Мыс поворотный служба 1962 1966 год. Японское море, маяк "поворотный"

"Мыс Поворотный (42°40" N, 133°02" Е) высокий, обрывистый и лишен растительности. На мысе возвышается скала, верхняя часть которой отделена от берега узкой неглубокой расщелиной. Скала эта приметна с W и Е. С близких расстояний с W вершина скалы имеет вид рога, загнутого в сторону моря. Днем в хорошую погоду мыс Поворотный легко опознается с Е с больших расстояний по горе Арсения, находящейся к N от мыса. Мыс окаймлен камнями, поэтому подходить к нему на расстояние менее 1,5 кбт не следует. Район затопления взрывчатых веществ (в другом источнике - затонувшее судно ) находится в 11 милях к S (другой источник - 7,7 миль ) от мыса Поворотный. Границы района показаны на картах. Маяк Поворотный установлен на мысе Поворотный в 1,5 кбт к NE от его оконечности...".

Чтобы не повторяться и не повторять того, что и так уже отлично написано - ссылки. От vladsv - замечательно описанная история маяка, причем, в двух частях, с разницей в пару-тройку лет, и . Всячески рекомендую. А далее - 13,5-минутное видео для конченных визуалов, которым хотелось бы всего того же, но в движении. Хорошо сделано.

Ну а я... что же я? А я добралась. Я была! И словами этого не описать. Никакими. И мне жаль, жаль, что я не могу передать, раздать, воплотить в физику для вас это впечатление, этот миг, когда уткнувшись в какие-то военные антенны и станции, уже почти плюнув и разочаровавшись в собственных силах, потому что вот-вот ливень, и машина на обратном мокром пути явно застрянет в этих непролазных ямах, которые разбили большие армейские уралы, я с горечью взобралась на пригорок, идущий вдоль дороги, и... "я нашлааааа!". Любила тогда весь мир, честное слово. А красоты там столько, столько...

В общем. Август, 2015. Виден мыс. Призрачно виден, туманно. Послештормовое.

В сопки, наверх. Дорога заканчивается тупиком, за которым какая-то военная безусловно-тайна.

А слева...

И потом ливень:)

Еще вернусь. Надо. И простите за примитивизм фотографий, которые никак не могут передать того, что я тогда видела.

P. S.: Когда-то, стоя на таком же, но другом конце света - на мысе Рока, - стояла над океаном и думала: "какая же невыносимая, невыразимая красота! Мощная, поглощающая, не которую делаешь ты - которая делает тебя. Португальцы были оберечены стать великими мореплавателями, потому что рядом с ними - эта красота. У них не было шансов... У нас такого нет". Есть! ЕСТЬ! У нас тоже есть! И тоже, так же - без шансов, оберечены, воспитаны невыносимой красотой, пусть хотя бы и с опозданием на века. Просто мы не знаем. И не умеем рассказать. Просто мы - Дальний Восток. Terra incognita, белое место даже в эпоху всесильного инета. Но мы есть.

(G) (Я) Координаты : 42°40′38″ с. ш. 133°02′33″ в. д.  /  42.67722° с. ш. 133.04250° в. д.  / 42.67722; 133.04250 (G) (Я) Акватория Тихий океан Страна Россия Россия Субъект Приморский край
Поворотный (мыс) Поворотный (мыс)

Вдоль Восточного побережья Приморского края несёт воды холодное Приморское течение .

Мыс Поворотный похож на знаменитый мыс Код , разница в температуре воды летом составляет до 6 °C - 11,7 °C и 17,5 °C соответственно (на мысе Код - разница 4,3 °C). Зимой же, наоборот, восточнее мыса воды теплее примерно на 3 °C.

У мыса расположена артиллерийская батарея № 110 Сучанского сектора береговой обороны, построена в 1939 году.

На мысе круглогодично действует одноимённый маяк , обслуживаемый персоналом, проживающим в небольшом посёлке при маяке. Посёлок входит в состав Находкинского городского округа .

Напишите отзыв о статье "Поворотный (мыс)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Поворотный (мыс)

Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова. 2. Мыс Поворотный - входной мыс в залив Петра Великого, разделяющий восточное побережье Приморья от Южного Приморья. Мыс Поворотный высокий и обрывистый, практически лишен растительности. Мыс окаймлен подводными и надводными камнями.

