Остров Рождества – тропический рай Океании. Остров рождества - тихоокеанский атолл

Некоторые страны нашей планеты имеют в своем составе территории, которые находятся фактически за пределами границ государства. Яркий пример – остров Реюньон , являющийся заморским департаментом Франции, и находящийся за 9400 км от Парижа. Вот и Австралия это не только материк и отдельная страна. В состав государства входит еще и небольшой остров вдали от её побережья. Это остров Рождества. Он находится в восточной части Индийского океана и является австралийской внешней территорией.

Остров Рождества на карте

  • Географические координаты (-10.487955, 105.637330)
  • Расстояние от столицы Австралии Канберры примерно 5200 км по прямой
  • Ближайший аэропорт расположен непосредственно на острове в его северо-восточной части. Он так и называется Аэропорт острова Рождества
  • До побережья острова Ява 350 км
  • До берегов Австралии около 1600 км

Остров имеет вулканическое происхождение и фактически является вершиной древнего вулкана. Прибрежная отмель расположена на расстоянии от 200 метров до 5 километров от побережья, дальше глубина резко увеличивается вплоть до 5 км.
На сотни километров вокруг нет ни души. Остров Рождества одно из самых уединенных мест на Земле.

Остров Рождества в цифрах

  • Довольно изогнутая береговая линия общей протяженностью около 139 км
  • Размеры острова примерно 18 на 17,5 км
  • Площадь – 135 км 2
  • Высшая точка острова лежит на высоте 361 метр над уровнем моря

Столицей является городок Флаинг-Фиш-Коув в северной части острова с населением около 1500 человек (всего же на острове проживает чуть больше 2000 человек). Примечательно, что австралийских граждан всего около 600 человек. Основное население – китайцы. Их здесь почти 65%. 20% — представители европейских рас, 10% малайцев и 5% индийцы и представители других национальностей. Религиозный состав тоже довольно разнообразен и в основном представлен буддизмом, христианством и исламом. Несмотря на то, что люди на острове разных вероисповеданий, живут они очень дружно. Совместно отмечают все праздники и христианское Рождество, и китайский Новый Год, и мусульманский Ураза-Байрам. В основном в ходу китайский, малайский и английский языки.

Климат острова Рождества

Климат острова ярко выраженный тропический, с классическими сухим и влажным сезонами. Влажность высокая, порядка 80-90%. Среднегодовая температура порядка 27 о С. Причем различия между сезонами минимальные. Разница только в количестве осадков. Зимой, в период дождей здесь выпадает порядка 300 мм осадков, летом же этот показатель снижается до 40-45 мм в месяц. Общий уровень осадков в год превышает 2100 мм.

Своё название остров получил благодаря тому, что был открыт в 1643 году в Рождество. Первым европейцем, ступившем на остров в 1688 году, был Вильям Дампир – мореплаватель из Британии. С 1900 года остров находился в составе британской колонии, но был оккупирован Японией во Вторую Мировую Войну. С 1958 года был отдан Австралии и находится под управлением австралийского правительства.


В 1888 году на острове нашли залежи пирофосфата кальция. С 1895 года начались активная добыча полезных ископаемых, и появилось постоянное население. Но в 1987 году месторождения истощились, и добыча фосфатов была остановлена. Теперь основную часть доходов острова составляют поступления от туристического бизнеса. Через Остров Рождества проходит множество круизных маршрутов.


Остров богат флорой и фауной. Густые тропические леса с папоротниками, виноградными лозами и орхидеями покрывают большую часть острова. 18 видов растений являются эндемичными. Летучие лисицы, летучие мыши, множество птиц и несколько видов крабов населяют остров.

Миграция крабов на острове Рождества

Самой интересной особенностью этого, затерянного в океане, места является ежегодная сезонная миграция миллионов красных крабов.


Взрослые особи этого вида краба не имеют на острове естественных врагов (но желтый сумасшедший муравей может нападать на молодняк), поэтому популяция разрослась до невероятных размеров. Большую часть времени красные крабы живут в лесах и на побережье, но каждый год примерно в ноябре природные инстинкты гонят миллионы особей в прибрежные воды для того чтобы отложить яйца и продолжить род. По подсчетам ученых до 100 миллионов крабов в сезон мигрируют через остров Рождества. Это явление признано одним из чудес света. Миграции крабов уделяется повышенное внимание, как со стороны туристов, так и со стороны властей. Туристам крайне интересно увидеть это уникальное природное явление, а властям очень важно защитить мигрирующих крабов в период размножения. Для этого даже перекрывают дороги и устанавливают специальные знаки, предупреждающие о миграции. В некоторых местах для крабов построены специальные переходы, поразительно похожие на традиционные надземные пешеходные переходы.


