Как прогуляться по хребту и что посмотреть. Горный хребет Нургуш

Аверкиева яма , пещера. Горизонтальная карстовая полость, заложена в массиве протерозойских известняков и доломитов.

С дневной поверхностью связана вертикальной шахтой. Пещера расположена в Саткинском р-не, на левом берегу р. Ай, в трёх км к югу от деревни Старая Пристань (близ т. н. Белого брода), в 300 м от места впадения в реки Ай Винокурного ключа.

Вход в пещеру открывается в крутом лесистом склоне на дне карстового провала. Входное отверстие овальной формы размерами 2x3 м. За ним следует вертикальная шахта глубиной 21 м с переменным диаметром ствола (от 2 до 8 м).

Со дна шахты вниз ведет крутой наклонный спуск в виде каменой лестницы со ступенями из плит известняка (вероятно, искусственного происхождения). Через 7 м наклонный коридор приводит в горизонтальную часть пещеры, представляющую собой систему узких низких проходов и 2 больших гротов. Первый грот — Пещерных затворников — вытянут с севера на юг на 35 м, ширина его от 5 до 9 м, максимальная высота потолка 8 м. Из южной части грота 12-м ход приводит во 2-й, более обширный грот — Музыкальной капели. Он тянется в северно-западном направлении на 25 м, ширина его от 8 до 14 м, высота потолка от 4 до 8 м. В южной стене грота открывается новый ход, который тянется на юго-восток. Через 10 м он разветвляется на 3 тупиковых хода.

Общая длина ходов и гротов пещеры. 130 м, максимальная глубина 28 м, ширина от 1 до 14 м, высота от 0,8 до 8 м. В пещере высокая (до 98-100%) влажность, температура воздуха всегда 4-5 °С.

В пещере Имеются 2 подземных водоема: один из них — небольшое мелкое озеро с чистой ключевой водой; второй появляется только весной в результате попадания в подземную полость талых вод. На сводах гротов имеются немногочисленные сталактиты. В пещере обитает небольшая колония летучих мышей.

В 1924 г. жители с. Айлина во время экскурсии в пещере обнаружили остатки избушки, деревянный слесарный станок, каменное ложе, различные железные изделия, отпечаток с медной иконы, человеческие скелеты и кости домашних животных. На полу грота Пещерных затворников из несцементированных булыжников был выложен большой каменный крест.

Свое название пещера получила по им. старца Аверкия — отшельника и раскольника, жившего в ней в 1870-1880-х гг.

На основании результатов экологической экспертизы «Синегорье» (1986) решением Челябинского облисполкома в 1987 г. пещера Аверкиева яма была объявлена памятником природы.

Полное спелеологическое обследование, топографическая съемка и описание пещеры произведены в 1971 г. спелеологами челябинского клуба «Плутон» и саткинского клуба «Поиск» (рук. экспедиции С. В. Файзуллина).

Для вступления приведу две выдержки-свидетельства о пещере.

А. В. Лопатин, А. А. Мурзагулов, «Туристские маршруты Башкирии» (Москва, 1972 г.): «К северу от посёлка Сулея, у села Айлино, находится Айлинская пещера, известная у местного населения под названием «Аверкина яма». Эта пещера имеет вид глубокого колодца (около 25 м). Она почти не исследована, но, по разным сообщениям, в ней имеются гроты, подземные озёра. Посещение её опасно, так как неровные стены колодца могут легко перерезать верёвку.» Г. Н. Матюшин, «Яшмовый пояс Урала» (Москва, 1977 г.): «Выезжая из Златоуста, нельзя не обратить внимания на живописные скалы и горы с поэтическими названиями: Увильды – «Золотая гора», Мисяш – «Место свидания», Таганай – «Подставка для луны» и т.д. Места эти овеяны легендами и сказаниями. Особенно много рассказов о кладах, а их в окрестностях Златоуста и Сатки до сих пор иногда ещё пытаются искать. Следует заметить, что кладоискательство на Урале было широко распространено. Объяснялось это действительной возможностью отыскать самородки золота, драгоценные камни и редкие металлы. В ночь на Ивана Купалу молодёжь уходила в горы искать цветок папоротника, искали свечу, зажжённую на месте клада, полоза и т.п. Много слухов породили пещеры, «Аверкина яма» и другие места. Много таких мест у города Кусы, что в 15 километрах севернее Златоуста между Златоустом и Саткой».

