«Плавучие сокровищницы» Поднебесной империи. Путешествия чжэн хэ Морские путешествия династии мин в китае

Открытия китайских мореходов

Китай являлся густонаселенной страной с достаточно высоко развитой культурой. На севере он граничил с Маньчжурией, а на юге - с Вьетнамом. А знаменитый Великий шелковый путь проходил через Центральную Азию, из Китая в Европу. Судя по сохранившимся документам, китайские моряки обычно плавали вдоль побережья юго-восточных и южных частей Азии. При этом их путь вел, как правило, из Тихого океана в Индийский.

Наиболее удобной была для купцов и первооткрывателей именно морская дорога. Верным спутником моряка уже тогда был компас, разработанный и впервые изготовленный китайцами.

Китайская джонка

Одним из самых дальних и длительных путешествий современные ученые считают путешествие буддийского монаха И Цзина, который в период с 689 по 695 год смог достичь Суматры, двигаясь вдоль побережья Индокитая и Малакки. И Цзин был сражен красотой острова, сплошь покрытого зеленью тропических и мангровых лесов. Прибыв на Суматру, монах высадился на берег и остановился в культурном и экономическом центре острова, городе Шриваджаи (современное название - Палембанг). В течение нескольких месяцев И Цзин жил на Суматре, изучая язык, литературу и культуру островитян. После этого на борту торгового корабля монах отправился путешествовать дальше. Так, он побывал в Индийском океане, а затем через Бенгальский залив подошел к устью реки Ганг. И только после этого И Цзин решил возвратиться на родину с тем, чтобы написать подробный рассказ о своем дальнем, но интересном путешествии.

Китайский император Му Ван, правивший страной в X столетии до н. э., предпочитал морским путешествиям сухопутные. Так, однажды он стал организатором и главой экспедиции, которая совершила сложный переход к горам Куньлунь и далеким северным районам.

Историки утверждают, что еще в начале новой эры китайские суда регулярно ходили к островам Индонезии, а также на Филиппинские острова, в Индию, на Цейлон. Кроме того, нередко корабли китайских путешественников бороздили просторы Аравийского моря и подходили близко к побережью Африканского континента. При этом главной целью морских странствий была торговля. Из Китая везли обычно шелк, фарфор и металлы, а привозили золото, пряные травы, носорожьи рога, бивни слонов и древесину.

До сей поры одним из самых уникальных морских переходов считается путешествие, организованное евнухом, состоявшим на службе при дворе царя, Чжей Хэ. Китайская экспедиция состояла тогда из 317 хорошо оснащенных кораблей, на борту которых находилось около 27 000 человек, сведущих в самых разных областях знаний: мореплавании, навигации, военном деле, картографии и географии.

Индия

В то время одной из самых надежных моделей корабля во всем мире считалась китайская джонка. По своим размерам она немного превосходила европейские суда того же класса, однако по маневренности ничуть не уступала им. На такой джонке Чжей Хэ и путешествовал по морям, побывав у берегов Индостана, Аравийского полуострова, Восточной Африки, Юго-Западной Африки, в Персидском заливе, а также смог обогнуть мыс Доброй Надежды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В 1405 году, почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю человечества. Им командовал адмирал-евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызывала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты.
Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. О небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

Культурное наследие Китая, оставшееся с тех времен, когда Китайская империя была могущественной державой (конец XIV - начало XV вв.) огромно, и следы его можно обнаружить во многих странах. Как свидетельствуют научные данные, географические карты были известны китайским морякам издавна, ещё до нашей эры. Так, на фрагментах китайского шелка времен правления первых императоров династии Мин можно найти контуры очертаний азиатских и сопредельных с ними стран, начиная с Японии и кончая государствами восточного побережья Африки. К культурному наследию следует также отнести путешествия китайских мореходов, имевшие место в начале XV века, которые, помимо всего прочего, несли слаборазвитым и изолированным от мира народам элементы высокой цивилизации. Образно говоря, на расстоянии многих тысяч километров Китай оставил после себя след гигантского колосса, имя которому - культура Китайской империи.
Китайцы за время развития своей цивилизации накопили большой опыт во многих сферах человеческой деятельности. Походы огромных кораблей, созданных волей императора Чжу Ди и посланных им бороздить просторы мировых океанов, явились кульминацией 800-летнего периода китайского мореплавания и исследований новых пространств. Ко времени, когда адмирал Чжэн Хэ отправился в путь, традиция торговли с Индией насчитывала уже более 600 лет! И даже во времена монгольского хана Хубилая, когда китайский флот был малочисленным, эта торговля не прекращалась. Китайские наука и технология опережали мировые аналоги. С конца XI в. на китайских кораблях появился компас - о свойствах магнита китайцы знали ещё с древности.«Кормчим ведомы очертания берегов, и ночью они определяют путь по звёздам, днём - по солнцу. Если же солнце скрыто за тучами, то пользуются они югоуказывающей иглой», - говорится о судовождении китайских моряков в одном трактате.

