоро в парке Одори были установлены шесть снежных фигур животных. Это произвело впечатление на прохожих, наблюдавших за работой. С тех пор жители города стали каждый год в начале февраля сооружать фигуры из снега и льда. В 1955 году военными была построена первая массивная фигура. После проведения в Саппоро XI Зимних Олимпийских игр в 1972 году, фестиваль приобрел всемирную известность. Начиная с 1974 года в рамках праздника начали проводить Международный конкурс скульптур из снега и льда. Снежный фестиваль организуется одновременно в трех районах Саппоро: в парке Одори, на стадионе Цудому и на главной улице кварталов ночных развлечений Сусукино. В наши дни в рамках Международного конкурса снежных скульптур, в фестивале принимают участие более 25 команд из различных стран мира ежегодно. Устанавливаются более сотни снежных фигур. Праздник собирает около 2 миллионов посетителей и туристов с разных концов света.

Еще одна не менее главная достопримечательность острова - это порода собак , она так и называется хоккайдо (еще ee названия: айну-ину, айну-кен).


Не путать с акита-ину, хотя они очень похожи. (В "Хатико" снимался акита-ину). Ученые предполагают, что свое имя собаки получили в честь народа айну, который переселился в Японию около трех тысячелетий назад. Айну вынуждены были покинуть основной остров и обосноваться на Хоккайдо. Вместе с людьми здесь оказались небольшие, но сильные собаки, которых японцы использовали, главным образом, в охоте на медведей и других крупных зверей. Вообще, порода хоккайдо весьма универсальна. Она нашла себе применение в качестве ездовой, сторожевой собаки, а также прекрасно справляется с ролью компаньона. Во время второй мировой войны собаки хоккайдо участвовали в задержании беглых пленных. Впоследствии, когда необходимость в этих животных отпала, их начали уничтожать. И по сей день хоккайдо остаются весьма малочисленной породой. Так, например, в Европе они практически не встречаются.

В Японии на вывоз этих животных, считающихся национальным достоянием, наложен строжайший запрет.

Остров Хонсю

Спасибо за внимание:)

X_Polus1 _x_Polus2 _x_Polus3 _x_Polus4 _x_Polus5 _x_Polus6 _x_Polus7

Немногие японцы, и еще меньше туристов забираются так далеко на север, в Хоккайдо - последний рубеж Японии. А жаль, ведь широкие просторы и удивительная природа запросто составят конкуренцию даже «главному» острову Японии - Хонсю . По форме немного напоминающий расплющенную голову кальмара, Хоккайдо делится на четыре основные области: До-нан (южный), До-о (центральный), До-хоку (северный) и До-то (восточной).

Погода в Хоккайдо

Территория Хоккайдо занимает одну пятую часть суши Японии, однако из-за почти «сибирского» холода, окутывающего остров с ноября по март, здесь проживает лишь 5 % населения страны. И, как ни парадоксально это звучит, зима является популярным периодом для путешествий. Туристы приезжают на Хоккайдо, чтобы покататься на лыжах или сноуборде, посмотреть на замерзшие воды в портах Вакканая и Ребуна или насладиться ледовой скульптурой Юки Мацури.

Как добраться на Хоккайдо

Сэйкан, самый длинный железнодорожный туннель в мире, - единственное связующее звено между Хоккайдо и главным островом Японии Хонсю. Добраться на Хоккайдо можно на поездах через туннель, а также на пароме и самолете. Единственный способ добраться на остров на машине - воспользоваться одним из многочисленных автомобильных паромов.

Поиск авиабилетов в город Саппоро (ближайший а/п к Хоккайдо)

На самолете

Аэропорт в Саппоро является единственным международным хабом Хоккайдо. Тем не менее он обслуживает лишь ограниченное количество международных рейсов (в Гонконг, Тайбэй, Гаосюн, Шанхай, Пекин, Сеул и Пусан), поэтому большинству прибывающих приходится лететь транзитом, например, через Токио или Осаку. Так, рейс между Токио и Саппоро с точки зрения потенциала и количества вылетов в день считается самым «заполненным» в мире.

