Туризм в Крыму: состояние и перспективы. Стратегия развития туризма в крыму Речной туризм в крыму перспективы развития

Для большинства государств мира, в том числе и Российской Федерации, которая обладает большим потенциалом для роста данной отрасли.

Однако русские туроператоры испытывают некоторые проблемы, возникшие при обслуживании туристов: высокая стоимость туров (связано с дороговизной автотранспортного обслуживания), а также недостаточно развитая туристская инфраструктура. За январь-август 2015 года в Крыму отдохнуло 2 млн. 303 тыс. туристов.

Из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за январь-август 2015 года: 47% - прибыло авиатранспортом, 42% - паромной переправой;11% - прибыло другими видами транспорта За аналогичный период в 2016 году в Крыму отдохнуло 4 млн. 264 тыс. туристов, что на 54% выше уровня 2015 года. Из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за январьавгуст 2016 года: 45% - прибыло авиатранспортом, 41% - паромной переправой; 14% - прибыло другими видами транспорта. Больше всего туристов с начала года отдохнуло на Южном берегу Крыма - 41% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье Крыма - 37%, на Восточном побережье Крыма - 18%, в других регионах - 4%. За январь-август 2016 года в коллективных средствах размещения Крыма отдохнуло 10 млн. 2 тыс. туристов . Полуостров обладает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма: - медицинский и оздоровительный (на территории Крыма 144 организации оказывают туристам специальное санаторно курортное лечение); - культурно - познавательный (15 муниципальных и свыше 300 действующих музеев); - событийный (каждый год проводятся музыкальные, винные, военные, сценические, кинематографические, спортивные фестивали); - пешеходный (в горно -лесной зоне полуострова размещены 84 туристские стоянки, 26 зон для общественного развлечения жителей, 193 туристские трассы); - велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах);

Подводный (локальный дайвинг, дайв - круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию); - конный (более 20 конных клубов с маршрутами конных прогулок для туристов); - этнологический (на полуострове проживают около 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, исходя из этого разработаны культурно-этнографические маршруты); - спортивный (турниры по дельтапланерному спорту; яхтинг, прием яхт в Крыму могут осуществить 4 морских порта, находящихся в таких городах: Ялта, Севастополь, Керчь и Евпатория) . Из этого следует, что перспективы развития туризма в Крыму связаны с дальнейшим развитием инфраструктуры, ускоренным развитием туристских центров со специфическим, в отличие от купально-пляжного отдыха, туристским продуктом: дайвинг и водные виды спорта (Тарханкут, Межводное), дельтапланеризм и парашютный спорт (Коктебель), скалолазание, научный, этнический, агротуризм и др. Одним из увлекательных и многообещающих тенденций развития туризма в Крыму является винный туризм.

Данный вид туризма подразумевает: знакомство с созданием, традициями потребления, дегустацию и приобретение спиртных напитков напрямую у производителя в данном регионе. Винный туризм содержит: - ознакомление туристов с виноградными плантациями, аграрными винодельными организациями, дегустация местных сортов винограда; - ознакомление с технологией изготовления спиртных напитков напрямую при производстве; - знакомство с историей виноделия, национальных обычаев потребления, посещение специализированных музеев и выставок; - посещение дегустационных залов и подвалов; - посещение ресторанов, предлагающих услуги дегустации вина; - участие в винных фестивалях и тематических праздниках, которые уже проводятся на площадях и виноградниках Севастополя; - участие в специализированных выставках, форумах, конференциях, конкурсах, аукционах, мастер-классах и т.п.

В Российской Федерации нет места, подобного Крыму, в котором существуют все условия для выращивания различных сортов винограда, из которых можно изготовить вино и шампанское мирового уровня. Элитные крымские вина, в частности, Мускат белый Красного Камня, неоднократно являлись победителями самых высокопрестижных конкурсов мира. Территории, на которых выращивается виноград, из которого производят элитные вина, считаются крайне значимыми в пределах всей России. В ближайшем будущем государство станет стимулировать производителей вина не путем прямых инвестиций, а посредством снижения налоговой нагрузки, предоставления преференциального кредита, а также обеспечение достоинства перед иностранными виноторговцами в отечественных торговых сетях, вот почему в отрасль могут последовать индивидуальные капиталовложения фирм континентальной России.

