Путешествие автостопом: плюсы и минусы, правила, отзывы. Автостоп: зачем это нужно. Что нужно взять с собой

И не нарваться на неприятности.

В закладки

В рубрике «Инструкция» TJ рассказывает о том, как подступиться к занятиям, которые в теории вызывают интерес у многих, но на практике порождают много вопросов. В новом материале речь пойдёт о самом бюджетном, но при этом рискованном способе путешествовать, который актуален круглый год.

Что такое автостоп и кто им занимается

Автостоп - это бесплатное движение на попутном транспорте с согласия водителя. В широком смысле слова это не движение, сформировавшее вокруг себя субкультуру, а способ познавать мир и свободно по нему передвигаться, не ограничивая себя стандартными методами путешествий.

Бытует мнение, что автостопом занимаются в основном неформалы. На самом же деле голосующие могут быть разными. Есть действительно специфические ребята, есть профессиональные автостопщики (члены автостопных клубов), любители и те, кто вынужденно оказывается в ситуации, когда нужно добираться на попутках.

Клубы, сообщества, гонки

В России есть организованное движение автостопа, в которое входит несколько разных школ, различающихся не столько по территориальному признаку, сколько по подходу к путешествиям с научной точки зрения.

Первая и самая популярная школа - Петербургская лига автостопа - была основана путешественником Алексеем Воровым, который проехал автостопом больше миллиона километров. Члены этого клуба путешествуют в узнаваемых жёлтых комбинезонах и увлекаются автостопными гонками. Первая организованное сообщество автостопщиков в Москве - это Московская Школа автостопа. Его организовал известный путешественник Валерий Шанин. Одна из самых увлечённых научным подходом к автостопу и систематизации знаний о нем - Академия Вольных путешествий . Её лидер - Антон Кротов.

Есть много клубов и в регионах. Автостопщики в клубах часто тусуются вместе, ездят в путешествия группами, организовывают выезды на природу и гонки. Гонки - это соревнования автостопщиков. Участники гонок едут в команде или по одному заявленному маршруту. Побеждают те, кто доберется до конечного пункта быстрее.

Как подготовиться к самостоятельному путешествию

Перед тем, как отправляться в поездку автостопом, почитайте о способах путешествовать, найдите советы в книгах и , вдохновитесь художественными книгами («В дороге») и фильмами («Дикая», «В диких условиях»), пообщайтесь с опытными автостопщиками. Попробуйте найти себе напарника для путешествия, с ним ездить будет безопаснее и веселее.

Путешествуйте в удобной одежде и обуви. Берите с собой тёплые вещи в любое время года. Некоторые автостопщики советуют выбирать одежду ярких цветов (жёлтый, оранжевый), чтобы быть более заметными на трассе. Если вы собираетесь стопить в тёмное время суток, берите светоотражающие полоски и фонарик. Для вещей лучше всего подойдёт компактный рюкзак.

Возьмите с собой деньги и документы, нужные вам гаджеты, а также сменную одежду, средства гигиены, немного еды и спальник.

Маршрут и дороги

Всем автостопщикам полезно иметь при себе атлас автомобильных дорог. Не стоит рассчитывать только на мобильные приложения, указатели и собственные знания. Бумажный атлас помогает ориентироваться и менять маршрут по ситуации.

Для путешествия автостопом важно заранее определить маршрут, выбрать крупные города-ориентиры и промежуточные пункты с возможностью для манёвров.

При подготовке маршрута важно учитывать не только свой изначальный план, но и то, какие дороги соединяют интересные вам города. Опытные путешественники говорят, что самый короткий маршрут - необязательно самый быстрый. Обращайте внимание на типы автодорог.

  • М - магистральные дороги федерального назначения, соединяющие Москву и крупные города. Это хорошие асфальтированные дороги с большим потоком машин. На них несложно уехать, но некоторая сложность заключается в большой скорости движущегося транспорта.
  • ​А - автомобильные дороги федерального или регионального назначения. Эти дороги похуже магистральных. Они тоже асфальтированные, но поток машин меньше. Тем не менее автостоп вполне возможен.
  • Р - региональные дороги. На деле такая дорога может оказаться как более или менее приличной, с асфальтом или насыпью, так и грунтовкой и даже зимником, где стопить почти нереально.
  • К, Н - дороги местного назначения. Такая дорога может в реальности быть получше иной федеральной, а может выйти так, что этой дороги не будет вообще. Не зная дорогу, не стоит планировать по ней маршрут.

В городе стопить гораздо сложнее. Перед вами часто будут останавливаться таксисты, и даже обычные водители cтанут просить деньги. Поэтому начинайте стопить на выезде.

Один из важнейших моментов в автостопе - это удобная позиция, где водителю будет удобно остановиться. Такие попадаются нечасто, так что ради них не жаль пройти несколько километров пешком, но зато быстрее уехать.

Самые неподходящие и нелогичные для голосования места - на мосту, на эстакаде, в тоннеле, в зоне действия знака «остановка запрещена», на крутом подъёме или спуске и в черте населённого пункта, а также на автобусной остановке (водители машин будут думать, что вы ждёте автобус).

На трассе есть и некоторые особенные точки, с которыми связано снижение скорости или смена направления движения. Это посты ДПС, границы и таможни, перекрёстки и разветвления дороги, железнодорожные переезды, большие дефекты покрытия, светофоры. Позиции перед такими точками очень неудачные, а вот через 20-30 метров после них вероятность остановить машину заметно увеличивается. Если таких точек много, то лучше стать за последней из них. Также удобно голосовать на изгибах трассы, где водители притормаживают.

Хорошая штука для старта автостопного маршрута - так называемая «волна». Это большой поток машин, движущийся из города. Наиболее ярко выражена утренняя «волна» между 7 и 9 утра. Чуть менее заметна вечерняя, в 18-20 часов (при этом вечером многие машины едут в пригород).

С часа ночи до пяти утра количество машин заметно сокращается, но движение всё ещё возможно, если вы выглядите приметно и запаслись фонарём и светоотражающими полосками.

Как правильно голосовать

Многие начинающие автостопщики очень переживают из-за того, как правильно голосовать и держать руку. Некоторые, подражая героям европейских фильмов, поднимают её большим пальцем вверх, другие просто держат руку параллельно земле.

В Европе действительно принято голосовать с большим пальцем вверх. Этот жест записывает вас в ряды автостопщиков. А вот в России делать так совершенно необязательно. Голосуйте как хотите, но помните, что жест должен быть энергичным и уверенным. Не машите рукой, не голосуйте стоя вполоборота, боком или спиной.

Многие автостопщики советуют не стопить всех подряд, а выбирать конкретную машину, которая, по вашим ощущениям, должна остановиться, стопить именно её, смотреть водителю в глаза и надеяться на успех.

Ещё на Западе часто голосуют с табличками. Так делают и у нас. Часто это помогает уехать, потому что водители видят название родного населённого пункта или места, куда едут сами, и понимают, что им с человеком точно по пути. Но не стоит сразу указывать слишком далёкий город. Если вы голосуете под Москвой, не пишите, что собираетесь в Хабаровск - это может отпугнуть водителя.

