Катастрофа A320: все, что известно о пилоте-самоубийце Андреасе Лубитце. Пилоты-самоубийцы: И до Андреаса Любица лётчики разбивали пассажирские лайнеры из-за личных проблем Аварии самолетов из кабины пилота

"взлет, последующий полет и падение воздушного судна в море". Кроме того, эксперты уже смогли расшифровать запись речевого самописца с погибшего борта Минобороны - на нем один из пилотов кричит "закрылки, с*ка!", а другой "командир, падаем!".

Следователи пока не сообщают, при каких обстоятельствах очевидец смог снять трагическое видео катастрофы, однако эксперты предполагают - это был либо сотрудник береговой охраны, либо аэродмобной службы, решивший запечатлеть красивое зрелище взлетающего лайнера. Подобных видеозаписей много на Youtube - когда очевидцы снимали взлет или посадку самолета, которые внезапно заканчивались катастрофой.

Так же СК заявил, что уже были "найдены и допрошены несколько "новых очевидцев авиакатастрофы".

"Помимо этой видеозаписи также изъяты записи посадки Ту-154 в международном аэропорту Сочи, последующего руления к месту стоянки и прохождения пограничного контроля его пассажирами",- заявили в следственном комитете.

Также авиационные эксперты уже не только изучили состояние речевого бортового самописца с Ту-154 Министерства обороны РФ, но и смогли расшифровать запись на нем. Как рассказал Life источник, близкий к следствию, пленка в "черном ящике" не была повреждена ни ударом, ни водой.

"Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: "Закрылки, с*ка!". А затем звучит крик: "Командир, падаем!", - процитиовал он последние слова пилотов Ту-154.

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-мое!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

КОНЕЦ ЗАПИСИ

"Расшифровка чёрных ящиков предварительно показала, что перед крушением в Ту-154 сработал датчик превышения угла атаки",- добавляет Life.

"У экипажа во время набора высоты возникли какие-то проблемы со взлётно-посадочной механизацией. Закрылки управляют движением самолёта по вертикали на малых скоростях. В выпущенном состоянии они увеличивают подъёмную силу крыла. Положение закрылков важно как при взлёте, так и при посадке. В чём именно выражались проблемы у Ту-154, пока сказать нельзя. Возможно, это была ошибка пилотов при управлении механизацией, а может быть, и несинхронная уборка механизации",- говорят собеседники издания.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию, а самолёт шёл с большим углом тангажа. В итоге произошло его сваливание с эшелона во время манёвра вправо",- заявил собеседник Лайфа.

"Вероятно, причиной катастрофы Ту-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности экипажа управлять машиной. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера",- заявил источник в ГВСУ.

Второй же самописец, записывающий параметры полета также был найден, но пока еще не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил для расшифровки.

Life также цитирует мнение заслуженного лётчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, расшифровывающего крик про "закрылки" и рассказавшего про неуправляемость самолета.

"Получается у одного крыла подъёмная сила большая, а у второго маленькая, естественно, самолёт будет переворачивать. Если закрылки не убираются или убираются неравномерно, тогда возникают очень мощные кренящие моменты и управлять самолётом очень тяжело",- пояснил пилот.

Самолет Ту-154 Министерства обороны в момент катастрофы пытался совершить маневр вправо и летел с задранным носом, сообщил ТАСС источник в силовых структурах.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию (в выпущенном состоянии увеличивает подъемную силу крыла). При этом по пока непонятным причинам самолет шел с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 километров в час", - рассказал собеседник агентства.

По словам другого источника, самолет "шел с чрезмерно большим углом атаки, и его болтало из стороны в сторону".

Оба собеседника агентства не исключают, что катастрофа могла произойти по совокупности причин, включая и ошибку экипажа, и неисправность одного из двигателей.

СМИ также сообщают, что спасатели нашли в Черном море большое скопление обломков разбившегося под Сочи 25 декабря Ту-154, а также фрагменты тел. "Объекты находились в воде на участке, шириной от двух с половиной до пяти метров протяженностью 200 метров".

26 декабря ФСБ России установила очевидцев падения Ту-154 в акватории Сочи. Одним из них стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся в момент аварии на катере в акватории Сочи.

По его словам, самолет, вылетевший из аэропорта Адлер, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку. Пограничник пояснил, что положение самолета в воздухе было странным - якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом и был похож на мотоцикл, поставленный его водителем на заднее колесо. В итоге самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул.

"Следует отметить, что расследование продолжается и пока все звучащие версии являются предположительными",- добавляют СМИ.