Плотность населения крабов на острове многократно превосходит плотность населения человека. Подсчитано, что в среднем на острове Рождества живет 3-5 крабов на 10 м 2 .


Кроме этого природного феномена, путешественников порадуют прекрасные пляжи и богатый природный мир. В прибрежных водах много рыбы, можно уделить время рыбалке.



Остров Рождества видео

Киритимати или остров Рождества(Кирибати)- самый большой коралловый остров в мире. Принадлежит к группе островов Лайн, относящихся к государству Кирибати и располагается в самом центре Тихого океана.

Почему такое странное название? Все просто: в кирибатийском языке сочетание букв Ti произносится как S и теперь, произнеся это слово, мы получаем KiriS maS = Christmas = Рождество. Все просто. Также и название государства, местные жители произносят не как Кирибати, а Кирибас. Мне не нравится такое произношение, поэтому давайте все же называть государство Кирибати - так эффектнее.

Желание попасть на этот остров возникло очень давно, когда в мои руки попала энциклопедия География от издательства "РОСМЭН". Нет, в ней ни слова не было написано об этом острове, но он был показан на карте, а как можно не захотеть побывать на острове с таким названием? И такое желание засело очень глубоко и вот, пора его осуществлять.

Отправной точной стало получение визы США и сейчас объясню почему: Кирибати - одна из немногих стран Океании, которая держит свои границы под замком для отдельных государств. Не то чтобы под железным замком, но попотеть для его вскрытия придется. Итак, виза Кирибати получается следующими способами:

1) В России через посольство Великобритании. Тип визы - Для заморских территорий. У вас заберут загранпаспорт на весь срок получения (максимальный срок 6 месяцев)

2) На Фиджи в течение недели. Вы обращаетесь к консулу и в течение недели вам выдают визу. Дело в том, что на Киритимати самолеты летают один раз в неделю и очень неудобно планировать такие неоднозначные сроки, особенно, когда отпуск у вас всего 2 недели. Необходимо личное присутствие.

3) Гавайи. Консул Кирибати в Гонолулу. Если вы обращаетесь лично, то визу вам выдадут за 2 часа. Также можно отправить анкету на визу и фотографии по почте (выходит не очень дешево) и обратно в письме (вы его тоже оплачиваете) вам пришлют визу-наклейку, которую необходимо будет вклеить в паспорт.

Я выбрал 3 вариант и ужасно намучился. Люди там добрые и хорошие, но такие необязательные. На письма отвечают неохотно, раз в 2 недели, трубку не берут и все это делает официально уполномоченный человек. И в Океании так везде! Поэтому надейтесь только на себя и названивайте этим людям как можно чаще - иногда им приходится брать трубку.

Виза не делалась лично по прилету, т.к я ожидал всего чего угодно от консула, даже того, что он по-быстрому уйдет в отпуск, а я на Гавайях без визы и с самолетом через 3 дня. Самое забавное, что и обязанности свои они исполняют спустя рукава: сначала отправили мне письмо с визой без моего адреса! Я правда не понял, как Fedex отправил им его обратно, если курьер лично все проверяет и упаковывает. Дальше они с 3 попытки отправили мне на email код отслеживания посылки (все время ошибались в цифрах). Я не понимаю, как так можно работать, но наверное, на Гавайях обстановка не очень располагает к работе.

Также была проблема с тем, что в дополнении к документам на визу необходимо приложить чек (ох уж эти американцы) на 40$ или данные кредитной карты (вместе с CVV кодом). Как получать чеки в России не совсем понятно, да и отправлять данные карты таким людям тоже опасно. Решение было найдено быстро - создана виртуальная карта QIWI и на счет было положено чуть больше 40$. Каково же было мое удивление, когда консульство пыталось прочарджить 160$ вместо 40$. На мои резонные вопросы они ответили, что мы отправили вам письмо с приоритетной международной доставкой (т.к времени очень мало), которое стоит 120$. Если учесть, что эпопея с общением длилась 2 месяца, то письмо могли отправить еще давно и без нужды столь дорогой пересылки. Почему не отправили в отель, я не понял, ну да ладно.

