Пик черского подробный маршрут. Пеший тур "восхождение на пик черского". Попить воды из горной реки

Маршрут июнь 2017г: г.Иркутск - г.Слюдянка - Пик Черского - озеро Сердце - Водопады - г.Иркутск.

Июнь месяц, стоит знойная жара, температура на термометре +36, для Восточной Сибири считается аномальной погодой. Лето выдалось жарким!

Впереди три выходных дня, мы с другом решили сходить в поход на Пик Черского - это высшая точка (2090 м) Комаринского хребта в Хамар-Дабане. Вершина названа российскими географами в честь Ивана Дементьевича Черского — известного исследователя Сибири. Это один из самых популярных и наиболее доступных маршрутов в Южном Прибайкалье. Ежегодно вершину посещают тысячи туристов. Маршрут подъёма безопасен и не требует специального альпинистского снаряжения. В окрестностях Пика Черского есть горное озеро "Сердце", а также множество водопадов.

Маршрут распланировали так, чтобы в него входили: авто офроуд, восхождение на Пик Черского, посещение горного озера "Сердце", просмотр водопадов. Рассчитали на два дня, один день в запасе.

На автомобиле из города Иркутск доехали до города Слюдянка по хорошей асфальтированной дороге. В конце города Слюдянка находится станция МЧС, где обычно оставляют машины туристы и идут дальше пешком.

От станции МЧС дальше решили ехать на автомобиле до последнего, пока можно ехать. Пробираться приходилось через реки, крутые подъемы и спуски, глыбы камней. В общей сложности по труднопроходимой дороге мы проехали 6-7 км, немного повредив машину - оторвался бампер, потерялась защита двигателя). На пути попался сложный участок дороги с большими валунами, которые на своей неподготовленной машине не получилось преодолеть. Оставили машину на полянке, пошли дальше с рюкзаками.







На маршруте от станции МЧС до горы Пик Черского в лесу стоит небольшое частное угодье с баней, гостевым домиком, кафе. Цены вполне приемлемые!











Тропа до горы Пик "Черского" хорошо протоптана, через реку проложено множество мостов, встречаются места под ночевку, контейнера под сбор мусора. На всем протяжении маршрута практически отсутствует проблема с питьевой водой. В долине маршрут проходит вдоль горной реки, наверху на метеостанции Хамар Дабан есть колодец с питьевой водой. Но на небольшом отрезке в 3км до метеостанции воды набрать негде, так как тропа уходит в сторону от реки, так что здесь лучше позаботится о запасе воды заранее.

Долина реки Слюдянка очень живописна: разнообразная растительность - заросли папоротника, поросшие баданом валуны, кедры, рябина, смородина, жимолость. Местами дорога проходит под кронами реликтовых тополей. По обеим сторонам долины то и дело видны остроконечные вершины, поросшие лесом, с многочисленными скальными обнажениями.



Пару слов об эксперименте с питанием. Мой друг Сергей взял с собой в поход пачку аварийного пищевого пакета, весь день собрался прожить на воде и трех "пластинках" из этого чудо- пакета. В конце рассказа напишу, чем это закончилось))



В первый день похода мы дошли до поляны "Казачьей", что находится вблизи метеостанции "Хамар- Дабан". Поставив палатку, остановились на ночевку. Всю ночь шел проливной дождь с грозами, мысленно я представлял, как завтра мы будем карабкаться на Пик Черского по мокрым и скользким камням. Так сильно устал, что не заметил, как уснул. Встали мы в 6.00 утра, погода ясна, позавтракав и оставив вещи в палатке, отправились на покорение горы. Через 1 км от поляны дошли до действующей метеостанции "Хамар-Дабан", на которой за определенную плату можно договориться о ночлеге. На ее территории находится колодец с питьевой водой. Рядом с метеостанцией есть база отдыха со всеми удобствами для туриста.







На площадке около метеостанции обычно устанавливают базовый лагерь, из которого совершают выходы по радиальным маршрутам: на пик Черского, на озеро Сердце, к водопадам на р. Подкомарной и ее притоках, к перевалу Чертовы Ворота, к пику Чекановского.

Восхождение к пику Черского от метеостанции начинается по серпантину Старокомарской дороги. Эта дорога, построенная в конце 18-го века, пересекает весь Хамар-Дабан с севера на юг, и более ста лет служила одним из караванных путей из России в Монголию и Китай. После постройки Транссибирской железной дороги караванный путь оказался ненужным.

Чем выше в гору мы поднимались, тем ниже становилась растительность, на высоте от 1500м она перешла в "сибирские альпы".







Постепенно набирая высоту, дорога достигает гольцовой зоны, где кедровый лес сменяется мелкорослой растительностью: карликовой ивой и кедровым стланником, а также обширными альпийскими лугами.



Преодолев сложную перемычку, разделяющую голец с Пиком Черского, мы поднялись на его вершину. Пик Черского - высшая точка этой части Хамар-Дабана. Его высота - 2090 м над уровнем моря. С вершины открывается величественная панорама горных хребтов, вдалеке видны покрытые снегом трехтысячники Тункинских Альп, можно разглядеть южную оконечность озера Байкал.