Не смотря на все положительные стороны в развитии туризма в Крыму, можно выделить ряд проблем существенно влияющих на данную отрасль: - Состояние инфраструктуры - низкий уровень развития материальной базы, устаревший гостиничный фонд, санаториев, домов отдыха, слабая транспортная обеспеченность, удаленность или оторванность от основной транспортной сети, низкий уровень развития туристкой инфраструктуры. - Социальные причины - низкий уровень дохода населения, отсутствие реального инвестирования. - Политические и научно-технические условия, а также факторы безопасности путешествий . Все проблемы не только существенно тормозят развитие данной сферы деятельности, а и способствуют массовому оттоку доходов, которые приносят государству туристские учре-

ждения и организации.

Чтобы изменить ситуацию в рассматриваемой сфере Крыма к позитивным тенденциям развития необходимо:

1) модернизирование управления сферы использования ресурсов прибрежной зоны, т.е. придать прибрежным территориям крымского региона статуса курортных территорий государственного и местного значения, а также восстановление рекреационных территорий;

2) обеспечение постоянности в использовании туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, что заключается в выравнивании спроса на ресурсы прибрежной зоны (позволит снизить напряжение с наиболее популярных рекреационных территорий и объектов и сформировать обеспечение дополнительными ресурсами для развития Республики Крым); 3) формирование конкурентоспособного туристского продукта, соответствующего международным стандартам качества, что даст возможность избежать постепенного уменьшения конкурентоспособности санаторно курортного и туристического комплекса;

4) повышение продолжительности активного курортного сезона, что позволит увеличить результативность применения рекреационного потенциала территории, сократить сезонные колебания в уровнях доходов, занятости, трудовой нагрузки. Таким образом, Крымский полуостров имеет большой туристский потенциал и если в скором времени реализовать предложенные мероприятия, то туристская отрасль в Крыму станет развиваться и приносить значительную прибыть в госбюджет Республики и России в целом, что даст возможность повысить длительность туристского сезона в регионе и увеличить туристский имидж Крыма.

Список используемых источников: 1. Официальный сайт Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306. 2. Харитонов Д. Никольская Е.Ю. Актуальные проблемы развития туризма в Республике Крым / Д.Харитонов, Е.Ю.Никольская // журнал Инновационная наука - 2015 - №121. - С.187-191 3. Новиков В.С. Н731 Организация туристской деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат)

Гнилицкая Т.И., Щербакова Д.А., Абрамова Л.С.

Вопросы развития туризма в Крымском федеральном округе вошли в повестку Ялтинского международного экономического форума.

Туристическая отрасль традиционно занимает в экономике Крыма ведущие позиции, и полуостров продолжает доказывать свою популярность и широкие перспективы в качестве туристической дестинации. Об этом свидетельствует наблюдаемый рост ежегодного числа российских туристов, посещающих полуостров: с 1 млн в 2013 году до 4,9 млн в 2015 году. В 2016 году ожидается увеличение турпотока еще на 500 тыс. чел.

Правительство Российской Федерации и крымские власти уделяют повышенное внимание развитию туризма в регионе. Именно в Крыму 17 августа 2015 года состоялось заседание Государственного совета, впервые посвященное туристической тематике.

«В настоящее время в Крыму наблюдается целый ряд позитивных изменений, благоприятствующих развитию туризма на полуострове. Поэтапно развивается инфраструктура, строится мост через Керченский пролив. Реконструируется аэропорт Симферополя: его пропускная способность увеличена до 100 рейсов в день. Повышена мощность паромной переправы, введена в эксплуатацию третья нитка энергомоста. Ведется реконструкция и строительство туристических объектов», – отмечает руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

Республика Крым входит в десятку субъектов федерации с наибольшим количеством коллективных средств размещения. На ее территории функционирует 262 круглогодичных коллективных средства размещения, в том числе 119 гостиниц, 67 санаториев, 31 пансионат, 25 детских санаториев, 20 средств размещений других категорий, общая емкость которых составляет 65,4 тыс. койко-мест.

По результатам реализованной адресной программы загрузки коллективных средств размещения в Республике Крым и г. Севастополе в последние два года обеспечено стопроцентное наполнение крымских гостиниц, турбаз и санаториев в «высокий сезон».

Была проведена эффективная информационно-пропагандистская кампания по продвижению туристических возможностей Крымского федерального округа.