Итак, прилет в Гонолулу, Гавайи. Прям скажу, что Гавайские острова превзошли все ожидания, я даже немного испугался, что остров Рождества не сможет оправдать возложенных на него надежд. Хотя, каких надежд? - От Киритимати не требовалось вообще ничего - это ведь остров мечты. Примечательно, что во время полета от Гонолулу до Киритимати вы пересекаете линию перемены дат и попадаете в следующие сутки. Т.е вылет 10 августа, в 15:00 из Гонолулу, а прилетаете вы - 11 августа в 18:00. Очень необычно, скажу я вам.







США сразу себя показало на досмотре. Спреи и крема от загара, которые в этом регионе просто необходимы все-таки нашли и заставили сдать рюкзак в багаж, что для Океании ужасно, т.к вещи теряются постоянно, а если учесть, что самолет прилетает на остров раз в неделю, то шансов испортить себе поездку предостаточно.

Обожаю моменты, когда пройдена регистрация и около гейтов начинают скапливаться местные жители того региона, куда ты летишь. Так как к Кирибати у меня особая любовь, то увидеть скопление кирибатийцев очень уж хотелось, но к сожалению, оказалось, что рейс до острова Рождества транзитный и самолет сделает остановку на острове и дальше полетит до Фиджи, поэтому настоящих кирибатийцев я так и не увидел, вместо них были фиджийцы и новозеландцы (да, был сделан мини-опрос).

[Мой новый видеорепортаж]

Самолет старой доброй авиакомпании Fiji Airways (ex Air Pacific). Замечательно что на крыле написано Fiji, особенно потом, когда фотографии будут находить люди и думать, что это Фиджи, а не остров Рождества.

Взлетаем их международного аэропорта Гонолулу (Гавайи). Очень красивые виды из иллюминатора.





Теперь почти 3 часа чистого времени над Тихим океаном. Раньше, почему-то казалось, что лететь над океаном страшнее, чем над землей, но теперь эти страхи оказались далеко позади.


На подлете к островам всегда проблема - с какой стороны самолета сесть, чтобы увидеть всю красоту по-максимуму. Иногда даже пилоты не знаю ответа на этот вопрос. Хорошо, что Boeing 737 был заполнен на 3/5, но все равно бегать по салону перед посадкой не очень хорошо. Мне повезло, я сел там где был наилучший обзор, хотя все же, пришлось с пересесть на минуту на левую сторону самолета, т.е левая часть острова стала видна первой. Совет по посадке универсальный, т.к самолет всегда заходит на посадку в одном направлении, насколько мне стало понятно.

Завораживающее зрелище. Остров покрыт лагунами с потрясающими пляжами, где вообще нет людей! Сюда приезжают только рыбаки, которые ловят рыбу и им нет дела до лазурной воды.





Отдельно от острова мы видно небольшой остров - это остров Кука - он закрыт для людей. На нем располагается заповедник для птиц, которые занесены в красную книгу. Можно взять лодку и доплыть до него, но в нем нет совсем ничего примечательного, если конечно, у вас нет с собой телеобъектива.















Киритимати очень популярен среди рыбаков, да и собственно, весь туризм его развивается в этом направлении. В единственном отеле очень много фотографий и дипломов. Есть даже сертификат Книги Рекордов Гинесса о том что какой-то европеец поймал самую крупную рыбу в мире (39 килограммов) именно здесь. Не нужно сравнивать вес рыбы с якутскими тайменями, которые достигают гигантских размеров. Здесь какая-то своя система метрики и рекордов. Теперь понятно почему так мало фотоматериалов оттуда (кроме фотографий рыбаков и их трофеев).

Итак, посадка. У забора скопление местных жителей. Сюда самолет прилетает раз в неделю, в среду (транзит Фиджи-Гонолулу). В этот же день сюда прилетает и обратный рейс (Гонолулу-Фиджи). Наверное, люди, занятые в службе аэропорта не хотят работать больше 1 раза в неделю. Аэропорт представляет собой деревенский дом культуры, куда в выходной день пригнали людей поработать. Непринужденная обстановка.


Из на 3/5 заполненного Boeing 737 вышли всего 3 человека. Уже на подходе к зданию аэропорта, я решил проверить, все ли в порядке с багажом. Смотрю, от самолета отъезжает пустая тележка - я бегом за ней, объясняю ситуацию и меня ведут к грузовому отсеку самолета, подсаживают и дают найти свой рюкзак. Найти сразу не удалось, т.к его почему-то закинули в другой отсек и если бы я не проконтролировал ситуацию, то сидеть бы мне здесь совсем без вещей. Так, что не забывайте и по максимуму проверяйте этих добрых но не очень обязательных людей.