3. В 1852-1854 годах вдоль мыса Поворотный проходил русский корвет «Паллада». В 1859 года пароход-корвет «Америка», открывший бухту Находка, также держал курс на мыс Поворотный. В дальнейшем гидрографические работы возле мыса велись на корветах «Калевала», «Новик» и шхуне «Восток».


4. В 1870 году, по настоянию знаменитого гидрографа В.М.Бабкина, на мысе был организован Военный пост, включавший домик смотрителя и столб, на который с наступлением темноты вывешивался фонарь.


5. С развитием судоходства вдоль побережья Приморья становилась очевидной необходимость установки на мысе мощного стационарного маяка. В 1889 году техническая оснастка маяка была заказана французской компании «Барбер», которая изготовила ее в 1891 году.


6.


7. В 1894 году маяк в разобранном виде, совершив кругосветное плавание, был доставлен и установлен на мысу Поворотном.


8. Маяк на мысе Поворотный является образцом военно-морской архитектуры второй половины 19 века. Здание маяка облицовано броневыми листами.


9. Маяк построен в три яруса и самый мощный из них - первый. Стены здесь в полтора метра толщиной, рамы и двери - дубовые.


10. На втором ярусе расположена каюта, к которой ведет клепаная винтовая лестница. Стены каюты декорированы красным деревом, а в ее центре находится мачта с памятной табличкой о строителях маяка. По периметру каюты расположены вытяжные иллюминаторы, способствующие более интенсивному горению горелки.


11.

12. На третьем ярусе маяка расположена 70 мм линза, свет от которой виден на расстоянии в 30 миль.


13. Венчает здание маяка купол, изготовленный в виде свечи и символизирующий небо.


14. В прошлом рядом с маяком находился колокол, издававший звуковые сигналы в туманную погоду. Сегодня этот старинный колокол находится в церкви села Владимиро-Александровское.


15. В доме где несет службу маячник находятся генераторная...


16. ...мастерская...


17. ... и комната с наваигационным оборудованием. Старое...


18.

19. ... и пришедшее на их смену новое.


20. В доме расположился небольшой музейчик в виде героев СССР


21. Старый инвентарь made in USSR


22. Ну и комната отдыха маячника.



Новость на

И снова здравствуйте, уважаемые читатели моего журнала!
Сегодня я опять приглашаю Вас в небольшое путешествие по окрестностям Находки, а именно- на маяк, расположенный на мысе Поворотный. Я наверное уже достал Вас со своими маяками! Но ничего не попишешь- взялись читать мой журнал- придется терпеть!
Итак, Путешествие №14- на маяк мыса Поворотный.

На краю Земли


Как это не странно, но на маяк, ближе всего расположенный к Находке, я попал, когда уже побывал на многих других маяках Приморья. Правда, если быть точным, на заре моих занятий фотографией, году этак в 2005, я уже пробовал поснимать этот маяк, но тогда охрана вежливо но настойчиво предложила мне покинуть окрестности маяка, если мне не нужны проблемы. Сейчас ситуация несколько изменилась, т.е. из-за забора маяк можно поснимать, а вот съемка на территории маяка, а тем более внутри, что мне представляется очень интересным, возможна только с разрешения начальника гидрографической службы Тихоокеанского Флота, к ведомству которого относятся все приморские маяки.
2

Кое-что о месторасположении маяка. Название мыса, на котором установлен одноименный маяк, хорошо отражает его географическое положение. От мыса Поворотный берег Японского моря меняет направление с WSW на WNW к заливу Петра Великого. В хорошую погоду мыс легко распознается с дальнего рас- стояния по характерным горам. Войдя в видимость маяка Поворот- ный, суда, следующие в бухту Золотой Рог со стороны Татарского пролива и из Охотского моря через пролив Лаперуза, меняют свой курс. После этого поворота моряки считают себя дома — в родных Вла- дивостоке или Находке. Бывалые моряки говорят, что мыс Поворотный очень похож на знаменитый мыс Код- полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона, самую восточную точку штата Массачусетс.
Породы, из которых сложен мыс Поворотный, очень старые. 50 миллионов лет назад Приморье представляло огромный зарождающийся мир. Три начала: Огонь, Вода и Земля, образовали огромный вулкан и сильнейшие взрывы. В результате этих взрывов возникла огромная кальдера, где самой высокой частью была скала Замок и выступающий на юго-запад мыс Поворотный.
3

