Авиационное предприятие. Авиационные заводы и производители авиационной техники Виды авиационных предприятий

В современном обществе существует несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров, а также разной естественной средой их эксплуатации. Транспортная система России - большой и сложный экономический комплекс, размещенный на всей территории страны. В него входят: сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный.

Понятие "воздушный транспорт" существует как альтернатива наземным и водным видам транспорта, использующим иную среду для перевозок. Перед другими видами транспорта воздушный имеет определенные преимущества: высокую скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстроту организации воздушного сообщения; высокую маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям. Особую роль воздушного транспорта определяют также регулярность и универсальность перевозок независимо от времени года и климатических условий, высокие провозные возможности воздушных судов.

"Термин "воздушный транспорт" широко используют на практике, обозначая им транспортную деятельность, осуществляемую в воздушном пространстве с использованием в качестве подвижного состава воздушных судов" . Для обозначения деятельности в воздушном пространстве традиционно применяется термин "авиация".

Деятельность в области авиации имеет различные цели, задачи и средства ее осуществления. Одной из наиболее значимых целей авиационной деятельности является деятельность, направленная на удовлетворение интересов и нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, защите их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки. Данная цель реализуется посредством использования гражданской авиации, которая в свою очередь подразделяется на авиацию общего назначения, используемую на безвозмездной основе, и коммерческую гражданскую авиацию. Основным предназначением коммерческой гражданской авиации является осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Под воздушной перевозкой понимается "транспортное перемещение в воздушном пространстве груза или человека, осуществляемое посредством движения воздушного судна по установленной воздушной линии (трассе)".

Традиционно различают два основных вида воздушных перевозок - внутренние и международные. Под внутренней воздушной перевозкой понимается воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Международной признается воздушная перевозка, при которой место определения и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены соответственно либо на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Внутренние воздушные перевозки, в свою очередь, могут быть регулярными и нерегулярными; межрегиональными и внутрирегиональными, а также деловыми и корпоративными.

Регулярные воздушные перевозки - перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, то есть на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, то есть на рейсах, выполняемых дополнительно к расписанию по датам и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс. Нерегулярные воздушные перевозки - перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, то есть на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком и авиапредприятием или прочим эксплуатантом.

Межрегиональные воздушные перевозки - внутренние воздушные перевозки (регулярные - по расписанию и чартерные) по установленным воздушным линиям между пунктами, расположенными в регионах, закрепленных за различными региональными управлениями Федеральной авиационной службы (ФАС) России (в настоящее время - Федерального агентства воздушного транспорта РФ). Внутрирегиональные воздушные перевозки - внутренние воздушные перевозки (регулярные - по расписанию и чартерные) по установленным воздушным линиям между пунктами, расположенными в регионе, закрепленном за одним региональным управлением ФАС России.

Деловые перевозки - чартерные воздушные перевозки по заказам юридических и физических лиц, выполняемые на специально оборудованных гражданских воздушных судах с числом пассажиров до 15 человек. Корпоративные перевозки - воздушные перевозки, выполняемые владельцем воздушного судна (эксплуатантом) на некоммерческой основе (для удовлетворения собственных нужд и потребностей без получения коммерческой выгоды).

Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные воздушные перевозки на две категории: регулярные и нерегулярные.

Регулярные воздушные перевозки осуществляются посредством регулярных полетов специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. При этом, после того, как государство назначило авиапредприятие для полетов по договорным линиям, оно должно сообщить об этом в письменной форме другому участнику соглашения. Последний, в свою очередь, нередко обязан предоставить такому авиапредприятию эксплуатационное разрешение на полеты при условии, если согласованы вопросы расписания и тарифов.

Совет Международной организации гражданской авиации "в 1952 г. определил регулярные международные воздушные перевозки как серию полетов, которые осуществляются через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства воздушными судами с целью перевозки пассажиров, груза и почты за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при их осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же двумя или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии" .

Нерегулярные международные воздушные перевозки - "воздушные перевозки, осуществляемые посредством нерегулярных (эпизодических, разовых) полетов, то есть иных, чем регулярные, выполняемые по расписанию с определенной частотой между определенными пунктами. Наиболее распространенный вид нерегулярных воздушных перевозок - чартер воздушный". "Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях".

Международные воздушные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ - перевозки, выполненные на международных рейсах в эти страны и между этими странами, т.е. на рейсах состоящих из одною иди нескольких международных этапов полета. При этом, при наличии на международном рейсе внутреннего этапа полета, этот этап считается как международный. Под этапом полета понимается полет воздушного судна с момента взлета до момента следующей посадки на данном рейсе.

