Остров Пасхи: статуи. Описание и фото. У каменных голов острова пасхи есть туловища Как называются статуи на острове пасхи

» Моаи - истуканы острова Пасхи (Рапа-Нуи)

Однажды я написал 2 поста про остров Пасхи (он же - остров Рапа-Нуи: , ), но, в итоге, почувствовал себя недооцененным: мало кому понравилось без истуканов. Сейчас будет пост с истуканами. Только у нас - режимный свет, редкие ракурсы и таинственные явления. Запретные исторические вопросы, древние расы, палеоконтакты, связь между истуканами и древними русами.

[Почти] все моаи острова вырезали в одном месте, в вулкане Рано-Рараку , в восточном углу острова:

Вулкан Рано-Рараку

Тот самый Рано-Рараку (Rano Raraku):

На южном склоне вулкана стоит, лежит огромное количество моаев в разных стадиях готовности и разной сохранности. Все территории нацпарка на острове в свободном доступе: просто приезжай, крути противокоровную вертушку и входи, а Рано-Рараку - одна из двух за забором, с воротами, закрывающимися на ночь, и городком рейнджеров. Если приехать к открытию, к 9:00, то сначала можно полчаса подождать опаздывающих чилийских рейнджеров, а потом все всемирное наследие долгие часы будет принадлежать тебе в одно лицо:

Два недовырезанных моаи . В них, наверное, метров 10-15 и тонн 150:

Все идолы одинаковые, кроме одного. Тут есть сидящий тики моаи Тукутури (Tukuturi), единственный в своем роде на острове Пасхи: во-1-ых, он сидит, во-2-ых, он из красной пемзы из кратера . Похожих можно было увидеть или (на заднем плане справа - вулкан Поике (Poike). Там нет дорог, и по нему ходят в пешие походы. Но ёбаный Air France - слышите, никогда не используйте сраный Air France - украли у меня день на острове и я не успел там потрекать).

Поднимемся в сам кратер: внизу маленькое пресноводное заросшее камышом озеро, до самого последнего момента служившее острову источником пресной воды. Сюда не все доходят, удовлетворяясь осмотром внешних стенок:

Несколько лет назад Путин нырнул на дно озера и нашёл голову:

Вот у этих голов учёные меряют эрозию:

Солнце доходит до зенита и Рано-Рараку заполняется исследователями. Финские туристы осматривают тики моаи :

Аху Тонгарики

На берегу моря, в километре от Рано-Рараку, расположен Аху Тонгарики (Ahu Tongariki) - главный храм восточного клана. Это всё построено не так давно, около 15 века (как и подавляющее большинство мегалитических памятников по всей ).

На картинке слева - вулкан Рано-Рараку , по центру - Аху Тонгарики , а справа - вулкан Поике :

В период открытия европейцами острова Пасхи (1722~) гигантские статуи описаны стоящими, но через сравнительно небольшой период времени, к следующим европейским визитам, моаи оказываются повержены - без всякого вмешательства белых - и остаются лежать до XX века и попыток археологических реконструкций. Вот фото Аху Тонгарики примерно в 1915-м, все истуканы повалены - его разрушили в гражданскую войну островитян 1770-х:


Panorama Ahu Tongariki, 1914-15, Mana Expedition to Easter Island; British Museum, wiki

Тонгарики с тех пор восстановили, а потом он был cнесён цунами в 1960-м:


Easter Island. 1960. Ahu Tongariki. Photograph taken shortly after the destruction of the ahu by the tsunami of May 22, 1960. Lorenzo Dominguez is standing on the right.

И ещё раз восстановлен на японский грант в 1992-1996:


Archivo Instituto Isla de Pascua, F.A.U. Universidad de Chile.

