Замок дель Монте (Castel del Monte). Замок кастель дель монте в апулии - тайны и мистика О городе кастл де монте италия

Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


Так выглядел этот замок в 1898 году.

Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


Вход напоминает портал собора.

Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


Входим в его внутренний двор…


… смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


Внешние окна первого и второго этажей.

16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


Лестница для левши?

Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


Окно второго этажа. Вид изнутри.

Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


Типичный готический крестокупольный свод.

А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».

Кастель дель Монте по праву называют Короной Апулии. Его восьмиугольная форма, отсутствие коридоров, обрамление в виде восьмиугольных башен, восьмиугольный внутренний двор и фонтан - все это наводит на мысль о тайном послании. Кому и от кого? Почему владелец замка, Император Священной Римской империи носил на правой руке перстень, украшенный граненым изумрудом с восемью золотыми лепестками?

Смерть Императора

В конце ноября 1250 года, во время очередной охоты в лесах любимой Апулии, Фридрих II внезапно почувствовал странную слабость и боль в животе. Вскоре боль и лихорадка стали невыносимы и император повелел остановиться на полпути, в изысканном домус ареа (ныне - Торремаджоре). Это место стало последним приютом для императора: дизентерия медленно сжигала ослабшее тело и 13 декабря свет погас в его очах. Ходили слухи, что император был отравлен своим незаконным сыном Манфредом...

Замок императора строился 10 лет. Его геометрически замысловатая конструкция до сих пор является поводом для дискуссий. Император Фридрих II, как известно, будучи образованным человеком и меценатом, создал при дворе математическую школу, в работе которой принимал участие великий Фибоначчи.

Однако столь необычный для Апулии замок-дворец вполне вписывается в символику веры: восьмиугольник является символом воскресения и возрождения. Древние религиозные храмы часто включали архитектурные композиции в виде квадрата (прямоугольного основания), над которым располагается сфера или круг: квадрат является символом земного, а круг олицетворяет небо. Между ними иногда стояла переходная фигура восьмиугольника, которая могла символизировать положение человека. Достаточно вспомнить древние базилики и крестильни IV в. (баптистерии), аналогичная форма которых подчеркивала важность крещения как акта единения человека с Богом, временного с вечным.

Известно, что Фридрих II, будучи в Иерусалиме, был восхищен видом святилища Купол скалы на Храмовой горе. Ахенская капелла, в которой был коронован император, также имеет восьмиугольную форму. Даже сложение чисел даты смерти императора (1250) дает волшебную цифру 8. Если этого мало, то можно добавить, что Фридрих II носил восьмиконечную корону.

Замок или крепость?

Замок был облицован мрамором - очень необычное для тех времен приложение благородного камня в оборонительном строительстве. Замок не был защищен рвом и земляным валом. Нет складских помещений для амуниций, нет ничего, напоминающего о том, что защитники готовились к осаде. Даже раскрутка винтовых лестниц не соответствовала правилу свободы правой руки при обороне. Бойницы отсутствуют, а окна замка чересчур велики, что легко можно было бы использовать как слабое место при желании поджечь здание снаружи.Такое показное легкомыслие можно воспринимать как послание: Фридрих II не боялся никого, хотя врагов у него было немало.

В Кастель дель Монте находились немногочисленные члены императорской свиты. Расположение замка на вершине холма позволяло контролировать всю округу. К замку могли подойти лишь проверенные и доверенные лица, а прислуга состояла не из местных крестьян и ремесленников, но из жителей удаленных городов Монополи, Битонто и Битетто. Это означает, что за стенами замка могли происходить тайные встречи, могли проводиться необычные религиозные обряды или алхимические эксперименты.

Алхимия

Вполне возможно, что в замке проводились опыты по превращению металла. Маленькие камины в комнатах замка не были приспособлены для приема большого количества гостей и пышных банкетов. Зато они отлично подходили для подогрева реактивов, а стратегическое положение замка не давало возможности посторонним почувствовать необычный запах гари. В нишах вполне могли поместиться дистилляторы и горнила для разогрева.

В замке по ночам проводились смелые эксперименты по трансмутации презренного металла в золото и секретные поиски пятой неразрушимий субстанции. Замок был вполне пригоден для экспериментов и оккультных практик. Примечательно, что в свиту императора входил не кто иной как Микеле Ското - астролог, маг, гадатель - один из теоретиков алхимии. Трактаты этого ученого приносили императору неплохие дивиденды. Особенно тот, который описывает превращение меди в серебро.