Международные перевозки между Россией и странами СНГ - перевозки, выполненные на рейсах в эти страны, а также между этими странами. При наличии на международном рейсе в страны СНГ внутреннего этапа полета данный этап считается как международный со странами СНГ. В случае выполнения рейса с посадками как на территории стран СНГ, так и на территории других зарубежных стран за пределами СНГ, данные перевозки считаются как международные между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ.

Воздушные перевозки осуществляются субъектами авиаперевозочной деятельности, имеющими различный правовой статус. Воздушный кодекс установил понятия авиационного предприятия, эксплуатанта и перевозчика.

Авиационное предприятие - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие это воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Перевозчик - эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Как следует из вышеприведенных определений субъектов авиаперевозочной деятельности, авиационное предприятие выступает в качестве родового, обобщающего понятия, поскольку при наличии соответствующих лицензий и сертификатов может осуществлять свою деятельность и в качестве эксплуатанта и в качестве перевозчика. При этом к числу авиационных предприятий могут быть отнесены только коммерческие эксплуатанты гражданской авиации, осуществляющие деятельность на возмездной основе.

Основным отличительным признаком эксплуатанта от перевозчика является различный характер их деятельности. Эксплуатант, не имеющий соответствующей лицензии, наделен правом осуществлять только некоммерческие (корпоративные) перевозки либо иную некоммерческую деятельность в области авиации, предусматривающую эксплуатацию воздушных судов. Согласно ч.5 ст.9 ВК РФ наличие лицензии в данном случае необязательно.

В соответствии с приложением № 2 к приказу Федеральной авиационной службы от 18 марта 1998 г. № 74 "О введении в действие дополнительных лицензионных требований" субъекты авиаперевозочной деятельности классифицируются по следующим основаниям:

  • а) авиаперевозчики - авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов;
  • б) авиаперевозчики - авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов; в) авиаперевозчики местного значения; г) авиаперевозчики деловой авиации;
  • д) эксплуатанты корпоративной авиации.

Авиаперевозчики - авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов (федеральные авиакомпании) - авиаперевозчики, выполняющие весь объем регулярных перевозок на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья, большую (свыше 70%) часть регулярных перевозок в страны СНГ и межрегиональных перевозок, а также международных.

Авиаперевозчики - авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов (региональные авиакомпании) - авиаперевозчики, выполняющие только межрегиональные регулярные перевозки и чаек, регулярных перевозок в страны СНГ, а также международные и внутренние чартерные рейсы.

Авиаперевозчики местного значения (местные авиаперевозчики) - авиаперевозчики, выполняющие только внутрирегиональные перевозки и часть межрегиональных перевозок на воздушных судах 3-4 класса.

Авиаперевозчики деловой авиации - авиаперевозчики, выполняющие деловые перевозки. Эксплуатанты корпоративной авиации - эксплуатанты, выполняющие корпоративные перевозки.

Классический менеджмент определяет цель как желаемое состояние системы или результат ее деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени. В целях должна найти отражение перспектива развития системы. Цели деятельности социально-экономической системы в значительной степени определяются условиями внешней среды. Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели представляют собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время.

Рис.4. Динамика изменения ВВП РФ за 2005- 2008 годы и прогноз изменения на 2009-2010 годы.

Они точно объясняют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать. Они направляют внимание и энергию на то, чего нужно добиться.

Можно выделить восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства на определенном рынке или его сегменте, увеличение доли рынка компании, укрепление конкурентного статуса компании.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса, развитием производства новых товаров, применением новых технологий.

3. Производительность. Более эффективно то предприятие, которое обеспечивает производство продукции по более низкой себестоимости. Для любой фирмы важны такие показатели, как производительность труда, энергоемкость, ресурсосбережение.

4. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов, и формулируются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности, снижения зависимости предприятия от одного источника сырья.

5. Прибыльность. Эти цели связаны с достижением определенного уровня рентабельности, обеспечением заданного уровня прибыли, как правило, выражены количественно.

6. Управленческие аспекты. Обеспечение эффективного менеджмента – цель любой организации, ориентирующейся на долгосрочную перспективу. Привлечение к работе выдающихся менеджеров, формирование соответствующей организационной культуры, создание систем управления для деятельности в условиях непредвиденных ситуаций – лишь некоторые из тех факторов, которые влияют на эффективность управленческого процесса.

7. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением определенного уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации.



8. Социальная ответственность. В настоящее время большинство экономистов признают, что отдельные фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепринятых ценностей.

