Дрезден из окна трамвая. Общественный транспорт в дрездене. Дневной билет для семьи


Из Праги в Дрезден мы добирались на поезде, причём это был чешский поезд. Нельзя же себе отказать в удовольствии воспользоваться чешской железной дорогой! Тем более с такими попутчиками)) Подсел к нам странный весёлый немец. Поздоровался, спросил куда мы едем... А потом он начал считать. Ну ладно, пускай себе считает. Может он считает сэкономленные деньги. Однако, расчёты никак не прекращались. Затем он начал разговаривать с цифрами. Мы с Олей уже немного напряглись. Сначала цифры смешили германского гражданина, потом злили его и опять смешили. Пару раз он пытался пошутить, но плохое знание немецкого не помогало мне понять, над какой "лопатой" нужно смеяться. Уверен, что и хорошее знание немецкого тоже не помогло бы. Числами был исписан весь его блокнот, и он уже начал считать, используя билет на поезд. В мою голову начали закрадываться мысли, что когда расчёты будут закончены, он достанет из рюкзака топор и порубит нас на мелкие ломтики. Однако, после пересечения германской границы наш счетовод вышел из вагона и не вернулся, оставив багаж. Новые мысли посетили меня. В России РЖД предупреждает не оставлять багаж без присмотра в связи с угрозой террористических актов. А вдруг, а вдруг там взрывчатое устройство...?
Сквозь полупрозрачную сетку на сумке проглядывались бесконечные листочки бумаги, плотно заполненные рядами цифр. К счастью, в этот момент к нам пришёл кондуктор. Я вкратце поведал ему о странном пассажире. Кондуктор не на шутку перепугался, но когда я сообщил ему, что мужчина немного сумасшедший, махнул рукой и успокоил, типа он всегда багаж забывает.
Эх, когда-нибудь напишу мемуары о своих железнодорожных приключениях.

Когда вышли из здания вокзала, возник вопрос: "В какую сторону ехать?" Решил обратиться за помощью к местным. Коварные немецкие пенсионеры отправили нас в другую сторону от старого города, хотя я даже рукой направление показал и спросил: "Там альтштат?", но зато удалось посмотреть на город из окна трамвая. Доехали до другого железнодорожного вокзала и имели счастье лицезреть редкий дрезденский трамвай. Хорошо, что германские билеты действуют не на одну поездку, а по времени. Посмотрите: на часах уже почти полдень, а ни один музей ещё не посещён.

Несложно догадаться, что первым делом мы отправились в Цвингер.

Лично я хотел побывать в Дрезденской картинной галерее старых мастеров из-за "Спящей Венеры". Внутри запрещают фотографировать, поэтому картинка отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_Венера

В музее фарфора также запрещают фотографировать (как же я устал от этих запретов), но знаете, в местных магазинах можно найти много фарфора, скопированного с экспонатов музея, разве что масштаб может отличаться. В-общем, если денег на музей не будет, в магазинах бесплатно можно увидеть часть экспозиции)) Я конечно шучу. Самые интересные экспонаты нигде больше, иначе как в музее, посмотреть невозможно.
Зайдя в один из магазинов фарфора, наблюдали трёх плачущих девушек. Одна была залита слезами так, что под ней уже образовалась лужа. Две другие утешали её: "Не плачь, он к тебе вернётся". "Нет, не вернётся, я его знаю!" Сначала мне показалось, что я уже на уровне подсознания понимаю немецкий язык, но нет, они по-русски говорили!
Цвингер хорош ещё и тем, что является неплохой смотровой площадкой. Например, отсюда открывается вид на Дрезденский замок-резиденцию (Dresdner Residenzschloss)

Фрауенкирхе (Frauenkirche) была разрушена во время бомбардировки британской авиацией 13 февраля 1945 года. Долгое время церковь оставалась в разрушенном виде, якобы как напомимание о войне. Только лишь в 1993 году началось её восстановление. Теперь как новенькая!


Центр современного Дрездена представляет собой странное зрелище – бессистемно раскиданные разномастные здания, большие пустыри, плохо организованные площади, по сути являющиеся теми же пустырями.


Нет, конечно, восстановлены знаменитые дрезденские постройки: Цвингер, королевский дворец, Брюльская терраса, вот даже спустя 60 лет – Frauenkirche. Но это капля в море большого города.