Как общаться с водителями и вести себя в дороге

Перед тем, как сесть в машину, лучше сразу договориться с водителем обо всех условиях. Расскажите в двух словах, куда вы едете, попросите подвезти. Можно сразу назвать конечный пункт, но добавить, что будете рады просто проехать в ту сторону. Сразу предупредите, что вы путешествуете автостопом (без денег).

Некоторые водители берут к себе автостопщиков в надежде, что те развлекут беседой или отгонят сон. С самого начала попробуйте завязать небольшой разговор: расскажите немного о том, куда и зачем едете, расспросите водителя о местах, по которым путешествуете.

Если водителю нужна помощь, постарайтесь ему помочь: поделитесь лекарствами, едой, полезными вещами, помогите поменять пробитое колесо.

Питание и ночлег

Лучше всего возить с собой небольшой запас продуктов и воды. Это могут быть любые снеки и нескоропортящиеся продукты. Но если вы путешествуете не в глуши, то можете покупать в дорогу всё, что привыкли есть дома. Для путешествий в холодное время года берите с собой горелку с газовым баллоном, чтобы всегда можно было обеспечить себя чаем и горячей пищей.

В городах автостопщики часто ищут вписки. Современный способ вписываться к незнакомым людям в других городах - каучсёрфинг через сайт , где многие люди готовы приютить вас совершенно бесплатно, а часто ещё и показать город.

Как обезопасить себя

В дороге важно мыслить здраво, всё время анализировать ситуацию и придерживаться простых правил безопасности.

  • ​Самая большая опасность в автостопе, как и вообще на дороге, - это авария. Старайтесь не садиться в машину к лихим водителям и пристегивайтесь на переднем сидении.
  • Не спите ночью в машине.
  • Будьте осторожны, если водитель начинает засыпать. Развлеките его беседой, предложите остановиться на некоторое время.
  • Не садитесь в машину к пьяным водителям и сами старайтесь оставаться трезвым.
  • С осторожностью относитесь к тому, что водитель подсаживает других людей по пути.
  • Не возите с собой оружие, но продумайте, что из ваших вещей может на всякий случай служить средством самообороны.
  • Если вы девушка, несколько раз подумайте, действительно ли вы готовы ездить одна и, если что, сама себя защищать. Одевайтесь скромно, чтобы вас не спутали с другими девушками на дороге.
  • Доверяйте своим предчувствиям. Если вам кажется, что не стоит садиться в машину или вы чувствуете, что нужно из неё выйти, сделайте это и поблагодарите водителя.
  • Предупреждайте близких людей о поездке и её примерном маршруте, старайтесь связываться с ними в пути.
  • Возите с собой документы и немного денег. Лучше также взять в дорогу необходимые лекарства.

Как стартовать уже завтра

Достоинство автостопа в том, что таким способом можно начать путешествовать хоть завтра, потому что для этого не нужно покупать билеты, бронировать гостиницы и иметь много денег. Нужно лишь свободное время.

В первый раз лучше путешествовать в тёплое время года и выбирать короткий маршрут по оживлённой трассе (150-200 километров). Будет удобно, если обратно можно вернуться на электричке.

Предупредите близких людей о том, куда вы направляетесь. Оденьтесь удобно, возьмите с собой небольшой рюкзак, положите туда карту, гаджеты, документы, деньги и немного еды. Примерно в 7 утра встаньте на выезде из города в интересующем вас направлении. Выберите правильную позицию и начинайте уверенно голосовать. Когда остановится ваша первая машина, вы поверите в то, что автостоп существует и теперь вы тоже можете свободно путешествовать таким образом.

И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!

Путешествие автостопом: плюсы и минусы? Как путешествовать автостопом? Что взять с собой, как поймать машину и не затеряться на дороге?

Что это такое

В обществе сложилось мнение, что путешествия автостопом придуманы для молодежи и безденежных студентов. Но этот вид отдыха подойдет и более взрослым туристам. Тем более, что размеренный пляжный отдых со шведским столом предсказуем и надоедает уже через несколько дней. Автостопщики получают больше удовольствия от путешествия, к тому же с небольшими ограничениями по сравнению с обычным отдыхом, со свободой передвижения и независимостью от сервиса. Плюс реальная с возможностью окунуться в повседневную жизнь жителей страны (города), в котором оказались.

Нужно учитывать, что путешествовать по миру автостопом можно во многих странах и городах, но при этом нужно учитывать, где это опасно или вообще запрещено и объезжать их стороной. К примеру, на автомагистралях Новой Зеландии такой способ передвижения считается нарушением закона. Также запрещен автостоп в ряде штатов Америки (чаще всего на Восточном побережье) и в Канаде.

Как путешествовать самостоятельно

Собираясь в дорогу, необходимо в первую очередь позаботиться о своей . Поэтому лучше путешествовать вдвоем, причем, пара в идеале должна быть разнополая. Ведь парню в одиночку сложнее остановить машину, а для одинокой девушки это представляет опасность подвергнуться насилию. Кстати, для влюбленных такое путешествие - идеальный способ проверить свои чувства.

Также необходимо тщательно продумать свой маршрут. Установления только первой и конечной точки не достаточно. Необходимо разбить весь путь на множество маленьких отрезков. Остановками могут послужить города или поселки, заправки или отели у дороги. Ориентироваться лучше на те трассы, где ходят фуры. Дальнобойщики часто подбирают путешественников, чтобы не скучать в дороге.

Что потребуется новичкам

Брать с собой надо только самое необходимое. Главное – документы. Если планируется поездка за границу, лучше заранее побеспокоиться о визах. Затем кладем в рюкзак смену белья, небольшую , теплый свитер, непромокаемую накидку, немного еды, спички, фотоаппарат, фонарик, мыло и зубную пасту. Деньги тоже надо взять с собой, ведь путешествие автостопом хоть и считается одним из самых дешевых, расходы все равно будут.

Также стоит взять с собой бумажную карту, на которой отметить предполагаемый маршрут. Это облегчит процесс переговоров с водителем.

Для того чтобы днем остановить попутную машину как можно скорее, придется выбрать более яркую одежду, в более позднее время суток – надеть одежду, на которой нашиты светоотражающие полоски. Только нашивать их лучше не горизонтально, а вертикально – чтобы водители не перепутали путешественника с работниками ДПС. Хотя, конечно, редко какой водитель рискнет ночью взять себе попутчика. Следует также учитывать, что нельзя останавливать транспортное средство перед спуском или подъемом, а также перед мостом и поворотом. Лучше выбирать прямые участки дороги, при этом обочина дороги должна быть широкой, ведь водителю придется съехать с трассы чтобы взять на борт попутчика. Прекрасным вспомогательным средством для остановки машины послужит табличка с названием места, куда планирует добраться турист.

В путешествиях автостопом есть важное преимущество: цена проживания. Останавливаться на ночлег можно в хостеле. Так называются дешевые гостиницы в странах Европы и во многих городах России. в них можно заранее.

