Мраморный дворец. История. Парадные залы. Мраморный дворец Миллионная 5 мраморный дворец

В озведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А. П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В. И. Ленина. Архитектор Н. Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

Творение Антонио Ринальди - Мраморный дворец - подарок Екатерины II своему фавориту Григорию Орлову за заслуги перед Отечеством, другими словами, - за активное участие в дворцовом перевороте 1762г., в результате которого был свергнут Пётр III, а Екатерина взошла на трон.


По легенде, Екатерина сама сделала набросок дворца, а Ринальди, зная об этом, высоко оценил её работу и получил разрешение на строительство.



Строительство велось с 1768 по 1785 годы.
В фундамент здания был заложен мраморный ларь с монетами.

Мраморный дворец получил своё название из-за обилия мраморной отделки как фасада, так и внутренних покоев.
Только для облицовки стен было использовано 32 сорта мрамора.

Григорий Орлов так и не успел воспользоваться подарком, т. к. не дожил до окончания строительства.
Впоследствии Екатерина выкупила дворец у наследников графа в казну и пожаловала его своему внуку Константину Павловичу.
Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

А в XIX – XX в.в дворец вообще стал родовым домом Великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей.
Во дворце всегда кто-нибудь гостил или просто жил.
Например, в 1795-1796 годах тут жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, которого после смерти Екатерины II освободил Павел I.
В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты.
Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена
В. Бренной.
За годы своего существования дворец неоднократно перестраивался внутри: сначала В Бренной, для Понятовского, затем А Воронихиным перестраивалась малая анфилада вдоль Невы и частично - по Миллионной.

Константин Павлович в конце-концов вернулся-таки в свою резиденцию, но затем, став наместником Царства Польского, покинул Петербург.
После его отъезда дворец перешёл придворной канцелярии и здесь стали сдаваться квартиры внаём придворным чинам. А в 1832г., после обследования дворца, он был признан аварийным и начался капитальный ремонт.

Следующая перестройка состоялась уже в 1845г., при Константине Николаевиче, и её осуществил брат живописца Карла Брюллова - Александр.
В технические подробности вдаваться не буду.

После Константина Николаевич дворцом владел его сын, Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К.Р. После его смерти в 1915 г. вдова покинула дворец.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства.
После октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж.

Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева.
Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал.

В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.

А теперь, собственно, фото.
При входе во дворец, перед парадной лестницей -- барельеф с изображением главного архитектора - Антонио Ринальди


Парадная лестница украшена скульптурами Ф.Шубина «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее и Весеннее равноденствие»


Дверь времён Ринальди в художественной галерее

Плафон над парадной лестницей

Самый прекрасный из залов дворца - Мраморный, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.


Плафон на потолке


Люстра из отечественного хрусталя


Наборный паркет


Практически все двери во дворце остались со времени Ринальди, их просто немного привели в порядок

Барельеф на стене и камин

По соседству с Мраморным залом расположены помещения, где раньше был музей Ленина. Поскольку замысловатые буржуазные финтифлюшки мешали правильному восприятию образа вождя, все архитектурные излишества, а также стены из искусственного мрамора были закрашены, как бы законсервированы. Нынешние реставраторы просто расчищают краску на потолке, выявляя позолоту,


и на стенах - под краской хорошо сохранился трёхцветный искусственный мрамор

Это Белый (танцевальный) зал. В этот день тут должен был состояться банкет


Лепнина над входом в зал


Освещение во всех помещениях тусклое. Как объяснил гид, сейчас не выпускают обычных 100 - свечёвых лампочек, только энергосберегающие, которые нелепо выглядят в старинных светильниках, поэтому покупают слабые, но подходящие по дизайну.

Камин с зеркалом - оригинальный

Зимний сад

На месте Зимнего сада раньше находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди. В 1846 г. архитектуру зала полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны.

Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на 2 чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной. Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с Цветником тремя открытыми арочными проемами.

В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось. Реставрация началась в 2005 г.
В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, 4 торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены 2 скульптуры - «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).
Кессонированный потолок


Торшеры


Фонтан

Скульптуры М.Попова и А.Бока

Те самые двери, около которых красовался Ильич

Сразу за Зимним садом находится Царская комната,


в которой сохранился пол из наборного паркета времён Ринальди.

Затем мы вышли на улицу и через арку, обрамлённую нишами со скульптурами,

мимо итальянского дворика, вид на который открывается из Зимнего сада,


отправились в личные покои Константина Константиновича и его супруги, Елизаветы Маврикиевны, урождённой Элизаветаы Августы Марии Агнесы Саксен-Альтенбургской.

О самом К.Р. надо писать отдельно, настолько это интересный и разносторонний человек. Это поэт, переводчик, драматург, выдающийся деятель русской культуры, президент Академии наук, один из основателей Пушкинского Дома
У них с супругой было 9 детей. Комнаты детей во дворце были оформлены, как сказочный терем. К сожалению, они не сохранились в первозданном виде.
А вот личные покои князя и княгини не представляли интереса для последующих хозяев дворца, поэтому интерьер мужской половины сохранился полностью.
К сожалению, там снимать было нельзя, я успела только прихватить по частям прихожую, оформленную в русском стиле, отделанную деревом,

Стол - оригинальный

потолок в библиотеке

и Ореховый кабинет.