Хребет Черского назван так в честь Ивана Деменьтьевича Черского (род. 3 мая 1845 года - умер 25 июня в 1892 году). Черский был географом, знаменитым исследователем Сибири, геморфологом, геологом и палеонтологом. Он занимался геологическими исследованиями берега озера Байкала





У южного подножия пика Черского на высоте около 1720 метров над уровнем моря находится озеро "Сердце", которое отчетливо видно с вершины. Мы не спеша спустились к озеру, где устроились на обед.

Отдохнув, искупавшись в озере, набрались сил и отправились дальше по тропе на перевал Посетительский, от которого нам предстоял спуск в долину водопадов. Продолжение следует

Всё началось с того, что я весной в дневнике у Кати подсмотрел список её желаний. И в этом списке был такой пункт: "Узнать, что такое Хамар-Дабан". Ну, ОК. Давай, сходим. Узнаешь. И я запланировал на август поездку на Хамар-Дабан.

Некоторые мои друзья, которые записались в этот поход ещё весной, в июле - начале августа слились по разным причинам: работа, учеба, отсутствие денег. Итого оставалось нас четверо: я, Катя, Пётр и Диана.
Но, пока я был на Ергаках, ко мне напросился в поход какой-то незнакомый человек по имени Прохор, о котором я абсолютно ничего не знал, и у которого на странице Вконтакте не было ни одной фотографии. Я побоялся брать в поход человека, про которого есть НОЛЬ информации. Не люблю таких сюрпризов. А через пару дней этот скрывающий в интернете свою личность человек написал, что уже взял билет на поезд. Опа!
Этот Прохор был в друзьях у Дианы. Я спросил у Дианы, что это за человек. Она ответила: "Парень нормальный, он со мной пару раз ходил в походы." Ну, ок. Доверился мнению Дианы. Ладно. Пусть идёт с нами. И будет нас пятеро.
Этот Прохор настолько занятой человек, что даже не смог заехать за пакетом с продуктами. Пакет с продуктами забирали его родители.
А в поезде он ехал в другом вагоне. Так что я до последнего момента не знал, как он выглядит и что он за человек. Впервые увидел его в Слюдянке на ЖД станции.
Но, вроде всё удачно сложилось. Прохор оказался вполне приличным, порядочным парнем, у которого есть походный опыт, есть походная одежда и достаточно физического здоровья для горного похода. А ещё у него есть забавная особенность: он искренне и очень эмоционально восхищается красотой природы.


Я запланировал сходить на пик Черского (высота 2090 м), который расположен недалеко от посёлка Слюдянка. Это очень популярный маршрут, по которому ходят сотни (а может быть и тысячи) туристов, как местных, так и приезжих. Я на пике Черского не был. Но, решил посетить это место "для галочки". Какого-то эффекта "вау" я от пика Черского не ожидал. Там нет ничего такого особенного. По моему субъективному мнению Ергаки намного интереснее.

Проходится данный маршрут за 3 дня: 1. переход из Слюдянки в базовый лагерь, 2. радиальный выход на пик Черского, озеро Сердце и водопады, 3. возвращение в Слюдянку. А местные жители Слюдянки могут вообще на выходные туда бегать. Это примерно как у нас в Красноярском крае горный хребет Борус. Однако, я планировал недельный поход. Ради трёх дней как-то не серьёзно ехать сутки на поезде туда и сутки обратно. И я стал думать, как можно удлинить маршрут. В интернете я нашел информацию, что там возможен маршрут под названием "Байкальская кругосветка". Он как раз где-то на 5-6 дней, что вполне вписывается в недельную поездку с учетом ещё двух дней на поезде.
В Байкальской кругосветке есть первая часть - это очень популярный маршрут с хорошо натоптанной тропой до пика Черского, по которой проходят десятки людей ежедневно. И вторая половина - это более сложный для прохождения участок, который в 2 раза длиннее первого участка. И там уже путь проходит не по долинам, а по гребням гор. Этот участок усложнен тем, что на гребнях гор нет воды. Для ночевки там нужно где-то спускаться с гор в долину. И насколько я понял по описаниям в интернете, в долинах там сплошной лес и бурелом, а тропа вдоль ручья есть только последние несколько километров около берега Байкала. В общем, этот участок маршрута вызывал много сомнений. Это вам не Ергаки, где можно 2 недели ходить, посетить много разных мест, и везде есть тропы и вода.
Маршрут должен был закончиться в Ореховой Пади на берегу озера Байкал. А от неё я планировал уехать в Слюдянку на электропоезде.

