Укачивает ли в самолетах. Что делать, чтобы не укачивало в самолете (Кстати, место у окна не всегда хороший выбор). Прием лекарственных препаратов

Обновлено: 16.09.2019

Многие авиапассажиры до сих пор не знают, что выбирать места в салоне самолета можно и нужно самостоятельно, в процессе приобретения авиабилета или в момент регистрации на райс. Зачем же это нужно делать? Для тех, кто летает редко, например один раз в год на отдых, авиаперелет достаточно яркое событие в жизни, а комфорт во время полета часто накладывает отпечаток на весь отдых. Для тех же, кто летает часто, выбор места в салоне самолета не менее важен, ведь такие пассажиры почти наверняка на собственном опыты знают, что отдельные места на борту не весьма удобны и доставляют дискомфорт даже во время авиарейса с небольшой продолжительностью полета. Как правильно выбирать места в самолете и какие параметры влияют на комфорт в процессе перелета рассказано в данной статье.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ (для быстрого перехода можно кликнуть по ссылке)

Однако прежде чем я начну подробно расписывать особенности тех или иных пассажирских мест в самолете, отмечу, что в современном авиатранспорте нет явно плохих или явно хороших мест, ведь в каждой конкретной ситуации следует учитывать целый ряд переменных, которые для каждого из пассажиров индивидуальны. Поэтому правильнее будет описать стандартные места в салоне самолета и указать на их общепринятые достоинства и недостатки. И да, статья предназначена для пассажиров, летающих чартерными и регулярными авиарейсами в эконом классе, т.к. говорить о недостатках мест в бизнес классе считаю неправильным. Все области в салоне самолета можно условно разделить на три: в хвосте самолета, в носовой части самолета и в середине салона.

Места в хвостовой части салона самолета

Преимуществом выбора мест в хвосте самолета часто является возможность хорошенько выспаться в процессе многочасового перелета, например из Москвы в Бангкок. Кстати, подробно о продолжительности полета можно прочитать в статье . Опытные авиапассажиры часто используют возможность поспать сразу на трех креслах, летя в Таиланд или другие страны в разгар невысокого сезона, когда самолеты редко бывают загружены полностью. Однако в пик туристического сезона и по популярному направлению на такую возможность рассчитывать не приходится.

Важным фактором для некоторых окажется тот подтвержденный факт, что по статистике из всех выживших в авиакатастрофах пассажиров две тритии (67%) занимали места именно в хвосте самолета. Теперь о факторах, которые могут быть как преимуществом, таки и недостатком в зависимости от конкретного пассажира. Возможное отсутствие иллюминаторов кому-то окажется критическим недостатком, в то время как другие не обратят на это внимания. Людям, которые плохо переносят тряску и укачивание, также не рекомендуют выбирать места в самолете в хвосте, где это ощущается более выражено.

Близость к туалетам с одной стороны избавляет от необходимости идти через пол салона и стоять в возможной очереди, а с другой – постоянное хождение рядом пассажиров может раздражать и мешать уснуть (ту спасет только повязка на глаза и беруши, которые приличные авиакомпании, например Etihad, бесплатно выдают каждому пассажиру). Наконец, занимающие места в хвостовой части самолета пассажиры часто вынуждены выходить из самолета последними, пропустив всех остальных и попадая на паспортный контроль и таможню опять же последними. Хотя я читал, что иногда выход пассажиров организуют и через дверь в хвостовой части самолета, используя для этого телескопические трапы аэропортов, но на практике с подобным пока не встречался.

Места в начале салона самолета

Как правило, обслуживание пассажиров начинается с передней части салона (или с середины по направлению к хвостовой части), поэтому всем сидящим в указанных местах пассажирами удается получить пищу более горячей и с возможностью выбора нескольких вариантов блюд (часто сидящим в хвосте просто не остается выбора и приходится кушать то, что осталось). В передней части салона самолета тряска меньше, поэтому риск укачивания заметно ниже. После приземления пассажиры, занимающие места в передней части салона самолета, сразу за местами бизнес-класса, нередко получают возможность выйти из самолета в первых рядах.

Недостатком мест в начале салона самолета является частое наличие там специальных креплений для детских люлек, да и вообще больше шансов очутиться в компании пассажиров с маленькими детьми, которые будут раздражать всю дорогу (как-то летел из Турции сразу за бизнес классом в компании арабской семейки с тремя маленькими плачущими детьми – ощущения незабываемые…). Те, кому нравится любоваться видом из иллюминатора, могут столкнуться с тем, что, даже заняв место рядом с одним из них, ничего в итоге не увидеть из-за крыльев самолета, закрывающих весь обзор.

