Парусное Судостроение XIX Века. Аццкая сотона - рангоут и такелаж

К началу XIX в. во флотах европейских морских держав сохранилось несколько основных типов военных кораблей. Линейные корабли водоизмещением 1000-2000 тонн несли от 70 до 130 орудий, которые в основном размещались на закрытых батарейных палубах (деках). В зависимости от числа палуб различали двух- и трехдечные корабли.

Команда таких крупных судов могла достигать 1000 человек. В русском флоте линейные корабли подразделялись еще на четыре ранга: 1-й ранг - 120 пушек, 2-й - 110, 3-й - 84,4-й - 74. В 5-м и 6-м рангах находились фрегаты, имевшие одну закрытую батарейную палубу и от 25 до 50 пушек.

Экипаж фрегата ограничивался 500 матросами. Американские фрегаты, из которых наиболее известен корабль «Конститьюшн», до сего времени сохранившийся в Бостоне, были крупнее и мощнее европейских.

Самые поздние из них были парусниками только наполовину - рядом с полным парусным вооружением соседствовало настоящее чудо техники XIX в. - паровая машина.

Линейный корабль «Св. Павел». 1794г.

Более мелкие трехмачтовые корветы имели одну открытую батарейную палубу с 20-30 орудиями. Обычно корветы снабжались парусным вооружением фрегата, а при малом водоизмещении их бизань-мачты несли только косые паруса. Разновидностью корветов при меньшем количестве артиллерийских орудий были шлюпы.

Фрегат «Конститьюшн» 1796г.

Их водоизмещение составляло 300-900 тонн. Двухмачтовые бриги водоизмещением 200-400 т и длиной 30- 36м, у которых все орудия (до 22) размещались на верхней палубе, использовались для посыльной и сторожевой службы. Несмотря на небольшие размеры, маневренный бриг, несший прямое парусное вооружение, мог выдержать бой с гораздо более крупными судами.

3-дечный 110-пушечный корабль первой четверти XIX в.

Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями. 1829г

Пример тому - история русского сторожевого брига «Меркурий». Находясь в разведке недалеко от входа в Босфор, 14 мая 1829 г.он вступил в бой с преследовавшими его двумя линейными турецкими кораблями, которые несли 184 пушки. Умело маневрируя под парусами и используя весла, бриг все время разворачивался к неприятелю так, чтобы турки не могли стрелять в него из многочисленных бортовых орудий.

Сам «Меркурий» мог вести прицельный огонь и нанес кораблям противника значительные повреждения рангоута и такелажа. Два гиганта вынуждены были лечь в дрейф, отказавшись от преследования маленького «Меркурия». Знаменитый бриг построили в 1820 г. на Севастопольской верфи.

Судно имело длину 29,4м, ширину с обшивкой 9,4м и небольшую осадку - всего 2,9м. Для боя на близком расстоянии на палубе стояли 18 карронад. Еще две пушки мелкого калибра при необходимости могли переноситься с кормы в носовую часть судна, выполняя роль «погонных» орудий.

Шлюп «Восток»

Погонные орудия - орудия на парусных кораблях, установленные для стрельбы прямо по носу.

Хотя шлюпы были сравнительно небольшими судами, в дальних плаваниях предпочитали использовать именно их. «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это так, что неоспоримо отверг возможность существования материка», - писал знаменитый Джеймс Кук. Но открытие Антарктиды все-таки состоялось - и во многом благодаря русским шлюпам «Восток» и «Мирный».

Шлюп «Восток» был спущен на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге (1818г.). Судно имело длину 40м, ширину - около 10м, водоизмещение - 900 т. «Восток» вооружили 28 пушками, набрав 117 человек команды. 3 июля 1819 г. шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной экспедиции, и шлюп «Мирный», которым командовал М.П. Лазарев, тогда еще лейтенант, вышли из Кронштадта и 16 января следующего года впервые достигли берегов Антарктиды.

После ремонта в австралийском Сиднее шлюпы исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем вновь взяли курс на Антарктиду. Выносливые шлюпы не подвели своих капитанов, позволив им достичь самой южной точки - 69°53" южной широты и 9219" западной долготы. 24 июля 1821 г., закончив труднейшее плавание, корабли вернулись в Кронштадт. За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Экспедиция увенчалась не только открытием нового материка - на карту были нанесены 29 неизвестных островов и выполнены сложные океанографические работы.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

При значительных размерах и цельной линии бортов, суда первой половины XIX в. постепенно приобретают заостренную форму носа и снабжаются низкой кормовой надстройкой. Ют стали соединять с баком сплошной палубой. Усовершенствования в парусной оснастке повлекли за собой изменение носовой оконечности судна: теперь княвдигед был наклонен под меньшим углом к горизонту.

Английский 110-пушечный линейный корабль «Принц». XIX в.

Не стоит на месте и сама технология судостроения. Многие деревянные элементы конструкции судна заменяются металлическими. С 1815 года место якорных канатов занимают якорные цепи. Несколько позже вводят железные цепи для фалов нижних реев, шкотов и марселей; стоячий такелаж начинают изготавливать из проволочных тросов, а деревянные шлюп-балки заменяют железными.