Глядя на центр Дрездена, задаешься вопросом: а существовал ли хоть какой-нибудь послевоенный градостроительный план? участвовали ли, вообще, в этой стихийной застройке архитекторы? зачем так истерзали тело города, сломав историческую сетку улиц?


А ведь Дрезден был одним из красивейших городов Германии. Был. До 13 февраля 1945 года.


У нас дома есть удивительные DVD-фильмы «Старый Дрезден из окна трамвая». Уж не знаем, для каких целей они предназначались, но сохранились архивные кинопленки со съемками дрезденских улиц, сделанные в 1920-х годах из кабины вагоновожатого на нескольких трамвайных маршрутах, причем на протяжении всей трассы от начальной точки маршрута до конечной остановки.


Только представьте себе, вы сидите в трамвае, а мимо проплывают неширокие людные улицы с плотной многоэтажной застройкой, бульвары, нарядные площади…


Воодушевившись увиденным в фильмах, мы сделали попытку отыскать хоть какие-нибудь крохи и, призвав на помощь фантазию, совершить прогулку по несуществующему Дрездену.


Эпоха грюндерства в Германии сопровождалась строительным бумом. Как грибы после дождя появлялись общественные здания, банки, церкви, доходные дома. Солидные и крепкие, перегруженные декором и скульптурой, они продолжили традиции существующей в городе ренессансно-барочной архитектуры.


В районе Aussere Neustadt сохранился образец комплексной застройки площади Martin-Luther-Platz (1879-98 г.г., Ernst Giese & Bernhard Paul Weidner). В центре площади размером 75х160 м в скверике возвышается церковь Мартина Лютера / Martin-Luther-Kirche.




По периметру площади плечом к плечу стоят 4-х и 5-этажные жилые дома.





В принципе, кварталы эпохи грюндерства Дрездена не сильно отличаются от аналогичных во многих европейских городах.















Недалеко от площади есть улица Bautzner-Strasse / Баутцнер-штрассе.






В одном из домов этой улицы находится знаменитый «Молочный магазин братьев Пфунд», основанный в 1891 г. и сохранивший вид, который он получил в 1910 г. В 1997 г. магазин занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «лучший и красивейший молочный магазин мира».



И это не случайно. Только представьте себе интерьер с 250 (!!!) квадратных метров расписанной вручную плитки производства Villeroy & Boch!


Одно плохо – в магазине не приветствуется фотографирование, а потому в нашем архиве есть только один снимок с улицы и пара кадров внутри.







Даже уличная арка, ведущая во двор, тоже отделана плиткой.






Для иллюстрации удивительных интерьеров молочной Пфунд приведем несколько фотографий из купленной брошюрки.




Во время реставрационных работ:




Так выглядели почти пустые прилавки во время экономического кризиса в ГДР в середине 70-х.




А так выглядит эта молочная сегодня.





Детали интерьера:




















В те же 1870-1880-е годы строится престижный район вилл, так называемый «Швейцарский квартал», остатки которого можно разыскать среди дрезденских «хрущевок» (Leubnitzer Strasse, Altenzeller Strasse).























Когда-то в этом солидном районе находились и дипломатические резиденции.


Бывшее здание Российской дипмиссии (Lucasstrasse, 6) построено в 1897 году (арх. Ludwig Wilhelm Lippold).




В нескольких минутах ходьбы от нее стоит Русская православная церковь (Fritz-Löffler-Strasse, 19). Храм построил в 1872-74 г.г. архитектор Harald Julius von Bosse, он же Гаральд Эрнестович Боссе, оставивший значительный след в архитектуре Санкт-Петербурга.



До Второй мировой войны в этом районе были еще англиканская и американская церкви, но восстановили, по понятным соображениям, только русскую. Правда сейчас она оказалась стоящей на «островке» посреди широкой автомобильной магистрали.


А вот евангелическую церковь Св. Луки / Lucaskirche (Lucasplatz, 1891 г., арх. Georg Weidenbach) в 1960-е годы восстановили в упрощенном виде.





Рядом с церковью Св. Луки находится странный объект – полуразрушенные внешние стены, крыши нет, внутри лес деревьев, а на стене – знак памятника архитектуры…











Впрочем, нашего человека таким состоянием памятника не удивишь!