Места в средней части салона самолета

Компромиссный вариант, имеющий как преимущества, так и недостатки. В зависимости от марки самолета и его модели, в средней части самолета может находиться туалет и дополнительная кухня, тогда пассажиры получают возможность получить питание одними из первых, а также отправиться в туалет когда захотят. Тряска в центре чувствуется слабо, особенно на дальнемагистральных широкофюзеляжных бортах. Места, расположенные в центральной части салона самолета, сразу за его крыльями, позволяют понаблюдать за облаками и открывающими видами на горы, реки, море и города свысока, если нет обширной облачности и удалось занять место в самолете у иллюминатора. Как правило, сидящие в середине салона пассажиры получают возможность быстрее выйти из самолета, чем пассажиры из хвостовой части салона.

Ряды мест в самолете: преимущества и недостатки

Занимая первый ряд в салоне самолета (сразу за другим классом обслуживания или первый ряд, расположенный в другой секции салона самолета), можно быть уверенным, что никто из сидящих спереди не откинет спинку, ограничив ваше свободное пространство. Часто подобные ряды предоставляют чуть больше пространства для ног, чем иные места, что в условиях эконом класса никогда не бывает лишним. За недостаток можно принять то, что вероятнее всего перед вами будет туалет, кухня или просто перегородка, которая будет ограничивать обзор на протяжении всего полета. Про детские люльки я уже писал, а тут отмечу то, что вместо классических откидных столиков придется питаться с менее удобных (на мой взгляд) складных столиков, извлекаемых из подлокотников. Также кого-то будут раздражать запахи и звуки посуды, доносящиеся из авиакухни.

Пассажиры последнего ряда в салоне самолета (или иного ряда, за которым в отсеке нет других кресел), могут столкнуться с тем, что спинки их сидений существенно ограничены в возможности откидывания или лишены такой возможности вовсе. Обычно это объясняется наличием позади перегородки туалета, кухни, иного технического помещения или перегородки отсека салона. Также спинки кресел часто не откидываются, когда позади ряда расположен один из аварийных выходов.

Положение кресла в ряду: плюсы и минусы

Салоны среднеразмерных самолетов имеют формулу размещения 3+3, т.е. центральный проход и по три кресла от него с обеих сторон. Все опытные пассажиры при этом пытаются сразу выбрать лучшие места в самолете, которыми для них являются либо расположенные у прохода, либо у иллюминатора, но никак не в центре. И это вполне объяснимо.

Места в салоне самолета у иллюминатора. Оптимальный вариант для тех, кто предпочитает большую часть дорог провести во сне, спокойно почитать книгу при дневном свете и посмотреть в иллюминатор на красивые ночные города или живописные горы днем. Из неудобств места у иллюминатора можно отметить лишь то, что при попытке сходить в туалет или достать что-либо из вещей, находящихся в багажном отделении над креслами, придется тревожить рядом сидящих пассажиров. Также тем, кто любит часто обращаться к стюардессе с просьбой принести очередной стакан воды (или виски), не совсем удобно делать это (подобрать подходящий момент). Лично я всегда стараюсь выбрать места в самолете у иллюминатора, ибо люблю посмотреть «в окошко» и подремать, а в туалет на 5-6 часовых перелетах и вовсе не хожу.

Места в центре. Считаются самыми неудобными из-за вероятности нарваться на упитанных попутчиков, которые будут зажимать вас с обеих сторон. Сидящий в центре вынужден пропускать как минимум одного пассажира (или двух, когда речь идет о широкофюзеляжном самолете с формулой расположения сидений 3+4+3 или 2+4+2), если те захотят сходить в туалет или достать что-либо из вещей, которые размещены в багажной полке. О возможности увидеть что-либо в иллюминатор речь и вовсе не идет (только при сильном крене самолета во время набора высоты или захода борта на посадку). Сейчас, когда в самолетах есть индивидуальные ЖК-экраны, да и смартфоны с планшетами, я стал лучше относиться к местам в центре ряда. А раньше там можно было только спать и читать книгу, что немного напрягало.

