Микенская крепость (Микены, Греция). Греция. Древние Микены Описание домов микены

Древние греки были убеждены: Микены построил Персей, а толстые, высокие стены из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы – одноглазые чудовища-великаны. Иначе объяснить, как во втором тысячелетии до нашей эры удалось возвести столь грандиозное сооружение, они попросту не могли.

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Власть правителей Микен распространялась на всю близлежащую территорию и, по предположениям учёных, даже охватывала весь север Пелопоннеса (исследователи выдвигают предположение, что цари города вполне могли возглавлять конфедерацию Пелопоннесских царств).

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).


Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Как выглядел город

Большая часть населения Микен жила вне крепости, у подножия холма. Раскопки, проведённые археологами, показали, что прежде, чем попасть в цитадель, нужно было миновать кладбище, находящееся вне стен города и жилые дома. Обнаруженные постройки в черте города показали, что в его пределах находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий.

Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров.

Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.

Парадные ворота

Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около трёх метров.

Построили Львиные ворота в Микенах в тринадцатом веке до нашей эры во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен).

Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили – это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами. По одной из гипотез, барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в то время. По другой – посвящён богини Потнии, являющейся покровительницей всех зверей.


Львы эти развёрнуты друг к другу и, стоя на задних лапах, передними опираются на два находящихся алтаря, между которыми изображена колонна. К сожалению, головы зверей до наших дней не сохранились, но тщательно изучив барельеф, учёные пришли к выводу, что изготовлены они были из другого материала (возможно, из слоновой кости) и скорей всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.

Одним из предназначений этого барельефа было замаскировать образовавшуюся дыру: Львиные ворота были выстроены по всем правилам своего времени, поэтому все глыбы, которые нужно было положить над перемычкой, устанавливали со скосом, что давало возможность переместить большую часть нагрузки на боковые стены, между которыми были установлены Львиные ворота.

В результате этого над перемычкой образовалось пустое пространство, куда установили плиту с барельефом, который считается самой ранней монументальной скульптурой микенского периода (перед тем как были обнаружены Микены, были найдены разве что статуэтки высотой в 50 см).

Дворец

Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, замок был построен в XIV ст. до н.э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).

Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приёмную и портик с двумя колоннами. Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображёнными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.

Жилые помещения находились с северной стороны замка, многие из них были двухэтажными. Скорее всего, к ним можно было попасть из вестибюля дворца. Также здесь находился храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптурная композиция из двух богинь и ребёнка.

Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.

Шахтные гробницы

С правой стороны от Львиных ворот были расположены обнесённые каменной оградой шахтные гробницы, в которых хоронили царей. Это были вырубленные скале прямоугольной формы погребальные комнаты, уходящие на глубину от полутора до пяти метров. Сейчас на месте древних захоронений установлены поставленные на ребро каменные плиты, отмечающие их месторасположение. В этих гробницах археологи нашли самые настоящие сокровища – монеты, ювелирные изделия, кольца, чаши, кинжалы, мечи, изготовленные из золота, серебра и бронзы.

Купольные и камерные гробницы

До того как построить крепость, микенцы хоронили своих правителей в так называемых купольных гробницах, которые по форме напоминали огромные купола. Всего археологами было обнаружено девять таких усыпальниц, относящихся к XV-XIV ст. до н.э. Усыпальницы представляли собой подземные сооружения с высоким, сужающимся кверху куполом, который возвышался над землёй. После похорон гробницу закрывали, а коридор, ведущий в погребальную яму, засыпали землёй.

Одной из наиболее известных гробниц этого типа является усыпальница Атрея (XIV ст.), в которую можно было попасть по длинному коридору, дромосу. Погребальная яма находилась под землёй и имела 13 метров высоты и 14 ширины (к сожалению, узнать, что именно забрал с собой царь в загробный мир, установить не удалось, поскольку могила была разграблена ещё в прадавние времена). Над входом в погребальную комнату была установлена девятиметровая квадратная плита. Как именно древние мастера сумели её установить, учёные до сих пор не выяснили.

В находящихся неподалёку камерных гробницах хоронили аристократов и представителей их семейств. Это были в основном вырубленные в склоне горы фамильные склепы, в которые можно пройти по дромосу.

Как добраться до Микен

Желающие увидеть один из самых знаменитых памятников бронзового века, должны учитывать, что он находится на территории археологического парка «Микены», а потому вход на его территорию платный (билет стоит около 8 евро).

До города Микен лучше всего добираться из столицы Греции рейсовым автобусом, дорога в этом случае займёт около двух часов, а билет обойдется в 12 евро. Также можно воспользоваться автомобилем и картой – сначала доехать до города Арго, миновав Коринфский канал, а уже оттуда отправиться в Микенес.

Микенская Греция

Греция вступила на историческую арену позднее тех стран, о которых говорилось ранее. Благодаря посетившему Грецию в 70-х годах II века н.э. Павсанию, мы имеем уникальную возможность почерпнуть из «Описания Эллады» (10 книг) богатейшую и разнообразную информацию. Предтечей будущей славы Греции, как известно, стала крито-минойская цивилизация, создавшая первое государство и самобытную письменность. Поэтому ученые нередко и начинают их повествование с «Ахейской Греции» или «Микенской Греции». Как мы убедились, Микены на протяжении веков были важным политическим центром Эллады, а микенский диалект являлся древнейшим диалектом греческого. Согласно традиции, основателем Микен был античный герой Персей. Тут он якобы потерял наконечник меча, сочтя это знамением для основания города. Согласно другим версиям, имя городу дал водный источник или же женщина (царевна Микена), о которой как о «пышно-венчанной» писал Гомер в его «Одиссее». А. Лосев высказал даже такую догадку: «Если Гомер говорит о какой-то забытой героине Микене, то возникает вопрос, не была ли в свое время Микена богиней Микен, как в последующие времена Афина – покровительницей Афин».

Исключительно важную роль при изучении Древней Греции занимает и изучение памятников письменности той поры, начиная с 2000 года до н.э., времени, когда племена пришли на территорию Эллады. От тех былых ахейских царств, Кносского и Пилосского, осталось немало документов в виде письменных табличек. Писцы-ахейцы хотя и вели на глине только текущую документацию, особо не заботясь о длительной сохранности табличек, но все же их творения дошли до нашей эпохи. Оставаясь необожженными и лишь высушиваясь, документы смогли дойти до нас в целости и сохранности, видимо, только благодаря случайному, совершенно непредвиденному обжигу в огне пожаров, разрушивших помещения дворцовых архивов. Источники эти, наряду с работами ученых и писателей, учитываются в последующем анализе.