Сейчас жизнь автостопщиков значительно облегчилась: появились разнообразные сайты, на которых можно связаться с такими же любителями путешествий и согласовать с ними решение различных вопросов. Есть также сайты, на которых можно заранее выбрать как попутчиков, так и водителей, с которыми можно заранее договориться об условиях поездки. Вот можете посмотреть сообщество автостопщиков в социальной сети Вконтакте.

Главные опасности

Главную опасность при путешествии по развитым странам представляет сам автомобиль. В связи с этим соблюдайте ряд несложных правил:

  1. Ловите машину в подходящих местах;
  2. Всегда пристегивайтесь;
  3. Учитывайте погодные условия и не стойте прямо на трассе;
  4. Одевайтесь ярко (если вы видите машину, не факт, что водитель видит вас).

Также вас могут попытаться ограбить или изнасиловать (если вы девушка). Для избежания подобных неприятностей вам следует позаботиться о своей безопасности заранее и следовать за своей интуицией. Лучше подождать следующую машину, чем садиться к подозрительным типам.

Совет №1: Не садитесь в машину к водителям в не очень трезвом состоянии. Могут возникнуть проблемы как с вашей личной безопасностью, так и с соблюдением правил дорожного движения.

Совет №2: Постарайтесь думать как водитель. Не стойте в тех местах, где вас неудобно подбирать или запрещено останавливаться.

Совет №3: Во время посадки не будет лишним сказать, что вы путешествуете без денег.

Совет №4: Не расслабляйтесь и следите за маршрутом. Мало ли что.

Совет №5: Если вы едете на переднем сидении, то постарайтесь не спать и не уходить в себя. Часто бывает так, что водитель специально берет попутчиков, чтобы отвлечься и поговорить.

Совет №6: Подготовьте таблички, на которых будет крупно написано место название мест, куда вы едете.

Совет №7: Начинайте ловить машину как можно раньше утром. Это с большей вероятностью гарантирует вам прибытие в точку назначения до наступления темноты.

Совет №8: Улыбайтесь и показывайте свое жизнелюбие. Люди любят общаться с теми, кто несет позитив. И уж совершенно точно не стоит жаловаться на свою жизнь.

Совет №9: Когда ловите машину, постарайтесь установить зрительный контакт с водителем. Для этого обязательно снимите солнцезащитные очки и не повторяйте ошибку девушки, которая изображена на фотографии к этому посту.

Первый автостоп: как подготовиться к поездке?

Что такое автостоп? Это специфический вид путешествия, когда вы добираетесь в необходимое место на автомобилях и при этом ничего не платите. Такой способ перемещений выбирают преимущественно люди, которые склонны к авантюрам, безумным поступкам и приключениям. К тому же автостоп помогает избежать расходов на дорогу, познакомиться с новыми людьми (часто местными жителями), послушать интересные истории и получить новый опыт.

Как путешествовать автостопом по Европе?

Большинство молодых людей долгое время не решается на путешествия автостопом в Европу. Они придумывают массу отговорок: страшно, опасно, ненадежно, некомфортно и так далее. Тогда как поехать автостопом по Европе из Украины очень легко. Поверьте, если вы хоть раз попробуете так ездить, потом не сможете остановиться. Поэтому отбрасывайте сомнения и страхи, и планируйте путешествие с учетом автостопа. Итак, с чего же начать подготовку? Европейский автостоп мало отличается от автостопа в Украине, потому если у вас уже есть некоторый опыт - спланировать поездку будет несложно.

Для начала определитесь с маршрутом. Это самый ответственный этап, так как правильно спланированная поездка - залог ее успешного завершения. Посмотрите какие дороги встречаются по пути, какие из них крупные, а какие мелкие. Учтите автобаны, так как стопить на них запрещено. Посчитайте километраж, чтобы спланировать сколько проедете за день и где потребуется остановка.

Помните, что не всегда самый короткий маршрут станет самым быстрым и удачным. Плохие дороги и слабое движение поспособствуют тому, что вы застрянете на одном месте на несколько часов, а то и вовсе не уедете. Тогда как на большой дороге можете поймать машину за считаные минуты.

Автостоп по Европе - это импровизация. Не всегда получается так, как вы запланировали. Но потратив время на изучение дороги, вы в любой непредвиденной ситуации сможете перепланировать маршрут и легко сориентироваться на местности.

Какие вещи для путешествия автостопом по Европе нужно брать с собой в дорогу?

После того как вы спланировали маршрут, изучили дороги и определились с точкой отправления и прибытия, подумайте, что взять с собой в дорогу. Скажем сразу - это минимальный набор вещей! Лучше, если все они поместятся в небольшой рюкзак. Во-первых, носить все придется на себе, а во-вторых, не все водители подбирают путешественников с огромным количеством тяжелых сумок.

Вот список того, что обязательно нужно взять с собой, если вы отправляетесь в путешествие на несколько дней :

  1. Документы и деньги;
  2. Дорожную аптечку (бинт, зеленку, перекись водорода, аспирин, анальгин, антибиотики, что-нибудь от расстройства кишечно-желудочного тракта);
  3. Средства личной гигиены;
  4. Воду и нескоропортящиеся продукты (шоколад, сухофрукты, орехи, галеты);
  5. Фонарик;
  6. Карту автомобильных дорог;
  7. Дождевик.

Если вы собираетесь в длительное путешествие с остановками на природе или подозреваете, что не всегда сможете найти ночлег, к этому списку добавьте :

  1. Каремат, спальник и палатку;
  2. Спички или газовую горелку;
  3. Посуду: кастрюльку, миску, ложку, кружку, нож;
  4. Продукты длительного хранения (каши, вермишель, консервы).

Все остальное - индивидуально и по желанию. Еще раз напомним, что брать нужно только самые необходимые вещи, так как во время поездки автостопом их придется носить на себе.

С кем лучше ехать?

Чем меньше людей с вами, тем лучше! Точнее, тем больше шансов быстро остановить машину. Но, даже если вы путешествуете компанией из нескольких человек, разбейтесь на маленькие группы и устройте между собой небольшое соревнование. Ниже мы перечислили самые распространенные варианты для путешествий автостопом:

  1. Парень и девушка - идеальный вариант. Молодая пара вызывает доверие, потому водители останавливаются чаще.
  2. Две девушки - менее безопасный вариант, но тоже хороший. Шансов быстро поймать машину очень много. Главное соответствующе одеваться и вести себя прилично, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций.
  3. Два парня - сложное сочетание для автостопа. Водители, которые ездят в одиночку иногда опасаются брать взрослых парней, потому если «не идет», лучше попробовать стопить по отдельности (предварительно договорившись о месте встрече).
  4. Одна девушка - рискованный вариант. И хотя существует много увлекательных историй со счастливым финалом о том, как девушки путешествуют в одиночку, лучше лишний раз не испытывать судьбу и подыскать себе надежную компанию.
  5. Один парень - тоже очень хороший вариант, потому что для одного человека место всегда находится.

Где поймать машину и как автостопить?

Поймать машину на самом деле несложно. Вытянутая рука с поднятым вверх большим пальцем и улыбка на лице - все, что от вас потребуется. Видя таких путешественников на обочине, водители сразу понимают, что те едут автостопом. Ловить машину лучше за чертой города, сразу после знака, обозначающего выезд из города. Также не рекомендуется останавливаться вблизи постов полиции.