Карронада

Шлюп-балки - балки у бортов судна, служащие для спуска шлюпок на воду и их подъема.

Сделала шаг вперед и судовая артиллерия - им стало появление малых крупнокалиберных карронад. Создательница карронады - шотландская судостроительная компания «Каррон» - постаралась, чтобы новое орудие при достаточно большом калибре (24-68 фунтов) оставалось короткоствольным, легким, не требовало мощного порохового заряда и было удобно в обслуживании.

Благодаря такому букету ценных качеств карронады быстро получили всеобщее признание, хотя имели меньшую дальность действия, чем прежние орудия. Ствол карронады отливали из чугуна. Сначала новые пушки ставили только на торговые суда. Однако очень скоро популярность карронад возрастает настолько, что они становятся основой вооружения любого военного корабля. Орудийными мастерами было сделано все, чтобы обеспечить точность наводки.

Наклон карронады по высоте регулировался с помощью винтового механизма. Внизу ствола находилось вертикальное кольцо, соединенное с опорой горизонтальным штырем. Сама опора перемещалась по мощной платформе на деревянных салазках. И даже платформа могла двигаться: она вращалась на штыре, соединявшем ее с набором судна.

Зб-фунтовая пушка образца 1804 г. для закрытых палуб (слева) и 8-фунтовая карронада образца 1805г. (справа)

Вместе с общей конструкцией пушек совершенствуется и система запала. В начале XIX в. появляется капсюльная трубка - близкий аналог пороховой гильзы. Горючая смесь в капсюльной трубке воспламенялась от трения или удара. В последнем случае использовали курок со специальным ударником - изобретение американца Хиддена.

Улучшением своей конструкции парусные суда тех времен во многом обязаны русской школе судостроения. Русские корабелы модернизировали рангоут и такелаж, ввели поворотные шпангоуты и новый покрой парусов, а вместо стакселей на грот-мачту поставили триселя. Интересным новшеством стали специальные корабельные гвозди системы И.А. Курочкина.

Старые гвозди имели в сечении форму параллелограмма и сходили на конус от шляпки к вершине. Такая их конструкция приводила к раскалыванию досок корпуса, скрытой течи и слабому крепежу деревянных деталей. Курочкин предложил делать гвозди квадратными и плоскими, причем более короткими. Самые длинные из них не превышали 10-35 см, а короткие - костыльковые - имели длину всего 2,5-7,5 см.

Впрочем, замечательный корабельный мастер прославился не только своей «гвоздевой» системой. Именно ему принадлежат многие новинки в области крупнотоннажного судостроения: дополнительные пушечные порты на шканцах и в кают-компании верхнего дека, косяки, предотвращающие попадание влаги за обшивку нижних портов, специальная вентиляция для удаления порохового дыма во время стрельбы и т.д. За корабль «Сильный», сошедший со стапелей в мае 1804 г. (это был первый линейный корабль Курочкина), император Александр I пожаловал мастеру великолепный бриллиантовый перстень.

Круглая корма на военном парусном корабле

Старн-тимберсы - деревянные кницы, соединяющие ахтерштевень с кильсоном.

Но наиболее впечатляющей технической новинкой, прочно обосновавшейся на русских судах, была круглая корма. О ее неоспоримых достоинствах адмирал Лазарев писал так: «Главная выгода круглой кормы - она гораздо крепче обыкновенной, ибо старнтимберсы идут, подобно шпангоутам, от самого киля и соделают оную столь же крепкую, как и самый борт. Кроме того, нет ни одной точки, с которой орудия бы не действовали, и, следовательно, никогда корма не остается без защиты, как бы корабль ни повернулся...»

Русский флот начинает вооружаться по «новой манере». Чертеж 74-пушечного линейного корабля «Святослав» был использован для строительства на архангельских верфях сразу 15 боевых единиц. Правда, иногда не обходилось без казусов. В 1812 г. отряд из восьми кораблей, построенных тем же Курочкиным, попадает в сильный шторм. Результаты были неутешительные. От жесткой боковой качки на флагманском судне «Норд Адлер» сломалась грот-стеньга. Потянув за собой обломки рангоута грот-мачты и парусное вооружение, она упала на правую сторону судна. Под ее тяжестью начали скатываться к правому борту грузы, хранившиеся в трюме. Корабль накренился и дал сильную течь. Впрочем, все закончилось благополучно: воду удалось откачать помпами.

Грозная инспекция не усмотрела в случившемся вины судостроителя: причиной аварии стал сыроватый корабельный лес, который пришлось использовать, чтобы ускорить постройку судна. Русские корабелы крепко усвоили урок. Теперь они старались «поспешать не спеша»: первый год вели заготовку и просушку леса, а затем два года строили сам корабль, как того и требовала технология.

Встреча Наполеоном III королевы Виктории на борту линейного корабля «Бретань»

Для дизайна кораблей первой четверти XIX в. - периода классицизма - были характерны очень четкие и простые линии. На смену вычурности декора пришла торжественность и монументальность. Немногие резные украшения теперь не скрывали деталей конструкции судна. Так, если корма была плоской, то это часто подчеркивал закрытый балкон, замыкавший пространство внутренних помещений. Балкон обычно имел металлическую решетку с несложным рисунком: перекрещивавшиеся круги, овалы или ромбы.

