Современный статус военно-морских захоронений. Похороны в море Новый тренд похорон – прах в основание рифа

Военные похороны - это ритуал, который направлен на погребение тела военного умершего, существующий практически во всех странах мира.

В этой статье мы поделимся с вами интересной информацией про традиции военных похорон в России и других странах. Приятного чтения!

Традиции военных похорон в России


Во время захоронения военных траурная музыка является обязательным обрядом. Во время проведения церемонии звучат патриотические произведения. Погибшему солдату или воину отдается честь. Музыка выступает в качестве благодарности за его заслуги.

Традиции похорон в России можно разделить на два периода - Имперский и современный.

В Имперском периоде похороны проходили по разному для разных людей, в зависимости от их чина. В отличие от обычных похорон, военные похороны происходят с отданием воинских почестей погибшим.

В качестве таких воинских почестей выступали:

  • почетный эскорт или караул;
  • выходная форма одежды всех участников данного мероприятия;
  • использование государственной или военной символики;
  • незначительный спуск государственного флага;
  • незначительный спуск государственных и военных атрибутов;
  • прикрепление к гробовой крышке головного убора, в зависимости от чина, который занимал умерший военный, орденов и оружия;
  • накрывание гроба полотном флага, которое соответствует чину военного;
  • использование тягача, как катафалки;
  • салют;
  • отличное от других место захоронения погибшего военного.

В настоящее время военные похороны проходят в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

В данный момент почестей достойны следующие граждане:

  • солдаты, погибшие в результате защиты Родины, а также граждане, погибшие в результате прохождения воинской службы;
  • служившие на протяжении 20 лет и более;
  • Граждане, которые получили звание героя Советского союза;
  • Граждане, которые получили звание героя российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы;
  • Граждане, участвующие в военных действиях, а также ветераны военных действий;
  • Граждане, занимавшие государственные должности в стране;
  • лица, получившие некоторые заслуги перед Отечеством.

Хоронят военных людей в форме и с наградами на груди. При захоронении военного применяется почетный эскорт от отделения до роты. Так же к гробу идет почетный караул и военный оркестр. В зависимости от принятого решения начальником гарнизона, гроб с телом везут на специальной машине или лафете.

Гроб покрывают флагом государтва и прикрепляют головной убор, впрочем, это точно также, как и в Имперский период.

Перед захоронением флаг, оружие и головные уборы снимаются и отдаются самым близким родственникам умершего. Позади гроба идут военнослужащие граждане, которые несут почетные награды и медали погибшего. Каждый орден крепится к отдельной подушечке, а медали могут быть расположены по несколько штук на одну подушечку.

В случае, когда организация военного оркестра невозможна, вместо него приглашают сигнального барабанщика. Если местом захоронения военного будет служить другой населенный пункт, то гроб с телом умершего военнослужащего сопровождается до черты города.

Таким образом, отличие военных похорон от обычных заключается в отдании военных почестей. Все почести, которые отдаются военным умершим разделяются на несколько категорий, среди них:

  • Отдание военных почестей, которые символизируют выражение скорби. В этом случает незначительно спускается государственный флаг или воинская атрибутика.
  • Военный эскорт и караул, который означает уважение к погибшему солдату. Также все участники мероприятия надевают парадно-выходную форму и гремит салют.
  • Отдание почестей, которые показывают честь военного погибшего и его государственную принадлежность. Сюда относится применение воинской атрибутики во время ритуала, например, прикрепление к гробу оружия или головных уборов.

Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо…

Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? «Народная газета» попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

Прах в море
Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища
Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая «мертвая зона», где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

А как у них?
Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

Упокоиться с шиком
Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

– Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для «Народной газеты Сочи» один из психологов курорта.

Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами…

Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

Подводные камни
Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

– Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море, – пояснил Александр Мамлай, – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.