Часто на дорогах встречаются некоторые преграды, которые заставляют водителей притормаживать: посты полиции, трудные участки дороги, разветвления и перекрестки, железнодорожные переезды. Вот в 20-30 метрах после них лучше всего и останавливать машины. Водители сбросят скорость и у вас появится много шансов на то, что хотя бы один из них остановится.

Некоторые автостопщики рекомендуют стоять на месте, другие - идти вдоль обочины с поднятой рукой. Каждый выбирает себе вариант по душе, но, как нам кажется, второй достаточно бессмысленный. Далеко вы так всё равно не уйдете, так смысл тратить силы? Особенно если на улице лето и невыносимая жара. Лучше всего выбрать место и остаться в тенечке. Так вы не перегреетесь на солнце и увидите все, что происходит на дороге.

Обязательно снимите солнцезащитные очки. Для вас важно поймать взгляд водителя и установить зрительный контакт с ним. Так больше шансов на то, что он остановиться и заберет вас. Чтобы облегчить задачу и каждый раз не объяснять, куда вам нужно доехать, возьмите с собой картонку и маркер. Написав на ней нужный город, вы привлечете больше внимания и не заставите водителей, которым с вами не по пути зря останавливаться.

Иногда водители показывают автостопщикам некоторые знаки. Что же они значат?

  • водитель проводит рукой по горлу - все места в машине заняты;
  • показывает пальцем или рукой налево/направо - собирается скоро поворачивать;
  • круговые движения рукой - в скором времени будет разворачиваться назад;

Когда наконец-то машина остановилась, включайте все свое обаяние и спрашивайте у водителя, куда он едет. Если вам по пути, уточните можно ли поехать с ним бесплатно. Если ответ положительный и водитель не вызывает у вас опасений, смело садитесь. Удача на вашей стороне! В случае, когда водитель или компания в салоне вас не устраивает, советуем вежливо извиниться и сказать, что вам не в ту сторону.

Обратите внимание, что автостопить на автобанах категорически запрещено! Увидев вас на дороге, местные жители могут вызвать полицию, которая выпишет за это штраф от 85 до 125 евро.

О чем говорить с водителем?

Лучше всего разговорить водителя и сделать так, что он сам вам все будет рассказывать. Для начала спросите о городе или стране, в которую он едет: что там интересного, живет ли он там или проездом и т. д. Можно спросить был ли он в том месте, куда едете вы, что в таком случае там есть интересного, что посмотреть и куда сходить. Так вам не придется много разговаривать, но при этом вы узнаете много интересной и полезной информации, которая пригодится в будущем. Расскажите почему решили отправиться в путешествие автостопом в Европу, о своих предыдущих поездках, спросите куда он любит ездить и какой вид отдыха предпочитает. Часто - это незаменимые темы, которые помогают быстро наладить контакт с водителем и даже завязать с ним дружеские отношения.

Как избежать опасных моментов?

  1. Обязательно пристегивайтесь в машине ремнями безопасности. Если водитель начинает обижаться, мол вы ему не доверяете, говорите, что это рефлекс. Будто вас с самого детства так приучили родители и вы по-другому не ездите. И пусть это смешно, но для вас же безопаснее.
  2. Никакого алкоголя в дороге!
  3. Если вы знаете, что в дороге вас укачивает и тошнит, запаситесь лавровым листом. Да, мы серьезно. Он приятен на вкус и даже напоминает обычную жевательную резинку. С его помощью вы быстро взбодритесь и почувствуете себя лучше.
  4. Если чувствуете, что засыпаете или вас клонит в сон, а спать ну никак нельзя (хотя бы из вежливости к водителю), понюхайте или съешьте лимон.
    Если лимон не помогает, у нас есть рецепт покрепче. Он достаточно вреден для здоровья, но в таких ситуациях поможет быть бодрым и свежим несколько часов подряд. Для приготовления нужен один пакетик быстрорастворимого кофе (без сахара и сливок) и бутылка колы. Залейте кофе колой и выпейте. Обратите внимание, что во время приготовления напитка будет выделяться много пены. Также он нежелателен людям со слабым сердцем!
  5. Если вы сомневаетесь в надежности водителя, сделайте с ним селфи и выложите в любую социальную сеть (можно еще дописать имя и марку машины). Например, «Спасибо Мишелю, теперь доеду с ним до самого Парижа на новенькой мазде».

Хотите комфортно перемещаться по всему маршруту вашего путешествия и сэкономить на транспорте?
Мы подберем для вас оптимальные варианты переезда между городами и странами (по цене и уровню комфорта).



Это займет всего 2 минуты! (страница откроется в новой вкладке)

Выглядеть нужно прилично и аккуратно

Внешний вид - это первое, на что обратит внимание водитель. Аккуратная одежда, ухоженный вид, опрятность и чистоплотность дадут понять, что вы адекватный, нормальный человек, которому нужно просто куда-то доехать. Девушкам лучше одеваться не вызывающе, наносить минимум макияжа и вести себя скромно, дабы не вызывать ненужных ассоциаций, а водитель случайно не перепутал вас с девушками легкого поведения. Также советуем одеваться ярко, чтобы быть хорошо заметными на дороге!

Девушкам лучше не ездить в одиночку

Конечно же, из всех правил есть исключения. Многие девушки самостоятельно ездят автостопом и не видят в этом ничего особенного. Но все же мы рекомендовали бы брать с собой, как минимум еще кого-то, чтобы избежать возможных рисков. Идеальным вариантом станет парень. Таким парам водители останавливаются чаще всего.

Доверяйте интуиции!

Если вам не нравится водитель, который остановился - не садитесь к нему! Вы никому ничего не обязаны, а безопасность превыше всего. Потому вежливо извинитесь и скажите, что вам не по пути (если вы останавливали машину без таблички).

Планируйте маршрут поездки

Посмотреть через какие города проходит дорога, особенности трассы, выбрать лучшие участки - все это будет нелишним, когда вы окажетесь на трассе. Также настоятельно рекомендуем брать с собой печатную карту автомобильных дорог или телефон с GPS-навигатором.

Предупреждайте водителя, что хотите ехать бесплатно

Некоторые водители останавливаются с целью заработка. Поэтому сразу уточняйте подвезет ли он вас бесплатно. Говорите, что вы путешественники, едете автостопом и подразумеваете бесплатную поездку. Иначе в конце пути неприятной ситуации не избежать.

Будьте коммуникабельны, общайтесь с водителем

Не секрет, что многие водители останавливаются только для того, чтобы разнообразить дорогу, познакомиться с новыми людьми и скрасить поездку. Общение и стает платой за то, что он вас подвозит бесплатно. Потому даже если вы интроверт, которому сложно много и долго болтать, запасайтесь терпением, хорошим настроением и интересными историями. Иногда, правда, бывает, что попадается «говорливый» водитель, тогда вам придется много слушать и поддакивать. Если вы ни слова не понимаете на языке водителя, общайтесь с помощью языка жестов. Через полчаса вы вполне нормально сможете его понимать:) Если же водитель вообще не идет на контакт или включает музыку, можно молча ехать и не чувствовать никаких неловких ситуаций.