Фото самой библиотеки, готической музыкальной гостиной и личного кабинета Великого князя взяла



В покоях Елизаветы Маврикиевны снимать было можно, да, фактически, нечего:


это бывшая супружеская спальня


Очень красивый зал, предназначения не помню


Собственно, на этом экскурсия закончилась.
Вышли во двор к многострадальному памятнику Александру III, заменившему здесь не менее многострадальный броневик Ильича.


Этот памятник работы Паоло Трубецкого изначально, в 1909 г. ,был установлен на Знаменской площади (ныне - пл. Восстания).
Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.

Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, под стать фигуре императора.

Памятник вызвал неоднозначную реакцию общественности - от восторга до резкого неприятия.
Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.
Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
По городу быстро распространились стихи:
Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.
В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.
В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад.
А в 1994 году памятник был установлен у Мраморного дворца.

В озведение Мраморного дворца продолжалось 17 лет. Здание гармонично дополнило ансамбль набережной Невы. Гранит и разноцветный мрамор различных пород стали основными материалами строительства и отделки помещений. Каменное своеобразие строения со временем выразилось в названии «Мраморный».

В трехэтажном здании, построенном из пестрого камня, пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами. Часовая башня, аттика, пилястры двух верхних этажей дворца созданы из розового тивдийского мрамора. Декор окон первого и второго этажей – из белого уральского. Из выборгского розового гранита – рапакиви – с шероховатой структурой выполнена цокольная часть здания. Медные рамы всех этажей позолочены. Облик времен Екатерины II сохранился в интерьерах и декоре центрального холла. Уральский мрамор серо-серебристого оттенка преобладал в оформлении парадной лестницы. Ступени – из брусненского песчаника цвета амулет. В нишах – мраморные скульптуры работы Федота Шубина, воплощающие осеннее и весеннее равноденствие, а также времена суток: утро, день, вечер, ночь.

По стенам размещены лепные горельефы: «игры амуров» и четыре женские фигуры по сторонам, символизирующие «силу духа», «справедливость», «благоразумие» и «умеренность».

Мраморный зал практически полностью сохранил первоначальную каменную отделку. Его стены делятся четырнадцатью парами вертикальных выступов, на которых продолговатые желоба с позолоченными капителями и основаниями. На беломраморных настенных гирляндах – орлы, символизирующие первого хозяина дворца. Округлые барельефы из мрамора помещены в люнеты и расположены по стенам зала. Изящно дополняют декор рельефы скульптора М. Козловского – «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим».

В переборках и над сводами выделяются рельефы из белого мрамора. Цветовые вариации мрамора вокруг панно дополняют ослепительные лазуриты. Плафон С. Торелли «Свадьба Амура и Психеи» декорирует верхнюю часть зала.

Во время реконструкции междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей разобрали. Дневной свет стал проникать в зал из окон с двух сторон. Плафон подняли на высоту третьего этажа и разместили бронзовые люстры с хрусталем. Декорированная лепнина перекрытий второго этажа осталась со времен перестройки по проекту А.П. Брюллова. Скульптуры рыцарей и двухголовые орлы сочетались с национальными русскими мотивами.

Получил основательные изменения – интерьерные и архитектурные обновления – большой Белый зал. Арочные проемы и крестовые своды полностью покрыли орнаментами, вылепленными в готическом стиле. Установили колонны из искусственного белого мрамора. Шесть высоких палладианских окон появились над присоединенной Дубовой галереей. Из зала Греческая галерея проходит в зимний сад.

В орнаментальной лепке Белого зала Брюллову удалось совместить готические и самобытные русские мотивы. Архитектор сумел оставить наружную часть здания в стиле зрелого классицизма XVIII века и одновременно создал интерьеры в неоромантическом стиле тех лет.

Мраморный дворец строился в качестве подарка императрицы Екатерины II одному из фаворитов – Григорию Орлову. Но граф умер еще до окончания отделки помещений и не смог увидеть дворец в полной красе.

При императоре Николае I здание дворца находилось в аварийном состоянии. Капитальную реконструкцию поручили придворному архитектору А. Брюллову. Он не только восстановил здание, но и частично переделал его. Сохранились в основном планировка помещений и оформление фасадов. Уцелевшая отделка, включая дверные полотна и паркет, была демонтирована. Интерьеры залов были оформлены в разных стилях: классицизм, рококо, готика и поздний ренессанс.

Во времена владения дворцом великим князем Константином Константиновичем на первом этаже создали несколько новых помещений: музыкальную гостиную в готическом стиле, нижнюю библиотеку, английский кабинет. Великий князь, будучи известным переводчиком и поэтом Серебряного века, превратил дворец в центр культурной жизни столицы. Интеллектуалы обсуждали книги русских и зарубежных авторов, в залах проходили музыкальные вечера, ставились спектакли, в которых участвовала княжеская чета со своими детьми.