Для окон применяли мелкое «голландское» остекление. Благодаря этому даже в сильную качку не приходилось беспокоиться о сохранности стекол. На корме и боковых галереях появились элементы античного орнамента: венки, ликторские связки, копья, знамена. Орнаментом выделяли несомые и несущие части судна.

Это делало «прозрачной» конструкцию корпуса, подчеркивало его выверенные пропорции и объемы. Украшению кормы уже не уделяли много внимания - основной акцент ставился на носовой фигуре. Обычно это была скульптура античного божества, давшего название кораблю. Поллукс, Церера, Диана, Юнона, Арсис, Меркурий - не просто герои греческой мифологии, а имена прославившихся в сражениях русских военных судов.

В окраске кораблей XIX в. доминирует строгий черный цвет. Нарядность корпусу придавали белые полосы над пушечными портами. Корабли первых двух рангов имели три такие полосы, а 3-го и 4-го рангов - всего две. Если же судно не имело крытых батарей, то единственная широкая белая полоса проходила под русленями. Резьба обычно золотилась или покрывалась охрой, близкой к цвету золота. Торговые суда, дабы уберечь их от пиратов, предпочитали маскировать под военные. Для этого по бортам рисовали ложные орудийные порты (лосьпорты). Их до сих пор можно увидеть на парусниках, доживших до наших дней.

Варианты кормы английских кораблей

Руслени - площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные напротив мачт науровне верхней палубы. Служат для разноса вант.

Пушечные порты - герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Гакаборт - верхняя часть кормы от верхних окон до планширя.

Одним из красивейших 74-пушечных линейных кораблей, построенных в Архангельске под руководством И.А. Курочкина и В. А. Ершова, был «Азов» с водоизмещением 3000 т. Его стройный корпус длиной 54,5м и шириной 14,7м был украшен тонким резным орнаментом. Центр гакаборта занимал двуглавый орел - особенность русской стилистики. Носовая фигура высотой около 3,5м изображала воина в золоченых доспехах и шлеме. Вооружение корабля составляли четыре тяжелых 40-фунтовых и семьдесят 24- и 36-фунтовых орудия. 36-фунтовые пушки размещались на нижней палубе - гондеке, а более легкие 24-фунтовые орудия, в том числе карронады, были установлены на верхней палубе, шканцах и баке.

В октябре 1827г., во время очередной русско-турецкой войны, союзная эскадра Франции, Англии и России отправляется из Кронштадта к вражеским берегам. Корабли эскадры вошли в Наваринскую бухту, где стоял турецко-египетский флот. Русские корабли взяли на себя основную тяжесть боя, окончившегося уничтожением турецкой флотилии. Флагман русской эскадры «Азов» под командованием М.П. Лазарева сумел в одиночку потопить пять вражеских кораблей. Экипажу «Азова» (около 600 матросов) удалось зажечь и взорвать два турецких фрегата, один корвет, 80-пушечный линейный корабль и флагманский фрегат тунисского адмирала Тахир-Паши. За этот подвиг «Азову» впервые в русской морской истории было присвоено высшее боевое отличие - кормовой Георгиевский флаг.

74-пушечный линейный корабль «Азов»

И все-таки, несмотря на изрядное искусство мастеров-судостроителей, русский флот постепенно приходил в упадок. Вероятно, в этом была виновата политика Александра I, отпускавшего слишком малые суммы из бюджета на строительство новых судов и ремонт обветшавших. Как бы то ни было, по состоянию на 1825 год в составе Балтийского флота числилось всего 15 линейных кораблей и 12 фрегатов, да и те нуждались в значительном ремонте. Более или менее боеготовыми были лишь пять кораблей и 10 фрегатов. Прошло каких-то сто лет, а от величия легендарного петровского флота не осталось практически ничего.

Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.

Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.

В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.

Рис: Устройство мачты.

1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.

Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.

Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.

Марс

Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.

Рис. 1. Детали марса:

1 - нижняя мачта (колонна); 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - собачьи дыры; 6 - марс; 7 - топ мачты; 8 - эзельгофт; 9 - стеньга.

Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:

1 - стеньга; 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - брам-стеньга; 6 - эзельгофт; 7 - брам-ванты; 8 - швиц-сорвень-строп.

Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.

Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Бушприт

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.

Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.

Рис. Бушприты.

а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг.

Стоячий такелаж парусного корабля

Бушприты, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.

Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечного линейного корабля XVIII - XIX веков:

1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.

Вантами называют снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. В зависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительное название: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъема матросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.

Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одного куска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е. одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.

Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укрепляли мощные деревянные площадки - руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхним концам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями.

Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.

Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами, которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к ноку рея, другой - к середине рея. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.

Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки и укрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов, пертов и т.д.

Стоячий такелаж бушприта:

1 - ватер-штаги; 2 - ватер-бакштаги; 3 - утлегарь-штаг; 4 - утлегарь-бакштаг; 5 - бом-утлегарь-штаг; 6 - мартин-бакштаги; 7 - бом-утлегарь-бакштаги; 8 - верхний блинда-бакштаг; 9 - нижний блинда-бакштаг; 10 - перты бом-утлегаря; 11 - перты утлегаря; 12 - лоп-штаги.