Развитие мореходства
У китайцев существовали куда более древняя традиция мореплавания, опыт хождения по морям, океанам и развития навигационной техники, нежели у какого-либо европейского народа. Огромный флот Чжэн Хэ, состоявший из гигантских «плавучих сокровищниц» и многочисленных кораблей снабжения, явился результатом воплощения в жизнь расширенной кораблестроительной программы, которая, в свою очередь, могла быть принята только по той причине, что ее поддерживала вся гигантская экономическая мощь Китайской империи. Крохотные каравеллы Кабрала, Диаша и Магеллана по сравнению с «плавучими сокровищницами» Чжэн Хэ выглядят прогулочными лодочками.
Императорский Китай достиг величия и превратился в могучую морскую державу, а его приморские города стали центрами мировой торговли. Так, город Кантон в начале XIV века, по словам одного европейского путешественника, побывавшего в нём, был равен трём Венециям. «Во всей Италии не наберётся столько товаров, сколько их есть в одном только этом городе», - замечает он. Из Китая в другие страны в это время вывозились в большом количестве шелка, фарфор, художественные изделия, а ввозились пряности, хлопчатобумажные ткани, лекарственные травы, стекло и другие товары. Китайские моряки обладали обстоятельными познаниями о ветрах, морских течениях, мелях, тайфунах, которые добывались многовековой практикой мореходов. В стране имелась обширная географическая литература, содержавшая описания заморских стран с подробными сведениями о товарах, привозимых из них в Китай.
Для развития торговли в Китае было создано более 300 видов судов - джонок. Сохранившиеся и доныне, они поражают своей мореходностью, вместительностью и практичностью. Все они очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника. В принципе конструкция джонок настолько рациональна, что почти без изменений дошла до нашего времени - то есть через несколько тысячелетий. Не каждому, даже, казалось бы, перспективному в свое время техническому изделию, выпадает такая судьба.
В истории упоминаются джонки, вмещавшие до тысячи человек. В китайских портах для далёких плаваний строились крупные морские суда, имевшие несколько палуб, множество помещений для команды и купцов; экипаж такого судна обычно насчитывал до тысячи моряков и солдат, что являлось необходимым на случай встречи с пиратами, которых особенно много было в водах Малайского архипелага. Эти суда приводились в движение парусами из тростниковых циновок, закрепляемых на подвижных реях, что позволяло менять положение парусов в соответствии с направлением ветра; при штиле эти суда передвигались с помощью больших вёсел.
Имеется достаточно оснований, чтобы перекроить всю историю Великих географических открытий и Западной цивилизации. Гигантский китайский флот под командой адмиралов Чжэн Хэ, Ян Цина, Чжоу Маня, Хон Бао и Чжоу Вэня, выйдя в грандиозное путешествие по Мировому океану, открыл и описал неизвестные прежде континенты, острова и страны. Китайцы прошли сквозь архипелаги, насчитывавшие в общей сложности до 17 тысяч островов, и нанесли на карту 10 тысяч миль побережья. В этой связи заявление адмирала Чжэн Хэ о том, что он и его адмиралы посетили около «трех тысяч стран - больших и малых», выглядит вполне реальным.
В научных кругах существует точка зрения, что китайские флоты прошли через Индийский океан к Восточной Африке, обогнули мыс Доброй Надежды, дошли до островов Зеленого Мыса. Потом, пройдя Карибское море, добрались до Северной Америки, Южной Америки и Арктики, доплыли до Мыса Горн, дошли до Антарктики, Австралии, Новой Зеландии и пересекли Тихий океан.
Любая «плавучая сокровищница» была в два раза длиннее и в три раза шире, чем корабль адмирала Нельсона «Виктория». Помимо этого, китайские корабли лучше выдерживали боевые повреждения и имели лучшую остойчивость. Это не говоря уже о том, что по сравнению с «Викторией» «плавучая сокровищница» могла находиться в открытом море целыми месяцами без захода в порты.
Китайские корабли могли находиться в море даже при самых неблагоприятных и суровых погодных условиях. Имевшиеся же на них средства навигации позволяли китайцам не только определять с большой точностью свое положение в Мировом океане, но и вычерчивать почти современные по очертаниям карты Земли. По расхожей версии, карта мира, скопированная с китайской, хранилась в португальской государственной сокровищнице почти 100 лет. Со временем это позволило португальским морякам добраться до изображенных на ней земель.
Но все эти достижения достались китайцам большой ценой. Так, из всего флота адмирала Хон Бао домой вернулись только четыре корабля, а из флота Чжоу Маня - всего один. За время шестого путешествия потери составили как минимум 50 кораблей. Потери в людском составе были также очень высоки: из 9 тысяч членов экипажа флота Чжоу Маня в Китай вернулись только 900 человек.
Если же рассуждать обо всех «Золотых флотах», то нетрудно прийти к выводу, что за время их странствий было потеряно до 3/4 всего экипажа. Часть людей умерла от болезней, часть погибла в море, но большая часть экипажей, вероятно, была оставлена в созданных китайцами по всему миру поселениях, которые со временем должны были превратиться в постоянно и четко функционирующую опорную систему колонизации на китайский манер.