Наибольший урон был нанесен Мраморному дворцу в годы размещения экспозиции филиала Музея В.И. Ленина. Архитектор Н.Е. Лансере готовил залы под музейные помещения и во многом сохранил декоративную отделку исторических интерьеров. Но в процессе эксплуатации больше всего пострадало архитектурное оформление второго этажа. Закрасили настенные росписи и искусственный мрамор, сломали уникальные камины, уничтожили отделочные ткани.

Со времени передачи Мраморного дворца в качестве филиала Русскому музею ведется детальная реставрация интерьеров, воссоздание первоначальной планировки и облика помещений. Цветовое разнообразие идеально обработанного мрамора и удачное расположение залов позволяют дворцу сохранять статус самого знатного строения XVIII века.

Теперь здесь проводятся постоянные и временные выставки мировых художников. В залах «Музея Людвига в Русском музее» представлены картины современных художников, принесенных в дар Русскому музею немецкими коллекционерами Ирэной и Петером Людвиг. В залах второго этажа выставлена большая коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских.

По материалам www.culture.ru

Мраморный дворец

Первое строение на этом участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей появилось в 1706 году. Здесь на берегу Невы был построен Почтовый двор : "Почтмейстер делил этот дом с выписанным из Данцига трактирщиком, у которого можно было жить и у которого часто также устраивались большие вечеринки".

Неизвестный художник. Первый Почтовый двор

8 мая 1714 года ганноверских посланник Вебер докладывал: "Его Царское Величество теперь признал, что нужно заложить постоялый двор и гостиницу, которых до сих пор не было и очень неудобно для приезжающих". С июня 1714 по осень 1716 года здесь по проекту Доменико Трезини был построен новый Почтовый двор ("Почт-гаус") с пристанью для двух "почтовых фрегатов", совершавших регулярные рейсы между Петербургом, Данцигом и Любеком.

Доменико Трезини

Новая постройка представляла из себя двухэтажное мазанковое здание с большим внутренним двором, где оставлялись лошади и подводы. На первом этаже работал ресторан, втором располагался зал, где Пётр I устраивал ассамблеи и другие торжественные мероприятия. Там же работала гостиница, постояльцы которой при любой погоде выселялись при прибытии сюда царя. Кроме охраны и служителей здесь работали почтмейстер, секретарь, переводчик и три почтальона.

Кирсанов Н. Почтовый двор

Для организации почтовой службы в Петербург пригласили почтмейстера Генриха Краусса. В 1716 году он был уволен из-за взяточничества, на место Краусса назначили Фридриха Аша. Этот человек исполнял роль не только начальника почты, но и цензора, администратора гостиницы.

По указу Петра I на окружавшую Почтовый двор галерею ежедневно в 12 часов выходили 12 музыкантов, которые своей громкой игрой на духовых инструментах оповещали петербуржцев о наступлении полудня. Почтовый двор был одним из мест, где проводились знаменитые петровские ассамблеи. Пётр I и Екатерина I приходили сюда пешком из Летнего сада.

Набережную у Почтового двора назвали Почтовой, сейчас это Дворцовая набережная.

Мазанковая постройка быстро обветшала. В сентябре 1720 года кабинет-секретарь Петра I А. В. Макаров писал У. А. Сенявину: "Её величество государыня царица указала вам обявить, чтоб мазанки верхние на Почтовом дворе починили, а имянно внизу велели подставить подставки, чтоб пол не обломился, а в верхних полатах в сале и в другой болшой, где бывают столы, обить какими нибудь обоями. Также изволте посоветовать с архитектуром, ежели оные мазанки не прочны, то надобно на весну делать к Неве в передней стене полаты, и для того заранее заготовить материалы".

С января 1726 года при Почтовом дворе открылась Академическая школа, которая была организована по проекту французского художника Луи Каравакка. Впервые в России здесь началось обучение рисованию с живой модели, как это было обычно для европейских школ. Одна из комнат служила натурным классом, где голым позировал крестьянин вотчины синодального правления Осташковской слободы Фома Андреевич Быков.

Луи Каравакк

7 августа 1731 года Трезини получил указание от генерал-фельдмаршала Миниха старый Почтовый двор снести, а на его месте построить кордегардию и конюшни лейб-гвардии Конного полка. Через две недели после этого архитектор уже запрашивал кирпич для стройки. Почтовый двор был переведён к Исаакиевской церкви. Здесь же к 1732 году построили Манеж. Пожар 1737 года уничтожил эту постройку. Освободившееся место расчистили, назвали Верхней Набережной площадью. Она примыкала к Царицыну лугу.

Махаев М. И. Проспект старого зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невою. 1750 год

Беггров К. П. Дворцовая набережная. 1826 год. Копия с рисунка К. Саббата и С. Чиффларда

Ламони Д. Ф. Набережная Невы у Летнего сада. Конец 1780-х годов.

Показан участок Дворцовой набережной от Лебяжьей канавки в сторону Мраморного дворца. Изображён дом Бецкого (Дворцовая наб., 2) с несохранившимся до нашего времени висячим садом. Художник допустил перспективные неточности: сокращено расстояние между Мраморным дворцом и домом Ф. И. Гротена (Дворцовая наб., 4).