За несколько дней до поездки я в интернете прочитал новость о том, что в южной части Иркутской области в конце июля прошли сильные дожди, реки сильно поднялись, и паводок смыл все мосты. Высокая опасность схода селевых потоков с гор. И МЧС закрыло маршрут на пик Черского для посетителей!
Я уже хотел поменять маршрут похода. Но, на всякий случай позвонил в отделение МЧС в Слюдянке. Там мне по телефону сказали, что все мосты уже восстановлены и маршрут снова доступен для посещения.

Мы выехали из Красноярска на поезде 10 августа в 11 часов. Я с удивлением обнаружил, что вся система РЖД уже перешла на местное время. В поезде в расписании везде указано местное время, что очень удобно. Больше не нужно в поезде в центре России жить по московскому времени. И в уме пересчитывать, чтобы узнать, когда будет длительная стоянка поезда. В скобочках мелким шрифтом указывается разница с Москвой (мск+4, мск+5).

На ЖД вокзале в Красноярске до сих пор продолжается маразм, связанный с борьбой с терроризмом. Универсиада закончилась, а маразм остался. Через пешеходный мост минуя вокзал нельзя пройти к поезду. Мост работает только на выход. На входе в вокзал нужно рюкзаки ставить на установку, которая просвечивает их рентгеновскими лучами, а из карманов выкладывать все металлические предметы и электронную аппаратуру, чтобы пройти через рамки.
Полная абсурдность всего этого спектакля с охраной и закрытием проходов заключается в том, что на всех других остановках можно свободно попасть в поезд без какого-либо антитеррористического контроля.

Из положительных изменений в системе РЖД я отметил следующее:
1. в вагонах появились розетки!!! Под каждым столом две розетки. Теперь можно в поезде свободно заряжать смартфоны и планшеты. Наконец-то руководство РЖД заметило, что у пассажиров стало много всяких электронных устройств, которые нужно заряжать.
2. у проводников появились специальные карманные компьютеры, на которых сразу высвечивается список пассажиров с паспортными данными. Электронный билет можно не показывать. Достаточно предъявить паспорт при входе в вагон.

На первой длительной стоянке на платформе рядом с поездом я увидел знакомых людей: Валя, Ольга, Андрей. Они тоже едут на этом же поезде. У них большая группа. И они собрались на Мунку-Сардык. На поезде они тоже едут до Слюдянки.

В Слюдянку мы приехали утром 11 августа. Встретили Прохора на платформе и пошли через мост над путями.

Рядом с нами шла группа, которая едет на Мунку-Сардык. Их уже встретил водитель заказанного микроавтобуса. А к нам пристал какой-то дядька в шляпе: "Вам куда нужно ехать?!"
Я отвечаю: "Никуда не нужно. Мы уже приехали. А дальше идём пешком на Пик Черского". Но, дядька в шляпе не унимался: "Может быть вас подвезти к началу тропы за 100 руб с человека?" , "Нет, не надо." Но, дядька продолжал идти с нами и пытался навязать нам свои транспортные услуги. Мне уже хотелось послать его на 3 буквы. Я сдержался и вежливо объяснил, что мы сами дойдём. Когда дядька понял, что он ничего в это утро не заработал, он от обиды уже стал язвить: "Ой, да вы уже заблудились. Ха-ха. Да вы не знаете, куда идти. Ха-ха." И ухмыляется.

Наш пеший путь начинался от центрального сквера в Слюдянке. Я сидя на лавочке со смартфона купил обратные билеты на поезд до Красноярска. Там же в сквере был плакат с описанием маршрута на пик Черского. Можно сказать, что этот маршрут стал одной из главных достопримечательностей этого города.

Расстояние от ЖД вокзала до базового лагеря - примерно 21-22 км. Большая часть пути проходит по грунтовой дороге. Эта дорога идёт вдоль реки Слюдянка и много раз пересекает её. В каждом месте пересечения дороги и реки для пешеходов установлен деревянный мост. Всего таких мостов более 10 штук на всём пути. Везде стоят указатели, которые не дадут заблудиться. Стоят километровые знаки, которые показывают, сколько км осталось до базового лагеря.

Река Слюдянка в некоторых местах проваливается под камни и исчезает.

Рядом с дорогой есть мраморный карьер. Когда-то здесь проводились взрывные работы. И рядом с карьером навалена большая куча камней из белого мрамора.

Все эти мосты и указатели сделаны по той причине, что в базовом лагере рядом с метеостанцией есть коммерческая база отдыха с деревянными домиками. Поэтому путь до лагеря такой натоптанный и легкий. Поэтому так быстро восстановили все мосты. Многие туристы идут налегке, без спальников и палаток.

Погода была пасмурная. А когда мы уже прошли 2/3 пути, начался дождь. Под дождём идти противно. Одежда намокает. Быстрее накапливается усталость. Уже хочется поставить палатки и заночевать.