Золотой флот империи
Об одной особенности империи Чжу Ди надо сказать отдельно - император опирался на слой, который не имел ни семьи, ни детей, ни наследников - это были евнухи. В отдельное время их число достигало 70 тысяч человек. Кастрированные для гаремов евнухи, кроме интересов государства, ничего не имели, но при Чжу Ди евнухи заняли ключевые позиции в армии, на флоте и, особенно, при дворе. К тому же, Китай опирался на идеологию буддизма, которая отличалась исключительной веротерпимостью и позволяла сосуществовать в империи и синтоистам, и тибетским приверженцам религии бон, и мусульманам, и язычникам.
Главной опорой императора была в целом китайская цивилизация. В отличие от Европы, где после эпохи античности наступил провал в виде «темных веков» средневековья, Китай развивался непрерывно. Астрономия, металлургия, медицина, агротехника - в любой из этих отраслей Китай на сотни лет опередил остальной мир. Порох, бумага, книгопечатание, бумажные деньги, фарфор, шелк - все это результат китайских разработок, при этом был создан уникальный так называемый «Золотой флот». Этот флот, который так назвали из-за его размеров и грандиозных затрат на его строительство, должен был выполнить волю императора. Но можно было бы назвать его и «Алые паруса» - сотни кораблей китайского флота были оснащены легкими и прочными парусами из алого шелка.
В то время как португальцы только начинали своё продвижение в южную часть Атлантического океана, китайский флот в составе до 100 различных кораблей с общим экипажем до 25-30 тыс. человек совершил семь плаваний на запад, посетив Индокитай, Яву, Цейлон, Малабарское побережье в Индии, Аден и Ормуз в Аравии. Китайские корабли побывали на сомалийском побережье Африки. В морях Малайского архипелага этот флот нанёс поражение многочисленным пиратским отрядам, которые препятствовали развитию морской торговли Китая со странами Южной Азии.
Эти экспедиции возглавлял великий китайский мореплаватель Чжэн Хэ, происходивший из незнатного рода и выдвинувшийся при дворе императора за свои военные заслуги. Экспедиции Чжэн Хэ не только укрепили влияние Китая в Южной Азии и поспособствовали росту его экономических и культурных связей, но и расширили географические познания китайцев: участники их изучили, описали и картографировали посещённые ими земли и моря. «Страны за пределами горизонта и у края земли стали ныне подвластны Китаю и до самых западных и самых северных краёв, а может быть, и за их рубежами, и все пути пройдены и расстояния измерены», - так оценивал результаты своих плаваний Чжэн Хэ.
Во главе Золотого флота был поставлен великий евнух Чжэн Хэ. Мусульманин по вере, он был выдающимся деятелем империи. Золотой флот был воплощением величия и амбициозных намерений Поднебесной. В него входили «плавучие сокровищницы», военные корабли, зерновозы, водовозы, ремонтные базы и т.д. Это были: «бинчуань» - «корабли для воинов», «мачуань» - «корабли для лошадей», «лянчуань» - «корабли для зерна» (и вообще суда для продовольствия) и даже своеобразные «танкеры» для пресной воды.
«Плавучая сокровищница» была по размерам чуть ли не стадионом - около 150 метров в длину и 40 метров в ширину (в других источниках приведены другие величины). На ней было 10 мачт. Ее строили из трех слоев крепчайших деревьев. Она была разделена на 16 водонепроницаемых отсеков, и затопление даже нескольких из них еще не вело к гибели корабля. Руль по высоте был около 10 метров. Были сменные кили. Флот имел все для долгого плавания. Даже дрессированных морских выдр, чтобы они загоняли рыбу в сети. Имели собак для свежего мяса. В бочках росла соя - чтобы избежать цинги. Экипажи умели опреснять воду. Ехали астрономы, геологи, агрономы. Флот мог до трех месяцев плыть вдали от берегов и преодолевать до 10 тысяч километров. Численность личного состава флота составляла до 30 тысяч человек.
Еще до начала шестого, самого грандиозного, путешествия китайского Золотого флота император Чжу Ди подчинил Китаю фактически всю Юго-Восточную Азию, включая Маньчжурию, Корею и Японию. Его стараниями обрел новую жизнь Великий шелковый путь на всем протяжении от Китая до Персии (нынешнего Ирана). Под сильным влиянием Китая, кроме того, находилась Центральная Азия, а Индийский океан превратился в своего рода «китайское озеро». Походы китайского Золотого флота в 1421-1423 гг. еще больше расширили владения и влияние Китайской империи в регионе.

