Дворец советов проект образец архитектуры эпохи тоталитаризма. Дворец советов ссср. Остался подземный вход

Дворец Советов СССР - неосуществлённый до конца грандиозный архитектурный проект Советской эпохи, работа над которым велась в 1930-е и 1950-е гг; величественное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Дворец представлял собой символ нового, грандиозного, прекрасного социалистического общества на месте старого, сгнившего, жестокого капитализма.

Дворец должен был стать центром «Новой Москвы».

Конкурс

Дворец Советов СССР. Проект архитектора Б. Иофана

Идея сооружения Дворца возникла в , когда собрался Первый съезд Советов. Несмотря на то, что здание так и не было достроено, работа над его проектом послужила мощным толчком для развития отечественной архитектуры, родился новый стиль, получивший название «сталинский классицизм». Именно Дворцу Советов пророчили титул лучшего здания всех времён и народов, он должен был украсить Москву, объединив все высотные здания в единый комплекс. Как говорил Луначарский, здание задумывалось не только как «вместилище необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве - красному центру мира, - зримый архитектурный центр».

В 1931 был объявлен конкурс проектов Дворца Советов, которому суждено было стать очень масштабным и, к тому же, интернациональным: в соревновании приняло участие более 270 коллективов: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств.

Несмотря на обилие конкурсных работ, окончательное решение комиссией принято не было: ни один из проектов полностью требованиям не удовлетворял, а большинство разработок не выдерживало даже поверхностной критики и было похоже на что-то несуразное: многих вещей не учитывали, страдал идеологический аспект, часть конкурсантов имела отдалённые познания в архитектуре и на лавры победителей попросту не могла претендовать.

Среди реальных претендентов на успех выделилось несколько групп архитекторов: «классики» (И. Жолтовский и его сподвижники), конструктивисты (М. Гинзбург, И. Голосов, П. Голосов и др.), Б. Иофан и его последователи. Совет строительства Дворца Советов деликатно заметил в своём постановлении: «…не предрешая определенного стиля, совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Проектирование ДС СССР продолжили: в 1932-1933 гг. было выполнено 22 проекта, и в финал вышло 5 групп архитекторов. 10 мая Совет строительства Дворца Советов постановил:

Особое постановление «О проекте Дворца Советов»

  1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.
  2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.
  3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов.
  4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Великая стройка

Строительство Дворца Советов в самом разгаре

В 1939 году группа зодчих закончила планирование, и началось воплощение этой грандиозной идеи в жизнь. Восемнадцатый съезд ВКП(б) постановил закончить строительство к концу третьей пятилетки, то есть к 1942 году.

Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В. И. Ленина), предполагаемый объём равнялся семи с половиной миллионам кубических метров! Объём пирамиды Хеопса, к примеру, только два с половиной миллиона кубометров - в целых три раза меньше. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли. Количество материалов для строительства поражало, одного только гранита для облицовки нужно было 300 тысяч квадратных метров!

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Опыт во воплощению подобных идей в жизнь уже имелся: великолепно зарекомендовали себя скульпторы С. Меркуров, украсивший канал имени Москвы парой фигур Ленина и Сталина, и И. Шадр, поставивший статую Владимира Ильича на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Грузии. Брался в расчёт и опыт по созданию Статуи Свободы.

Именно Меркурову доверили соорудить огромную статую Ленина для Дворца Советов. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн - почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира - Родина-мать в Волгограде. Иофан в своём первом проекте хотел поставить памятник не на крышу, а рядом со зданием, сам же Дворец Советов планировал разделить на две части с огромной башней между ними. На вершине должна была стоять статуя рабочего с факелом. Идея же здания как постамента для фигуры В. И. Ленина принадлежит итальянцу А. Бразини. Такая мысль понравилась, и Совет строительства Дворца Советов решил установить статую на крыше.

Самому Иофану такая идея не понравилась, и он всячески старался избежать установки памятника на вершине, потому что в этом случае его творение, здание Дворца Советов, становилось бы лишь постаментом и не обращало бы на себя пристального внимания - все бы восхищались статуей. Да и климат Москвы не совсем подходил для такого архитектурного решения: полгода статую скрывали бы низкие облака. Под давлением соавторов, Гельфрейха и Щуко, Иофан уступил, и фигуру Ленина всё же поместили на крышу.

