Мантуя в сокровищнице италии. Мантуя в италии Знаменитые люди из города мантуя

Мантуя. Италия.

древний город в регионе Ломбардия .
Мантую основали этруски в VI в. до н.э. Но своего максимального расцвета город достиг во времена синьории под управлением Гонзага, т.е. в 1328-1707 гг. Гонзага – один из самых известных и влиятельных родов эпохи итальянского Возрождения. Гонзага сначала были синьора Мантуи, затем маркизами, а потом герцогами.
Политика Гонгаза заключалась в защите границ и поддержание мирного равновесия между могущественными соседями: Венецианской республикой , Миланом и Феррарой.
С 1708 года Мантуя попала под власть австрийцев. В 1797 г. город захватили войска Наполеона.
Венский конгресс 1815 г. вернул Мантую австрийцам.
В 1866 г. город вошел в состав объединенной Италии .

Современная Мантуя живой и туристический город, он живописно окружен озерами.
Такая водная система сложилась в XII в., когда архитектор и инженер Альберто Питентино предложил организовать защиту города, используя реку Минчо. Так вокруг жилого центра появились четыре озера – Супериоре, Меццо, Инфериоре и Пайоло, сделав Мантую островом, который соединялся с «большой землей» двумя мостами.

От ж/д станции пройдем по проспекту corso Vittorio Emanuele II , который приводит piazza Andrea Mantegna . Здесь нас встречает базилика святого Андрея (Basilica di Sant"Andrea) , возведенная по проекту Леона Баттиста Альберти в 1472 г. Через 328 лет был надстроен купол по рисункам Филиппо Йюварра.
В крипте хранятся священные вазы с кровью Христа, которую привез в Мантую римский центурион Лонгин.
Лонгин по приказу Пилата пронзил бок Христа копьем, в этот момент произошло затмение солнца и землетрясение и центурион уверовал в Христа. Кроме того, Лонгин провел рукой, испачканной кровью Христа по своим больным глазам, и они стали здоровыми. Легенда рассказывает, что собранную кровь Лонгин привез в свой родной город.
В одном из приделов базилики похоронен живописец Андреа Мантенья , который умер в Мантуе в 1506 году.


Направо от базилики простирается площадь Трав (Piazza delle Erbe) , которая берет свое название от фруктового и овощного рынка, расположенного здесь.


Цветочный рынок на площади.

Самая древняя постройка площади и города - круглая церковь святого Лоренцо .


Церковь святого Лоренцо и Часовая башня.

Церковь Святого Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) возвели в XI в. по приказу Матильды ди Каносса, внутри сохранились следы византийских фресок. Матильда ди Каносса была могущественной и влиятельной женщиной Средневековья, это она выступала посредником между папой Григорием VII и императором Генрихом IV, отлученным от церкви и так унизительно просившим прощение.


Интерьер церкви святого Лоренцо.

Рядом с церковью возвышается Часовая башня, относящаяся к XV в. Часы также показывают лунные фазы и в каком зодиакальном созвездии находится солнце.


Часы.

Идем дальше к площади Сорделло .
На Piazza Sordello сосредоточены основные постройки Мантуи.
Входя на площадь через арку, открывается красивый вид на Кафедральный собор, выполненный в готическом стиле.


Кафедральный собор посвящен Святому Петру , он выполнен в романском стиле с готическими элементами в 1395-1401 гг. Позже случился пожар, нанесший существенный вред собору и восстановление поручили Джулио Романо. Фасад собора, покрытый каррарским мрамором, датируется 1761 г. Сбоку сохранились готические окна-розетки, которые принадлежали более древней церкви.
Под главным алтарем хранится тело Святого Анзельма да Баджо – покровителя Мантуи.

Справа от собора – Герцогский дворец – городская резиденция семьи Гозага, огромный комплекс, состоящий из лабиринта комнат и коридоров.
Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Piazza Sordello, 4
Закрыт 1 января, 1 мая, 25 декабря и по понедельникам.
Открыт 8.45 – 19.15. Билет 6,5 евро.