Персей и Андромеда

Павсаний, давая описание тех мест, заодно указал на жесточайшее соперничество среди греческих племен и полисов: «Аргивяне разрушили Микены из зависти. При нашествии мидян аргивяне не проявляли никакой деятельности, микеняне же послали в Фермопилы 80 человек, которые приняли участие с лакедемонянами в их подвиге (сражаясь рядом с ними). Это славное их поведение и принесло им гибель, раздражив аргивян. До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе. Среди развалин Микен находится (подземный) источник, называемый Персеей».

В цепочке исторических связей следует помнить и о том, что Атрей был сыном Пелопса (т. е. дед Агамемнона и Менелая). Вся история семейства Атридов полна убийств и преступлений. Они шли к власти через убийства братьев, кражу сыновей, травлю и воспитание из них убийц отцов. Видимо, в прошлом Пелопса, которого называют лидийцем и фригийцем, победил и изгнал из Трои ее царь – Ил. Таким образом, и война Атридов против Трои (согласно этой версии) приобретает совершенно иной смысл, а именно возвращение их на землю предков. По древнему преданию, Илион мог быть взят только при условии перевоза костей Пелопса под стены Трои. В Микенах в подземных сооружениях Атрея и сыновей хранились их сокровища и богатства. «Тут могила Атрея, а также и могилы тех, кто вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф убил на пиру. А на могилу Кассандры претендуют те из лакедемонян, которые живут около Амикл; вторая могила – это Агамемнона, затем – могила возницы Эвримедонта, дальше – могилы Теледама и Пелопа. Говорят, что они были близнецами, рожденными Кассандрой, и что их еще младенцами зарезал Эгисф, умертвив их родителей. И (могила) Электры; она была женою Пилада, выданная за него замуж Орестом. Гелланик сообщает, что от Электры у Пилада родились два сына – Медонт и Строфий. Клитемнестра и Эгисф похоронены немного в стороне от стены; они были признаны недостойными лежать внутри стен города, где похоронен и сам Агамемнон и те, которые были убиты с ним».

Сокровищница и могила Атрея

Микенская цивилизация занимала промежуточное положение между Египтом и классической Грецией, достигнув расцвета примерно в 1600 году до н.э. Затем она распространила свое влияние на большую часть тогдашнего античного мира (Египет, Троя, Италия, Восточное Средиземноморье). Ей посвящены многие труды, включая труд греческих ученых К. Цунтаса и И. Манатт «Микенский век» (1897) и книгу У. Тейлора «Микенцы». По давней греческой традиции считается: племена дорийцев вторглись в Пелопоннес с севера в конце II тысячелетия, а затем проникли на Крит и острова Додеканезы. Тейлор считает: вероятно, что предки греков пришли с востока, пройдя через северное анатолийское плато в Трою (по земле или морю – не ясно). Иначе говоря, он допускает, что они могли иметь индоарийские корни, поскольку микенская керамика в некотором роде была похожа на серые изделия с северо-востока Ирана. Захватчики принесли с собой сюда новые виды вооружений, и прежде всего кавалерию и колесницы, что позволило им удержать территории.

План поселения Микены

Во время миграционных переселений те или иные племена привносили в новые места заселения свой язык. Сами греки признавали существование трех диалектов: ионийского, эолийского, дорийского и предполагали существование трех больших племен. По мнению многих, «микенский» представляет собой архаическую форму греческого языка, проявляющего однообразие везде и всюду, где его обнаруживали – в Кноссе, Пилосе, Микенах, Фивах и т. п. О микенской культуре С. Маринатом (Афины) говорит следующее. Первые «греки», по его мнению, вторглись в Грецию в начале II тысячелетия до н.э. В XVI веке появляются самые ранние микенцы, представляя аграрное население, живущее в небольших селах или поселках. Самым большим из таковых был в то время Орхомен. В те времена городская цивилизация существовала только на Крите, население которого уже около 1580 года до н.э. было знакомо с минойской культурой. Это доказали раскопки в Микенах и подтвердили работы в Перистерии (Трифилия). Однако в остальных микенских поселениях сами условия жизни были еще очень примитивны. Ученый полагает, что первые правители тех мест, возможно, пришли из Сирии, находившейся в то время в контакте с Египтом. Они принесли с собой элементы восточной материальной культуры и влияние минойского искусства. Захватив Микены и овладев ее богатствами, они стали и первой ее правящей династией. На восточное происхождение указывает наличие двойной царской семьи и обычай изготовления маски, представляющей мертвого живым, обычай, хорошо известный в эпоху неолита обитателям Египта и Сирии. К сожалению, пока археологи не нашли городских архивов Микен, а потому историю микенской Греции (Ахиявы) изучают по артефактам, в частности по хеттским письменам.

Львиные ворота в акрополе Микен

Знаменитые Львиные ворота, украшенные рельефом с изображением двух львиц, говорят о том, сколь могущественными были властители Микен. Чтобы построить такие огромные укрепления, понадобился труд тысяч людей, ведь не случайно затем получит распространение легенда, что их создали одноглазые великаны – циклопы. Под стать этим сооружениям были и каменные гробницы микенских правителей – толосы. Говоря об одной из них, гробнице Агамемнона, польский исследователь К. Куманецкий писал: «Как в этой гробнице, так и в других поражает прежде всего монументальность самой постройки: такой не встречалось и на Крите. Массивные двери, высотой более пяти метров, перекрыты сверху двумя громадными блоками, один из которых весит, предположительно, 120 тонн… Подобные «купольные гробницы», или толосы, относятся к позднемикенской эпохе, т.е. к 1400-1200 годам до н.э. Это был период полного преобладания ахейцев в эгейском мире и возросшего могущества микенских царей, которые поддерживали непосредственные отношения с Египтом». О том, какое впечатление на души греков производили величественные гробницы царей, можно частично представить себе, прочтя стихотворение польского поэта Ю. Словацкого «Гроб Агамемнона»:

Пусть музыка причудливого строя

Сопровождает этих мыслей ход.

Передо мной подземные покои,

Агамемнона погребальный свод.

Здесь кровь Атридов обагрила

Сижу без слов средь давности

Невозвратима арфа золотая,

Которой описанья лишь дошли.

Я старину в расселине читаю,

Речь эллинов мне слышится вдали.

Микены были одним из наиболее могущественных государств-городов. В канун Троянской войны под властью Микен находилось все Центральное и Восточное Средиземноморье, но оно не было уже столь сильным, как раньше. В середине XIII века до н.э. столица Микен и сама пострадала от внезапного вторжения. Возможно, это нападение случилось в ходе гражданской войны. Кстати, и война против Трои – отражение той же тенденции жесточайшего соперничества малых, но агрессивных государств данного региона. Падение Трои одни относят к 1260 году до н.э., другие соглашаются с Эратосфеном, который называл дату 1184 год до н.э. Видимо, случилось это в последней трети позднеэлладского периода. Тогда были разрушены многие укрепленные города материковой части: Микены, Тиринф, Мидия, Пилос. Надо сказать, что Микены были древнейшим городом Греции. Сюда и устремился в 1876 году Г. Шлиман, резонно полагая, что на земле, где должны были находиться могилы Агамемнона, Эримедона, Кассандры и других героев, его ожидают и самые потрясающие открытия. Он не ошибся, обратив внимание прежде всего на внутреннюю часть акрополя. Микенская цитадель была окружена стенами, сложенными из огромных камней (ширина стен – 6 м). Подобные развалины крепостных стен есть и в Греции, но о них обитатели материка не могли поведать ничего.