Цели авиакомпании формулируются и устанавливаются на основе ее миссии, определенных ценностей и целей собственников, а также высшего руководства предприятия. Формализованным образом цель авиакомпании может быть записана в виде вектора задач, элементами которого являются количественные показатели, выполнение которых в совокупности может трактоваться как реализация миссии, например, объем прибыли, рентабельность продаж.

В общем случае цели должны обладать следующими характерными свойствами.

1. Конкретности и измеримости. Выражаясвои цели в конкретных и измеримых формах, руководство создаетфиксированную систему отсчета

для последующих решений и оценки не только качества работ по оказанию транспортных услуг, но и ходареализации контрольных функций.

2. Ориентированности во времени и фиксированности горизонтапланирования.Долгосрочные цели могут иметь горизонт планирования порядка 5-7 лет,среднесрочные от одного года до пяти лет, краткосрочные - один год.

3. Достижимости. Определение цели, которая превышает потенциальные возможности авиапредприятиялибо из-занедостаточности ресурсов, либо из-заотрицательного действия внешних факторов, можетпривести к переходу авиапредприятия в кризисное состояние и как следствие к катастрофическимпоследствиям.

Необходимо отметить, что множественность целей авиакомпаниидолжна бытьвзаимосвязанной и взаимообусловленной, т.е.действия и решения, необходимые для достижения одной целине должны препятствовать достижению другой цели.

Процесс стратегического планирования можно считать успешным в той степени, в какой высшее руководство авиапредприятий участвует в формулировании обоснованных целей планирования, а также вкакоймере эти цели отражают потенциальные возможности предприятия и являются адекватными по отношению к воздействиям факторов внешней среды.

В общем случае цели отражают стремление руководства авиапредприятия работать в определенномнаправлении и отличаются от большинства решаемых задач, которые представляют собой количественно измеряемые параметры.

По оценке Национальной ассоциации деловой авиации России (НАДА), на начало 2008 года в эксплуатации находилось 224 переоборудованных самолета российского производства. Всего задействовано 7 типов авиалайнеров: Ан-74, Ил-62М, Ил-96-300 (президентские борты), Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42 и относительно новая турбовинтовая модель М-101. Естественно, даже самые новые машины, за исключением М-101 и Ил-96-300, выпущены не позже самого начала 1990-х. Несмотря на то, что для использования в деловой авиации выбираются самолеты со значительным остаточным ресурсом, большинство из них успело порядочно поработать на регулярных линиях, в особенности это относится к наиболее популярным Ту-134 и Як-40, вместе составляющим более 3\4 парка ВС ДА РФ.

Вопрос обновления парка стоит наиболее остро именно перед владельцами, эксплуатирующими машины отечественного производства. Кроме того, многие воздушные суда не соответствуют европейским ограничениям по шумам и эмиссии двигателей, в итоге вход в страны Европы для них закрыт. В плане мероприятий по замене парка на данный момент существует две возможности. Во-первых, это покупка импортной авиатехники. Однако по стоимости на уровне популярных ныне отечественных моделей находятся только "возрастные" бизнес-джеты со вторичного рынка, салоны которых значительно скромнее по габаритам. К тому же в этом случае возникают все те же вопросы - ввозные пошлины, сложности регистрации и техобслуживания. Во-вторых - закупка новой отечественной авиатехники, производство которой сейчас налаживается.

До настоящего периода, корпоративные и VIP-самолеты создавались путем переделки салона из ближнемагистральных и среднемагистральных лайнеров - Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42. Однако сборка новых таких машин для VIP-вариантов не производится, у старых же лайнеров подходит к концу жизненный цикл, переделка их в бизнес-варианты осуществляется все реже. Среди новых проектов в России разработаны только интерьеры класса VIP для семейства самолетов Ту-204 и Ту-214. Кроме того, ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) прорабатывает корпоративные и VIP-варианты на базе машины Sukhoi SuperJet 100. В начале этого года представители ГСС впервые обнародовали планы выпуска бизнес-версии этой машины. ГСС вместе с материнской компанией АХК "Сухой" работает над созданием сверхзвукового бизнес-джета SSBJ (аббревиатура взята от буквального перевода на английский типа самолета - Supersonic Business Jet). Ранее проект носил обозначение С-21. Его макет был выставлен еще в 1999 году на Парижском авиасалоне. Тогда стоимость работ по этому проекту оценивалась в $1 млрд. Но пока проект находится на нулевой стадии проработки. ГСС намерен его реализовать с привлечением зарубежных партнеров, уже ведутся переговоры с рядом ключевых западных производителей бизнес-джетов (в прессу уже просочились слухи о подобных переговорах с Dassault Aviation). Предварительные технические характеристики SSBJ: число мест - от шести до десяти, расчетная крейсерская скорость - до 2 Махов, дальность полета - свыше 7 тыс. км. По оценкам ГСС, SSBJ должен иметь высокую популярность у потенциальных покупателей даже при довольно высокой цене - $50-80 млн за машину.