К началу 20-го века Дрезден обзавелся новыми вокзалами. На месте Богемского вокзала появился монументальный Главный вокзал / Hauptbahnhof (1892-97 г.г., арх. Ernst Giese, Paul Weidner).






Внушительный фасад из песчаника венчает стеклянный купол.








Наверху – скульптурная группа «Саксония».




Сбоку к зданию вокзала примыкал Королевский павильон, позже переоборудованный под кинотеатр.






На месте Силезского вокзала выросло здание вокзала Нойштадт / Bahnhof Neustadt (Schlesischer Platz, 1, 1898-1901 г.г., арх. Osmar Dürichen).




Кстати, оба вокзала были и остаются сквозными. Чтобы железнодорожные пути не стали препятствием для уличного движения и трамваев, рельсы уложены на высоких виадуках.




Рядом с вокзалом Нойштадт сохранился металлический виадук - ровесник вокзала.


В 1899 году в дрезденском районе Нойштадт на месте военных казарм появился Крытый рынок / Markthalle Neustadt (Ritterstrasse/Metzer Strasse, арх. Edmund Bräter). Здание отреставрировано в 2000 г.





















На другом берегу Эльбы, у моста Мариенбрюкке / Marienbruecke, находятся построенные в 1907 г. здания производства и складов Табачной фабрики «Йенидце» / Jenidze (Weißeritzstr., 3, арх. Hermann Martin Hammitzsch). Сегодня здесь размещается отель, а в стеклянном куполе устраиваются концерты чтецов сказок!























Фрагмент ограды:



Вход с внутреннего двора:





Оформление входов в здание с улицы:












Окна на разных этажах – разные.




Во второй половине 19-го века началось активное строительство зданий для правительственных и муниципальных учреждений.


Министерство финансов (Carolaplatz, 1, 1890-94 г.г., арх. Otto Wanckel):




























Государственная канцелярия (Archivstrasse, 1, 1900-04 г.г., арх. Edmund Waldow, Heinrich Tscharmann):












Здание Полицейского управления (Schießgasse, 7, 1895-1900 г.г., арх. Julius Temper):













С фасада над входом в здание на пешеходов смотрят три персонажа.








Особенно впечатляет третий персонаж …




Новая Ратуша / Neues Rathaus (Dr.- Külz-Ring, 1905-1910 г.г., арх. Karl Roth, Edmund Bräter):





Комплекс Главного государственного архива / Hauptstaatsarchiv (Archivstrasse, 14, 1911-1915 г.г., арх. Ottomar Reichelt, Heinrich Koch) состоит из трёх зданий: хранилища, архивного управления и входного павильона.






Архивное управление и входной павильон - типичные представители эклектичного стиля.





А вот самое замечательное из всего комплекса здание хранилища – это уже порождение новых архитектурных тенденций.




Необычная форма здания обусловлена пятиугольным участком, отведенным для строительства.




Четкое вертикальное деление фасадов, широкие ленты окон, минималистский декор придают постройке основательность, но без ощущения тяжеловесности.





Пожарная часть «Нойштадт» / Feuerwache Neustadt (Louisenstrasse, 16, 1916 г., арх. Hans Erlwein) представляет собой длинное симметричное здание с двумя ризалитами и невысокой каланчой на крыше.







Между арками первого этажа медальоны с изображениями Молнии, Ветра, Воды, Стража и Поджигателя.










На фронтоне ризалитов барельефы «Пожар» и «Засуха».




Задний фасад здания пожарной части, выходящий на параллельную улицу, выглядит совсем скромно.





Построенный в 1911-13 г.г. Драматический театр / Schauspielhaus (Theaterstrasse, 2, арх. William Lossow, Hans Max Kühne) мало напоминает пышную Оперу: гладкие оштукатуренные стены плюс немного скульптуры.






Судя по сохранившимся или восстановленным дрезденским зданиям конца 19 – начала 20 в.в., излюбленными направлениями были необарокко и неоренессанс. Встреча с представителями саксонского югендштиля в районе Äußere Neustadt оказалась полной неожиданностью.



Три соседних доходных дома (Katharinenstrasse, 1,3,5) построил в 1902-03 г.г. один и тот же архитектор Friedrich Wilhelm Hertzsch.


Дом №1:

























Дом №3:









Дом № 5:



























Потом была обнаружена вилла с декором в стиле югенд (Zeunerstrasse, 82/84).
















