Монте альбан мексика. Пирамиды монте-альбан, мексика. Цены, график работы

Все мы любим мистику, секреты и загадочные места, не правда ли? Часто любопытство даже берет верх над здравым смыслом. Ну как не посмотреть на место, где некогда совершались мистические культы предков или индейцы приносили жертвы своим богам?

Уж где-где, а в Мексике таких мест предостаточно! Взять, например, поселение Монте-Альбан, что неподалеку от городка Оахака . Да к тому же здесь еще и пирамиды!

Несомненно, мексиканские пирамиды входят в число достопримечательностей, ради которых путешественники нашей родины готовы провести 14 часов в самолете. Практически уверена, ни один турист в уме и добром здравии не проедет мимо Монте-Альбана.

Мы точно не из числа безумцев, поэтому выбрали один из погожих деньков, на которые нам в Оахаке не очень-то везло, и отправились знакомиться с древним городом сапотеков.

Достопримечательности комплекса Монте-Альбан

Основатели города решили, что он должен занять место на одном из хребтов долины Оахака. Видимо, они знали толк в прекрасном, потому что виды с холма открываются захватывающие.

Ключевое место в комплексе занимает Центральная площадь (Gran Plaza), на которой рассыпаны строения. После Теотиукана кажется, что пирамиды совсем маленькие и плоские. По сути, они и есть плоские, потому что сверху накрыты плитами.

Мы сразу же забрались на Северную платформу (Plataforma Norte), с которой открывался панорамный вид на город и долину. Кстати, здесь можно сделать отличные снимки на фоне Монте-Альбана.

С этой же платформа отлично видно Затонувший патио (Patio Hundido) и колоннаду . Да и вообще весь Монте-Альбан как на ладони. Скорее всего, патио некогда выполнял роль бассейна с водой, может, для красоты, а может для водоснабжения. Как выглядели колонны изначально, даже не представляю, сейчас от них остались только огрызки

Нам как-то очень понравилось наверху, уходить совсем не хотелось. Здесь можно долго стоять, любоваться, вдыхать флюиды древности и чувствовать себя свободным.

Множество строений вообще не имеет названий, просто «здания» (Edificio): здание 4 или здание G. Видимо, ученые, так и не сошлись во мнении об их предназначении.

Помимо центральной площади есть еще всякие тропинки, закоулки, террасы - гулять, не перегулять. Мы, к сожалению, были ограничены во времени, поэтому взглянули на все это богатство мельком.

Побрели к противоположному концу площади. Шли и любовались, как здорово сочетается камень пирамид с зеленью деревьев. Сейчас это просто камни, хоть и весьма впечатляющие. Даже не верится, что когда-то в этих местах кипела жизнь, торговля, совершались религиозные действа.

Попутно отбивались от продавцов сувениров, хотя, справедливости ради замечу, что они совсем не приставучие, а точнее быстро отставучие. Некоторые и вовсе разомлев на солнце, лениво предлагают свой товар, примостившись под деревом.

Заглянули в Галерею Танцоров (Galeria de los Danzantes), серия барельефов которой якобы изображает танцующих мужчин. Оказывается, это всего лишь одна из версий трактовки загадочных силуэтов. Некоторые ученые считают, что это вовсе не танцоры, а убитые враги или те, кого приносили в жертву. Другие утверждают, что это люди с различными физическими отклонениями, а здание, где были найдены барельефы - больница. Вот такие древние медицинские карточки.

Ну да, видимо, всем приятнее думать, что это исполняющие танцевальные па древние сапотеки. На том и порешили.

Вообще, изображения, встречающиеся в Монте-Альбане, кажутся современному человеку крайне примитивными, но в свое время здесь жил очень развитый народ. В течение тысячи лет город был столицей могущественного государства, с которым считался даже Теотиуакан. А вот причины упадка и запустения ученым не известны. Знают лишь то, что пришедшие сюда позднее миштеки стали использовать территорию для захоронений. Правильно, не пропадать же добру.

Незаметно дошли до Южной платформы (Plataforma Sur), забрались на нее, преодолев более сорока ступенек и увидели ту же панораму, но с другой стороны.

Разница все-таки есть: с Южной платформы видно одно загадочное здание, внешне не слишком-то и симпатичное, зато это самая настоящая Обсерватория (Observatorio).

Кроме того, познакомились с одним милым существом - мексиканской цикадой (la cigarra), если вам не повезет ее увидеть, то услышите, несомненно. Не обратить внимание на этот душераздирающий вопль невозможно.

Одно из интересных сооружений Монте-Альбана - Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota). Здесь нет каменных колец, встречающихся на других пирамидах и наводящих хоть на какие-то догадки о правилах игры. Глядя на эти ступенчатые своды, совершенно не понятно, что должны были делать игроки.