1 - бушприт, 2 - утлегарь, 3 - бом-утлегарь, 4 - мартин-гик, 5 - блинда-гафели, 6 - бушпритный эзельгофт, - 7 гюйс-шток, 8 - фок-мачта, 9 - фор-марс, 10 - фор-стеньга, 11 - мачтовые эзельгофты, 12 - фор-салинг, 13 - стеньговые эзельгофты, 14 - фор-брам-стеньга, 15 - клотики, 16 - грот-мачта, 17 - грот-марс, 18 - мачтовые эзельгофты, 19 - грот-стеньга, 20 - грот-салинг, 21 - стеньговые эзельгофты, 22 - грот-брам-стеньга, 23 - клотики, 24 - клотикибизань-мачта, 25 - крюй-марс, 26 - мачтовые эзельгофты, 27 - крюйс-стеньга, 28 - крюйс-салинг, 29 - стеньговые эзельгофты, 30 - крюйс-брам-стеньга, 31 - фока-рей, 32 - фор-марса-рей, 33 - фор-брам-рей, 34 - фор-бом-брам-рей, 35 - грота-рей, 36 - грот-марса-рей, 37 - грот-брам-рей, 38 - грот-бом-брам-рей, 39 - бизань-гик, 40 - кормовой флагшток, 41 - бегин-рей, 42 - бизань-гафель, 43 - крюйс-марса-рей, 44 - крюйс-брам-рей, 45 - крюйс-бом-брам-рей

Бегучий такелаж

Бегучий такелаж необходим для управления парусами и реями. Все операции производятся с палуб. Лишь для уборки прямых парусов требуется что бы экипаж находился на мачтах. Общая протяжённость снастей такелажа иногда исчислялась десятками километров.

1 - блинда-топенанты, 2 - блинда-трис, 3 - гардель фока-рея, 4 - фока-брасы, 5 - фока-топенанты, 6 - фор-марса-брасы, 7 - фор-марса-топенанты, 8 - фор-бом-брам-топенанты, 9 - фор-бом-брам-топенанты, 10 - фор-бом-брам-брасы, 11 - фор-брам-брасы, 12 - фор-марса-дрейреп, 13 - фор-марса-фал, 14 - гардель грота-рея, 15 - грота-брасы, 16 - грота-топенанты, 17 - грот-марса-брасы, 18 - грот-марса-топенанты, 19 - грот-брам-фал, 20 - грот-брам-топенанты, 21 - грот-бом-брам-топенанты, 22 - грот-бом-брам-брасы, 23 - грот-брам-брасы, 24 - крюйс-бом-брам-брасы, 25 - крюйс-брам-брасы, 26 - грот-марса-дрейреп, 27 - крюйс-марса-брасы, 28 - бегин-брасы, 29 - грот-марса-фал, 30 - гардель бегин-рея, 31 - бегин-топенанты, 32 - крюйс-бом-брам-топенанты, 33 - крюйс-брам-топенанты, 34 - крюйс-марса-топенанты, 35 - дирик-фал, 36 - крюйс-марса-дрейреп, 37 - гафель-гардель, 38 - крюйс-марса-фал, 39 - бизань-гика-топенанты, 40 - бизань-гика-шкок

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж предназначен для крепления неподвижных частей рангоута.

1 - ватер-штаги, 2 - мартин-штаг, 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря, 4 - фока-штаг, 5 - фок-лось-штаг, 6 - фор-лось-стень-штаг, 7 - фор-стень-штаг, 8 - кливер-леер, 9 - фор-брам-стень-штаг, 10 - бом-кливер-леер, 11 - фор-бом-брам-стень-штаг, 12 - грота-штаг, 13 - грот-лось-штаг, 14 - грот-лось-стень-штаг, 15 - грот-стень-штаг, 16 - грот-брам-стень-штаг, 17 - грот-бом-брам-стень-штаг, 18 - бизань-штаг, 19 - крюйс-стень-штаг, 20 - крюйс-брам-стень-штаг, 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг, 22 - ватер-бакштаги, 23 - утлегарь-бак-штаги, 24 - бом-утлегарь-бакштаги, 25 - фок-ванты, 26 - фор-стень-ванты, 27 - фор-брам-стень-ванты, 28 - фор-стень-фордуны, 29 - фор-брам-стень-фордуны, 30 - фор-бом-брам-брам-стень-фордуны, 31 - грот-ванты, 32 - грот-стень-ванты, 33 - грот-брам-стень-ванты, 34 - грот-стень-фордуны, 35 - грот-брам-стень-фордуны, 36 грот-бом-брам-стень-фордуны, 37 - бизань-ванты, 38 - крюйс-стень-ванты, 39 - крюйс-брам-стень-ванты, 40 - крюйс-стень-фордуны, 41 - крюйс-брам-стень-фордуны, 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны

КОНСПЕКТ ПО «МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ»

1-1.Терминология и назначение рангоута современного судна.