Места в самолете у прохода. Удобны тем, что можно немного вытянуть ноги в проходе, спокойно брать вещи (свои, роазумеется:)) из багажного отсека, ходить в туалет никого не потревожив, раньше соседей по ряду выйти из самолета при посадке в аэропорту. Очень удобно отслеживать перемещение стюардесс и заказывать очередной стакан воды или другого напитка. К неудобствам я бы отнес необходимость пропускать двух соседей по креслам, если те захотят размять ноги и сходить в туалет. Также некоторое неудобство вызывают стюардессы с тележками и мимо проходящие пассажиры, задевающие ваш локоть или плечо.

Места у аварийного выхода. Так получилось, что сам летал на них не один раз, поэтому не могу не отметить их отдельно. Указанные места весьма удобны тем, что позволяют максимально вытянуть ноги, нет необходимости пропускать соседей-пассажиров. Однако есть и недостатки: возможное отсутствие иллюминатора, запрет на ручную кладь в области ног (в целях безопасности). Вообще есть мнение, что указанные места предоставляются людям, которые при необходимости смогут быстро открыть дверь аварийного выхода и помогут персоналу вывести других пассажиров. Не знаю, правда ли это, но пассажирам с детьми и лицам пожилого возраста указанные места точно не дают.

Надеюсь, полученная информация была для вас полезной и теперь, когда вы будете осуществлять , вы сразу забронируете места, которые по вашему мнению лучше всего подойдут вам. Так как эта статья вышла достаточно объёмной, то подробную информацию о том, — я разместил в отдельной статье. Желаю всем комфортных перелетов и всегда мягких посадок!

— аренда квартир и вилл на сутки в 195 странах мира! Используйте для оплаты бонус $33 за регистрацию и купоны на €10 и $50.

— сравнивает предложения всех сайтов бронирования отелей и показывает лучшие цены на ваши даты. Скидки до 50%.

— ведущий агрегатор отелей в странах Азии, включая Таиланд. Возможность отмены бронирования и оплаты через Paypal.

Путешествия на самолете не всегда сопровождаются радостным предвкушением отличного времяпрепровождения. Некоторые пассажиры во время полета чувствуют недомогание. Причиной тому является укачивание. Это несогласованность работы вестибулярного аппарата и органов зрения. Для детей такое проявление наиболее болезненное.

Укачивание в самолете

Во время полета тело человека, который находится в сидячем положении, постоянно перемещается из стороны в сторону. Амплитуда этих движений незначительная. Несмотря на это, ее бывает достаточно, чтобы вызвать недомогание.

Происходит это так. Во внутреннем ухе расположена улитка. Она улавливает даже незначительные колебания тела. В это время глаза видят постоянно одну и ту же картинку. В результате в работе органов осязания и зрения происходит диссонанс. На это реагируют рецепторы кожи, мышц и оболочки ЖКТ. Начинают проявляться симптомы укачивания.

К ним относят следующее:

  • головокружение:
  • тошноту;
  • сонливость;
  • рвоту.

Чем сильнее амплитуда колебания тела во время полета, тем ярче проявление этих симптомов.

Важно! Если пассажир решил немного поспать, это не значит, что его укачало. Это простая сонливость, которая появляется при поездке на любом транспорте.

Если вместе с сонливостью и слабостью наблюдается головокружение и тошнота, это кинетоз (укачивание или «болезнь движения»). Этому заболеванию подвержены люди со слабым вестибулярным аппаратом. Поэтому им рекомендуют перед вылетом принимать таблетки от укачивания в самолете.

Если человек никогда не страдал от недомоганий во время полета, его могут вызвать несколько факторов:

  • неприятный запах в салоне;
  • чувство беспокойства (страха);
  • физическое и эмоциональное переутомление;
  • сбитый воздух внутри самолета;
  • наличие угарных газов в салоне.

У каждого человека есть своя причина укачивания. Поэтому лучше предупредить его симптомы, приняв соответствующие меры.

Виды таблеток от укачивания

При выборе лекарственных препаратов от Кинетоза необходимо внимательно изучить инструкции. В их состав могут входить средства, которые негативно скажутся на работе внутренних органов. Лучше предварительно обратиться к врачу. Он назначит определенный препарат, чтобы полет прошел без недомоганий. Доктор определит источник проявления симптомов укачивания. На основании этого подберет определенное средство.