Уважайте водителя

Не стоит забывать, что едете вы бесплатно, а потому должны придерживаться всех правил, которые устанавливает владелец авто. Спрашивайте можно ли курить, не делайте водителю никаких замечаний о манере вождения, не указывайте какую музыку слушать и вообще - ведите себя прилично и сдержанно!

Выбирайте правильные места для остановки машин

Начинать автостопить нужно за пределами города. Идеальное место - за выездом из города. Избегайте спусков, подъёмов, поворотов и мостов, эстакад, знаков «Остановка запрещена», объездных дорог и остановок общественного транспорта. Также в Европе запрещено стопить на автобанах. За это водителю или вам грозит штраф, потому будьте осторожны и внимательны.

Если долго не можете поймать машину, меняйте место

Иногда пройдя несколько километров, можно выбрать более удачный участок дороги и поймать машину быстрее.

Не стесняйтесь принимать и дарить подарки

Часто добродушные водители предлагают угощения, воду и даже деньги. Да-да! Мы не шутим. Почти всегда - это угощения от чистого сердца. Брать или не брать - выбор ваш, но, как правило, все автостопщики подарки принимают. Также, если вы хотите отблагодарить водителя за то, что он вас подвез - купите небольшие подарочки в дорогу. Это могут быть сувениры, что-то для машины или просто приятное угощение. Таким образом, вы выразите благодарность и оставите приятные воспоминания у человека, который согласился вас подвезти.

Не путешествуйте ночью

Во-первых, если вы не успели доехать до места назначения, лучше отдохнуть и утром с новыми силами продолжить путь. Во-вторых, это небезопасно. В темноте вас плохо видно и можно попасть в неприятную историю. Планируйте путь так, чтобы к вечеру вы в любом случае оказались в каком-то городе, где можно переночевать. Если же вы предполагаете ночной стоп, обязательно возьмите с собой светоотражающий жилет, он сделает вас хотя бы видимым на дороге.

Поездка автостопом - это всегда новые эмоции, впечатления и знакомства. Если вы чувствуете в себе желание начать путешествовать таким способом, обязательно попробуйте! Это незабываемые ощущения, романтика и эксперименты. Но не стоит относиться к автостопу уж слишком беспечно. Это тоже своего рода риск и всегда нужно быть внимательным и осторожным.

Помните, что вы всегда можете обратиться к нам. Компания TravelYourWay поможет спланировать самостоятельное путешествие с учетом автостопа. Мы расскажем, как путешествовать автостопом по Европе, где лучше стопить в конкретной стране, где запрещен автостоп и как быстрее доехать до места назначения. Путешествуйте с нами, ведь это легко, незабываемо и просто интересно!


Есть вопросы по нашим услугам? Звоните нам по тел. +380 68 144-63-95


Если вам понравилась или оказалась полезной эта статья, лайкните ее и поделитесь со своими друзьями!

17.02.2017 Мария Глазунова

3,5 года назад наша жизнь кардинально поменялась. До этого момента она (жизнь) развивалась по классическому сценарию: «деский сад –> школа –> университет –> работа офисе». Большую часть времени мы делали то, что говорили нам родители, учителя, преподаватели, руководители и т.п.

Мы жили по графику и в рамках, задаваемых кем-то со стороны. Разумеется, в сознательном возрасте у нас появилась возможность самостоятельно выбирать того, кто эти рамки будет задавать и даже возможность самостоятельно распоряжаться своим временем. Свободным. Те несколько часов после работы, пара выходных в неделю и несколько недель в году были полностью в нашем распоряжении! И мы путешествовали! Старались заполнить любое свободное время поездками куда-нибудь в другие страны – туда, где солнце ярче, море теплее, небо голубее, а фрукты слаще.


И нам даже в голову не приходило, что можно жить по-другому. Обратите внимание, я не говорю, что работа в офисе – это плохо. Если работа приносит удовольствие и удовлетворение – это прекрасно, и не важно, где вы при этом находитесь – за офисным столом, за станком или на стройке.

Плохо другое – если вы изо дня в день приходите на ненавистную работу, отсиживаете свои законные 8 часов, а при этом каждую свободную минуту мечтаете о дальних странах и тёплых краях. Почитываете блоги о путешествиях, мечтаете когда-нибудь бросить всё и уехать, но каждый раз находится тысяча причин – невероятно весомых и совершенно уважительных. И самая весомая и уважительная из них – финансовая.

Давайте опустим сейчас вопрос целесообразности жизни в путешествиях, это тема отдельной статьи. Разумеется, здесь есть свои как плюсы, так и минусы, но мы сейчас не об этом. Эта статья не для тех, кто не хочет, а для тех, кто хочет, но думает, что не может уехать из некомфортной среды больше чем на 2 недели.

В этой статье я хочу систематизировать те способы, при помощи которых можно зарабатывать деньги, находясь за пределами своей страны. Я рекомендую на время прочтения выключить своего «внутреннего критика» и на каждый пункт смотреть не с позиции «пффф, ну и бред, это точно не для меня, я так не смогу » и т.п., а с позиции «хмм, а как я могу применить это к себе? »

Все примеры приведены на основе тех возможностей, которые мы встречали вокруг во время наших путешествий по ЮВА. Они взяты не из головы, а в основном, из опыта наших друзей и знакомых, но по понятным причинам, я не буду приводить в тексте практически никаких имён.

Итак, предлагаю начать с самого простого и доступного каждому варианта.

Фриланс – это промежуточный вариант между работой по найму и работой на себя, совмещающий в себе, как плюсы, так и минусы обоих способов.

Плюсы:

  • Нет привязки к месту жительства. Это, пожалуй, самый важный плюс для путешествий – для работы вам нужен только ноутбук и интернет, можно работать практически из любой точки мира.
  • Свободный график. Чаще всего фриланс – это проектная работа, где заказчик платит не за часы, а за выполненный заказ, так что выполнять вы его вольны в любое время, главное соблюдать сроки.
  • Наличие выбора. Вы вольны выбирать какие заказы брать, а какие нет, с кем из заказчиков работать, а кому отказать.
  • Больше возможностей для саморазвития и роста. Ваше продвижение по «карьерной» лестнице зависит только от вас самих. Нет начальника, который по-настроению может повысить, а может и нет, есть только вы сами. Хорошо работаете, берётесь за более сложные заказы – успешно развиваетесь.

Минусы:

  • Меньшая стабильность. Работы может быть как невпроворот, так и не быть совсем, причём заранее это спрогнозировать можно далеко не всегда.
  • Высокая конкуренция и сложность в поиске заказчика. Поначалу, пока нет хорошего портфолио и репутации, необходимо будет «рыть землю» в поисках хороших заказов.
  • Сложно организовать себя. У многих из тех, кто из офиса ушел во фриланс, первое время «сносит крышу» от того, что не надо жить по расписанию и оказывается, что организовать самого себя гораздо сложнее, чем сидеть о офисе с 9 до 18

На фрилансе существует удивительный парадокс – при огромном количестве сотрудников по любой специальности, нормальных фрилансеров очень мало. Конкуренция огромная, но найти хорошего человека работодателю невероятно сложно.