Эта вилла стоит среди остатков построенного в начале 20-го века района малоэтажной застройки.





После Первой мировой войны буйство дрезденского архитектурного декора было укрощено, изобилие сменилось минимализмом. Эти изменения отчетливо прослеживаются в комплексе зданий Дрезденского Технического университета.




Огромный, похожий на замок корпус Георга Шуманна / Georg-Schumann-Bau (Münchner Platz, 1-3, 1902-1907 г.г., арх. Oskar Kramer) изначально был построен для Земельного суда, а университету отошел уже во времена ГДР.











Тоже совсем не маленький корпус Байера / Beyer-Bau (Georg-Bähr-Strasse, 1) построен в 1910-1913 г.г. Мартином Дюльфером (Martin Dülfer).






На фасаде облицовочный кирпич чередуется с цветным песчаником.






«Объемные» («гранёные») окна:



Скульптура:






Завершает здание высокая башня обсерватории.









Честно говоря, мы специально отправились к Техническому университету, чтобы посмотреть работы Мартина Дюльфера дрезденского периода. До этого нам были хорошо известны его мюнхенские постройки.


Мартин Дюльфер / Martin Dülfer , ведущий и очень успешный архитектор мюнхенского югендштиля, в 1906 году переехал в Дрезден, где возглавил кафедру Высшего Технического училища (так раньше назывался Технический университет). Архитектор скончался в Дрездене в 1942 году в возрасте 83 лет. Его вдова погибла во время бомбежки в феврале 1945 года, тогда же сгорел и весь личный архив архитектора, его проекты и чертежи.


Корпус Фритца Фёрстера / Fritz-Förster-Bau (Mommsenstrasse, 6) построен в 1917-1926 г.г. тем же Мартином Дюльфером, а кажется, что совсем другим человеком.






Здание имеет строгие геометрические формы.



Фасад, расчлененный лопатками, облицован клинкерным кирпичом.







Скромные украшения в виде «плетенок» из кирпича.




И только извилистый орнамент напоминает о былом увлечении архитектора модерном.





Хороший образец дрезденской архитектуры 1920-х годов – «Городской Совет на Театральной улице» / Stadthaus Theaterstrasse (Theaterstrasse, 11-13, 1922-23 г.г., арх. Ludwig Wirth) - закругленное шестиэтажное здание, облицованное темным искусственным камнем.






Первый дрезденский «бизнес-центр» - Hochhaus (Albert-Platz, 2a, арх. Hermann Paulick) – возведен в 1929 году.




Одно из лучших дрезденских зданий этого периода – Немецкий музей гигиены / Deutsches Hygiene-Museum (Lingnerplatz, 1, 1928-30 г.г., арх. Wilhelm Kreis).










Хотя все эти постройки разрознены и разбросаны, все же они дают представление о том, как выглядел Дрезден до февраля 1945 года – большой, богатый, хорошо обустроенный город, за несколько часов превратившийся в ничто …


К сожалению, восстать из пепла Дрездену так и не удалось. Какие-то градостроительные планы в 1950-е годы всё-таки были, даже началась их реализация.


В 1952 году перед архитекторами была поставлена задача создания обширной площади для демонстраций. Выбор пал на старейшую площадь Дрездена Altmarkt / Старый Рынок. Площадь увеличили в три раза, в результате чего с карты города исчезли прилегающие к ней улицы.


Вдоль западной и восточной сторон площади построили семиэтажные жилые дома с магазинами и ресторанами в нижних этажах (Altmarkt, 1953-56 г.г., арх. Herbert Schneider, Johannes Rascher).







Западную сторону площади замыкает бывшее здание универмага «Центрум» / “Centrum” (Altmarkt, 25, 1956 г., арх. Alexander Künzer).






На северной стороне площади предполагалось строительство высотки по типу московской, но проект осуществлен не был.



На её месте в 1962-69 г.г. появился Дворец Культуры / Kulturpalast (Schloßstrasse, 2, арх. Wolfgang Hänsch, Herbert Löschau, Heinz Zimmermann), компактое здание из стекла и бетона.




На фасаде, обращенном к Schloßstrasse, большое панно «Путь кумачового стяга» / “Weg der roten Fahne”.












Южная сторона площади оставалась незастроенной до 2000-х годов.