Аверкина яма известна давно. В 1771 г. её посетил академик И. И. Лепехин, автор монографии «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» (Санкт-Петербург, 1785 г.). Этот факт подтверждает статья Г. А. Максимовича «Карстовые шахты и колодцы Урала» («Пещеры», выпуск 7-8, Пермь, 1969 г.).

Много преданий бытует об Аверкиевой пещере (Аверкиной яме). Уже в глубокой старине она была овеяна завесой какой-то мифической таинственности. Одни говорили, что давным-давно в ней жили фальшивомонетчики, связанные с Е. И. Пугачёвым, другие утверждали, что в пещере скрывался раскольник Аверкий, чьим именем она и поныне называется. Как будто бы несколько лет тому назад Аверкиева пещера чуть было не поведала свои тайны двум любопытным, но последние этого открытия не смогли перенести. Недалеко от пещеры они отвалили большую плиту и заглянули туда. После этого случая один из них навсегда остался заикой и помешанным, а второй не захотел рассказать об увиденном под камнем и всегда отмалчивался, когда его пытались об этом расспросить. Так они в страхе бежали от тайн Аверкиной ямы, захоронив их всё той же плитой. Никто не может конкретно подтвердить, было ли это. Однако следует сказать, что тем, кто неоднократно её посещал, пещера не представляется такой уж таинственной, хотя некоторые факты не совсем объяснимы. Не ясно, например, почему в пещере много костей в обоих гротах. Кому нужно было выкладывать каменную лестницу со многими ступеньками в дальний конец первого грота в полной темноте и сырости почти на 30-метровой глубине? Тайны Аверкиной ямы уже более ста лет привлекают к себе внимание жителей окрестных деревень и сёл – Старой Пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой Пристани. Пробовал ли кто приоткрыть завесу над интригующими загадками мрачных, сырых подземелий? Безусловно. Но тайны так и остаются до конца не раскрытыми, хотя некоторые детали пещерной истории всё же немножко прояснились.

Пещера находится в 3-х км от дер. Старая Пристань, на левом берегу р. Ай, в лесистом склоне горы, примерно в 300 м от так называемого Винокурного ключа, которому Аверкина яма обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 метра, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере имеются два просторных грота. У обоих пол неровный и засыпан крупным обломочным известняком и доломитом, перемешанным с глиной. В первом гроте имеется небольшое мелководное озерко с чистой ключевой водой. Оно сохраняется круглый год. Во втором гроте озеро появляется только весной. Его глубина достигает 1,5-2 м, высота потолков – 6 и более метров. Этот грот оканчивается тремя тупиковыми ходами длиной от 8 до 15 м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры 130 м. Наибольшая глубина пещерной полости – 28 м. В пещере сыро. Местами наблюдается обильный капёж с потолков, кое-где по каменным стенам бегут мелкие струйки воды. Влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.

Теперь установлено, что пещера названа именем раскольника-кержака Аверкия (Аверки), который появился на айских берегах свыше ста лет назад (около 1874 г.). Аверкий прожил в этой пещере несколько лет, а потом вдруг неожиданно исчез. Его таинственное исчезновение вызвало множество толков, догадок, легенд. Почему же на него было обращено такое повышенное внимание? Автор этой статьи многие годы занимался исследованием пещеры и её истории. Многочисленные предания и слухи заинтересовали меня, заставили неоднократно посетить её, внимательно проверить. В это же время я узнал, что историей пещеры ранее был заинтересован житель с. Айлино Д. С. Чебыкин, который позднее уехал в Белорецк. Я ему написал письмо. Вот что он ответил мне: «Чудес в пещере никаких не произошло. В ней жил Аверкий, скрывавшийся от православной веры и бежавший из сибирской ссылки. Его поддерживали прежние жители Айлино – Иосиф Соснин и его братья. Они были кержаки. Аверкий им представился тоже как кержак. Соснины снабжали его питанием, а он занимался столярным ремеслом и делал нательные кресты из пещерного «текучего камня». Когда я учился в школе в 1910-1911 годах, мы ходили на экскурсию в пещеру, приносили сосульки «текучего камня» и отпечаток с медной иконы. Внутри пещеры мы обнаружили верстак и обрезки железа. Там же, внутри пещеры, есть ключ, из которого течёт холодная вода. Когда ушёл Аверкий из пещеры, никому не известно, и куда ушёл, тоже не знали его кормильцы Соснины. Но вылезти из пещеры одному по ущелью не представлялось возможным. Пещера, вероятно, имела выход где-то у Ая. Там, внутри спуска, должно быть отверстие, которое со временем захламилось. Его нужно раскопать. Это примерно в первом уступе». А вот ныне покойная жительница Айлино Елена Михайловна (Акулина) Шляпина (в девичестве Соснина), внучка Саввы Соснина (брата Иосифа Соснина) так рассказала об Аверкии:

Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, а один глаз выколот напрочь. Он был чёрен лицом и с густой подстриженной бородой. Аверкий занимался конокрадством и был посажен в тюрьму, но бежал и скрывался за Аем. Да, Иосиф Соснин был его покровителем. Савва Соснин тоже не таил, что тот прятался в пещере. Он же позднее рассказал, что Аверкий вышел из повиновения, ушёл из пещеры тайком, шатался по лесам, занимался грабежами. Его схватили при угоне ягуновских лошадей, связали и сдали в полицию.

Аверкий ещё раз появлялся в наших местах. Айлинскне мужики видели его около Винокурного ключа. Он сидел на камнях, был печален, худой, плохо одет, почти босой. А потом Аверкий исчез. Слухи о нём больше не поступали. Времена неудержимо менялись, но пещеру люди не забывали. Разные о ней ходили толки и кривотолки. Были и вымыслы и домыслы. Так, например в 1972 г. в Челябинске вышла книга А. И. Лазарева «Поэтическая летопись заводов Урала». В этом фольклорном издании изложены сомнительные сведения об Аверкиевой пещере: «Много слухов породила "Аверкина яма" в Саткинском районе Челябинской области, в которой будто бы жил старец Аверкий, учивший народ, как бороться с заводчиками. (Этнографическая экспедиция ЧГПИ в 1965 г. обследовала эту яму - естественный провал в породе глубиной 35 м. На дне было найдено небольшое озерцо с чистой водой, рядом – каменное ложе, на котором лежит скелет человека)».

Некоторые старопристанинские жители слыхали об Аверкии интереснейшие подробности. Айлинские богачи Соснины приветили его не случайно, не по сердечной, не по христианской доброте, а из собственных алчных побуждений. Дело оказалось в том, что старый раскольник привёз из Сибири немало золота. Этот драгоценный металл и стал тайной приманкой для зажиточных мельников-кержаков, которые и поселили его в пещере. Между молитвами Аверкий занимался столярным ремеслом и делал нательные крестики из пещерного «текучего камня» - сталактитов. По натуре он был человек деятельный, энергичный, любил повинокурить, благо деньги у него водились. Поэтому и соседний с пещерой ключ старопристанинцы и айлинцы стали называть Винокурным. Слишком набожные старушки были недовольны Аверкием и распускали слухи, будто одинокий старец являлся «великим прелюбодеем» и «сущим диаволом во Христе», коих по тем религиозным временам было не так уж много на великой и святой Руси. Поговаривали, будто к Аверкию в пещеру тайком похаживали незамужние женщины, вольные монашки и «окаянные девки». ...Между прочим, пещера и теперь волнует людей своими неразгаданными тайнами и сюрпризами. Ещё до недавнего времени ходили разговоры, что в ней существовали не два больших грота, а целых восемь. Кто-то находил старинную икону.