Герцогский дворец (Палаццо Дукале) является символом своего времени, он вмешает 500 комнат и залов, дворики, площади и внутренние сады.
Любопытны комнаты, называемые «апартаменты карликов» , где все выполнено в миниатюрном размере. Но на самом деле, карлики здесь никогда не жили: это была символическая реконструкция.
Безусловно, стоит упомянуть «комнату для новобрачных» , расписанную Андреа Мантенья. Художник изобразил семейный портрет Гонзага и сцены из придворной жизни Мантуи. Фреска плафона, изображающая в самом центре свода круглую галерею с людьми, смотрящими сквозь перила, является, по сути, первой иллюзионистической декорацией в западноевропейском искусстве. Искусно написанные облака еще более усиливают впечатление прорыва в небо.

Здесь жила Изабелла д"Эсте – самая знаменитая маркиза Мантуи. Изабелла д"Эсте родилась в Ферраре, она была старшей дочерью ферррарского герцога и старшей сестрой не менее известной Беатриче д"Эсте, герцогини Милана. Изабелла д"Эсте получила хорошее образование и в 16-летнем возрасте она вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага. Изабелла д"Эсте была красива, умна, начитана и остроумна. Она увлекалась искусством и покровительствовала художникам и поэтам. В ее дворце побывали Леонардо да Винчи, Андреа Мантенья, Перуджино, Корреджо, Тицин, Рафаэль и другие.
Изабелла д"Эсте любила украшения и умела одеваться со вкусом. Красивая и стильная она быстро стала «первой женщиной» эпохи Возрождения. Вместе с тем английский писатель Генри Мортон, тонкий наблюдатель и неутомимый исследовать исторических персонажей, замечает, что Изабелла д"Эсте была высокомерной, пробивной и стервозной женщиной, которая не помогла умирающему бедному Мантенья, а торговалась с ним за бюст Фаустины. Она проходила по художественным студиям и сметала все то, что ей нравилось. А если речь заходила о покупках, то Изабелла д"Эсте приказным тоном писала найти ей шкурку животного с головой для муфты.
Когда ее муж Франческо умер в 1519 году, то престол унаследовал старший сын Изабеллы Федерико. Но он был еще мал, поэтому Изабелла д"Эсте стала регентом и продолжала управлять страной. За это время позиции Мантуи окрепли.
Умерла Изабелла д"Эсте через 20 лет, ее похоронили в церкви Святого Павла в Мантуе, но ее останки пропали из могилы.


Герцогский дворец

В конце площади Сорделло находится дом Риголетто – персонажа одноименной оперы Верди. В этом здание проходят художественные выставки.


Свернем направо и увидим замок Святого Геогрия (Via San Giorgio) , который был возведен в 1395 г. для защиты города, но в 1459 году замок трансформировали в резиденцию Фанчелли. Внутри замок оформил Мантенья.


Пройдем вдоль крепостных стен и набережной, потом свернем направо на via Trieste .
После пересечения канала, повернем направо на via Gilberto Goi , затем налево на via Massari и направо на via XX Settembre , которая приводит на площадь Piazza Martiri di Belfiore. Раньше вместе здания почты на площади возвышалась церковь, но ее разрушили. Единственное, что осталось от церкви – статуя Святого, установленная на мосту. Всю эту зону перестроили в начале XIX в. Пройдем по направлению к Рыбному рынку, покрытому рядом портиков. Здесь торговали рыбой, выловленной в озерах и привезенной на рынок по каналам в лодках. С другой стороны располагались мясные лавки.
Продолжим наш маршрут по via G.Chiassi .
На перекрестке с via Poma находится церковь святого Барнаба . Современная постройка относится к XVIII в., а первые известия о церкви датируются 1268 годом. В церкви был похоронен Джулио Романо, но его могила была утеряна.
Пройдем по via Poma .
Там, где улица расширяется слева будет дом Джулио Романо , возведенный в 1544 г., но позже перестроенный. Над входными дверями установлена статуя Меркурия и барана – это герб семью Джулио Романо. Сейчас дом находится в частном владении и его нельзя посетить.
Настоящее имя гениального архитектора, живописца и рисовальщика было Джулио Пиппи, прозвище Романо означало «римлянин», т.к. он родился в Риме . Джулио Романо был один из самых талантливых учеников Рафаэля. Под руководством Рафаэля он трудился над фресками в Ватикане и на вилле Фарнезина в Риме , он также написал ряд картин и завершил многие неоконченные работы своего учителя.
В 1524 году Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федерико II Гонзага. Его назначили главным архитектором дворцовых построек Гонзага. В Мантуе Джулио Романо написал фрески для герцогского дворца, изображающие сцены из мифа о Диане и из истории троянской войны. Но главным творением стал палаццо Те, к которому мы идем. Умер Джулио Романо в Мантуе 1 ноября 1546.
На пересечении с via Giovanni Acerbi свернем направо.
Пройдем вперед и увидим с правой стороны доминирующий храм святого Себастьяна , возведенный в 1460 г. по проекту Леона Баттиста Альберти. Позже в церкви устроили склад, но в начале XIX в. опять для религиозных целей.