Циклоп Полифем

В Микенах Шлиман обнаружил пять гробниц, которые по их научному значению затмили сокровища царя Приама, найденные им на месте Трои. И вот что он нашел. В четвертой гробнице археологическая экспедиция Г. Шлимана обнаружила пять больших медных котлов, один из которых был наполнен золотыми пуговицами (68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом). Рядом с котлами лежал ритон – серебряная голова быка (высотой около 50 см) с крутыми, изогнутыми золотыми рогами и золотой розеткой во лбу. Пасть, глаза и уши этого быка-ритона были покрыты слоем позолоты. Тут же лежали две другие головы быков-ритонов из листового золота. В других могилах были найдены золотые лавровые венки, диадемы, украшения в виде свастик (что указывает, видимо, на арийский источник происхождения). Н. Ионина пишет: «Но самой замечательной среди всех найденных (золотых масок) оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами… У маски – глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода». Правда, П. Фор характеризует эти маски как «весьма уродливые». Могилы были буквально набиты золотом. Но для Г. Шлимана было важно не золото, хотя тут его было почти 30 килограммов. «Ведь это могилы Атридов, о которых говорил Павсаний! Это маски Агамемнона и его близких, всё говорит за это: и число могил, и количество погребенных (17 человек – 12 мужчин, 3 женщины и два ребенка), и богатство положенных в них вещей… Ведь оно столь огромно, что собрать его мог только царский род. Шлиман не сомневался в том, что маска человека с бородой закрывала лицо Агамемнона». Позднейшие исследования показали, что маска была сделана почти за три столетия до рождения Агамемнона, но она ассоциируется с микенским царем и так и называется: «Маска Агамемнона».

Предметы крито-микенской культуры: золотой кубок, маска, кинжалы

Иные города, Гла, Зигурис, Проимна, Бербати, Каракос, были покинуты жителями. Что же касается известного похода против Трои, то, вероятно, он имел место за ряд десятилетий до первых событий, о чем говорит Гомер, да и другие поздние авторы. В Греции нашли приют и пристанище многие племена. Как писал А. Хомяков, вся Эллада, от границ славянской Фракии и до южной оконечности Пелопоннеса, была населена «сбродом племен». Эллины пришли с севера. Эпир был жилищем племен варварских, от самых границ славянской земли. А древние жители Эллады, загадочные пеласги, исчезли в смеси с северными пришельцами, утратили свой быт «от влияния их воинской деятельности и забыли свой язык, в завоевательном движении чуждого просвещения». В древности греков называли ахейцами (греками звали их италийцы). О народах, населявших Грецию до прихода греков, традиция сообщает немногое. Они делились на дорян, этолян, ахеян, ионян, эолян (это лишь названия). Сами греки величали себя эллинами. Согласно легендам, в семью отца Эллина входили Эол, Дор, Ахей и Ион. «Весь род людей берет начало от эллинов», – писал Диоген Лаэртский. Конечно же, и то, и другое утверждение не вполне соответствует истине. Тем не менее большой интерес к Древней Греции, праматери европейской цивилизации, колыбели христианского эллинизма, вполне объясним. По сей день европейская культура видит в Элладе свое «золотое детство», а в детстве всегда присутствует сказка.

Образцы дорийской одежды

Конечно, «золотое детство греков» – это сказка, навеянная гениальным Гомером, в основе которой лежат некие вполне реальные события. Описанное им ахейское общество гораздо более напоминает толпу диких варваров, коих лишил разума Зевс-промыслитель. К сожалению, не так много источников, по которым можно изучать их богов и культы. Почти все аутентичные тексты погибли, а то, что считалось чем-то наподобие «священных врат для введения в греческую религию» (Гомер, Гесиод, Софокл), воспринимается ныне как светский источник и мало что дает для понимания самой религии. Религия и мифология греков тем не менее представляют одну из самых ярких и запоминающихся сторон мировой культуры. Как и у других народов, у греков распространена была вера в духов и культы мертвых. Они почитали деревья, животных, идолов, божков. В традиционных культах у эллинов видим черты дикости, племенной неразвитости, жестокости. Скажем, в Афинах и в крупных торговых портах Ионии даже в VI и V веках до н.э., когда уже вполне можно говорить о вступившей в свои права «весне цивилизации», греки придерживались в морали самых диких и жестоких правил. Так, в городах специально содержался второсортный человеческий материал в виде опустившегося людского отребья (калек, идиотов и т.д.). При наступлении голода или эпидемии чумы власть обычно приносила их в жертву. Несчастных побивали камнями, сжигали живьем, а перед тем их били ритуальными прутьями по членам. Пепел бедняг, что были козлами отпущения («фармаками»), развеивался над морем.

Три персидских воина

Или иной пример. В утро знаменитой битвы при Саламине, когда решалась судьба Греции, командующий Фемистокл, надеясь задобрить богов, сжег трех пленников. Эти были прекрасные молодые юноши, одетые в роскошные одежды и украшенные золотом, к тому же еще и родные племянники персидского царя. И вот главнокомандующий греков, эрудит, задушил их собственноручно на корабле, на виду флота. Демокрит, ученый, основоположник атомистического материализма, с жестокостью садиста требовал от юных дам, чтобы девицы при менструации целых три раза обегали поля перед жатвой: мол, якобы менструальная кровь содержит заряд плодотворящей энергии.

Коринф и Акрокоринф

Завоевание Греции происходило в течение длительного времени. «В начале XVI века наблюдается усиливающееся влияние Крита на их культуру и, можно сказать, начинается влияние, известное (нам) как век Микен. Государства микенского типа, подобные описанному в «Илиаде», начали образовываться в Афинах (хотя не очень значительные) и в Аттике. Сильнее всего власть Микен проявилась в Пелопоннесе, где Пилос управлял Мессенией, а также в группе крепостей в Арголиде, зависимых от Микен. Лежавшая между двумя этими территориями Лакония практически не исследована, и ее микенская столица еще не открыта. Следует заметить, что все эти государства занимали плодородные равнины или возвышенности. Таких мест в Греции было немного, и они отделялись друг от друга высокими горными хребтами, поэтому добраться до них иногда можно было только по морю. Северо-западный район Греции в основном состоял из гор, поэтому неудивительно, что эта территория не играла практически никакой роли в истории Микен», – пишет У. Тейлор. Город Микены просуществовал порядка 500 лет и, вероятно, был разрушен около 1100 года до н.э.