В 1974 г. в газ. «Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием «Золотая трагедия», в котором описываемые события касались и Аверкиной ямы. Автором этой статьи был я. Разгорелись горячие споры - правда это или ложь. Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слышал о подземных тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал. Например, жительница Айлино Зинаида Илларионовна Бонина (в детстве Соснина) утверждала, что история, связанная с Аверкиной ямой, изложена в основном верно. Другие опровергали её и стояли на том, что всё было не так. Споры дошли до Курганской области и заинтересовали бывшего айлинца П. Накорякова. В своём письме айлинскому библиотекарю и краеведу Валентине Ивановне Кожевниковой он высказал своё мнение о «Золотой трагедии». Письмо заслуживает внимания, а некоторые его выдержки проливают дополнительный свет на личность самого старца Аверкия: «Наконец-то выкроил свободную минутку, чтобы написать Вам письмецо и отблагодарить за присланные вырезки из газеты "Саткинский рабочий" о "Золотой трагедии". В одну из поездок в Златоуст мне такого наговорили об этих «записках краеведа», что захотелось проверить, так ли это. И когда с Вашей помощью сам прочитал эти записки, я многого не нашёл из того, что слышал в разговорах. Ещё лишний раз убедился, что «молва народная богата на выдумки». Я слыхал даже о том, что в пещере оказался замурованным человек, который, пролежав сотни лет, хорошо сохранился. Я согласен с тем, что о статье краеведа В. Чернецова можно спорить. Если судить по его запискам, то это не такое уж старинное предание, ибо история этого предания доведена до дней коллективизации, даже до дней Великой Отечественной войны, т.е. почти до наших сегодняшних дней. Преувеличены и размеры пещеры. Я бывал в ней несколько раз. Разговоры о засыпанной лестнице, как и о втором нижнем выходе из пещеры, остаются лишь разговорами. Если бы действительно была лестница, то она бы сохранилась или от неё остались бы признаки. Правда внутри пещеры в её второй половине на полу видны две гладкие каменные площадки. Они-то и дают разговоры, что там начало лестницы. Мы делали попытки раскопок и дальше вглубь, но никаких признаков лестницы не обнаружили. Тогда мы пришли к выводу, что эти площадки наподобие начала лестницы служили для обитателя: нижняя - для сидения, верхняя - столом.

С молодёжью Айлино мы совершали походы в эту пещеру в 1923 и 1924 годах. В 1926 г. я приходил с группой молодых рабочих инструментального цеха Златоустовского механического завода. В 1936 г. был с группой златоустовских охотников. Когда организовывалась в двадцатых годах самая первая экскурсия, то был разговор, что в этой пещере жил какой-то фальшивомонетчик Аверка, именем которого она и стала называться. Есть книга, в которой описываются дела фальшивомонетчика. Но мне такой книги найти не удалось. После нашего первого похода была опубликована заметка в златоустовской газете «Пролетарская мысль». Писал её секретарь айлинской парторганизации тов. Долгов, главный вдохновитель изучения Аверкиной ямы. Позднее я слышал несколько различных легенд об Аверкиной пещере. Хорошо помнится услышанная мною легенда, когда фальшивомонетчик Аверка именовал себя «проповедником божьей правды», и с ним имели тайные связи монашки единоверческого монастыря. Но больше всего понравилась легенда о большой любви лучшей верхнеайской красавицы к Аверке. Помнятся мне и другие легенды. Ох как хочется побывать в Айлино! С уважением бывший айлинец П. Накоряков. 25.06.1974 г.».

Одну из легенд удалось вспомнить, восстановить. Она рассказывает о пылкой любви бедной верхнеайской девушки Кати к Аверке. Но Аверка не захотел жениться на забеременевшей красавице, сославшись, что он несёт в себе «божественный сан», который, дескать, запрещает ему вступать в брачные узы. Затосковала Катя, а потом узнала, что Аверка встречался с блудными монашками Воскресенского монастыря, водил с ними лесные хороводы. Вовсе расстроилась, разочаровалась девушка, возненавидела Аверку и вскоре на почве любви, ревности и измены «наложила на себя руки» - утопилась в одном из айских омутов. С тех пор этот тёмный омут стали называть «Катиной ямой» в память о безвременно ушедшей из жизни красавицы. Он находится возле правого берега реки Ай, недалеко от бывшего верхнеайского совхозного сада и кузницы. После смерти Кати стали поговаривать, что в омуте поселилась русалка - водяная девка с рыбьим хвостом. Будто бы в русалку (очаровательную нимфу) превратилась верхнеайская красавица Катя, на которую она была очень похожа. Иногда она показывалась людям на глаза. Русалку видели возлежавшей на берегу. У Кати отросли длинные волосы, которые она аккуратно и медленно расчёсывала костяным гребешком.