Исторические предпосылки
Китайцы давно знали, что Земля - это шар, знали и примерные его размеры. Умели определять широту и, с ошибками, долготу. У них был опыт плавания по теплым и ледяным морям. При этом, с точки зрения инженерных знаний, приведенные выше размеры для деревянного парусного судна кажутся слишком большими. Однако найденный в 2000 году фолиант - «Сказание о Небесной Деве, хранящей Высокого духом по повелению Великого Владыки» - неопровержимо доказывает, что гигантская «плавучая сокровищница» Чжэн Хэ - не вымысел, а исторический факт. Участвовавший в пятом плавании Чжэн Хэ буддийский монах Шэн Хуэй перед смертью надиктовал его содержание своему ученику. На иллюстрации изображен флот Чжэн Хэ в походном строю, а также охраняющая его Небесная Дева - посланница морского божества. На картине суда Чжэн Хэ идут строем из пяти линий по пять вымпелов в каждой. Все суда похожи друг на друга обводами и размерами, их «нос и корма вздымаются дерзко, борта высятся стенами, а чрево в глубины просело». Приведенные в фолианте данные вносят весомый вклад в воссоздание достоверного облика «плавучей сокровищницы» Чжэн Хэ.
Найденные к настоящему времени подводные останки подтверждают, что древнекитайские суда действительно имели очень полные обводы. В последние годы у берегов Китая были сделаны несколько находок останков затонувших кораблей времен династий Сун, Юань и Мин (960-1644 гг.). Некоторые из найденных кораблей были обмерены научным сотрудником Национального музея Китая Ван Гуаньчжо. По его словам, среди кораблей есть имеющие соотношение длины к ширине на уровне 2,4:1, однако их нельзя сравнить с «плавучей сокровищницей». В целом находки свидетельствуют, что в это время в Китае получили распространение «полные» суда.
Согласно данным фолианта, Чжэн Хэ отправился в Западный (Тихий) океан на «корабле из 2 тысяч материалов». Эта характеристика совпадает с указанием другого источника. В надписи на каменной стеле из монастыря Цзихайсы в Нанкине говорится: «В третий год Юнлэ (1406 г.) полководец взошел на корабль из 2 тысяч материалов. Войско заняло 8 кораблей».

Экспансия
Для достижения своих целей адмирал Чжэн Хэ иногда прибегал и к вооруженной силе. Так, например, в 1405 году во время первой экспедиции Чжэн Хэ потребовал передачи китайскому императору священных буддийских реликвий Ланки: зуба, волоса и чаши для подаяний Будды, являвшихся важнейшими реликвиями и атрибутами власти сингальских царей.
Получив отказ, Чжэн Хэ вновь вернулся на остров в сопровождении отряда из 3000 человек, ворвался в столицу, захватил в плен царя Вира Алакешвару, членов его семьи и приближённых, доставил их на корабль и увез в Китай.
Во время четвёртого путешествия при обычном на этом маршруте посещении государства Пасай на севере Суматры, флоту адмирала пришлось принять участие в происходившей борьбе между признанным Китаем монархом Зайн аль-Абидином и претендентом по имени Секандер. Китайский флот привез дары от императора для Зайн аль-Абидина, но не для Секандера, что вызвало гнев последнего, и он напал на китайцев. Чжэн Хэ сумел обернуть случившееся себе на пользу, разбить его войска, захватить в плен самого Секандера и отправить его в Китай.
После смерти императора Чжу Ди, морские экспедиции на время были приостановлены, а сам Чжэн Хэ семь лет служил начальником гарнизона в Нанкине. Во время последнего, седьмого, путешествия Чжэн Хэ было за 60 лет. Он уже лично не посещал многие страны, куда заходили китайские корабли, и вернулся в Китай в 1433 году, в то время как отдельные подразделения флота под командованием его помощников посетили в 1434 году Мекку, а также Суматру и Яву.
Экспедиции Чжэн Хэ способствовали культурному обмену африканских и азиатских стран с Китаем и установлению торговых отношений между ними. Были составлены подробные описания стран и городов, которые посещали китайские мореплаватели.
На основе материалов и сведений, собранных участниками морских экспедиций Чжэн Хэ, в минском Китае в 1597 году Ло Мао-дэном был написан роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан» («Сань бао тай цзянь Си ян цзи»). Как указывал китаист А.В. Вельгус, в нём много фантастики, однако в некоторых описаниях автор определенно пользовался данными исторических и географических источников. Под руководством Чжэн Хэ флотилия посетила более 56 стран и крупных городов Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана.
Первое плавание Чжэн Хэ состоялось в 1405-1407 годах по маршруту Сучжоу-берега Тямпы-остров Ява-Северо-Западная Суматра-Малаккский пролив-остров Шри-Ланка. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, флотилия двинулась к торговым городам Малабарского побережья Индии, добравшись до самого крупного индийского порта - Каликута. Примерно такими же были маршруты второго (1407-1409) и третьего (1409-1411) походов. Четвёртая (1413-1415), пятая (1417-1419), шестая (1421-1422) и седьмая (1431-1433) экспедиции доходили до Ормуза и африканского берега в районе современного Сомали, заходили в Красное море. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного, составляли карты. В них регистрировалось время отплытия, места стоянок, помечалось расположение рифов и мелей. Были составлены описания заморских государств и городов, политических порядков, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, вёл торговлю.