Иностранные самолеты в парке ДА РФ. По классификации, предлагаемой каталогом самолетов и вертолетов деловой авиации "Planet Jet Guide", в парке самолетов зарубежного производства, которые принадлежат россиянам, можно отыскать машины почти всех классов - бизнес-лайнеры, дальнемагистральные, большие, средние, малые и турбовинтовые самолеты. Отсутствуют лишь сверхлегкие реактивные самолеты - относительно недавно появившийся на мировом рынке сегмент. Безусловный приоритет имеют представители верхнего ценового сегмента - большие дальнемагистральные самолеты и бизнес-лайнеры - модифицированные версии воздушных судов регулярной авиации. Суммарно они составляют 62% парка, 33% приходится на средние бизнес-джеты, на малые и турбовинтовые самолеты - 2% и 3% соответственно. Модели канадского авиастроителя Bombardier Aerospace в российском парке занимают солидные 39%, вслед за канадцами в первую пятерку входит Hawker Beechcraft с 15% (включая модели, произведенные еще British Aerospace и Raytheon Aircraft), далее - Dassault Falcon (14%), Gulfstream Aerospace (11%) и Embraer (8%).

Вертолеты в парке ВС ДА РФ занимают существенную нишу. На конец 2007 года парк вертолетной техники насчитывал около 1960 машин со средним сроком эксплуатации примерно 20 лет. Причем из числящихся в реестре вертолетов летают только 923. Год от года эти цифры постепенно меняются в сторону уменьшения, но пропорция пока сохраняется. Все предыдущее десятилетия операторы предпочитали обновлять парк за счет модернизации существующих вертолетов, нежели закупки новых. Однако этот канал исчерпывает свои возможности.

С 1998 по 2005 г. из всей произведенной в России вертолетной техники в ряды отечественной гражданской авиации поступило всего 12 единиц. В 2006 г., с заказом «Газпромавиа» 14 Ми-8АМТ, наметилась тенденция закупки отечественной вертолетной продукции крупными российскими эксплуатантами. В 2008 году авиакомпания UTair подписала с Улан-Удэнским авиационным заводом контракт на финансовый лизинг 40 вертолетов Ми-171 на замену части устаревшего парка Ми-8Т. Поставка первых 20 машин была намечена на 2008 год. Таким образом, начинает меняться соотношение внутренних поставок российских машин к объему экспорта, который традиционно составлял львиную долю продаж отечественных производителей (главным образом за счет военной продукции, а также модификаций Ми-8 и Ка-32). Если в 2007 г. российские компании выпустили 121 вертолет, то план на 2008 г. предполагает рост объемов производства на 45%, в 2009 году - еще на 25%. Возможно, дальнейшее увеличение темпов роста выпуска продукции связывается с организацией сборочной линии модели по лицензии западного разработчика: в настоящее время ведутся переговоры с AgustaWestland относительно многоцелевого AW139 (взлетный вес 6,4 т). Наиболее обоснованный оптимизм внушают позиции России в сегменте среднего класса, одно из подтверждений тому - выдача EASA в 2007 года ограниченного сертификата летной годности на вертолет Ка-32А11ВС и ожидаемое в этом году получение в EASA сертификата типа.

При этом цены на российскую технику уже приближаются к мировым. Западные производители предлагают симметричный ответ: поставки в Россию вертолетов зарубежного производства растут заметными темпами. UTair подписала с Eurocopter контракт на 15 многофункциональных вертолетов ЕС175 с взлетным весом 7 т, с опционом еще на 15 машин. ЕС175 - новая совместная европейско-китайская программа; ввод в эксплуатацию этой модели запланирован на 2011 г. По количеству заказанных вертолетов UTair опередила таких мировых игроков, как Bristow Helicopters и VIH Helicopters. Одновременно подписан протокол о намерениях с дочерней компанией европейского вертолетостроителя, «Еврокоптер-Восток», о покупке 20 Ecureuil AS350 ВЗ и создании центра ТОиР и центра по подготовке летного состава.