История с превратностями Катиной ямы имеет продолжение и в наши дни. Жил в селе Айлино молодой холостой мужик или парень Петя Пашков. Любил он, грешник, выпить и при том обильно. П. Пашков был заядлый рыбак. Весной 1987 г. П. Пашков и его знакомый Борис Бисеров пошли на рыбалку на реку Ай и остановились у Катиной ямы. Неожиданно Петя увидел в омуте странную, красивую рыбу, которая смотрела на него завораживающей девичьей улыбкой.

Смотри, рыбка смеётся! – захохотал Петя и показал на неё пальцем своему товарищу Б. Бисерову.

А потом полупьяный П. Пашков как-то слишком быстро и проворно разделся до нижнего белья и нырнул в холодную вешнюю воду. Б. Бисеров не успел остановить его. Вскоре от Пети пошли пузыри. Он утонул, замёрзнув в ледяной апрельской воде.

Позднее Б. Бисеров рассказывал, что он лично он сам никакой смеющейся рыбки не видел. Вероятнее всего Петю затолкали в воду «хмельники» или какие-то другие призрачные волосатые химеры, а уж в свои подводные чертоги его заманила, а потом и затащила силой очаровательная русалка Катя. Тело Пети Пашкова похоронили на Айлинском кладбище, но его душа так и осталась на дне Катиной ямы, где до сих пор живёт одинокая русалка с хвостом рыбы и лицом девушки. Верхнеайцы с горечью рассказывают, что и в наши дни в холодном полумраке омута среди тугих спиралеобразных водоворотов мечется грешная и несчастная душа холостого айлинского парня Пети Пашкова, просится на волю, на свет, к людям, но не в силах этого сделать.

Память об Аверкии осталась ещё в одном географическом названии. Ниже места впадения в Ай Винокурного ключа, на том же левом берегу реки возвышается мощная известняковая скала «Аверкин камень». Возле этой скалы Аверкий обычно рыбачил, встречался с женщинами, вёл с ними тайные беседы и катался на лодке с монашками Воскресенского единоверческого монастыря. Иначе Аверкин камень называют Дезертирским камнем, так как возле него скрывались дезертиры - «Зелёные». «Зелёные» - крестьянские партизанские отряды, действовавшие в годы гражданской войны. Они вели лесную жизнь. Отсюда и название. «Зелёные» воевали как против белых, так и против отрядов Красной Армии, объявляя себя сторонниками демократии. По рассказам старожилов-айлинцев, дезертиры «зелёные» действительно «водились» в районе Аверкиной ямы, Винокурного ключа и этого участка левобережья Ая. По указанной причине и камень (скалу) называли Дезертирским. Частенько дезертиры посещали Аверкину яму, особенно в дожди и большую стужу.

В письме П. Накрякова упоминалась книжечка о делах фальшивомонетчика. Такая книжечка действительно есть. Это один из рассказов Д. Н. Мамина-Сибиряка. К сожалению, наименование рассказа я не запомнил. В нём описаны деяния одного беглого каторжника. События происходили на Среднем Урале и к Саткинскому району никакого отношения не имели.

Сравнительно недавно я обнаружил новый любопытный материал об Аверкиевой пещере - статью Долгова «Путешествие к (святым отцам)», напечатанную в Златоустовской окружной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924 г. Вот что в ней сказано:

«Айлинская молодёжь 15 июня постановила, а 29-го осуществила экскурсию на р. Ай и в Аверкину пещеру.

Пещера эта находится в 6-ти верстах от Айлино, на левом берегу Ая в горах. Спуск в пещеру вертикальный, сажен 10 в глубину.

Ребята создали экскурсионную комиссию, которая запаслась керосином, спичками, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землёй. Придя к пещере, молодёжь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате начала спускаться.

Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина полтора в диаметре, дальше шире и шире.

На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, брёвен и камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. Но вот нашлись «смельчаки».