Ту-154Б-2 Минобороны России, летевший в Латакию (Сирия) потерпел крушение утром 25 декабря вскоре после вылета из Сочи, где он приземлялся для дозаправки. Погибли все 92 человека, находившиеся на борту: восемь членов экипажа и 84 пассажира - ансамбль имени Александрова во главе с художественным руководителем Валерием Халиловым, журналисты трех телеканалов, представитель благотворительной организации, военнослужащие и чиновники.

Ранее СМИ уже цитировали аудиозапись переговоров пилота погибшего в Сочи Ту-154 с диспетчером Черноморского центра организации воздушного движения Юлией Самодуровой - видео со звуком было опубликовано на сайте youtube.com пользователем sersed21 . В радиообмене на борту взлетевшего лайнера не происходит никаких внештатных ситуаций, экипаж и техника работают в штатном режиме, голоса у пилотов спокойные.

Через 1.5 минуты после взлетадиспетчеры по очереди пытаются связаться с экипажем 85572, однако те больше не выходят на связь.

Командующий ВВС Польши Анджей Бласик до момента крушения самолета 10 апреля 2010 года находился в кабине с пилотами и настаивал на посадке судна, несмотря на неподходящие условия.

Кроме того, попытки давления на экипаж оказывал глава протокола польского МИД, который сказал капитану: «Мы будем пытаться (совершить посадку — ред.), пока не получится» за 15 минут до крушения самолета.

СМИ также отмечают, что пока капитан и экипаж самолета решали, приземлиться им или нет, их отвлекали люди, которые заходили или выходили из кабины пилотов. На записи слышно, как человек, находившийся в кабине пилотов или поблизости, спрашивает другого: «Что это?» Тот отвечает: «Пиво, а ты что, не пьешь?». Две минуты спустя бортпроводница обращается к кому-то с вопросом: «Желаете ли выпить что-нибудь?», на что ей, как передает «Интерфакс », ответили восторженным «да».

Ниже представлены выдержки из записи с черных ящиков, опубликованные RMF FM.

— Когда начинаются эти торжества?
— Через час? — отвечающий не уверен в том, что говорит.
— Не знаю, но если мы не спустимся до минимума, эти рыбки не прыгнут, — частично непонятное высказывание командира самолета. (В рубрике «заметки» эксперты добавляют: «нервозность в голосе, легкое заикание»).
— Они должны там быть!

— Бася!! Выглядит не очень, появился туман. Неизвестно, приземлимся ли мы! — обращается командир самолета к главе персонала.
— Да? Они не успеют.
— Sorry!
— Они должны там быть!
— А если мы не приземлимся, тогда что? — спрашивает посторонний голос.
— Команды нет, — обращает внимание голос «третьего лица», записанный немного тише.
— Тогда уйдем, — отвечает второй пилот.
— Подождем полчаса. У нас нет времени, — добавляет капитан.
— Жарко будет! — говорит позднее навигатор. Заметка к этому высказыванию объясняет: «в смысле, что будет горячая обстановка».

Третьи лица и шум в кабине. На протяжении всей последней фазы полета в кабине звучат призывы к третьим лицам соблюдать тишину. Слышно слабое «Тихо там».

В кабине пилотов впервые появляется присутствующий до конца полета предположительно главнокомандующий ВВС Польши. Экипаж ведет разговор с пилотами Як-40 , который приземлился в Смоленске. Сообщение о нахождении облаков на высоте 50 метров и видимости в 400 метров вызывает беспокойство.

В кабине звучит вопрос:
— У них было так же?
— Нет, у них получилось, — отвечает второй пилот.
— Видишь! — отмечает «третье лицо».
— У нас проблема!

Разговор командира самолета с главой протокольной службы:
— Господин директор, появился туман. При таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но скорее всего ничего из этого не получится. Следовательно, прошу обдумать что будем делать дальше.
— Будем пытаться, пока не получится.
— Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится.
— Значит у нас проблема!
— Можем полчаса повисеть и уходим на второй запасной.
— Какой запасной?
— Минск или Витебск.
— Тогда может в Минск.
— Господин директор, давайте вернемся.

Во время подготовки к подходу в сложных условиях микрофоны в кабине регистрируют:
— Пошел отсюда!
— Да.
— Иди.
— Спроси Артура (из экипажа Як-40), плотные ли тучи, — просит капитан.
Второй пилот докладывает, что плотность облаков составляет 400–500 метров.
— Такая плотность?! — спрашивает навигатор.
— Ну такая! — подтверждает второй пилот.
— Это издевательство! — утверждает кто-то, после чего второй пилот выходит на связь вновь и проверяет данные.
— Судя по тому, как было у нас, на 500 метрах мы были над облаками, — отвечает Як-40
— Значит, бух, — констатирует бортинженер.