Вот он, международный аэропорт Кэссиди (Cassidy International Airport).



Прямиком от него, 5 минут на машине и мы у отеля. По пути встречается небольшая деревушка - Банана. Транспортировку до отеля водитель сделал бесплатно, но по его лицу было видно, что человек хочет чаевых. Но знайте, люди в Полинезии не приучены к чаевым и не надо их портить - это встречается так редко сейчас.

Отель называется Captain Cook Hotel. Это единственный отель на острове, помимо многочисленных гостевых домов для рыбаков. В отеле есть даже бунгало, но они расположены не красиво в воде, как в нормальных туристическим зонах, а просто так, на земле, у не совсем красивого побережья. Да, отель расположен очень плохо. Да, рядом есть настоящий Тихий океан, но вода совершенно не красивая и темная, тем более что метров на 50 глубина остается маленькой - около 30 см, а потом дно резко уходит в глубину. Все бы ничего но это океан, и вам может спокойно затащить течением и унести далеко от берега и никакие способности к плаванию вам не помогут.

Везде кораллы и вам лучше сразу взять с собой специальную обувь для аквалангистов. Она не дорогая, но в ней есть все что нужно для того чтобы ходить по такому дну и не думать ни о чем.

Хоть отель и был забронирован по email, все равно получилось застать персонал врасплох. Они быстро забегали и начали готовить комнату. Около 30 минут никак не могли посчитать стоимость проживания, постоянно переходили с английского на кирибатийский язык. Видимо, о правилах приличия люди не очень знают. Но все равно - настроены они дружелюбно и с их лица не сходит улыбка.

Вот так выглядит территория около отеля.







Хотя туристы сюда заезжают, все равно на тебя смотрят очень странно. Персонал бегает по отелу, девчонки стесняются и часто смотрят толпой из-за угла и хихикают на то, как ты сидишь на веранде с ноутбуком. Наверное, сюда приезжают рыбаки в возрасте...

В номере есть все что нужно, в том числе кондиционер. Розетки очень странного вида, но подходят для USA разъема. Возьмите с собой универсальных переходник - он всегда выручает.

В холле отеля висит вот такая рисованная карта острова, но не верьте ей. Благодаря ей и карте дорог, которая на ней нарисована, я потерялся и около 3 часов бродил по полупустыне с ржавой водой. Пользуйтесь картами дорог из Google Maps - они не врут


Вот так выглядит отель внутри, если выйти из номера. В столовой много плакатов о восстановлении острова и аэропорта, а так же фотографии рыбаков и их трофеев.




Рядом с отелем есть продуктовый магазин с самым необходимым (продукты и хозтовары), цены вполне приемлемы. Завтрак, обед стоят по 10$, ужин - 20$. Австралийских. На завтрак это 2 тоста, 2 яйца и 3 слойки жаренного бекона. На ужин бывают лобстеры. Они тут очень дешевые, хотя их негде не видно и нет по близости никаких рынков, чтобы можно было четко понять, чем богат этот регион.

Отель конечно хороший, но нужно ехать осматривать остров. Нужно побывать на южной оконечности острова - в деревне с названием Польша. Тут же подсуетился водитель и рассчитал стоимость. Очень дорого для 2-х часовой поездки, но он обещал провезти через красивые места, которые находятся в стороне от главной дороги. Ок, поехали.

Остров буквально состоит вот из таких вот кустов, я не знаю как они не засыхают, но они абсолютно повсюду.


По пути заехали в деревню с названием Банана. В принципе, все деревни одинаковые на вид, так что не будет заострять на ней внимание. Примечательно, что у местных жителей НЕ заострять внимание на тебе не получается.




Почти все жители заняты копрой. Когда на Гавайях тебе предлагают экскурсию на шоу по культуре Полинезии, ты спокойно ее отвергаешь, потому что ты будешь в эпицентре этого всего. И тут нет никакой показушности, где люди наряжаются в цветы, как клоуны и постоянно танцуют. Может быть, но только по праздникам.


Едем в деревню Польша. Она располагается на юго-западе острова и чтобы доехать до нее, требуется около 2-3 часов на машине.


По дороге попадаются вот такие вот несостоявшиеся лагуны. Я поначалу подумал что это соль на берегу, а оказалось что пена. Лагуны стали такими после того, как их водное сообщение с океаном прекратилось и вода начала тухнуть.


Водителю было сказано, чтобы он провез не просто по дороге с кустарниками, а по красивым местам и он это сделал.