На месте узкой улицы, проходящей через центр города с запада на восток, проложили широкую магистраль (Wilsdruffer Strasse). Видимо, на этой улице планировалось создание единого ансамбля, но успели застроить всего несколько участков, а остальное бросили на произвол судьбы.




В разных частях города в 1950-е годы появилось несколько неплохих по архитектуре зданий. Например, Высшее училище техники и экономики, бывшее Высшее училище транспорта (Friedrich-List-Platz, 1, 1954-60 г.г., арх. Richard Paulik, Friedrich Wilhelm Wurm).








Но «погоды» в городе они не сделали.


Кстати, на площади Albert-Platz сохранился еще один свидетель той эпохи – павильон-остановка.




В 1960-е годы сделали еще одну попытку создать парадный ансамбль, обустроив торгово-пешеходную улицу – Prager Strasse / Пражская.



Когда-то это была самая нарядная улица Дрездена: красивые дома, дорогие модные магазины, изысканные кафе. Сейчас по одной стороне торцом к улице стоят три панельных здания отелей. Между ними – низкие «стекляшки» с магазинами и заведениями общепита.




По другой стороне на 240 метров протянулся кажущийся бесконечным монотонный 12-этажный жилой дом.





Слегка оживляет пейзаж фонтан.



Весьма неординарное здание на Prager Strasse – Круглый кинотеатр / Rundkino (1970-72 г.г., арх. Gerhard Landgraf, Waltraud Heischkel), оказавшийся в результате нового строительного ажиотажа на полузадворках.






Круглая ротонда диаметром 50 метров и высотой 20 метров вносит приятное разнообразие в мир прямых углов. Первый этаж здания – стеклянный. На уровне второго этажа – навесной орнамент из металлического профиля.




Верх здания напоминает зебру – светлые полосы из белого эмалированного металла чередуются с темной поверхностью стен, оптически увеличивая высоту здания.


Увы, одно здание вид улицы не спасает...


В 2010-х в ансамбль Prager Strasse очень удачно вписался комплекс зданий торговой галереи "Centrum".




В 1970-е и 1980-е дрезденские архитекторы и строители, вообще, кажется, пустились во все тяжкие.




Потом грянуло объединение двух Германий, и созданные на волне хлынувшего в Дрезден капитала новостройки 1990-х и 2000-х внесли еще больший хаос.



Результат плачевен - пока Дрезден остается абсолютно безликим городом. «Король умер». И пока нет никакой надежды когда-нибудь продолжить: «Да здравствует Король!»

Этим заинтересовались: 81999 посетителей

Как пользоваться общественным транспортом Дрездена – полное руководство

Доброго времени суток! На связи .

Вы едете в Дрезден и хотите воспользоваться там общественным транспортом , чтобы посетить достопримечательности отдалённые от центра Дрездена? Или ваш отель находится не совсем в центре? А может быть вам просто хочется посмотреть, как устроен местный транспорт?

Тогда вы попали в яблочко! Здесь мы дадим вам полное руководство, как пользоваться транспортом Дрездена. Так что читайте нашу статью, применяйте и наслаждайтесь поездкой, вместо того, чтобы тратить время на бытовуху и изучение немецких автоматов по продаже билетов.

Итак, о чём пойдёт речь:

Какой в Дрездене транспорт?

Общественный транспорт в Дрездене хорошо развит. Он чистый, удобный и пунктуальный. В любую часть города вы можете добраться на трамвае (Straßenbahn) или автобусе (Bus). Для более быстрого перемещения можете также воспользоваться локальным поездом (S-Bahn). Метро в Дрездене нет.

Как скачать транспортную схему Дрездена?

Чтобы узнать, куда, на чём поехать в пределах Дрездена, вам нужна карта тарифной зоны Дрездена. По этой зоне вы сможете доехать до всех достопримечательностей Дрездена, до аэропорта и до .

Также схема транспортной карты тарифной зоны Дрездена вывешена почти на всех остановках и внутри самих трамваев и автобусов.

Если Вы хотите поехать в окрестности Дрездена, вам нужна карта тарифного союза Оберэльбе.

Где посмотреть расписание транспорта в Дрездене?

Расписание транспорта вывешено на каждой остановке. На крупных остановках время прибытия следующего трамвая/автобуса показано на электронных табло.