Рангоутом называется совокупность судовых конструкций из стальных труб или металлических балок, предназначенных для выполнения различных функций (несение огней, знаков, флагов, антенн, грузовых устройств). К рангоуту относятся: мачты и стрелы, носовой и кормовой флагштоки, рея и гафель. На парусных судах рангоут предназначен для несения парусов, огней и флагов. На транспортных судах мачты предназначены для огней, знаков, флагов, антенн и грузовых стрел. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки. На рее поднимают сигнальные флаги и флаг страны пребывания (посещения) судна. На кормовом флагштоке поднимают Государственный флаг на стоянке судна. На гафеле поднимают Государственный флаг на ходу судна. Рис.1.

Рис.1 Рангоут и стоячий такелаж судна с механическим двигателем:

1 – флагшток; 2- грот-ахтер-штаг; 3 - гафель; 4 - грот-стень-фордун; 5 - грузовые стрелы; 6 грот-стеньга; 7 - грота-ванты; 8- трот-мач­та; 9 - грот-стень-штаг; 10 -полумачта; 11 - труб-штаги; 12 - стень- топ-штаг;

13- фор-стень-контр-штаг; 14 - сигнальные фалы; 15 -фор-стень-фордун; 16 - фока-ванты, 17 - фок-мачта; 18 - фор-стень-.га; 19 - фор-стень-штаг; 20 - фока-штаг
1-2.Такелаж.

Неподвижный стоячий такелаж, предназначенный для раскрепления мачт и рангоута, называется вантами (раскрепляют с бортов судна) и штагами (раскрепляют мачты по диаметрали).

К неподвижному рангоуту относятся: мачты грузовые и сигнальные. На сигнальных мачтах поднимают огни и знаки, флаги и антенны, на грузовых - располагаются грузовое устройство, а также располагают огни и флаги. Также стоячий такелаж включает: носовой и кормовой флагштоки. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки судна, на кормовом - поднимают государственный флаг на стоянке судна, в порту или на рейде. Также имеется наклонный рангоут-гафель, расположенный на сигнальной мачте судна, на нём поднимают государственный флаг на ходу судна.

Такелаж – это совокупность снастей, предназначенных для управления подвижным рангоутом для постановки и уборки парусов, грузовых операций, подъема флагов и знаков.

Подвижный (бегучий) такелаж расположен на грузовом устройстве (топенант, грузовой шкентель, оттяжки) на шлюпках и трапах (шлюптали и траптали), и служит для подъема и спуска груза, а также поворота стрелы, для спуска и подъема шлюпок и трапов, а также для открытия и закрытия трюмов и твиндеков судна.

^ Бегучий такелаж содержат в хорошем техническом состоянии, производя его постоянную смазку и проверку на пригодность к работе. Смазка, производится смесью солидола и графитового порошка, называемая тировка. Тировку тросов производят после их очистки от ржавчины и старой смазки при помощи стальных щёток путем нанесения тонкого слоя смазки. Регулярно, перед началом грузовых работ, проводят проверку тросов и другого такелажного снаряжения (цепи, скобы, гаки, вертлюги, блоки) на предмет их пригодности к работе. Проверяют целостность металлических проволок, если на 8 диаметрах по длине троса имеется 10% побитых проволок, то трос подлежит замене на новый. Если на цепях гаках, блоках, скобах имеется износ, который составляет 10 и более процентов, то такое такелажное оборудование должно быть заменено. Обязательно проверяют работу конечных выключателей на поворот крана, подъём и опускания грузовой стрелы и грузового шкентеля.


Уход за стоячим такелажем заключается в следующем: регулярная покраска, если появилась ржавчина её удаляют и затем окрашивают рангоут, при потере 10% первоначального диаметра рангоута необходимо заменить этот участок на новый, вырезать повреждённый ржавчиной и вварить новый.

Стальные тросы применяют для бегучего и стоячего такелажа на современных судах. Это топенанты, шкентели, оттяжки, лопари талей, свистовы для открытия и закрытия трюмов. Растительные тросы применяют для второстепенных работ (оттяжки, фалини, стропы, леерное ограждение).

^ 1-3. Разрывная прочность троса . Разрывным усилием троса называется такое усилие на трос, при котором трос разрушается. Проверку разрывного усилия производят на заводе изготовителе и данные о разрывном усилии заносят в сертификат качества, который выдаётся на судно вместе с тросом и хранится на судне пока трос находится в работе. В сертификате также указывается завод изготовитель, материал изготовления, количество проволок в тросе, диаметр троса. Разрывное усилие троса необходимо для того, чтобы определить рабочую нагрузку троса.

Рабочая нагрузка – это такая нагрузка, при которой трос работает свободно, не разрушаясь. Чтобы определить рабочую нагрузку троса надо ввести запас прочности троса, для тросов, которые выполняют грузовые работы, (подъём грузов), запас прочности шестикратный, а для подъёма людей запас прочности двенадцатикратный. Пример как определить рабочую нагрузку троса: Разрывное усилие троса: 60 тонн (указано в сертификате качества) делим на 6 (запас прочности) и получаем рабочую нагрузку 10 тонн (60тонн: 6 = 10 тонн). Для подъёма людей вводим запас прочности 12 и получим - 60: 12 =5 тонн. Цифра 60 взята для примера, она может быть больше или меньше в зависимости от толщины троса.