Аэропорт Хакодате и другие небольшие аэродромы Хоккайдо также предлагает прямые рейсы во многие крупные города Японии. Например, есть несколько международных рейсов, в основном из Сеула и Тайбэя, в аэропорты Асахикава и Хакодате.

На поезде

Раньше Хоккайдо был связан с Хонсю сетью высокоскоростных поездов «Синкансэн», но сейчас их отменили, и самым популярным вариантом является ночной поезд из Токио со спальными вагонами.

Альтернативой служат скоростные экспрессы Hokuto и Super Hokuto, курсирующие между Аомори и Хакодате (время в пути 2 ч, стоимость 5000-7200 JPY в одну сторону). По линии ходит по девять поездов в день. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

На пароме

Из Хакодате паромы отправляются в северные порты: Тохоку, Аомори и на полуостров Симокита. Отару соединен паромным сообщением с Майдзуру (около Киото) и Сеулом. Томакомай соединяется с Акитой, Ниигатой, Цуругой, а иногда и с Майдзуру. Из Вакканая есть паромы в Россию. Паромы, как правило, популярны среди путешествующих на автомобиле.

Транспорт Хоккайдо

Благодаря своим огромным размерам и многочисленным отдаленным островкам Хоккайдо имеет развитую сеть местных авиаперевозчиков. Основные региональные компании - JAL и ANA. Многие рейсы турбовинтовых самолетов выполняются из крошечного аэропорта Окадама, расположенного в центре Саппоро.

Железнодорожная сеть Хоккайдо по японским меркам достаточно ограниченна, хотя ее с лихвой хватает для путешествий между крупными городами. Тем не менее, чтобы добраться до многих интересных достопримечательностей, например национальных парков Хоккайдо, потребуется либо положиться на редкие и дорогие автобусы, либо арендовать автомобиль, либо испытать судьбу, передвигаясь автостопом.

  • Между Саппоро и Хакодате (3,5 часа, 7100-9700 JPY) курсируют удобные экспрессы Hokuto и Super Hokuto;
  • между Саппоро и Асахикава (1,5 часа, 3800-4600 JPY) - Super White Arrow,
  • между Саппоро и Обихиро (3 часа, 5200-7200 JPY) - Tokachi,
  • между Саппоро и Кусиро (4 часа, 7800-10 400 JPY) - Super Oozora,
  • между Саппоро и Вакканай (5,5 часа, 9600-12400 JPY) - Super Soya, Sarobetsu и Rishiri.

На Хоккайдо действует проездной «Джэйару Хоккайдо», позволяющий пользоваться услугами «Японских железных дорог» в пределах острова, а также путешествовать на автобусах этой компании.

Экономичный, но медленный и менее удобный вариант - автобусы, охватывающие те районы Хоккайдо, куда невозможно добраться на поезде. Так называемые «спальные» автобусы отправляются из Саппоро во все уголки острова. Автобусы ходят редко, и их расписание следует заблаговременно проверять, чтобы не оказаться в затруднительном положении.

С апреля по сентябрь Хоккайдо - рай для велосипедистов. На острове оборудовано множество велосипедных дорожек, а основные дороги снабжены широкими тротуарами.

И, наконец, самый удобный способ передвижения по малонаселенным районам Хоккайдо - на арендуемом автомобиле. Этот вариант особенно хорош при посещении некоторых национальных парков или термальных курортов острова. Зимой нужно быть особенно осторожными: в это время года на Хоккайдо действуют значительные ограничения скорости до 80 км/ч.