Махаев М. И. Проспект Миллионной улицы от Главной аптеки. 1751 год

Монферран О. Миллионная улица. 1830-е - нач. 1840-х гг.

В 1768-1785 годах архитектором Антонио Ринальди здесь был построен дворец, названный Мраморным.

Антонио Ринальди

Мраморный дворец был возведён по указанию Екатерины II в качестве подарка фавориту императрицы Григорию Григорьевичу Орлову.

Вигилиус Эриксен. Екатерина II Алексеевна (Великая). 1716-1749 гг.

Григорий Орлов. Портрет кисти Фёдора Рокотова, 1762—1763

Подарок был сделан за активное участие Орлова в событиях 1762 года, в результате которых Екатерина оказалась на русском престоле. Поначалу она предполагала сделать на фронтоне надпись: "Воздвигнут благодарственной дружбой", но в конце концов заменила её на "Здание благодарности". Ответным жестом графа стал огромный персидский бриллиант "Надир-шах" массой в 189,62 карата и стоимостью 460 000 рублей. Цена драгоценного камня совсем немного не дотянула до стоимости самого дворца. Сейчас этот бриллиант известен под названием "Орлов".

Алексеев Ф. Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1790-е годы

Жакотте Л. Мраморный дворец. Сер. XIX в.

Садовников В. С. Набережная Невы у Мраморного дворца. 1847 год

Бианки И. К. Мраморный дворец. Вид со стороны Дворцовой набережной. До 1872 года

Башелье Ш. Панорама города Санкт-Петербурга. 1853 год. Вид снят с колокольни Петропавловского собора

Малтон Т. Большая Миллионная улица и Мраморный дворец. 1790 год. Копия с рисунка Дж. Хирна

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент замурован мраморный ящик с монетами. Строительными работами руководил полковник артиллерии М. И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществляли Антонио Ринальди и Пётр Егоров. На строительстве Мраморного дворца ежедневно трудились около 100 каменщиков и от 100 до 300 артиллерийских фузилеров из подразделения Мордвинова. Екатерина II периодически посещала строительную площадку и лично награждала особо отличившихся работников.

Огромные плиты мрамора и гранита доставляли по Неве. Их сюда начали завозить уже в 1768 году. Кирпичные своды и стены построили в 1769 году, после чего началась первичная обработка природного камня. Эта работа осуществлялась в 1770-1774 годах. В 1774 году приступили к отделке фасадов Мраморного дворца мрамором и гранитом, к отделке внутренних помещений.

Незадолго до завершения работ со строительных лесов упал и получил тяжёлые травмы Антонио Ринальди. Не дождавшись окончания возведения Мраморного дворца он уехал из России в Италию.

Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицевали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название - "Мраморный дворец". Кстати, первое время здание называли "Каменным домом у Почтовой пристани".

Белый мрамор привозили из Италии, это оказалось дешевле чем везти его с Алтая или Урала. Остальной же облицовочный материал добывали в карьерах близ Ладожского и Онежского озёр. Мрамор использовали и при оформлении десяти внутренних залов здания. Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.

Мраморный зал в Мраморном дворце

Каменный цветок Ринальди

В 1780-1788 годах в восточной части участка построили служебный корпус Мраморного дворца.

Служебный корпус Мраморного дворца

В 1780 году засыпали Красный канал, соединявший Неву и Мойку, который проходил на месте двора между главным и служебным зданиями. Между домами установили решётку работы П. Е. Егорова, напоминающую ограду Летнего сада.

С 1780 года велась отделка двух верхних этажей. Все работы завершили к 1785 году. На аттике установили башенку с часами. По сторонам от башни поместили две фигуры работы скульптора Ф. И. Шубина - Верность (справа) и Щедрость (слева). Всего во дворце находилось около 40 работ этого мастера.

Для кровли в Сестрорецке изготовили медные листы. Их подгонка и пайка была проведена так тщательно, что крыша не знала протечек вплоть до ремонта 1931 года.

Парадная лестница Мраморного дворца украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь. На площадке от второго этажа до третьего - скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.

Парадная лестница

Лестница украшена скульптурами нимф

На первом этаже находились кухни, котельные и церковь, освящённая во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Служебные комнаты были оборудованы различными механизмами и приспособлениями. В корпусе по Миллионной улице находилась машина для подачи воды, колодец с двумя насосами для подачи воды в парадные бани второго этажа. В корпусе по Мраморному переулку - колодец с насосом для подачи воды в Садик. В Невском корпусе - бассейн для прочистки механизмов.

В северной части второго этажа Мраморного дворца располагалась Большая Невская анфилада. Сюда попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Из Овальной проходной можно было попасть в Лаковый зал, или минуя Буфет и Большую столовую попасть в Мраморный зал - главное помещение дворца. В Мраморном зале находятся барельефы "Жертвоприношение", изготовленные для Исаакиевского собора А. Ринальди. За этим залом находился Орловский зал, прославляющий деятельность братьев Орловых. За ним - Екатерининский, прославлявший Екатерину II. С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня, Садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея с 206 шедеврами живописи работы Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Пуссена, Гроота, ван Дейка и других. В юго-западной части дворца - Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части - запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная.