Впервые в 2015 году широкое распространение получили пакетные туры на полуостров, что привело к хорошим результатам и предопределило рост востребованности Крыма у российских туристов.

На полуострове появляются новые туристические объекты. К примеру, в 2015 году введены в строй аквапарк в Ялте, четыре новых гостиницы.

В то же время для дальнейшего улучшения условий отдыха в Крыму требуется модернизация гостиниц, пансионатов и санаториев, значительная часть которых на протяжении многих лет испытывала дефицит в инвестициях. На сегодняшний день каждое седьмое средство коллективного размещения в регионе находится в стадии реконструкции и обновления.

В этой связи одной из главнейших задач по развитию туризма в регионе является привлечение инвестиционных вложений для развития инфраструктурной базы туризма и обеспечения качества туристического сервиса на уровне мировых стандартов. Ростуризм, со своей стороны, уделяет большое внимание расширению сотрудничества с банковскими и кредитными организациями. В частности, в рамках недавно подписанного соглашения РНКБ Банк будет участвовать в финансировании инвестиционных программ и проектов, ориентированных на развитие туризма в Крымском федеральном округе.

Важным направлением развития является также диверсификация турпродуктов Крыма и реализация туристического потенциала региона в «низкий» сезон.

Крым имеет отличную перспективу стать круглогодичной курортной зоной посредством активного предложения других (помимо пляжного) альтернативных видов туризма. Особое внимание должно быть уделено возможностям Крыма в части санаторно-курортного лечения. Конкурентными преимуществом полуострова в этом сегменте является сформированный за десятилетия инфраструктурный лечебно-оздоровительный комплекс, привлекательная цена по сравнению с европейскими медицинскими курортами (особенно на фоне изменения курса рубля), возможность проведения высококлассного лечения, и – что важно – фундаментальная медицинская школа.

Кроме того, Крымский полуостров имеет большой потенциал с точки зрения развития спортивного, культурно-познавательного, военно-патриотического, эко- и этнотуризма. Уникальная природа региона, большое количество исторических памятников и военно-мемориальных объектов, хорошая транспортная доступность и возможность выбора вариантов отдыха «на любой кошелек» делают эти виды туризма потенциально привлекательными для туристов.

Кошелева Анна Игоревна
к.э.н., ст. преподаватель
[email protected]

Мирзоев Иса Фаиг-Оглы
студент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
[email protected]

Аннотация

Основной целью статьи выступает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым механизмов интенсификации развития туризма в регионе в переходный период, который в силу своих особенностей создает предпосылки для выхода данной отрасли на качественно новый уровень. Авторы проводят сравнительный анализ рынка туристических услуг Крыма до и после вступления в состав РФ, исследуют проблемы государственного регулирования туристской деятельности Республики Крым в переходный период, рассматривают международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. В качестве основных механизмов интенсификации туристской индустрии Республики Крым предложены методика формирования туристско- рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.

Ключевые слова

туристско-рекреационный комплекс, Республика Крым, переходный период, государственное регулирование, туристский кластер, экологический туризм.

Рекомендуемая ссылка

Кошелева Анна Игоревна, Мирзоев Иса Фаиг-Оглы

Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4502. Дата публикации: 2016-02-06 . Режим доступа: https://сайт/article/4502/

Kosheleva Anna Igorevna
Candidate of Sciences (Economics), Senior Lecturer
[email protected]

Mirzoev Isa Faig-Ogli
Student
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
[email protected]

Abstract

The main purpose of the article is the search of the mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea during the transitional period, which, by its nature, creates prerequisites for entering the industry on a qualitatively new level. The authors conduct a comparative analysis of the tourist market of Crimea before and after the entry into the Russian Federation, research the problems of state regulation of tourism sector of Crimea in the transition period, consider the international experience of tourism development in regions with similar tourist-recreational resources. As the basic mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea the authors introduce the technique of formation of tourist-recreational clusters and the project of a unified concept of ecological tourism development in the region based on the creation of green routes.

Keywords

tourist-recreational complex, Republic of Crimea, the transitional period, state regulation, tourism cluster, eco-tourism.