Пассажирам, страдающим от Кинетоза, могут назначить следующие медпрепараты:

  • антигистаминные;
  • противорвотные;
  • холинолитические;
  • гомеопатические;
  • психотропные.

На усмотрение врача пациенту выписывают препараты для нормализации кровообращения. Они положительно влияют на работу вестибулярного аппарата.

Антигистаминные препараты

Эти лекарства от укачивания в самолете часто назначают пассажирам, которые вынуждены летать несколько раз в месяц и чаще. В их состав входит Дименгидринат. Он является основной для производства таких препаратов:

  • «Бонин» - оказывает седативное действие;
  • «Драмаил» - обладает противорвотным свойством;
  • «Дэдалон» - снимает напряжение в головном мозге, снижает приступы головокружения и тошноты.
Совет! Перед покупкой этих препаратов лучше проконсультироваться с врачом.

Принимать лекарственные средства против укачивания необходимо до вылета за несколько часов или минут (согласно инструкции) и перед посадкой. Для детей дозы приема меньше, чем для взрослых. И это необходимо учитывать.

Противорвотные препараты

Если у пассажира проявляется только тошнота, можно ограничиться такими лекарствами:

  • «Торекан»;
  • «Церукал»;
  • «Ало-Метоклоп».

В их состав входит Метоклопрамид. Он купирует чувствительность рецепторов. Благодаря этому мышцы кишечника находятся в нормальном тонусе. Соответственно, у пассажира не наблюдается головокружение.

Холинолитические препараты

Эти средства от укачивания в самолете нужно принимать только по назначению врача. Они вызывают ряд негативных последствий, с которыми невозможно справиться на высоте.

К ним относят следующее:

  • учащенный сердечный ритм;
  • седативный эффект, который проявляется в снижении концентрации внимания и заторможенности действий;
  • активность половых желез;
  • неприятные ощущения во рту (сухость или чрезмерное слюноотделение, запах);
  • аллергические реакции;
  • апатия;
  • галлюцинации.
Важно! Прием холинолитиков практически всегда сопровождается проявлением любого из симптомов. Поэтому их принимают только по назначению доктора.

Принцип их действия заключается в плавном воздействии на парасимпатическую нервную систему. В результате этого угнетаются реакции и проявления укачивания.

Самым назначаемым в этой линейке препаратов является «Аэрон». Он создан на основе Гиосциамина и Скополамина. Эти вещества угнетают реакцию организма на диссонанс в работе вестибулярного аппарата.

Гомеопатические средства

Они получили широкое распространение благодаря своей фармакологии. К наиболее популярным гомеопатическим препаратам, которые действительно уменьшают риск возникновения симптомов укачивания, относят следующие:

  • «Боракс» - самое назначаемое средство;
  • «Вертигохель» - купирует симптомы кинетоза, рекомендуют принимать за 20-30 минут до вылета;
  • «Авиа-море» - препарат разрешено принимать до начала маршрута и во время него;
  • «Вератрумальбум» - эффективен в стабилизации давления и купировании тошноты, рвотного рефлекса.

Стоит учесть, что не все из них оказывают эффективное действие.

Психотропные средства

Самыми востребованными являются препараты «Сиднокарб», «Кофеин» и «Сидноглутон». Они не только притупляют признаки укачивания, но и оказывают негативное воздействие на организм.

Побочные эффекты препаратов:

  • аритмия;
  • нарушение координации движений;
  • бессонница;
  • чувство тревоги;
  • учащенное сердцебиение.

Поэтому перед их применением лучше проконсультироваться с врачом.

Препараты для успокоения центральной нервной системы и вестибулярного аппарата

В состав лекарственных средств этой группы входят нейролептики, болеутоляющие и препараты для нормального сна. Действие этих компонентов направлено на работу центральной нервной системы. Они помогают расслабить мышцы.

Примечание. У этих лекарств имеются побочные эффекты: апатия, нарушение координации движений.

Наиболее назначаемыми являются такие препараты:

  • «Медазипам» - другое название «Рудотель». Это транквилизатор, который способен быстро убрать симптомы укачивания. Принимают согласно инструкции и по назначению врача.
  • «Реланиум» - второе название «Диазепам». Это болеутоляющее средство сильного действия. Его не рекомендуют принимать кормящим мамам и беременным.
  • «Празепам» - устраняет слабость, рвотный рефлекс и рвоту.

Принимать эти лекарства можно только по назначению доктора.