Предание воде – один из способов упокоения тела ушедшего из жизни. Наряду с захоронением в землю, сожжением и небесным погребением, данный обряд восходит из древних времён. Традиция водного погребения наиболее распространена была у народов, живущих вблизи водоёмов или по роду деятельности часто плавающих по морям.

На территории Европы обычай опускать мёртвое тело в пучину вод был характерен для викингов. Славные мужи, отличившиеся в битвах, снаряжались после смерти в полном боевом облачении. Их укладывали на мини-драккар или плот и отпускали на волю волн. Менее зажиточных людей обёртывали в саван, увозили подальше от берега и на глубине спускали в воду.

Захоронение в водах сегодня

Обстоятельства по которым раньше избавлялись от тела на корабле сейчас покажутся несущественными. Если в прошлом наличие мертвеца на борту неизменно приводило к заражению членов экипажа, то сейчас для сохранности тел используют морозильные камеры. Последними оборудован каждый современный лайнер.

Ныне предание воде не столь популярно и регламентируется нормативными актами отдельных стран.

Великобритания – «владычица морей» - разрешено

Жителям Туманного Альбина официально разрешено выбирать такой способ погребения, как предание воде. Ежегодно этим правом пользуются около сотни британцев. Чтобы упорядочить морские погребения, для них определены специальные места, например, остров Уйат.

Морское погребение накладывает ряд условностей на проводимую церемонию. Так, в деревянном гробу просверливаются отверстия для быстрейшего заполнения водой. К нижней части привязывается бетонный швеллер в качестве грузила. Не допускаются к такому виду захоронения ранее забальзамированные тела, поскольку яд в консервирующем растворе может нанести непоправимый ущерб экосистеме. Кроме того, требуются обязательные справки, что перед смертью усопший не болел ВИЧ, гепатитом и рядом других инфекционных заболеваний.

Нидерланды – воды много – хоронить нельзя

Хотя само государство фактически стоит «на воде», такого рода погребения запрещены на официальном уровне. Тем не менее желающих упокоиться подобным образом достаточно. В основном это люди морских специальностей.

Чтобы соблюсти все правила приличий, тела для погребения отправляют в Великобританию, где морское погребение разрешено. При чём совершают транспортировку на судне с британским флагом. Ведь на плавательных средствах Нидерландов должны неукоснительно соблюдаться законы страны.

Германия – экономично и романтично

Ежегодно около 20 тыс. немцев избирают воды Северного и Балтийского морей в качестве места своего последнего пристанища. Мэр города Штранде высказался против устройства мемориала на берегу, но зато способствовал обустройству площадки с видом на море для совершения поминовения.

Гавайи: гладь морская жаждет принять своих детей

Традиционным способом упокоения на Гавайских островах считается предание воде. Такой обычай тесно связан с образом жизни, промыслами и местоположением. В наши дни, к сожалению, всё меньше коренных гаитян желают быть захороненными на дне морском.

Австралия – нельзя, но можно со специальным разрешением

В общем случае погребения в пучине вод запрещены законами страны. Однако при изъявлении подобного желания родственники покойного могут получить необходимые разрешения и совершить обряд.

США – можно, но подальше от берега

Законодательными актами разрешено погребение в воде за пределами территориальных вод. Минимальное расстояние до берега должно составлять не менее 240 км. Данное ограничение связано отнюдь не с предвзятым отношением к мёртвым, а навеяно практическими соображениями. Ранее рыболовные судна нередко захватывали в свои сети свободно плавающие тела усопших. Кроме того, океанские течения прибивали к берегам полуразложившиеся останки, что никак не способствовало сохранению экологии побережья.

На сегодняшний день желающие быть захороненными в пучине вод всё чаще предпочитают кремацию и дальнейшее развеивание. Либо непосредственно урну с прахом опускают на океанское дно.

Прах в основании рифа – новый похоронный тренд

Востребованность «водного погребения» привела к поиску новых решений для осуществления подобных захоронений. Одним из них стало увековечивание памяти в основании коралловых островов. С одной стороны поддерживается экосиситема океанского дна, с другой – укрепляется подножие острова.