Акрокоринф – крепостные стены

Имеются данные, указывающие на то, что микенское влияние прослеживается не только в Греции, но и в Италии, где поселенцы колонизировали Апулию (это подтверждается находками археологов). Микенское влияние заметно также в Сицилии, где видны черты той же родосской культуры, что и на юге Италии. В давние доисторические времена между греками возникали жестокие споры, что и вело к войнам (такова знаменитая война семи городов против Фив, в результате которой обе стороны были уничтожены).

Своим подъемом и расцветом полисы во многом обязаны своему географическому положению. Таковым был и античный город-государство Коринф, основанный близ Истма – единственного пути из Пелопоннеса на территорию остальной материковой Греции, между заливами двух морей – Сароническим и Коринфским. По словам Павсания, Коринф считался «сыном Зевса», входя в состав державы Агамемнона и представляя собой вначале, по словам Гомера, убогое поселение. Географические условия тут не были очень благоприятными. Однако именно стратегические и торговые преимущества места (контроль путей меж морями, возможность наладить широкие торговые связи с центрами Востока и Запада) сделали его важным звеном в системе региона. Наличие источников и высокой горы Акрокоринф позволило заселить, обустроить, а потом и защищать цитадель от враждебных нашествий. До появления дорийских племен тут проживали финикийцы, другие восточные народности, а также пришедшие сюда из Фессалии эолийские племена. Около 900 года до н.э. сюда переправились на кораблях дорийцы. Первоначально они обосновались в Аркадии, захватили Арголиду, а затем вторглись в Коринфию. Так ими был подчинен Коринф, в результате чего этнический состав населения изменился. О далеком прошлом Коринфа писал поэт Эвмел в поэме «Коринфская история». Именно он отождествлял Коринф с гомеровской Эфирой – городом, в котором царствовал Сисиф (Сизиф). Эвмел также связал историю Коринфа с эолийско-фессалийскими мифами о Ясоне и Медее. В соответствии с этой мифологией первым царем Коринфа считался Сисиф. Местным героем был и Беллерофонт, чей сказочный конь Пегас стал не только эмблемой города, но и символом поэтического подъема.

Фонтан Нижней Пирены

Примерно с VIII века до н.э. начинается первый великий расцвет Коринфа, когда прекратилась политическая зависимость Коринфа от Аргоса и он основал свои первые колонии на Западе – Керкиру в 730 году до н.э. и Сиракузы в 720 году до н.э. Следствием этого процесса стало быстрое развитие его экономики, промышленный прогресс, экспорт продукции Коринфа на Запад. Развиваются и художественные ремесла, о чем свидетельствуют многочисленные протокоринфские и коринфские сосуды, расписные таблицы из святилища архаической эпохи, расписные метопы Ферма, ларец Кипсела. Коринфяне были великолепными мореходами, достигнув в период второй греческой колонизации высот в данном искусстве. Считалось, что коринфянин Аминокл построил в 704 году до н.э. первую триеру для самосцев. В дальнейшем именно то, что обитатели Коринфа стали представлять грозную морскую силу и повели интенсивную колонизацию, часто вызывало несправедливый гнев и ненависть к ним со стороны Афин. Последние стремились уничтожить своего соперника в торговле, что неизбежно толкнуло Коринф в объятия самого грозного врага Афин – Спарты.

Тесей и Ариадна

Любопытно, что именно при тиранах (Кипселе и его сыне Периандре) расцвет экономики, искусства и культуры достигает наибольших высот. Периандр даже был назван в числе 7 главных мудрецов античной Греции. Тогда же Коринф становится одной из самых могущественных держав той эпохи, развивая отношения с царями и правителями Малой Азии, Востока и Египта. Торговля и производство разного рода изделий из бронзы и глины, разнообразные ткани привлекают сюда новых и новых обитателей и покупателей. Город стал одним из любимых мест встреч богатых людей, купцов, моряков, воинов и женщин веселого нрава. Гетер в первую очередь привлекла возможность неплохо заработать на ремесле, ибо, перефразируя Сенеку, скажем: видимо, человек по своей природе – животное похотливое и склонное к разврату и подлости.

Эфес микенского парадного меча

Любовь не может жить не только без денег, взаимности, но и без дифирамбов. Поэтому и говорят, что на Коринфе возник новый жанр поэзии – дифирамб. Среди архитектурных памятников выделяется храм Аполлона. Расцветают не только все виды искусства, но и инженерная мысль. Периандр задумал соорудить мощеную дорогу – «диолк» (волок) с глубокими желобами, по которым на специальных платформах можно было бы перевозить пустые корабли и товары с одной стороны Истма на другую.

Коринф во время греко-персидских войн (V в. до н.э.) является одной из трех великих держав греческого мира и участвует во всех битвах против персов. Соперничество с Афинами за господство на море и в торговле вело к неизбежным столкновениям с соперниками. Возвышение Афин и Спарты вскоре отодвинет его, правда, на вторые роли. Коринф стал едва ли не главным зачинщиком Пелопоннесской войны. В дальнейшем Коринф станет столицей Ахейского союза (после 200 г. до н.э.). Однако недовольство политикой римской державы привело к тому, что Коринф решил отпасть от Рима. В 146 году до н.э. полководец Луций Муммий разгромил в битве Ахейский союз и разрушил Коринф до основания. Сто лет город затем лежал в развалинах, пока наконец Юлий Цезарь не стал заново заселять Коринф (с 44 г.). Дело его продолжил Октавиан Август. В I веке н.э. в качестве римской колонии и порта город вновь пережил период подъема и расцвета. Именно в Коринф прибыл император Нерон, чтобы провозгласить свободу греческих городов (66-67 гг. н.э.).

Древняя Греция представляла собой ассоциацию городов-государств (полисов), каждое из которых имело своих богов и героев, законы и календарь. В Афинах особенно чтили Тесея, считавшегося создателем государства. О нем создано было множество легенд, которые прекрасно знал любой афинский школьник. Деяния этого героя во многом и предопределили будущую судьбу афинского государства. До него жители Аттики частенько враждовали, будучи как политически, так и духовно разделены. Вздумав объединить их в единый народ, Тесей терпеливо обходил греков, стараясь показать им все выгоды совместного общежития, преимущества единения в битвах против врагов. Будучи от природы очень сильным, он лишь в редких случаях прибегал к силе как к последнему аргументу. Тесей утвердил и всеобщий аттический праздник – Панафинеи. Каждый год в августе в Греции проходили различные гимнастические и музыкальные соревнования (а раз в четыре года торжественно проводились Великие Панафинеи). Победители игр награждались венками или амфорами с оливковым маслом. Ему же приписывают разделение жителей Аттики на знать, земледельцев и ремесленников. Тесей уничтожил прежние общинные советы, заменив их единым советом. Этот совет располагался в центре города, названном им Афинами в честь богини-покровительницы. Совершив столько славных деяний, греческий герой добровольно сложил с себя тяготы власти, показав себя мудрым законодателем и преподав урок правителям последующих эпох, считающих себя «демократами».