Недавно мы общались с одним бизнесменом, который сказал, что готов платить в 1.5 раза больше тому, кто будет работать качественно и делать всё вовремя. Но таких очень мало – исполнители берут заказ, потом исчезают, выполняют не то, о чём их просили, не хотят слушать пожелания заказчика и так далее, поэтому просто став ответственным исполнителем вы уже существенно повышаете свои шансы на успех.

Ещё одним плюсом фриланса является тот факт, что здесь можно начать с нуля, практически в любой области и при должном усердии, довольно быстро вырасти. Разумеется, поначалу нужно будет браться за копеечные проекты, но мастерство растёт только с практикой

К слову сказать, у нас самих – далеко не фрилансерские профессии, последние несколько лет мы работали в IT продажах. Мы хотели уехать путешествовать уже давно и очень завидовали дизайнерам/программистам, который могут работать без привязки к офису, а мы понятия не имели, как зарабатывать за рамками привычного формата.

Во время путешествий мы часто встречаем людей, которые пытаются работать на фрилансе, но при этом зарабатывают копейки. Они создают профиль, размещают объявление и ждут, когда на них посыпется лавина заказов, но этого, почему-то, не происходит.

Вообще, доходы на фрилансе потенциально не ограничены, но в действительности, конечно, сильно завязаны на 2 фактора:

  1. Ваши навыки как специалиста
  2. Ваши навыки как человека, умеющего презентовать себя работодателю

Почти год назад мы познакомились с ребятами, которые прошли курс в Центре подготовки удалённых сотрудников, где как раз и помогают, во-первых, разобраться в многообразии онайлн специальностей, а во-вторых, что не менее важно, учат грамотно работать с заказчиками, презентовать себя, зарабатывать репутацию, а значит и больше денег.

Многие из них и сейчас живут на Бали, большинство из них приехали из некрупных городов, в которых средняя зарплата – 15 000 рублей и не очень много перспектив


Ну а если вы не знаете с чего начать во фрилансе, рекомендуем, для начала, скачать книгу « »

Дистанционная работа

Думаю, что многие из вас читали Тимоти Ферриса, но мало кто пробовали применить самый простой способ о котором он рассказывает, а именно:

Договориться на своей текущей работе о том, что вы будете выполнять свои обязанности дистанционно.

В первую очередь это, конечно, тоже касается изначально фрилансерских специальностей – дизайнер, программист и т.п., но у нас есть знакомые, которые удаленно выполняют совершенно различную работу – от конструкторов, до специалистов по таможенному оформлению. Конечно, вы не сможете работать удаленно врачом или парикмахером, но с сегодняшними коммуникационными возможностям многие задачи могут решаться дистанционно.

На первый взгляд, может показаться, что никакой руководитель не согласится на такие условия, но реальные примеры наших знакомых показывают, что это вполне возможно.

На мой взгляд, для того, чтобы руководитель согласился на вашу удалённую работу, нужно выполнить всего одно условие – стать для него НЕЗАМЕНИМЫМ сотрудником. И поверьте, это сделать гораздо проще, чем кажется.

Конечно, в идеально настроенной структуре незаменимых людей нет, но таких компаний настолько мало, что это не существенно.

Я сам занимался подбором персонала в свою команду и за время работы провёл десятки, если не сотни собеседований и знаете что? Найти адекватного сотрудника НЕРЕАЛЬНО сложно. Каждый считает себя выдающимся, но усердно работать никто не хочет. Поэтому просто поставьте себя на место босса и дайте ему чуть больше, чем он от вас ждёт.

Плюсы:

  • Можно жить там, где вам нравится, хороший климат, есть море и т.п.
  • Смещённый график – рабочий день в России начинается на 4-5 часов позже, так что утром можно успеть переделать кучу дел, ну или поспать подольше)


Минусы:

  • Это всё та же самая работа, и если она была нелюбимая, то на расстоянии больше любить вы её не станете

Устройство в компанию на месте

Этот вариант не избавляет от необходимости жить по графику, который устанавливает для вас кто-то, но это один из самых простых способов перебраться в другую страну. Конечно, найти рабочее место не то чтобы элементарно и, скорее всего, это будет должность не высокого уровня, хотя бывают и исключения.

Плюсы:

  • Стабильность
  • Зарплата в валюте (очень актуально сейчас)
  • Легальность (это не всегда верно, впрочем)


Минусы:

  • Все те же, что и при обычной работе в России

Направления, популярные для трудоустройства:

  • Отельный бизнес (менеджеры по продажам, по работе с клиентами, по рекламе и PR)
  • Туризм (менеджеры по продажам, тур. гиды)
  • Ресторанный бизнес
  • Обучение навыкам (языки, йога, танцы)

В этом пункте можно выделить 2 направления

Трудоустройство в российскую (или международную) компанию:

  • Самый известный пример – компания Aviasales, офис которой находится на Пхукете.
  • Еще одна компания – рекламное агентство Mevix, с офисом на Самуи, знаем про него не понаслышке, там некоторое время работал наш друг.
  • Другие знакомые перевезли весь офис на Бали и также работали там командой несколько лет.
  • Еще один наш приятель (из Сирии) работал в Майкрософте у себя в стране, а потом перевелся в офис в Малайзии и теперь живёт там.
  • Знакомая девушка на Бали подрабатывает флористом в компании, занимающийся организацией свадеб, оформляет арки и букеты

  • Недавно, во Вьетнаме познакомились с девушкой, которая какое-то время проработала в кастинговом агентстве в Мумбаи, набирала девушек для съёмок в рекламе и для подтанцовки.
  • Мы сами, когда были там, но за это платят копейки, так что это просто для развлечения. А если вы, к примеру, хорошо танцуете, можно зарабатывать совершенно другие деньги. Но с этим будьте особенно осторожны, в этой сфере и аферистов предостаточно

Трудоустройство в местную фирму

Здесь простор для творчества ограничен знаниями языков. Если знаете какой-то местный язык (индонезийский/тайский) и английский, то шансов найти работу гораздо больше. Если только русский, значит вам дорога туда, где много наших туристов (Паттайя, Пхукет, Нячанг).

Направления для трудоустройства:

В принципе, это может быть абсолютно любая сфера деятельности.

  • Например, один наш приятель устроился в Джакарте в офис платежной компании (вроде нашей qiwi) программистом. При этом, у него далеко не идеальный английский, а индонезийский на тот момент он вообще почти не знал. Сейчас он единственный иностранец в компании, неплохо получает и находится на хорошем счету у коллег и руководства.
  • Йога-студия, уроки танцев – в таких местах часто много преподавателей из Австралии, Европы, Канады,так что если у вас есть соответствующие умения, то это довольно хорошая возможность их продемонстрировать.
  • Другой знакомый устраивался диджеем в ресторан на Боракае – это была, правда, скорее подработка, но тем не менее какие-то деньги она тоже приносила.
  • Еще пара наших друзей путешествуют по Азии, а когда заканчиваются деньги, оседают где-нибудь в туристическом месте и устраиваются в турфирму, она – менеджером по продажам, он – гидом


Вообще, если интересна тема трудоустройства на месте, и хотите изучить это направление более подробно, посмотрите вебинар Олеси Новиковой, она несколько лет работала в Азии и у неё есть подробный материал на эту тему, в котором есть:

  • Обзор вакансий;
  • технология поиска работы;
  • стратегия ведения переговоров о ЗП;
  • подводные камни и т.п.