Желание усовершенствовать материю, присущее алхимикам эпохи XIII - XVII вв., породило волну шарлатанства и откровенных спекуляций. Очень часто эти изыскания делались по заказу богатых и предприимчивых спонсоров.

Кастель дель Монте, несомненно, заслуживает внимания не только специалистов. По многочисленным свидетельствам туристов, при посещении замка возникает странное чувство беспокойства. Стены излучают необычную энергию и порой кажется, что полностью погружаешься в далекий мир XIII века со всеми его страстями, жестокостью, наивностью и причудами.

Замок находится под защитой ЮНЕСКО. С 1996 года он стал частью исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия.

Как добраться до Кастель дель Монте

Замок находится в коммуне Андрия, провинция Бари.

На автомобиле :

По автомагистрали А 14 Болонья - Таранто

По автомагистрали А 16 Бари - Неаполь, выход на: Andria-Barletta S.S. 170.

Галерея изображений замка Кастель дель Монте

Кастель-дель-Монте - одно из самых известных и посещаемых мест Апулии; еще бы, оно включено в ЮНЕСКОвский список объектов Всемирного культурного наследия. Романские соборы Апулии только-только вступили в борьбу за попадание в этот список, и поэтому бОльшую часть этих соборов можно пока посмотреть в тишине и гордом одиночестве. Кастель-дель-Монте же наполнен туристами, как, впрочем, и Матера. Удивительно, что люди так слепо доверяют дяденькам и тетенькам из ЮНЕСКО, что готовы тащиться в глухомань, не обращая внимания на шедевры под боком)))

Когда-то двор украшали статуи античных и средневековых мастеров, но замок после уничтожения семьи Гогенштауфенов и вплоть до конца Бурбонской монархии неустанно расхищали; кое-какие статуи оказались даже в Казерте. Так что сейчас во дворе можно увидеть несколько барельефов (высоко, мой фотоаппарат не осилил), два портала - входа в помещения первого этажа, а также три окна второго этажа.

Один из порталов первого этажа:

Внутри замок пуст - все украли до нас. Голые стены украшают лишь порталы из кораллового известняка, камины и колонны.


Это всё были фотографии первого этажа, далее следует второй.

Еще можно высунуться из окон и попытаться рассмотреть с близкого расстояния те детали двора, что снизу плохо просматриваются.

Собственно и всё.
От Кастель-дель-Монте у меня остались противоречивые впечатления. С одной стороны, о нем было столько всего написано умными людьми (и прочитано глупым, т.е. мною), что действительность разочаровала. Тащиться в такую даль, подгадывать автобусные расписания - и все это ради голых стен. Но, с другой стороны, если бы я пропустил памятник ЮНЕСКО, то потом бы себе методично выедал плешь всю оставшуюся жизнь))) С третьей стороны, из увиденных в поездке крепостей (Бари, Трани, Барлетта, Мельфи) Кастель-дель-Монте оказался самым интересным.

В любом случае, больше часа тут смотреть нечего (я же приехал в 12-15, а уехал в 15-00), так что подбирайте себе правильно пару автобусов "туда-сюда". Если бы я предполагал, что забастовка в грядущую пятницу будет столь серьезной, я бы все же рискнул своей плешью, опустил бы посещение Кастель-дель-Монте и так перекроил программу, чтоб хотя бы до Конверсано добраться. Но что сделано, то сделано.

Возможно, на мое настроение повлияла погода. На фотографиях вы видите солнце, но это все обман))) Хоть и было выше 20 градусов, и действительно светило солнце, но при этом дул пронизывающий холодный ветер, а я был в одной рубашке. Это был тот самый ураганный ветер, из-за которого мы накануне несколько раз заходили на посадку в аэропорту Бари. в последующие дни куртку приходилось брать всегда, так как утром и вечером было прохладно.

В следующий раз мы с вами пробежимся по Андрии (забегая вперед, уж простите за каламбур, скажу, что уж Андрию точно можно пропускать, если отпуск короткий), заглянем в собор и маленькую церковь Сант-Агостино.