Я предложил заночевать на поляне, которая была в начале Горелой Пади. Но, Петру место не понравилось. "Да нуууу, как-то не очень удобно. Идём дальше".
Я уже устал. Ещё больше устала Катя. Но, Диана, Петр и Прохор уверенно идут вперед. Их трудно догнать.
Дошли до места под названием Казачья Поляна. Там большое плоское заболоченное пространство. Рядом есть поляны без болота. НО! Там нет источника чистой воды. Есть ручей, который вытекает с болота. Вода желтая. Фу! До реки очень далеко.
Идём дальше. А дождь усиливается.
Наконец мы дошли до метеостанции. Сразу за метеостанцией турбаза находится. А через 100 метров бесплатные поляны для некоммерческих туристов.

Поставили палатки под дождём. Закинули вещи внутрь.
Поляна со стоянками, турбаза и метеостанция расположены на возвышенности. Рек и ручьёв здесь нет. Единственный источник воды - это колодец на метеостанции. Настоящий классический колодец: деревянная коробка с крышкой, ведро на цепи, на двух стойках закреплён деревянный цилиндр, на который наматывается цепь, и рукоятка для вращения цилиндра. Воду можно брать всем желающим.

Я сходил за водой, приготовил суп на горелке, раздал всем суп (подносил к каждой палатке). Петр в это время вскипятил воду и разлил на 2 термоса. Я
разнес термосы по палаткам. Ужинали сидя в палатках.
Дождь утром закончился, когда я уже сварил кашу на горелке. Кашу я так же разносил к палаткам и раздавал.
Небо расчистилось и выглянуло солнце. И мы стали вытаскивать вещи и сушить. И собираться в радиальный выход.

У меня было с собой описание маршрута, распечатанное на бумаге. По этому описанию мы пошли гулять в радиальный выход. Первые 2-3 километра мы шли по старой дороге.
Тут нужно сделать примечание. Более 100 лет назад, задолго до строительства железной дороги по Хамар-Дабану проходила дорога, по которой на лошадях возили грузы из Монголии и Китая. Эта дорога проходит недалеко от пика Черского по горным хребтам. Когда появилась Транссибирская магистраль, старая дорога потеряла своё транспортное значение и была заброшена. А потом эту дорогу стали использовать пешие туристы.

Потом от дороги мы пошли вверх по хребту и поднялись на какую-то вершину без названия, а с неё траверсом перешли на пик Черского.
У меня в объектив фотоаппарата попала влага, и стекло запотело внутри объектива. Я старался согревать объектив своим телом, прижимая фотоаппарат к животу. Постепенно конденсат испарился. Но, за всё время подъема на пик так и не получилось сделать ни одной качественной фотографии.


На вершине пика Черского есть триангулятор, памятная табличка и лавочка. С пика должны быть видны Тункинские Гольцы на юго-западе, Байкал на севере и остальная часть Хамар-Дабана на востоке и на юге. Но, из-за плотных облаков видимость была не очень хорошая.

Солнечная погода стояла недолго. Когда мы поднялись на пик, снова затянуло всё тучами, и пошел дождь. Мы успели сделать несколько снимков с вершины и стали спускаться к озеру Сердце по тропе. Спуск был достаточно крутой. Спускались долго.

На берегу мы перекусили и стали подниматься на перевал Посетительский. Далее у нас по плану были водопады. Перевал был типичный ергакский несложный 1а. По сложности сопоставим с перевалом Сказка.

Когда мы спустились с перевала и пошли вдоль ручья Посетительского, мы наткнулись на стоянку с запасом почти сухих дров. Петр и Прохор захотели разжечь костёр. У Прохора были с собой какие-то туристические или охотничьи долгогорящие спички. Долгогорящие - это имеется ввиду, что у них за спичечной головкой есть обмазка из какого-то хим.состава, которая горит не 2-3 секунды как головка обычной спички, а 10-15 секунд.
Но, практика показала, что 15 секунд горения - этого мало чтобы поджечь даже тонкие веточки при влажной погоде. Прохор постепенно израсходовал более 20 спичек. Но, ничего не получалось. И наконец уже примерно на 30-й спичке удалось разжечь костёр с использованием пластиковой бутылки и ещё какого-то полиэтиленового мусора.

Мы погрелись у костра и посушили одежду на костре. Пока мы грелись, тучи рассеялись, и началась солнечная погода. Ура! Мы стали спускаться вдоль реки, чтобы смотреть водопады.

Там есть 4 каскада водопадов: водопад на ручье Посетительском, 2 каскада на реке Каменке и каскад водопадов на реке Подкомарной.
Мы прошли по тропе и посетили 3 каскада водопадов.

После последнего водопада нужно было спускаться вниз к реке, чтобы выйти на тропу. А я предпочел уйти вправо по курумнику, чтобы не терять высоту. Мы прошлись по курумнику и обогнули склон горы. По прямой нам оставалось до лагеря 1300 метров. Немного. Но, впереди был густой лес с буреломом. А за лесом крутой подъём на 300 метров. А тропа где-то внизу в этом лесу идёт вдоль реки Подкомарной.