Все статуи вырезались в одном месте, а потом расходились по всему острову сами, с помощью волшебства. В наши дни поход статуй реконструируют так:

В Интернете и оффлайновой прессе каждый день используется такое количество фото моаев, что если ничего не предпринять, они полностью закончатся к 2014 году. Если приехать к Аху Тонгарики до рассвета, то вы увидите десятки фотографов за работой: в этом месте солнце красиво встаёт за спинами истуканов, так что именно тут передовой край фронта по изготовлению фоток идолов:

Здесь настоящий храм творчества:

«Кэноны», «Никоны», «Олимпусы», всё идёт в дело:

Пляж Анакена

Посмотрите на северный берег острова: вот бухта Анакена (Anakena), единственный легкодоступный песчаный пляж на острове.

Тут восстановлены полинезийские пальмы, полностью утраченные ещё до гражданской войны рапануйцев, - поэтому они растут рядками:

На головах у тики моаев, конечно, пукао : жернова из красной пемзы, выточенные в кратере на адски другой стороне острова, в 15 километрах. Пукао изображали, понятно, .

Вам всегда было интересно, есть ли на моаи петроглифы, покрыты они и платформы аху резьбой? Бывает! На истуканах в Анакене своеобразная одежда, напоминающая бог знает что, а платформа украшена резными изображениями людей:

Организованные по принципу корпоративной струны, люди напоминают нанизанных на веревку рыб. Но в нашем случае эти рыбы еще живы. Мало того – под действием орального и анального вау-факторов они как бы ползут по корпоративной струне в направлении, которое кажется им верхом. Делать это их заставляет инстинкт или, если угодно, стремление к смыслу жизни:

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Содержание:

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи - жители острова Питкэрн - проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды - дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки - из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 - 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам - «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI-XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».

Небольшой островок в южной части Тихого океана, территория Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Речь идёт о острове Пасхи. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи, которые представляют из себя гигантские каменные головы.

Всего странных статуй на острове Пасхи насчитывается 997. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и статуи острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим. Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи в среднем не более 5 тонн. Такой малый вес обусловлен материалом из которого сделаны все моаи. Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Остров Пасхи был открыт адмиралом Роггевеном в 1722 году. В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд. Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые статуи оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему "белым" пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Видео, о том, как возможно, их передвигали…

P.S. Вот ещё какую фотку нашел… в полный рост, так сказать:)

Путешествия

Многие знают о загадочных каменных ликах, расположенных на склонах острова Пасхи. Но для многих может стать открытием, что у огромных древних каменных голов, охраняющих знаменитый остров, есть туловища .

Археологи Проекта Статуи острова Пасхи раскопали две из многочисленных статуй, чтобы разгадать секрет таинственных камней и людей, которые их создали.

Причина, по которой многие люди думают, что на острове Пасхи расположены головы состоит в том, что около 150 статуй зарыты по плечи на склоне вулкана . Это самые знаменитые, самые красивые и самые часто фотографируемые статуи. Потому многие из тех, кто не видел раскопанные статуи, считают, что они представляют собой только головы.

Статуи, которые называют "моаи" высотой до 10 метров, при весе больше 80 тонн , были вырезаны из вулканической породы древними полинезийцами. Их значение до сих пор не ясно, но предполагается, что они представляют собой предков коренных народов. Вероятно, когда важные племенные фигуры уходили из жизни, представители племен вырезали каждый раз новую статую.

Считается, что воздействие эрозии в течение многих веков привело к тому, что тела моаи были зарыты, оставив на поверхности только головы.

На туловищах раскопанных статуй были обнаружены множество петроглифов, высеченных на спинах монолитов . Это были символы полумесяца, которые представляли собой каноэ.


Всего на острове Пасха, который на местном языке называют Рапа-Нуи около 887 статуй моаи, часть из которых когда-то стояли на массивных каменных платформах. Вопреки мнению многих людей, головы моаи направлены не в сторону океана, а вглубь острова, как будто они тщательно осматривают свою территорию.

Около 250 этих платформ расположены примерно в 800 метрах друг от друга, создавая практически непрерывную линию по всему периметру острова . Другие 600 моаи на разных стадиях завершения распределены по всему острову. Почти все статуи были сделаны из цельного камня вулкана Рано Рараку . Инженеры, ученые и многие другие специалисты пытались понять, как люди переместили эти статуи. Считается, что для того, чтобы их перенести, требовалось от 50 до 150 людей.