Начало строительства Дворца Советов. 1930-е гг.

Конечно же, немалую роль в развитии проекта Дворца Советов играл И. В. Сталин, однако даже он сомневался, каким именно сделать этого колосса. Архитекторы во главе с Б. Иофаном создали два схожих равноправных проекта, и было не понятно, какой же из них должен воплотиться в жизнь. Впрочем, основы были одними и теми же, так что строительство началось без проволочек.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств:

Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу.

Ресурсы, отложенные на строительство Дворца Советов, были востребованы для восстановления государства после жестокой войны. К тому же, начиналась «холодная» война, и нужны были немалые силы и средства на создание атомной бомбы. Какой смысл в грандиозном здании, если противник, обладающий атомным оружием, может смести всю страну с лица земли? Кто тогда полюбуется шедевром советской архитектуры? Было ясно, что возведение величественного сооружения откладывается на неопределённый срок. Несмотря на это, при Совете министров СССР ещё несколько лет существовало управление строительства ДС. Потом оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт разработок Дворца Советов. Пройдёт ещё какое-то время, и Управление займётся строительством телевизионной башни в Останкино.

Критика

После смерти Сталина проект Б. Иофана активно критиковался, и новый конкурс проектов Дворца Советов, организованный при Хрущёве, убрал великого зодчего с арены. Ничего не добился и другой выдающийся архитектор Жолтовский - он тоже не отвечал «современным требованиям». В шестидесятых годах о детище Иофана писали следующее:

Подчинение внутреннего пространства Дворца высотной форме здания-постамента послужило источником очень серьезных противоречий и недостатков в его композиции. Богато отделанные, грандиозные по размерам помещения Дворца не были бы удобными для использования. Размещение помещений в ярусах огромного пирамидального объема затрудняло бы их загрузку, связь и эвакуацию, оборудование и освещение. Преувеличение объема здания повлекло бы за собой неоправданные затраты труда и материалов при его возведении и увеличило бы стоимость эксплуатации. По опыту строительства в Москве, эксплуатация высотных зданий обходится государству ежегодно в миллионы рублей. Скоростные лифты, насосные устройства, подающие воду на несколько сот метров вверх, дополнительные затраты на отопление, на проведение ремонтных работ и т. д. значительно повысили бы ежегодную стоимость эксплуатации Дворца Советов. <…> Недостатком Дворца в проекте 30-х годов является также отсутствие связи этого здания с окружением. Для строительства Дворца Советов был выбран участок вблизи Московского Кремля. Вместе с тем его композиция была задумана без учета архитектуры исторически сложившейся центральной части Москвы. Дворец Советов находился бы в резком противоречии с окружением из-за грандиозности своих размеров, сверхмонументалъности форм, уникальности строительных материалов. Следует особенна подчеркнуть исключительную немасштабность этого сооружения, имеющего форму монумента, неслыханно преувеличенного по размерам. Выстроенное, оно подавляло бы гигантской величиной своих форм приблизившегося к нему зрителя, равно как и все окружающие его сооружения. На большом расстоянии оно выглядело бы значительно меньше своего действительного размера, неузнаваемо изменяя панораму Москвы. <…> Композиция Дворца не отвечала в полной мере требованиям того времени, когда она была задумана, ни тем более изменившимся требованиям последующих лет. Этим объясняется отказ от старого проекта и объявление нового конкурса по новой программе.

В безуспешном строительстве обвинили Сталина, в 1956 году Хрущёв выдал знаменитую фразу: «Сталин проявлял неуважение к памяти Ленина. Не случайно Дворец Советов, как памятник Владимиру Ильичу, решение о строительстве которого было принято свыше 30 лет тому назад, не был построен, и вопрос о его сооружении постоянно откладывался и предавался забвению. Надо исправить это положение и памятник Владимиру Ильичу Ленину соорудить». Несмотря на жёсткую критику старого проекта и его организаторов, ничего более достойного новый конкурс так и не выявил, а здания ни при Хрущёве, ни после него страна так и не увидела.