Также существуют лекарственные средства, которые нормализуют циркуляцию крови в клетках вестибулярного аппарата. К этой группе относят «Бетачерк», «Сермион», «Фенибут», «Аминалон», «Флунаризин» и прочие.

Как подготовиться к полету

Если нет другого способа добраться до пункта назначения кроме самолета, нужно правильно подготовиться к перелету. Изначально надо откорректировать питание. За неделю до вылета не рекомендуется употреблять жирные блюда, спиртные и газированные напитки.

Лучше полностью отказаться от сладостей (шоколадных конфет). Их можно заменить мятными или цитрусовыми леденцами. Не будет лишним взять такое простое лакомство в самолет. Оно поможет справиться с рвотным рефлексом.

Питье должно быть обильным. Можно употреблять зеленый и черный чаи, натуральный кофе, цитрусовые соки. Человек должен ежедневно выпивать не менее 1,5-2 л воды.

За 1-2 часа до вылета не рекомендуется принимать пищу. Она не успеет перевариться, что вызовет еще большее раздражение слизистой кишечника. На борт можно взять с собой сухие травяные чаи. Стюардесса поможет их заварить в случае необходимости. Они снимут симптомы укачивания, а также стабилизируют работу нервной системы.

За несколько дней до вылета нужно посетить лечащего врача. Он назначит необходимые препараты от укачивания.


Тошнит в самолете многих людей. В группу риска попадают беременные женщины и дети. В народе это состояние именуется морской болезнью, укачиванием, воздушной болезнью.

Ведущую роль в развитии морской болезни играет вестибулярный аппарат. Реакция возникает на положение и движение головы.

В мышцах, сухожилиях и суставах находятся проприорецепторы. Они передают информацию о положении тела в пространстве.

Ведущую роль в развитии морской болезни играет вестибулярный аппарат

Изменения расположения тщательно фиксируются, информация передается головному мозгу.

Провоцирующие факторы

Тошнота в салоне самолета провоцируется раздражением вестибулярного аппарата, тесно связанного с головным рвотным центром. Именно этот центр контролирует ощущение тошноты и возникающие рвотные позывы.

Тошнота при полете обусловлена следующими причинами:

    • Волнением и стрессом.
    • Приемом медикаментов.
  • Выпитым алкоголем.

У будущих мам могут обостриться признаки токсикоза.

Тренируем вестибулярный аппарат

При посадке неприятная симптоматика исчезает. Слабость и незначительное головокружение остается еще на некоторое время.

По данным медицинской статистики, до 12 % летающих пассажиров имеют проявления воздушной болезни.

Что делать?

Что предпринять, чтобы не было ? Основные правила, позволяющие уберечься выглядят так:


Принимать имбирь можно в различном виде:

  • Теплых напитков.
  • Прохладных напитков.
  • Лакомства, покрытого сахаром.

А также можно взять с собой свежий имбирный корень. Его можно жевать на протяжении всего полета.

Помимо корня имбиря, с собой необходимо иметь легкую пищу: хлебцы, фрукты, печенье, овощи, диетические вафли. Можно включить в свой рацион крекеры, сухарики, бананы, яблочное повидло. Пить желательно соки и негазированную минералку.

Если стало плохо

Если перечисленные выше методы не помогли, и путешественнику все равно стало плохо, нужно:

  1. Обратиться за помощью к бортпроводнику, особенно если рвет. Можно попросить его пересадить в другую часть авиалайнера. Только не в конец самолета, потому что там трясет сильнее. А также нужно попросить у проводника специальный пакет.
  2. Сделать несколько глубоких вдохов.
  3. Надеть на глаза повязку.
  4. Начать обмахивать себя веером или газетой. Поток свежего воздуха способствует нормализации состояния здоровья.

Прием лекарственных препаратов

Лекарство, чтобы не укачивало в самолете, назначается лечащим врачом. Нельзя принимать медикаменты на свой страх и риск, многие из них способны вызвать побочные явления, спровоцировать усиление клинической картины.

Большинство медикаментов вызывает сонливость. Пить их желательно за 30 минут до отлета.