Дно у лагун хорошее. Хоть я и был в тапочках с защитной подошвой, я почувствовал песок под ногами, но он больше смахивал на белый ил.

Кстати говоря, в интернете есть новость о том, что государство Кирибати уходить под воду, но это ложь! Столица Тарава страдает от перенаселения и люди строят дома, насыпая песок прямо в океан, делая своеобразные насыпи.

Проходит время и их дома разрушаются, а они считают что в этом виноват повышение уровня воды. Атоллы вообще постоянно растут.... Об этом поведал командировочный новозеландец.


Вот такие дороги на острове. В них очень легко потеряться, потому что непонятно - дорога это или просто коралловый пласт, который очень ровный и прочный. Местные жители окончательно все запутали, оставив следы от машин абсолютно на всех направлениях.












По дороге попадаются действительно красивые лагуны, которые являются абсолютно дикими: здесь нет и не было туристов, нет условий, инфраструктуры и.т.д. Это так здорово быть в таких местах и хорошо что я взял с собой фотоаппарат, ведь рыбаки сюда не заезжают и толком никто про эти места не знает.

Польша - небольшая деревушка на южной оконечности острова. Тут есть школа и много непонятных сооружений. Жизнь кипит. Кто-то спит под тентом, кто-то подметает улицы. Но проходя мимо школы, нельзя было не откликнуться на зазывающие тебя крики детей. К ним не часто кто-то приезжает.





Нельзя было пройти мимо начальной школы, откуда были слышны крики детей. Преподаватели с удовольствием сделали мини-экскурсию и показали все что у них есть. Дети совсем не избалованы вниманием со стороны внешнего мира. Последний раз иностранцы к ним приезжали аж в прошлом году. О России люди имеют очень смутное представление - просто знают, что она большая и все.









Преподавательский состав школы. Учителя приветливые, добрые. Любят поговорить.







Преподаватель рассказывает о том как им живется, и что их цель - создать лучшую школу и подготовить детей для жизни. Некоторые преподаватели приехали из столицы Кирибати - Таравы, некоторые из ближайших островов (хотя остров Рождества располагается очень далеко)











Mauri - c Кирибатийского языка переводится как "Здравствуйте".














Перемещаемся в деревню с названием Лондон. Погода ужасная, но и в ней есть свои прелести. Вода постоянно меняет цвет















Сами деревни не очень интересны в плане красивой картинки, а вот лагуны в глубине острова бесподобны.

Уходим на юг от отеля Captain Cook. 1 час пешком и справа уже начинает показываться первая лагуна - Boating lagoon. Очень красиво, когда ты идешь по пустыне, а где-то далеко на солнце начинает загораться бирюзовым цветом вода и причем так ярко что ты не можешь отвести взгляд.





При перемещении по острову не нужно забывать о мерах солнечной безопасности. Крем должен быть с максимальной защитой: 50. Рукава длинные - иначе руки сразу обгорают. На голову, под головной убор, необходимо подкладывать майку или футболку, которая будет прикрывать открытые части лица и шеи. Обгореть на солнце в Полинезии очень просто. Вечером - обязательны процедуры с кремами после солнце с экстрактами алоэ. Все можно купить здесь, но лучше возьмите с собой все необходимое - не надейтесь на деревенские магазины.








Идешь дальше, еще 30 минут пешком по коралловой поверхности, по белому песку и мы попадаем в другую лагуну - Bathing lagoon. Она меньше, но на ее побережье есть гостевой дом, с возможностью арендовать каяк или лодку. Как и обычно - тут никого нет. Видимо, рыбаки на этой неделе не заезжали.










На карте мира Map

Сюда оказалось сложно попасть. К нашему прилету разыгрался шторм. Мы кружили полтора часа, рисуя в небе канцелярские скрепки, надеясь на хорошую погоду, но пришлось вернуться обратно.

Getting here proved difficult. A storm broke out just as we were about to land. We circled in the air for an hour and a half, drawing paper clips in the sky and hoping for the weather to clear up, but in the end we had to turn around and go back.


Через три недели прилетел сюда еще раз. А здесь решили немного подлатать взлетно-посадочную полосу. Подлатали. Потом пошли тропические дожди. И заплатка не затвердела. Наш самолет при посадке пропахал борозду на свежеотремонтированном участке, и аэропорт оказался закрыт на три дня, пока местные рабочие не нашли какой-то более надежный материал для заделки.