Вы можете узнать, когда идёт следующий трамвай и спланировать вашу поездку при помощи планировщика поездок на сайте Дрезденской транспортной компании (на английском).

Как купить билеты?

Билеты Вы можете купить в жёлтых автоматах на остановках и внутри трамваев, сервисных пунктах DVB (Дрезденская транспортная компания), а также у водителей автобуса:

Сервисный пункт DVB:


Автомат для продажи билетов в трамвае:

У автоматов внутри трамвая есть некоторые ограничения. Они принимают только монеты и здесь можно купить только билеты на тарифную зону Дрездена. Если вы едете за пределы Дрездена, покупайте билеты на остановках.

Билеты, которые вы купите внутри транспорта у водителя или в автомате сразу же пробиты. Вот как они выглядят:


А вот это автоматы на остановках:

Они принимают монеты и бумажные деньги и продают билеты на все тарифные зоны.

Для поездок по Дрездену вам будет достаточно тарифной зоны Дрездена (Tarifzone Dresden 10). По этой зоне вы сможете доехать до всех достопримечательностей Дрездена, до аэропорта и до . Чтобы купить этот билет, просто жмёте нужный тариф. Тарифы описаны ниже. Зелёные кнопки – на билеты по льготной цене.

Билеты из автоматов на остановках и сервисных пунктов необходимо пробить после посадки в автобус или трамвай. При поездке на поезде билеты пробиваются на платформе. Вставляете билет в автомат для пробивания. Он делает щелчок. Готово! Вот как эти штуки выглядят:

Как не пропустить нужную остановку?

Когда едешь в транспорте нового, а ещё и иностранного города встаёт вопрос: Как не пропустить нужную остановку? В этом плане нам очень помогает немецкая организованность: Следующая остановка не только сообщается заранее через динамики, но её еще можно посмотреть на вот таких табло, показывающих маршрут.


Очень удобно: заранее за несколько остановок видно, когда надо выходить. Так что смело садитесь, поезжайте и наслаждайтесь видами из окон.

Цены на общественный транспорт Дрездена и как сэкономить?

Цены на билеты отличаются в зависимости от того, на сколько тарифных зон они действительны. Для того, чтобы посмотреть достопримечательности Дрездена и доехать до аэропорта вам хватит одной зоны (Tarifzone Dresden 10).

По одному и тому же билету вы можете проехать на автобусе, трамвае или поезде (S-Bahn) в той тарифной зоне, для которой вы купили билет. Для поездки на фуникулёре, подвесной дороге и паромах нужны особые билеты.

Если вы хотите много ездить в течение дня, вам будет выгоден дневной билет. Он окупается с третьей поездки. Семьям и группам могут быть выгодны дневные билеты для семей или групп.

Ниже приведены цены на билеты для поездок по Дрездену (одна тарифная зона)

Билет Нем. название Действительно Цена Льготн. цена
Одна поездка Einzelfahrt 1 тарифная зона; макс. 1 час 2,30 € 1,60 € *
4 короткие поездки 4er-Karte Kurzstrecke 4 поездки, каждая макс. 4 остановки без пересадок 5,50 €
Дневной билет для 1 человека Tageskarte Einzelperson 1 тарифная зона; до 4.00 ч. утра следующего дня 6,00 € 5,00 € **
Ночной билет NachtTicket Тарифный союз; с 18.00 – 6.00 ч. 7,00 €

Льготн. цена действительна:

* для детей 6 – 14 лет (при контроле билетов нужно показать загранпаспорт, чтобы доказать ваш возраст)

** для детей 6 – 14 лет и пенсионеров с 61 лет (п ри ко нтроле билетов нужно показать загранпаспорт, чтобы доказать ваш возраст )

Дневной билет для семьи

Билет действителен для макс. 2 взрослых и макс. 4 детей (6 – 14 лет), либо для макс. 6 детей до 4.00 ч. утра следующего дня.

Дневной билет для группы до 5 человек

Билет действителен для макс. 5 взрослых до 4.00 ч. утра следующего дня по всему тарифному союзу.

Если нашему человеку кто-нибудь сказал бы сегодня, что-то типа "хочешь доехать быстро и без проблем? Садись в трамвай.", то он бы конечно же в это не поверил. На трамвае и быстро? Не, не слыхал. Он же тормозит на каждом светофоре, а еще всякие чудаки (читай "мудаки") на своих клячах на пути выезжают, занимают их для левого поворота и хрен им что сделаешь...