Средний сегмент вызывает более или менее оправданный оптимизм, дела в легком сегменте обстоят намного хуже. Доживают свой век единичные летающие экземпляры Ка-26. Из примерно 550 числящихся в реестре Ми-2 летают не более 120. По оценкам начальника отдела вертолетов ГосНИИГА Николая Осипова, в ближайшие два-три года, после того как выработают оставшийся ресурс двигатели, «двойки» окончательно выйдут из игры: ремонт двигателя неоправданно дорог, а работы по ремоторизации пока не увенчались успехом. Впрочем, экономика эксплуатации Ми-2 ставит под сомнение целесообразность попыток возрождения этой программы. Они предпринимаются только оттого, что никаких альтернатив российский авиапром серийно пока не производит. Разумеется, у западных производителей есть чем заполнить эту нишу. Безусловно, ввозные пошлины несколько сдерживают развитие рынка, однако надежд на их отмену или снижение нет, поэтому будущие владельцы готовы к подобным затратам. Более того, многие владельцы поршневых Robinson R44 постепенно присматриваются к более серьезной технике. Bell делает ставку на BeLL 427 и на новую модель легкого вертолета Bell 429, Eurocopter наблюдает рост спроса на двухдвигательные машины ЕС135 и ЕС145.

По-прежнему остается проблема запрета на полеты над городами, но и в этом отношении в минувшем году наконец забрезжила надежда. В качестве прецедента разрешены полеты над Екатеринбургом. Более того, строительство вертолетных площадок активизировалось на всей территории РФ: строятся площадки вокруг Москвы и в Петербурге, Екатеринбурге, запланированы в Новосибирске, Ленинградской и Тверской областях, Краснодарском крае, Ямало-Ненецком АО. Возможно, это будет способствовать росту спроса и на чартерные вертолетные перевозки, рынок которых пока не развит.

Понятие и факторы размещения предприятий авиационной промышленности

История развития авиационной промышленности началась в начале XX века. В годы Первой мировой войны она развивалась как самая крупная отрасль промышленности. Большего роста авиационная промышленность получила в период 1939-1945 гг. Она является наиболее концентрированной отраслью современной индустрии. Входит в состав военно-промышленного комплекса (ВПК).

Определение 1

Авиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигатели и другое оборудование).

Научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности является основой для развития других отраслей: металлургической, радиотехнической, электротехнической и др.

Замечание 1

Авиационная промышленность имеет большое общеэкономическое и оборонное значение для государства. Современное авиастроение – это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики развитых стран.

В ВПК авиационная индустрия представлена 220 предприятиями и 150 научными организациями. Большая часть их расположена в районе Поволжья и на Урале. На крупных промышленных базах собираются готовые изделия из поставляемых деталей и узлов. Ключевыми факторами размещения производственных комбинатов являются наличие квалифицированных специалистов и транспортная инфраструктура. Разработки и проектирование осуществляется в конструкторских бюро Москвы и Московской области. Кроме строительства самолетов-амфибий. Они разрабатываются в Таганроге. Помимо этого немало важными факторами размещения авиастроительных предприятий считаются отдаленность от границ с другими государствами, обеспечение полной безопасности для населения, а также наличие дешевых ресурсов (электроэнергия, алюминий и др.).

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Замечание 2

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

Замечание 3

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

На территории Росси представлено более 20 крупных предприятий серийного производства, четыре компании опытного и экспериментального авиастроения, авиационные заводы по ремонту техники и по изготовлению различных агрегатов. Самыми крупными заводами считаются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

  • предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск);
  • авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
  • строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство. Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации. Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные цели упорядочивания, регламентирования этапов и процессов производства в жизненном цикле программных комплексов. Подготовка технологии производства программного продукта к сертификации. Разработка системы качества предприятия, ее применение.

    презентация , добавлен 15.10.2016

    Характеристика производства предприятия, направления специализации, выпускаемая продукция. Развитие стендовой службы. Разработка автоматических установок контроля. Реорганизация отделов и секторов. Работа по автоматизации проектирования и унификации.

    отчет по практике , добавлен 07.08.2013

    Разработка рецептуры и технологии производства мясного фаршированного рулета с яйцом и грибами. Оценка качества готового продукта. Анализ органолептических, физико-химических показателей сырья. Пути расширения ассортимента мясных полуфабрикатов в РФ.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Основные этапы формирования и развития фирмы Sega, предпосылки расширения производства игровых продуктов. Разработка первых консолей, оценка их функциональности, ассортимент типы. Современное состояние компании и направления ее деятельности, перспективы.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Характеристика и анализ производства. Ассортимент продукции ООО "Дзержинский пивоваренный завод". Физико-химические, биохимические и микробиологические основы производства. Определение режимов работы оборудования. Сырье, полуфабрикаты и готовая продукция.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2011

    Расчет процессов наполнения, сжатия, сгорания и расширения, определение индикаторных, эффективных и геометрических параметров авиационного поршневого двигателя. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма и расчет на прочность коленчатого вала.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Методика и основные этапы проектирования водозабора, водопроводных сетей, водоводов для водоснабжения предприятия, расположенного в населенном пункте. Разработка технологии очистки, стабилизационной обработки и охлаждения оборотной воды для производства.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2014

    Этапы организации производства и торговой деятельности предприятия общественного питания. Разработка технико-технологической карты и оценка блюд. Архитектурно-строительное и инженерно-техническое решение. Экономическое обоснование проекта сэндвич-бара.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2009

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Об щая характеристика предприятия

1.1 Организаци онно-правовая форма предприятия

Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова одно из крупных предприятий авиационной промышленности, основано оно 14 мая 1927 года.