Чуть не забыла рассказать про коллег)) Туристы были, но совсем не много. К обеду их количество резко увеличилось, отсюда делаем вывод, что приезжать лучше с утра пораньше, если любите уединение и покой. Кстати, большую часть посетителей составляли местные любители приключений.

Отведенное нам время подходило к концу и мы пошли к выходу. Буквально на пять минут заскочили в Музей (Museo de Sitio). Толком ничего посмотреть не успели. Вниманию представлены трофеи, добытые при раскопках, проводимых на территории, а также богатства из гробниц. После пирамид и природных красот все это кажется скучным и унылым.

На территории Музея есть книжно-сувенирный магазин и кафешка, где можно перекусить. Также полно сувенирных палаток перед входом на территорию музея: тут и маски, и околосапотекские керамические фигурки, и бусы-браслеты, а также целый ворох шляп.

Если говорить о впечатлениях, то мне место очень пришлось по душе. Если честно, ждала от него почему-то меньшего. Например, для нас с Андрюсиксом этот комплекс даже стал одним из самых запоминающихся мест в Мексике.

Находясь в Монте-Альбане, физически ощущаешь спокойствие, словно время замедляет ход и становится густым и тягучим. Красивая природа, древние камни, мексиканское солнце, которое так же светило древним жителям города. Если вдуматься, Монте-Альбан - это связь между далеким прошлым и настоящим. Может, в этом и заключается вся мистика этого места?

Приятных вам прогулок по Монте-Альбану, дорогие читатели!

Как добраться до Монте-Альбана из Оахаки

Оказалось, что общественный транспорт в те края не ходит, зато активно курсируют между Оахакой и Монте-Альбаном туристические газельки (шаттлы). Например, от отеля Rivera del Ángel (Calle Arista 116), хотя, есть и другие подобные варианты. Уехать можно в любое время с 8:30 до 15:30. Единственное, что стоит учитывать - возвращаться придется в фиксированное время, на прогулку по комплексу отводится 3 часа. Сначала мы расстроились, так как подумали, что не уложимся в это время, но как оказалось, его достаточно (хотя и впритык). Кстати, можно вернуться и позже обозначенного в билете времени, но об этом надо заранее сказать при покупке посадочного талона, тогда вам напишут то время возврата, которое вы пожелаете. В противном случае, могут просто не посадить в газель ввиду нехватки мест.

Билет туда-обратно стоит 60 песо, что немного, на мой взгляд, дороговато, ибо ехать всего 9 км (20-25 минут).

Еще один нюанс: так как комплекс Монте-Альбан закрывается для посетителей в 17:00, учитывайте, что уехав из Оахаки на шаттле в 14:30 и 15:30 времени на полноценный осмотр может не хватить.

Такси туда-обратно, по некоторым данным, стоит 200-300 песо.

Цены, график работы

Сколько стоит входной билет в комплекс Монте-Альбан: 59 песо

Время работы парка: c 8:00 до 17:00

Сколько нужно времени на осмотр: мы гуляли по Монте-Альбану 3 часа, все успели посмотреть.

Давайте ненадолго погрузимся в мистику и тайну древних народов сапотеков.. Происхождение людей от камней, деревьев и ягуаров, множество богов для поклонения, мистический культ предков и умерших... Жутковато, правда?.. Этот народ сразу кажется нам диким и необразованным. Но нет! По уровню знаний и достижений в сферах искусст­ва, архитектуры, математики и астрономии сапотеки были весь­ма близки к ольмекам, древним майя и тольтекам. Их столица – Монте-Альбан. Занимает площадь 40 квадратных километров и находится приблизительно в 10 км на юго-запад от города Оахака. Центр руин, построенный на искусственной платформе в 400 метров над субтропической долиной Оахака, возможно, является самым впечатляющим местом доколумбовых цивилизаций.

Название города переводится как «Белая гора» - назвали его так испанцы, из-за белых цветов, растущих на склонах. В центре города раскинулась центральная площадь, окруженная террасами, дворцами и платформами. Жилые здания стояли на террасах на склонах холма, здесь же, вероятнее всего, находились и сады. В Монте-Альбане были также обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории. В городе осталось множество захоронений и гробниц, с прекрасно выполненными фресками на куполах. Оформление именно этих гробниц было признано самым уникальным на Западе.

Монте-Альбан покоряет монументальностью всего комплекса, просторными площадями в нескольких уровнях, связанных многочисленными каменными лестницами и окаймленными пирамидами различных размеров. Остовы мощной колоннады будят воображение, насколько изящно все это выглядело в свое время. Жемчужиной и загадкой Монте-Альбана являются многочисленные плоские камни, на которых люди изображены в необычных позах – пляшущие человечки.