Сам кремированный прах размещают в пустотах бетонной полусферы и запаивают. Второй вариант – использование пепла при замесе цементного раствора, из которого изготавливают кирпичи. На само бетонное изделие наносятся данные о покойном путём оттиска или закрепления таблички на шесте. Далее отвердевший прах устанавливают у основания рифа. В среднем глубина упокоения составляет около 100 метров. Расстояние от берега – порядка 20 км. Это означает, что родные почившего всегда смогут вооружиться аквалангом и наочно почтить память своего близкого.

Примечательно, что уже через несколько месяцев на искусственном основании рифа начинают расти коралловые полипы.

Россия – разрешено только военным морякам при чрезвычайных обстоятельствах

Согласно уставу ВМФ РФ погребение умерших на судне моряков следует проводить на суше. Для этого тело помещают в холодильную камеру и транспортируют на берег. Предание воде проводится только в исключительных случаях.

При совершении похоронного обряда тело обёртывают в парусиновую ткань, зашивают со всех сторон, а к ногам прикрепляют груз. На похоронах умершего накрывают флагом ВМФ, а сверху кладут фуражку. Если усопший был офицером, рядом с головным убором кладут в раскрытом виде перекрещенные ножны и кортик. При наличии медалей и орденов, их располагают на орденской подушке. Указанные атрибуты не отправляют в пучину вод, а после прощания передают семье почившего. Сама церемония проходит с отданием надлежащих воинских почестей.

Церемония прощания с телом на воде по Уставу ВМФ России

Начало мероприятия обозначается сигналом «Большого сбора». По его звучанию вся команда корабля размещается на верхней палубе. Исполняется траурный марш, по его окончанию производится троекратный залп холостыми патронами. Обряд совершается на самом корабле или с использованием катера/шлюпки, который отвозит тело на глубину. Под звуки гимна Российской Федерации плоскость (доску), на которой размещён обёрнутый в саван умерший, подносят к борту судна (катера/шлюпки). Постепенно её начинают наклонять увеличивая угол наклона. Тело соскальзывает в воду.

На время церемонии флаг приспускают на половину его высоты. Таким способом на «морском языке» сообщают остальным курсирующим кораблям, что на борту совершается обряд погребения. Словно сама Смерть водружает по верху свой незримый флаг.

В судовом журнале делается отметка о координатах места, где было совершено предание воде.

27 Февраля 2019

Останков умерших людей в море или океане.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов. Одной из форм погребения в море можно считать бытовавшее у викингов погребение человека в особой погребальной ладье , которая перед отплытием поджигалась . В западных культурах таким образом хоронили, как правило, моряков, умерших на корабле, окутывая тела покойников в саваны из парусины и сбрасывая их с борта судна . Известно, что некоторые британские или американские ветераны военно-морской службы оставляли завещания, предписывающие похоронить их в море, и для церемониала подобных погребений, в некоторых источниках называющихся наиболее почётными для прославленных моряков , были даже разработаны специальные инструкции .

Разные религии по-разному относятся к погребению в море. Например, протестантам -англиканам погребения в море не только разрешены, но также имеется подробное описание того, как должно осуществляться такое погребение . С другой стороны, в исламе погребение в море формально запрещено и допускается лишь в том случае, если похоронить умершего иным способом не представляется возможным . Различное отношение к данному явлению существует и в разных государствах и территориях: например, на Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и иногда практикуются до сих пор , тогда как в Австралии по умолчанию запрещены, а на их проведение требуется особое разрешение .

Напишите отзыв о статье "Погребение в море"

Примечания

Отрывок, характеризующий Погребение в море

– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.