Маяк на мысе Поворотный - не только важный гидрографический объект, но и памятник истории. Именно этот мыс впервые упоминается у Франсуа Де Лаперуза, в 1878 году проходившего вдоль этих берегов. В 1852-1854 годах траверса мыса придерживался русский корвет «Паллада». В свой знаменитый рейс 1859 года, открывший бухту Находка, пароходо-корвет «Америка» держал курс также на мыс Поворотный. В дальнейшем в течение 10 лет велись гидрографические работы на корветах «Новик» и «Калевала», шхуне «Восток». Наконец, в 1870 году по настоянию гидрографа Бабкина В.М. был организован Военный пост с домиком смотрителя и столб, на который вывешивался фонарь.
4

Маяк на мысе по 16-летнему (1875—1891) плану постройки и пере- оборудования плавучих и береговых маяков на морях России предпо- лагалось построить в 1883 году, однако фактически к строительству приступили лишь летом 1890 года: вначале не хватало средств для фи- нансирования работ, затем возникли трудности с подрядчиками. На-конец, средства были выделены, и нашелся подходящий подрядчик — фирма "Линдгольм", согласившаяся выполнить заказ за приемлемую для Морского министерства сумму.
Место для маяка выбирал начальник Гидрографической части Вла- дивостокского порта капитан Казаринов. Обследовав мыс, он пришел к заключению, что проект маяка, утвержденный управляющим Мор- ским министерством, следует изменить: надо поставить маяк ниже, чем предусмотрено проектом, так как в назначенном по чертежам месте слишком часты туманы; выгрузку материалов удобнее осуществлять в соседней бухте Кузьмина — она хотя и более открыта, чем рекомендо- ванная проектом бухта Врангеля, зато ближе, и строительство дороги до нее обойдется дешевле; пристань можно не строить — доставку стро- ительных материалов к берегу можно осуществлять на шлюпках.
5

Анализ рекомендаций Казаринова создает впечатление, что глав-ной целью для него была не эффективность маяка, а стоимость строи- тельства. Так, он уменьшил площадь жилых помещений, казармы; вместо парового отопления от котельной предложил поставить обычные печи, ссылаясь на то, что их может починить любой матрос.
Не случайно все маяки, построенные под наблюдением Казаринова, вскоре пришлось перестраивать.
К сожалению, предложения Казаринова и на этот раз были приня- ты, и все это потом сказалось на маячниках, усложнив им труд и создав немало бытовых неудобств.
6

Корпус и все детали будущего маяка были изготовлены в Париже компанией «Барбер» в 1891 году, и в разобранном виде, совершив почетный круг вокруг Земли, были доставлены сюда и установлены на мысе Поворотном.
В июне 1892 года строительство было закончено, и 6 июля световой маяк начал действовать. Каменная восьмигранная башня высотой 9 м была установлена на южной оконечности мыса, на обрывистой пло-щадке террасы, окруженной обломками скал.
7

Маяк построен в три яруса, которые представляют три морских начала. Первый ярус, или первый этаж, символизирует Землю, твердь. Стены здесь толщиной полтора метра, двери и рамы - дубовые. Здесь же расположена ручка подъема жалюзи над линзой, сверху которой находится железный остов станины.
На второй ярус, где расположена каюта, ведет винтовая, клепаная лестница с леерами и фигурными набалдашниками. Даже теперь, по прошествии стольких лет, если зайти в круглую башню маяка, сразу бросается в глаза старая табличка с надписью: F. Barbier & Co. Construclueurs. Paris-1891.
8