Конкурс Хрущёва был неграмотно организован: архитекторы не получили чётких требований, не учтены были здания будущего центра Юго-Западного района, точного места для строительства Дворца Советов выбрано не было. Предлагалось два участка: участок рядом с ГЗ МГУ и в трёх километрах от университета. Таким образом, перед архитекторами была поставлена чрезвычайно сложная, с массой ограничений на структуру проектов, задача: помимо того, что точного места строительства фактически не знали, необходимо было уместить несколько грандиозных сооружений на довольно маленькой площади. Поэтому нет ничего удивительного в том, что победитель так и не был назван, а его сооружения Москва так и не дождалась.

От проекта века остался только фундамент, который используется сейчас Русской Православной церковью. Располагаясь под Храмом Христа Спасителя, бетонный бункер содержит в себе множество тайн, добраться до которых, однако, не так-то просто. Ранее основание Дворца Советов служило городу иначе: круглый фундамент, получивший свою форму благодаря очертаниям Большого зала, был большим круглым бассейном «Москва». Согласно легенде, такую функцию для опоры Большого зала строителям подсказали… дожди, частенько заливавшие бетонное кольцо водой.

3D модели

Существуют модели Дворца советов, изготовленные в 3D редакторах. Вот они:

Пишет блогер Максим Мирович:

Давно хотел написать пост про Дворец Советов - неосуществленный утопический прожект колоссального административного здания, которое должно было быть построено в Москве и должно было символизировать победу социализма в отдельно взятом государстве. По замыслу советских архитекторов, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире на то время - выше небоскребов в Нью-Йорке.

Для строительства Дворца Советов был уничтожен Храм Христа Спасителя - большевики взорвали его в 1931-м году, а в 1932-м году начали подготовительные работы к возведению Дворца Советов. Фундамент колосса был завершен к 1939 году, но из-за начала Второй мировой войны проект полностью заморозили.

Для начала немного истории. Идея возведения колоссального дворца возникла еще в 1922 году - ее озвучил Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов - ему казалось, что «звуки интернационала уже не умещаются в старых зданиях и на месте дворцов банкиров, помещиков и царей нужно возвести новый дворец трудящихся крестьян».

О том, что это будет вовсе никакой не «дворец крестьян», а дворец для собраний советской номенклатуры, к которому крестьян не подпустят и на пушечный выстрел, в пламенной речи скромно умалчивалось. Зато Киров не скрывал экспансионистские планы большевиков относительно западных стран - «величественное сооружение станет эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе!»

Вот такие статьи публиковались в советской прессе тех лет. Для сравнения было нарисовано, насколько именно Дворец Советов станет выше, чем известные небоскребы, пирамиды Египта и Эйфелева башня в Париже.


Для выбора итогового проекта был проведен конкурс, требования к зданию дворца были такие - внутри должно быть два зала, Большой и Малый, каждый из залов должен вмещать несколько тысяч человек. Среди конкурсных работ был отвергнут проект Дмитрия Иофана (как «реставраторско-эклектичный») и проект Германа Красина («верхняя часть напоминает церковный купол»). Всего было рассмотрено около 160 проектов - рассматривались они в два этапа, и в итоге победила работа Бориса Иофана.

По замыслу проектировщиков, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, вершину здания должна была венчать гигантская 100-метровая статуя Ленина - таким образом, сам Дворец Советов был одновременно зданием,и чем-то вроде колоссального пьедестала для памятника. Масса полноразмерной статуи Ленина должна была составить 6000 тонн, а длина его указательного пальца составляла бы 4 метра.

Кстати, к возведению самого Дворца планировалось также и полностью перестроить центр Москвы, уничтожив старые кварталы - нечто подобное позже сделал кондукэтор Чаушеску в Бухаресте. Между Красной площадью и площадью Свердлова (ныне Театральная) планировалось проложить широкую магистраль. Авторы проекта отмечали, что «идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию». Не знаю, что такого «демократичного» в открытых площадях - скорее всего, получились бы гигантские, не соответствующие масштабу человека и подавляющие площади, на которых человек чувствует себя букашкой.