«Культурная душа» не сразу обрела приют в сердцах греков… Кочевые племена, пришедшие в Элладу, вне зависимости от того, появились ли они с Балкан, из Скифии или еще откуда-либо, как и другие народы, отдали дань суеверию, первобытной дикости. Вместе с тем они выращивали злаки, охотились на дичь, сажали фиги и маслины (маслины составляли главный предмет питания греков), возделывали виноградники и делали вино. Земля давала им пищу и минимальное количество плодов (масло и вино), что можно было пустить в торговый оборот, получив за них пшеницу, ткани, оружие и т.д. Важным стратегическим фактором было владение проливами, через которые осуществлялась вся торговля с хлебными рынками на побережье Черного моря или же в Египте. Ведь около половины экспортируемого в Афины хлеба доставлялось туда из пределов Боспорского царства. О том, что хлеб в Греции и ее колониях считался стратегическим товаром, свидетельствует и клятва, которую произносили обитатели Херсонеса Таврического: «Я не буду продавать хлеба, получаемого с полей (нашей) родины, я не стану его вывозить в другое место, помимо Херсона».

Как видим, греки две тысячи лет тому назад прекрасно понимали необходимость государственного регулирования в своем зерновом хозяйстве (чего не понимают, кажется, наши министры-экономисты). Место Греции благоприятствовало ее процветанию. Материк делился на три части: северная Греция, средняя Греция (или собственно Эллада), соединенная с Элладой перешейком южная Греция (Пелопоннес). Страна, находясь за горными хребтами, являла собой естественную цитадель, проход к которой был весьма и весьма затруднен узкими ущельями, что блестяще доказали своим подвигом 300 спартанцев царя Леонида (при мужественной обороне Фермопил).

С другой стороны, ряд греческих областей оказывался разобщен, разделен самой природой. Никаких больших рек, вроде Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Волги и Днепра тут нет в помине. Это затрудняло связи между отдельными этническими группами, населявшими полуостров. Отсюда и сложность при объединении местных племен. Междоусобицы не раз ставили греков на грань гибели (в том числе в схватке с персами). Что говорить, если даже на маленьком острове Аморге (21 на 3 кв. мили) образовалось аж целых три независимых политических общины. Многое значила и близость к морю (в Пелопоннесе нет ни одного пункта, удаленного более чем на 7 миль от моря, в средней Греции – более чем на 8 миль). Особое значение имело то, что большое число островов, входящих в состав архипелага, образуют собой как бы сплошной мост, связывающий Европу с Азией. Среди островов на западном побережье Греции находился и остров Итака – родина гомеровского героя Одиссея.

Остров Итака сегодня

Земли Аттики были богаты железом, серебром, строительным камнем, мрамором, глиноземом. В той же Аттике имелось и серебро (на юге, в Лаврии). В Греции находились такие города, как Сибарис, выделявшийся своим богатством, которое приносил серебряный рудник. За золотом же греки устремлялись далее – на северное побережье, в Македонию, Фракию, Лидию или в Колхиду. Кстати, легенда о путешествии Ясона за золотым руном, по словам Страбона, предполагала такой способ добывания золота у некоторых народов: в воду погружали шкуру барана, то есть «золотое руно», в результате чего крупинки золота оседали на его шерсти. Вышеупомянутый Сибарис, владея гаванью на Этрусском море, являлся важнейшим посредником в торговле между Милетом и этрусками. В основном на посредничестве он и сделался богатым, ради чего освобождал от таможенной пошлины даже самые дорогие товары. Все это превратило восточную часть страны, где и были расположены залежи металлов, в наиболее развитую и процветающую. Как ни странно, но находясь у моря, греки постоянно испытывали большую нужду в питьевой воде. Пресная вода ценилась тут на вес золота. Известна даже клятва членов союза, охранявших Дельфы. Они поклялись не забирать никогда «у союзных общин проточной воды». Интересно, что пускаясь в путешествие, греки обычно говорили друг другу: «Доброго пути и свежей воды».

Корабль древних греков

Море в описываемые времена играет все более важную роль (в вопросах торговли, жизнеобеспечения и обороноспособности стран). Не была исключением и Греция. Если Египет был создан Нилом, то судьба Греции, Крита, Кипра и Финикии во многом зависела от того, насколько те в дружбе с морем… Перикл с гордостью говорил афинянам: «Ведь вы полагаете, что властвуете лишь над вашими союзниками; я же утверждаю, что из обеих частей земной поверхности, доступных людям, – суши и моря, – над одной вы господствуете всецело, и не только там, где теперь плавают наши корабли; вы можете, если только пожелаете, владычествовать где угодно. И никто, ни один царь, ни один народ не могут ныне воспрепятствовать вам выйти в море с вашим мощным флотом». Афины, возглавляя Морской союз, являлись крупнейшим морским гегемоном той эпохи (заметим, в этот союз входило одно время до 200 государств). Господство на море позволяло держать в руках и морскую торговлю.

Карта города Афины с портом Пиреем

В порт Афин, Пирей, хлынули потоки иноземных товаров. Подсчитано, что один лишь пирейский большой порт обеспечивал место для одновременной стоянки 372 судов. Строительство порта обошлось афинянам в 100 талантов (6 млн драхм), что равнозначно 26 тоннам серебра. В итоге Афины стали монополистом в торговле хлебом, доставляемым с Понта, Эвбеи, Родоса и Египта. После обеспечения себя хлебом афиняне позволяли капитанам идти в другие места, заботясь и о том, чтобы купцы, путешественники, паломники имели пристанище и приют в иных портах. «Когда составится капитал, то хорошо и полезно построить для судохозяев около пристаней городские гостиницы, для купцов – соответствующие места для купли и продажи, для отправляющихся же в город такие же гостиницы в городе. А если бы устроить помещения и лавки и для мелких торговцев – в Пирее и в самом городе, то это доставило бы городу и украшение, и большие доходы», – отмечал Ксенофонт. Весьма толковое замечание.