Suggested Citation

Kosheleva Anna Igorevna , Mirzoev Isa Faig-Ogli

Mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea in the transition period. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4502. Date issued: 2016-02-06. Available at: https://сайт/article/4502/


Введение . После политического кризиса на Украине в начале 2014 года население Крыма приняло судьбоносное решение — воссоединиться с Российской Федерацией. Сегодня это полноправный регион нашей страны, не лишенный, однако серьезных проблем. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя) в правовую, экономическую и политическую сферы России, крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова. Вместе с тем, среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом — туризма.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе за последний год появилось множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Среди прочих можно выделить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией проф. Лайко М.Ю. , в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В монографии исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения методик управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма .

Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова в составе РФ необходимо дальнейшая разработка и исследование основных проблемных вопросов такого стратегически важного для Крымского полуострова сектора экономики как туризм.

Постановка проблемы. При всем богатстве региона туристско-рекреационными ресурсами большое количество проблем не позволяет данному направлению экономики эффективно развиваться. В связи с этим актуальность приобретает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса механизмов интенсификации развития туризма в регионе. Переходные периоды в экономике рассматриваются как структуры, порождающие новые, ранее неизвестные формы общественных отношений, видов деятельности . Существенные изменения в экономике переходных периодов объясняются предельным обострением существующих социально-экономических проблем, повышенным вниманием со стороны органов государственной власти . В связи с этим любой переходный период в экономике может стать возможностью для выхода на качественно новый уровень ее развития, раскрыть перспективные направления для интенсификации развития отдельных отраслей экономики.

Изложение основного материала исследования.

Сравнительный анализ рынка туристических услуг республики Крым до и после вступления в состав РФ.

С самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась колоссальная тенизация туристкой экономики: на первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государств частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации качества предоставляемых туристских услуг. В итоге, санаторно-курортный аспект отдыха на полуострове был вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Украинское же государства вполне устраивало подобное положение вещей, поэтому с их стороны для развития и выхода из тени туристической отрасли региона не производилось никаких шагов. Подобная ситуация с приходящим в упадок туризмом без инвестиций и кого-либо государственной поддержки продолжалась вплоть до весны 2014 года и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. «В этом году ситуация такова, что 80% туристов останавливается в коллективных средствах размещения, а 20% – в частных. Этого давно не было в истории крымского полуострова и связано с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями Российской Федерации» сообщила по итогам 2014 года министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко. Данный шаг со стороны нашего государства является одним из этапов по воплощению в действительность целенаправленной политики по развитию Крымского региона, основные положения которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

До вступления Крыма в состав РФ львиную долю отдыхающих Крым принимал из Украины. Это была целенаправленная политика властей, не обременявших себя лишними тратами и привлечениями инвестиций в обветшавшую и изжившую свое инфраструктуру полуострова. Соответственно, иностранных туристов, не относящихся к странам СНГ, в регионе почти не было. Крайне низкий уровень сервиса и отсутствие условий, к которым они привыкли, отталкивали даже гипотетических желающих. В итоге, Крым превратился в курорт исключительно местного значения, на котором привыкли отдыхать преимущественно украинцы. И такое положение дел сохранялось вплоть до сезона 2014 и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Несмотря на резкое падение туристического потока украинских туристов (с 65% в 2013 году до 5% в 2014 году и сохранение их такого же незначительного количества в 2015 году), в целом серьезного падения спроса на Крым со стороны отдыхающих не произошло, поскольку туристы из России оперативно заместили вакантные места в отелях (в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, а в 2014 году стало 93%, в 2015 году чуть выросло до 95%) .

С изменением состава отдыхающих поменялись и приоритеты: если для украинских туристов основной и единственный критерий услуги — это ее цена, то для более обеспеченных туристов из России цена также важна, однако она не является первостепенным ориентиром. Данная группа отдыхающих привыкла к уровню обслуживания ведущих курортов мирового уровня. Они готовы заплатить более высокую цену за тур, однако и получить за это желают более проработанный и профессиональный продукт. Данная взаимосвязь действует и в обратную сторону: большинство туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества . И чем быстрее туристические предприятия Крыма уловят эту новую тенденцию рынка, тем более успешную нишу в своей сфере они смогут занять.