Храм святого Себастьяна

Почти напротив церкви расположен краснокирпичный дом №47, известный как дом Мантенья .
Андреа Мантенья был придворным художником с 1457 года и маркиз Людовик Гонзага подарил ему кусок земли. Дом из красного кирпича с уникальным цилиндрическим двориком можно посетить.
Он открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 12.30 и с 15 до 18. Вход свободный, если нет выставок.

Пересечем Viale Risorgimento и viale Isonzo , где находятся два портала с Орлами. Отсюда начинается сад, принадлежащий дворцу Те . Аллея, окруженная деревьями приводит к палаццо Те , который является еще одним символом Мантуи.
Дворец возвел в 1525-35 гг. Джулио Романо для Федерико Гонзага. Дворец четырехугольной формы находится на острове, образованном каналом. Канал был окружен садами, фонтанами, статуями и деревьями, а в центре возвышался дворец Те.
В последующие века дворец использовали в качестве казарм. Сады, фонтаны и статуи были уничтожены. Зачем они нужны солдатам?


Дворец Те

Позже дворец был отреставрирован. Сейчас здесь расположен музей с восьмью залами, где можно полюбоваться работами Джулио Романо и других художников.

Кухня Мантуи

Мантована (Mantovana) – типичный хлеб из Мантуи круглой формы из пшеницы мягких сортов.
Sorbir d"agnoli или bevr"in vin – суп, в бульон которого добавляют вино, а затем пасту или тортелли, например, с тыквой (Tortelli di zucca).
Среди вторых типичных блюд стоит отметить щуку (luccio) и тушенное мясо осла или лошади (Stracotto d"asino, Stracotto d"cavallo) .


Блюда мантованской кухни.

Мантуя даже для богатой на достопримечательности Италии является уникальным творением человеческих рук. Неслучайно весь исторический центр города, включая площади, строения, улицы внесен в список ЮНЕСКО, как единая уникальная ценность. Ветры истории не смогли изменить индивидуальность Мантуи. А люди сделали все возможное, чтобы сохранить как можно дольше этот прекрасный город.

Его описывал Вергилий, упоминал Верди в «Риголетто». Ромео волею Шекспира был сослан сюда после поединка с Тибальдом. Такая слава неслучайна. Мантуя или Мантова, как называют ее итальянцы, еще во времена ренессанса была признана культурной столицей Италии. Кстати, в 2019 году именно этот город заявлен Италией на звание культурной столицы Европы.

Мантуя расположена на берегу реки Минчо. Когда-то она вообще находилась на острове между озерами и рекой, напоминая своими пейзажами Венецию. Но часть озер была осушена, каналы засыпаны. Оставили один, для полноты ассортимента достопримечательностей, наверное. Чтобы уж точно иметь в одном месте все возможные красоты и редкости. Два прекрасных озера у въезда в Мантую тоже сохранены.

Гонзага – покровители Мантуи

В 1328 году Луиджи Гонзаго победил забытого историей предшественника и на долгие века сделал свой род наследными правителями Мантуи. У знаменитого семейства было немало своих «скелетов в шкафу». Кто же из власть имущих в Средние века не занимался интригами, не отправлял неугодных родственников в монастыри и на тот свет. Герцоги Гонзаго не составили исключения. Но для города они стали настоящими радетелями, меценатами, бескорыстными покровителями.

Каждые следующие представители семейства одной из главных своих жизненных задач считали укрепление и расцвет Мантуи. Кроме привлечения к строительству города лучших архитекторов, творцов, строителей, они сделали его центром культуры и искусства. По сути, они стали законодателями художественных пристрастий, моды и даже нравов своего времени. Быть вхожим в мантуанский двор считалось престижным для всей Европы.