Гипподам – архитектор Пирея и ряда городов

Греки прекрасно сознавали ключевое значение моря в своей жизни. Умеренный климат и в общем-то скудная почва не позволяли им надеяться исключительно на богатства недр или сельское хозяйство. «Власть над Грецией – власть над морем», – говорили греки. Эгейское море они имели обыкновение называть «Царь-морем». Жизнь народов Средиземноморья пестрит морскими событиями. Ключевые пути в пределах Эгейского моря жестко контролировались с помощью флота. Ведь уже ко времени Пелопоннесской войны у Афин было 300 триер, Коркира имела 10, Хиос – 60, Мегара – 40 триер. В битвах за главенство на море принимали участие даже интеллектуалы: так, флот Самоса в 441 году возглавил философ Мелис, разбивший флот Афин во главе с Софоклом. Племена на юге и западе Греции, где впервые развилось мореходство, вскоре и составили своего рода межплеменное сообщество. Каждое из них «сообщало другому все, что ему было известно по мореплаванию и этнографии, все, что оно изведало на море, все сведения о судостроении». Ранее всех приобрело устойчивые морские навыки племя дарданцев, считавшее, что их родина – Крит. Историк Э. Курциус относит к этой ветви и ионийцев, живших в Лидии. Лидия с ее прекрасными портами стала соперницей Финикии в торговле.

Античный корабль в порту

В немалой степени можно судить о мощи греков и на основании данных, приводимых в «Илиаде». Вождь микенцев Агамемнон привел под Трою сотню кораблей, второе место у пилосцев – 90 кораблей, третье у аргивян и критян – по 80 кораблей, спартанцы и аркадцы – по 50, афинский и мирмидонский флот – по 50 кораблей. Всего к Трое прибыли 1186 кораблей. Базой флота царя Агамемнона был Иолк, откуда аргонавты на корабле «Арго» («Быстрая») начали путешествие. До конца эпохи античности корабль «Арго» считался первым плавающим кораблем. Были у Агамемнона и другие морские базы, стратегическое значение которых велико. Надо добавить, что морская жизнь греков, помимо обычной торговли, была неразрывно связана с их разбойным промыслом. Все это было в порядке вещей. Критяне, дабы очистить архипелаг от пиратов и стать хозяевами на морских путях, сами создают на Кифере и Эгилии пиратско-военные эскадры. Спартанец Хилон всегда ожидал нападения именно отсюда. Против финикийских пиратов действовали эскадры греков. Царь Минос отправился в Грецию морем мстить за украденного сына. Его корабли ведут дельфины (в память об их помощи он и учреждает культ Аполлона Дельфийского). Утверждают, что наиболее оживленные морские трассы тех времен – или так называемые «тропы Аполлона» – также проложили умные дельфины.

Дельфины на стенах дворца в Кноссе

Путешествие Одиссея. Одиссей и его спутники

Море становилось ареной открытого разбоя. Цари не отличались от разбойников, возглавляя эскадры пиратов и похваляясь войнами, грабежами («Илиада», XIV, 229-234). Ахилл делает набег из Арголиды в Мисию, крадет из Лирнесса Брисеиду, а союзный Трое город сравнивает с землей. Сын Пелея восклицает: «Я кораблями двенадцать градов разорил многолюдных; Пеший одиннадцать взял на троянской земле многоплодной; В каждом из них и сокровищ бесценных и славных корыстей много добыл». Геракл разрушает Трою во имя того, чтоб поживиться знаменитыми конями. Агамемнон с гордостью вспоминает, как, разрушив Лесбос цветущий, он вывез оттуда немало прекрасных пленниц. Одиссей, «пират по призванию», как только корабль его прибило ветром и течениями к фракийскому берегу, тотчас начинает грабить первый же близлежащий город, считая это великой заслугой:

Прежде чем в Трою пошло

броненосное племя ахеян,

Девять я раз в корабле

быстроходном с отважной

дружиной

Против людей иноземных ходил -

и была нам удача;

Лучшее брал я себе из добыч,

и по жребию также

Много на часть мне досталось;

свое увеличив богатство,

Стал я могуч и почтен…

В другом месте Одиссей признается царю Алкиною, что, когда он, о котором идет молва как об изобретателе хитростей, приплыл к городу киконов, Исмару, он, царь Итаки, вместе с его сотоварищами-бандитами повел себя вовсе не как миротворец, но как убийца и грабитель:

Исмару: град мы разрушили,

жителей всех истребили.

Жен сохранивши и всяких

сокровищ награбивши много,

Стали добычу делить мы, чтоб

каждый мог взять свою часть.

Таким образом, читатель не должен заблуждаться ни на счет Одиссея, ни на счет прекрасной Греции, талантами и мужеством сынов которой мы еще не раз будем с вами вполне обоснованно восхищаться. Даже в самой героической части ее истории Греция фактически являлась не чем иным, как «идеальным местом для разбоя». О бесспорной склонности к пиратству обитателей этих мест писал и географ Страбон, отмечая их кровожадность. Охота за рабами породила профессию андраподистов – «делателей рабов». Поэт Лукиан назвал первым таким андраподистом самого Зевса, похитившего красавца Ганимеда. Историк А. Валлон отмечал главные источники богатств древнейших цивилизаций: «Наиболее богатым источником, поставлявшим рабов, был всегда первичный источник рабства: война и морской разбой. Троянская война и наиболее древние войны греков по азиатскому и фракийскому побережьям дали им многочисленных пленников… Война пополняла ряды рабов, но с известными перерывами; морской разбой содействовал этому более постоянно и непрерывно. Этот обычай, который в Греции предшествовал торговле и сопутствовал первым попыткам мореплавания, не прекратился даже тогда, когда сношения между народами стали более регулярными и цивилизация более широко распространенной; нужда в рабах, ставшая более распространенной, стимулировала активность пиратов приманкой более высокой прибыли. Какую легкость для этого представляли и край, окруженный морем, и берега, почти всюду доступные, и острова, рассеянные по всему морю! Тот ужас, который североафриканские варвары (берберы) не так давно распространяли по берегам Средиземного моря благодаря своим быстрым и непредвиденным высадкам, царил и повсеместно в Греции». Тогдашняя жизнь была просто-таки ужасной. На это указывает хотя бы обычай убивать всех прибывших с моря незнакомцев. Среди «цивилизованных» греков, финикиян, критян, египтян, евреев, ассирийцев действовало правило Варфоломеевской ночи: убивайте всех, бог узнает своих. Богам, судя по всему, безразлична судьба людей.

Одиссей у волшебницы Кирки

Геракл и аргонавты (с копьями, палицами, щитами)

Как это ни прискорбно, но в самих Афинах, этой цитадели античной демократии, процветало неприкрытое рабство. Афины, которые согласно требованиям закона вроде бы должны были выслеживать похитителей свободных людей (приняв закон, что карал смертью уличенных похитителей-андраподистов), на самом деле всякий раз, когда только их не могли поймать за руку, тайно им покровительствуют. Было даже запрещено обижать их под страхом исключения из числа граждан. Причина такого покровительства проста и понятна. Государство и отдельные граждане извлекали немалую выгоду из торговли рабами и посредничества в оной. Ведь эта торговля облагалась специальными налогами, а Афины как раз и являлись одним из главных мест такой торговли. Лукиан в «Аукционе душ», описывая жизнь Эзопа, рисует немало примеров из практики торговли рабами в Риме. Но точно такие же порядки царили и в Греции, которая конечно же не была и не могла быть каким-то исключением.