Вопросы правового статуса затонувшего имущества, кораблей, судов и летательных аппаратов также остались вне пределов регулирования КМП-82. Вместе с тем гибель военного корабля, летательного аппарата или иного военного объекта с членами экипажа как в бою, так и в мирное время образует на дне не просто могилу, а военное захоронение, попечение о котором должно осуществлять государство флага.

Применительно к настоящей книге под "затонувшим военным имуществом" следует понимать корабль (судно), летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам государства, их части и принадлежности, а также принадлежащее экипажу военное снаряжение и прочее имущество, дрейфующие под водой, находящиеся на дне или выброшенные на мелководье, банки или скалы, при условии утраты судовладельцем способности к их управлению.

Анализ известных случаев работ в местах гибели военных кораблей свидетельствует пусть пока о незначительной, но весьма важной и поучительной прецедентной практике, складывающейся по отношению к затонувшему военному имуществу.

Трагедия с российской атомной подводной лодкой "Курск" и осуществленные на лодке работы показали, что технический аспект судоподъема, на наш взгляд, уже достиг того уровня, когда проблема регулирования судоподъемных работ и иных работ на затонувших объектах требует вполне определенного международно-правового оформления.

Считается уже "академическим" случай подъема летом 1974 г. американским судном "Гломар Эксплорер" части советской подводной лодки, затонувшей в 1968 г. в тысяче миль северо-западнее от Гаваев. Советский Союз о факте и районе затопления (или катастрофы) официально не сообщал и вплоть до подъема отсека подводной лодки никаких официальных демаршей не предпринимал. Однако осенью 1980 г. при попытке подъема крейсера "Адмирал Нахимов", затонувшего в Корейском проливе во время русско-японской войны 1904–1905 гг., японской частной фирмой советская сторона заявила решительный протест, объявляя район гибели "Адмирала Нахимова" "военно-морским захоронением". Весьма поучительной, с точки зрения дальнейших умозаключений, явилась и практика спасательных работ в месте гибели советской атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 г.

Соотнося практику судоподъема со статусом различных категорий морских пространств, справедливо сделать следующие выводы:

  • 1. Во внутренних, архипелажных водах и территориальном море вопрос судоподъема может быть решен только с получением разрешения прибрежного государства на проведение указанных работ.
  • 2. В прилежащей зоне допустимо проведение судоподъемных работ с санкции прибрежного государства, с соблюдением санитарных или иных правил, вытекающих из законодательства государства, осуществляющего на эти пространства свою юрисдикцию.
  • 3. В ИЭЗ и на континентальном шельфе иностранного государства судоподъемные работы не противоречат положениям КМП-82. Однако если характер их последствий угрожает или наносит ущерб биологическим или минеральным ресурсам указанных пространств, прибрежное государство вправе потребовать от бывшего судовладельца:
    • – ликвидации источника опасности;
    • – возмещения наносимого ущерба.

Непринятие мер по судоподъему указанного источника повышенной опасности может служить формальным основанием для принятия "страдающим" государством самостоятельных мер по ликвидации источника опасности.

В случае если достоверно установлено, что затонувшее в архипелажных водах или территориальном море государственное судно, военный корабль или летательный аппарат, принадлежащий иному государству, прибрежное государство информирует об обнаружении такого поддающегося идентификации объекта (п. 3 ст. 7 Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г.).

Правовой статус затонувшего военного имущества следует рассматривать в связи с конкретной стадией судоподъемных или иных подводных работ, например связанных с предотвращением выхода из корпуса корабля особо опасных веществ. Затонувший объект в процессе подводных или судоподъемных операций может находиться в следующих функциональных состояниях: на дне; на поверхности после судоподъема с обеспечением нахождения в водоизмещающем состоянии; погруженным на специализированный плавучий объект (например, типа самоходной баржи "Giant 4") или транспортное судно государства флага (или на иностранное судно).

Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль (летательный аппарат) является собственностью государства флага или регистрации и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется. Вместе с тем затонувший корабль (судно) не может признаваться военным кораблем, так как в затонувшем состоянии лишен признаков, предусмотренных международным морским правом, в частности КМП-82, для таких морских объектов.