В 1932-м в руинах Монте-Альбана был обнаружен богатейший клад XIII века. Раскопки проводила группа мексиканского американиста Альфонсо Касо. Именно он осенью 1931 года обнаружил в Монте-Альбане первую гробницу. Ценностей в гробнице оказалось так много, что только для того, чтобы вынести все обнаруженные предметы из гробницы, понадобилось семь дней и ночей. В гробнице, открытие которой по важности для ученых сопоставимо с обнаружением гробницы Тутанхамона, были найдены ожерелья из крупных жемчужин, серьги из нефрита и обсидиана, золотые браслеты и ожерелья, украшения из бирюзы, ракушек и серебра, маска бога Шипе Тотека, изделия из горного хрусталя.

Монте Альбан – это руины, которые помнят присутствие множества древних культур Мексики. Ольмеки, сапотеки, мишкеки и ацтеки считали это место священным. Сегодня же Монте-Альбан является самым крупным в мире музеем под открытым небом. В это место лучше всего приезжать рано утром, пока ещё никого нет. Тогда ты оказываешь один на один с удивительной тайной Монте Альбан.

Посещение Монте-Альбана предполагает вступление в сакральное пространство. Самая верхняя часть горы предназначалась различным религиозным церемониям, бывшим основой как общественной, так и частной жизни членов этого общества. Долина, над которой возвышается гора, являлась центром сельскохозяйственного производства. Логичным для посещения места будет визит, который начинается на Главной площади и заканчивается в Музее Монте-Альбана. (План места находится в конце статьи ).


Площадка для игры в мяч

Это архитектурное сооружение является типичным для месоамериканского региона. Такие площадки появляются в Монте-Альбане во I - II веках н.э. Ритуал игры в мяч был столь значимым во всех древних городах Месоамерики, что поддержанию площадок в рабочем состоянии и их реконструкции, а также увеличению их количества, посвящались большие усилия. По современным версиям этой игры, изученным этнографами, до определенной степени можно понять, как в нее играли в древности, однако наверняка невозможно утверждать какова была ее динамика в доиспанскую эпоху. На территории центральных долин Оахаки и в области, называемой Миштека, до сих пор жива традиция игры, называемой миштекский мяч.

Площадка для игры в мяч располагается в северной оконечности восточного сектора площади. Ее форма является типичной для подобного рода конструкций: центральное поле в виде вытянутого прямоугольника, ограниченное с длинных сторон невысокими наклонными платформами. По краям этой конструкции располагаются два других вытянутых прямоугольника меньших размеров, что придает полю в плане вид буквы Iс большими засечками.

Система IV или Здание К


Система IV
Архитектурные характеристики этого объекта позволяют отнести его к периоду с 200 по 500 гг. н.э.

Строение представляет собой квадратное пирамидальное основание из четырех ступенчатых уровней и храма на верхней площадке. Подняться к нему можно по широкой центральной лестнице без бордюров, которая размещается со стороны главной площади, а также по двум узким доковым лестницам.

Вторым элементом, расположенным у подножия пирамиды, со стороны Главной площади, является большой квадратный двор, ограниченный по бокам невысокими стенами и со стороны площади - другим пирамидальными основанием, поменьше. В центре двора находится большой алтарь.

Комплекс дополняется большой стелой с календарными глифами, расположенной с северной стороны Здания К.

Здание L или «Танцоров»

Сологурен и Батрес исследовали его впервые в 1900 году. Построенное в период с 500 по 100 гг. до н.э., здание, судя по наклону его стен, было пирамидальной формы, похожее на те, которые строили в позднейшие эпохи. Тщательные исследования позволили выявить, по меньшей мере, три этапа строительства. Интересными объектами в нем являются барельефы, вырезанные на каменных плитах и представляющие собой индивидов мужского пола в странных позах с согнутыми руками и ногами. При этом изображены их внутренности вынутые наружу или половые органы, по всей вероятности, изувеченные. Именно они дали название зданию, так как первые исследователи думали, что это изображения людей, исполняющих ритуальный танец. Справедливости ради, нужно отметить, что не все «танцоры» изображены «выпотрошенными». Есть такие, которые представляют собой просто нагие фигуры, причем физический тип изображенных разный, одни индивиды имеют негроидные черты, другие - окладистые бороды.

Большинство из них изображено в стиле, напоминающем ольмекский – пухлые короткие конечности, круглые головы на коротких шеях, раскосые глаза и вздернутые круглые носы. Многие из плит с рельефами находились в качестве конструктивных элементов в позднейших строениях, что наводит на мысль о повторном использовании строительного материала.

На верху Здания L было возведено три храма, два прямоугольной формы, расположенные по краям верхней платформы и один квадратный, представляющий собой внутренний двор, окруженный строениями с четырёх сторон. Эти здания сохраняют часть своих украшений.