Самолет президента Польши Леха Качиньского . Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где захоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году.


По итогам расследования было установлено, что причиной крушения стало непринятие экипажем самолета в условиях плохой видимости. Также сыграло свою роль отсутствие должной реакции и необходимых действий экипажа при многократном срабатывании системы предупреждения о сближении с землей.

Спустя двое суток после крушения самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwings во французских Альпах появились сообщения о том, что лайнер мог быть уничтожен намеренно. Когда командир корабля отлучился из кабины, второй пилот заблокировал дверь изнутри и направил самолёт вниз, не обращая внимания на предупреждения диспетчеров и срабатывание аварийных систем. Между тем в истории авиации уже были случаи, когда катастрофу провоцировали сами лётчики. И всё же по количеству жертв крушение в Альпах - одно из самых страшных.

Спустя двое суток после крушения Airbus A320 бюджетной авиакомпании Germanwings во французских Альпах начала вырисовываться картина того, что в действительности происходило в кабине пилота за некоторое время до катастрофы. Когда командир воздушного судна на минуту вышел, второй пилот заблокировал дверь и самовольно начал резкое снижение лайнера. Такие действия можно расценить как намерение уничтожить самолёт. Об этом на пресс-конференции заявил прокурор Марселя Брис Робен. Выводы сделаны на основе данных, полученных в результате расшифровки чёрных ящиков.

Как сообщается, командир пытался вернуться в кабину, однако сделать этого не смог. На аудиозаписи речевого самописца слышны попытки выломать дверь, попытки диспетчера связаться с экипажем, предупреждения электронных систем самолёта о возможности крушения. Второй пилот не произнёс ни слова, однако его нормальное дыхание слышно вплоть до столкновения с землёй.

Уже известно имя второго пилота - это 28-летний гражданин Андреас Любиц. В списках разыскиваемых террористов он не значился. Как заявил глава правления компании Lufthansa Карстен Шпор, Любиц прошёл все медицинские тесты, экзамены и испытания и был пригоден к полётам без каких-либо оговорок. Знакомые и соседи рассказали, что он был симпатичным, застенчивым человеком, посещал местную лётную школу и не имел других хобби, кроме пилотирования. По их мнению, он не мог совершить такое ужасное преступление, как осознанное уничтожение пассажирского самолёта. 24 марта Любиц сел в кресло второго пилота, аэробус вырулил на полосу и взлетел, взяв курс из Барселоны в Дюссельдорф.

Пассажиры на борту, видимо, до последнего не осознавали приближения конца. «Крики начались перед самым падением, в самые последние моменты», - заявил прокурор Марселя. Катастрофа во французских Альпах стала самой крупной во Франции за последние 15 лет. Погибли 150 человек: 144 пассажира и 6 членов экипажа. Это крушение стало и самым страшным по количеству жертв среди авиакатастроф, произошедших по злому умыслу пилота.

А были и такие. Вот только некоторые из них.

Не представлял жизни без неба

В 1999 году в результате действий самоубийцы был уничтожен почти весь воздушный флот авиакомпании Air Botswana. Пилот по имени Крис Фатсве угнал самолёт ATR-42. Почти два часа он кружил над лётным полем, угрожая по рации покончить жизнь самоубийством, направив самолёт на лётное поле и здание терминала.

Люди, находившиеся в аэропорту, были срочно эвакуированы. Власти во главе с командующим вооружёнными силами страны начали переговоры с Фатсве, пытаясь убедить его посадить самолёт. Однако пилот угрожал врезаться в здание, где находился офис авиакомпании Air Botswana. Он потребовал вызвать на переговоры вице-президента, других требований Фатсве не озвучил.

Как выяснилось позднее, он был отстранён от полетов по состоянию здоровья. По сообщениям некоторых , лётчик ранее не раз намекал своему руководству, что собирается покончить с собой. Другой пилот сообщил Agence France Press, что из-за недостаточных мер безопасности проникнуть в лайнер на лётном поле и угнать его сложности не представляло.

Когда в воздухе у ATR-42 Фатсве закончилось топливо, он направил самолёт вниз, на лётное поле, где в тот момент находились ещё два таких же воздушных судна. В результате все три самолёта были уничтожены. У компании остался всего один самолёт, технически неисправный. Единственной жертвой авиакатастрофы стал сам Крис Фатсве.