Хоккайдо

Популярные отели Хоккайдо

Кухня Хоккайдо

На Хоккайдо стоит попробовать волосатых крабов, королевских крабов и вкуснейшие суши. Кроме того, здесь производится большая часть молочной продукции Японии, и на востоке острова можно столкнуться с ее «неожиданными» применениями - карри с сыром или супом с лапшой и сливочным маслом. А как насчет мороженого со спаржей, кукурузой или чернилами каракатицы? Все это можно попробовать только на Хоккайдо!

Устрицы из озера Аккеси, морские гребешки из Саромы и морские ежи, выловленные на северо-западном побережье, считаются лучшими морепродуктами в Японии.

Развлечения и достопримечательности Хоккайдо

Для многих путешественников Хоккайдо ассоциируется с многочисленными национальными парками, предлагающими почти неограниченные возможности для туризма.

Национальные парки

В центральной части острова находится крупнейший в Японии национальный парк Дайсецудзан , основной достопримечательностью которого является вулкан Асахидакэ (2290 м) с выделяющимися на его склонах горячими газами. А в южной части парка расположен популярный горнолыжный курорт Фурано.

Национальный парк Акан , расположенный в восточной части Хоккайдо, привлекает тремя своим озерами со сверкающей прозрачной водой. По реке Кусиро, протекающей по территории парка, организуются групповые сплавы на каноэ (9500 JPY). На курортах Каваю (неподалеку от озера Кусшаро) и Акан-Кохан (на озере Акан) можно понежиться в ваннах с горячей термальной водой.

Расположенный на полуострове Осима на юге Хоккайдо Квазинациональный парк Онума охватывает территорию в 90 кв. км. Онума, основанный в 1958 году, - самый маленький парк Хоккайдо. Он известен в основном благодаря 126 островкам, разбросанным по одноименному озеру. В парке можно арендовать байдарки и гребные лодки.

По берегу озера разбросано множество горячих источников, а доминирует над всем этим великолепием вулкан Комагатакэ (1131 м).

Национальный парк Сирэтоко , покрывающий территорию одноименного полуострова северо-восточной части Хоккайдо, в 2005 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сирэтоко является одним из самых отдаленных районов Японии. Пять озер, расположенных в нескольких минутах ходьбы друг от друга и соединенных тропинками, а также красивейший водопад Камуивакка - вот, пожалуй, и все основные достопримечательности парка.

Саппоро

В столице острова, городе Саппоро, стоит попробовать белый шоколад, который производится только на шоколадной фабрике Хоккайдо; продегустировать пиво в музее пива; прогуляться по парку Одори и подняться на смотровую площадку телебашни Саппоро (90 м), откуда открывается прекрасный вид на город.

Активный отдых

Самый северный из четырех основных островов Японии, Хоккайдо открывает путешественнику множество возможностей для катания на лыжах, походов, катания на мотоциклах и велосипедах, рафтинга, плавания на каноэ, рыбалки и наблюдения за птицами. Хоккайдо хорош как для веселья, так и для расслабляющего отдыха, со своей захватывающей ночной жизнью и роскошными горячими источниками.

Хокка́йдо (яп. 北海道 Хоккайдо: , «Губернаторство северного моря») , ранее известный как Эдзо , в старой русской транскрипции Иессо , Иеддо , Иедзо - второй по величине остров Японии . До 1859 года назывался также Мацумаэ по фамилии правящего феодального клана, которому принадлежал замковый город Мацумаэ - в старой русской транскрипции - Матсмай , Мацмай . [ ]

География

Физическая карта Хоккайдо

Хоккайдо располагается в северной части Японских островов, являясь вторым по величине в архипелаге. На острове расположена крайняя северная точка Японии - мыс Соя (45°31’). Также на нём расположена и крайняя восточная точка Японии - мыс Носаппу-Саки (Носяппу; 145°49’ в. д.). Южная окраина Хоккайдо - мыс Сираками (41°24’), западная - мыс Ота (139°46’ в. д.) .

Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и обращено к тихоокеанскому побережью Дальнего Востока России , отделяясь от Сахалина проливом Лаперуза (Соя), а от Курильских островов Кунаширским проливом , или проливом Немуро. При этом кратчайшее расстояние до Курильских островов составляет всего 7 км. Южную часть Хоккайдо образует полуостров Осима , отделяемый Сангарским проливом от Хонсю , расстояние до которого составляет 17 км . Между этими островами под морским дном проложен железнодорожный туннель Сэйкан . Береговая линия в сравнении с другими островами архипелага слабо изрезана, её протяжённость составляет 2447,3 км, включая близрасположенные мелкие острова - 2759,7 км, или 10,4 % от протяжённости всей береговой линии Японии .

Рельеф острова преимущественно горный за преобладанием складчато-глыбовых гор. Основные горные хребты простираются диагонально, в точке пересечения которых располагается Центральный горный массив с высшей точкой - вулкан Асахи (2290 м). Кроме него имеются ещё действующие вулканы: Токати и Иосан . Равнинные территории занимают всего треть острова . В западной части, по реке Исикари (длина 265 км) расположен низменный участок с одноимённым названием , к нему примыкает равнина Юфуцу, в восточной части, по реке Токати (156 км) - ещё одна равнинная территория . [ ]

Из-за высокой доли полезных ископаемых Хоккайдо называют «северной жемчужиной страны». Наиболее велики запасы (свыше 25 % от запасов страны) каменного и бурого углей , золота , серебра , железистого песка, железной , марганцевой и .

Речная сеть разветвлённая, но длина рек невелика, лишь у шести она превышает 100 км. Среди них вторая по величине река Японии - Исикари. Речные артерии используются для судоходства, орошения и получения электроэнергии. Озёра преимущественно пресноводные, но встречаются и солёные, лагунного типа . Самое крупное озеро острова - Сарома , его площадь составляет 149,1 км² (4-е место в стране), максимальная глубина - 19,5 м .

Почвенный покров однообразный, преобладают подзолы , но на полуострове Осима встречаются бурые почвы . Значительна доля торфяников , при площади в 295 тыс. га они встречаются в нижнем течении рек Кусиро , Тэсио и Исикари .

Крупнейший город Хоккайдо и административный центр одноимённой префектуры - Саппоро . Площадь города составляет 1121,26 км² (1 октября 2016), население - 1 962 064 человек (1 июня 2017), плотность населения - 1749,87 чел./км² . Это единственный город-миллионник острова, численность которого составляет 36,6 % от всего населения Хоккайдо и 1,5 % от населения Японии .

Климат

Флора и фауна

Большую часть территории Хоккайдо занимают смешанные и широколиственные леса (5,54 млн га, или 22 % всех японских лесов) . Хвойные породы из хоккайдской ели и сахалинской пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске составляют 41,7 % от всего лесного фонда, в то же время лиственные породы (дуб , тополь , ясень , каштан , бук) - 58,3 %. В горных областях произрастают кедровые и берёзовые леса, располагаются пустоши с кустарниками. Хвойные леса распространены в северной части острова, их верхняя граница в спектре высотных поясов доходит до высоты 500 метров, в то время как на юге и в центральной части острова леса состоят из широколиственных пород деревьев . В животном мире можно встретить бурого медведя , пятнистого оленя , рыбного филина , японского журавля , обыкновенную лисицу , дикого кабана , серау и других . На острове находится шесть национальных парков : Дайсэцудзан , Сикопу-Тоя , Акан , Сиретоко , Рисири-Ребун-Саробэцу , Кусиро-Сицугэн .