В КМП-82 содержится вполне определенное понятие "военный корабль", которое означает "судно, принадлежащее вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе у правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине" (ст. 29 КМП-82).

Однако ситуация резко изменится, если удачно смоделировать подъем затонувшего корабля (судна) и придать ему положительную плавучесть для дальнейшей транспортировки. Потеряв статус военного корабля, поднятое судно становится объектом тех же норм, которым подчинены суда, находящиеся на некоммерческой службе, но с приобретением характеристики судна возникнет проблема юридического оформления такой функциональной трансформации, поскольку с учетом определений, зафиксированных в кодексах мореплавателей многих стран, включая и КТМ РФ, а также в МППСС-72, поднятый на поверхность корабль будет являться судном. Более существенным представляется вопрос о владельце такого судна. Применительно к российскому законодательству собственником такого судна может явиться как государство в лице ВМФ, так и государственный орган морского транспорта, кооперативная или общественная организация. Не вдаваясь далее в эту проблему, поскольку это вполне самостоятельный вопрос, заметим, что сразу же после подъема возникнут проблемы документального оформления права плавания под флагом конкретного государства: процедура подъема флага (и какого, если, например, по договору со спасателем последний должен на свой страх и риск отбуксировать судно в конкретный район или порт), регистрация судна и целый ряд других, связанных с этим вопросом. Подобные проблемы кажутся несколько искусственными, если можно было бы со стопроцентной гарантией утверждать, что транспортировка поднятого объекта будет безаварийной. В противном случае при совершении аварии, например вызванной столкновением с другим судном, в процессе транспортировки вопросы собственности, регистрации и другие неизбежно возникнут. Кроме того, если предположить, что затонувший корабль подпадает под понятие "ядерное судно", т.е. судно, оборудованное ЯЭУ, то на него, безусловно, будут распространяться нормы и международного атомного права.

Вместе с названными применительно к работам на затонувших объектах могут возникнуть и другие, не менее сложные проблемы. Как уже отмечалось выше, район гибели – не просто место катастрофы. По складывающемуся международному обычаю это место военно-морского захоронения, которое и в мирное время является, по сути, братской могилой военных моряков, погибших при выполнении служебных обязанностей.

Международные нормы практически не регулируют подобный процесс. Законодательство России вопросы военно-морских захоронений также не рассматривает; этим же характеризуются законодательства и других государств. Из анализа зарубежных источников следует, что более подробно данная проблема раскрывалась в актах, изданных до Первой мировой войны . В настоящее время эти вопросы частично разрешены в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок службы на кораблях и судах ВМС. Например, известно, что американские моряки при подъеме части советской подводной лодки в районе Гавайских островов отдавали почести погибшим советским морякам по Уставу ВМС США. По-видимому, единственным источником предполагаемых правил может служить сложившаяся практика, основанная на давних морских традициях.

Попробуем обозначить некоторые вопросы общего характера, способные влиять на организацию работ, проводимых на военно-морском захоронении.

Очевидно, первым должен быть поставлен вопрос о том, уместно ли вообще каким-то образом затрагивать покой погребенных в океане моряков? Как известно, в случае гибели российской атомной подводной лодки "Курск" государство в лице высших органов государственной власти приняло решение о подъеме лодки, невзирая на многочисленные протесты родственников. Однако в связи с действиями ВМС США на советской подводной лодке К-129, затонувшей в Тихом океане в марте 1968 г., МИД СССР направил США ноту, в которой наряду с другим подчеркивалось: "Вы нарушили покой погибших моряков, осквернили их братскую могилу" . В публикациях, связанных с попытками проведения несанкционированных работ на английском крейсере "Эдинбург", затонувшем в годы Второй мировой войны, отмечалось, что английская сторона объявила утонувший "Эдинбург" военным захоронением и, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу "Эдинбурга" .

