Самые известные дворцы в константинополь. Надежда ионина. священный дворец константинополя. Описание Великого Дворца Византийск их Императоров

Большой Императорский дворец (Священный дворец) - дворцовый комплекс, располагавшийся в I-ом регионе Константинополя юго-западней ипподрома и южней храма Св.Софии.

Начал возводиться в 324 году императором Великим (306-337 гг.) и открыт в день официального основания Второго Рима 11 мая 330 года.

Практически до начала XIII века, т.е. в течение почти девятиста лет, перестраивался и расширялся. Максимальное расширение произошло при Василии I Македонянине (867-886 гг.), а крупнейшее позднее возведенное сооружение - Новый Верхний дворец (Х век), объединенное с Вуколеоном единой системой укреплений и ставший цитаделью в цитадели.

Первоначально имел фору неправильного семиугольника (форма которого позже, при его расширении, была, примерно, сохранена) граничащего на севере с Августеоном и банями Зевксиппа, на западе - с ипподромом, на юге, и юго-востоке склонами холмов, спускающихся к пропонтидскому участку морских стен, и на востоке - городскими кварталами. Вся территория была обнесена стенами с многочисленными башнями, в т.ч., проездными. Большой дворец соединялся с ипподромом, кафисма которого, фактически, являлась его составной частью и с храмом Св.Софии.

Позже, роль его южных и юго-западных стен стали играть городские морские стены.

Комплекс являл собой автономный район города, предназначенный для проживания имератора со своей семьей, дворцового гарнизона и обсуживающего персонала.

Внутреннее пространство занимали дворцы, в т.ч.: Халка (330 г.), Сигма (между 823 и 843 гг.), Дафна (330г.), Трулло (IV век.) , Триконх (между 829-841 гг.), Вуколеон (между 419 и 450 гг.), Новый Верхний дворец (до 967 г.), Лавсиак (до 812 г.), Скила (330 г.), Камил, Месопат и Мусик (все три - между 829-841 гг.), Эрос (330 г.), Юстиниан (694 г.), Кенургий, Пентакувикл и Орел (все - между 866 и 885 гг.); церкви -Св.Стефана (330г.), Св.Феодора Тирона (V век), Св. Агафии (IV век), Св. Агафоника, вошедшая во дворцовый комплекс при Василии I (330 г.), Богородицы (Фаросская)(IV век), Свв. Апостолов (IV век), Архангела Михаила (между 829 и 841 гг.), Новая церковь (между 866 и 885 гг.), Св. Ильи Пророка (до 865 г.), Св. Петра; часовни, в т.ч. Св. Павла (между 866-885 гг.), Св. Анны, дворцовая (между 867 и 911 гг.), Св.Климента (между 866 и 885 гг.) и другие; сады, крупнейший из которых - Месокипий (между 866 и 885 гг.), открытые искусственные водоемы и цистерны; хозяйственные, служебные постройки и казармы. Имелись специальные дворы для общения с представителями партий ипподромов. Очень часто к более раннему дворцу пристраивалось новое здание, либо несколько новых залов. Названия дворцовых сооружений могли происходить от названий залов в них расположенных (Дафна); либо название основного зала во дворцах носили названия самих сооружений (Сигма).

Кроме того комплекс имел: тюрьмы - Халка, Слоновья, Нумер и Вуколеона; Циканистр - ипподром для поло - конной игры в мяч; несколько бань; свои собственные мастерские; арсенал (Эрос); пристань (скалу) Вуколеон и библиотеку.

На территории комплекса располагался Фарос - городской маяк (между 566 и 577 гг.), при императоре Михаиле III (840-867 гг.) ставший служить и конечной станцией светового телеграфа. Для удобства здания и сооружения соединялись крытыми галереями, либо были окружены портиками. Имелись водопровод и канализация с водяным смывом нечистот.

Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.

Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году положил начало конца Большого дворца: дворцовые церкви и часовни были разграблены; металлические статуи, элементы декора и кровли - переплавлены; плиты пола, облицовки и колонны выламывались и продавались на Запад.

В 1261 году, после освобождения города от оккупантов, комплекс, как и весь Константинополь представлял удручающее зрелище. Практически, кроме нескольких восстановленных церквей и сооружений, Большой дворец, вплоть до захвата города турками, не восстанавливался.

После падения империи в 1453 году, уцелевшие церкви на его территории были превращены в мечети. Турки также использовали некоторые участки его стен при возведении Топкапы - резиденции султана.