^ 1- 4 Такелажное снаряжение судна. К предметам такелажного снабжения относятся гаки, рымы, обухи, утки, блоки, цепи, скобы и т.п. Среди множества гаков необходимо обратить внимание на грузовой гак, его отличие в том, что носик гака загнут внутрь и поэтому он не цепляется за судовые конструкции при грузовых работах. На гаках должно стоять клеймо с указанием безопасной рабочей нагрузки (SWL) Также глаголь-гак - это гак, который можно отдавать под натяжением, он используется при креплении каравана леса на палубе судна, а также при креплении плотов на палубе судна, леерное ограждение на шлюпочных палубах и в других подобных случаях. Рис 2.

Рис. 2. Гаки (а - обыкновенный простой; б - обыкновенный повернутьгй; в - вертлюжный; г - судовой грузовой гак; 3 - храпы; е - глаголь-гак): 1 - обушок; 2 - спинка; 3 - носок гака

Обух - это мощная конструкция, приваренная к палубе или судовой конструкции, которая выдерживает нагрузку вдвое больше чем рым. Рым - это кольцо, которое вмонтировано в обух, применяется для незначительных нагрузок. Коуши используют при изготовлении огонов на стальных и растительных тросах для предотвращения износа троса. Рис.3.

Рис. 3. Рым-2 и обух - 1. Коуши - 3.
Блоки бывают одношкивные и многошкивные, с двух блоков можно сделать тали для подъема груза. Канифас-блок, это блок с откидной частью (щекой) используется, когда требуется завести в блок трос не концом, а его серединой. Блоки должны иметь клеймо об его испытании и товарный знак завода- изготовителя. Рис.4.

Рис.4 Блоки:

а - одношкивные (1 - подвеска; 2 - оковка; 3 - теки, 4 - шкив; 5 -нагель; 6 - вкладыш; 7 - приспосо­бление для крепления коренного конца троса); б - грузовой (7 - под­веска; 2 - оковка; 3 - корпус; 4 - шкив); в - канифас-блок (1 - под­веска; 2 - оковка; 3 - шкив; 4 - на­гель; 5 - корпус; 6 - поворотный стопор; 7 - откидная часть).
1-5. Гордени и тали, их применение на судне. Гордень - это подъемное приспособление, состоящее из одношкивного блока, закрепленного неподвижно, и пропущенного через него троса (шкентеля). Гордень даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Применяется для изменения направления подъема груза. Рис.5.

Рис. 5. Гордень

Тали – это грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух блоков, через который проходит стальной или растительный трос, его ходовой конец называется лопарем. По назначению тали различают: шлюп-тали (для подъёма и опускания шлюпок), румнель-тали (управление рулём), хват-тали, (подъём небольших тяжестей). Рис.6.

Рис. 6. Основывание талей (а - 4-шкилевых; б - 6-шкивных):

I - блок с приспособлениями для крепления коренного конца троса;

II - второй блок; 1-7 - последовательность проводки троса
Многошкивные тали дают хороший выигрыш в силе и поэтому используется в грузоподъёмном механизме, особенно на тяжеловесных стрелах и кран-стрелах. При подъёме груза в 60 т. нагрузка на лебёдку будет не более 20 т. Многошкивные тали или гини используют на кранах и плавкранах для подъема больших грузов, они имеют два 8- или 12-шкивные блоки, которые позволяют поднимать груза от 100 до 2000 тонн.

На рис.7 использование гиней на тяжеловесной стреле.

Рис. 7.Тяжеловесное грузовое устройство с перекидной стрелой грузоподъемностью до 300 т (си­стема Штюлькена).

1-6.Техника безопасности при работе с такелажным оборудованием . Прежде всего инструмент для работы должен быть исправен и пригоден к работе. Нельзя использовать рымы для фиксации грузового гака, т.к. рым гораздо слабее обуха и при натяжении шкентеля грузовой стрелы или гака, рым разрушается и может травмировать работающих. При использовании талей необходимо убедиться, что обух, за который цепляют гордень или тали, должен быть надёжно закреплён, что предотвращает падение горденя вместе с грузом и травмирование работающих людей. Перед использованием скоб, цепей, блоков следует проверить степень износа работающих поверхностей и вертлюгов, износ не должна превышать 10% от первоначального диаметра. При изготовлении огона и использовании свайки нельзя стоять напротив работающего со свайкой т.к. очень часто свайка соскальзывает с троса и может нанести травму стоящему напротив. При обрубке прядей металлического троса зубило должно быть с приваренной ручкой или удлинённое, чтобы не травмировать руки держащего это зубило. Работать необходимо в очках и перчатках, безопасной является гидравлическая тросорезка.
Тема № 2. Техническая эксплуатация корпуса и помещений судна.

^ 1-7. Инструменты, используемые для ухода за судном. Для ухода за судном используют такие инструменты: кирки, шкрябки, металлические щётки, малярные кисти, катки (валики). А также механические инструменты: пневматические турбинки, пневматические молотки, пневматические зубила и т.п.