В ходе недавних исследований западной части здания (обращенной в сторону, противоположную главной площади, на склон холма), обнаружилась лестница, соединявшая комплекс с террасами на склоне горы, на которых располагались жилые дома, и два захоронения, одно квадратное а другое крестообразное в плане.

Система М

Считается сооружением - «близнецом» системы IV поскольку имеет те же характеристики. Она находится на юго-западном углу Главной площади и состоит из квадратного двора с алтарём в центре. С северной и южной стороны ограничена небольшими пирамидальными основаниями. Доступ к структуре осуществляется с восточной стороны, через пирамидальное основание с широкой центральной лестницей, связывающей внутренний двор и Главную площадь. Здание, находящееся с западной части структуры, квадратное в плане, состоит из четырех уровней и центральной лестницы. В ходе недавних исследований была обнаружена круглая стена, пристроенная к западной части здания, и служившая контрфорсом.

Южная платформа

Это большое основание пирамидальной формы, 120 м длиной, 112 шириной и 11 м высотой, которое ограничивает Главную площадь с южной стороны. В верхней части платформы находятся еще две пирамиды, возможно, храма, относящиеся к периоду с 200 по 700 гг. н.э., и защитная стена, пересекающая платформу с востока на запад с фронтальной части. Она была воздвигнута позже, в период после 950 г. г.э., который ознаменовался закатом одних цивилизаций, приходом других и в целом, неспокойной политической обстановкой во всей Месоамерике.

На платформу можно подняться по широкой лестнице, ограниченной бордюрами монументальных размеров. Размеры ступенек довольно необычны: в среднем 47 см высотой и 34 см глубиной.

В основании платформы на северо-восточном и юго-восточном углах, есть каменные плиты, принадлежащие периоду строительства сооружения, т.е. 200 - 500 гг. г.э., на которых изображены пленные воины, со связанными за спиной руками, облаченные в богатые наряды. Каждый высечен стоящим на глифе-надписи, символизирующем какую-то местность (поселок или город) и является свидетельством военной экспансии Монте-Альбана, завоёвывавшего разные места.

Здание J

Построенное в I - II веках н.э. здание, хотя и претерпевшее позднейшие модификации, является одним из самых интересных в Монте-Альбане, поскольку не повинуется симметричному шаблону, по которому проектировались и строились другие сооружения. Это пирамидальное основание, состоящее из трех уровней, пятиугольное в плане, напоминающее формой наконечник стрелы. Еще одним отличием от остальных зданий Монте-Альбана, воздвигнутых по оси север-юг, является то, что Здание J повернуто по отношению к остальным на 45° и ориентировано на северо-восток.

На его главном фасаде есть лестница, ведущая наверх, к строению прямоугольной формы, от которого сохранились только стены да и то частично. На высоте второго уровня, в другой части здания, «наконечнике», имеется проход, оформленный ложным сводом, который пересекает здание с севера на юг.

Еще одной специфической характеристикой здания являются стелы с рельефами, которые можно разделить на две группы: «Танцоры», типичные для периода I (с 500 по 100 гг. до н.э.) и Плиты Завоеваний, названные так Альфонсо Касо (Alfonso Caso), состоящие из трех элементов: 1. Глиф или символ завоёванного места; 2. Символическое изображение ступенчатой пирамиды, означающей условное обозначение всем знакомого места. Очевидно, что это Монте-Альбан; 3. Перевернутая человеческая голова, закрытый глаз которой символизирует, что изображенный мертв. Кроме того, головы украшены уборами. Эти три элемента символизируют поражение неких городов или общин и возможно, служили рассказом о военных кампаниях сапотеков.

Это здание известно также под другим названием - «Астрономическая Обсерватория», поскольку некоторые исследователи считают, что в силу его особой ориентации и связи со Зданием Р, сапотекские астрономы использовали его для наблюдения за небесным сводом. Каменные плиты с рельефами, могли быть сттроительным материалом, использованным повторно.

Дворец

Является образцом дворцовых сооружений сапотекской знати. Представляет собой центральный двор с небольшим алтарем в центре, окруженный жилыми строениями. Дворец построен на невысокой платформе которая сообщается с Главной площадью широкой лестницей. Вход во внутреннюю часть происходил через проем в стене, косяки и притолока которого сделаны из монолитных блоков. Далее необходимо было двигаться по проходу в форме Z, так называемому слепому входу, поскольку такая конструкция позволяла скрывать от посторонних глаз внутренние покои дворца.

Здание Р

Монументальная платформа, с лестницей, обращённой на запад, ведущей к храму, который был расположен наверху. Специалисты связывают это строение с астрономическим наблюдениями, поскольку в центре лестницы находится камера, с вертикальным спуском, которая позволяет в первых числах мая и августа наблюдать посредством света и тени проход солнца в зените. Кроме того, проекция оси симметрии Здания J проходит как раз по этому вертикальному спуску. Здание является частью астрономического комплекса Монте-Альбана.