Организационная форма КАПО им. С.П. Горбунова - государственное предприятие. Учредительными документами является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом (Госкомитетом РТ по управлению гос. имуществом).

Отраслевая принадлежность ГП КАПО им. С.П. Горбунова - предприятие оборонной промышленности. За 70 лет своего существования было освоено и выпущено 34 типа модификаций боевых и гражданских самолетов, таких как АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-6, АНТ-40, Ли-2, Пе-2, Пе-8, Ту-4, Ту-6, Ту-22, Ту-104, Ил-62, Ил-62 м, Ту-22 м, Ту-160 общим числом более 18000 единиц. Среди них первые в мире самолёты «Максим Горький», АНТ-9 и Ту-104.

В целях повышения эффективности производства и обеспечения растущих требований по надёжности и экономичности авиационной техники осуществлена реконструкция существующих и строительство новых производственных участков, провидено совершенствование технологических процессов с использованием нового оборудования и средств механизации.

Построен и введён в эксплуатацию современный производственный корпус, в котором разместилась с соответствующими службами и механизированными складами: агрегатно-сборочные, механические цехи, цехи электронно-лучевой сварки, электро-жгутовой.

В настоящее время предприятие располагает комплексом оборудования для всех видов производств: заготовительно-штамповочного, механического, агрегатно-сборочного, гальванического, композиционного, производство резин и пластмасс, а так же испытательным и лабораторным оборудованием.

1.2 Основные положения устава

1.1. Открытое акционерное общество «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (далее - Общество) учреждено в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. №178-Ф3 путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» в открытое акционерное общество, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 г. №224 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.02.2006 г. №140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-Ф3 «Об акционерных обществах», иным действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Общество создано без ограничения срока деятельности. Общество является коммерческой организацией.

1.2. Наименование Общества:

1.2.1. Полное фирменное наименование Общества

§ на русском языке: Открытое акционерное общество «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова»;

§ на английском языке: JOINT STOCK COMPANY «KAZAN AVIATION PRODUCTION ASSOCIATION named after S.P. GORBUNOV».

1.2.2. Сокращенное фирменное наименование на русском языке: ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова».

1.3. Место нахождения Общества: Российская Федерация, Республика Татарстан, 420036, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1.

Цели и виды деятельности

2.1. Основной целью Общества является извлечение прибыли и наиболее эффективное её использование для экономического и социального развития Общества.

2.2. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами Российской Федерации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами Российской Федерации, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

2.3. Основными видами деятельности Общества являются:

· производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов;

· предоставление услуг по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и восстановлению летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов;

· производство прочих частей и принадлежностей летательных аппаратов;

· деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию;

· прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта;

· деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами;

· управление воздушным движением;

· эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.;

· деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов;

· обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;

· защита сведений, составляющих государственную тайну;

· хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки;

· организация перевозок грузов;

· прочая вспомогательная транспортная деятельность;

· транспортная обработка контейнеров;

· хранение и складирование прочих грузов;

· деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

· строительство спортивных и туристических (прогулочных) судов;

· производство прочей мебели;

· производство прочих изделий, не включенных в другие группировки;

· сдача внаем собственного недвижимого имущества.

2.4. Общество вправе осуществлять любые иные, не запрещенные законом виды деятельности.

Производственная структура предприятия.

Комплекс производственных подразделений организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношением между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия. Производственные подразделения предприятия - цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности, составляют его производственную структуру. Оно предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации природных богатств и техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

В производственных подразделениях изготавливается, проходит контрольные проверки основная продукция, комплектующие изделия, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий в процессе эксплуатации, вырабатываются различные виды энергии для технологических целей.

К подразделениям, обслуживающим работников относятся жилищно-коммунальный отдел, его службы, столовая, здравпункт, база отдыха

С 1996 года производство ТНП объединено в самостоятельное структурное подразделение, что позволило увеличить ассортимент выпускаемых изделий.