Каюта в центре увенчана мачтой с памятной табличкой о строителях маяка, стены декорированы рейкой из красного дерева, прикрученной медными болтами. По кругу вдоль стен расположены свето-вытяжные иллюминаторы, способствующие интенсивному горению горелки. Снаружи стены покрыты броневыми листами посредством клепки. В целом, маяк представляет собой образец архитектуры военно-морского флота второй половины ХIХ века. На третий ярус ведет трап, где на поворотной станине располагается самое интересное сооружение маяка - Линза в медном каркасе без прокладок в 70 миллиметров толщиной, дающая преломление света по линии горизонта в 30 миль и радиусом в 230*. Лампа-горелка ставилась в центре на подставку. Через специальное окошечко свет в 1,5 миллиона свечей регулировался заслонкой. Выше линзы расположен Купол - крыша в виде свечи, символизирующий Небо и Свет, идущий от Бога. Третий ярус ограничен стеклом в 10мм. На куполе стоит флюгер северо-южного направления. Рядом с маяком ранее располагался колокол с инкрустацией царствования Александра II, находящийся сейчас в церкви села Владимиро-Александровское.
Отдельно от башни, невдалеке от нее возвели жилые и служебные здания.
9

Через год вблизи маяка построили каменный дом для сирены. Пер- вые туманные сигналы она подала 2 октября 1893 года. Так как тума- ны в этих местах возникают нередко внезапно, а паровая сирена требует времени на подготовку к действию, рядом установили пушку и колокол, готовые к действию немедленно.
Обслуживали маяк восемь вольнонаемных служащих, а сирену — пять машинистов и кочегаров Сибирского флотского экипажа. При об- служивании сирены были большие трудности с водой. В сутки сирена требовала 500 ведер воды, а поблизости ее не было, приходилось до-ставлять ее на быках в гору из колодцев, вырытых внизу в овраге.
10

Часто туманы держались подолгу, и обслуживающие сирену матро-сы буквально валились с ног от усталости. Чтобы облегчить их работу, стали нанимать из близлежащих деревень водовозов, а в 1908 году па- ровую сирену заменили на более легкую в обслуживании — пневмати- ческую.
Маяк, расположенный на главном морском пути, соединяющем Владивосток с другими портами наших дальневосточных морей, мно- гие годы работал надежно и бесперебойно. Неприятности начались с началом Гражданской войны и интервенции. Регулярное снабжение нарушилось, продуктов и топлива не хватало. Среди личного состава возникла напряженная обстановка. Особенно она усилилась после приказа Дирекционного комитета (был избран в годы Гражданской войны из числа служащих Дирекции маяков) об увольнении с работы с 1 августа 1917 года жен смотрителей (на освободившиеся места коми- тет планировал назначить инвалидов войны). На маяке начались во-ровство, скандалы, ссоры и даже перестрелки. Личному составу стало не до вахты, маяк иногда по несколько ночей подряд не светил, а сире- на бездействовала (украли приводные ремни).
11

Для такого важного маяка как Поворотный такое положение было совершенно недопустимо, и в октябре 1918 года смотритель маяка был отдан под суд, а обслуживающий персонал полностью заменен. Реше-ние об увольнении с работы жен маячников было отменено.
Но и новому личному составу было нелегко. Время было неспокой-ное, в окрестностях маяка нередко появлялись то одна, то другая груп- па разбойников, стремящихся поживиться за счет скудных запасов маячников и поста службы связи, учрежденного здесь еще во время Первой мировой войны. Одно из нападений закончилось трагически — один служитель был убит и несколько ранено.
В апреле 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд большеви- ков и потребовал выдать им продукты и керосин "для защиты револю- ции". Через несколько дней другой отряд забрал ружья и патроны. "Вокруг белые войска, а я терплю крайнюю нужду в провизии и дровах, уже 20 дней ничего нельзя достать", — оправдывался его командир.
12

Кормить людей стало нечем, связь с начальством во Владивостоке прервалась. Маячники стали самовольно покидать маяк, а в июле 1919 года закрыли пост связи, передав все имущество под охрану смот- рителю. Но маяк, несмотря на все неурядицы, продолжал светить. Нормальная жизнь на маяке и работа наладились только после Граж-данской войны и образования Убекодальвоста.
В 1927 году, после капитального ремонта на маяк неожиданно при- шла новая беда — на мыс обрушился сильнейший тайфун. С башни была сорвана крыша, ветром выбиты все стекла из фонарного сооруже- ния, пострадали жилые постройки. Пришлось срочно ремонтировать все вновь.
13