В настоящее время на территории комплекса Большого императорского дворца имеются несколько бывших церквей в той или иной степени сохранности, несколько руин и Музей мозаик, обнаруженных во время немногочисленных раскопок, а также изолированные популяции экзотических птиц.

Большой или Святой дворец в Константинополе (греч. Μέγα Παλάτιον) оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рождённых в Порфирном зале дворца, называли порфирородными.

Дворец при Юстиниане

К сооружению дворцового комплекса Юстиниан приступил вскоре после восстания Ника, в ходе которого при пожаре пострадала значительная часть построек старых императорских палат Константина. Центральной частью священных палат являлась большая площадь - Августеон, простиравшаяся от храма святой Софии до дворца. С четырёх сторон площадь окружали постройки - храм св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец, и на юге императорская резиденция. После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками, поддерживаемыми двумя рядами колонн, земля была выстлана мрамором. На площади неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна, увенчанная конной статуей Юстиниана. Прокопий пишет, что император был представлен с лицом, обращённым к востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, «дабы повелевать варварам». Император был облачён в доспехи, в которых обычно изображался Ахилл. Перед зданием Сената был выстроен портик с шестью беломраморными колоннами, украшенный статуями. В термах Зевксиппа, где Константин собрал коллекцию античных статуй, Юстиниан приказал восстановить разноцветные мраморные орнаменты, пострадавшие в пожаре. Императорская резиденция была отстроена заново с пышностью, которую, по словам Прокопия, невозможно передать словами. С юго-западной стороны под портиками находились железные двери, которые вели в сени, называемые Халкой. Войдя в двери, посетители проходили полукруглым двором в большую залу с куполом, который Юстиниан вторично перестроил в 558 году. Пол был сделан из цветного мрамора, окаймляющего большую круглую плиту из порфира. Панели стен тоже были из цветного мрамора. По верху располагались большие мозаичные полотна, изображавшие Юстиниана и Феодору в праздничных одеждах в окружении сенаторов, сцены вандальской и итальянской войн, триумф Велисария, представляющего побеждённых королей императору. Двустворчатая бронзовая дверь вела из ротонды Халки в караульные помещения, называемые портиками схолариев, протекторов и кандидатов. Это были обширные залы, служившие помещениями для дворцовой стражи, и, кроме того, они включали парадные комнаты, в одной из которых находился под куполом большой серебряный крест. Наконец, посредством широкой аллеи, окаймленной колоннами и прорезающей квартал гвардейцев, попадали в сам дворец, где прежде всего вступали в большой Консисторион. Это был тронный зал, в который с трёх сторон вели двери из слоновой кости, задрапированные шелковыми занавесями. Стены были украшены драгоценными металлами, пол убран…

По гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией , перестроен Юстинианом и расширен Феофилом . Детей императора, рождённых в Порфирном зале дворца, называли порфирородными .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К сооружению дворцового комплекса Юстиниан приступил вскоре после восстания Ника , в ходе которого при пожаре пострадала значительная часть построек старых императорских палат Константина. Центральной частью священных палат являлась большая площадь - Августеон , простиравшаяся от храма святой Софии до дворца. С четырёх сторон площадь окружали постройки - храм св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец , и на юге императорская резиденция.

    После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками , поддерживаемыми двумя рядами колонн, земля была выстлана мрамором . На площади неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна , увенчанная конной статуей Юстиниана. Прокопий пишет, что император был представлен с лицом, обращённым к востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, «дабы повелевать варварам». Император был облачён в доспехи, в которых обычно изображался Ахилл .

    Перед зданием Сената был выстроен портик с шестью беломраморными колоннами, украшенный статуями. В термах Зевксиппа, где Константин собрал коллекцию античных статуй, Юстиниан приказал восстановить разноцветные мраморные орнаменты, пострадавшие в пожаре. Императорская резиденция была отстроена заново с пышностью, которую, по словам Прокопия, невозможно передать словами. С юго-западной стороны под портиками находились железные двери, которые вели в сени, называемые Халкой. Войдя в двери, посетители проходили полукруглым двором в большую залу с куполом, который Юстиниан вторично перестроил в 558 году . Пол был сделан из цветного мрамора, окаймляющего большую круглую плиту из порфира . Панели стен тоже были из цветного мрамора. По верху располагались большие мозаичные полотна, изображавшие Юстиниана и Феодору в праздничных одеждах в окружении сенаторов, сцены вандальской и итальянской войн, триумф Велисария , представляющего побеждённых королей императору.