Величественный Кастель-дель-Монте (Castel del Monte) — одна из самых известных достопримечательностей итальянского региона Апулия. Мало того, не будет преувеличением и заявление о том, что это — один из самых таинственных замков в мире.

В отличие от других мистических мест, удивительный замок не скрыт от любопытных глаз за горами и лесами. Наоборот, он заметен издалека. Едешь по автостраде и видишь, вот он, красавец, возвышается на вершине холма. И неважно, что название сооружения переводится, как «замок на горе», буквально воспринимать наименование Кастель-дель-Монте способен лишь тот, кто настоящих гор ни разу в жизни не видел. Построен на замок на том самом месте, где до тринадцатого века располагался монастырь Мария-дель-Монте, отсюда и первое название сооружения, о котором сегодня мало кто помнит — castrum Sancta Maria de Monte.

На фото: вид на Кастель-дель-Монте

Сегодня к Кастель-дель-Монте не иссякает народная толпа. За это большое спасибо волшебному миру кино и итальянскому режиссеру Маттео Гарроне в частности, ведь именно в необычных залах сего монументального сооружения он поселил персонажей — короля, растившего блоху, и принцессу, которую эксцентричный папаша выдал замуж за людоеда. Что любопытно, до двадцатого века замок пребывал в заброшенном состоянии, и там ночевали пастухи. Сегодня архитектурное сооружение находится на попечении у ЮНЕСКО, как следствие, его отмыли и привели в порядок, вот только внутренняя отделка залов не сохранилась — тому же Маттео Гарроне пришлось спешно наполнять пространство помещений завезенным в замок реквизитом.

На фото: съемки фильма «Страшные сказки»

Гарроне выбрал Кастель-дель-Монте для экранизации сказок неаполитанца Джамбаттисты Базиле неспроста, ведь место это загадочное до невозможности. Хотя расположенный в 16-ти километрах от города Андрия Кастель-дель-Монте и носит почетный титул одного из самых известных средневековых замков в мире, по своей сути замком он не является.

Кадр из фильма «Страшные сказки», принцесса и король на крыше замка

Дело в том, что в понимании нормального человека Средних веков замок мог быть построен только для одной из двух целей. Цель первая, она же главная — оборона и контроль местности. В этом случае, тот или иной сеньор возводил небольшую крепость, как правило, на вершине горы, помогало отражать атаки неприятеля, а заодно и в целом влиять на ситуацию в области. Вторая задача — укрепленное место для проживания. Иногда замки разрастались до размеров городов, взять, к примеру, ну а их мощные стены опять же позволяли сдерживать полчища врагов.

А вот Кастель-дель-Монте для обороны не предназначен совсем. Где крепостные стены и ров с водой? Где хоть какие-нибудь приличные защитные укрепления? Для жизни это место тоже кажется малопригодным. Конечно, еще Вальтер Скотт в своем «Айвенго» писал о том, что понятия «комфорт» в Средние века не существовало, но этот замок и по средневековым меркам далек от жилища уважающего себя сеньора. Ладно, что все залы внутри соединены друг с другом, но, главное, здесь не предусмотрено место для конюшни и отсутствует кухня. Так что, более всего замок похож на этакий старинный арт-объект, построенный идеи ради, подобные дома иногда проектируют современные архитекторы, получившие абсолютный карт-бланш на реализацию своих творческих замыслов в купе с неограниченным бюджетом.

Данная ассоциация весьма уместна, если знать о том, кто построил Кастель-дель-Монте. Возвел замок на горе сам император Фридрих II Штауфен — легендарная личность во всех отношениях. Он не только сумел отвоевать титул Императора Священной Римской империи у конкурентов и возглавить шестой крестовый поход, но и считался одним из самых образованных людей своего времени. Знал греческий, латинский и арабский языки, основал университет в Неаполе, где преподавали не только христиане, но и евреи с арабами, а это, между прочим, верх толерантности по средневековым меркам. От христианских же предрассудков Фридрих II в целом был весьма далек, вот показательные примеры: император настоял на том, чтобы медики изучали анатомию на трупах, а еще Фридрих тепло относился к Фибоначчи и даже устраивал математические турниры.