Вот так Дворец должен был бы выглядеть в современной Москве, будь он построен.


Про интерьеры планируемого дворца сведений сохранилось немного - известно лишь, что отделать их должны были шлифованным гранитом и украсить скульптурами. Места для зрителей в Большом зале планировали обтянуть кожей, высота Большого зала должна была составить 100 метров при диаметре в 140 метров. Малый зал должен был быть высотой в 32 метра, а фойе Дворца должно было называться «залом сталинской конституции».

Предполагаемый вид интерьера Большого зала:


Фойе, «Зал сталинской конституции»:

В 1939 году закончили строить фундамент - его строили так долго потому, что предполагаемый дворец должен был иметь гигантский вес - порядка 1,5 миллионов тонн. Начальник строительства Дворца Василий Михайлов был репрессирован и расстрелян к окончанию сроков стройки фундамента. Реальность постучалась в двери советских прожектеров с началом Второй мировой войны - из металлических заготовок для фундамента пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы, а остальной металл был использован для сооружения мостов на железной дороге.

В послевоенный годы в СССР не оставляли идеи все же достроить Дворец Советов - правда, проект был существенно ужат и серьезно сдулся - высота здания должна была составлять уже не 415, а 270 метров, существенно были урезаны площади внутренних залов и их декор. В 1947 году в Москве начали строить знаменитые «сталинские высотки», а про Дворец Советов окончательно забыли.


По-моему, Дворец Советов был изначально утопическим проектом, который показывает, что бывает, когда власть безраздельно распоряжается финансами страны - вместо такого гигантского дорогостоящего сооружения можно было полностью модернизировать инфраструктуру нескольких советских городов.

А что вы думаете по этому поводу?

В 1931 году началась работа по созданию генерального плана реконструкции Москвы.

Предполагалось, что в его основу будет положен принцип сохранения исторического облика города. Вместе с тем новый план содержал идеи о расширении московских улиц и возведении новых архитектурных объектов. Окончательная его версия появилась в 1935 году и охватывала множество вопросов: строительство метрополитена и совершенствование наземного транспорта, озеленение и обводнение Москвы, а главное - возведение в столице Дворца Советов.

Дворец на месте храма

Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году, при жизни . Однако из-за необходимости восстанавливать страну после на этот масштабный проект ресурсов не нашлось. К идее вновь вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства.

Проект Ле Корбюзье. Источник: corbusier.totalarch.com

Все организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, возлагались на Временный технический совет управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и многие выдающиеся деятели культуры - писатели (), художники (И. Э. Грабарь), театральные режиссеры (К. С. Станиславский). Вопрос о месте строительства оставался открытым. Предлагали Охотный ряд, Болотную площадь, Варварку и, наконец, Волхонку. Последний вариант в итоге оказался наиболее предпочтительным, но для его реализации следовало снести Храм Христа Спасителя, что и было сделано 5 декабря 1931 года.

Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города, проще говоря - его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался , для этих целей выглядело идеальным.

Выбор проекта

Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.


«Это здание должно являться эмблемой грядущего могущества,
торжества коммунизма не только у нас, но и на Западе» С.М. Киров.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940.

Руководство обозначило принципиальный момент - здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.

Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.

Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса. В 1932 году журнал Time подчеркивал, что премия Гамильтону - это важное доказательство открытости конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам, а не громкому имени. Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость. Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?


Схема каркаса статуи Ленина.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940

Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом - чем угодно, только не дворцом.

В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов - самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота - 415 метров.

Б. М. Иофан, Л. В. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Н. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» - окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.

Символ коммунизма

Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, по словам , Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Так обозначилась новая задача: увенчать Дворец 100-метровой скульптурой Ильича. В ясную погоду ее теоретически можно было бы увидеть на расстоянии семидесяти километров от Москвы. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему лишь немного уступала колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке.


Большой зал Дворца Советов. Источник: techne.com

Как выглядит Дворец Советов «на бумаге»? Его главный вход, возле которого установлены памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, обращен к Кремлю. Внутри здания - взаимодействие всех видов искусства. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). Помимо них - скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.

Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один - к сектору президиума.


Зал героики Гражданской войны.

Вы наверное много слышали, о нереализованных довоенных архитектурных планах в Москве. А ведь допустим не будь войны мы бы сейчас много чего из этого видели на улицах Москвы. Давайте посмотрим, как это мог бы выглядеть самый эффектный из них.

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни. Это здание воспетое во многих творческих произведениях строилось для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.

Со страниц книг перед нами предстает циклопическое инфернальное здание - трехсотметровая многоярусная башня, которая служит постаментом для гигантской стометровой статуи Ленина. Статуя настолько огромна, что в голове у нее помещается зал заседаний (зал, в котором состоится та самая торжественная церемония). При этом, гигантский Ильич не замер неподвижно - его гигантская рука всегда указывает на Солнце, для этого самую большую в мире статую вращают огромные электромоторы …

Находясь в здравом уме и трезвой памяти, никто из советских архитекторов не планировал размещать в голове Ленина зал заседаний и заставлять статую вращаться вокруг своей оси вслед за солнцем. Но статуя Ленина, действительно должна была стать самой большой в мире статуей. Да и огромным электромоторам в проекте тоже место нашлось - они должны были быть установлены в трюме Большого Зала и с их помощью в этом зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки. Поражают и размеры здания - общая высота 416.5 метров, объем - семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса!). Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (этот съезд знаменит не только этим, на нем еще было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Разумеется, такая идея не могла не найти самую широкую поддержку среди делегатов съезда - еще бы, новый символ новой страны!

Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь почти десять лет спустя - в 18 июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя - символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего. В 1931 году был создан и специальный правительственный орган Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды одно и то же слово в одном названии его часто именовали просто Совет Строительства). При этом Совете был постоянный архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры тех лет - Горький, Мейерхольд, Луначарский. Кроме того, в деятельности Совета принимал активное участие Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин.


Кликабельно 1800 рх

В конкурсе набралось 270 участников - от простых граждан, имеющих смутные представления об архитектуре до профессиональных архитектурных бюро. На долю простых граждан пришлось, кстати, 100 эскизных проектов. А среди профессионалов 24 были иностранцами, среди которых был и знаменитый Ле Карбюзье. Большая часть представленных проектов или не соответствовала представленным требованиям или просто не выдерживала никакой критики. В итоге в финал конкурса вышли пять групп архитекторов, среди которых была и группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет наконец определил победителя. В этот день вышло следующее постановление Совета:

1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Пункт 4 был принят незамедлительно - к участию в проекте были привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Проект Иофана не сразу принял тот вид, который знаком всем любителям архитектуры сталинской эпохи. Самый первый эскиз в 1931 году выглядел так:

Как видите, вместо одной огромной башни с Лениным на вершине, целый комплекс зданий. Башня, впрочем, уже есть. Но ее венчает не Ильич, а освобожденный пролетарий с факелом.

А это уже не эскиз, а более подробная версия проекта Иофана, датированная все тем же 1931 годом:

В 1932 году Дворец Советов от Иофана становится чуть более похожим на финальный проект:

Уже почти финальная версия, датированная 1933 годом, но все еще без Ильича, с освобожденным пролетарием на крыше:

Проект принимает все более знакомый вид:

И вот наконец окончательный вариант, утвержденный в 1939 году:

Идею использовать здание в качестве гигантского постамента для гигантской статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Борису Иофану совсем не нравилась мысль о том, что его творение будет всего-навсего постаментом, он настаивал на том, чтобы статую установили не на вершине здания, а перед ним. Но, с начальством не поспоришь. Работу над гигантской статуей высотой 100 метров и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина. В дальнейшем мы расскажем вам о том, каким мог бы быть Дворец Советов и о том, что успели построить. А пока предлагаем вашему вниманию галерею проектов Дворца, не прошедших конкурс: Армандо Бразини

Предлагаю Вашему вниманию проекты, которые мне удалось найти в сети, а так же в книге Д.Хмельницкого «Архитектура Сталина: психология и стиль»