Развалины Коринфа

Говоря об этой «ущербной, беспокойной и хрупкой» микенской цивилизации, что продержалась не более 400 лет в континентальной Греции и на Пелопоннесе, 200 лет – на островах и всего несколько лет – в далеких колониях Египта, Малой Азии и Италии, П. Фор в своей великолепной книге «Греция во времена Троянской войны» попытался установить, что же некогда погубило малые царства и города-крепости. Он довольно решительно отвергает идею внешнего нашествия и уничтожения. Те же загадочные «народы моря», о которых упоминают многие источники (делая это, впрочем, как-то очень неопределенно, смутно), вряд ли могли стать первопричиной тотальной катастрофы микенских городов. Ведь их независимые правители создали мощные крепости, имели сильное войско, для тех веков прекрасное вооружение, крепкие политико-экономические структуры. Тогда что же стало причиной той смертельной угрозы, которая смела между 1250 и 1200 годами до н.э. эти процветавшие и богатые центры?

Герои Троянской войны

Надо сказать, сам Фор убедительно ответил на поставленный вопрос: «И все-таки, чтобы попытаться объяснить катастрофу, изничтожившую между 1250 и 1200 годами столько «ладно скроенных» дворцов и прекрасно укрепленных твердынь, надо одновременно принять в расчет или сложить вместе несколько причин. Наиболее распространенным мог быть следующий механизм распада: мелкие монархии так расцвели и окрепли благодаря земледелию, скотоводству и развитию ремесел, что вызвали ненависть подчиненных народов и менее удачливых соседей.

Власть царствующего дома могли ослабить сразу несколько несчастий: недороды, кораблекрушения, болезни, соперничество, недостаток взаимопонимания, старость правителя. Все это потрясало общество снизу доверху. Целый рой мелких феодалов или местных вождей восставали, отказывались платить налоги и подчиняться чиновничьему контролю, а при случае не брезговали пиратством и разбоем. Самые храбрые сговаривались между собой и шли брать дворцы, где, как все знали, было полным-полно сокровищ, а законный хозяин, как Одиссей или Ахилл, отправился искать удачи в Троаду. Рассказы трагических поэтов об Эдипе, завладевшем городом Кадмом, или о Тесее, воцарившемся в Афинах и сбросившем старца Эгея с вершины акрополя, о Семерых против Фив, о кровавых «разборках» Атрея, Фиеста и их наследников, о бегстве Алкмеона, последнего царя Пилоса, – вся эта ужасная череда бунтов и схваток из-за наследства, видимо, в целом отражает повседневную действительность второй половины XIII века до н.э. И, если заглянуть в историю Греции XIII века н.э., мы увидим совершенно аналогичную картину, причем в тех же городах – в Фивах, Афинах, Коринфе, Аргосе, Навплии или Модоне. Византию куда в большей степени погубили внутренние склоки, чем удары внешних врагов». Французский историк резонно полагает, что велика вероятность того, что греки пали жертвой натиска соседей или сограждан, то есть гражданских, а не внешних войн.

Хотя и внешние войны, бесспорно, сыграли роль… Подобно тому как стареющие «отцы нации» в Советском Союзе попытались найти во внешней экспансии ответы на острые социальные проблемы внутри страны, не исключено, что и вожди греков, собравшиеся в поход против Трои, попытались снять тяжкий груз социальных тягот с части своего народа, предложив ему добыть грабежом злато, богатства и славу в чужих землях. Фор пишет о «гигантской массе неимущих», что имели самый мизерный доход. Все эти плотники, писцы, кузнецы, шорники, ткачи и корабелы, создавая материальное богатство, строя дворцы и укрепления, сами едва-едва сводили концы с концами. Естественно, все они с глубокой ненавистью взирали на роскошные дворцы царей, олигархов, военных баронов, генералов, так же как три тысячи лет спустя нищие, часто абсолютно бесправные труженики России взирают на сказочные дворцы новых «феодалов».

Неужто пройдет пара тысячелетий и от могущества этих царств, как от владений царя Агамемнона в Микенах или приамовской Трои, останется лишь груда камней и купольная гробница, где будет искать ответы на тайны истории XX-XXI веков новый Шлиман? И если даже родится новый Гомер, захочет ли он описать нашу жизнь?!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Задолго до того как Грецию стали называть античной, около 1600 лет до н.э., Восточное Средиземноморье населяла цивилизация торговцев и завоевателей. Это были времена мифов и легенд.

Боги в то время часто спускались с , а смертными правили их отпрыски. Именно тогда небезызвестный всем Персей, сын Зевса и дочери аргосского царя, будучи правителем расположенного неподалеку Тиринфа, основал древний город Микены.

Город стал иметь настолько большое значение, что последний доисторический период греческой цивилизации именуют «микенским».

Немного истории

Основал ли Микены Персей решив оставить о себе память еще и как о строителе городов, или в знак очередной победы — неизвестно. Но правили им многие поколения его потомков, пока на смену не пришла царская династия Атрея.

Одни легенды утверждают, что Персей выбрал это место, потому что потерял здесь наконечник меча (микес), другие, что Персей нашел гриб (по-гречески- микес) и, спасаясь от жажды, напился воды из него.

Более прозаическое предание гласит, что Микены основали ахейцы, древнее воинственное племя.
Как бы то ни было, город расположился в стратегически удобном месте. Заложили его у подножья одной из гор на северо-востоке .

Первое упоминание о Микенах, как о «златообильном» или «наполненном золотом» городе было сделано еще Гомером в своем эпосе.

Позднее немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках Микен нашел этому объяснение. Гробницы и усыпальницы на его территории были наполнены золотыми украшениями и просто безделушками весьма искусной работы.

Все это свидетельствовало о баснословном богатстве правителей и знати. Их останки были похоронены под грудой золотых изделий. Интересно, что не было обнаружено ни одного предмета из железа.

Среди найденных археологами золотых вещей были: диадемы, браслеты тонкой работы, медные котлы с изящными золотыми пуговицами, золотые чаши и кувшины, множество золотых фигурок животных, посмертные маски, самая известная из которых маска Агамемнона, а также множество бронзовых мечей.

Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах, стали самым крупным кладом в мире не только по количеству (было найдено более 30 кг золотых изделий), но и по художественной и исторической значимости. Позднее их превзошли только находки, найденные в гробнице Тутанхамона.

Все артефакты переданы в Археологический музей Афин и в Археологический музей Микен.