    Двустворчатая бронзовая дверь вела из ротонды Халки в караульные помещения, называемые портиками схолариев, протекторов и кандидатов . Это были обширные залы, служившие помещениями для дворцовой стражи, и, кроме того, они включали парадные комнаты, в одной из которых находился под куполом большой серебряный крест. Наконец, посредством широкой аллеи, окаймленной колоннами и прорезающей квартал гвардейцев, попадали в сам дворец, где прежде всего вступали в большой Консисторион . Это был тронный зал, в который с трёх сторон вели двери из слоновой кости, задрапированные шелковыми занавесями. Стены были украшены драгоценными металлами, пол убран коврами. В глубине залы на трехступенчатом возвышениями между двумя статуями Виктории с распущенными крыльями находился трон, покрытый золотом и драгоценными камнями. Над троном возвышался золотой купол, поддерживаемый четырьмя колоннами. Позади трона три бронзовые двери открывались на лестницы, которые вели во внутренние покои.

    Приём в Консисторионе проводился в дни больших праздников, при назначении высших сановников и встрече иностранных послов. Рядом с Консисторионом находился большой Триклиниум или Триклиниум девятнадцати лож . Это был большой роскошно убранный зал, в котором устраивались пиры в честь иностранных послов или высоких сановников, также в Триклиниуме проводились некоторые церемонии, как коронование императрицы, прощание с покойным императором. Рядом находилась церковь Спасителя служившая во времена Юстиниана дворцовой церковью. Весь описанный комплекс был одноэтажным и назывался Халкеи, все строения которой фасадами были направлены в сторону Августеона. Позади апартаментов Халкеи возвышался большой дворец Дафна. Комплекс Халкеи связывали с дворцом множество аллей, дворов и галерей.

    Вход во дворец находился против юго-восточных ворот ипподрома. Дворец был двухэтажным и имел два крыла, которые окружали большой двор, часть которого занимал личный манеж императора. Первый этаж строений занимали придворные службы. На втором этаже находились личные покои императора, в том числе самые роскошные залы палат. Это были три залы - «триклиниум Августеос», «восьмиугольная гостиная» и «коитон Дафны». Залы дополнялись широкой террасой с которой открывался вид на море. Терраса являлась частью галереи Дафны, в которой находилась статую нимфы, которую привез Константин из Рима . С другой стороны находилась галерея, соединявшая церковь Св. Стефана, Дафну с ложей императора на ипподроме «Кафизмой», которая представляла собой дворец, где позади ложи находились комнаты для приёмов и отдыха. В этой части Палат, как и в Халкеи находились только приемные и служебные помещения. Для жилья использовались два дворца находившиеся между Дафной и морем - «Хризотриклиниум» и «Трикон». Описания их убранства не сохранилось.

    Комплекс священных палат дополнял уединённый «триклиниум Магнавара», отреставрированный Юстинианом с большим великолепием. Ко дворцу были пристроены галереи, соединившие его со Св. Софией. Таким образом, император мог, не покидая своего дома, перейти из ипподрома в церковь. В завершение всего, Юстиниан включил в расширенный комплекс дворцовых построек свой старый дом, в котором жил до воцарения