2.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

3.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

4.Г.Красин, А.Куцаев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

5.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

6.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

7.Генрих Людвиг. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

8.Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

9.Гектор О. Гамильтон.Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

10.Иван Жолтовский. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

11.Каро Алабян, Владимир Симбирцев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

12.Ле Корбюзье, Пьерр Жаннере. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

13.Моисей Гинзбург. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

14.Николай Ладовский.Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

15.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

17.Иван Жолтовский, Георгий Гольц. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

18.Каро Алабян, Георгий Кочар, Анатолий Мордвинов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

19.Бригада ВАСИ (руководитель александр Власов). Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

20.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

21.Анатолий Жуков, Дмитрий Чечулин. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

22.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

23.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

24.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

25.Каро Алабян, Анатолий Мордвинов, Владимир Симбирцев, Яков Додица, Алексей Душкин. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

26.Иван Жолтовский, Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

27.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

28.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

А что было на месте будущего Дворца? При вторжении Наполеона в Россию Император Александр I дает обет - воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда последние части разбитой наполеоновской армии были изгнаны из пределов России.

1903 год. В 1837 г. для строительства храма был взорван древний женский Алексеевский монастырь, настоятельница которого прокляла это место, пророчески заявив, что ничего доброго на нем стоять не будет.

Первый храм строится почти 40 лет. В 1846 году возводят свод главного купола, три года спустя завершают работы по облицовке. В 1860 году строительные леса, наконец, снимают, и храм предстает перед глазами москвичей, но еще двадцать лет после этого уходит на роспись и отделку. Несмотря на все старания, храм Христа Спасителя народ считает местом бездуховным, образцом церковной безвкусицы.


После полного окончания работ храм просуществовал чуть более 50 лет. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взрывают.

Музейным работникам было разрешено вывезти фрагменты храма, благодаря этому были разобраны и переправлены в Донской монастырь несколько гигантских горельефов.



Продолжим про проект Дворца.


Начнем с главного - с фундамента, на котором должен был стоять дворец 300-метровой высоты, увенчанный 100-метровой статуей Ленина. Общая площадь здания должна была составить 11 гектаров, а вес - полтора миллиона тонн. Но этот громадный вес не распределялся равномерно по всей этой площади. Самой «увесистой» должна была стать центральная высотная часть - башня, в которой располагался Большой Зала на 22 тысячи человек. Зал имел круглую форму - в центре находилась сценическая площадка, над которой амфитеатром поднимались зрительские места. К этому огромному залу примыкали вестибюли, фойе и прочие небольшие (в сравнении с Залом) помещения. Все эти помещения в целом получили название «стилобат» (в древнегреческой архитектуре так называлась верхняя часть цоколя храма, на которой устанавливалась колоннада). Эта гигантская башня должна была занимать площадь в гектара и весить 650 тысяч тонн (одну пятую веса всего здания). Колонны каркаса нью-йоркского небоскреба «Эмпайер Стэйт Билдинг» (383 метра, самое высокое здание в мире на тот момент) давили на землю с силой в 4700 тонн, а колонны башни Дворца Советов должны были нести нагрузку от 8 до 14 тонн каждая.

С подобными нагрузками на грунт строители никогда еще сталкивались. Так что, требования к грунту и фундаменту, на котором будет выситься здание - символ новой эпохи предъявлялись особые. Для исследования грунта впервые в Советском Союзе было применено так называемое крупноколонковое бурение - грунт поднимался в виде цилиндров длинной 1 метр, и диаметром в 10-12 сантиметров. Было пробурено более ста скважин глубиной 50-60 метров. В самом центре будущей строительной площадки находился скалистый участок - своего рода полуостров, вдающийся в мягкий грунт. На глубине 14 метров начинались крепкие породы - сначала десятиметровый слой известняков, потом следовал шестиметровый глинисто-мергельный пласт, затем начинался еще один слой известняков, но более плотный чем первый. Затем снова глина и снова известняки. Своего рода бутерброд. Эти породы образовались миллионы лет назад в каменноугольный период, а потом они выдержали вес ледников, несравнимо более тяжелых, нежели циклопическое здание Дворца. Так что, подземный скалистый полуостров идеально подходил для строительства - именно здесь должна была возвышаться самая высокая в мире башня.