Медикамент Описание Цена (р.)
Является блокатором гистаминовых рецепторов. Свойства антихолинергические. Способствует уменьшению или купированию вызываемого гистамином повышения тонуса гладкой кишечной мускулатуры. Основные эффекты: противорвотный, седативный. 142
Бонин Применяется для лечения и профилактики головокружения (в том числе при лабиринтно-вестибулярных нарушениях, укачивании), тошноты и рвоты. Эффекты: антигистаминный, противорвотный. От 150
Вертигохель Многокомпонентный гомеопатический препарат, действие которого обусловлено входящими в его состав компонентами. Применяется при головокружениях различного происхождения. 328
Авиа-море Таблетки для рассасывания. Применяются при различных степенях укачивания. Не рекомендован препарат лицам, имеющим аллергическую реакцию на один или несколько его компонентов. 99
Фенибут Ноотропное средство. За счет нормализации тканевого метаболизма способствует улучшению функционального состояния головного мозга. Благотворно сказывается на мозговом кровообращении. Убирает чувство тревожности, паники, напряженности, беспокойства, страха. Обладает незначительным противосудорожным эффектом. От 106
Кинедрил Блокатор гистаминовых Н1-рецепторов. Снижает возбудимость рвотного центра. Основные эффекты: противорвотный, антихолинергический. А также лекарство способствует уменьшению головокружения. От 187

Противорвотные препараты

Лекарства этой группы применяются только при появлении тошноты. В составе находится купирующий чувствительность рецепторов метоклопрамид.

Противорвотный препарат — Церукал 10 мг №50 таблетки

Психотропные препараты

Лекарства этой группы способствуют притуплению признаков укачивания.

Сиднокарб Sydnocarbum — Психостимулятор с относительно низкой токсичностью

Медикамент Описание Цена (р.)
Сиднокарб Психостимулятор с относительно низкой токсичностью, постепенным развитием стимулирующего влияния. Оказывает воздействие на центральную нервную систему как психостимулирующее средство. Привыкания не вызывает. Рекомендован при невротических расстройствах, сопровождающихся яркими вегетативными кризами. 1000
Кофеин Психостимулирующее и аналептическое средство, производное метилксантина. Способствует повышению физической и умственной работоспособности, стимуляции психической деятельности, двигательной активности. Временно снижает утомляемость и сонливость. В больших количествах угнетает нервную систему. Хорошо помогает при повышенной возбудимости. От 45

Действительно, а как у Вас с этим делом? Или может Вы никогда об этом не задумывались и не знаете о чем разговор? Ну так сейчас мы быстренько все обсудим:-)…

А Вас не укачивает?

Человек, как известно, не птица и для полета не создан. Природе совершенно все равно, хочет он летать или нет. Она делает его таким, чтобы ему было удобно на земле, а летать – это удел этих самых птиц. Но человек – существо упрямое и амбициозное. Ему всегда подавай то, чего он хочет, а не то, что ему дают. Вот поэтому в небе не только птицы, но и . И ведь летают-то не просто так, а с выкрутасами… Вот отсюда, пожалуйста, и первая неприятность:-).

С ней я познакомился в возрасте 10-ти лет. Отец мой тогда служил на Дальнем Востоке, в легендарном городе Спасске-Дальнем. В отпуск ездили к родителям отца на Украину. А это добрых 10 тыс. Км. Вначале ездили на поезде, а потом стали летать самолетом. В каком я был тогда восторге! Но этот восторг был омрачен одним неприятным событием в первом же полете по маршруту Хабаровск-Москва. Подробности описывать не буду. Скажу только, что тогда я узнал для чего в спинке переднего кресла лежат объемистые жесткие пакеты странного грязно-зеленого цвета. И понял, что пожалуй мне не надо так много есть перед полетом.

Укачивает в самолете . К сожалению существует такая неприятность для человека, совершающего перелет. Источником ее является раздражение специального органа, расположенного в ухе человека и отвечающего за чувство равновесия и контроль положения тела в пространстве. Называется он вестибулярный аппарат. А если точнее, то это его реакция на ускорения тела, как на линейные, так и на угловые, когда человек чувствует, что ускоряется в том или ином направлении, а органы чувств говорят о том, что он неподвижен и сидит в кресле. Противоречие в информационном потоке раздражает вестибулярный аппарат и возникает укачивание. Его симптомы известны всем. Это головокружение, тошнота и даже рвота. Возможно так же обильное слюноотделение, чувство паники. Интересно, что подобно рода симптомы могут наблюдаться и у животных, особенно у собак. Сам был этому свидетелем, когда летал со своим спаниелем в отпуск к родителям. Мне к тому времени уже все было нипочем, а пес страдал, бедный…

Источники болтанки

Такого рода ускорений в полете хватает. Ведь самолет летит не в тихой комнате, а в живой атмосфере, в которой постоянно присутствуют восходящие и нисходящие воздушные потоки из-за неравномерного нагрева воздуха, различные вихри и т.д. Особенно это чувствуется при полете в облачных массах и вблизи грозовых фронтов. Говоря авиационным языком, летательный аппарат попадает в болтанку. А еще существует такое понятие, как воздушные ямы. Самолет как бы проваливается куда-то вниз и кажется будто все внутренности собрались где-то у горла:-).