На фото: гравюра с изображением Фридриха II

Имел император и склонность к писательству: его перу приписывают сочинение о соколиной охоте, а при своем дворе он создал сицилийскую школу поэзии. При этом, как и все прогрессивные люди своего времени, Фридрих II был поклонником самых разнообразных мистических учений, изучал астрономию и астрологию. С личной жизнью у императора тоже все было интересно, он заслужил репутацию Синей бороды, поскольку был женат четыре раза, правда, его последний брак с постоянной любовницей Бианкой Ланчия церковь так и не признала. Детей Фридрих II наплодил великое множество — 20 законных, бастардов же по понятным причинам никто скрупулезно не подсчитывал.

Кастель-дель-Монте Фридрих II строил с 1240 по 1250 год, то есть, в последнее десятилетие своей жизни. Имя архитектора — неизвестно, но многие историки не без основания полагают, что им был сам император — уж больно замысловатая конструкция получилась в итоге. Дело в том, что, как и многие средневековые мистики, Фридрих был одержим числом восемь, что символизирует бесконечность, и оно прослеживается в структуре замка постоянно.

Начать стоит с того, что замок, если смотреть на него сверху, представляет собой правильный восьмиугольник, а на каждом углу сооружения возведена восьмиугольная башня. Внутренний двор замка своей формой тоже повторяет восьмиугольник. В замке всего два этажа, крыша — плоская, а главный вход в Кастель-дель-Монте смотрит строго на восток, ведь, как считали в Средние века, благая весть пришла к нам именно с востока.

На фото: окна, выходящие во внутренний двор замка

На каждом этаже замка — 8 комнат, все они соединены друг с другом, так что Кастель-дель-Монте можно запросто обойти по периметру. Комнаты выполнены в форме трапеций, а в стенах прорублены окна. Туалеты, гардеробы и винтовые лестницы расположены в угловых башенках. С лестницами, кстати, в замке отдельная история — обычно во всех замках они «закручены» вправо, поскольку это оптимально для обороны объекта, но в Кастель-дель-Монте их, наоборот, «завернули» влево, то есть, так, как делает природа, ведь именно влево закручены раковины моллюсков или панцири улиток.

На фото: лестницы в Кастель-дель-Монте

Все помещения замка абсолютно одинаковые, комнаты отличатся друг от друга лишь расположением дверей и количеством окон. В элементах декора опять-таки доминирует число восемь: на капителях колонн — по восемь листьев, на барельефах в комнатах — восемь листьев или цветов клевера.

Еще из занимательного, в окна второго этажа дважды в день падают прямые лучи солнечного света (с первым этажом это правило работает только в летний период), поэтому многие предполагают, что таинственный замок — не что иное, как огромные солнечные часы, а заодно и астрономический прибор. Кроме того, дважды в год во время летнего и зимнего солнцестояния солнечный свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа. Это, само собой, тоже неслучайно, вот многие историки и предполагают, что первый этаж Кастель-дель-Монте — своеобразный аналог солнечного календаря.

Здесь можно было бы успокоиться, но вот вам еще один прелюбопытный повод для размышлений — два раза в год, 8 апреля и 8 октября солнечные лучи проходят сквозь окна замка во внутренний двор таким образом, что попадают строго на ту часть стены, где во времена Фридриха II был вырезан некий барельеф, ныне утраченный. Ну, и чтобы все стало совсем непросто, стоит вспомнить о том, что октябрь в тринадцатом веке считался восьмым месяцем года.

Фридрих II умер, не успев закончить строительство замка, — здание Кастель-дель-Монте было завершено, а вот внутреннюю отделку до конца не доделали. После смерти императора в Европе бытовали легенды, что Фридрих не умер, а скрылся в неизвестном направлении, дабы реформировать церковь и установить всеобщее братство и мир. В этом видится определенный символизм, ведь восьмиугольник, повторяющийся в структуре Кастель-дель-Монте, в Средние века символизировал переход из мира живых в царство мертвых, а заодно и единение неба с землей.

Тут все очень просто — квадрат считался символом земли, круг — символом неба, а восьмиугольник — промежуточной фигурой, обозначавшей, как единение, так и переход. Впрочем, далекие от мистики ученые считают, что многократное использование восьмиугольника — просто отсылка к Куполу Скалы в Иерусалиме, ведь купол над краеугольным камнем Фридрих II видел во время своего крестового похода.