На сегодняшний день материально-техническая база объектов инфраструктуры гостеприимства Республики Крым, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность данного региона на международном рынке . Пользуясь статистическими данными, посвященным объектам размещения, важно отметить, что данные разнятся в зависимости от источника. Основываясь на сведениях, предоставляемых Министерством курортов и туризма Крыма, на территории региона находится 825 учреждения санаторно- курортной и гостиничной направленности. Среди них предоставлением специального санаторно-курортного сервиса или услуг оздоровительной направленности занимаются 467 учреждений. Оставшиеся 358 учреждений предоставляют услуги размещения. Также в Крыму располагаются 92 оздоровительных лагеря для детей. Госкомстат Украины же располагает иными сведениями (1225 средств размещения — это общая численность, куда входят 748 отелей и гостиниц) . В других источникам можно найти иные цифры, что говорит о слабой изученности всего состава и структуры средств размещения в регионе.

На данный момент в существующих гостиницах номерной фонд оценить сложно, поскольку руководство отелей на пике сезона идут на хитрости, внося дополнительную кровать и мебель в номера, дабы превратить двухместные номера в трех- или даже четырехместные. Такая же практика распространена и в детских оздоровительных учреждениях.

Основываясь на статистических данных из разных источников, количество средств размещения с какой- либо категорией составляет 271, количество же средств размещения без категории — 684, то есть в 2,5 раза меньше. Распределяются они по категориям в следующем порядке: 5 звезд – 1,1%, 11,1% – 4 звезды, 32,8% – 3 звезды, 38% – 2 звезды и 17% – 1 звезда .

Исходя из исследований, можно заключить, что гостиничная база Крыма имеет серьезный перевес в сторону средств размещения низкой категории. Это было выгодно для бюджетных украинских туристов, для которых вопрос цены всегда превалирует на другими показателями. Сравнивая же с Россией, на такой же протяженности сочинского берега пятизвездочных гостиниц там около 2% от всей гостиничной базы, причем также ощущается их острая нехватка. Причем если в Сочи преобладают гостиницы класса 3 звезды, то в Крыму в основном встречаются гостиницы класса 1-2 звезды и без звезд.

Кроме того, на территории полуострова остро стоит проблема сезонности, который, надо заметить, различен в зависимости от типа и направленности средств размещения. Например, для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет три месяца, а для лечебно-оздоровительных средств размещения — пять месяцев, и лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Средний коэффициент сезонности в Крыму составляет 0,45. Данный показатель отмечает величину изменения продаж по сравнению со среднегодовыми. В данном случае коэффициент меньше единицы, что говорит о большом количестве месяцев в году с низкими показателями продаж. Подобное значение характерно для курортов с ярко выраженной сезонной направленностью.

Большой дисбаланс демонстрирует распределение объектов оздоровительной направленности, в своем подавляющем большинстве сконцентрированные в Ялтинском и Евпаторийском районе. Неблагоприятной тенденцией последних двадцати лет является уменьшение роли лечебных процедур в структуре предоставляемых услуг и, соответственно, рост развлекательных и оздоровительных мероприятий .

По официальным данным, на территории Крыма находится 38 кемпингов, однако в большинстве своем это палаточные городки, пусть и на берегу моря. В них присутствует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы, например, совершенно не готовы. Говоря о потребностях и желаниях туристов, выделяется тенденция превалирования аренды дома или комнаты (койко- места) в частном секторе.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день самые многочисленные, материально затратные, но и наиболее важные, так как без тщательно продуманной логистики невозможно качественное предоставление туристических услуг. Однако позитивные результаты в данном направлении говорят о глубокой заинтересованности государства в решении данного вопроса.

В настоящее время без каких-либо осложнений попасть в Крым можно лишь двумя путями: используя паромную переправу через Керченский пролив или авиатранспортом. Однако обе эти транспортные артерии в течении многих десятилетий были лишь дополнительными. Они не рассчитаны на большой поток пассажиров, что создало транспортный коллапс в 2014 году. За первое полугодие 2014 года отмечен рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в более, чем в 2 раза) . Сами же украинские граждане в своем подавляющем большинстве практически не посещают полуостров в туристических целях. В Крыму существует три международных аэропорта: аэропорт Симферополя, аэропорт Керчь и Аэропорт Бельбек (является аэропортом смешанного типа, на данный момент там базируются военные самолеты), однако летом 2014 года для авиаперевозок был доступен лишь аэропорт Симферополя.


Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


  • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

  • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

  • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

  • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

  • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

  • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

  • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

  • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии.