Понятно, что такое влияние стало возможным после укрепления политических позиций. Умные и дальновидные Гонзага роднились с представителями влиятельных семейств австрийской, византийской династии, установили дипломатические отношения со Священной Римской империей, Венецианской Республикой, с Папой Римским. В Герцогском Дворце – главной достопримечательности Мантуи, есть зал, украшенный портретами представителей рода. 13 епископов, 14 кардиналов, есть даже свой святой, утвержденный в этом звании Папой Римским. Достойный список. Один из портретов, на котором изображено семейство в своем составе на начало XVII столетия, принадлежит кисти самого Рубенса.

Благодаря искусному политическому лавированию правителей, Мантуя до XVIII века была единственным независимым городом. Потом, после очередных войн за главенство и территории, город был присоединен к Австрийскому королевству. Спустя время в нем «похозяйничал» Наполеон. Затем опять Австрия. На этом процветание Мантуи завершилось. Лишь в 1866 году она вошла в состав Италии.

Последующие политические бури тоже оставили след на ее облике. Но Италия сделала все возможное, чтобы восстановить, улучшить и сохранить прекрасное лицо города. Забавный факт: периодически в городской мэрии работают представители рода Гонзага. А его главе предоставляется право открытия ежегодного Мантуйского фестиваля в Италии.

Прелестная Мантуя

Город настоль гармоничен, что создает впечатление шкатулки сокровищ. Герцоги Гонзага, их многочисленные вассалы при строительстве жилищ стремились превзойти все европейские дворы. Многим это удалось. Дворцы и замки Мантуи уникальны настолько, что часто не дают возможности сравнения. У каждого здания в городе есть своя интересная история и свой колорит. Даже коротко рассказать обо всем, заслуживающем внимания, просто невозможно. Многочисленные туристы составили свой рейтинг топ-достопримечательностей.

Палаццо Дукале или Герцогский Дворец. Принадлежал он, естественно, семейству Гонзаго. И был в те времена самым большим в Европе. Сейчас величественное сооружение впечатляет не меньше. Это не одно, а целый ансамбль зданий, включающий крепость, базилику и сам дворец, насчитывающий 500 залов.

Как многие знаменитые постройки средневековья, эта достопримечательность города строилась не одно столетие. Отсюда смешение разных стилей, но сделанное мастерски, с соблюдением гармонии и красоты. Соединяют помещения красивые переходы, коридоры, галереи, внутренние дворики и сады. Интерьеры залов и помещений украшены ценнейшими произведениями культуры того времени. Здесь представлены работы Леонардо да Винчи, Донателло, Андреа Мантенья, Джулио Романо. Сохранились даже незаконченные фрески Пизанелло, интересные тем, что на них оживают страницы легенд о славном короле Артуре.

Кафедральный собор, находящийся на площади Сорделло прямо напротив Палаццо Дукале. Собор не впечатляет размерами, но настолько необычен снаружи! Особенно если обходить его, наблюдая резкую смену архитектурных стилей. Романский стиль сменяется готикой, стены из красного кирпича – многоцветным мраморным фасадом в стиле барокко, стрельчатые окна и шпили – строгими капеллами. Внутренние нефы и алтари собора украшены бесценными фресками, полотнами Франческо Коста, колоннами из каррарского мрамора. Роскошный и величавый – так можно охарактеризовать величественное сооружение, знаменитое на всю Италию.

Необычная архитектура, богатое внутренне убранство выделяют из общего ряда достопримечательностей Мантуи Базилику Сант’Андреа. Вначале на месте храма был бенедиктинский монастырь. В XV веке, взяв за основу самую красивую часть сооружения, архитектор Альберти спроектировал будущий шедевр. Увы, сам он не смог реализовать свои планы, а его ученики воплотили в жизнь лишь часть проекта. В общем, как большинство средневековых дворцов, здание стало долгостроем. Но нет худа без добра: каждые последующие зодчие вносили свои изюминки в создание шедевра.

Палаццо дель Те притягивает как магнит всех, кто хоть раз о нем слышал. Творение любимого ученика Рафаэля Джулио Романо считается эталоном маньеризма – стиля манерного, изощренного, своеобразного. Романо был сыном своего века и вложил в этот дворец все свое творчество, вдохновение, талант. В средствах его не ограничивали. Правящий в тот период Федерико Гонзаго процветал, и для полного счастья ему не хватало лишь специального помещения для развлечений и пиршеств.