К основным цехам относятся:

механические цеха - 2,3,16,33,34,62,67,72,73

сварочный цех - 45

агрегатные цеха - 4,9,48,59,85

цеха защитного покрытия - 29,79

заготовительные цеха - 17,18,37,78

термический цех - 11

цеха, обрабатывающие детали не из металла - 23,26,28,32

кузнечно-литейные цеха - 20,35

Вспомогательные цеха - 10,12,13,15,19,21,22,24,25,31,43,52,54,55, 56,61,68,69,70.95.

Определенное место в структуре занимают складское хозяйство, санитарно-технические устройства и коммуникации.

Особую роль в производственной структуре играют конструкторские и технологические подразделения. В них разработаны чертежи, технологические процессы, проводят экспериментальные опытно-конструкторские работы.

В состав цехов входят основные и вспомогательные участки. Например, в механическом цехе организованы следующие основные участки: токарный, фрезерный, револьверный, шлифовальный, слесарный. Вспомогательным участком является инструментально-раздаточная кладовая.

На предприятие смешанный тип производственной структуры, которая характеризуется наличием основных цехов, организованных как по предметному принципу, так и по технологичному принципу. Например, цеха 1,4,5 и 6 организованы по технологичному принципу, а цеха 2 и 3 по предметному. На производственную структуру влияет ряд факторов:

отраслевая принадлежность предприятия - номенклатура выпускаемой продукции, её конструктивные особенности, используемые материалы, способы получения и обработки заготовок;

простота конструкции и технологичность изделия;

уровень требований предъявляемых к качеству продукции;

тип производства, уровень его специализации и кооперирования;

состав оборудования и технологической оснастки;

универсальное, специальное, нестандартное оборудование, конвейерные или автоматические линии;

централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;

способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в изменённой номенклатуре изделий;

характер производственного процесса в основных и вспомогательных цехах.

Основные пути совершенствования производственной структуры:

поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов;

соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими участками;

постоянная работа по рационализации планировки предприятия;

обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия:

бюро анализа финансово-экономической деятельности;

бюро себестоимости и нормативов;

бюро цен основной продукции (бюро цен 1);

бюро цен прочей продукции (бюро цен 2);

бюро статистического учета и отчетности.

Обязанности между работниками отдела распределяются и регламентируются начальником отдела в соответствии с настоящим положением.

2. Основные направления деятельности

§ производство самолётов гражданского и военного назначения,

§ ремонт и послепродажное обслуживание самолётов гражданского и военного назначения,

§ поставка запчастей для самолётов гражданского и военного назначения,

§ техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и другой авиационной техники,

§ производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления,

§ транспортные услуги,

§ выполнение работ и оказание платных услуг населению и организациям,

§ строительные услуги,

§ другие виды деятельности, предусмотренные уставом объединения.

3. Краткая характеристика итогов деяте льности предприятия в 2010 году

предприятие авиационный устав

В 2010 году объединением передан в эксплуатацию УДП РФ самолет ТУ-214 №64517, 1-ый этап Ту - 214 №64519 ОАО «Концерн радиостроения «Вега», кроме этого сданы в эксплуатацию по ГОЗ для МО РФ самолеты Ту - 160 №704 и Ил - 62М, выполнен этап работ по капитальному ремонту самолета Ту - 160 №504, проведена дефектация и выполнены демонтажные работы на самолете Ту - 160 №703.

В эксплуатирующих организациях проводились необходимые доработки по бюллетеням, поставлялись запасные части.

Всего с начала производства в эксплуатации находится 16 самолётов Ту-214, в том числе:

- пять в ГТК «Россия»

- один в «Красноярские авиалинии»

- пять в «Дальавиа»

- три в «Трансаэро»

- один в УДП РФ

- один в ОАО «Концерн радиостроения «Вега»

Таблица 1

В 2010 г. изготовлено необходимое количество оснастки, продолжается дальнейшее оснащение производства для увеличения выпуска самолётов.

На конец отчётного периода незавершенное производство самолёта Ту-214 характеризуется следующим:

- на летно-испытательном полигоне - 2 самолета (64511, 64520)

- в цехе окончательной сборки - 5 самолётов, (64514, 64519, 64521, 64522, 64524)

- в агрегатном производстве - 3 самолета (64523, 64525, 64526)

- создан задел деталей, узлов и агрегатов для сборки последующих самолётов.