В 1934 году маяк пополнился новым техническим средством нави-гации — радиомаяком РМС-3. Накануне Великой Отечественной вой- ны, в 1940 году, маяк посетил начальник ограждения Гидрографи- ческого управления ВМФ. В своем рапорте по результатам инспекции он доложил, что техника маяка работает безотказно, световой маяк имеет ацетиленовый источник света — 5-рожковую горелку, началь- ник маяка — один из лучших среди маячников залива Петра Велико-го. Особенно отметил проверяющий старшего моториста Бровко, проработавшего на маяке уже 33 года.
Во время Великой Отечественной войны значение маяка еще более возросло — мимо него пролегала трасса, по которой круглосуточно при любых метеорологических условиях шли транспорты из США и север- ных портов Советского Союза во Владивосток.
14

В 1950-х годах маяк перестроили. Новую восьмигранную башню высотой 12 м возвели из железобетона. В фонарном сооружении смон- тировали современный светооптический аппарат. В настоящее время маяк светит в секторе от 82,5 до 307,5° белым затмевающимся огнем, обеспечивая дальность видимости до 22 миль и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.
Вот такая история маяка на мысе Поворотном. Поснимать маяк мне, и моему другу Валере, удалось 8 мая. Собственно говоря, ехать на маяк в тот день мы не собирались. Но с утра было такое пронзительно-синее небо с кучевыми облаками, что смотреть на него и ничего не снимать было бы преступлением! Как ни странно, но такое чистое, без дымки небо в наших краях бывает всего несколько раз в году, в основном- осенью. С чем это связано- я не знаю. Первым не выдержал Валера и рванул на маяк. Мне пришлось его догонять. У маяка мы оказались уже под вечер, и снимали почти до заката. Что из этого получилось- Вы можете увидеть сами.
15

Источники: книга «Маяки России»

В субботу, пожалуй был последний день в этом году, когда можно было комфортно погулять у моря.

Испытания пальцем показали, что вода по прежнему мокрая и солёная, а по температуре градусов десять наверно.

А накануне работал на мысе Поворотном. Место любопытное. Край земли. Здесь начинается залив Петра Великого. Здесь побережье Японского моря меняет своё направление с запад юго-западного на запад северо-западное, здесь же суда меняют свой курс, отсюда и название. Здесь разветвляется Приморское течение, тут же наблюдается разница температур воды достигающая летом 6 градусов.
И естественно на мысе расположен маяк, которому, к слову, уже около 120 лет.
3.

4.

5.К западу от Поворотного видна бухта Синдаляндза и мыс Крылова.

6. Там же расположился недавно построенный нефтепорт Козьмино.

7.К востоку от м.Поворотного видна бухта Шепалова и мыс Гранитный. Вершина, выдающееся слева на переднем плане, носит название гора Замок или скала Чёртов утёс.


Вся грива, от крайней точки мыса и до этой горы сложена базальтами. Т.е. излившиеся и застывшие на поверхности лавы основного состава. Причем базальты очень молодые - неоген-четвертичные, т.е. всего-то около 2-х млн. лет назад образовались.

8.А обследовали мы там территорию с заброшенными сооружениями, я так понимаю расформированного полка БРАВ.

9.

10.

11.В верхней части площадки находится остатки 110 батареи расформированной еще в 1961-м году.

12.45-го года постройки, о чём свидетельствует надпись внутри.

13.Командный пункт я так понимаю.

14.

16.Внутри КП

17.

18.В районе мыса встречал относительно много соек.

19.Видел как мимо мыса, вдалеке, пролетала небольшая стая крупных белых птиц

20.Лебеди, не?

21.Возвращаясь к бухте Полеводина возле дома, где мы с Тимкой гуляли накануне. Встретил там черношейную или красношейную поганку


Ранее из поганок только Чомгу идентифицировал.)

22.И раз уж вернулись в родную бухту, то Тимкой начал им и закончу этот пост.