    с. 30 ¦ Когда, в 330 году, был основан Константинополь, христианское искусство Рима и Востока имело уже длительную историю. Во всех крупных городах существовали собственные художественные школы, местные традиции. Один Константинополь лишен был этих традиций. Созданный по воле Константина, он принужден был обратиться с самого же начала к заимствованиям со стороны. Есть основания думать, что главным источником константинопольской живописи IV–V веков являлось искусство Рима, Александрии, Антиохии, Эфеса и ряда других эллинистических городов Востока. Здесь к V веку выработались основные принципы того «византинизма», который ряд ученых опрометчиво связывает исключительно с Константинополем. На самом же деле Константинополь нашел в готовой форме многое из того, что в дальнейшем легло в основу его собственной эстетики. Он получил в наследие спиритуалистическое искусство с ярко выраженным дуализмом, тщательно разработанную иконографию, обнимавшую Ветхий и Новый Завет, зрелую мозаическую, фресковую и энкаустическую технику, дававшую возможность фиксировать явление не только в его линейном, статическом аспекте, но и в чисто живописном, импрессионистическом плане, богатейший фонд орнаментальных мотивов, рафинированную палитру и развитую систему монументальной декорации. Но роль Константинополя никогда не сводилась к рабскому копированию чужих образцов. Очень скоро он перешел к критическому отбору, отбрасывая все то, что не соответствовало его запросам. На этом пути он постепенно отошел от римских традиций, представлявших опасность в силу их неприкрытого сенсуализма, отражавшего практический дух западной церкви. На этом же пути он отошел от сирийских традиций, чей грубоватый, экспрессивный реализм не мог импонировать утонченным вкусам столичного общества. И на этом именно пути он примкнул к классицистическим традициям александрийского искусства, сохранившего в наиболее чистом виде греческий эллинизм. Тем самым Константинополь стал его прямым наследником, логически продолжившим линию его урбанистического развития. Преодолевая народные влияния, он бережно сохранил из прошлого все те формы, которые культивировались высшими классами позднеантичного общества. Особенно ценными были для него спиритуализированные формы позднеантичного искусства. Из всей этой сложной амальгамы различных перекрещивающихся течений Константинополь создал собственный стиль, впервые выступающий перед нами как нечто целостное в VI веке, в эпоху Юстиниана.

    Что делалось в Константинополе в области антикизирующей живописи в IV–V веках, мы не знаем. Здесь нам приходят на помощь позднейшие мозаические полы в северном и южном портиках перистиля Большого императорского дворца 60 . На белом фоне представлены расположенные в виде свободно трактованных фризов фигуры людей и животных (табл. 6–10) . Различные эпизоды отделяются друг от друга деревьями, постройками, скалами, персонификациями (например, фигура речной нимфы), что невольно заставляет вспомнить о композиционных принципах, лежащих в основе миниатюр ватиканского Свитка Иисуса Навина. Вся половая мозаика воспринимается как огромный ковер, заполненный декоративными мотивами. Она обрамлена широким бордюром из сочного, чисто античного типа аканфа, между побегами которого виднеются маски, фигурки различных животных, фрукты и цветы. При сравнении мозаики Большого дворца с мозаиками Италии, Франции, Африки и Сирии поражает разнообразие и живость запечатленных на ней сцен: тут различные схватки животных (льва со слоном, оленя со змеей, грифона с ящерицей, леопардов с газелью, волка с бараном, львицы с диким ослом, орла со змеей), охота на зайцев, кабанов, львов и тигров, мирно щиплющий траву горный козел, доение коз, табун лошадей, пасущие гусей дети, восседающая с ребенком на коленях молодая мать, рыбак с удочкой, Пан с Вакхом на плече, мосхофор, несущая кувшин женщина, цирковые игрища (юноши катят с помощью палочек колеса, искусно огибая мету). Большинство этих изображений носит традиционный характер и встречается в мозаиках виллы на Пьяцца Армерина в Сицилии, а также в аналогичных мозаиках Антиохии, Хомса и Апамеи. В 1953–1954 годах были открыты новые фрагменты того же мозаического пола, на которых запечатлены две прелестные жанровые сценки: едущие на верблюде мальчики (табл. 11) и мул, скинувший на землю седока и вязанки дров. На одном из фрагментов обнаружено также обнесенное стеною здание с вытекающими из ворот потоками воды. Мозаика Большого дворца набрана из известняков различной породы, мрамора и смальты (синей, зеленой и желтой). Общая гамма красок, в которой преобладают оттенки красного, синего, зеленого, желтого, коричневого и серого, а также белые и черные цвета, неяркая. В ней еще сильно чувствуется традиция античного колоризма с его легкими и прозрачными полутонами.