На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был Зал для игры в мяч.

Чистяков И. Ф. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент иконостаса

Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Ко времени смерти Григория Григорьевича у Екатерины II был другой фаворит и дворец вызывал у графа неприятные эмоции. Вместе со своей супругой он жил в одном из скромных петербургских домов, который ему также подарила императрица.

Одна из петербургских легенд говорит о том, что со стороны Мраморного переулка существовала потайная дверь, которой якобы пользовалась Екатерина II при визитах к Орлову. Эта легенда опровергается тем, что граф во дворце никогда не жил.

После кончины Орлова Екатерина II выкупила Мраморный дворец у потомков графа и подарила его своему шестилетнему внуку великому князю Константину Павловичу. Более чем 10 лет здание пустовало. Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

Константин Павлович. Портрет юного великого князя кисти Боровиковского

В 1795-1796 годах в Мраморном дворце жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко.

Портрет Тадеуша Костюшко кисти Казимежа Войняковского

После смерти Екатерины II его освободил Павел I. В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Лампи-ст. Иоганн Баптист. Портрет Станислава Августа Понятовского

Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты. Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена В. Бренной.

Винченцо Бренна

Однако и после этого Понятовский жаловался на тесноту. После его смерти 12 февраля 1798 года Константин Павлович вернулся в свою резиденцию. Несмотря на это, именно в Мраморном дворце Павел I посмертно короновал Понятовского.

Император Павел I. Художник В. Л. Боровиковский

При Константине Павловиче в Мраморном дворце располагались большая картинная галерея, библиотека, коллекция фарфора. В Зале для игры в мяч великий князь разместил Арсенал русского и зарубежного оружия и мундиров. В 1806-1807 годах А. Воронихин переделывал малую анфиладу комнат вдоль Невы и ряд помещений по Миллионной улице.

Андрей Никифорович Воронихин

В Мраморном дворце Константин Павлович фактически не жил с января 1813 года, когда он присоединился к действующей армии и совершил с ней зарубежный поход. В апреле 1814 года он стал наместником Царства Польского и покинул Петербург.

После отъезда Константина Павловича Мраморный дворец перешёл Придворной канцелярии. Здесь сдавались квартиры придворным чинам. В 1830 году здание обследовалось архитекторами В. Очаковым и Х. Мейером. Они признали его аварийным, начался капитальный ремонт.

6 марта 1832 года Николай I передал Мраморный дворец своему второму сыну - Константину Николаевичу.

Николай I Константин Николаевич

После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека. 20 августа 1845 года был утверждён проект переустройства Мраморного дворца, который выполнил А. П. Брюллов.

Карл Брюллов. Портрет Александра Павловича Брюллова

Перекрытие Мраморного зала было приподнято на один этаж. Рядом с ним разместилась Парадная столовая. В Парадный кабинет Константина Николаевича можно было попасть через первый зал Приёмной. Рядом с ним Брюллов создал Библиотеку, из которой был проход в Зимний сад, созданный на месте Садика.

Зимний сад в Мраморном дворце

Далее - Большой зал, где устраивались концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Рядом Брюллов создал Ванную в античном стиле, восстановил ликвидированные Воронихиным Турецкую и Греческую бани. Арсенал был перестроен в готическом стиле и был назван Белым залом. Здесь устраивали танцевальные и музыкальные вечера. В 1857 году в Белом зале установили орган работы Г. Метцеля.

Белоколонный зал в Мраморном дворце

Появился подъезд со стороны Мраморного переулка. Позже появилась легенда, что именно через него Екатерина II проходила на свидания к Орлову. Из бывшего Лакового зала на Парадную лестницу был перенесён плафон "Суд Париса". Все работы были завершены к 1849 году. 29 декабря этого года великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна въехали в свою новую резиденцию. Указом от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец было приказано именовать "Константиновским", но это название редко использовалось в повседневной жизни.

В середине XIX века в саду между Мраморным дворцом и служебным корпусом установили мраморную фонтанную группу неизвестного скульптора "Путто с веткой".

Мраморный дворец вновь перестраивался в 1860-х годах. Здесь были устроены новые кабинеты, столовые, детские. Появилась электростанция, которая давала электричество не только помещениям дворца, но и фонарям на Марсовом поле. Обустроили подъёмные машины - лифты. В 1883 году здесь появился телефон. Обитатели дворца развлекались тем, что слушали через него оперные спектакли.

Великий князь Константин Николаевич был сторонником реформ 1860-1870 годов. В общественной жизни даже возникло выражение "партия Мраморного дворца".

После смерти Константина Николаевича дворцом владел его сын - Константин Константинович, известный под псевдонимом "К.Р.".