Для современного развития экономики Крымского региона характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько формирование различных межотраслевых комплексов. В этом вопросе туризм следует рассматривать как крупную самостоятельную хозяйственную систему, объединяющую различные отрасли. Эффективное взаимодействие всех видов организаций и предприятий в рамках межотраслевого туристического комплекса является основой создания качественного конкурентоспособного туристического продукта. Туристический комплекс ранее не рассматривался в качестве одного из эффективных направлений повышения конкурентоспособности Крымского региона. Гостиничное хозяйство привыкли характеризовать как форму предоставления платных услуг за размещение, проведение досуга.

На современном же этапе развития туризма в Крыму гостиничное хозяйство выступают тем резервом, который способен сформировать конкурентные преимущества региона, поэтому данному вопросу необходимо подходить с пониманием тенденций и отличительных особенностей, региональных факторов влияющих на становление и развитие туристического комплекса крымского региона.

Проблему развития туризма в региональном аспекте рассматривали такие исследователи как: М.Г. Бойко, Л.М. Гопкало , вопросы теории и методологии экономики и менеджмента, приоритетности направлений использования курортно-рекреационного потенциала Крыма затронуты в исследованиях Цёхлы С.Ю.

Важнейшим приоритетом исследовательских работ выступает необходимость в накоплении и систематизации теоретических знаний и методологических подходов, применение их на практике в решение актуальных задач конкурентоспособности, привлекательности туристической отрасли на региональном уровне .

Туристический комплекс представлен различными организациями. К организациям непосредственного обслуживания относятся предприятия - организаторы туризма, основной задачей которых является оказание туристических услуг. К организациям косвенного обслуживания относятся предприятия смежных отраслей хозяйства, науки, культуры, системы образования. Формирование современного рыночного механизма взаимоотношений предприятий туристического комплекса в курортно -рекреационной сфере требует анализа и учета целого ряда факторов.



Перечислим основные группы факторов, влияющих на деятельность предприятий в туристической отрасли:

1. политические факторы (международная обстановка, политическая стабильность);

2. экономические факторы (общее состояние экономики, финансовая стабильность, развитость туристического сектора);

3. социально - демографические факторы (увеличение численности, распределение населения по уровню доходов, уровень заболеваемости);

4. медицинские факторы (профессиональные и возрастные болезни, уровень заболеваемости в стране);

5. научно-исследовательские (прогрессивные научные разработки, современные технологии обслуживания, технологизация и компьютеризация).

Характеристика видов туризма в Крыму

Пешеходный туризм

Крымский пешеходный туризм развивается с конца 19 века. В советские времена по горному Крыму было проложено несколько плановых маршрутов, замыкающихся на горные и приморские турбазы, действовало около трех десятков сезонных турстоянок.

В настоящее время организаторами большинства пешеходных путешествий по Крыму выступают московские, питерские, киевские, минские и другие турфирмы и турклубы.

Кто отдыхает в здравнице на побережье, всегда имеют возможность совершить пешеходные прогулки. Для этих целей существуют специально оборудованные тропы (Царская, Боткинская, Штангеевская, Календская, Курчатова, Раевского и др.).

Юго-западный Крым

Горный юго-западный Крым интересен историческими и археологическими памятниками - это ханский дворец в Бахчисарае, "пещерные города" и монастыри, руины средневековых крепостей, стоянки первобытного человека и многое другое. Интересные маршруты по своей территории предлагает Крымский природный заповедник. Тропы проложены по самым живописным местам наиболее интересным объектам заповедника.

Юго-восточный Крым

Горный юго-восточный Крым, в отличие от юго-западного, интересен природными достопримечательностями - водопадами, пещерами, горными вершинами. Рекомендуется западное побережье Крыма от Песчаного до Любимовки, бухту Ласпи, окрестности поселка Малый Маяк, долину р. Сотера - восточнее Алушты, а также поселки Солнечногорское, Малореченское, Рыбачье, Приветное, Морское, Веселое, Солнечная Долина, Коктебель.

Велосипедный туризм

Равнинный и предгорный Крым, Тарханкутский и Керченский полуострова очень удобны для велосипедистов, особенно начинающих, из-за пологого рельефа, незагруженных автодорог, наличия удобных мест для стоянок на побережье.