Привязали их к канату ремнём, устроили сиденье, дали фонарь, топор и спустили. Смельчаки ушли в глубину и голоса их не слышно.

А на глубине примерно 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идёт каменная лестница, дальше обширное каменное помещение, в котором сохранились остатки избушки.

Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, каменная кровать. Ещё сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много разных костей, среди них часть человеческих.

Время берет свое – все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник.

Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он сам выходил, но так, чтобы не видели.

Имел знакомых женщин, которые вместе с ним пребывали «в посте и молитве», а иногда катались на лодке или совершали «святую прогулку» по лесу. Передают, что после смерти «отца Аверьки» там жили фальшивомонетчики, а не так давно скрывались там «зелененькие» и дезертиры.

Если судить по имеющимся внутри пещеры углублениям, заваленным теперь и занесенным илом, то можно предполагать и дальнейшие ходы и выходы. Но, чтобы раскопать, необходимо снарядить специальную экспедицию с кирками и лопатами. Провозившись целый день, просмотрев все «достопримечательности», молодежь поднялась наружу. Спускались человек 20.

Ходили в пещеру врач, учитель, агроном, ячейка РКП, женотдел и молодежь. Главная цель экскурсии - изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».

Интересная статья! Есть о чем подумать нынешним саткинским спелеологам. И еще одна современная загадка.

Примерно в 1978-1980 годах около Аверкиной ямы поселился какой-то сулеинский мужик – на вид придурок или слегка помешанный. Жил он там около трех лет. Построил возле ключа полуземлянку или избушку в форме шалаша, завел небольшой огород, где выращивал картофель. Но этот мужичок был не такой уж простой, а особого сорта «жук», который, видимо, «прошел огни и воды, и медные трубы». Туристы замечали, что он проявлял определённый интерес к пещере. Находили перевернутые камни, какие-то раскопы. Наверное, сулеинский «жук» что-то знал о тайнах Аверкиной ямы. Не исключено, что он искал пещерное золото. Иначе к чему бы ему лесное или горное уединение?! На деятельность мужика обратила внимание милиция, которая вытолкала его с айских берегов. Из этого эпизода можно сделать вывод, что тайны пещеры еще ждут своих разгадок.

Монотонно и гулко стучат в пустоте капли воды, ударяясь о холодные плиты и отсчитывая бесконечное время. В кромешном мраке незримо витают тени прошедших событий, но тайны так и остаются неразгаданными до конца. Пещера еще во многом остается загадочной, как загадочен и фантастичен подземный мир мертвого камня.

Кажется. Аверкиной ямой опять заинтересовались саткинские спелеологи. 12 октября 1991 г. в газ. «Саткинский рабочий появилась статья А. Казановского под названием «Снова Аверкиева яма». Привожу её без сокращения:

«Учащиеся школы № 13 из секции юных спелеологов опять взялись за очистку входного колодца пещеры «Аверкиева яма». Входной колодец завален стволами деревьев, которые бросают туда горе-туристы. Но не только экологическую цель преследуют ребята. Дно входного колодца находится под настилом из брёвен, веток и земли, среди брёвен попадаются сбитые коваными гвоздями, такие гвозди сейчас не делают. Недавно извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служившее жёлобом для стока воды. Всё это позволяет предположить, что избушка Аверкия (или какой-то настил) находились непосредственно в колодце. В пещеру предстоит совершить ещё не одну экспедицию по очистке. Но даже если мы не добавим ничего нового к существующей легенде, мы просто сделаем эту пещеру более безопасной для посещения спелеологами, так как торчащие стволы и ветки уже однажды послужили причиной травмы, а этого не должно быть. А. Казановский. Руководитель секции».

Книга "Горное сердце края. Исторические, культурные, природные достопримечательности Саткинского района" — Челябинск
Издательство «Рифей», 1994 г.

Ты ведь живешь в Айлино, конечно, знаешь про Аверкину яму . Просьба у меня к тебе как к краеведу: составь план и сделай описание пещеры, собери рассказы о ней. — С таким предложением обратился ко мне, молодому тогда еще парню, недавно пришедшему из армии, директор Саткинского музея Дмитрий Иванович Вахрушев. И пояснил просьбу: — Видишь ли, люди часто спрашивают про нее, очень уж много бродит всяких побасенок.