Кликабельно 1700 рх

Фундамент башни представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Они располагались на втором известняковом слое на глубине 30 метров. Но прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Для того, чтобы стенки котлована не обрушились под воздействием подпочвенных вод в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую скважину вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован успешно справлялись насосы. Чтобы решить проблему с грунтовыми водами раз и навсегда - под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке циклопического фундамента. Специально для этой цели неподалеку от стройплощадки построили бетонный завод, оборудованный по последнему слову техники конца тридцатых годов. Последним словом технику в ту пору были огромные автоматические бетономешалки. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических «бадьях». В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана «бадьи» опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно.

Кликабельно 2500 рх

Вылившийся бетон утрамбовывали так называемыми вибраторами - металлическими булавами, вибрирующими под воздействием, вращающихся внутри, эксцентриков. Твердея («схватываясь», если говорить на строительном сленге) бетон уменьшается в объеме (так называемая «усадка»). Учитывая огромные размеры фундамента, усадка могла привести к образованию трещин. Но строители легко решили и эту проблему - кольца фундамента делались не сплошными, они состояли из бетонных блоков с промежутками между ними. Как только блоки затвердевали, промежутки заливались свежим бетоном. Получалось монолитное бетонное кольцо. Оба кольца связаны между собой 16 радиальными стенами. А сверху над кольцами фундамента были установлены еще два кольца из железобетона. Эти кольца так же связаны между собой 32-мя железобетонными балками.

Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров. Поскольку, нагрузка на них была не такой огромной, эти бетонные столбы устанавливались на верхнем слое известняка. Всего на строительство фундаментов Дворца требовалось 550 тысяч кубометров бетона. Над фундаментом башни должны были располагаться подвальные этажи, в которых разместились бы технические службы - отопление, освещение, водопровод, канализация и т. д. Для прокладки бесчисленных труб и проводов в бетонных стенах подвала требовалось проложить специальные каналы, настолько большие, что люди могли бы ходить в них не нагибаясь. Самой глубокой точкой подвала должен был стать трюм Большого Зала - 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18.4 тонны.



До войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей. После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна. А в девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.


Каркас

Теперь поговорим о стальном каркасе, основе трехсотметрового Дворца, увенчанного стометровой статуей Ленина. Для строительства этого каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали - ДС.


Каркас должен был монтироваться на двух кольцевых бетонных фундаментах. Диаметр внутреннего кольца составлял 140 метров, наружного - 160. На каждое из колец приходилось по 34 стальные колонны, каждая из которых должна была выдержать нагрузку в 12 тысяч тонн - это вес товарного поезда, составленного из шестисот вагонов. Площадь поперечного сечения каждой колонны - 6 квадратных метров, на такой площади вполне уместится легковой автомобиль. Колонны опирались на клепанный стальной башмак, под которым, прямо в кольцевом фундаменте укладываются 4-5 литых стальных плит.

Все 64 колонны через каждые 6-10 метров соединяются между собой по горизонтали двутавровыми стальными балками. Такие же балки соединяют и каждые две колонны, расположенные на одном радиусе.

До высоты 60 метров колонны шли вертикально вверх, затем на протяжении 80 метров шли под небольшим углом. А с высоты 140 метров колонны снова шли вертикально. На высоте 200 метров колонны наружного конца обрывались, а вверх тянулись только колонны внешнего ряда. В тех местах, где колонны должны были переходить в из вертикального положения в наклонное, должны были ставиться так называемые распорные кольца. Поверхность такого кольца образовывала целый проспект шириной 15 метров.

Клкиабельно 1600 рх

Помимо основного каркаса, у Дворца должен был быть и вспомогательный. Огромные колонны основного каркаса находились бы на значительном расстоянии друг от друга, их прочности не хватило бы, чтобы выдержать вес стен и межэтажных перекрытий огромного здания. Назначение второстепенного каркаса - «собирать» нагрузки и передавать их на мощный основной каркас. Второстепенный каркас тоже состоял из балок и колонн, но все его элементы делались из стали менее прочной, чем ДС. Но от обычной строительной стали эта сталь отличалась добавкой меди. Прочности такая добавка не добавляет, но повышает сопротивляемость ржавлению. Балки вспомогательного каркаса располагались бы там, где они необходимы, дополняя каркас основной.