Константин Константинович

При нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли. В 1884-1886 годах архитектор А. К. Джиоргули переделывал помещения первого этажа по Миллионной улице: Приёмную, Опочивальню, Гулевую, Горенку. Они были отделаны в старорусском стиле, расписаны художником Ф. Седовым. Изменились также Спальня, Гостиная, Музыкальная комната, Кабинет. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола "Ермак" по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Булла К. К. Мраморный дворец. Угловая гостиная в личных покоях великого князя К. К. Романова

Булла К. К. Мраморный дворец. Музыкальная (готическая) комната в личных покоях великого князя К. К. Романова

Музыкальная

Библиотека К.Р. в Мраморном дворце

Комната К.Р. в Мраморном дворце

Комната К.Р. в Мраморном дворце

Комната К.Р. в Мраморном дворце

Кроме Константина Константиновича апартаменты в Мраморном дворце имел также великий князь Дмитрий Константинович.

Дмитрий Константинович

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. В 1917 году ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова на Дворцовой набережной.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. Был даже подготовлен договор на покупку всего дворца правительством за десять миллионов рублей. Однако после октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.

В 1994 г. известный немецкий художник-концептуалист Шульт (H. A. Schult - на фото слева) установил на освободившееся после броневика Ленина место перед Мраморным дворцом композицию "Век мотора", которая представляла собой мраморный Форд Мондео.

Форд простоял недолго, вскоре его его заменил многострадальный тяжеловесный памятник Александру III , используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников. Идёт реставрация помещений.

Памятник Александру III перед восточным фасадом дворца

24 января 2002 года журналистам был предъявлен после ремонта Белый зал. 7 июня того же года здесь состоялась встреча руководителей России, Китая, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Они подписали хартию Шанхайской региональной организации сотрудничества.

Николай Константинович с матерью, Александрой Иосифовной и сестрой Верой

В апреле 1874 году мать Николая Константиновича - Александра Иосифовна обнаружила в Мраморном дворце пропажу трех дорогих бриллиантов с оклада одной из икон, которой в свое время император Николай I благословил брак своего сына Константина с немецкой принцессой, в замужестве ставшей Александрой Иосифовной. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга.

Сначала вышли на человека, отнесшего бриллианты в ломбард - адъютанта великого князя Е. П. Варнаховского, мнение о виновности которого сохранилось до сих пор. На допросе 15 апреля он категорически отрицал причастность к краже и говорил, что лишь отнес в ломбард камни, переданные ему Великим князем Николаем Константиновичем.

Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, — чем, как говорили, усугубил свой грех. Отцу же он сказал, что готов, выручая Варнаховского, не просто адъютанта, а своего товарища, взять вину на себя. Император Александр II, взявший дело под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов графа Шувалова.

Шувалов три часа допрашивал в Мраморном дворце арестованного Николая Константиновича в присутствии отца, который позднее в своем дневнике писал: «Никакого раскаяния, никакого сознания, кроме, когда уже отрицание невозможно, и то пришлось вытаскивать жилу за жилой. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!».

В конечном итоге пришли к выводу, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя - американской танцовщице Фанни Лир. На "семейном совете" - общем собрании членов монаршей семьи после долгих дебатов (как варианты предлагались - отдать в солдаты, предать публичному суду и сослать на каторгу) было принято решение, наносившее минимальный вред престижу царской семьи. Решено было признать великого князя Николая душевнобольным, а затем он по указу императора навсегда высылался из столицы империи. Фанни Лир была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться. С Великим князем она больше никогда не встречалась.

Великому князю Николаю Константиновичу было объявлено, по сути, два приговора. Первый — для публики — состоял в признании его безумным. Из чего следовало, что отныне и навсегда он будет находиться под стражей, на принудительном лечении, в полной изоляции. Суть второго приговора — семейного — состояла в том, что в бумагах, касающихся императорского дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград и вычеркивался из списков полка. Он высылался из Петербурга навечно и был обязан жить под арестом в том месте, где ему будет указано...

В воспоминаниях Фанни Лир имеется запись, весьма красноречиво характеризующая и саму эту женщину, родившуюся и выросшую в семье протестантского священника: «Случись такая пропажа в семье обыкновенных людей, — писала мисс Лир, — ее там скрыли бы; здесь же, напротив, подняли на ноги полицию...».

Имеется еще одна странность в этом деле. Не смотря на то, что родителей Николая Константиновича и его августейших родственников не покидала уверенность в том, что Николая Константиновича погубили любовь к куртизанке и нехватка средств на удовлетворение ее прихотей, остается неприложным тот факт, что при обыске в письменном столе Николая Константиновича была обнаружена сумма, гораздо большая той, что была получена за заложенные в ломбарде украденные бриллианты.

Его увезли из Петербурга осенью 1874 года. До своей последней «остановки», в Ташкенте летом 1881 года, то есть за неполных 7 лет, он сменил по меньшей мере 10 мест жительства...

Младший брат арестанта, великий князь Константин Константинович, не одобрял жесткой линии императорского дома: «Скоро ли кончится мучительное положение, из которого бедному Николе не дают никакого выхода? Самого кроткого человека можно было таким образом из терпения вывести, у Николы есть еще довольно силы выносить свое заключение и нравственную тюрьму».

Вняв, в конце концов, доводам здравого смысла, двоюродный брат опального Великого князя - император Александр III, разрешил Николаю Константиновичу отправляться в Туркестанский край, в Ташкент...

Мраморный дворец.

В историческом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной находится удивительное здание – Мраморный дворец, шедевр архитектуры XVIII столетия, где впервые во внешнем и внутреннем убранстве был так широко использован натуральный камень — гранит и мрамор.