Горный Крым, южное и юго-восточное побережья в этом плане несколько сложнее. Здесь более пересеченный рельеф. Сюда едут более подготовленные велосипедисты. В девяностые годы Крым стали осваивать любители маунтин-байка - горного велосипеда. Проводятся в Крыму и чемпионаты по маунтин-байку. Немаловажную роль при этом играет наличие рядом с горами черноморского побережья, где всегда есть возможность расслабиться и отдохнуть от велосипедных трудов .

Спелеотуризм

Спелеотуризм - т.е. осмотр и обследование пещер, имеет давние традиции в Крыму - ещё со времен Крымского горного клуба начала двадцатого века. И сейчас его популярность неизменно растет.

Огромное количество пещер (свыше 800) и других карстовых полостей на сравнительно небольшой территории, их разнообразие, удобство подъездов и подходов к ним делает горный Крым очень популярным в этом виде туризма.

Скалолазание

Альпинизм в его классическом виде с вечным льдом и разряженным воздухом высокогорья невозможен, зато идеальны условия для скалолазания - любительского и спортивного. Известные скалодромы оборудованы с учетом международных требований. Это Никитская расселина вблизи Ялты, гора Сокол у Судака, Петровские скалы у Симферополя, скалы над Красной пещерой.

Природные особенности Крыма таковы, что восхождения можно совершать в любое время года: зимой - на Ангарскую стену Чатыр-Дага, летом - на скалы Большого Каньона, а весной и весной - покорять скалы Южного берега.

Скалы Большого каньона - "белое пятно" на альпинисткой карте Крыма: здесь проложен всего лишь один маршрут, а возможности для скалолазания большие, причем шероховатая поверхность отвесных скал вызывает у восходителей особый интерес для прокладки маршрутов свободным лазанием.

Автотуризм

Транспортная сеть Крыма начала формироваться примерно 25 столетий тому назад. Каждая эпоха оставила нам участки дорог в безлюдных, первозданно чистых, живописных уголках Крыма, с обилием природных и исторических достопримечательностей - от эпохи Римской империи до взлетно-посадочных полос "Буранов" советской империи. Новичку приятно прокатиться с ветерком по шоссе Бахчисарай - Ялта. Автомобильная дорога, вручную пробитая в горах в XIX веке, делает сотни поворотов, поднимаясь на гору Ай-Петри, откуда открывается изумительная красота Южного берега Крыма.

Романовское шоссе, специально построенное для проезда царских особ, а затем первых лиц Советского государства, дает возможность увидеть во всем великолепии Крымский природный заповедник: Косьмо-Дамиановский монастырь с целебным источником, форелевое хозяйство, Беседку ветров на обрывах Гурзуфской яйлы, ущелье Уч-Кош над Ялтой и множество других достопримечательностей Крыма.

Водный туризм

Водный туризм-это один из новых видов туризма, которые начали развиваться в Крыму с недавнего времени. К нему относится катание на яхтах, водных мотоциклах, катерах, парусных лодках и др. Большинство из них еще и требуют хорошей силы и выносливости.

Водный мотоцикл самое азартное развлечение, с самым полным ощущением простора, скорости и свободы. В управлении мало отличается от обычного мотоцикла, но дает гораздо более крутые виражи и вылеты.

Прибрежная акватория Азовского моря пользуется давним и заслуженным уважением среди любителей и профессионалов водных видов спорта: виндсерфинга (катания на парусной доске) и кайт-серфинга (катания на доске вслед за воздушным змеем).

Конгрессный туризм

В Крыму регулярно проходят конференции, конгрессы, семинары, научные симпозиумы, деловые встречи, выставки, обучающие семинары по самым различным темам. И, конечно, ежегодные туристские ярмарки. Самая главная из них - "Крым. Туризм. Отдых", проходящая в Ялте в начале марта. Местом проведения деловых мероприятий, как правило, служат гостиницы, здравницы и знаменитые дворцы. Большинство из них имеют свои конференц-залы на 300-500 мест и предоставляют услуги по размещению участников. Кроме этого, предоставляются культурные, экскурсионные, транспортные и другие услуги.

Одним из лидером делового туризма в Крыму является отель "Ялта". Здесь ежегодно проводится до двух десятков деловых мероприятий.

Оптимальное время для таких мероприятий - апрель-май и сентябрь-октябрь, когда нет наплыва отдыхающих.