Я принял решение спуститься вниз в этот лес и найти тропу. Спустились. Немного побродили по густому лесу и вышли на тропу.
Шли, шли по тропе. И я эту тропу потерял. Вот где-то соскочил с тропы и всё. Я решил не возвращаться и не искать тропу, а дойти до ближайшего распадка на склоне горы и подниматься по этому распадку. Мы вышли на русло пересохшего ручья. По этому руслу идти было удобно, почти не было препятствий. Когда дошли до крутого склона горы, то там русло ручья перешло в кулуар, по которому в конце июля во время сильного паводка сошел сель. Селевой поток переломал деревья и пропахал целый коридор на своём пути. За несколько дней сель стабилизировалась, и грунт уже никуда не двигался. По этому грунту с торчащими камнями можно было подниматься вверх как по ступенькам. И я предложил подняться по этой сели. Сначала было легко подниматься. Но, последние 20 метров подъема сель стала слишком рыхлая и я на самый верх уже выбирался по кустам.

Мы вышли к дороге, по которой шли утром. И уже за 10 минут дошли до своих палаток. Успели вернуться до темноты.

Тут нужно сказать, что я люблю лазить во всякому бурелому, по скалам, по курумнику и по кустам, когда группа идёт налегке, т.е. без тяжелых рюкзаков. Я не специально так делаю. Оно само так получается. В какой-то момент я непреднамеренно теряю нормальную тропу. И вместо того, чтобы вернуться и искать тропу, я обычно пытаюсь пройти напрямую по направлению к намеченной цели.
Когда группа идёт с тяжелыми и громоздкими рюкзаками, я стараюсь избегать всяких кустов, скал и бурелома. И ходить только по нормальным тропам. Т.к. рюкзак сильно снижает маневренность на сложных ландшафтах.
Когда мы уже были в лагере, снова полил дождь. И мы опять попрятались по палаткам. Снова готовка пищи на горелке, раздача горячей еды от палатки к палатке и горячая вода в термосах. В этот раз хотя бы вся одежда была сухая.

После радиального выхода по плану нужно было пройти 6-7 км с рюкзаками и перейти на озеро Чертово рядом с перевалом Четырех. Но, меня стали терзать сомнения. Во-первых, слишком часто шли дожди, и у нас быстро расходовался газ. Во-вторых, нужно было слишком большое расстояние (около 30 км) от перевала Четырех пройти по гребням гор. Если бы это было 5-10 км по гребням гор, то это не страшно, но 30 км - это два дня идти по 15 км по сложному ландшафту. В мокрую погоду. И где-то нужно было спуститься с гор к реке, чтобы переночевать на поляне с источником воды.
В общем, я не выдержал сомнений и решил не идти по Байкальской кругосветке, а спускаться по хорошей тропе обратно к Слюдянке. Да, это не интересно. Но, зато надёжно. По этой тропе мы гарантированно выйдем к цивилизации за 1 день.
Может быть это дождливая погода так подействовала на мою психику.
Я предложил от Слюдянки на электропоезде поехать в пос. Выдрино. И сходить на пик Тальцинский.

Обратно мы спускались намного быстрее, чем поднимались в первый день. Мы быстро пробежали по знакомой тропе. Вышли на дорогу. В середине дня погода стала улучшаться. На перекус мы остановились в знакомой беседке, в которой мы перекусывали в первый день похода. В беседке я подобрал оставленный кем-то газовый баллон, в котором ещё оставалось примерно 30-40% топлива. Там ещё были всякие брошенные продукты. Но еду мы брать не стали. Нам своей еды хватало.

Когда до ЖД вокзала оставалось около 4 км, у меня появился интернет на смартфоне, и я посмотрел расписание электропоездов. И нас ожидал интересный сюрприз. Оказывается, от Слюдянки до Выдрино ходят всего 2 электропоезда: в 5:12 (это очень раннее утро, нужно вставать ночью) и в 14:14 (а это уже вечером приедем, слишком поздно). Там ещё были пассажирские поезда в удобное время. Но, цена 700-800 рублей за 70 километров пути нас сильно не устраивала. На электропоезде проезд стоил 118 рублей.
Мы решили поехать утром в 5:12. Я посчитал, что нам нужно выйти из лагеря в 4:00, чтобы успеть на поезд. А для того чтобы собраться, упаковать все вещи и сложить палатки, нужно проснуться в 3:00.
А чтобы успеть поспать, нужно было рано, примерно в 20:00-21:00 уже лечь спать.

Мы заняли поляну рядом с дорогой недалеко от города. Там было много дров и ровная земля для палаток.
Наконец-то нас порадовала погода. Мы приготовили ужин на костре и первый раз в этом походе поели на улице все вместе сидя у костра.

В следующей части я расскажу о том, как мы добирались до пика Тальцинского и совершали эпичное восхождение.

Продолжение следует.