Поверх балок второстепенного каркаса должны были устанавливаться перекрытия - железобетонные плиты толщиной 10 сантиметров. На эти перекрытия укладываются полы. Толщина полов тоже должна была быть большой - ведь в полах должна пролегать трубы и электропроводка. Общий вес стального каркаса Дворца Советов должен был составить 350 тысяч тонн. На изготовление циклопической стальной конструкции работал целый ряд заводов в Москве и за ее пределами. На них изготавливались так называемые «монтажные элементы» - отрезки колонн, балок и колец. Длина каждого такого элемента не должна была превышать 15 метров - в противном случае их было бы невозможно перевозить по железной дороге и поднимать кранами.

В Москве неподалеку от Ленинских гор был построен специальный завод, на котором все эти элементы готовились к монтажу - просверливались отверстия для заклепок, на специальных станках обтачивались торцы колонн. После такой обработки детали каркаса отправлялись на строительную площадку. Для монтажа использовались 12 кранов, грузоподъемностью 40 тонн каждый. После того, как каркас достигнет высоты, до которой краны не смогут дотянуться, 10 кранов должны были быть смонтированы на балках внешнего кольца основного каркаса. Оставшиеся два крана должны были передавать им грузы с земли. В дальнейшем планировалось уменьшить количество кранов на «верхотуре», а монтажом статуи должен был заниматься всего один подъемный кран.

Монтаж каркаса начался в 1940 году. К началу войны он достиг высоты в 7 этажей. Во время войны сталь ДС пошла на изготовление противотанковых ежей, а когда запасы подошли к концу, были демонтирована и уже построенная часть каркаса. Апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку от строительного барахла, на этом месте строят открытый плавательный бассейн "Москва", в котором около 30 лет зимой и летом безмятежно плавают москвичи.


Ну а что сейчас на этом месте вы все знаете...

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ, неосуществленный проект здания, предназначенного для возведения в Москве. Впервые идея строительства в Москве Дворца Советов была высказана С. М. Кировым (см. КИРОВ Сергей Миронович) в 1922 на Первом съезде Советов. Проектирование … Энциклопедический словарь

Дворец Советов. Проект Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. 1935 – 1937. Москва. «Дворец Советов» название станции в 1935—57 … Москва (энциклопедия)

Проект Дворца Советов (арх. Б. М. Иофан, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). Дворец советов неосуществлённый строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930 е годы и в 1950 е годы: грандиозное административное здание,… … Википедия

Проектировался в 1931—33 и 1957—59. Идея сооружения комплекса возникла в 1922 на I съезде Советов СССР. В 1930—50 х гг. она всячески пропагандировалась, приобретя символический смысл выражения государственной, политической и… … Москва (энциклопедия)

Дворец искусств многозначный термин. Дворец искусств (Иваново) Дворец искусств (Львов) Дворец искусств (Минск) Национальный дворец искусств «Украина» См. также Дворец Дворец изящных искусств Дворец культуры Дворец пионеров Дворец Советов … Википедия

Проект Н. Троцкого, получивший первую премию Дворец труда в Москве … Википедия

Достопримечательность Дворец культуры и науки Pałac Kultury i Nauki … Википедия

Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича … Википедия

Координаты: 59°55′58″ с. ш. 30°20′41″ в. д. / 59.932778° с. ш. 30.344722° в. д. … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Юсуповский дворец. Координаты: 59°55′45.8″ с. ш. 30°17′56.12″ в. д. / 59.929389° с. ш … Википедия

Книги

  • Архитектура дворца советов , Коллектив авторов. Дворец Советов и сотрудничество искусств. Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Конструкции и материалы. Архитектура интерьеров. Основная скульптура Дворца Советов - статуя В.…
  • Архитектура дворца советов , . Дворец Советов и сотрудничество искусств. Строительство Дворца Советов и содружество искусств. Конструкции и материалы. Архитектура интерьеров. Основная скульптура Дворца Советов - статуя В.…