Джулио Романо создал неповторимое произведение искусства. Причем необычная достопримечательность была возведена всего за полтора года. В течение последующего десятилетия интерьеры украшались и пополнялись все новыми шедеврами. Залы Гигантов, Амура и Психеи, большой Лошадиный зал оформлены фресками, над которыми трудился сам Романо. Красочные, зачастую пикантные сюжеты, богатство деталей, роскошь декора дают представление о фривольности и свободе нравов того времени. Колоссальные размеры фрески «Низвержение титанов» и своеобразный натурализм произведения просто ошеломляют!

Но кроме старинных достопримечательностей стоит познакомиться еще с одной – музеем Тацио Нуволари. Легендарный гонщик прославил родной город. У него даже прозвище было «Летающий Мантуанец». В 20-х годах прошлого века он стал звездой автогонок и навсегда остался гордостью Мантуи и всей Италии.

До посещения Мантуи этот итальянский городок вызывал у меня ассоциации исключительно с Шекспиром, точнее с фразой из : «Я в Мантую послал факелоносца!»

Несмотря на то, что Мантуя у большинства россиян иначе, как с принудительной ссылкой Ромео, ни с чем больше не ассоциируется, город этот на самом деле — настоящий ларец сокровищ: маленький, но полный драгоценностей, как с исторически-культурной, так и с гастрономической точки зрения.

Начнем с небольшого даже не исторического, а географического экскурса. Изначально город располагался не на материке, как сейчас, а на острове в окружении озер и притока реки Минчо. В Мантуе, как и в Венеции, улицы соседствовали с каналами, которые позже были закрыты и преобразованы в мостовые.

Сейчас в городе всего один канал, но и он закрытый, зато озера никуда не делись, находятся на въезде в город и, когда проезжаешь мимо, они кажутся двумя огромными зеркалами, этакими водяными воротами Мантуи.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА: ЦЕНТР ГОРОДА

Несмотря на то, что первыми на озерах поселились этрусски и галлы, и именно здесь по преданию родился Вергилий, расцвет Мантуи пришелся на четырнадцатый-семнадцатый века, когда сеньорами мантуанского герцогства стало семейство Гонзага. Именно им Мантуя обязана таким количеством дворцов и замков, что город претендует на звание культурной столицы Европы в 2019 году. В принципе, про каждый дом Мантуи можно написать минимум пару предложений, но мы остановимся на основных достопримечательностях города.

CASTELLO DI SAN GIORGIO

Архитектором Castello di San Giorgio стал инженер Бартолино да Наварра. По его проекту мощные стены, украшенные, как и везде на севере Италии, знаками гибеллинов, обнесли рвом, наполненным водой из окрестных озер. Именно Замок Святого Георгия — первое, что видишь, въехав в город. Несмотря на то, совсем скоро замок стал использоваться не столько для оборонительных целей, сколько как место жительство Гонзага, а потому в XV веке к замку были достроены дополнительные помещения, а внутренние комнаты разукрасили фресками и картинами, — ров с водой и прочие атрибуты классической крепости сохранились тут и по сей день.

Сегодня замок Святого Георгия принадлежит даже не правительству Мантуи, а котам его населяющим, — толстых и хвостых тут водится даже больше, чем туристов, людей не боятся, но и гладить себя не дают.

ПАЛАЦЦО ДЮКАЛЕ

Вообще-то Дворец Герцогов (а именно так корректнее всего на русский язык перевести название Палаццо Дюкале) соединен с замком Святого Георгия, так что в принципе — это единый комплекс сооружений, принадлежавший сеньорам Гонзага, отстроившим настоящий город внутри Мантуи.

На фото: сад во дворе палаццо Дюкале

Дело в том, что семейство Гонзага местные жители не слишком жаловали, и сеньоры, опасаясь нападения со стороны мантован, старались без необходимости не выходить на улицы города, а свои дворцы обнесли внушительными стенами. Долгое время Палаццо Дюкале был закрыт для посещения туристов, но сегодня часть залов открыта для публики.

Итак, за стенами замка — роскошный сад, второй сад (подвесной) разбит на крыше первого этажа палаццо (совсем, как ).

Все комнаты и залы дворца сквозные и соединены друг с другом переходами, так что ни о какой приватности в жизни сеньоров Гонзага говорить не приходится. Из наиболее интересных и заслуживающих внимания залов: зал охотников с жутковатыми масками на потолке, зал зодиака с росписью в виде оживших созвездий, зал рек со статуями, сложенными из песчаника, зал-лабиринт с зашифрованной на потолке надписью: «Может, «Да», а, может, «Нет», а также галерея, фрески которой повторяют коридоры Ватикана.