Китайский застой
Потери Золотого флота Чжэн Хэ для империи оказались огромны - как в кораблях, так и в личном составе. Они были чувствительны даже для такой могучей державы, как Китайская империя. Тем не менее, задание, данное императором Чжу Ди своим адмиралам, было выполнено. Это был величайший успех, которого еще не добивалась ни одна держава в мире. Достижения китайцев в начале XV в. можно назвать крупнейшими достижениями всего человечества. Замысел императора Чжу Ди описать весь подлунный мир и сделать его данником Поднебесной империи мог осуществиться…
Так во всяком случае думали китайские адмиралы, возвращаясь к себе на родину. Однако они обнаружили на родине такие радикальные перемены во внутренней и внешней политике, что мысли о мировой экспансии исчезли у них сами собой. Китай, куда они вернулись, полностью изменился. Умирающий император Чжу Ди уже ни на что не мог влиять, а пришедший к власти кабинет мандаринов целенаправленно разрушал созданную бывшим императором государственную систему, целью которой было овладение миром. С отдаленных земель дань больше не собирали, крупных научных экспериментов не проводили, грандиозные предприятия канули в лету. Китай постепенно погружался в болото изоляции от всего остального мира. Евнухи-адмиралы были уволены со службы, их корабли пущены на слом или поставлены на прикол у стенки гавани - догнивать. Карты, лоции, корабельные журналы, дневники, описания путешествий и прочие ценнейшие документы были по приказу новых хозяев Морского министерства уничтожены. Великие достижения Чжэн Хэ отмечены не были, а со временем о них просто забыли.
Причина была довольно прозаичной. Через два месяца после отплытия флота Чжэн Хэ над Запретным городом в Пекине разразилась буря и начался пожар. Огонь уничтожил почти весь город и даже трон императора. Погибли сотни людей. Император Чжу Ди расценил все как гнев Неба и передал власть сыну. Но мандарины требовали более решительных мер: отстранить евнухов, отказаться от внешней экспансии, так как Великая стена, Великий канал и Золотой флот требовали грандиозных затрат. Только лесов для судов было вырублено столько, что Вьетнам восстал и отделился от Китая.
В сентябре 1424 года император Чжу Ди умер, а его сын запретил строить «плавающие сокровищницы» - даже чертежи были уничтожены. Сожгли все отчеты, карты и вообще любые поездки китайцев за рубеж запрещались.
На землях Китая воцарилась гармония застоя в духе Конфуция. Связи с внешним миром были сведены к минимуму, а доходы от внешней торговли упали. Со смертью Чжу Ди в мире возник некий вакуум, который сразу же был заполнен португальцами и испанцами. А после 1644 года и смены династии Мин на династию Цин изоляция усилилась. Китай впал в летаргию…

Владимир Головко ,
Евгений Петропавловский
г. Киев

Окончательно избавился от монгольского владычества и вплоть до 1644 года страной правила династия Мин. В этот период в истории Китая оставили неизгладимый след многие монархи. Одним из них был Юнлэ, «второй основатель династии», при котором Великая Минская империя резко изменила политический вектор и вошла в новую эпоху расцвета. Во времена правления Юнлэ (Чжу Ди) и единственного императора-художника Сюаньдэ (Чжу Чжаньцзи) жил Чжэн Хэ (1371-1435 гг), великий китайский путешественник, дипломат и адмирал, совершивший семь дальних морских путешествий по Индийскому океану.

Причины и значение военно-торговых экспедиций Чжэн Хэ

Европейские страны и Россия были больше нацелены на экспансию. Неудивительно, что большинство великих путешественников происходили из Старого Света, преимущественно из стран с сильным военно-морским флотом. Они искали и находили пути в Вест-Индии, новые континенты и острова, новые колонии и рынки сбыта. Они «ходили за три моря», плавали на «Мэйфлауэре», искали Эльдорадо и основывали форпосты на Аляске и в Форт-Россе, на неприветливых тихоокеанских и Карибских островах с кровожадными аборигенами.

Китай большую часть своей истории был замкнут на себе, и интересы государства обычно не заходили дальше территории ближайших соседей. Зачастую строго ограничивались контакты с заморскими купцами и собственное каботажное судоходство у восточного побережья страны. Тем не менее, и у Китая во времена правления Чжу Ди и Чжу Чжаньцзи был свой великий путешественник, появившийся в эпоху расцвета Великой Минской империи - Чжэн Хэ. Император Юнлэ был одним из самых прогрессивных монархов в китайской истории. При нем были построены многие популярные ныне , начато и закончено возведение в , основаны и построен .