Застраховал жизнь и покинул этот мир

Ещё одно крушение, причиной которого могло стать желание одного из пилотов покончить с собой, произошло 19 декабря 1997 года. Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс MI185 из Индонезии в Сингапур. Находясь на высоте 10 тыс. метров, борт по невыясненным причинам перевернулся, перешёл в практически вертикальное пикирование и упал в реку Музи в окрестностях Палембанга. Погибли 104 человека: 97 пассажиров и 7 членов экипажа.

Расследованием занимались Национальный комитет по безопасности на транспорте (NTSC) и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). Как выяснилось, бортовые самописцы перестали фиксировать происходящее на борту воздушного судна за 6 минут до начала снижения. Технических неполадок до момента крушения у самолёта выявлено не было.

Cледствию не удалось обнаружить признаков сбоя электропитания, приводящего в некоторых случаях к нарушению работы самописцев. Это указывало на их преднамеренное отключение одним из членов экипажа.

В качестве причины была выдвинута версия о заклинивании руля направления. Однако даже если бы такое произошло, самолёт начал бы переворачиваться, но не пикировать. Была проведена серия испытаний на авиационном тренажёре с целью моделирования поведения упавшего Boeing, совпадающего с показаниями радара. В результате наиболее точного повторения маршрута падения удалось добиться только при намеренном переводе самолёта в пикирование.

Проведённый психологический анализ личностей командира воздушного судна и второго пилота позволил следователям предположить, что виновником катастрофы мог быть 41-летний Цу Вай Минг. Он был очень опытным пилотом, проработал в авиакомпании 5 лет и налетал 7173 часа.

Как выяснилось, незадолго до катастрофы у Цу Вай Минга возникли финансовые трудности - его долги составили $1,2 млн. Он застраховал свою жизнь на $600 тыс., причём страховка должна была вступить в силу в день его гибели. Есть предположение, что Цу Вай Минг отключил бортовые самописцы лайнера, обманным поручением вынудил второго пилота покинуть кабину, после чего направил самолёт к земле.

На повороте с Новорязанского шоссе к Степановскому - полицейский блокпост. «Гражданские» машины разворачивают. Пропускают только технику МЧС , микроавтобусы Следственного комитета, легковушки полиции и кортежи начальников разного уровня. В село - а до него от трассы почти 2,5 километра - только пешком. Впрочем, на въезде в Степановское и без «гражданских» авто жуткая пробка. Автобусы с сотрудниками МЧС, тягачи, привезшие снегоходы - до места, где лежали крупные обломки самолёта , можно добраться только на них.

На место крушения Ан-148 пытаются прорваться родственники погибших, чтобы искать своих под снегом

Сюда по-прежнему стягивают спасателей со всей области, - рассказал корреспонденту «КП » один из сотрудников МЧС. - Работать будем всю ночь. Поиск тел и фрагментов Ан-148 с наступлением темноты не прекращают. Всю ночь будем работать?

x HTML-код

Что известно спустя сутки после крушения Ан-148. С момента крушения самолёта Ан-148 в Подмосковье прошли уже сутки. Рассказываем всё важное, что стало известно об авиакатастрофе за минувшие 24 часа.Александра ЛЯБИНА

Видишь? - кивает другой сотрудник. В этот момент в пробку утыкается пожарная машина, которая тащит за собой полевую кухню. - Мы здесь надолго...

Местные жители рассказывают, что самолёт чудом не рухнул на жилые дома. Максим Битюков из Степановского рассказывает, что в момент катастрофы был как раз на окраине деревни.

Я в доме был. Вдруг услышал звук, как-будто, знаете, сверхзвуковой самолёт летит, гул такой. И вдруг, громкий хлопок, взрыв. Выскочил на улицу и увидел столб дыма. Надел сапоги и туда. Там поле, глубокий снег, далеко не пройдёшь. Метрах в 500 от края села я видел обломки кабины.

x HTML-код

Очевидец о крушении Ан-148: Сначала звук реактивного самолёта, потом громкий хлопок и столб дыма. В окрестностях подмосковного села Степановское продолжают собирать обломки пассажирского бортаАлександр РОГОЗА

- Тела пилотов там были?

Нет, тел я не видел. Насколько я понял, части этого Ана раскидало на большой территории. Наверное, люди вываливались в воздухе... Днём ведь ещё снег шёл. Кабину издалека было видно, потому что она большая. Боюсь, мелкие фрагменты и людей очень быстро могло запорошить снегом.

Источники в МЧС также обращают внимание на эту проблему: после обильного снегопада нужно будет обследовать и очистить от снега огромную территорию. В темноте это делать очень сложно.

Сейчас спецтехника прокладывает дорогу, чтобы к обнаруженным фрагментам можно было доставить авиаэкспертов, следователей и криминалистов, - рассказал наш источник.