    60 K. Bittel. Archäologische Funde aus der Türkei 1934–1938. - ArchAnz, 54 1939, 182–183 («Die Grabungen im Gebiet der Kaiserpaläste»); G. Brett. The Mosaic of the Great Palace in Constantinople. - JWarb, V 1942, 34–43; G. Brett, G. Martigny, R. Stevenson. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Being a First Report on the Excavations carried out in Istanbul on behalf of the Walker Trust (The University of St. Andrews). 1935–1938. Oxford 1947, 64–97, pl. 28–56; C. Mango. Autour du Grand Palais de Constantinople. - CahArch, V 1951, 179–186; D. Talbot Rice. Excavations in the Great Palace of the Byzantine Emperors, - Πεπραγμένα τοῦ IX διεθνοῦς βυζαντινολογιϰοῦ συνεδρίου. I. Ἀθῆναι 1955, 468–473 ; Grabar. La peinture byzantine, 75–76; D. Talbot Rice. Mosaics of the Great Palace of the Byzantine Emperors: Last Finds. - ILN, 12 March 1955; Id. Les mosaïques du Grand Palais des empereurs byzantins à Constantinople. - RArts, V 1955, 159–166; D. Talbot Rice. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Second Report. Edinburgh 1958, 123–160, pl. 42–50 (рец. К. Манго и И. Лэйвина: ArtB, XLII 1960 1, 67–73); Talbot Rice . Arte di Bisanzio, 55–56, tav. 38–41; Beckwith. Art of Constantinople, 29–30; P. J. Nordhagen. The Mosaics of the Great Palace of the Byzantine Emperors. - BZ, 56 1963 1, 53–68; D. Talbot Rice. On the Date of the Mosaic Floor of the Great Palace of the Byzantine Emperors at Constantinople. - Χαριστήριον εἰς Ἀ. Κ. Ὀρλάνδου, I. Ἀθῆναι 1965, 1–5 . До настоящего времени не было приведено ни одного решающего аргумента в пользу той или иной датировки мозаик пола Большого дворца. Если исходить из логики художественного развития, то наиболее вероятным временем исполнения мозаик следовало бы считать конец V - начало VI века. Но в применении к византийской живописи всегда приходится считаться с возможностью весьма поздних вспышек эллинизма, что крайне затрудняет решение интересующего нас вопроса. Вот почему датировка мозаик Большого дворца остается спорной и требует дальнейших уточнений.

    Открытие мозаического пола в перистиле Большого дворца имеет крупное значение для истории ранневизантийской живописи. Оно непреложно свидетельствует о двух вещах: о наличии в Константинополе своей школы и о живучести на константинопольской почве традиций позднеантичного импрессионизма. Хотя отдельные изобразительные мотивы этого мозаического пола обнаруживают близкое родство с мозаическими полами Антиохии, Северной Африки и Италии, тем не менее качество его выполнения ни с чем не сравнимо. Он поражает не только разнообразием мотивов, свободой в передаче сложнейших поворотов и движений фигур и живостью выражений лиц, но и тончайшей живописной лепкой с помощью небольших кубиков, размещенных с безупречной точностью. Хотя выполнявшие мозаику мастера были с. 30
    с. 31
    ¦ простыми ремесленниками, но они так тонко владели своим искусством, что изображенные ими фигуры кажутся как бы написанными с помощью смелых мазков настоящими художниками. Для этих мастеров эллинизм был живой традицией, гораздо более действенной, чем для быстро варваризировавшегося Запада. По-видимому, император Константин, основав новую столицу, стянул сюда наиболее квалифицированных мастеров из Рима и крупных эллинистических центров, которые и заложили основы для местной школы. И поскольку Константинополь был восточным, а не западным городом, постольку он, естественно, усвоил в первую очередь эллинизм восточного типа. На это, в частности, указывает обилие в мозаике чисто восточных животных (слоны, верблюды, львы, тигры, обезьяны), являвшихся для Запада экзотикой.

    При отсутствии твердых отправных точек очень трудно датировать мозаики полов. В них всегда так много ремесленных штампов и традиционных мотивов, заимствованных из широко распространенных собраний образцов, что датировки одного и того же памятника нередко разнятся на несколько столетий. Так, К. Биттель датировал мозаики Большого дворца IV веком, Дж. Бретт - вторым десятилетием V века, Д. Талбот Райс - около 530 года, К. Манго и И. Лэйвин - между 565 и 582 годами, П. Нордхаген - эпохой Юстиниана II (685–695), Дж. Бакстер - VIII веком. Наиболее вероятным временем возникновения пола представляется вторая половина VI века. На это указывает общее композиционное построение мозаики, в котором доминирует принцип отдельного фигурного сюжета. Изображения даются как обособленные части фриза, в силу чего они воспринимаются в виде замкнутых в себе образов, разбросанных по белому фону наподобие декоративных украшений. Отсутствие пространственной взаимосвязи и вносит в мозаику тот элемент абстракции, который типичен для памятников как живописи, так и скульптуры начиная со второй половины V века.