Вместе с тем, сдерживающими факторами наращивания производства самолётов Ту-214 специального назначения по-прежнему остаются:

§ несвоевременное получение объединением технической документации на самолеты Ту - 214 специального назначения;

§ большие объемы доработок в процессе производства самолетов специального назначения;

§ рост затрат на содержание инфраструктуры из-за увеличения цен на энергоносители;

§ высокий рост цен на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, двигатели, рост стоимости 1 самолетокомплекта за отчетный период составляет 6% при фактически неизменных ценах на самолет;

§ содержание мобилизационных мощностей: фактические затраты составляют 92,0 млн. руб., возмещение затрат всего 5,99 млн. рублей;

§ дефицит высококвалифицированных специалистов.

Товаров народного потребления отгружено на общую сумму 26 231 тысяч рублей, в том числе: 238 лодок «Казанка-5М4, 5М7», 23 лодки «Казанка 6М». Темп роста объема отгрузки к 2009 году составил 69,5%.

Причины: В 2010 году было приостановлено изготовление лодки «Казанка 5М4» и начато освоение производства и изготовление модернизированной лодки «Казанка 5М7». Получен временный сертификат на производство 200 лодок. В 2011 году планируется завершить сертификацию.

Численность всего персонала за год уменьшилась на 484 человека, в том числе на 449 человек по промышленному персоналу. Среднесписочная численность за год составила 5 982 чел., в том числе ППП 5874 чел. Среднемесячная заработная плата на одного работающего увеличилась на 3% и составила 15 938 рублей, по промышленному персоналу - 15517 рублей. Задолженности по выплате заработной платы нет.

Объем производства самолётов Ту-214 за период с 2003 года по 2010 год приведен в таблице 1, из которой следует, что в 2010 году произошло уменьшение производства самолётов Ту-214 в условных машинах на 0,35.

В 2010 году сдано два самолета Ту - 214, в то время как, планировалось сдать три. Данный самолет Ту - 214 спец. назначения (второй в серии ПУ) будет передан Управлению делами Президента РФ в феврале 2011 года.

Основная причина переноса сроков сдачи - проведение сертификационных и приемо-сдаточных испытаний первого самолета Ту - 214 ПУ, устранение замечаний по итогам этих испытаний. В связи с чем были внесены изменения в техническую документацию, что повлияло на сроки сдачи 2-го самолета Ту -214 ПУ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая история и характеристика предприятия ОАО "Богословское рудоуправление", его основные цели и миссия. Схема организационной структуры управления. Анализ управленческой, финансово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности предприятия.

    отчет по практике , добавлен 02.11.2010

    Краткая характеристика предприятия ОАО "РОСГОССТРАХ". Организационно-правовая форма, анализ финансовых результатов деятельности. Миссия организации, стратегические задачи, внутренняя и внешняя среда. Коммуникационный процесс. Мотивация персонала.

    отчет по практике , добавлен 10.03.2012

    Краткая характеристика и основные направления деятельности ООО "Вояж-сервис". Организационное построение предприятия и структура аппарата управления. Кадровое обеспечение и заработная плата. Оценка имущественного и финансового состояния предприятия.

    отчет по практике , добавлен 09.06.2013

    Характеристика предприятия. Характеристика деятельности предприятия. Организационные факторы деятельности предприятия. Оценка деятельности предприятия. Анализ кадровой политики предприятия. Принципы отбора кадров оценка и характеристика предприятия.

    отчет по практике , добавлен 24.02.2009

    Характеристика предприятия, организационно-правовая форма предприятия. Характеристика ассортимента услуг. Структура предприятия. Анализ ценовой политики. Анализ финансового состояния предприятия. Анализ отрасли и конкуренции. SWOT-анализ организацции.

    отчет по практике , добавлен 30.09.2008

    Общая характеристика предприятия, его организационно-правовая форма и административная структура. Ознакомление с системой сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий. Изучение деятельности отдела кадров, документов по учету и обязанностей работников.

    отчет по практике , добавлен 15.02.2014

    Общая хозяйственная характеристика предприятия. Процесс создания общей стратегии развития, улучшения существующей системы организации работы предприятия. Роль коммуникаций в деятельности предприятия. Основные пути улучшения деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2010

    Общая характеристика и направления хозяйственной деятельности предприятия, организационно-правовая форма и структура управления. Основные цели и задачи организации, планы и перспективы развития. Функции и полномочия сотрудников различных подразделений.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2013

    Организационно-правовая форма ООО "Колос". Направления коммерческой деятельности предприятия, нормативно-законодательное регулирование. Структура управления и персонал предприятия, корпоративная культура. Условия труда и охраны здоровья работников.

    отчет по практике , добавлен 07.11.2014

    Понятие и основные компоненты корпоративной культуры предприятия. Характеристика ее видов и методов оценки уровня культуры. Организационно-правовая форма и особенности управления ГУП МО "Мособлгаз". Анализ экономических показателей его деятельности.