Это, вообще очень популярное направление. Опять же, знаем ребят, которые преподают английский китайцам, на Филиппинах познакомились с латышом, который учил английскому филиппинцев и тайцев, еще одна знакомая обучает японцев русскому, другая – работает в Гонконге в университете

Аниматор. Для этой вакансии, вообще даже навыки практически никакие не нужны, главное, чтобы вам нравилось общаться с людьми.

Инструктор. Сертификат инструктора в каком-либо виде спорта также открывает массу возможностей. Так, например, у нас есть знакомый, который занимается обучением кайтингу, он работает в кайт-школе на Боракае

Есть пара знакомых дайв-инструкторов – одна работает ра Лембонгане (небольшой остров рядом с Бали), другая каждую зиму приезжает на Пхукет. Также знакомые работают в сёрф-школе на Бали, а в Непале мы познакомились с ребятами, которые обучают парапланингу – летом в Европе, а зимой в Гималаях.

Работа на лайнере/яхте . Это еще одно направление, которое также может быть весьма любопытным. Более подробно о вакансиях и зарплатах можно почитать, например, или .

Программы для студентов. Для тех, кто еще обучается в университете, есть масса возможностей совместить путешествия с работой. Наиболее известная программа Work and Travel – это отличный способ пожить в другой стране, заработать, прокачать язык, да и вообще, очень крутой челендж. Мы, в свое время, упустили эту возможность и очень об этом жалели. А вообще, для студентов есть и другие программы, поищите в интернете.

Сбор фруктов. Есть регионы, где такой вид деятельности весьма популярен. Например, сбор клубники в Финляндии, но это скорее сезонный выезд, на несколько недель. А вот фермерская работа в Австралии, с учётом их зарплат ($12-20) – это очень хорошая возможность для подработки. Мы не раз встречали европейцев, возвращавшихся с заработков в Австралии через ЮВА.

Там существует много разных вакансий – работа на фермах, в садах, водителями тракторов, пастухами и тп. Работа тяжелая и есть много ньюансов, но при должном усердии и везении можно найти весьма хорошие варианты и за несколько месяцев заработать внушительную сумму.

А вообще, Австралия открыта и для более квалифицированных сотрудников, правда, в основном, среднцеспециальных профессий (электрик, повар и тп). Список востребованных специальностей есть на сайте консульства, и если вы обладаете соответствующей профессией, то вам будет доступен упрощенный режим получения вида на жительство.

Волонтерство

Обычно, волонтерство – это форма благотворительности, работа в детдоме, больнице, в неблагополучных районах и развивающихся странах. Существуют различные агентства, которые занимаются организацией волонтёрских поездок, подробнее можно почитать, например, .

Но иногда под этим подразумевают просто «работу за жильё и еду», когда работодатель предоставляет жилье и питание в обмен на ваше время – здесь также может быть масса вакансий: работа в гестхаусе, школе, на ферме и тп.

Работа на себя/ бизнес

Организация туров

Кроме устройства на работу в качестве гида, можно организовывать туры самостоятельно – это один из явных способов совмещать путешествия с заработком.

У нас есть масса друзей/знакомых, которые зарабатывают таким способом, как на постоянной основе, так и от случая к случаю:

  • Например http://amazingtrip.org/ - Шамиль начинал самостоятельно водить нестандартные туры по Бали, а теперь у него множество интересных маршрутов по всему миру и гиды, которые эти туры проводят
  • Samlowry проводит оригинальные туры по Таиланду , которые позволяют не только увидеть страну в качестве туриста, но и поучаствовать в настоящем приключении.
  • Также есть множество друзей, которые периодически подрабатывают таким образом – даже без сайта и какой-либо рекламы, просто через соц.сети набирают небольшую группу, в 5-6 человек и везут их по интересным местам в той или иной стране.
  • Еще есть друзья, которые водят туры по Бали. Например, можно зарегистрироваться на сайте tripster.ru арендовать машину и возить туристов по острову, показывать им любимые места.
  • В Индии в поезде из Ченная в Калькутту встретили человека, который живет там уже 15 лет и работает индивидуальным сопровождающим – они ехали вдвоем с девушкой, которая хотела поездить по Индии, но одна боялась, так что существует и такая услуга.
  • Отдельное направление – фото-туры. Ели вы хорошо ориентируетесь в какой-то местности, знаете небанальные места для съемки, и при этом разбираетесь в фотографии – это тоже востребовано. К примеру, у нас есть друг-фотограф, который периодически ездит в туры с именитыми фотографами, чтобы у них поучится, но иногда готов заплатить и просто за то, чтобы его привезли в хорошее место и ему не нужно было задумываться об отелях, маршруте, питании, транспорте и тп.

Ну и вообще, фотографов-любителей в последнее время появилось огромное количество, так что если вы умеете не заваливать горизонт, вы уже гуру для многих из них 🙂

Организация выездных мероприятий

Тренинги. Сейчас популярно проведение выездных тренингов, как открытых, так и корпоративных, но тренер, чаще всего, не занимается организацией, и многие из них с удовольствием будут сотрудничать с человеком, который возьмет на себя весь организационный процесс.

Свадьбы. Организация символических свадеб также весьма популярна. Все большее количество людей хотят оригинальную свадьбу, где-нибудь на берегу моря/океана, не зря в каждом туристическом регионе уже есть свадебные организаторы, но тем не менее, есть места, где уровень конкуренции вполне приемлемый. Ну, или можно занимать менее развитые рынки, так, например, и свадьбу для них организовывала русская команда

Бизнес на месте

Если предыдущий пункт – это частично виртуальный бизнес, для которого, по-сути не нужны офисы, аренда помещений и тп, то отдельное направление – организация классического бизнеса. Тут, в общем всё понятно, так что сильно останавливаться на этом не буду.

Услуги

  • Аренда мотобайков
  • Spa-салон
  • Сёрф-школы
  • Русская баня


Работа с детьми

  • Организация детского садика
  • Выездные детские лагеря
  • Организация и проведение детских праздников

Недавно читали интервью с ребятами, которые купили в Паттайе небольшой гестхаус и теперь сдают комнаты в нём. Более простой вариант – риелтор. Многим проще заплатить 2-3 тыс за услуги агента, чем несколько дней искать жильё самостоятельно.

Правда за русскими замечена любовь к чрезмерной наживе на соотечественниках – вместо того, чтобы получать стандартную комиссию, некоторые "черные риелторы" пересдают жилье в 2 раза дороже, и тем самым сильно портят рынок, глядя на это, местные тоже начинают неадекватно поднимать цены.

Еще один вариант – сдавать комнаты через airbnb. Так как многие местные жители не очень дружат с интернетом, можно договориться с несколькими хозяевами и представлять их жилье онлайн, получая с этого комиссию.