Конечно, в определенном смысле для простоты рассказа я сгустил краски. Теперь немножко подсластим пилюлю. Укачиванию так сказать по полной программе на самолете подвержены всего около 1% всех, совершающих авиационные перелеты. В этом плане морской транспорт в гораздо более невыгодном положении. Там все значительно жестче. Укачивает в самолете в основном людей с ослабленным здоровьем и тех, кто мнителен, боится полета и заранее настраивает себя на худшее. Кроме того очень многое зависит от тренированности человека. Сразу могу сказать, что маршруты полетов гражданских лайнеров прокладываются так, чтобы по возможности избежать районов атмосферных возмущений. Да и сам характер полета больших самолетов исключает какие-то резкие эволюции.

ЯК-28. Кабина штурмана впереди.

В качестве отступления могу сказать, что военная авиация в этом плане находится в гораздо более худшем положении. В особенности авиация истребительная. Летательные аппараты здесь относительно небольшого размера, и те самые угловые и линейные ускорения – это их стихия. Конечно, летный состав – ребята тренированные, но и на старуху бывает проруха. Еще на заре своей авиационной деятельности я был свидетелем возвращения из полета самолета Як-28, на котором штурман (сидящий в передней застекленной кабине) то ли переел, то ли недоспал… Вобщем не выдержал. Что тут можно сказать… Бедный техник этого самолета… Ему естественно все пришлось чистить…

Но на гражданском большом лайнере такое конечно невозможно. Поэтому не надо ничего бояться. Надо всегда настраивать себя на приятное, тем более, что на самом деле это так и есть. Ну, а если вы все-таки чувствуете себя не очень, то для таких случаев уже давно существует достаточно действенные медикаментозные средства. Их несколько видов и в любой аптеке их можно купить. Лично на себе (после приснопамятного знакомства с бумажными пакетами) я испытал старый добрый Аэрон . Такие малюсенькие таблеточки. Съел одну за час до вылета и порядок. Все нехорошее улетучилось, осталось только приятное. Аэрон имеет несколько разновидностей, инструкции прилагаются, побочных эффектов практически нет и продается он повсеместно.

А-380. На этом конечно будет комфортнее.

Еще говорят, что меньше тех, кто сидит ближе к крылу. С точки зрения физики это пожалуй правильно. Чем ближе к центру масс самолета, тем меньше линейные и угловые перемещения. Но на деле эта разница довольно мизерна, и вряд ли ее человеческий организм сможет почувствовать. Но конечно для самоуспокоения вполне разумно следовать этому правилу и выбирать места ближе к крылу:-).

С момента моего первого, не совсем удачного полета прошло много лет. С тех пор я немало полетал на гражданских и военных самолетах и вертолетах (к сожалению, в качестве пассажира), прыгал с парашютом, даже на дельтаплане пробовал, но к услугам Аэрона больше не прибегал. Не было такой нужды. Было только удовольствие и интерес. И вам я желаю того же:-). Летайте, удивляйтесь, наслаждайтесь…

Фото и картинка кликабельны.

Воздушная болезнь и чувство тошноты — распространенные недуги, с которыми хоть раз в жизни приходилось сталкиваться каждому путешественнику, оказавшемуся в самолете. К счастью, простые действия помогут забыть об укачивании и других симптомах. Если в ближайшее время вам предстоит перелет, следуйте нашей инструкции. Вот что нужно делать, чтобы не укачивало.

Выспитесь перед перелетом

“Зачем тратить время на сон, можно ведь прикорнуть в самолете?” — думают многие начинающие воздухоплаватели и честно удивляются, столкнувшись с тошнотой и прочими прелестями парения в облаках. Поднимаясь на борт авиалайнера уставшим, вы автоматически приближаете встречу с укачиванием и воздушной болезнью. Предварительный семи-восьмичасовой сон не только спасет от неприятных ощущений, но и поможет избежать нарушений суточного ритма — вечных спутников перелетов, проходящих через несколько часовых поясов.