На больших площадях используют механические турбинки и механические щётки, а по углам, узкостям используют пневмомолотки и зубила, после этого поверхность хорошо зачищают металлическими щётками и, если надо, то обезжиривают растворителем. Только после этого поверхность готова для нанесения грунта, который, как правило, наносят 2-3 слоя, а затем 2 слоя эмалевой или эпоксидной краски. Для нанесения краски используют кисти (маховая, флейц, угловая кисть, маркировочная), а также валики разных размеров для нанесения краски. На больших заранее подготовленных поверхностях используют пневматические краско распылители.

Для удаления остатков цемента (белый налёт) используют жидкость «цемент ремувер», его разводят с водой в пропорции 1:4, наносят на поверхность, а затем смывают водой, эта жидкость токсична, поэтому надо защищать органы дыхания и глаза. Если на металле имеется налёт ржавчины, его можно удалять при помощи (раст ремувера), толстый слой ржавчины необходимо удалять механически. Для удаления потёков ржавчины на краске используют раствор щавельной кислоты с последующим смыванием водой.

^ 1-8. Лакокрасочные материалы, грунтовки, шпаклёвки. Лаки – растворы естественных и синтетических смол или их соединений с маслом и другими веществами в каком-либо летучем растворителе. В зависимости от плёнкообразующей основы лаки бывают масляные, алкидные, битумные, нитроцеллюлозные, поливиниловые, эпоксидные и др. Они используются как в чистом виде для покрытия деревянных и металлических конструкций, так и для приготовления различных эмалевых красок. Лаки на алкидной основе ПФ-283 и ГФ-166 используют для покрытий деревянных и металлических поверхностей. Масляные краски имеют в качестве плёнкообразователя натуральную и искусственную олифу. Эмалевые краски приготавливаются на лаках, эмали при высыхании образуют твёрдую блестящую с глянцем поверхность. Эмульсионные краски - быстросохнущие с пониженной горючестью и повышенной морозостойкостью, которые готовятся с применением латексов (сополимеры каучука). Специальные краски - необростающая, кислото и щёлочеустойчива. Они используются для окраски подводной части корпуса судна с целью предотвращения их от обрастания микроорганизмами.

^ Грунтовки и шпаклёвка. Грунты – это нижние слои лакокрасочных покрытий, т.е. слои наносимые непосредственно на окрашиваемую поверхность. Основное назначение грунта – предохранять поверхность металла от коррозии и обеспечивать хорошее соединение с последующими слоями краски. Грунты должны иметь низкую вязкость, чтобы проникать во все поры грунтуемой поверхности, высокую антикоррозийность и водонепроницаемость. Грунтовки различают для металлов и для лёгких сплавов, для цветных сплавов и для дерева. Масляные грунты используют для грунтовки поверхностей, окрашиваемых затем масляными красками. Для грунтовки металлических поверхностей выше ватерлинии применяют смешанный грунт, состоящий из свинцового и железного суриков. Для грунтовки деревянных поверхностей грунт разводится льняной олифой в соотношении 1:2. Для грунтовки оцинкованных поверхностей и конструкций из лёгких сплавов широко применяют цинковые белила. Протекторные грунты обладают защитными свойствами, которые основаны на том, что окрашиваемый металл становится катодом и не кородирует, а коррозии подвергается металлический пигмент (цинковая пыль).

Шпаклёвки - это густые замазки для выравнивания неровностей и шероховатостей на окрашиваемой поверхности. Основным компонентом шпаклёвки являются наполнитель - порошкообразный мел и плёнкообразователь – олифа или лак. В зависимости от плёнкообразователя шпаклёвки бывают масляные, лаковые, глинталевые, эпоксидные и др.

^ 1-9 Подготовка поверхности к покраске и покраска различных поверхностей. Стальные поверхности перед возобновлением покраски очищают от непрочно держащейся краски и ржавчины. В зависимости от размеров кородирующей поверхности её оббивают кирками или пневматическими молотками. Для непрочно держащейся краски применяют шкрябки, стальные щётки механические щётки и турбинки. Оббивку металла надо производить так, чтобы после этого не оставалось зазубрин и заусениц, насечек, усиливающих коррозию. Особенно тщательно производят очистку стыков металла и сварных швов и различные углубления на металле. Очищенную поверхность необходимо протереть ветошью, а если имеются масляные пятна, то протереть растворителем.

Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать с особой осторожностью, не допуская повреждения цинкового покрытия и окисной плёнки, т.к. это приводит к быстрой коррозии металла. Поэтому их лучше очищать скрябками и щётками. Очистку алюминиевых поверхностей следует производить алюминиевыми шкрябками.

Деревянные поверхности перед окраской должны быть сухими, чистыми, ровными, без отёков клея, жирных, масляных пятен. Влажность дерева пред окраской не должна быть более 15%. Окрашенные ранее деревянные поверхности очищают от непрочно держащейся старой краски скребками или песочной шкуркой. После прошкуривания поверхность вскрывают 1-2 раза натуральной олифой, в которую добавляют сухой охры для создания шероховатости, что способствует лучшему наложению краски.

