Хуан Себастьян дель Кано (Элькано): биография. Кругосветное плаванье хуана себастьяна элькано Ты первый меня обогнул

(1486 )

Хуа́н Себастья́н дель Ка́но (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элька́но ; исп. Juan Sebastián del Cano (Elcano) , баск. Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию . На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса , которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. 6 августа его помощник, Андрес Урданета , отметил в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день покойный был похоронен в море. Новый командир, Торивьо Алонсо Саласар, увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память об Элькано была увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

У Элькано был внебрачный сын Доминго, рождённый от Марии Эрнандес Дерниальде.

(1486 )

Хуа́н Себастья́н дель Ка́но (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элька́но ; исп. Juan Sebastián del Cano (Elcano) , баск. Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию . На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса , которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. 6 августа его помощник, Андрес Урданета , отметил в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день покойный был похоронен в море. Новый командир, Торивьо Алонсо Саласар, увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память об Элькано была увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

У Элькано был внебрачный сын Доминго, рождённый от Марии Эрнандес Дерниальде.

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских.

В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал.

После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано.

Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому "Консепсьон" сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - "Викторию" и "Тринидад".

Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из "островов Пряностей" - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - "Виктории", капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а "Тринидад" оставить на Молукках.

И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же "Виктория" 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира. Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было эавершено!

Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: "Ты первый обогнул меня".

И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог "поделить" между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне "земного яблока". И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

Прощай Ла-Корунья
Лa-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором "могли бы разместиться все флоты мира". Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах.

Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией.

Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел "высочайший отказ" на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции.

Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям. Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим "земное яблоко", не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия.

В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было.

Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца "Ла мунейра". Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений.

В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Историческая справка

Сохранилось мало сведений об этом человеке. Известно, что Элькано родился в 1486 году в Кастилии, в Стране Басков. Молодость прошла на многочисленных баталиях, которыми Средневековье как эпоха может претендовать на мировое лидерство.

Вернувшись домой, Элькано занялся мирным ремеслом: начал карьеру капитана торгового судна. В 1510 году снова пришлось возглавить боевой корабль: баск принимал участие в осаде города Триполи. Команда была наемная, поэтому регулярно наступал день выплаты жалования. Воюя за Испанию, Элькано и оплачивал труд своего экипажа испанскими деньгами. Но в этот раз произошел финансовый сбой и моряки, по неустановленной пока причине, остались без денег.

Молодому капитану не оставалось другого выхода, как взять средства в долг. Кредиторы вскоре потребовали свою ссуду назад, поэтому пришлось продать корабль. Сам факт продажи военного судна, да и еще пусть мирным, но гражданам другой страны, автоматически означал обвинение в предательстве.

Для спасения оставался лишь один выход - затеряться на палубе одного из многочисленных кораблей. Тогда капитаны интересовались не биографией членов команды, а их профессиональной подготовкой. Таким образом опальный Элькано попал на борт одного из судов Магеллана, отправлявшегося в первую кругосветку.

Эта легендарная экспедиция началась 20 сентября 1519 года. В начале похода Элькано досталась незаметная должность - кормчий на судне «Консепсьоне».

Значение для современности

В составе эскадры было пять кораблей. Капитаны на них, как и многие из объединенной команды, были испанцами. В те времена шли регулярные столкновения двух стран - Испании и Португалии. Этим объясняется массовый отказ моряков-испанцев воспринимать Магеллана как капитана: по происхождению португальца. Социальную напряженность усилил мощный шторм, унесший два корабля с командой.

Весной 1521 года три судна пришвартовались рядом с Марианскими островами. На этом рейде умер Магеллан, а руководителем экспедиции стал Элькано. Общая численность моряков была ниже минимально допустимой величины для безопасного управления судами. Это было вызвано потерями из-за болезней и стычек с аборигенами и португальцами. Для гарантированного возвращения все матросы были собраны на судне «Виктория» в сборную команду. Пройдя неимоверные трудности, 8 сентября 1522 года корабль под управлением Элькано достиг испанского побережья.

За благополучное завершение первой в мире кругосветки на судне под испанским флагом король Карлос I простил Элькано военное преступление - продажу корабля - и назначил пожизненную пенсию в 500 дукатов.

Сегодня совершить кругосветное путешествие доступно не всем: потребуется много средств и времени. Но привычное даже для школьника осознание шарообразности нашей планеты было впервые доказано на практике Элькано и его командой. Открытые в экспедиции Магеллана, в которой принимал непосредственное участие Хуан Себастьян дель Кано, остров Амстердам и Марианский архипелаг сегодня являются важными местами для человечества. На Амстердаме ведется регулярный мониторинг за состоянием атмосферы и климата в водах около Антарктиды. Марианские острова становятся популярным направлением среди туристов во всем мире, включая и Россию. Самый известный из островов архипелага - Гуам. На нем сохранились наскальные рисунки первых обитателей (народ чаморро), а также следы испанской колонизации. Остров располагает условиями для комфортного пляжного и активного морского отдыха.

Заключение

Элькано умер 6 августа 1526 года, во время очередной экспедиции ради богатства испанской короны. На его родине, в городе Гетариа, установлен памятник. У Элькано был внебрачный сын, судьба которого затерялась в лихих годах Средневековья.