    Мозаика пола Большого дворца представляет из себя случайно уцелевший фрагмент светского искусства, процветавшего при дворе византийских императоров. По ней можно составить лишь отдаленное представление о богатстве и блеске этого антикизирующего искусства. К сожалению, от церковной живописи V века на почве Константинополя пока не открыто ни одного произведения. Те же два памятника, о которых сейчас пойдет речь и которые связаны с территорией Греции, вряд ли могут быть использованы для характеристики константинопольской живописи, поскольку они тяготеют по своему стилю к иному кругу. с. 31
    ¦



    Турция, 28.05 - 18.06. 2013 г.
    Стамбул, 30.05 - 6.06. 2013 г.

    В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий посетил небольшой городок империи - ВизАнтий .

    Легенда говорит, что город был основан в Vll в. до н. э. Визасом - сыном Посейдона и Кэроэссы, дочери Зевса. А боги в плохом месте не поселятся, Византий был очень удачно расположен - на берегу Мраморного моря, у пересечения Босфора и Золотого Рога. Город контролировал Босфор и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Находясь на полуострове, Византий легко мог себя защитить .

    Высоко оценив стратегическое положение ВизАнтия, император разворачивает здесь крупнейшее строительство - строит новые дворцы и храмы, перестраивает ипподром, возводит крепостные стены.

    Константин одержимо загорелся мечтой создать город, изначально и всецело подвластный только ему одному, который символизировал бы начало новой эпохи в истории Рима. Это должен был быть необыкновенно красивый город с новой архитектурой, новой идеологией и, главное, с новой религией.

    Копьем Константин начертил будущие границы города. Его свита поразилась масштабности его замысла. В ответ он заявил: "Я пойду так далеко, как позволит мне Тот, Кто ведет меня".

    Со всех концов империи в ВизАнтий свозились произведения искусства: картины, скульптуры, лучшие языческие памятники Рима, Афин, Александрии, Эфеса, Антиохии.

    11 мая 330 года Константин переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его официально Новым Римом, а для души - Константинополем .


    Новая столица строилась на семи холмах по образу и подобию древнего Рима. Но императоры Византии и ее архитекторы превзошли римлян, создав шедевры инженерной мысли.

    Самый длинный водопровод древности...

    Обо всем этом и многом другом, подробнее...

    Римляне и греки знали толк в отдыхе и развлечениях. Театр, стадион, ипподром, термы - непременные атрибуты древнеримских и греческих городов.
    Строительство Ипподрома в ВизАнтии было начато еще римским императором Септимием Севером в 203 году. В 330 - 334 годах император Константин, создавая новую столицу, полностью перестраивает Ипподром.
    Ипподром был одним из самых огромных сооружений древнего Константинополя и центром общественно-политической жизни столицы. Его размер составлял 450 метров в длину и 120 метров в ширину, вместимость ипподрома составляла 100 000 человек.


    Реконструкция Константинопольского Ипподрома

    С трех сторон Ипподром окружала Сфенда - зрительские трибуны. Четвертую сторону замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной. Императорская трибуна была соединена крытым переходом с Большим Императорским Дворцом, расположенным рядом с Ипподромом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига - четверка лошадей, привезенная из Греции.

    По центру арены располагался невысокий разделительный барьер шириной 10 метров - спИна. на нем возвышались колонны, обелиски, статуи, привезенные в разное время из разных уголков империи.

    Самого Ипподрома мы не увидим - он скрыт по многометровым слоем земли, хотя очертания его угадываются легко. Сохранились только обелиски Феодосия и Константина, и Змеиная колонна. А также южная часть Сфенды на склоне над морем.

    Змеиная колонна была привезена из дельфийского святилища Аполлона в Греции в 326 году по приказу императора Константина Великого. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях.

    В оригинале эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трех переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причем сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Одна из змеиных голов находится в археологическом музее Стамбула . В византийские времена колонна была фонтаном и имела 29 углублений на бронзовом основании.

    Когда-то колонна стояла на возвышении, но постепенно вместе со всем Ипподромом уходит под землю. Т. е. уровень грунта поднимается.

    Египетский обелиск или обелиск Феодосия был привезен из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия l и установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте. На постаменте изображены разные сцены с участием императора Феодосия и сцена установки самого обелиска на Ипподроме. Его возраст датируется XVl в. до н. э ., а выглядит очень даже современно. О н изготовлен из бело-розового асуанского гранита, его вес достигает 300 тонн.