Аверкина яма изнутри


Было начало апреля 1966 года, когда я с добровольными своими помощниками, десятиклассниками Володей Трапезниковым и Сашей Ефремовым, приступил к обследованию Аверкиной ямы. Когда мы подошли, края колодца были покрыты кристаллами инея, из глубины тянуло влагой. Двумя бревнами мы перекрыли провал, соорудили настил из досок, начали опускать самодельную плетеную лестницу. 10 метров... 12... 15... Лишь на 20-м метре наша лесенка дала знать, что достигла чего-то. Закрепили ее, я начал спускаться.



Метров через пять оказался уступ. Стало сумрачно, включил фонарь. Светлое пятно неба уже еле проглядывало над головой. Стены чуть поблескивали от капель воды. Прошло еще несколько минут, пока ноги не ощутили опору. Включил сразу два фонаря, огляделся. Следом за мной спустились и помощники-ребята.

Впереди бревенчатый завал, — сказал Володя, бывавший здесь ранее. — Смотри, сколько бревен, жердей! Как замусорили пещеру.

Протиснувшись между скользкими полусгнившими стволами, мы выбрались в первый грот.

Каменная лестница, — сообщил Володя.

Вниз уходили ступени, выложенные из камня. По лестнице мы прошли к южной стене грота, повернули, пошли по каменному коридору.

Первый грот был большим. С его потолка свисали белые сосульки-сталактиты. Кое-где на выступах вниз головой висели летучие мыши. Они завернулись в свои крылья-перепонки, точно в плащи. У мышей еще был сезон спячки. С приходом весны они проснутся и безошибочно найдут дорогу на поверхность.

Поднявшись по лестнице обратно, мы обследовали и западную сторону, куда вела вторая часть грота, прошли невысоким коридором, вышли к подземному озеру. Вода в нем оказалась очень прозрачная, чистая. Но грот дальше сузился и перешел в тесный лаз с двумя боковыми ответвлениями, закончившимися тупиками и щелями.

На обратном пути Володя и Саша нашли в первом гроте кости каких-то животных. При осмотре установили, что среди них есть зубы домашних коз и овец.


На пути к Аверкиной яме

Тайны Аверкиной пещеры-ямы вот уже более ста лет волнуют жителей окрестных деревень — Старой пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой пристани. Пещера находится в трех километрах от Старой пристани на левом берегу реки Ай в лесистом склоне горы. Чуть ниже по течению реки находится Песчаный остров на так называемом Белом броду у бурного переката. Вход в пещеру незаметен, искать его нужно от поймы Ая в 300 м вверх по Винокуренному ключу, которому пещера обязана своим происхождением. Подземная полость интересна по своему устройству. Прямо в склоне горы открывается вертикальный провал размером 2 на 3 м, в который приходится спускаться на глубину 20 м. В пещере, как уже говорилось, два довольно просторных грота. У обоих пол неровный, засыпан обломочным известняком, перемешанным с глиной. В первом гроте есть небольшое мелководное озерцо, во втором — тоже, но оно появляется лишь весной. Его глубина достигает 1,5—2 м, длина около 10 м, ширина — 6 м. Длина второго грота — 24 м, ширина — 12 м, высота — 6 м и выше. Этот грот заканчивается тремя тупиковыми ходами длиной 8—15 м. Оба грота соединяются 12-метровым лазом. Общая длина всех ходов пещеры около 130 м. Наибольшая глубина пещерной полости — 28 м. В пещере сыро, влажность воздуха избыточная. Температура всегда положительная.

Теперь установлено, что пещера названа по имени раскольника-кержака Аверкия, который появился на айских берегах свыше ста лет назад. Он прожил в этой пещере несколько лет, а затем внезапно исчез. Исчезновение это вызвало много кривотолков.

В 1974 году в газете «Саткинский рабочий» было напечатано старинное айлинское предание под названием «Золотая трагедия», в которой события касались и Аверкиной пещеры. Разгорелись горячие споры — правда это или ложь. Спорили все, кто хоть что-то знал или краем уха слыхал о тайнах пещеры, и те, кто совсем ничего не знал.