Three weeks later, I flew here once again. In the meantime, they had decided to patch up the landing strip. But then the tropical rains came. And the patch didn’t harden. Our plane plowed a furrow through the newly-repaired segment as it landed, and the airport was subsequently shut down for three days until the local workers found a more reliable material for the patch.


Остров Рождества должен бы называться Крабовым Островом.

Christmas Island should have been named Crab Island.


Крабы тут везде.

There are crabs everywhere here.


Везде просьбы не давить крабов.

Along with pleas not to run over the crabs.


Во всех заметных местах информационные щиты, на которых указано, какие дороги полностью закрыты. Раз в год на несколько дней закрываются вообще все дороги — когда у крабов сезонная миграция.

Signs with information on crab-related road closures are set up in every conspicuous location. Once a year, during the crabs’ seasonal migration, all the roads on the island are shut down for several days.


На автомобильном номере — краб.

The license plates feature a crab.


В мае на дорогах погибло 54 краба. Невосполнимая утрата.

Fifty-four crab road fatalities in May. An irreparable loss.


Картографическая аналитика показывает, в каких местах острова произошли смертельные случаи.

A cartographic analysis of the fatalities’ geographic distribution across the island.


Наклейка на бампере призывает не давить крабов, а сгребать их в сторону садовыми граблями.

A bumper sticker urges people to rake crabs out of the way rather than turning them into crab cakes.


Те, кто ездят в дальние уголки острова, возят с собой эти грабли.

Those who travel to remote corners of the island take a rake with them.


Road closed ahead due to crabs.


Во многих странах встречаются решетки на дорогах (см. Исландию , Намибию или Фолкленды), но там они для домашнего скота. На Острове Рождества решетки — чтобы крабы не ползали дальше по шоссе.

You can find metal grids on the road in many countries (see Iceland , Namibia or the Falklands), but they’re there to stop cattle. On Christmas Island, the grids are there to prevent crabs from crawling further down the road.


Тут есть даже специальные мосты, чтобы крабы могли переходить дорогу без смертельного риска — такого больше нет нигде.

There are even special bridges so that crabs can cross the road without risking their lives. You won’t find anything like this anywhere else.


Заходишь в лес — а там крабы.

You walk into the forest—and see crabs.


Много крабов.


А иногда птицы с глазами.

And, sometimes, birds with intense eyes.


Главное поселение острова называется Сеттлмент (Поселение).

The main settlement on the island is called The Settlement.


С точки зрения капитализма главная ценность острова в добыче фосфатов (как и на Науру). Их выкапывают в карьере, а потом загружают в корабли через специальный терминал, который является самым крупным объектом на острове.

From a capitalist perspective, the most valuable thing about the island is its phosphate deposits (the same goes for Nauru). The phosphate is excavated from open pits and then loaded onto ships via a special terminal, which is the largest structure on the island.


Иногда грузят не в насыпку, а в специальных мешках, тогда в городе меньше пыли. Но в мешках дороже, так что не все покупают.

Каждый год жители Острова Рождества переживают настоящее «вторжение» крабов. Это одна из крупнейших миграций животных в мире. Раз в год, во время сезона дождей, десятки миллионов крабов, в буквальном смысле, покрывают остров красным ковром.