    На всех сторонах обелиска - египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса lll. В оригинале высота обелиска была 32,5 метра, но при перевозке он был укорочен до 18,8 м (вместе с постаментом).

    Эта сцена на постаменте изображает Феодосия на императорской трибуне во время соревнований с лавровым венком для победителя.


    Здесь у болельщиков в руках - шарфики, цветом которых они поддерживали свои команды и, соответственно, партии.

    Ажурная каменная колонна Константина была построена из каменных блоков по приказу императора Константина Vll в честь памяти своего деда Василия l. Первоначальная высота колонны была 32 метра, она была покрыта позолоченными бронзовыми листами. Сейчас высота колонны 21 метр.

    Сфенду Ипподрома можно посмотреть, спустившись по узким улочкам Стамбула ближе к морю. На ней стоит какое-то здание, под ней - кафе.

    Многочисленные арки заложены или используются местными жителями. Сфенде константинопольского Ипподрома почти 1700 лет.

    Рядом с Ипподромом император Константин Великий начинает строительство Большого Императорского Дворца .

    Большой Дворец в Константинополе оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении 800 лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рожденных в Порфирной зале Дворца называли порфирородными, или багрянородными. Это был титул, который нельзя купить или получить в наследство или в подарок.

    К Дворцу были пристроены галереи, соединяющие его с Св. Софией и Ипподромом. Император мог, не выходя из дома, перейти из Ипподрома в Айя-Софию.

    Карта из Википедии

    В начале ХХ века при пожаре было обнаружено несколько фрагментов Большого Императорского Дворца - тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом Vl в. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории.

    В 1953 году на месте, где во время раскопок 1938 года были обнаружены полы, выложенные мозаикой, открылся маленький Музей мозаик.

    Мозаики Большого Дворца ученые относят к периоду правления императора Юстиниана (Vl в). Они гораздо старее мозаик в монастыре Хора и храме Св. Софии. Сюжеты на них античные - уборка урожая, охота, картинки из серии жизнь животных.

    Здесь можно отыскать леопардов, пожирающих антилопу, охоту на зайца, обезьяну, срывающую с пальмы банан, девушку с амфорой, верблюда с детьми на спине, доение коз и многое другое.

    Изображения выполнены с большим мастерством из цветных 5-миллиметровых кубиков из известняков различной породы, мрамора и смальты на белом фоне.
    Различные эпизоды отделяются друг от друга деревьями, постройками, скалами, мифическими существами.

    Вся напольная мозаика воспринимается как огромный ковер, обрамленный широким бордюром. Поражает богатство фантазии, легкость передачи движений людей и животных, выражений лиц у людей.

    Картины словно написаны кистью художника, переданы мельчайшие детали. Даже фон не просто так выложен белой мозаикой, а в виде чешуи.

    Сохранилась стена от Буколеонского дворца на южной стороне у Мраморного моря.

    Дворец Буколеон был частью Большого Императорского Дворца, приморской резиденцией императоров Византии . Название произошло от статуй быков и львов, украшавших здешнюю гавань. Сохранившиеся руины были воздвигнуты императором Феофилом. На стене был балкончик, с которого император мог любоваться морскими пейзажами.

    Строя и укрепляя новую столицу, прославляя Всевышнего, император Константин Великий не забывал о себе любимом, стремясь прославить и сохранить в веках свое имя.

    Ф орум императора Константина располагался на нынешней площади Чемберлиташ в Стамбуле . Здесь была колоннада, статуи языческих богов и христианских святых, привезенные из разных храмов империи.

    Центральное место на форуме занимала величественная колонна с мраморной капителью на вершине. А на капители была воздвигнута золотая статуя Константина Великого в виде бога Аполлона с семью лучами, исходящими из его головы.

    Реконструкция Форума Константина

    В статую был вплавлен гвоздь от Креста Сына Божьего. Высота памятника составляла 38 метров, воздвигнут он был в 330 году по указанию императора Константина и простоял 800 лет, прославляя первого императора великой Империи.

    Согласно легенде, под основанием колонны император собственноручно замуровал тайник со святыми реликвиями - топорищем от топора Ноя, кресалом Моисея, остатками хлебов Иисусовых и "Палладиумом" - деревянной статуэткой Афины Паллады из Илиона, хранившейся до этого в Риме.