А вот сравнительно недавно удалось обнаружить любопытный материал о пещере — статью Долгова «Путешествие к «святым отцам», напечатанную в златоустовской уездной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924 года. В ней, в частности, сказано:

«Айлинская молодежь 15 июня постановила, а 29 осуществила экскурсию на реку Ай и в Аверкину пещеру... Ребята создали комиссию, которая запаслась керосином, свечами, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землей.

Придя к пещере, молодежь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате стала спускаться. Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина в полтора в диаметре, дальше шире и шире. На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, бревен, камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно. А на глубине 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идет каменная лестница, дальше обширное каменное помещение... Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, кровать. Еще сохранились железные скобки от двери и жестяная труба. Много костей, среди них и человеческих...

Время берет свое — все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник. Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он и сам выходил, но так, чтобы не видели. Имел знакомых женщин, которые с ним иногда пребывали «в посте и молитве» или совершали «святую» прогулку по лесу».


Долина реки Ай


«Аверкий, скрывавшийся в этой пещере, бежал из сибирской ссылки, — писал мне бывший житель села Айлино Д. С. Чебыкин. — Ему помогали, так же кержаки, местные жители Соснины — снабжали пищей, а тот занимался столярным ремеслом, делал нательные крестики из пещерного «текучего камня». Побывав в пещере в 1910—1911 годах, мы нашли там верстак, обрезки железа. Куда и зачем ушел из пещеры Аверкий, неизвестно».

А вот жительница Айлино Елена Михайловна Шляпина (девичья фамилия Соснина) утверждала другое:

«Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, один глаз выколот. Он был черен лицом и с окладистой бородой. Аверкий был конокрадом и его посадили в тюрьму, но он бежал и скрывался здесь. Братья Савва и Иосиф Соснины сказывали, что Аверкий ушел из пещеры тайком, скитался по лесам, занимался грабежом. Его поймали при угоне лошадей, связали, сдали в полицию. Потом он снова появился в этих местах, айлинские мужики видели его около Винокурного ручья. Он сидел на камне, был худ, бос. С тех пор исчез навсегда».

Чему верить? Было ведь и еще одно мнение, согласно которому Соснины приветили странника неспроста, не по сердечной доброте или общей вере. Согласно этой версии Аверкий привез из Сибири золото, этим-де и заинтересовал богатых мужиков. Утверждалось и то, что одинокий старец был «окаянным прелюбодеем», к нему в пещеру, якобы, хаживали не только вдовушки, но и монашки из монастыря.

Были среди окрестных жителей и такие, что уверовали всерьез, будто золото было спрятано Аверкием в тайном ходу, так как ход был, а после исчезновения этого странного человека оказался замурованным. Поисками заветного клада, похоже, занимались долгое время, но безуспешно. Даже автор этого очерка находил в пещере погнутый лом и заржавленную лопату. Это ли не свидетельство поисков? В наше время золото, конечно, уже никто не ищет, но найти засыпанный ход спелеологи и туристы пытались еще не раз.

Итак, как видим, все то же — слухи, предположения. Тогда, в июле 1924-го, в пещере побывали учитель, врач, даже «ячейка РКП, жентодел», не говоря о комсомольцах. Но, как признает газета, «главная цель экскурсии — изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья».

Так что же выяснилось из всей этой истории? Ясно что: Аверкий — личность не вымышленная, он жил в пещере один, работал там, вероятно, скрывался от властей, его поддерживали Соснины, а затем он почему-то исчез. Все это было в конце прошлого века. Такая вот история отшельника, которого кто-то даже поспешил назвать «уральским Распутиным».

Уже в начале 90-х годов учащиеся школы № 13 взялись за очистку входного колодца пещеры Аверкиева яма. Входной колодец, как говорилось, завален стволами деревьев. Но не только экологическую цель преследовали ребята. Дно входного колодца находится под настилом из бревен, веток, земли и среди досок попадаются кованые гвозди, таких сейчас не делают. А как-то извлекли бревно с выдолбленной сердцевиной, явно служило желобом для стока воды. И кто знает, что там еще удастся обнаружить?