Алтарь

Эта низкая платформа была построена в некоем подобии небольшого бассейна, выложенного плиткой, периода с 200 по 750 гг. н.э. и возможно, служило для наполнения его водой и совершении соответствующих ритуалов. Алтарь-бассейн расположен в специальном углублении, у западной и восточной стенки которого есть два узких тоннеля, соединяющие площадку с верхней частью Зданий H и I. Алтарь был возведен в период с 200 по 500 гг. г.э., отсюда жрецы руководили своими церемониями. На его юго-восточном углу Альфонсо Касо обнаружил знаменитую маску Бога-Летучей мыши.

Окончание осмотра Главной площади

Главная площадь Монте-Альбана имеет прямоугольную форму, 300 м длиной и около 180 шириной. С момента начала строительства города это пространство уже было спланировано и площадь была построена путем выравнивания вершины холма: скалы возвышающиеся над запланированным уровнем, были стёсаны а углубления заполнены. Размеры площади позволяли размещаться на ней большому количеству людей во время церемоний, которые проходили в разных зданиях, построенных по ее бокам. Некоторые исследователи полагают, что в какой-то части площади мог регулярно организовываться рынок. Площадь по всему ее периметру была покрыта толстым слоем штукатурки и окрашена в красный цвет. Для того, чтобы предотвратить ее заполнение водой во время ливней, она была снабжена эффективной системой дренажа.

Северная платформа

Это искусственное возвышение, которое ограничивает Главную площадь с северной стороны. Все ее углы округлены, что делает ее уникальным в этом смысле сооружением в Монте-Альбане. Наверх можно взойти с восточной стороны по лестнице, которая в древние времена вела на террасу так называемого Здания Украшенного Драгоценностями. В наши дни, на юго-восточном углу здания, образующего эспланаду, объединяющую пространство вместе с площадкой для игры в мяч, есть две лестницы, одна ориентирована на восток, а другая на юг. Главный вход на Северную платформу, все же, располагался с южного фасады платформы, и соединял сооружение с Главной площадью. Монументальная лестница, ограниченная бордюрами сохраняет классический архитектурный элемент: панели - таблеро в виде скапулярия, т.е. имеющие продолговатые углубления-нищи. Этот элемент является характерным для древней сапотекской архитектуры. Также сохранились остатки штукатурки, которая когда-то полностью покрывала здания.

Лестница ведет к некоему подобию портика или вестибюля, с основаниями шести монументальных колонн, 2 м в диаметре. По мнению историка Берналя, они могли поддерживать крышу. Этот вестибюль служил доступом к целому ряду архитектурных комплексов, размещенных на Северной платформе, т.е. на верхнем уровне города.

К северу от портика находится Углубленный двор, явного теотиуаканского влияния, квадратный в плане, с алтарем посередине. Двор использовался для церемониальных целей. Как можно понять из его названия, он находится ниже основного уровня северной платформы. Спуститься внутрь можно было по четырем лестницам, расположенным в соответствии со сторонами света. В западной и восточной частях двора располагаются две небольшие пирамиды (А и В), являющиеся частью того же ансамбля, с лестницами, ведущими в Углубленный двор.

Севернее этой группы находится так называемый Комплекс Геодезического пункта. Он состоит еще из четырех пирамид, окружающий небольшую площадь. Пирамида, расположенная в западной части, носит условное название VG (Vé rtice Geodé sico, геодезический пункт), поскольку не так давно на вершине ее располагалась геодезическая отметка, важная для топографической съемки центральных долин Оахаки.

В ходе недавних исследований был раскопан восточный край комплекса VG и на поверхности оказалось Здание Украшенное Драгоценностями, названное так потому, что оно когда-то было декорирована росписями в виде красных дисков, расположенных на его панелях. Такие диски были популярны в Теотиуакане и символизировали нефритовую драгоценность, дар небес, каплю живительного дождя. Таим образом это здание стало явным свидетельством теотиуаканского влияния, распространившегося в определенный период на Монте-Альбан. Есть даже идея, что это место было «кварталом» теотиуканской диаспоры, проживавшей в столице сапотеков, находящая свое подтверждение в большом количестве находок теотиуаканского происхождения или влияния, найденных на этой территории. Все это доказывает, что культурный и коммерческий обмен в доиспанскую эпоху распространялся на большие расстояния и связывал Оахаку и Центральное нагорье Мексики.


Резюмируя, можно сказать что Северная платформа, принявшая свой окончательный облик в период с 200 по 700 гг. н.э. являлась средоточием обрядовой, идеологической и символической деятельности, являвшейся одной из центральных в общественной и личной жизни жителей Монте-Альбана.