Зашифрована в Кастель-дель-Монте и библейская символика. Дело в том, что в замке ровно пять водосборников и пять каминов, многие связывают это с фразой Крестителя Иоанна из Евангелия от Луки: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Так что, легко предположить, что Кастель-дель-Монте был для Фридриха II аналогом храма, возведенным по его личному проекту, и это вполне отвечает амбициям императора.

Кстати, данную гипотезу подтверждает еще одна любопытная деталь. Если внимательно приглядеться к входу в замок, то можно заметить зашифрованную там гигантскую букву F. Будь внутри гробница Фридриха II — ассоциации с пирамидами были бы неизбежны, а так Кастель-дель-Монте кажется своеобразным персональным порталом императора, возведенным по его плану и в его честь. По крайней мере, когда стоишь во дворе замка и, задрав голову, смотришь на небо, заточенное в восьмиугольник мощных, сложенных из известняка стен, ощущение причастности к средневековой магической традиции возникает даже у самых закоренелых материалистов. Да и энергетика у этого места особенная, в стиле тех самых «Страшных сказок» Маттео Гарроне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Замок Кастель-дель-Монте называют «Короной Апулии» и считают одним из самых загадочных строений не только Италии, но и всей Европы. В этих стенах 8 веков назад происходили удивительные, мистические и, возможно, ужасные вещи, о которых до сих пор многое неизвестно.

    Кастель-дель-Монте (или замок на горе) находится в Италии, в области Апулия. Строительство его было начато по приказу Фридриха II предположительно в 1240 г. Интересно, что всего за год до этого финансовое состояние Испании было настолько плачевным, что Фридрих II остановил возведени нескольких военных крепостей. Но не Кастель-дель-Монте.

    Немного истории

    В истории замка масса таинственного и неизвестного - и даже есть свое мистическое число. 8-угольная форма строения и бассейна, 8 башен по краям, 8 залов на нижнем этаже и 8 - на верхнем. В деталях архитектуры можно встретить число 8 бесчисленное количество раз: в листьях на колоннах, узоре на сводах. К слову, магия числа 8 распространилась и на хозяина замка - Фридриха II, правда, уже после смерти. Когда для реставрации собора в Палермо вскрыли усыпальницу короля, который умер в 1250 г. (сложите цифры), на его руке обнаружился таинственный перстень с изумрудом, окруженный золотыми лепестками, которых было... конечно, 8.

    Что посмотреть

    Издалека Нагорный замок кажется круглым, но если подойти ближе - становится видна его необычная форма. Кастель-дель-Монте построен в виде правильного восьмиугольника с башнями по углам. Во внутреннем дворе находился такой же формы бассейн, вырубленный из цельного куска камня - символ Святого Грааля.

    Кастель-дель-Монте одиноко стоит на уединенном холме, поднявшись на крышу, можно насладиться панорамным видом на море с каменной террасы.

    До сих пор неизвестно наверняка, зачем построили этот замок. Конечно, есть официальная версия - Фридрих II, увлекавшийся соколиной охотой, хотел использовать его в качестве охотничьего домика, но удивительно, что в Кастель-дель-Монте нет помещений для слуг, отдельной кухни, конюшни. Одним словом, всего того, что точно должно быть в королевской охотничьей резиденции.

    Зато в замке много каминов, слишком маленьких по размеру для приготовления на них пищи, но подходящих для алхимических опытов. Винтовые лестницы, закрученные не вправо, как требовала традиция того времени, а влево. Сообщающиеся двери, позволяющие пройти незамеченным почти весь замок, переходя из одной комнаты в другую. Есть и легенда о потайном тоннеле длиной почти 18 км, ведущем в замок Ducale di Andria.

    Практическая информация

    Адрес: Апулия, Авто Strada Statale, 170 Dir. Веб-сайт (на англ.).

    Добраться можно на автобусе № 6 из Андрии (только в летний сезон с мая по сентябрь) или на личном авто - недалеко от замка есть стоянка.

    Часы работы: с 1 октября по 31 марта - с 9:00 до 18:30 (продажа билетов до 18:00), с 1 апреля по 30 сентября - с 10:15 до 19:45 (продажа билетов до 19:15). С 25 декабря по 2 января замок закрыт. График работы в другие праздничные дни появится на сайте.

    Стоимость экскурсии: взрослые - 5 EUR, студенты (18-25 лет) - 2,50 EUR. Аудиогид - 3,50 EUR.