Статуи острова Пасхи привлекают внимание многих туристов своим специфическим исполнением. Некоторые из них можно увидеть в крупнейших музеях мира, но лучше всего отправиться в Чили и пройтись среди идолов, любуясь их масштабом и разнообразием. Считается, что сделаны они были в интервале от 1250 до 1500 годов. Впрочем, секрет создания скульптур до сих пор передается из уст в уста.

Статуи острова Пасхи и основные их характеристики

Многим интересно, сколько статуй подобного типа существует и откуда взялись эти огромные туловища на небольшом острове. В настоящий момент обнаружено 887 скульптур разного размера, выполненных в едином стиле. Их еще называют моаи. Правда, не исключено, что раскопки, время от времени проводимые на острове Пасхи, приведут к обнаружению дополнительных истуканов, которые местные племена так и не установили на места.

Материалом для изготовления каменных статуй является туффит – порода вулканического происхождения. 95% процентов моаи изготовлены из туфа, добытого из вулкана Рано Рараку, который находится на острове Пасхи. Лишь немногие из идолов сделаны из других пород:

  • трахита – 22 статуи;
  • пемзы вулкана Охио – 17;
  • базальта – 13;
  • муджиерита вулкана Рано Као – 1.

Многие источники предоставляют недостоверную информацию относительно массы моаи, так как рассчитывают ее с учетом того, что они изготовлены из базальта, а не менее плотной базальтовой породы – туффита. Тем не менее, средний вес статуй достигает 5 тонн, поэтому современники нередко выдвигают догадки, как такие тяжеленные фигуры были перемещены из каменоломни на места своего настоящего расположения.

Размер статуй острова Пасхи варьируется от 3 до 5 метров, а их основание в ширину достигает 1,6 метров. Лишь немногие статуи достигают высоты свыше 10 метров и веса около 10 тонн. Все из них принадлежат более позднему периоду. Отличают такие статуи вытянутые головы. На фото кажется, что они передают черты лица европеоидной расы, но на самом деле физиогномика повторяет особенности полинезийцев. К такому искажению прибегали с единственной целью – увеличить высоту статуй.

Вопросы, которыми задаются при виде моаи

Во-первых, многих интересует, почему статуи разбросаны по всему острову и в чем состоит их назначение. Большинство идолов установлено на аху – погребальных платформах. Древние племена считали, что моаи вбирают в себя силу выдающихся предков и позднее помогают своим потомкам с того света.

Существует легенда, что основоположником традиции по возведению истуканов стал вождь клана Хоту Мату’а, который приказал после своей смерти установить статую на острове Пасхи, а саму часть суши разделить между шестью сыновьями. Считается, что в идолах скрыта мана, которая при правильной медитации способна повысить урожай, принести племени благополучие, придать сил.

Во-вторых, кажется, что перенести такие каменные глыбы от вулкана на достаточно отдаленные места через джунгли невозможно. Многие выдвигали разные гипотезы, но истина оказалась гораздо проще. Во второй половине XX века путешественник из Норвегии Тур Хейердал обратился к вожаку племени «длинноухих». Он попытался выяснить, как называются статуи, для чего они нужны и как изготовлялись. В результате чего весь процесс был подробно описан и даже воспроизведен в качестве примера для приезжих исследователей.

Хейердалу стало интересно, почему ранее технология производства скрывалась ото всех, но вожак лишь ответил, что до этого периода никто не спрашивал о моаи и не просил показать, как их изготавливали. При этом по традиции нюансы техники создания статуй острова Пасхи передаются от старших к младшим, поэтому она до сих пор не забыта.

Для того чтобы выбить моаи из вулканической породы, необходимо изготовить специальные молотки, которыми отбиваются фигуры. При ударе молоток разбивается вдребезги, поэтому приходилось создавать сотни таких орудий труда. После того как идол был готов, его вручную огромным количеством людей при помощи веревок вытаскивали и тянули до аху. На месте погребения под статую подкладывали камни и с помощью бревен, используя метод рычага, устанавливали ее на требуемое место.