Чжу Ди и его внук Сюаньдэ тратили много средств и энергии на дипломатическую и военную деятельность по усилению влияния Великой Минской империи вне «Внутреннего Китая», ограниченного , тихоокеанскими морями и Тибетским нагорьем. Такая деятельность была не характерна ни для их предшественников, ни для потомков. Одним из значительных внешнеполитических шагов стали семь крупных военно-торговых экспедиций к южной Индии, берегам Персидского залива и Северо-Восточной Африки. Экспедиции подобного уровня были беспрецедентны для Китая. Если будете в Малакке (Малайзия), обратите внимание на величественную статую Чжэн Хэ. Плавания знаменитого путешественника и адмирала оказали огромное и длительное влияние на историческое развитие Явы, Суматры и Малайского полуострова. Считается, что экспедиции Чжэн Хэ посодействовали усилению эмиграции китайцев в эти места и развитию китайской культуры в регионе. В современной китайской историографии мирные плавания великого путешественника обычно противопоставляются агрессивным, захватническим экспедициям западноевропейских колонизаторов.

Биография Чжэн Хэ

При рождении Чжэн Хэ дали имя Ма Хэ. Фамилию Чжэн будущему путешественнику за верную службу пожаловал император на в 1404 г. Родился он в деревне Хэдай, в центральной части провинции Юньнань, граничащей с Индокитаем и Тибетом. Род Ма происходил из Средней Азии. Предки Хэ мигрировали в Китай, когда Поднебесная находилась под управлением монгольской династии Юань. Впоследствии они китаизировались, сохранив мусульманскую веру. В 14-летнем возрасте Ма Хэ кастрировали, и он стал евнухом при дворе Чжу Ди, будущего императора Юнлэ. Первое путешествие будущий адмирал возможно совершил в 1404 году, когда получил фамилию Чжэн. По некоторым данным он занимался сооружением боевых кораблей для борьбы с пиратами и посещал Японию, также заинтересованную в разгроме корсаров.

Семь путешествий Чжэн Хэ

Впервые решение о постройке эскадры прозвучало, скорее всего, в 1403 году. Уже через два года состоялось первое плавание огромного флота из четверти тысячи судов с общей численностью экипажей порядка 27000 человек. Если верить официальной истории Мин, среди этих кораблей были настоящие громадины, превышавшие любые из построенных когда-либо деревянных судов. Семь плаваний происходили в период с 1405 по 1433 гг. За это время флот адмирала-евнуха побывал в десятках стран.

Во время первого плавания (1405-07 гг) флот посетил острова Ява, Суматра и Шри-Ланка, побывал в портах Южной Индии. В последующих двух экспедициях маршрут отличался незначительно (1407-1409 гг и 1409-1411 гг). Во время последующих плаваний Чжэн Хэ и подчинявшиеся ему эскадры доходили до Африканского Рога (р-н нынешней Сомали), острова Ормуз (Персия-Иран), побережья Красного моря. После смерти Юнлэ наступил перерыв на несколько лет. В это время Чжэн Хэ руководит нанкинским гарнизоном. При Сюаньдэ плавания вновь возобновляются. Во время последней экспедиции адмирал уже лично не заходит во многие страны, посылая туда отдельные корабли и эскадры. Длительные путешествия уже тяготят Чжун Хэ, и он возвращается в Китай еще до полного завершения похода.

Во время своих плаваний адмирал и его подчиненные активно занимались установлением и улучшением дипломатических и торговых связей со многими странами, составляли навигационные карты и собирали подробную информацию о посещаемых государствах и территориях. Впоследствии трудами китайского адмирала воспользовались и многие европейские путешественники, еще не знакомые с северными водными путями Индийского океана. В наше время многие общины китайцев Индонезии и Малайзии считают Чжун Хэ чуть ли не святым. В его честь возведено немало храмов и памятников.

Карта морских походов адмирала Чжэн Хэ.


Говоря о личности адмирала Чжэн Хэ и его дальних морских походах, следует иметь ввиду, что:

Игорь Мажаров:
Адмирал Чжэн Хэ - это, кстати, пример того, как можно быстро и качественно уничтожить славные страницы национальной истории. Ведь до сих пор в Китае нет никаких достоверных источников о географии его путешествий. По-существу, всё восстанавливается по косвенным источникам, чуть ли не по догадкам. Неудивительно, что китайцы цепляются буквально за каждый артефакт, который помогает им восстановить историю тех великих достижений (я о китайском судне возле берегов Африки, которое сейчас поднимают китайцы).