Автор этих строк в 2009-м году чтобы успеть на праздничный фуршет, проходивший в Горном Институте в Петербурге , ехал на трамвае две остановки ровно 50 минут ! К началу праздника я так и не успел, а впечатление о питерском трамвае осталось неизгладимое - больше я им не пользовался.

Увы, но такова правда нашей сегодняшней трамвайной жизни:(
Но есть и такие города в Европе, где трамвай находится в большом почете, его все уважают, ему все уступают и им все пользуются! Речь идет о немецком Дрездене

Под катом пара слов о дрезденском трамвае...


Для начала о схеме трамвайных путей. Продумана она с немецкой четкостью и логичностью, и остается только диву даваться, насколько продуман каждый поворот, каждая остановка...

во всем городе не сыщешь улицы, которая была бы отрезана хоть от одной магистрали, всегда в пределах десяти минут пешего хода есть остановка. Чтобы в этом убедиться, достаточно поглядеть на густую схему трамвайных путей (желтые линии), пронизывающих весь город


Говорят что при создании данной схемы применялись какие-то хитрые формулы, мол существует некая “волна”, временная волна, “поймав” которую, можно проехать из одного конца города в другой не ожидая транспорта ни минуты. Все будет подходить друг за другом - не важно, трамвай или автобус.

До недавнего времени по городу курсировали старые чешские Татры, а несколько лет назад их заменили новые трамваи немецкого производства. Собирают их, кстати, недалеко от Дрездена

Над Эльбой...

Вот что меня удивило больше всего в дрезденском трамвае, так это уважение к нему со стороны местных властей. У нас до такого на вряд ли додумаются. А именно:
- занимать трамвайные пути более чем на 5 минут ни в коем случае нельзя, в противном случае тебя ожидает немалых размеров штраф. Даже если случилось ДТП, будь любезен - вытолкни свою машину с путей и не доставляй неудобств другим:)
- на рабочем пульте трамвая установлена специальная кнопка, с помощью которой водитель может делать все светофоры по пути своего следования зелеными и таким образом наверстывать возможные отставания от графика.

Вот уж действительно - забота о людях! За это гражданам-немцам большое уважение от меня!

Есть в Дрездене еще один особенный вид транспорта - грузовой трамвай! Вживую я его не видел, но Википедия показывает его таким

В следующий раз, будучи в Дрездене, обязательно разыщу такой пепелац:)

О прочих особенностях местного трамвая я писать, пожалуй, не стану. В сети предостаточно информации о том где и как купить билеты на проезд, о тарифных зонах, о расписания и интервалах движения... Теперь просто фотографии дрезденского трамвая на фоне городских достопримечательностей

Тропинка была перегорожена металлической сеткой по непонятной для нас причине - скорее всего из-за погодных условий. Вскоре к нам присоединилась молодая пара - парень и девушка также были огорчены невозможностью продолжить движение. Молодой человек каким-то образом смог протиснуться в узкую щель между двумя металлическими заграждениями и пошёл дальше на разведку - мы же не стали дожидаться результатов его поиска и развернулись обратно.

В принципе, сама по себе прогулка по лесу доставляет много удовольствия. Отойдя в сторону с тропинки, я обнаружил черничник - на кустах отсутствовали ягоды, но не было сомнения, что в этом году здесь был хороший урожай. Природа очень сильно напомнила мне Нижегородскую область России - сосновый лес, чистый свежий воздух, грибы-ягоды. На секунду задумавшись, можно забыть, что находишься в Германии, а не на Родине.


Путь обратно занял ещё минут 30, почти дойдя до курорта Ратен, сворачиваем налево и вскоре обнаруживаем Amselsee. Это озеро спряталось между скальных пород в глубине леса и было создано искусственно в 20 веке путём постройки дамбы. Сейчас вода выливается через небольшое отверстие диаметром 50 сантиметров, а на случай резкого повышения уровня в озере есть специальные механизмы сброса.