Очевидно, что право государства принимать решения по судоподъему затонувших военных кораблей с погибшими членами экипажа должно быть законодательно регламентировано, ибо в противном случае судом подобные действия, без согласия родственников погибших, могут рассматриваться как "надругательство над могилой", предусматривающее уголовное наказание за несанкционированные действия в местах захоронений. Подобные нормы мы находим как в уголовном законодательстве России, так и в УК РСФСР (ст. 229) и уголовных кодексах некоторых других стран.

Вторая проблема носит терминологический характер и заключается, прежде всего, в детерминации понятия "военно-морское захоронение", поскольку наряду с этим понятием, в связи с рассматриваемыми действиями, в нормативных документах встречаются и такие, как "братская могила", "могила" , "место погребения" , "кладбище" , "памятные места славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота" .

Чем они различаются? Каково их толкование? Ни международно-правовые акты, ни нормативные акты РФ официального толкования вышеназванных терминов не дают, равно как не определяют правовой статус захоронений вообще и с военнослужащими в частности применительно к мирному или военному времени.

Между тем, конечно, разграничение таких понятий имеет практическое значение с точки зрения правил захоронения, содержания захоронений, права собственности на захоронение, учета прав родственников, ритуала памяти, источника финансирования расходов и т.п.

На наш взгляд, затонувший военный корабль, а также судно (независимо от характера времени: мирный или военный, с членами экипажа или без них, правового статуса вод, где затонул корабль (судно)), в большей степени имеет основания обозначаться "военным захоронением".

Под "военно-морским захоронением" мы предлагаем понимать официально объявленный государством (или судовладельцем, если таковой является органом государства) район затопления корабля (судна), летательного аппарата или иного объекта, вместе с которым погребены военнослужащие вооруженных сил.

На военно-морское захоронение распространяется юрисдикция государства флага затонувшего корабля (судна) или летательного аппарата, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с последним проводить какие-либо судоподъемные или иные подводные работы на таком объекте, за исключением случаев, когда затонувший объект угрожает или является источником загрязнения морской среды, а бывший судовладелец устраняется от работ по демпфированию существующей опасности.

Представляется, что для формально юридического отнесения места гибели к военному захоронению могут служить критерии определения понятия "военный корабль", содержащегося в ст. 29 КМП-82, а именно: принадлежность погибшего судна к вооруженным силам какого-либо государства; наличие документов, подтверждающих, что корабль в момент гибели находился под командованием офицера, состоявшего на службе правительства государства, идентифицирующего погибшее судно; наличие на судне останков военнослужащих, формировавших его экипаж.

По нашему мнению, на военное захоронение:

  • – сохраняется право собственности государства независимо от срока давности;
  • – распространяется юрисдикция государства флага корабля (судна).

Ни одно физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага затонувшего корабля (судна) проводить какие-либо работы на таком корабле (судне).

Здесь мы лишь обозначили некоторые слагаемые правового статуса военного захоронения, и такой термин, равно как и определение его правового статуса, нуждается в международно-правовом закреплении.

К другим проблемам общего характера, только на первый взгляд кажущимся второстепенными, следует отнести проблемы оказания воинских почестей при погребении в случае подъема затонувшего корабля (судна). Назовем некоторые из них: надо ли отдавать почести, каков их ритуал, где проводить погребение в случае подъема судна и идентификации тела члена экипажа (в море или на берегу) , как проводить после этого захоронение (индивидуально или коллективно), по законам (правилам) государства флага затонувшего объекта или государства флага регистрации спасателя ?

Анализ международно-правовых актов и внутригосударственного законодательства показывает, что прямых ответов на поставленные вопросы они не содержат, однако, вместе с тем, позволяют выделить ряд принципиальных соображений, о которых, как нам представляется, уместно заметить и в настоящем параграфе.