Захоронения Монте-Альбана

Сапотеки хоронили своих умерших под жилищами. В Монте-Альбане было обнаружено достаточно большое количество таких захоронений, представлявших собой семейные склепы, в которых помещали усопших и приношения из различных предметов, делая это неоднократно.
Самыми известными являются захоронения 104, 105 и 7, в настоящий момент, после того, как пострадали от сильного землетрясения, они закрыты для посетителей археологической зоны.

Захоронение 104

Было сделано под двором жилого комплекса, принадлежавшего лицам высокого статуса в сапотекском обществе, в период с 500 по 750 гг. н.э. Оно прямоугольное в плане, с плоским перекрытием служившим крышей и пятью нишами: две в боковых стенах захоронения, две – в его внутренних углах и одна – в глубине. Приношения, которые были оставлены в ней состояли из керамических объектов. Фасад захоронения является наиболее искусно сделанным среди всех захоронений, найденных до сих пор в Монте-Альбане. Он типичен для храма или дома, с панелями таблеро с двойной нишей-скапулярием и с глиняными скульптурами, представляющими двух самых главных богов сапотекского пантеона: Косийо, бога дождя и Питао Кособи, бога кукурузы. Вход был закрыт каменной плитой с иероглифическими значками на разных ее плоскостях. Внутри помещение было покрыто тонким слоем штукатурки, на которой в технике фрески были нарисованы божества, люди и иероглифические знаки.

Захоронение 105

Расположенное на северо-востоке, вне Главной площади, оно было построено под южным помещением одного из жилых комплексов, в эпоху с 200 по 500 гг. н.э. Оно крестообразное в плане, с плоской крышей. При его создании использовались большие каменные блоки, на которых сохранились останки красной краски. Захоронение считается важным из-за настенных росписей, украшающих всю его поверхность. Рисунки мягких очертаний и сделаны на красном фоне с использованием желтых, бирюзовых и оливковых тонов. Все контуры фигур прорисованы черной линией и представляют в стиле типичном для монументальной доиспанской живописи процессию персонажей, одетых в великолепные наряды и головные уборы из длинных перьев.

Захоронение 7

Открытое Альфонсо Касо в 1932 году, оно стало одним из самых больших достижений в мексиканской археологии. Находится на северо-востоке Главной площади. Было оборудовано, как и остальные, в жилом доме, принадлежавшем предстателям знати и само помещение относится к периоду с 200 по 700 гг. н.э., однако объектов, оставленные в ней в виде приношения относятся к более позднему периоду, после 950 г. н. э., когда Монте-Альбан был уже заселен миштеками, облюбовавшими южную часть города. Это говорит о том, что миштеки воспользовались сапотекским склепом для погребения своих мертвых.

Приношения было разложено внутри и за пределами могилы. Из наружных объектов выделяется духовой инструмент из морской раковины и три урны, которые по обычаю сопровождали покойных (в них клались, по всей вероятности пища и питье для усопших). Они, по всей вероятности, относились к сапотекскому, первоначальному, приношению, переложенному в «прихожую» склепа. Внутри погребальной камеры было обнаружено более 200 ритуальных предметов, которые прославились под названием «Сокровище Монте-Альбана», изготовленных из золота, серебра, жадеита, бирюзы, обсидиана, алебастра, янтаря, жемчуга, коралла, раковины, человеческой кости и кости животных, принадлежавших семейству кошачьих.

Среди изделий из драгоценных металлов выдающимися являются нагрудное украшение с изображением Бога подземного мира (Касо дал ему имя Владыки подземного мира Миктлантекутли, хотя это не совсем верно, потому что Миктлантекутли был Богом, которому поклонялись ацтеки, говорившие совсем на другом языке), головы Бога Шипе , золотая диадема, кольца с орлами, выполненные в технике филиграни и ожерелья с черепахами.

Заслуживает специального упоминания человеческий череп, украшенный мозаикой из бирюзы, жадеита, золота и раковин моллюсков, помещенных в глазницы.

Эти предметы можно увидеть в г. Оахака, в Музее Культур Оахаки, расположенном в бывшем монастыре Санто-Доминго.

Музей археологической зоны

В музее Монте-Альбана хранится одна из самых значительных коллекций экспонатов Оахаки. Есть здесь стелы, которые были выставлены сапотеками в зданиях доиспанского города в разные эпохи, керамические изделия отличающиеся высоким художественным и техническим качеством, изделия из камня, раковины и кости, части захоронений, иллюстрирующие погребальные практики в Монте-Альбане.

Музей возник в том числе и потому, чтобы изолировать оригиналы многих находок от действия природных факторов и при этом дать возможность посетителям места рассмотреть их. При этом на площади и в зданиях разместили копии каменных стел.

Визит по музею начинается с общей информации о расположении Монте-Альбана и о долине Оахаки и о хронологии культур, развивавшихся на этой территории.