Сегодня второй и один из самых интересных дней нашего похода. Будь сейчас такая погода, как , вряд ли его можно было назвать таковым.
Но сегодня погода просто подарок, поэтому – только вперёд!
2

По пути встречалось много спортсменов-бегунов, специально тренирующихся на высоте, где меньше кислорода, чтобы, спустившись показать лучшие результаты.
Вообще место это уникально тем, что здесь тренируются все, от мала до велика, и не только бегуны. Спортивно-туристических трасс разной категорий сложности присутствует здесь в большом количестве.
3

А это памятник природы местного значения. На фото видны лавовые выходы потухшего миллионы лет назад вулкана.
4

По мере продвижения изменялся характер местности. Пропали карликовые сосны, начались альпийские луга. Стали видны как на ладони противоположные склоны гор.
5

На горизонте, вдали виднеются в облаках вершины и хребты Восточных Саян.
6

7

8

Восхождение на пик Черского на практике оказывается даже легче, чем представляется ранее. Всего 2090 метров, нет крутых и продолжительных подъемов, скальных сбросов, жандармов и ледников. Словом рай для начинающего.
Конечно, есть и один относительно сложный участок на гребне в ложбинке (он хорошо виден на первом фото).
Это наклонённая вбок каменная плоскость, примерно градусов на 40, с выступающими из неё под разными углами пластами.
9

Местами она пересечена впадинами и разломами. Здесь не нужно торопиться, достаточно просто внимательно выбирать путь, чтобы аккуратно пройти.
10

Вообще, такие узкие, как лезвие ножа, гребни очень характерны для Байкальских гор. В других, более сложных местах, подобные острые гребни пересечены отвесными скальными выступами (их ещё называют жандармами) и представляют большое препятствие на пути к вершине, где без альпинистского снаряжения и нужных навыков не обойтись. Ну а здесь всё не так сложно, поэтому можно пока и расслабиться.
После этого участка идёт основной подъем, заканчивающийся уже вершиной.
Вот он, кульминационный момент всей нашей трехдневной радиалки.
На вершине установлен крест, флаг и памятный знак жертвам Беслана около триангуляционной вышки.
11

12

13

Наше знакомство с Байкалом началось издалека, не только издалека, но и с высоты. С Пика Черского в хорошую погоду можно видеть южную часть озера, уходящую за горизонт бескрайнюю водную гладь и изрезанные гористые берега.
14

15

16

Пока мы находились здесь, на вершину пришли ещё несколько групп.
17

18

Байкал — это не единственное, что приковывает к себе взгляд. По пути к вершине, уже с высоты можно видеть знаменитое озеро Сердце. Его видом можно любоваться всю финальную часть восхождения на Пик Черского и не заметить просто невозможно.
Причудливая форма озера и вправду в точности напоминает перевернутое сердечко, но об этом речь пойдет в следующей части.

3 дня/2 ночи

Стоимость тура:


Один из популярных маршрутов на Хамар-Дабане. От туристов не требуется особой физической подготовки и специальных навыков. Несмотря на это, здесь есть все необходимое для полноценного активного отдыха: вершины, горные озера, водопады, которые зимой превращаются в огромные ледопады! Хамар-Дабан называют «холодными тропиками». Здесь выпадает невероятно большое количество осадков, как летом, так и зимой. Из-за близкого расположения к озеру Байкал, зимы в горах Хамар-Дабана теплые, что увеличивает привлекательность данного района в зимнее время года.

Программа тура

День 1
Сбор группы на железнодорожном вокзале г. Иркутск.
Трансфер в г. Слюдянка, расположившийся в живописном распадке на южной оконечности озера Байкал в предгорьях Хамар-Дабана. Подъем по реке Слюдянка до «кафешки», состоящей из пары домиков, бани и небольшой беседки со столом. Перекус. Продолжение пути до метеостанции «Хамар-Дабан». Ужин. Ночёвка в палатках или домиках. Баня.

День 2
Завтрак. Подъем по серпантину на плато, с которого Вам откроется вид на хребет Хамар-Дабан на востоке и Восточный Саян на западе. Восхождение на пик Черского (2090 м. над уровнем моря). С вершины Вы увидите озеро Байкал, а также уникальное творение природы – озеро Сердце, раскинувшееся у подножья горы.Спуск к озеру, купание. Обед сухим пайком. Возвращение на метеостанцию Хамар-Дабан. Баня. Ужин.


День 3
Завтрак. Несложный, но очень живописный маршрут к водопадам на реке Подкомарная. Возвращение на метеостанцию. Обед. Возвращение в г. Слюдянка. При наличии времени и желания, посещение минералогического музея, прогулка к озеру Байкал.

Тур на пик Черского летом 2020

Стоимость тура:
8000 рублей на человека в даты групповых туров
9000 рублей на человека при группе 3-4 участника
12000 рублей на человека при группе 2 участника

В стоимость включено:
— трансфер Иркутск-Слюдянка-Иркутск;
— проживание в палатках на метеостанции;
— питание.

Дополнительно оплачивается:
— баня.