В ст. 17 упоминавшейся Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. от сторон, находящихся в конфликте, требуется погребение погибших "с честью" и "если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, а также чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать".

Что касается места захоронения, то в ст. 16 Конвенции о применении к морской войне начал Женевской конвенции содержится положение о том, что воюющие стороны будут "следить за тем, чтобы их погребению на суше или в море (выделено автором. – А. С.) предшествовал внимательный осмотр их трупов" . В ст. 20 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. фиксируется, что стороны, находящиеся в конфликте, примут необходимые меры для того, чтобы погребение в море производилось, насколько это возможно, индивидуально.

Таким образом, обобщая сказанное в отношении места погребения, отметим, что международные нормы допускают захоронение как в море, так и на берегу, по возможности индивидуально, согласно национальным обрядам.

В Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ зафиксировано, что погребение умерших военнослужащих производится либо по месту их службы, либо вне его. Корабельный устав ВМФ требует, чтобы тела умерших или погибших в бою на корабле были погребены на берегу. Только при невозможности соблюсти это правило тела предаются морю. В мирное время погребение в море умерших (погибших) военнослужащих производится с разрешения командующего флотом.

Другим, хотя в большей степени внутренним, вопросом является выбор обряда или ритуала погребения. В уже упоминавшихся действиях американского флота при погребении останков советских моряков с подводной лодки К-129 ритуал выглядел следующим образом. На американском судне был выстроен на юте личный состав; из корабельных динамиков звучал гимн Советского Союза. Перед строем на металлических тележках лежали шесть человеческих тел, обшитых парусиной и покрытых бело-голубыми военно-морскими флагами СССР. Тележки поочередно скатывались и опрокидывались с телами в море, сопровождаемые при этом троекратным салютом. Затем в такт музыки на воду был опущен пурпурнозеленый венок. Вахтенный офицер записал в журнал событий: "Широта 40° северная, долгота 180° восточная. Произведен ритуал захоронения шести советских моряков-подводников по морскому обычаю их страны" .

А вот как описывает К. М. Станюкович в рассказе "Между своими" ритуал похорон матроса в море. "Труп его одели в полный матросский костюм и ранним утром вынесли наверх, на шкафут, и положили на доске, лежавшей на козлах. Перед обедом, в присутствии капитана, офицеров и всей команды была отслужена священником панихида. После панихиды все подходили прощаться с усопшим. Флаг с утра был приспущен, в знак того, что на судне покойник. К вечеру труп зашили в парусиновый мешок, плотно охватывавший мертвое тело, к ногам привязали ядро, и после отпевания и отдачи воинских почестей, при глубоком молчании команды, четыре матроса понесли усопшего на доске к борту корвета, наклонили доску, и труп молодого матроса с легким всплеском исчез в прозрачной синеве океана" . Американский и английский опыт мало чем отличаются от приведенного и добавляет к последнему минуту молчания .

По-видимому, международно-правовое регулирование погребения вряд ли уместно, ибо ритуалы прощания и похорон с умершим наитеснейшим образом связаны с морально-этическими и религиозными основами национального самосознания.

Что касается российских правил, то ритуал отдания воинских почестей при погребении, содержащийся в Корабельном уставе ВМФ, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, распространяется на военнослужащих, которые погибли (умерли) во время службы на корабле (в части) и подлежат погребению впервые. Ситуаций, когда корабль (судно) затонул вместе с членами экипажа и останки перезахораниваются, ни Корабельный устав ВМФ, ни Устав службы на судах обеспечения ВМФ, ни КТМ РФ, ни другие законодательные или служебно-распорядительные документы не содержат. При организации похорон в море Корабельный устав ВМФ РФ требует создания специальной комиссии (ст. 706), согласования порядка похорон со старшим морским начальником (командиром военно-морской базы) (ст. 712), построения личного состава и исполнения траурного марша (ст. 711), приспускания военно-морского флага (ст. 708) и использования военно-морского флага для покрытия гроба (ст. 710).