Исторические сведения

Реконструкция айнского жилья в поселении Нибутани

Старейшие артефакты, найденные на территории Хоккайдо, принадлежат к эпохе позднего палеолита . Это каменные отщепы , изготовленные первобытным человеком 25-20 тысяч лет назад. Они были найдены на горной стоянке Сюкюбай-Санкакуяма (яп. 祝梅三角山遺跡 ) города Титосэ и стоянке Симаки (яп. 嶋木遺跡 ) посёлка Камисихоро . 15-12 тысяч лет назад, в эпоху мезолита , на Хоккайдо распространилась техника изготовления каменных лезвий, с которой связывают появление культуры микролитических орудий. В это же время жители острова научились использовать лук и стрелы. [ ]

На рубеже нашей эры в Японии распространилась земледельческая культура Яёй . Хоккайдо остался вне влияния этой культуры. Его жители продолжали жить охотой и собирательством, были полуоседлыми и держались традиций предыдущей эпохи Дзёмон. Их культура получила название пост-дзёмонской. В течение III-IV веков под влиянием южных островов, жители Хоккайдо стали использовать металлические орудия и изготавливать украшения из драгоценных камней. [ ]

Начиная с VII века северо-восточные районы Хоккайдо (побережье Охотского моря) находились под влиянием Охотской культуры . Её носители использовали каменные, железные и костяные орудия труда. Большое поселение и могильник этих северных охотников были найдены на стоянке Моёро (яп. 最寄遺跡 ) на территории города Абасири . Наиболее поздние памятники охотской культуры датируются IX веком. [ ]

Считается что первое письменное упоминание Хоккайдо было сделано в хронике Нихон сёки , законченной в 720 году. Согласно хронике, Абэ-но Хирафу , отправившийся на север во главе большого флота с 658 по 680 годы, вошёл в контакт с племенами Мисихасэ и Эмиси . Остров Ватарасима (яп. 渡島 ) , посещённый Хирафу, считается современным Хоккайдо. [ ] Араи Хакусэки , живший в период Эдо , считал, что Ватарисима - то же, что Эдзо (т.е. Хоккайдо)

Айны устраивали восстания против феодального правления. Последним крупным восстанием было Восстание Сягусяина в 1669-1672 годах. В 1789 году Менаси-Кунаширское восстание также было подавлено. В 1799-1821 и 1855-1858 годах а ответ на угрозу со стороны России сёгунат вводил на острове прямое правление. Незадолго до реставрации Мэйдзи , Сёгунат Токугава обеспокоенный возможным вторжением России начал подготовку северных границ к обороне и взял Эдзоти под свой полный контроль. В этот период политика по отношению к айну немного смягчилась, но общий стиль управления остался прежним.

Остров был известен под названием Эдзоти вплоть до реставрации Мэйдзи. Сразу после окончания войны Босин в 1868 году, группа сторонников сёгуната под предводительством Эномото Такэаки временно заняла остров, провозгласив создание Республики Эдзо (яп. 蝦夷共和國 эдзо кё:вакоку ) , но восстание было подавлено в мае 1869. Эдзоти попал под управление правительства префектуры Хакодатэ префектуры Хакодатэ (яп. 箱館府 хакодатэ фу ) . В 1869 году было образовано Управление по Развитию (яп. 開拓使 кайтакуси ) , остров стал назваться Хоккайдо и был поделён на следующие провинции: Осима , Сирибэси , Ибури , Исикари , Тэсио , Китами , Хидака , Токати , Кусиро , Нэмуро и Тисима .

Основной целью управления было обезопасить регион Хоккайдо от возможного продвижения России на Дальнем Востоке. В его главе встал Курода Киётака . Его первым шагом на посту был визит в США в процессе которого он нанял Хораса Капрона , министра сельского хозяйства пр президенте Гранте . С 1871 по 1873 Карпон пытался внедрить западные методики ведения сельского хозяйство и рудного дела, но, не добившись больших успехов, был вынужден вернуться домой в 1875 году. В 1876 году другой американский специалист Уильям Кларк основал Сельскохозяйственный Колледж Саппоро (яп. 札幌農學校 саппоро но гакко ) . Хотя Кларк пробыл на Хоккайдо лишь один год, он оставил о себе положительное впечатление и внёс вклад в развитие местного сельского хозяйства, а также в распространение христианства. Известен в Японии своим призывом к студентам: «Ребята, будьте амбициозными!» (англ. Boys, be ambitious! ), эти слова можно встретить как надписи на зданиях на Хоккайдо и по сей день. За это десятилетие население Хоккайдо выросло с 58 тыс. до 240 тыс. человек.