ЧЖЭН ХЭ (Zheng He, 1371-1433) - евнух, адмирал, путешественник // Исторические личности Китая. 08.09.2015.
Потомок персидского дипломата, не китаец по национальности, мусульманин по вероисповеданию - он в детском возрасте был оскоплен и стал евнухом при дворе. Благодаря завидному уму и выдающимся личным данным - он смог стать фаворитом китайского императора.
Чжэн Хэ вошел в историю Китая выдающимся мореплавателем. В 1405 г. в возрасте 34 лет по приказу императора Чжу Ди "главный посол"и главнокомандующий Чжэн Хэ, возглавив флот из более 200 кораблей и экипаж численностью 27 тысяч 800 человек, отправился в первую морскую экспедицию. В последующие 28 лет Чжэн Хэ совершил 7 таких экспедиций в районы Западных морей (при династии Мин так называли морскую зону западнее острова Калимантан). Его флот побывал в Юго-Восточной Азии, Индийском океане, бороздил водные просторы Азии и Африки, доходил до Красного моря и берегов Восточной Африки. Следы пребывания флота Чжэн Хэ остались в более чем 30 странах и районах Азии и Африки. Это был выдающийся подвиг в истории мореплавания.
Полностью здесь:

Чжэн Хэ // ABIRUS. 08.09.2015.

ЧЖЭН ХЭ (кит. - ??) (1371-1433) - китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.
Отец Чжэн Хэ был мусульманином и носил фамилию Ма. По некоторым данным, род Ма происходил из западных краев и некоторые источники утверждают, что его предком был великий персидский дипломат Саид Аджал ал-Дин Омар, ставший первым наместником императоров монгольской династии Юань в провинции Юньнань. В 1382 г., когда в южную провинцию Юньнань вошли китайские войска, Чжэн Хэ попал в услужение к Чжу Ди (впоследствии император Юнлэ) и был оскоплен. Как гласит надпись на могильном камне отца Чжэн Хэ, составленная в 1405 г. и обнаруженная в 1894 г., Чжэн Хэ родился в 1371 г. в уезде Куньян(ныне уезд Цзиньнин) провинции Юньнань. Он «усердно служил и проявил способности, был скромен и осторожен, не избегал трудных дел, за что приобрел среди чиновников хорошую репутацию». В окружение Чжу Ди он попал во время кампании 1400-1402 гг., участвуя в боях на стороне будущего императора. Во время новогодних торжеств в 1404 г. многим участникам этой войны были пожалованы награды и титулы. Среди них был и молодой скопец, который с того времени получил фамилию Чжэн и был произведен в высшие дворцовые евнухи - тайцзяни.
Агрессивная внешняя политика императора Юн-лэ диктовала все более активное расширение границ Китая. Император направил гигантскую флотилию в Юго-Восточную Азию для освоения новых торговых путей. Чжэн Хэ был назначен командующим.
В 1405 г. Чжэн Хэ впервые получил приказ повести флот, насчитывавший 62 больших корабля, вспомогательные суда, которые везли воду и продовольствие, и 27 тыс. солдат к Малаккскому полуострову. Корабли, на которых разместилась экспедиция Чжэн Хэ, назывались «драгоценными». Каждый из них, длиной 138 метров, шириной 56 метров, был оснащен 9 мачтами и вмещал от 400 до 500 человек.
Хотя освоение новых торговых путей и распространение политического влияния Китая были основными целями императора, некоторые историки полагают, что эти грандиозные морские экспедиции преследовали еще одну цель.
Согласно этому предположению, Чжэн Хэ был направлен на поиски низвергнутого императора Цзяньвэня, ведь его тело так никогда и не было найдено. В ту пору стали циркулировать слухи о том, что Цзяньвэнь на самом деле не был убит в битве за Нанкин, а ударился в бега и скрывается где-то на юго-западе Китае. А значит, продолжает быть угрозой для нового императора.
В период 1405-1433 гг. Чжэн Хэ совершил семь экспедиций по Индийскому океану. Его флот состоял из 317 кораблей и почти 28 тысяч солдат и матросов. Самый большой корабль достигал 130 метров в длину. Поразительно! На фоне корабля Чжэна Хэ знаменитое флагманское судно Колумба «Санта Мария» выглядело бы просто спасательной шлюпкой.

Схема. Сравнение корабля Чжэн Хэ и флагманского корабля Христофора Колумба "Санта Мария"