Среди самых древних памятников Монте-Альбана здесь представлены стелы с изображениями Танцоров, людей, по всей вероятности, принесенных в жертву. Той же эпохе принадлежат знаменитые стелы 12 и 13, на которых в систематической форме используются знаки письменности и цифры, представленные в виде перекладин и точек, сочетание тех и других знаков представляет собой календарные даты.

Здесь также можно увидеть всевозможные предметы из глины и камня, среди которых женские фигурки, образы с элементами животных и ящик в виде божества Косийо. Под стеклянным полом имеется макет захоронения с предметами, типичными для подношения мертвым. С целью, чтобы посетитель мог представить погребальные практики Монте-Альбана.

Стелы Завоевания, относящиеся к I – II в. н.э. из Здания J представляют собой свидетельства о покорении соседних территорий Монте-Альбаном.

В витринах по соседству выставлены керамические урны эпохи с 200 по 500 гг. н.э., самые выдающиеся образцы пластического искусства представляют людей в разные периоды жизни. В еще одном макете демонстрируется необычная находка: детские черепа в одном общем захоронении, в сопровождении нефритовых четок и других ценных объектов.

В центральном внутреннем дворе выставлены стелы поздних периодов, 500 - 950 гг. н.э. Три большие стелы, составленные вместе, представляли одну общую сцену с людьми и пойманными ягуарами, которая была элементом нижней стены Южной платформы. На другом постаменте расположен оригинал Стелы 9, по смыслу связанной с архитектурными ансамблем Северной платформы. Перед ней, Стела MA- VG2 изображает процесс наследования власти.

В витринах выставлены черепа, представляющие разные виды намеренной деформации, подпиливания зубов, считавшиеся признаками красоты и высокого статуса, а так же следы патологических процессов на костях людей того времени, а так же трепанации черепа, одна из которых демонстрирует изощрённость, которой достигли медицинские практики в городе.

Последний стенд показывает контекст, в котором развивался Монте-Альбан в свой последний, пятый период (с 950 г н.э), период, когда вблизи Монте-Альбана возникли поселения миштеков. Населенные пункты, обнесенные защитными стенами и многоцветные керамические изделия являются общепринятыми хронологическими маркерами этого периода. Экспонаты сопровождаются планом, на котором показано расположение городов этого периода, называющегося Постклассическим, в долине Оахаки.


Монте-Альбан. Путеводитель. Текст Нелли М. Роблес Гарсия (Nelly M. Robles García). Издательство Monclem Ediciones, Мехико, 2004.

В юго-восточной части Мексики находится древнее поселение доколумбовой эпохи Монте-Альбан. Оно расположено рядом с одноимённой столицей штата Оахака и лежит на вершине низкого горного плато, высотой около 1950 метров, с которого открывается великолепная панорама всей долины.

Монте-Альбан возник около 500 г. до н.э. и считается древнейшим городом Мезоамерики. Город быстро превратился в центр интеграции племён всего региона и главное место организации их военной и экономической жизни. Вскоре он стал столицей сильного государства Сапотеков, которое контролировало большую часть Оахакского нагорья, и оставался ею более тысячи лет. Период его расцвета лежит между 6 веком до н.э. и 6 веком н.э. На пике своего развития население города достигало 25 тыс. человек. Социальная структура сапотеков имела чётко выраженный классовый характер. По сути это было теократическое общество, в котором официальный глава государства не имел всей полноты власти, которая находилась в руках жрецов. Религией сапотеков был политеизм. Из множества божеств, которым они поклонялись, важнейшим считался бог дождя Косико. Они также исповедовали культ предков и верили в происхождение людей из камней и деревьев. Эта загадочная цивилизация накопила большой запас натурфилософских знаний. Их достижения в сферах астрономии, математики, архитектуры и искусства не уступают уровню древних майя или инков. В 500-750 гг. н. э. город утратил своё значение и вскоре был практически заброшен.

Причины упадка Монте-Альбана пока остаются невыясненными. Учёные полагают, что на каком-то этапе своей истории государство сапотеков было завоёвано миштеками, которые позднее начали использовать Монте-Альбан в качестве некрополя. К 700 г. н.э. город был полностью покинут, через какое-то время повторно заселён, и хотя он потерял своё былое значение и сильно обветшал, тем не менее, сохранился до прихода испанцев, которые и дали ему его современное название в честь знаменитого конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана. В центре города находилась главная площадь, занимавшая территорию в 55 акров. Она была окружена террасами, на которых стояли жилые здания и дворцы, утопавшие во множестве садов. В городе также находились пирамиды, культовые сооружения, обсерватории, галереи и поля для игры в мяч. Последние интересны тем, что в отличие от подобных сооружений у майя, не имеют каменных кругов, а края поля наклонно поднимаются кверху. Эта форма, скорее всего, связана не столько с необходимостью создания мест для зрителей, сколько с особенностями игры. В отличие от майя, во время спортивных состязаний у сапотеков, практика человеческих жертвоприношений отсутствовала.