Поскольку Гонзага не любили покидать свою обитель, в комплексе наличествует и домашняя церковь с таким родным для русского слуха называнием Санта-Барбара, правда, для посещения она закрыта. Зато можно увидеть внушительного размера постель герцогов, выписанную из Милана, каменную ванну и мраморную раковину, в которой представители аристократического семей принимали купались прямо на свежем воздухе.

ДОМ РИГОЛЕТТО

Напротив дворца находится дом Риголетто: именно по этому адресу проживал горбун — главный герой оперы Верди.

На фото: статуя Риголетто в Мантуе

Во дворе дома — бронзовая статуя Риголетто, а еще в этом же здании можно приобрести билет для массового посещения всех музеев города (стоит билет 15 евро).

PIAZZA SORDELLO

Одна стена Палаццо Дюкале полностью выходит на piazza Sordello . Площадь — удивительно красивая, но есть одно но, камни, которыми она вымощена, — настоящие булыжники, так что во время прогулки во вьятнамках подошвы ног испытывают невыносимые мучения.

На фото: гигантская брусчатка на piazza Sordello

Тут же на площади находится и Собор Святого Петра . Снаружи Дуомо Сан Пьетро ничего особенного не представляет, если не считать боковых вставок из красного кирпича, зато внутри храма можно провести ни один час и не только потому, что летом в базилике приятно-прохладно.

Изнутри купола собора украшены фресками, алтари — холстами Лоренцо Коста, а колонны храма выполнены из каррарского мрамора. В целом убранство собора настолько богатое, что может соперничать, к примеру, с Санта-Мария-Манджоре в Риме. Особого внимания заслуживает полотно Коста «Мученичество Святой Агаты», хотя, если честно — это не самый приятный христианский сюжет, ведь у Святой Агаты вырвали груди.

На фото: собор Сан-Пьетро в Мантуе

С другой стороны площади — Торре делла Габбиа (здание легко узнать по башне, долгое время бывшей самой высокой в городе), знаменито тем, что во времена Средневековья в железных клетках, прикрепленных к стене здания, публике показывались преступники.

По узким улочкам, мощеным уже не такими убийственными булыжниками, идем в центр города через галерею арок и попадаем на Пьяцца делле Эрбе — вторую главную площадь города. Тут находятся ротонда Сан Лоренцо — самая древняя церковь Мантуи, построенная в 1082 году по приказу Матильды ди Каносса. Кстати, обнаружили ее только в начале двадцатого века, после того, как снесли построенные на этом месте дома.

На фото: ротонда Сан Лоренцо в Мантуе

Практически вплотную к ротонде еще один дворец — палаццо Делла Раджоне , в основном внимание гостей города привлекает башня дворца с огромными астрологическими часами.

Ну и тут же находится базилика Сант’Андреа : красивое, но очень странное сооружение. Красивое, поскольку внутри ее интерьер — сплошь из золота, странная, потому что базилика входит в состав достроенного позже монастыря бенедиктинцев.

В результате получилось здание очень своеобразной формы, кажется, будто собор со всех сторон обложили гигантскими кубами-лего, а оттого даже найти вход в базилику получается не с первого раза. Также из интересных зданий, находящихся в центре Мантуи, хочется отметить дворец Торговцев. Палаццо делла камера ди коммерчо — не такое старое, как кажется на первый взгляд, возвели его лишь в 1913 году, однако оно представляет собой великолепный образец неосредневекового стиля.

На фото: Палаццо делла камера ди коммерчо

PALAZZO TE: ВНЕ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА

В отдалении от центра Мантуи находится Palazzo Te — еще один дворец Гонзага, построенный по проекту ученика Рафаэля Джулио Романо в шестнадцатом веке. Дворец внешним видом напоминает скорее виллу, окружен пышным садом, а стены облицованы блоками необработанного камня.

Внутри дворца — фрески и богато расписанные потолки, особенно можно выделить зал Лошадей: своды украшены резными панелями с греческими орнаментами, стены также декорированы панелями с изображением лошадей — любимых животных рода Гонзага. Еще из любопытного — зал Ветров и Зодиака, где в шестнадцати медальонах изображены знаки зодиака, а также фигуры Богов и Стихий.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает зал Амура и Психеи в помещении, предназначенном для банкетов. Вход сюда, что называется, только для взрослых, потому что сцены любви Амура и Психеи изображены со всеми порнографическими подробностями.