До начала покраски необходимо подготовить состав краски и нужный цвет. При смешивании красок необходимо помнить, что не все краски могут смешиваться между собой. Во избежание свёртывания нельзя в нитрокраски добавлять масляные и краски содержащие уайт-спирит. Эмульсионные краски не смешиваются с эпоксидными. В связи с тем, что многие краски ядовиты и пожароопасны, при их подготовке необходимо соблюдать меры предосторожности.

^ 1-10. Ручная и механизированная покраска поверхностей. Ручная покраска поверхности производится при помощи кистей и валиков. Механическая покраска - это покраска при помощи краскопульта с распылителем. На судоверфях и судоремонтных заводах используют специальные покрасочные машины, которые занимают большую площадь для покраски и равномерно накладывают краску на поверхность корпуса судна.

Ручная покраска заключается в следующем: кисть или валик макают в краску, затем снимают лишнюю краску, обтирая кисть о досточку или корпус ведёрка, и лишь потом наносят краску на поверхность, не разбрызгивая её по палубе. При покраске валиком делают следующие движения: макают валик в краску и затем, не вытаскивая с ведёрка, выкатывают лишнюю краску на досточке, которая размещена внутри ведёрка и только после этого начинают покраску поверхности.

Для работы краскопульта необходимо подготовить достаточное количество поверхности для покраски, а затем готовят к работе краскопульт и подготавливают человека (покрывают обильно лицо вазелином, одевают одежду, которая закрывает всё тело), При покраске следует избегать попадания краски на резиновые уплотнения, иллюминаторы, осветительные приборы, смазывая стёкла солидолом или наклеивают на них бумагу.

^ 1-11.Судовые уборки на судне. Порядок уборки определяет старший помощник капитана совместно с судовым врачом.

Ежедневные уборки производятся лицами судового экипажа по своим заведованиям и по персональным каютам каждый день по утрам.

Санитарные авралы производятся под руководством старшего помощника и судового врача. При санитарном аврале делают мокрую приборку всей каюты, включая переборки, подволоки. Постельные принадлежности выносят на палубу, где их чистят и проветривают. Шкафы, рундуки и ящики очищают от ненужных принадлежностей и моют. Судовые палубы также подвергают полной мойке сверху и донизу, при этом моют переборки и палубы. Перед началом мойки судна собирают все судовые коврики и готовят для мойки. По окончанию мойки судна иллюминаторы промывают пресной водой, а затем протирают специальным раствором. Все медные детали после мойки надраивают до блеска. Санитарные авралы производятся раз в месяц и приурочиваются к приходу судна в порт или после длительной стоянки судна в порту. Выбрасывать за борт мусор, ветошь или сильно мыльную воду запрещено. Слив мыльной воды в туалет запрещено, т.к. она убивает бактерии фекальной системы, воду можно сливать в умывальник. После выхода судна с порта на судне обычно накапливается много мусора, поэтому пластик и крупный мусор сжигают в судовом инсинераторе, а мелкий мусор и пищевые отходы выбрасывают за борт, согласно требований конвенции МАРПОЛ 73/78.

^ 1-12.Дезинфекция и дезинсекция судна. Дезинфекция производится ежедневно и в особых случаях по указанию судового врача или старшего помощника, ежедневная дезинфекция производится в местах общего пользования для обеззараживания туалетов, ванн, бань, бассейнов и т.д. Цель ежедневной дезинфекции – предупредить возникновение инфекционных заболеваний на судне. При появлении грибковых заболеваний или чесотки, а также при тяжёлых инфекционных заболеваниях больной изолируется, а его вещи и постельное бельё подвергается санитарной обработке.

Дезинсекция производится экипажем под руководством судового врача или старшего помощника для уничтожения вредных насекомых (мух, тараканов, клопов и др.). При их появлении на судне производят сухую и влажную дезинсекцию. Сухая - это распыление различных ядовитых порошкообразных препаратов (хлорофоса, карбофоса, дихлофоса). Влажную дезинсекцию производят раствором едкого натрия или известково-керосиновой эмульсией. В случае необходимости СЭС производит также газовую дезинсекцию с применением хлорпикрина и дехлоритана.

^ Дератизация судна, получение свидетельства. Дератизация производится операторами СЭС с целью уничтожения грызунов (крыс, мышей) путём окуривания (газации) помещений ядовитыми веществами: сернистым газом, хлорпекрином, бромистым метилом. Судно швартуют к специальному причалу в порту. Помещения плотно закрывают и герметизируют, пищевые продукты убирают, экипаж выселяется с судна на время газации, вахта несётся на берегу. Дератизация судна производится 2 раза в год для судов загранплавания, для остальных - 1 раз в год. При отсутствии на судне грызунов, судно освобождается от дератизации и ему выдается свидетельство. Свидетельство о дератизации – это международный документ, который предъявляют по требованию санитарных служб порта.

Фумигация -это уничтожение вредителей груза, она производится на судне по окончанию погрузки судна пищевыми продуктами (зерно, жмыхи, тапиока и пр.). В нынешних условиях фумигацию делают в рейсе без выселения экипажа.