В городе находится множество усыпальниц и гробниц. Большинство из них венчают купола и украшают фрески. Этот архитектурный стиль считается наиболее совершенным в Западном полушарии, и является свидетельством высокого культурного развития цивилизации, создавшей его. На стенах храма Танцоров сохранились прекрасные барельефы, с фигурками людей, воспроизводящими танцевальные па. Ряд учёных считает, что данное здание служило больницей, а на стенах запечатлено своеобразное медицинское пособие, содержащее более 150 иллюстраций различных патологий. Другое здание является, пожалуй, единственным во всём городе, местоположение которого никак не привязано к сторонам света. Исследователи считают, что здесь находилась древняя астрономическая обсерватория. Эту гипотезу подтверждает тот факт, что здание сориентировано на точки захода звёзд из созвездий Центавра, Южного Креста и Капеллы. В этих местах до сих пор встречаются потомки сапотеков, разговаривающие на древнем языке и сохраняющие верность традиционной культуре.

Монте-Альбан (Мексика) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Мексику
  • Горящие туры в Мексику

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монте-Альбан (Monte Alban), расположенный в 9 км к востоку от города Оахака, представляет собой археологический комплекс и является культурным наследием ЮНЕСКО. Название Монте-Альбан означает «Белая гора».

Комплекс располагается на невысоком горном хребте, возвышающемся в центральной части долины Оахака . Это один из первых городов Месоамерики, основанный около 500 г. до н. э. На протяжении тысячи лет Монте-Альбан считался важнейшим социально-политическим и экономическим центром цивилизации Сапотеков. К 500-750 гг. н. э. он утратил свою ведущую роль и вскоре после этого был почти полностью заброшен.

Как добраться

Автобусы компании Autobuses Turísticos курсируют в Монте-Альбан от отеля Rivera del Ángel, расположенного на Mina 518 в городе Оахака (остановка находится в 6 кварталах от главной площади города). Автобусы отправляются каждый час с 8:30 до 15:30 и обратно - с 13:00 до 17:00 (расписание может меняться в зависимости от сезона). Стоимость билета в обе стороны составляет около 120 MXN. Такой билет позволяет вернуться обратно только в обозначенное на нем время.

Альтернативной компаний, организующей трансфер к археологическому комплексу, является Turísticos Marfil. Автобусы останавливаются на Local 25, Plaza Santo Domingo, Alcala 407 и у хостела Mezkalito. Стоимость поездки в обе стороны - 70 MXN.

Такси из Оахака до Монте-Альбана обойдется в 200-350 MXN в обе стороны.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Поиск авиабилетов в Мексику

Магазины и кафе

В археологическом комплексе есть небольшой книжный магазинчик, а на выходе с территории Монте-Альбана местные жители продают сувениры и еду. Есть на территории комплекса и маленькое кафе, где можно перекусить сэндвичами. Что-то более существенно стоит искать в городе Оахака.

Гиды в Мексике

Развлечения и достопримечательности Монте-Альбана

Частично раскопан гражданско-церемониальный центр Монте-Альбана, возвышающийся на 400 метров и расположенный на вершине искусственно-выровненного хребта высотой 1940 метров над уровнем моря. В состав комплекса также входят сотни искусственно-созданных платформ. Раскопки на близлежащих холмах Atzompa и El Gallo также считаются неотъемлемой частью Монте-Альбана.

Центральное место в Монте-Альбане занимает площадь, периметр которой составляет 300 на 200 метров. Вокруг площади расположены основные гражданско-обрядовые структуры и помещения для жилья для «элитных» граждан. К северу и югу от главной площади тянутся огромные насыпные платформы, доступ к которым открыт с главной площади через расположенные там же лестницы. Сохранились и более мелкие платформы, на которых возвышались храмы и «элитные» жилые дома. Южная платформа представляет собой пирамиду с открытой площадкой наверху, к которой ведет впечатляющая лестница.

Панорамы Монте-Альбана

В Монте-Альбане встречается множество памятников, выполненных резьбой по камню. Самые ранние примеры так называемых Danzantes (дословно, танцоров) встречаются в основном в районе сооружения «L» и представляют собой обнаженных мужчин в скрученных позах, некоторые из которых наносят увечья своим половым органам.

В 1930-е гг. в гробнице № 7 мексиканскими археологами были обнаружены различные артефакты, которые также представляют большой интерес. В археологическом комплексе есть и музей с коллекцией предметов, найденных во время раскопок в 1920-е гг.

Стоимость билета на территорию комплекса составляет 75 MXN, дополнительно взимается плата за использование фото- и видеокамеры. Комплекс открыт для посетителей с 9:00 до 17:00.