На фото: зал Амура и Психеи в Палаццо Те

В Палаццо Дюкале тоже есть зал Амура и Психеи, но там все чинно-благородно и без позиций из Камасутры. Кстати, говорят, художник по просьбе заказчика придал действующим лицам порно-фрески схожесть с членами благородных семейств Италии, так Психея — воплощение Боскетти, а Венера — Изабелла д’Эсте (мать герцога).

ШОПИНГ

Все главные магазины Мантуи расположены на улице, ведущей к Пьяцца делле Эрбе прямо под сводами арок. Тут и MaxMara со Sportmax, и бьюти-бутик Chanel, и множество мультибрендовых магазинчиков, торгующих в основном обувью. Из исконно итальянских брендов хочется отметить бутик Sandro Ferrone — римская марка, выпускающая туники, комбинезоны, обувь и платья, напоминающие по стилю MaxMara. Вещи высокого качества, но стоят в разы дешевле, чем у именитых соседой: от 50 до 120 евро.

На фото: витрина бутика Sandro Ferrone

Также близ Мантуи находится классическая аутлет-деревня Fashion District со 110 магазинами разной ценовой категории: от Bottega Veneta до Calzedonia и Adidas. Скидки: от 30 до 70 %, часы работы магазинов: с 10.00 до 20.00. Официальный сайт: , на нем же можно заказать трансфер в деревню-аутлет и обратно.

ГАСТРОНОМИЯ

После визита в Мантую место ссылки Ромео ассоциируется у меня исключительно с тортеллини, и это несмотря на то, что родиной этого вида пасты, представляющего собой итальянскую вариацию на тему наших любимых пельменей, считается соседний регион Эмилия-Романия.

По легенде своей формой тортеллини должны повторять форму пупка Венеры (или по другой версии форму пупка любовницы повара, придумавшего этот сорт пасты), но с тех пор много воды утекло, так, к примеру, классические тортеллини с тыквой (традиционное блюдо Мантуи) имеют форму квадрата. Начинка пасты: смесь вареной тыквы, соленого пармезана, горчицы, мускатного ореха, а также рикотты или ликера амаретто. Кстати, изначально этот вид тортеллини был традиционным угощением, подающимся в Сочельник, — накануне Рождества католическая церковь не рекомендует есть мясо.

Кстати о мясе, точнее об antipasti. В Мантуе в свободной продаже и практически в любой мясной лавке можно обнаружить кулателло — мясной деликатес наподобие ветчины, для приготовления которого требуется 36 месяцев. Также любителям всевозможных колбас рекомендуется попробовать salame mantovano — салями в белой оболочке из свинины с добавлением чеснока, крупной соли и перца, вялится колбаса от трех до шести месяцев в зависимости от размера.

Также из местных специалитетов — ciccioli mantovani — зажаренный свиной жир, очень напоминающий наши российские шкварки, изначально был блюдом окрестных деревень, но с течением времени прижился и в городе.

Подают мясные блюда с мостардой — соусом из фруктов, маринованных в горчице или сиропе. Хотя выглядит мостарда словно сладкий джем, на вкус она больше напоминает васаби, а потому употреблять горчицу следует аккуратно.

Самая знаменитая местная сладость — sbrisolòna, торт, тесто которого состоит из белой, желтой муки и сахара в равных долях, куда потом добавляют масло, желток и миндальную крошку.

Торт очень твердый, его невозможно разрезать, поэтому сладость разбивают на куски ударом кулака. Получившиеся кусочки, на вкус напоминающие миндальное печенье, едят, макая в белое вино.

Мантуя (Mantova) – это центральный город одноименной провинции в регионе (Lombardia), расположенный на реке Минчо (Mincio).

Город привлекает путешественников как родина великого древнего поэта Вергилия (Publius Vergilius Maro), а также город, где начинал при дворе семейства Гонзага (Gonzaga) свой путь к величию художник Рубенс (Pieter Paul Rubens).

В доисторические времена на территории провинции Мантуя проживали этрусские и галльские племена. После 220 года до н.э. поселение вошло в состав .

Город строился в средние века как неприступная крепость, имевшая четырехугольную форму с башнями по углам, окруженная речными водами, озерами и болотами. С XI века земли принадлежали Бонифацию III Тосканскому (Каносскому, Bonifacio III di Canossa). В 1167 город приобрел статус республики и вошел в союз свободных городов Ломбардии. С 1269 по 1328 годы правление в Мантуе захватил род Бонакольси (Bonacolsi). Именно в этот период появилось множество зданий, являющихся сейчас украшением города. С 1328 года городом правили представители рода Гонзага, являвшиеся знаменитыми ценителями искусства и меценатами.