Подкрепитесь как следует

“Мы есть то, что мы едим”, а значит, чтобы полет прошел успешно, перед ним необходимо как следует подкрепиться. Ассоциация владельцев и пилотов частных воздушных судов рекомендует есть за несколько часов до взлета легкую пищу, а вот голодать или наваливаться на огромные порции не стоит — и в первом, и во втором случае людей, оказавшихся на борту самолета, сильно укачивает. Возможные варианты предполетного перекуса: бутерброды с арахисовым маслом, хумус, тунец, рис, различные смузи.

Избегайте соленых закусок, ускоряющих обезвоживание организма, и жирных продуктов, от которых может случиться расстройство желудка. А вот хлеб, крекеры и яблоки лучше захватить с собой в самолет — они спасут от тошноты и укачивания.

Выберите “правильное” место

Верите вы или нет, но самолете, напрямую связано с тем, испытываете ли вы тошноту. Не так давно ученые провели исследование , которое показало, что лучший способ оставаться здоровым — сидеть у окна (кто бы сомневался). А вот мест рядом с проходом по возможности лучше избегать — за время перелета придется контактировать с гораздо большим числом людей, а заодно и с их микробами — вас может укачать.

Пейте достаточное количество жидкости

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, воздух в кабине самолета может вызвать сухость слизистой оболочки глаз и дыхательных путей. Чтобы этого избежать, пейте во время перелета как можно больше жидкости — это уменьшит сухость и предотвратит обезвоживание.

При виде стюардессы, развозящей еду и напитки, пассажиры часто впадают в ступор: что же выбрать? Кофе и апельсиновый сок тяжело усваиваются во время перелета, поэтому вместо них попросите обычную воду или чай.

Как можно реже ходите в уборную

После посещения уборной многих не просто укачивает — также появляется риск стать обладателем каких-либо заболеваний. Туалеты — самое грязное место в самолете: на полсотни пассажиров приходится одно маленькое помещение. Нет, мы не призываем вас терпеть что есть мочи, но если вам удастся сходить в уборную перед полетом и воздержаться от ее посещения во время всего перелета, это будет идеально. Если же такой возможности нет, не прикасайтесь к крану, крышке унитаза и дверной защелке голыми руками — делайте это через бумажное полотенце или салфетку.

Отложите книжку

Кажется, чтение хорошей книги может и дурного самочувствия, но на деле самолет — не лучшее место для чтения. Погружение в книгу во время перелета или поездки на любом другом транспорте запутывает сигналы, поступающие в мозг, и может вызвать тошноту — в результате вам становится плохо: вас укачивает. Вместо этого эксперты рекомендуют смотреть в окно и наслаждаться облаками.

Используйте вентиляцию над сиденьем

Даже если во время перелета вам стало прохладно, держите вентиляцию над сиденьем в самолете включенной. И вот зачем это нужно делать. Вирусы простуды и других инфекций верхних дыхательных путей остаются в воздухе во время полета. Вентиляция над сиденьем создаст невидимый барьер вокруг вас и защитит от болезней и укачивания.

Протрите откидной столик влажной салфеткой

Исследование 2015 года показало, что на откидных столиках примерно в 8 раз больше бактерий , чем на кнопке смыва в туалете. Обитающие на месте для перекусов микробы включают вирусы простуды, норовирус (который может вызывать диарею и рвоту) и метициллинрезистентный золотистый стафилококк (который вызывает кожные инфекции). Если вы собираетесь использовать откидной столик в самолете, помните: избавиться от бактерий помогают гигиенические салфетки или антисептические спреи.

Старайтесь не использовать карман впередистоящего кресла

Хотя карман в спинке впередистоящего кресла кажется весьма привлекательным местом для хранения бутылок с водой и пищи для перекусов, на деле он кишит микробами. Многие пассажиры сваливают в него фантики и обертки, недоеденную еду и прочие предметы с бактериями. Исследование показало, что микробы метициллинрезистентного золотистого стафилококка, которые могут вызывать различные проблемы — от кожных инфекций до пневмонии, — живут на тканевом кармане в течение семи дней . Чтобы избежать контакта с ними, не прикасайтесь к карману и ничего в него не кладите.