Вот уже четверть века здание входит в состав , который в его залах развернул деятельность по популяризации современного изобразительного искусства, освещая роль творчества соотечественников в мировой культуре.

Историческая справка

В петровские времена на этом месте был Почтовый двор. Деревянное двухэтажное здание во время пожара 1737 года полностью сгорело, и образовавшийся участок долгое время пустовал, до тех пор, пока Екатерина II не распорядилась возвести здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Преисполненная благодарности к братьям Орловым, с помощью которых она взошла на российский трон, императрица проявляла поистине царскую щедрость, не жалея средств на создание прекрасного дворца, лично отслеживая продвижение работ и набрасывая эскизы.

Разработка проекта была поручена итальянскому архитектору Антонио Ринальди, он также осуществлял руководство стройкой. Для воплощения необычного замысла мрамор разных оттенков и сортов доставлялся из Италии, Греции, России, после чего требовалась кропотливая и длительная его обработка. Затянувшееся почти на два десятилетия строительство завершилось лишь в 1785 году, уже после кончины Орлова.

Екатерина II, выкупив дворец у наследников светлейшего князя, подарила его своему внуку Константину, который поселился в нем спустя 10 лет — только после женитьбы. Вскоре бабушка выселила внука за скверное поведение: 16-летний владелец дома стрелял крысами из пушки прямо в помещении, пугая супругу.

В 1797 году дворец сделался пристанищем последнего короля Польши и его свиты. Утративший власть в своей стране Станислав II Август провел здесь последние два года жизни.

Во дворец вновь вернулся Константин Павлович, получивший титул цесаревича (наследника) в 1799 году, а после его отречения от престола дворец отошел в казну.

До конца имперского правления Романовых резиденция принадлежала еще двум великим князьям по имени Константин: сыну Николая I – Константину Николаевичу (адмиралу и одному из авторов крестьянской реформы), а затем его внуку – Константину Константиновичу (президенту Академии наук и поэту Серебряного века). Не удивительно, что дворец официально переименовали в Константиновский.

В советское время в здании находился филиал Центрального музея Ленина, а перед восточным фасадом был установлен броневик, аналогичный тому, на котором Ильич выступал по прибытии в Петроград. Позднее бронеавтомобиль передали в артиллерийский музей, а постамент в 1994 году заняла конная статуя Александра III, выполненная Паоло Трубецким в начале XX века — эта самая крупная и монументальная работа прославленного итальянского скульптора-импрессиониста завершила десятилетний период его пребывания в России. Вызвавший в обществе противоречивые оценки (многие усмотрели в нем карикатуру на царя), памятник все же был установлен на площади перед Московским вокзалом, а с 1937 года хранился в запасниках Русского музея. После того, как в 1992 году Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, и была принята новая концепция по его использованию — «Русское искусство в контексте мирового», произведение Трубецкого сочли уместным приобщить к экспозиции.

Архитектура здания

Все фасады здания, выполненные в стиле раннего классицизма, облицованы в нижней части темно-красным гранитом. В верхней части на светло-сером гранитном фоне выделяются четвертичные колоны из розового мрамора, которые чередуются с оконными проемами.

Фасад Мраморного дворца со стороны набережной Невы.

Наличники окон из серого мрамора контрастируют с беломраморными гирляндами, размещенными между рядами окон второго и третьего этажей. По всему периметру аттика установлены вазы из серого доломита. Оформление здания, дошедшее до нас в первозданном виде, имеет большую художественную ценность.

Главный восточный фасад венчает башня с курантами. По обеим ее сторонам расположены фигуры, символизирующие Щедрость и Верность. Статуи выполнены выдающимся русским мастером Ф.B. Шубиным, более 40 работ скульптора украшают внутреннее убранство дворца.

По замыслу Антонио Ринальди внутри здания идею каменной отделки фасадов продолжает парадная мраморная лестница, выполненная в сдержанной гамме серых тонов, строгая и величественная одновременно. Ее аллегорический скульптурный ансамбль уникален, так как является единственным в своем роде произведением XVIII века в Петербурге, дошедшим до наших дней. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре беломраморные статуи – утро, день, вечер, ночь – олицетворяющие возрастные категории: детство, юность, зрелость и старость. На следующем этаже в прямоугольных нишах женская и мужская фигуры символизируют весеннее и осеннее равноденствие. Весь ансамбль посвящен Григорию Орлову и прославляет его подвиги.

В середине XIX века во дворце произвели капитальный ремонт и реконструкцию под руководством архитектора А. Брюллова. Он создал проекты новых интерьеров парадных и жилых помещений, применив различные стили, используя разнообразные материалы.

Экспозиция и достопримечательности

На первом этаже основного здания Мраморного дворца расположены гардероб, касса и другие вспомогательные помещения (кстати, заметим, что на момент написания статьи кафе для посетителей дворца не было предусмотрено — учитывайте это, если планируете длительный осмотр).