С 1708 года территория перешла к Габсбургскому (Habsburger) роду. Во время возвышения Наполеона Бонапарта (Napoleone Buonaparte) с 1810 по 1814 годы Мантуя принадлежала Франции (France), а с 1814 по 1866 годы – Австрии (Österreich). Лишь в 1866 году город вернулся в состав Итальянской Республики (Repubblica Italiana).

Достопримечательности

Исторические кварталы Мантуи с 2008 года находятся под охраной ЮНЕСКО как памятник искусства (Rinascimento). В Мантуе много старинных культурно-просветительских зданий, к самым известным относятся два:

  1. Вергилиевская академия (accademia di Virgilio), до сих пор занимающая почетные места в рейтинге учебных заведений Европы (L’europa);
  2. Городская библиотека, основанная в 1780 году по приказу Марии-Терезии (MariaTheresia) Австрийской;

Театр, построенный по проекту Антонио Бибиена (Antonio Bibiena) по указанию Марии-Терезии, на открытии которого играл Моцарт.

В Мантуе установлены памятники великим соотечественникам: Вергилию, (Dante Alighieri) и другим поэтам.

Прогулки по улицам и мостам города познакомят путешественников с редкостным ансамблем средневековых общественных зданий и церквей.

Кафедральный собор

Кафедральный собор Святого Павла (Cattedrale di San Paolo), основанный в XIII веке и перестроенный во время восстановительных работ в середине XVI века по проекту архитектора Джулио Романо (Giulio Romano), находится на площади Сорделло (Piazza Sordello). В соборе можно увидеть саркофаг из мрамора работы неизвестного мастера V-VI веков.

Здесь также находятся мощи почитаемого итальянцами Святого Ансельма (Sant’Anselmo), гробницы знаменитых средневековых правителей Мантуи:

  • Фердинандо Гонзага (Ferdinando Gonzaga);
  • Эрколе Гонзага (Ercole Gonzaga) и др.

Дворец Palazzo Ducale, основанный в XIII веке, поражает своими размерами и интерьерным убранством. Многочисленные залы, сады, внутренние дворики делают здание величественным и неповторимым. Палаццо строилось с XIII по XV века как резиденция рода Гонзага.

Во дворце хранятся ценные живописные и гобеленовые полотна, скульптуры и другие произведения искусства.

Строительство замка (Castello San Giorgio) происходило в 1395-1406 годы, он отличается укрепленными башнями с четырех сторон постройки. В замке сохраняются ценные фрески работы Андреа Мантенья (Andrea Mantegna).

Палаццо дель Те (Palazzo del Te), спроектированное Джулио Романо, было построено за 10 лет, в 1525/35 годах. Принципы такого направления, как маньеризм, обусловили богатство интерьерного убранства этого загородного дома. Во дворце сохранилась стенная роспись работы Джулио Романо на темы мифов и «Метаморфоз» Овидия (Publius Ovidius Naso). В соответствии с темами росписи залы получили свои названия:

  • Зал великанов (Sala dei giganti);
  • Зал Амура и Психеи (Sala di Amore e Psiche);
  • Зал лошадей (Riunioni di cavalli);
  • Зал Солнца и Луны (Riunioni del Sole e della Luna) и др.

Сейчас в Палаццо находится городской музей Мантуи.

Кухня и деликатесы

Мантуя – город, где изготавливаются знаменитые сыры (Grana Padano) и (Parmigiano Reggiano), редкие сорта салями, горчицу по секретному местному рецепту.

Путешественники должны попробовать местные оригинальные блюда:

  • ручной работы с тыквой;
  • с соусом (pesto) и острыми колбасками;
  • Рагу из замаринованного в вине Ламбруско ослиного мяса и др.

Мантуя славится сладостями и неповторимыми .

Отели

Мантуя предлагает более 80 вариантов проживания. Большинство из них – в центре, что позволяет туристам погрузиться в историческую атмосферу города-памятника.

3 звезды

Отели класса 3 звезды предлагают размещение по демократичным ценам в самом центре города. Особенность отелей – наличие парковки за дополнительную плату.

Hotel Broletto

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