Если не знаете, что такое airbnb, читайте нашу подробную статью .

Ну и не забудьте зарегистрироваться и получить бонус на первое бронирование

Общепит

Ну и конечно нельзя обойти эту тему. В любом месте, где есть поток русских туристов (или живет много экспатов), появляется спрос и на русскую кухню.

Особенно много русских ресторанов мы встречали в Таиланде (на Пхукете, Самуи, Пангане и в Краби) и во Вьетнаме (в Муйне и в Нячанге). На Бали, кстати, есть отличный . В некоторых местах пользуется популярностью русская еда с доставкой на дом (пельмени, шарлотка, чебуреки, сметана).

Свой проект или монетизация талантов

Здесь, опять же, простор для творчества ограничен вашей фантазией и способностями. По большому счёту, сюда можно отнести многое из пункта «работа по найму», но только в виде работы на себя.

Фотосессии. Из самых распространённых способов заработка – съёмка свадеб, love-стори, сёрферов и так далее.

Съёмка для фотостоков. У нас есть, как минимум 2 пары приятелей, которые зарабатывают себе этим на жизнь. Забавная сторона этого занятия – встретить свою работу, использованную в рекламе, где-нибудь в азиатском аэропорту =)

Создание украшений. У нас есть знакомая на Пангане, она делает потрясающие вещи из полудрагоценных камней, которые расходятся как горячие пирожки). Сюда же можно отнести создание сувениров, например бумажные куклы, которые делает Маша Дубровская.

Йога. Можно устраивать выездные туры или проводить йогу за «донейшн» – по опыту друзей, часто при этом люди платят столько же, но при этом приходит больше желающих.

Любые тренинги и мастер-классы. Голосовой тренинг, кулинарные мастер-классы, танцы, обучение игре на инструментах (гитара, фортепиано), ну и всякие расстановки, рейки и прочая изотерика – всё это мы регулярно встречаем там, где живут русские экспаты

Услуги по наведению красоты. Макияж, маникюр, парикмахер – всё это востребовано в любой стране, но часто русскому человеку хочется обратиться к мастеру, который точно поймёт желания, так что это направление также пользуется популярностью.

Вообще, учить можно, практически, чему угодно, даже езде на байке =)

Монетизация и упаковка знаний (инфобизнес)

У инфобизнеса, в последнее время, сложилась не очень положительная репутация, благодаря тому, что недобросовестные инфобизнесмены – явление не такое уж редкое. Действительно, для того, чтобы открыть оффлайн бизнес необходимо вложить гораздо больше времени и ресурсов, а также «обычный» бизнес в большей степени регулируется законодательством.

Раскрутить инфобизнес и вывести его на хороший уровень тоже не такая уж простая задача, но по крайней мере начать его можно гораздо проще и быстрее, по сути для этого нужен только компьютер.

Но на мой взгляд, из-за того что в этой индустрии есть нечистые на руку бизнесмены, списывать её со счетов полностью крайне неразумно. Это похоже на инфантильное поведение подростка, который после неудавшейся первой любви, считает, что все представители противоположного пола – сволочи.

В любом случае, с учётом развивающихся технологий, инфобизнес уже набрал огромные обороты и продолжает развиваться, но при этом, как и везде, там есть место и для начинающих.

По-сути, инфобизнес – это упаковка и продажа своих знаний, при этом они могут быть как уникальными, так и просто структурированной и собранной в одном месте, информацией. Большая часть обучает тому, как зарабатывать деньги, но есть и более нестандартные темы, например:
Тоже самое касается разработки маршрута. Кому-то это доставляет удовольствие, а кто-то не хочет ехать с туром, но и времени на разработку уникального маршрута нет, так что мы помогаем с этим.

Многие из тех, кто ценит своё время понимают, что гораздо выгоднее заказать готовый маршрут, чем потратить много часов на поиски информации в интернете.

Интернет-магазин (группа ВКонтакте и т.п.)

Во время путешествий по Азии, многим в голову, рано или поздно, приходит мысль о том, что большинство товаров, которые стоят там дёшево, в России продаются в разы дороже

Соответственно организовать покупку товаров в одной из азиатских стран и продажу их в России – хорошая модель для заработка.

Разумеется, как и многие другие, она требует детального анализа и проработки, но тем не менее несколько наших знакомых именно так и зарабатывают себе на жизнь, продавая, например:

  • Балийские саронги и разные сувениры.
  • Украшения.
  • Индийские шали.
  • Всевозможные товары из Китая

Главная задача, конечно, это распространение, так что необходимо

  • Найти человека, который будет заниматься этим в России,
  • или договориться с уже существующим магазином о поставках

Можно пойти и по обратному пути – находясь в России найти того, кто будет отправлять товар из Азии.

Блог

Это может показаться удивительным, но на блоге тоже можно зарабатывать =) Только, пожалуйста, не заводите travel-блог)) Сейчас путешествуют очень многие, и каждый второй считает своим долгом начать писать об этом. При этом, многие уверены, что достаточно просто начать писать, и тут же появятся миллионы благодарных читателей – к сожалению, это не так. Для того, чтобы появился первый доход с блога может пройти от полугода до нескольких лет, в зависимости от усердия и умений.

Если вы не знаете с чего начать в блоггинге, можете посмотреть материалы Александра Борисова, у него есть хорошие курсы на эту тему, .

На чём можно зарабатывать в блоге:

  • Реклама – заказные статьи, баннеры, продажа ссылок
  • Реклама в рассылках
  • Контекстная реклама
  • Партнерские программы

Последний пункт наиболее перспективен, но и наиболее сложен – в России, по какой-то причине, многие не любят партнёрки. По-сути партнёрская программа – это рекомендация. Я знаю, что Вася делает хороший продукт и я ему доверяю. Я рекомендую этот продукт Пете, тот его покупает, а Вася, в качестве благодарности, платит мне сколько-то процентов от продажи, при этом если Петя пойдёт напрямую к Васе, то он заплатит столько же.

Но многие, узнав о том, что кто-то получит деньги за рекомендацию сразу начинают подозревать подвох. Именно поэтому, мы никогда не рекомендуем на нашем сайте того, в чём мы сами не уверены. Как правило, все партнёрки, которые мы публикуем – это или услуги, которыми мы пользуемся сами или хорошо знаем их того, кто их предлагает.

  • (30 дней на пробу, есть бесплатный тариф)

В завершение

Разумеется, в одной статье невозможно охватить все возможные способы заработка в путешествиях и, тем более, раскрыть каждый из них подробно. Конечно, многие из этих способов требуют определённых знаний, умений и навыков, но то главное, что я хочу донести – это то, что для заработка в путешествиях существует невероятное количество возможностей.

За каждым из указанных выше способов стоит как минимум один реальный человек, который тоже когда-то сомневался, не знал с чего начать и выбирал себе направление для деятельности. Поэтому если есть желание – решайтесь, не откладывайте, чтобы потом не жалеть о каждом напрасно прожитом дне.

А какие способы заработка в путешествиях знаете вы? Поделитесь в комментариях!