16 ФОТО

1. Остров Рождества — это небольшой, горный остров в Индийском океане, который является зависимой территорией Австралии. (Фото: Diane Masters|Christmas Island Tourism Association).
2. Один раз в год спаривание красных крабов усложняет жизнь жителей этого острова. (Фото: Ingo Arndt|Christmas Island Tourism Association).
3. Крабы мигрируют к океану, чтобы размножаться. Первыми на побережье отправляются самцы, где они выкапывают норки, в которых пройдет спаривание. (Фото: Christmas Island Tourism Association).
4. Затем к самцам присоединяются самки, которые в течение 3-х дней откладывают икру и остаются там еще около 12-ти дней. В отличие от них, самцы, сделав свое дело, быстро удаляются, так как их роль в столь важном деле считается выполненной. Одна самка краба может отложить до 100 тысяч икринок. (Фото: Max Orchard | Christmas Island Tourism Association).
5. Чтобы не мешать крабам, на время миграции улицы зарывают для проезда и везде ставят специальные предупреждающие знаки. А для того, чтобы облегчить ракообразным их путешествие, на острове даже строят туннели и мосты. Меры эти вынужденные, иначе в «прорубании» дороги между передвигающимися крабами пришлось бы полагаться исключительно на ножи Спайдерко . (Фото: Tracy Wilson | Christmas Island Tourism Association). 6. Крабы с Острова Рождества довольно крупные, ширина взрослой особи может достигать около двадцати сантиметров. (Фото: Justin Gilligan | Christmas Island Tourism Association).
7. Крабы питаются в основном листьями, фруктами, семенами, улитками и объедками, брошенными людьми. (Фото: Linda Cash | Christmas Island Tourism Association).
8. Две трети Острова Рождества является национальным парком, а мигрирующие крабы находятся под строгой охраной. Такие крабы обитают еще только на Кокосовых островах.(Фото: Chris Surman | Christmas Island Tourism Association).
9. В последние годы популяция крабов сильно сократилась из-за нападений на них огромного количества бешеных муравьев Рэсберри. (Фото: Christmas Island Tourism Association).
10. Миграция крабов происходит в разное время с октября по январь, но чаще всего — в период с ноября по декабрь. А еще она связана с фазами Луны и приливами. Если сезон дождей продолжается довольно долго, то после первой миграции может наступить вторая и даже третья миграция тех крабов, которые не участвовали в первой. Плотность крабов на острове очень большая, поэтому между ними идет борьба за территорию. (Фото: Justin Gilligan | Christmas Island Tourism Association).
11. Маленькие крабики вылупливаются сразу после контакта с водой. Они развиваются примерно в течение месяца в океанских волнах, пока не вырастут настолько, чтобы выбраться из воды и направиться к материку. Через четыре года они вернутся на побережье, чтобы участвовать в процессе размножения. (Фото: Justin Gilligan | Christmas Island Tourism Association).
12. Большая миграция в сторону океана длится около недели, а возвращение может занять и несколько недель. Крабы очень любят влагу, поэтому, если дождь прекращается, они останавливаются и остаются в том месте до тех пор, пока дождь не начнется снова. (Фото: Justin Gilligan | Christmas Island Tourism Association).
13. Миграция и спаривание происходят рано утром или вечером.(Фото: Alex Cearns | Christmas Island Tourism Association).
14. И, хотя миграция крабов несколько затрудняет повседневную жизнь жителей города, они уже привыкли, что раз в год их остров находится во власти красных ракообразных. (Фото: Ingo Arndt | Christmas Island Tourism Association).
15. Большая миграция крабов является одной из главных туристических достопримечательностей острова, которая притягивает ежегодно тысячи туристов. Кажется, крабы тоже этим очень довольны, и с радостью позируют туристам. (Фото: Christmas Island Tourism Association).
16. Больше информации об Острове Рождества вы найдете на официальном сайте — christmas.net.au. (Фото: Justin Gilligan | Christmas Island Tourism Association).

Остров Рождества — это плоская вершина огромного подводного вулкана. За внешней полосой рифов, что в пределах 200 метров от берега, уже нет прибрежных отмелей, дно очень резко уходит на глубину приблизительно до 5000 метров.

Остров Рождества — владение в восточной части Индийского океана.

Сто лет «фосфатного» процветания

В течение ста лет на острове добывались фосфаты. Казалось, залежи неисчерпаемы, но... Сейчас об этих временах если и вспоминают, то лишь с грустью по утраченному.

Остров Рождества — вершина подводной горы в Индийском океане со скалистыми отвесными берегами высотой до 20 м, полосой острых как бритва рифов вдоль всего побережья. Источники пресной воды — несколько родников и подземные ручьи.

В 1643 г. остров был открыт Уильямом Майнорсом, капитаном английского судна «Ройял Мэри», исследовавшим восточный участок Индийского океана по заданию Британской Ост-Индской компании. Так как это событие произошло в день Рождества, то капитану не пришлось долго раздумывать над названием для этого клочка земли в океане.

Исследования острова затрудняла почти непроходимая полоса рифов, и лишь в 1887 г. британский капитан Джон Макпир на корабле «Флайинг-Фиш» (Летучая рыба) нашел удобную бухту, которую назвал в честь собственного корабля: Флайинг-Фиш-Коув. Спустя год здесь побывала английская экспедиция, собравшая коллекцию местных минералов, среди которых нашелся экземпляр чистейшего фосфата. В 1888 г. поспешила объявить остров Рождества своей собственностью.

До начала Второй мировой войны разработками фосфатов на острове занималась английская колониальная администрация , которая завезла сюда рабочих-китайцев. Когда война началась, японцы немедленно заняли остров, чьи залежи фосфатов были стратегическим сырьем. Но японцам не удалось преодолеть саботаж рабочих и починить горнодобывающее оборудование, и разработка фосфатов практически замерла вплоть до изгнания японцев с острова.