Возможно совместить с туром и велотуром




Сравнительно доступным и весьма популярным туристическим маршрутом в южной части Прибайкалья стало восхождение на высочайшую отметку Комаринского хребта в горной системе Хамар-Дабана пик И. Д. Черского. Вершина имеет отметку 2090 м и названа решением Географического Общества именем видного исследователя и путешественника по Сибири. Название хребта «Комаринский» так и осталось в обиходе по старинному наименованию высочайшей вершины г. Комар.

Находится гора в Слюдянском муниципальном районе Иркутской области, примерно в 17 км южнее районного центра городка Слюдянка. На склонах этой горы находятся истоки речки Слюдянки и Безымянной, протекающих к . Здесь же находятся правые многоводные притоки речки Подкомарная, текущей к притоку Иркута речку Большую Быструю.

Западное скалистое подножие пика огибает Старокомарская старинная дорога, в южном направлении проходящая по горам Комарихинского хребта к долине речки Утулик. Эта дорога использовалась многие столетия как часть продолжительного и трудного горного пути торговых чайных караванов из Кяхты. Рядом у южного подножия горы находится удивительно красивое высокогорное с сочным бирюзовым оттенком воды озеро «Сердце».

Ежегодно подъем на гору И. Д. Черского совершают тысячи гостей . Маршрут восхождения проходит по широкой таежной тропе, относительно безопасен, можно пойти без специальной подготовки, альпинистских навыков и снаряжения. Однако, в таежной глуши не надо уходить далеко от тропы, дабы не заблудиться и не встретить диких зверей, зимой не вызвать сход лавины.

В погожие сентябрьские дни ежегодно здесь проходят соревнования по покорению вершины на скорость. При общей длине трассы восхождения 20 211 м здесь наблюдается существенный перепад высоты до 1 625 м. Данные состязания входят в наиболее сложные этапы соревнований Кубка России по передвижению на высокогорье в условиях пересеченной местности — скайраннингу.

Из Слюдянки к метеостанции Хамар-Дабан

Первым из этапов пути к горе И. Д. Черского становится подъем от ж/д станции к высокогорной Хамар-Дабан. Длина этого отрезка маршрута равна 21 км, путь начинается широкой нахоженной тропой вдоль дамбы речки Слюдянки прямо от перрона. Тропа многократно по 12 пешеходным мостикам пересекает речку, следует двигаться по подобию грунтовой дороги вдоль речного ущелья по ярким указателям и подсказкам встретившихся групп. Вначале ущелья встречается много широких полян, где можно поставить палатки и заночевать.

Долина Слюдянки необычайно живописна, сплошь поросшая папоротником-страусником, кустами рябины и дикой смородины, отдельно стоящими реликтовыми тополями и вековыми кедрами, покрытыми изумрудно-зеленым мхом большими валунами и нависшими над ней высокими скалами. Особенно красива в июне, когда цветут множество цветов и в сентябре, когда краски немыслимых цветов украшают ее. Особый колорит придают тропинке мостовые переправы через бурную горную речку.

У первой переправы справа от тропинки видны отвалы белого мрамора местного карьера «Перевал», слышен звук карьерной техники, встречаются предупреждающие о работах щиты и мраморные валуны прямо у дорожки. Посередине пути к метеостанции на левобережье речки находятся деревянные домики небольшой турбазы. Сложенный из бревен восьмигранник находится прямо за 7 переправой через Слюдянку. Здесь есть банька, кафе с вполне туристическим названием «Привал», можно полакомиться вкусными оладьями, попить чайку из таежных трав.

Через 40 минут пути от тропинка выходит на просторное свободное от деревьев урочище, которое здесь часто называют «Горелой падью». Речка уходит от тропы влево, а дорожка через 30-40 минут, набирая высоту, выводит туристов к живописной сухой, заросшей черемшой и крупной дикой жимолостью Казачьей поляне. После еще одного крутого, но непродолжительного подъема, тропинка выходит к поляне метеонаблюдений и домику метеостанции. В общей сложности подъем от Слюдянки до этого места занял около пяти часов.

На местной метеостанции, расположенной на высоте 1430 м, кроме домика, где живут сотрудники, есть банька, колодец с вкусной свежей водой и хозпостройки. Рядом расположена небольшая турбаза и обширная полянка для палаток. Именно отсюда большинство туристических групп уходят радиальными выходами к пикам И. Д. Черского и А. Л. Чекановского, на перевал «Чертовых ворот», на водопады речки Подкомарной и высокогорному озеру «Сердце».

К пику И. Д. Черского и к озеру «Сердце»

После завтрака на метеостанции туристические группы чаще всего уходят на 4-5 часовую прогулку к вершине пика И. Д. Черского и горному озеру «Сердце». От метеостанции к вершине горы ведет серпантин Старокомаринской дороги, эта дорога с момента ее постройки в XVIII веке проходит по всему Хамар-Дабану и ведет на юг к Монголии и Китаю. С введением в эксплуатацию Транссиба Старокомаринская дорога пустует за ненадобностью. Сейчас с развитием активного туризма в Хамар-Дабане дорога зажила второю жизнью, здесь проходит множество туристических маршрутов.