    Крестоносцы прорыли штольню под колонной в поисках святых реликвий. Реликвии не нашли, а фундамент повредили.

    В 1779 году сильный пожар уничтожил постройки на форуме, а на колонне остались черные пятна от огня. Почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена железными обручами, а ее основание - бандажной кладкой.

    Турецкое название памятника - Чемберлиташ, что означает Колонна с обручами, или Опоясанная колонна. Европейцы называют его Обожженной колонной. Колонне Константина Великого почти 1700 лет.

    В результате масштабного строительства Константинополь увеличился в несколько раз. Растущему населению города катастрофически не хватало пресной воды - в пределах города не было источников. В отличие от других столиц, Константинополь не стоял на реке.

    Константин планировал мощное водоснабжение города, но этот план был осуществлен уже его преемниками.

    Византийцы построили самый длинный водопровод тех времен. По нему ключевая вода перемещалась на 650 км. Водопровод включал подземные туннели, каналы на поверхности земли и много акведуков. Недавно британские археологи исследовали маршрут византийского водопровода и обнаружили в дремучих лесах скрытые от глаз 19 акведуков, некоторые из них хорошо сохранились, только сильно заросли зеленью. Древние строители строили на века и их строения отличались красотой и изяществом, хоть и находились далеко за городом, в безлюдной местности. Их акведуки больше похожи на триумфальные арки - двух-, трехуровневые, с красивыми карнизами, тонкой резьбой по камню, они сделаны так, словно должны были стоять в центре города.

    Акведук Валента - часть этого водопровода. Двухъярусный эстакадный акведук, введенный в действие в 369 году, протяженностью почти один километр, высотой 26 метров. Под ним сейчас проходит оживленная автомагистраль города - бульвар Ататюрка в Стамбуле .

    По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XlX века.

    Подвести воду к Константинополю было решением лишь половины проблемы. Воду надо было где-то хранить, а места в городе не было. Византийские инженеры построили удивительную систему подземных водохранилищ - цистерн. Их выкапывали в огромном количестве - под дворцами, церквями, жилыми домами и очень красиво оформляли. Не как подсобные помещения, а как дворцы - мраморные колонны, высокие своды, арки. Стремление к красоте было у византийцев в крови. Византийцы не могли строить не красиво. Все, что они создавали, должно было быть прекрасно.

    Крупнейшее из водохранилищ - цистерна Базилика (lV - Vl вв.) Строительство цистерны было начато при императоре Константине Великом и закончено при императоре Юстиниане.

    Вход в цистерну Базилику:

    Размеры подземного сооружения 145 на 65 метров, емкость - 80 000 куб. метров.

    Сводчатый потолок поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.

    Большая часть колонн взята из различных античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки. У двух колонн в основании голова медузы Горгоны. Неизвестно откуда они привезены и какому храму принадлежали раньше.

    Колонна с завитками. Положено вставить палец в отверстие, прокрутить и загадать желание.

    Рядом - бассейн желаний, куда бросают монетки. Рыбы плавают в большом количестве, туристы их подкармливают. Раньше жители, стоявших над цистерной домов, ловили рыбу не выходя из дома, через дырки в полу.

    Цистерна активно использовалась до XVl века, потом была заброшена и сильно загрязнена. В 1987 году цистерну очистили и открыли в ней музей.

    Здесь снимали эпизоды фильма о Джеймсе Бонде "Из России с любовью".

    Рядом с цистерной Базиликой - невзрачный столб из песчаника. Это Million Stone , нулевая миля Константинополя, часть ворот Милиариум Аурелум, на которых были нанесены расстояния до важнейших городов Византии .

    Цистерна Феодосия (420 г.) - одна из подземных константинопольских цистерн размером 45 на 25 метров. Купольные своды поддерживаются 32 мраморными колоннами 9-метровой высоты. Отреставрирована, охраняется ЮНЕСКО, является музеем, но - всегда закрыта.

    Цистерна Зейрек (1118 - 1143 гг.) Подземное водохранилище, которое считается третьим по величине в Стамбуле . Размеры 50 на 20 метров. Закрыто на реставрацию.

    Водохранилища поддерживали достаточное водоснабжение города даже летом, когда акведук давал очень мало воды. Благодаря системе водохранилищ население Константинополя выросло до поразительных для того времени размеров.

    Продолжение следует...