В 1882 году управление было упразднено и Хоккайдо разделили на три префектуры: префектура Хакодате (яп. 函館県 хакодатэ кэн ) , префектура Саппоро (яп. 札幌県 саппоро кэн ) и префектура Нэмуро (яп. 根室県 нэмуро кэн ) . В 1886 году после упразднения префектур регион перешёл под юрисдикцию специально созданного Агентство Хоккайдо (яп. 北海道庁 хоккайдо: тё: ) . В 1947 году после вступления в силу нового закона о местной автономии Хоккайдо получил статус соответствующий статусу префектуры. При кабинете министров Японии в 1949 году было создано Агентство Развития Хоккайдо (яп. 北海道開発庁 хоккайдо: кайхацу тё: ) премьер-министра Японии для прямого управления территорией. Агентство было поглощено Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма в 2001 году. Отдел Хокайдо (яп. 北海道局 хоккайдо: кёку ) и Отдел регионального развития Хоккайдо (яп. 北海道開発局 хоккайдо: кайхацу кёку ) при министерстве по прежнему играют большую роль в развитии инфраструктурных проектов на острове. [ ]

На крайнем юго-западе полуострова Осима, в 1604 году утвердилось феодальное княжество Мацумаэ , вассальное от сёгунов Токугава , во владение которому и был отдан весь остров. Он назывался в то время Эдзо, а его коренное население составляли айны , покорение которых японцами растянулось более чем на два столетия. В -1713 годах по расспросам айнов и рассказам японцев, занесённых бурей на Камчатку в 1710 году, своё описание острова составил казак Иван Петрович Козыревский . Весной 1779 года русские моряки и промысловики, возглавляемые Антипиным и Шабалиным, на семи байдарах направились к берегам Хоккайдо. 24 июня того же года они вошли в гавань Ноткомо на северо-востоке острова, где собрали с проживавших там айнов ясак и фактически приняли 1500 человек в российское подданство . Данный факт вызвал негодование японцев . Осенью 1792 года север Хоккайдо посетила российская экспедиция во главе с Адамом Лаксманом , хотя японцы и запретили русским торговать с хоккайдскими айнами .

Демография

Историческая колонизация

История японизации Хоккайдо началась задолго до высадки японцев на острове, где, по приблизительным оценкам, проживало до 50 000 аборигенов-айну. В X-XV веках японцам удалось покорить и в значительной степени ассимилировать айнов северной половины о. Хонсю от г. Сендай , долгое время бывшим древним центром айнского сопротивления до г. Цугару , который, будучи расположенным прямо напротив Хоккайдо, стал плацдармом для освоения последнего . По описи 1788 года в княжествe Мацумаэ проживало уже порядка 26,5 тыс. японцев , но их число в XIX веке росло не так уж быстро: сдерживающее влияние оказывал довольно холодный (для японцев) местный климат, к которому могли приспособиться лишь рыбаки, но никак не рисоводы. Но быстрое поступательное развитие экономики Японии с последней трети XIX века привело к бурному росту населения и постоянной нехватке сырья в виде древесины, морепродуктов, минералов. Аграрное перенаселение южных островов также давало о себе знать. [ ]

В дальнейшем число японских колонистов быстро росло, а айнов - уменьшалось в ходе конфликтов и ассимиляции. С по , значительную помощь японцам в освоении острова оказали американцы, вместе с японцами опасавшиеся усиления России на Дальнем Востоке. Эта помощь дала определённые результаты: в 1870-е японское населeние выросло с 58 000 дo 240 000. Это позволило Японии закрепить за собой Хоккайдо, но на освоение