Набирая высоту, горная дорога выходит туристов к Первому в гольцовую высокогорную зону. Высота Первого Гольца 1901 м, леса здесь уже нет, все пространство покрыто низкорослыми травами, стланиковым кедром и низкими ивами, вокруг цветут и благоухают яркие альпийские луга.

Дальше тропинка идет у скромного памятного знака туристке, трагически погибшей под лавиной в 1963 году и ведет ко Второму Гольцу. Турист, поднявшийся на скалы Второго Гольца, испытывает чувство эйфории и замирания сердца от открывшейся панорамы удивительно красивой горной страны. Внизу сверкает на солнце местная жемчужина здешних мест высокогорное удивительно красивое озеро «Сердце».

Тропа на вершину пика И. Д. Черского проходит по узкой гребневой части Жандармского перевала. Идти по ней не страшно, но за 30-минутный подъем среди причудливой формы скал надо быть внимательным и иногда держаться за металлический трос, заботливо натянутый кем-то из туристов. На каменистом подъеме сердце успокаивает мысль о том, что правильно отправился на прогулку в ботинках с жесткой фиксацией голеностопа.

На вершине находится небольшая площадка, поклонный крест с текстом молитвы «Отче наш», каменные туры с флагами и щит с информацией об И. Д. Черском. У любого туриста захватит дух от открывшейся перед ним картины горного хребта, где-то вдалеке виднеется кусочек акватории Байкала близ пос. Култук, заснеженные трехтысячники так называемых Тункинских Альп, как на ладони видно и великолепный вид на пик А. Л. Чекановского.

К высокогорному озерному водоему «Сердце» надо пройти с вершины горы по узкому гребню на юго-восток, затем минут 20-25 по натоптанной тропинке к водоему. Спуск по тропинке крутой, метами проходит по осыпям из крупных камней. Озеро совсем небольшое, обойти его нетрудно за 15-20 минут. Еще издали оно манит туристов бирюзовыми бликами в обрамлении изумрудных трав, ярких цветов и крупных валунов. Из озерца вытекает речка Мангутайка, впадающая в воды речки Левой Безымянной.

К водопадам речки Подкомарной

На Подкомарную и ее притоки лучше отправиться на следующий день после ночевки на метеостанции. Эта экскурсия по специальной кольцевой тропке займет всего 5-6 ч. Начнется тропинка на поляне метеостанции, резко уйдет вниз по каменистому склону и через 30 мин. спускается в долину Подкомарной. Здесь она выходит к хорошо натоптанной тропе вдоль русла, по которой надо двигаться минут 30 вверх по течению до водопадов.

Тропинка вывела туристов к средней зрелищной ступени великолепного тройного каскада местных водопадов, общая их высота достигает 80 м. Здесь есть две хороших смотровых площадки, у бассейна «верхнего» потока и скала у «среднего» водопада. Чтобы осмотреть «нижний» водопад надо вернуться по тропинке назад до заметного кедра с большим отверстием «берлоги» под корнями и перейти реку вброд. Каньон, где падают с большой высоты 4 «нижних» водопада, всегда наполнен ревом падающей воды и мельчайшими брызгами.

Выше каскада по тропинке можно пройти на просторную сухую поляну в окружении кедров. С поляны, отдохнув, следует идти вверх до устья впадающей в Подкомаркую Каменки. Свернув в долину Каменки, тропка выходит к красивому 25-метровому «нижнему» . Два других водопада, расположенных выше, существенно уступают в высоте и зрелищности «нижнему», но на «среднем» очень красивый обрамленный голубыми и розовыми камнями бассейн.

На «Чертовы ворота» и пику А. Л. Чекановского

Замечательным и не менее интересным маршрутом станет однодневная экскурсия на перевал «Чертовых ворот» и пику А. Л. Чекановского. В высокогорном гольцовом варианте пути надо двигаться от Второго Гольца через перевалы «Посетительский» и «Четырех», затем траверсом восточного склона на хребет «Безымянный Голец» и до самого пика А. Л. Чекановского.

Есть еще один способ попасть к пику А. Л. Чекановского, пройдя по мало посещаемым туристами местам дороги «Старокомарская» до самых «Чертовых ворот» и перевалу «Четырех». Затем посетить Безымянный Голец и подняться на вершину пика. Дорога будет интересной с множеством меняющихся ландшафтов, болотистых участков, ручьев и гатей. На перевале «Чертовы ворота» можно отдохнуть на высокогорном «Чертовом» озере.

Как добраться до пика Черского

Из Иркутска необходимо добраться до г. Слюдянка, это можно сделать на электричке до ст. Слюдянка, на маршрутке до автовокзала г. Слюдянка или на личном транспортном средстве. Треккинговый маршрут восхождения на пик И. Д. Черского начинается именно с ж/д перрона г. Слюдянки. А маршрут от Слюдянки через пики И. Д. Черского и А. Л. Чекановского, далее до горы Мангутай и к побережью Байкала громко называют «Байкальской кругосветкой».