В 1958 г. по просьбе Австралии остров был передан под ее юрисдикцию и получил особый статус «внешней территории» как внематериковая суша.

Последняя надежда

Многие мигранты из стран Юго-Восточной Азии рискуют жизнью, чтобы добраться до острова Рождества.

Растительность острова — влажные тропические леса, преимущественно в национальном парке «Остров Рождества», занимающем 63% всей его площади. Леса изрядно пострадали за период разработки фосфатов, но сейчас их площадь медленно восстанавливается. Зато на острове процветает туризм, потому что волею судьбы он оказался как раз на главных маршрутах следования роскошных океанских лайнеров.

Живут на острове в основном потомки китайских и малайских рабочих, коренного населения никогда не было, а нынешнее неуклонно сокращается: из-за истощения запасов фосфоритов люди теряют работу и выезжают в Австралию. Народ здесь живет дружно: вместе празднуют китайский Новый год, христианское Рождество и мусульманский Ураза-байрам.

После того как австралийское правительство убедилось в том, что промышленные запасы фосфатов истощились, в 1987 г. шахты были закрыты. Местные рабочие выступили с протестом, учредили собственную компанию по добыче фосфатов, и разработки продолжились с 1991 г., хотя запасы практически исчерпаны.

Самой большой проблемой острова стала незаконная миграция из стран Юго-Восточной Азии (в основном — из ). На утлых суденышках беженцы достигали острова и тут же требовали статус беженца. После нескольких случаев, когда на рифах погибли сотни людей с разбившихся судов, Австралия немедленно исключила остров Рождества из австралийской миграционной зоны, и теперь беженцы не могут претендовать на право оставаться в Австралии. Также на острове появились несколько иммиграционных карантинных лагерей, ставших головной болью для властей и жителей острова: беженцы постоянно нарушают местные законы. Тем не менее строительство и обслуживание лагерей стало одной из отраслей островной экономики.

Достопримечательности острова Рождества

Природные:

Национальный парк «Остров Рождества».

■ Пещеры Потерянное Озеро, Даниэль Руа, Рея Бишопа и Полный Вперед.

■ Ручей Рамсар.

■ Влажный тропический лес Долины.

■ Водопад Хью-Дэйл.

■ Пляжи Лили, Этел, Грета, Долли, Уинифред, Вест-Уайт и Мартин-Пойнт.

Прочие:

■ Бывший поселок горняков Саут-Пойнт.

■ Несмотря на то что остров был внесен в английские и голландские навигационные справочники, на карте он появился впервые только в 1666 г., в издании знаменитого потомственного голландского картографа Питера Гуса.

■ С 1890 до 1910 г. разработками фосфатов на острове Рождества руководил инженер Джон Дэвис Мюррей. За крутой нрав и неразборчивость в методах управления наемными рабочими Мюррей заслужил прозвище Король острова Рождества: его тяжелой руки на острове боялись все.

■ Официальный символ острова Рождества, изображенный на флаге острова, — птица белохвостый фаэтон, чья любимая добыча — каракатица.

■ В сезон миграции красного краба дороги на острове перекрываются и выставляются предупреждения: «Дорога закрыта. Миграция красного краба. Никакого транспорта за этим знаком».

Общие сведения

Местонахождение: восток Индийского океана, к северо-западу от Австралии.
Административная принадлежность: внешняя территория Австралии.
Столица: Флайинг-Фиш-Коув —1020 чел. (2014 г.).
Языки: английский (официальный), китайский, малайский, бахас (индонезийский диалект).
Этнический состав: китайцы — 70%, европейцы — 20%, малайцы — 10% (2001 г.).
Религии: буддизм — 36%, ислам — 25%, христианство — 18%, прочие — 21% (1997 г.).
Денежная единица: австралийский доллар.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Флайинг-Фиш-Коув.

Цифры

Площадь: 135 км 2 .
Население: 1530 чел. (2014 г.).
Протяженность береговой линии: 138,9 км.
Максимальная длина: 19 км.
Максимальная ширина: 14,5 км.
Самая высокая точка: возвышенность Мурей-Хилл (361 м).
Общая высота подводной горы: 4500 м.
Удаленность: 360 км к югу от Джакарты (Индонезия), 2600 км к северо-западу от Перта (Австралия).

Экономика

Полезные ископаемые: фосфаты (почти исчерпаны).
Морской порт.
Морское рыболовство.
Обслуживание карантинных лагерей. Сфера обслуживания: туризм, транспорт, торговля.