Чжэну Хэ так и не удалось найти следы императора Цзяньвэня. Однако он добрался до Филиппинских островов, Малайзии, Мозамбикского пролива, южных берегов Африки, а также несколько раз пересек Индийский океан.
Ему даже удалось удивить аравийских мореплавателей и венецианских торговцев, с которыми он встретился в водах Ормузского и Аденского проливов. Стоит особо подчеркнуть, что все это произошло за 90 лет до Колумба и за 116 лет до Магеллана.
Однако путешествия Чжэн Хэ, популярные в кругу императора, не были таковыми в среде чиновников. Сказывалось старое соперничество между дворцовыми евнухами и чиновной знатью за влияние на императора и двор. Высокая стоимость морских экспедиций, а также тот факт, что их возглавляли и контролировали евнухи, а не обычные чиновники или генералы, вызывали всеобщее недовольство.
После смерти императора Юн-лэ Чжэн Хэ совершил еще два морских вояжа. Он умер во время последней своей экспедиции. Его могила расположена в Нанкине, но она пуста. Согласно легенде, тело адмирала было захоронено в море, по морской традиции.
Недовольство морскими экспедициями и зависть к славе адмирала придворных кругов после смерти Чжэн Хэ сыграли свою решающую роль. Во время планирования очередной экспедиции чиновная бюрократия умудрилась «потерять» навигационные карты и прочие необходимые для экспедиции документы. Экспедицию отложили, как оказалось, навсегда. В результате многие из вахтенных журналов с содержащейся в них информацией о плаваниях Чжэна Хэ и его флота были уничтожены. Именно поэтому информация о тех краях и странах, которые посетил флотоводец, настолько противоречива. Данные, которыми мы обладаем сейчас, были почерпнуты главным образом из трудов современников Чжэна Хэ, а также из источников, найденных лишь в 1930-е годы.
Активная деятельность Чжэн Хэ и его многочисленные морские экспедиции отражены в романе «Записки о плавании евнуха Трех драгоценностей в Западный океан», состоящем из 100 глав. В нем живописуются впечатляющие походы китайских мореплавателей XV в., а фоном действия этого фантастического романа является описание самых разных стран (их более двадцати). После уничтожения правящей верхушкой документов и архивов экспедиции Чжэн Хэ появление романа с изложением истории этих путешествий рассматривалось некоторыми читателями и критиками как вызов власти. Многочисленных героев романа объединяла морская кампания, а композиционным стержнем книги стал путь от устья Янцзы, вдоль берегов Юго-Восточной Азии, Индии, Аравии, Восточной Африки и обратно до Китая.
В наши дни в мире действуют несколько исследовательских центров, названных в честь Чжэна Хэ. В честь адмирала названы военные корабли в КНР и на Тайване, китайское исследовательское судно, а так же один из "дальнобойных" лайнеров Boeing 777-200LR "Worldliner". Кроме того, 11 июля, в день, когда Чжэн Хэ отправился в свой первый вояж, в Китае отмечают День моря. В память о прославленном флотоводце.
Ссылки
Википедия
Вокруг Света
Wikipedia
BaiduBaike

Фото: МАЖАРОВ Игорь Витальевич, руководитель Проекта "АБИРУС" http://www.abirus.ru , директор консалтинговой компании "Avenda Ltd." (Ханьчжоу, провинция Чжэцзян, КНР).

Мажаров Игорь Витальевич (

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Принято считать, что последним российским императором был Николай II. Но это не так. Правление династии Романовых закончилось царствованием младшего брата Николая Александровича - великого князя Михаила Александровича Романова, просто оно было рекордно коротким: всего одни сутки - со 2 по 3 марта 1917 года.

В истории немало тайн и загадок, однако, как правило, время - лучший помощник в их разгадывании. Ну, например, ещё совсем недавно не только в школьных учебниках, но даже и в серьёзных книгах утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облачённый в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно. Зато сегодня, посетив Музей оружия в английском городе Лидсе, вы можете увидеть, как облачённые в металлические доспехи эпохи Тюдоров рыцари не только сражаются друг с другом на мечах, но и совершают в них прыжки, что кажется совсем невероятным. Однако были ведь и ещё более совершенные рыцарские латы, принадлежавшие королям, и в частности, королю Генриху VIII.

Как известно, столица Польши находится в Варшаве, но сердце страны, безусловно, бьётся в Кракове. В этом городе с его уникальной средневековой архитектурой живёт сама душа Польши.

В 2019 году исполнилось ровно сто лет с тех пор, как была создана Первая конная армия под командованием С.М. Будённого, ставшая символом победы Красной армии в Гражданской войне. В годы советской власти о подвигах буденновцев написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов, но ряд интересных фактов до сих пор неизвестны широкой публике.

Греко-персидские войны - один из самых великих и трагических периодов в истории Древнего мира. Во время этих долгих войн, которые закончились победой греков и завоеванием Персии Александром Македонским, случились немало великих сражений и походов. Любой современный человек осведомлён, к примеру, о подвиге 300 спартанцев в Фермопильском ущелье (правда, скорее, благодаря Голливуду, чем учебнику истории). А вот о том, как 10000 греческих элитных пехотинцев-гоплитов воевали за своих заклятых врагов-персов при их дележке власти, мало кто знает.

Эта история возникла вокруг старой фотографии, рассекреченной из архивов СССР в 1980-x годах. На ней группа медиков стоит вокруг операционного стола, на котором отдельно оживлены голова собаки колли и её тело. В подписи указано, что это часть проекта по созданию биоробота, в котором биологическую часть выполняет собачья голова, оживлённая с помощью «автомата сохранения жизни имени В.Р. Лебедева», а механическая часть называется «Шторм» и напоминает костюм водолаза. Так что же было на самом деле?

Согласитесь, красивое название - «Чаронда»… Некоторые знатоки топонимики предполагают, что слово это происходит из саамского языка и означает «берег, поросший мхом». Другие считают, что название «Чаронда» родилось от имени живущего в северных озёрах злого духа - черандака.