Парадные залы

Парадные залы и значительная часть постоянной экспозиции находится на втором этаже. Главным помещением дворца является Мраморный зал, который поражает великолепием отделки с применением греческого и итальянского, карельского и уральского мрамора разных цветов, а так же прибайкальского лазурита.

Мраморный зал.

Первоначально одноэтажный, после реконструкции А. Брюллова, увеличившего пространство за счет удаления перекрытий, зал стал двухъярусным. Свет, проникающий через два ряда окон, отражается от стен, создавая непередаваемый эффект внутреннего свечения камня. Зал украшен многочисленными барельефами, а также плафоном «Амур и Психея».

Большим вниманием у посетителей пользуется «Орловский» зал, через который нужно пройти, чтобы попасть в вышеупомянутый Мраморный зал.

«Орловский» зал.

Неизменное восхищение вызывает его роскошная лепнина потолков, богатая роспись плафонов, сложный рисунок наборного паркета.

Потолок в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Стены «Орловского» зала так же украшены лепниной и горельефами.

Горельеф в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Парадные залы второго этажа — Лаковый и Китайский, Греческая галерея, Зимний сад и Царская гостиная были отреставрированы в 2002 — 2010 годах.

«Музей Людвига в Русском музее»

Исторические интерьеры восстановлены лишь в нескольких залах дворца — реставрационные работы в других залах продолжаются до сих пор. Большинство помещений представляют собой белый куб, который вполне соответствует размещенным в нем живописным полотнам Роя Лихтенштейна, Ильи Кабакова или Игоря Макаревича.

Работа Игоря Макаревича.

В простом обрамлении выигрышно смотрится и современная скульптура, представленная работами Класа Ольдернбурга, Гриши Брускина, Владимира Янкилевского и других авторов.

Владимир Янкилевский. «Триптих № 14».

Появлению таких произведений музей обязан коллекционерам Ирене и Петеру Людвиг. В 1994 году они передали в безвозмездный дар Русскому музею часть своего шикарного собрания. Большая табличка при входе в экспозицию содержит полный перечень художников и скульпторов, работы которых выставлены: Уорхол, Пикассо, Берроуз, Бойс, Раушенберг, Люперц, Вессельман и много других не менее громких имен.

Том Вессельман. «Рисунок из стали».

Здесь американский поп-арт соседствует с русским импрессионизмом, все мыслимые и немыслимые жанры актуального искусства представлены в нескольких выставочных залах.

Эта единственная в России постоянно действующая экспозиция произведений второй половины XX века дает возможность проследить тенденции развития русского актуального искусства и место, занимаемое им в контексте мирового.

Экспозиция в «Музее Людвига».

Кроме того, неформальному искусству посвящаются и другие многочисленные временные выставки, которые регулярно проводятся в залах музея. Напомним, что экспозиция «Музей Людвига в Русском музее» так же находится на втором этаже.

Коллекция братьев Ржевских

Еще одна постоянная экспозиция на втором этаже Мраморного дворца — это коллекция петербуржских собирателей братьев Ржевских, также подаренная Русскому музею. Большую часть коллекции составляют картины маститых художников XVIII – ХХ веков, среди них: И.К. Айвазовский, И.И. Машков, Б.М. Кустодиев. Кроме того присутствует графика, скульптура, мебель и интерьерная бронза, замечательный фарфор. Особенный интерес представляют редкостные экземпляры часов, входящие в собрание, — напольные, каминные, дорожные. Они выполнены мастерами конца XVIII – начала XIX столетий, отличаются утонченным декором, обладают уникальными механизмами, боем с исполнением различных мелодий.

Что касается основного здания Мраморного дворца — выше перечислены все постоянные экспозиции. Отметим, что на третьем этаже регулярно устраивают временные выставки.

Экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века»

Отдельного упоминания заслуживает мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века», расположенная на первом этаже левого крыла дворца в бывших покоях великого князя. Сюда попадают только в составе тематической экскурсии, проводимой сотрудниками дворца.

Один из наиболее ярких представителей эпохи рубежа XIX – XX веков, К.К. Романов – общественный и государственный деятель — главной своей любовью считал музыку и поэзию. Разносторонне одаренный, он писал поэмы, пьесы, критические статьи. Его лирика вдохновляла лучших композиторов, а сам Романов писал романсы на стихи русских классиков. Его перевод шекспировского «Гамлета» считается одним из самых удачных, вышедший в свет в 1899 году, он неоднократно переиздавался.

Подлинные интерьеры личных апартаментов отлично сохранились и погружают посетителей в атмосферу эстетических пристрастий владельца. Кабинет и музыкальная гостиная выполнены из красного дерева в готическом стиле, где каждая резная деталь неповторима. Есть потайные двери. Здесь царит таинственная и загадочная обстановка уединения, которое так ценил автор лирических строк, скрываясь за лаконичной подписью — «К. Р.»…

Где находится и как добраться

Музей расположен на одной линии с Зимним дворцом (Эрмитаж) перед Марсовым полем, в районе Троицкого моста, по адресу: улица Миллионная, 5/1, на которую выходит южный фасад здания.

Ближайшая станция метро — «Невский проспект», но от нее нужно пройти минут десять по набережной канала Грибоедова и затем вдоль Марсова поля в сторону Невы.