Все желающие могут напрокат взять лодку или катамаран, получасовая аренда стоит 3 € и 4.5 € соответственно. Мы арендовали обычную лодку и не спеша направились к центру озера, Ире очень понравилось управляться с вёслами, поэтому я перебрался на корму и фотографировал соседние суда, уточек и природу. Полчаса пролетели незаметно и вот мы уже пришвартовались к причалу, поблагодарили работника проката за помощь (он удерживал лодку, пока мы из неё выбирались на берег) и отправились к парому. По пути мы заметили небольшие искусственные водоёмы, в которых, как оказалось, разводят форель. Тут же неподалёку находятся кафе, в которых по вашему желанию только что пойманную рыбу поджарят, сварят или приготовят иным способом. В туристические сезон в кафе практически нет свободных мест, мы здесь обедать не планировали, поэтому прошли мимо заведений.


Невозможно описать, насколько красивы и уютны маленькие немецкие деревеньки, такие как курорт Ратен. Многие дома с характерными крышами оранжевого цвета утопают в цветах и зелени. Повсеместно устроены палисадники, на окнах стоят горшки с растениям, везде маленькие фигурки гномов и других сказочных персонажей. Люди живут спокойно и размерено, никуда не торопятся.

А вот нам пришлось поторопиться: паром очень быстро заполнился людьми и последние несколько человек не смогли на него попасть: работник переправы прям у них перед носом закрыл проход канатом. А мы уже через пару минут оказались на другом берегу и отправились на железнодорожную станцию. Так как время было примерно 16 часов, мы решили посетить ещё один населённый пункт - Бад Шандау (Bad Schandau). Следующая за ним станция - Шёна (Schöna) является конечной остановкой электрички S1, дальше начинается Чехия. В Чехию мы в этот день не собирались, а вышли на станции Бад Шандау.

В Интернете я узнал, что где-то здесь находится единственный в мире “лесной трамвай”. Электрифицированные пути проложены вдоль речушки Kirnitzsch, посреди леса. Поисками этого туристического аттракциона мы и решили заняться, для этого нам опять нужно было попасть на противоположный берег. Мы не знали, что наш дневной проездной билет действует на паром в Бад Шандау, это выяснилось уже вечером в гостинице. Совершив досадный промах, приобретаем билет туда-обратно за 2 € на каждого и совершаем 5-минутную прогулку по Эльбе.

На наши вопросы по поводу трамвая прохожие не давали вразумительных ответов, многие сами были туристами и такой информацией не обладали. Подвыпивший местный житель махнул рукой в направлении от реки и мы поняли, что лучше ориентироваться по указателям. С огромным трудом, сделав приличный крюк, отыскиваем конечную остановку Kirnitzschtalbahn - так называется местная линия. Здесь нас ждёт ещё одно разочарование - трамвай только что ушёл, а ближайший и последний рейс на сегодня до Лихтенхайнского водопада будет только через час. Я было уже хотел развернуться и пойти обратно, но Ира уговорила дождаться.


Ожидая транспорт, мы наблюдали за молодой семейной парой с маленьким ребенком. Юная мать решила произвести гигиенические процедуры своему чаду и не нашла ничего лучшего, как искупать его в холодном ручье - той самой реке Kirnitzsch. Нужно отметить, что ребёнок ни разу не заплакал, а после того, как его вытерли и переодели - начал куражиться и веселиться. Его мама также делала различные выкрутасы на траве - все были довольны.

Просидев на скамейке минут 40, мы в итоге смогли прокатиться на лесном трамвае и посетить водопад. Туристов на последнем рейсе было очень мало, в вагоне кроме нас всего несколько человек. На конечной станции в лесу также было не многолюдно. Так как мы не знали далеко ли находится интересующий нас объект, то спросили у водителя, хватит ли нам времени (рейс обратно был через 20 минут)? На что он рассмеялся и уверил, что достаточно 1 минуты, чтобы дойти до угла дома. На самом деле, пройдя 30 метров мы увидели небольшой водопад: видимо дождей не было давно и он утратил былую силу.


Возвращаясь обратно я подумал о том, что немцы стараются сохранить памятники, исторические объекты, придать им новую жизнь и превратить в туристические достопримечательности. Несколько раз лесной трамвай Kirnitzschtalbahn был под угрозой закрытия, однако жители отстояли его. В России проще что-то закрыть, снести, тем или иным образом спрятать от людей. Так, размышляя об особенностях отношения к истории, мы добрались до вокзала Бад Шандау, откуда поехали на электричке в Дрезден.