Удачное географическое положение Микен способствовало ведению жителями торговли.
Экспортировались вино, духи, ткани, изделия из бронзы, золота и янтаря.

Богатство быстро росло, государство процветало. Микены стали весьма влиятельны, и согласно утверждениям ученых, контролировали все Средиземноморье. Их правители даже возглавляли конфедерацию Пелопоннесских царств.

Культура, оружие и даже мода Микен распространились по всему известному миру. Это послужило причиной неоднократных нападений на город. Однако микенцы и сами были воинственны.

За время своего существования Микены и Микенское государство оставило солидный след в истории. Правители города — это герои легенд и мифов. С историей Микен связано множество трагических и героических событий.

Например, легендарная Троянская война была развязана микенским царем Агамемноном. Не будем вдаваться в подробности божественных междоусобиц, связанных с яблоком раздора и борьбой олимпийских красавиц за титул «прекраснейшей», в которую были вовлечены царь Менелай и его супруга Елена Прекрасная, приведших к падению Трои.

Историки склоняются все же к более реалистичной версии, что именно правитель Микен Агамемнон пошел войной на город, так как Троя конкурировала с ними за господство в регионе. Десятилетие длилась осада города.

Исследователи относят эти события к XIII–XII вв. до н. э., но дата является спорной. Победа же была дарована богами царю Микен за то, что он принес в жертву свою дочь, за что позже, по одной из легенд, и был убит женой, не простившей ему убийство своего ребенка.

Согласно другому преданию за время длительного отсутствия супруга Клитемнестра завела любовника – двоюродного брата Агамемнона. И когда законный супруг вернулся с войны, они просто убили его, изгнали детей – законных наследников трона, и стали править Микенами.

Стремительное развитие микенской цивилизации столь же необъяснимо, как и ее внезапное исчезновение. Точно не установлено, как и почему пало их государство. Историки выдвигают различные гипотезы, согласно которым разрушение города и гибель государства могли произойти в результате межклассовых столкновений.

Согласно другим теориям серия землетрясений, разрушение торговых путей вызвали стремительное падение цивилизации. Не исключено, что этому окончательно поспособствовало вторжение Морского народа – дорийцев. Но точно известно, что гибель Микенской цивилизации совпала с окончанием бронзового века.

«Бронзовый коллапс» сопровождался падением государств и разрушением крупных городов. Была утрачена письменность и традиции, сошла на нет торговля. Восточное Средиземноморье погрузилось во тьму.

Как добраться до Микен

Время неумолимо, и сейчас мы можем увидеть только руины некогда могущественного города. Это все что дошло до нас.

Микены – это один из величайших памятников бронзового века.
Город находится на востоке скалистого хребта полуострова Пелопоннес.

Ориентиром является городок Микенес, расположенный в 2 км от них. Географические координаты древнего города: 37° 43? 50? с. ш., 22° 45? 22? в. д. От столицы Греции — примерно 90 км на юго-запад полуострова, либо 32 км на север от залива Арголикос.

Добраться до Микен можно рейсовым автобусом из Афин с автовокзала КТЕЛ Афинон примерно за два часа, билет стоит около 12 евро. Но можно попасть в Микены и самостоятельно , вооружившись навигатором или картой. Необходимо проехать сначала до города Арго, оттуда уже отправиться в Микенес, миновав еще одну – Коринфский канал.

Находятся руины на территории археологического парка «Микены». Вход в парк платный. Билеты продаются при входе и стоят 8 евро, причем детям до 18 лет приобретать билеты не нужно. Предъявив билет, Вы сможете увидеть Микенский акрополь, Археологический музей и «Сокровищницу Атрея».

Бронируя экскурсию в Микены через интернет либо в отелях, уточните есть ли русскоговорящий гид. Как правило, посещение Микен в таких экскурсиях запланировано наряду с другими достопримечательностями, поэтому стоимость зависит от вида транспорта, количества посещаемых мест и категории экскурсии.

Что посмотреть

Как и многие города, Микены имели своего собственного правителя, соответственно царский дворец и хорошо укрепленную цитадель.

Город обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней. Строительство вели, ни больше, ни меньше — гиганты циклопы.


Иначе, как еще можно объяснить происхождение столь мощного оборонительного сооружения. Камни так плотно подогнаны друг к другу, что возникает ощущение монолитности стен. Такую кладку повелось называть циклопической. Вес некоторых камней доходит до 10 тонн.

На вершине небольшого холма у подножья горы был возведен Царский дворец. Это так называемый верхний город – акрополь.


Здесь жила не только царствующая династия, но и прочая знать и аристократия. Это и есть центр политического управления городом-государством. На территории также были храмы, склады и захоронения умерших правителей.

Центром Царского дворца является прямоугольное помещение с колоннами и очагом в полу – царская приемная.


Так называемый Мегарон служил административным центром города и в нем проводились заседания, совещания и суды.
В Мегароне находился и символ царской власти – трон. В наше время сохранился только фундамент сооружения.

Царские покои пасположены с северной стороны дворца. Здесь же был возведен храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптура, изображавшая двух богинь и ребёнка.

Обычные же люди жили вне стен крепости у подножья холма. Интересно, что постройки имели трапециевидную форму, коротким основанием направлены в сторону акрополя. Из-за чего весь город сверху напоминал веер. Самые известные строения это «Дом Сфинкса», «Дом виноторговца», «Дом щитов» и «Дом торговца маслом».

Попасть в крепость возможно было только по дороге через . Это знаменитейшая архитектурная достопримечательность Микен.

Ворота сооружены из четырех мощных плит известняка. Их пролет представляет собой квадрат, сторона которого около 3 метров. Закрывались они, скорее всего, деревянными створками, которые не сохранились до наших дней.

Об их существовании можно судить по углублениям на боковых стенках. Фронтон украшен барельефом с изображением двух львов, которые были символом царской династии, и олицетворяли ее могущество.

Львы стоят на задних лапах и опираются ими на колонну. Их головы не сохранились, и по разным версиям были выполнены либо из слоновой кости, либо из золота. Это древнейшая скульптурная композиция в Европе.

В царский дворец ведет большая лестница, начинающаяся со внутреннего двора у Львиных ворот. Интересно, что уже тогда существовала бюрократия. Глиняные таблички, найденные при раскопках во дворце, оказались финансовыми отчетами, списками рабов и ремесленников.

Микены обладали самой большой драгоценностью для всех крепостей – подземными источниками воды.

Жители вырыли глубокий тоннель к ключу, известному как фонтан Персея. Этот фонтан и огромная оборонительная стена помогали им выдерживать длительные осады.

За стенами цитадели археологи обнаружили гигантские купола – усыпальницы царей и знати, возведенные из мощных каменных плит. Гробницы маскировались насыпным курганом, а вовнутрь вел длинный коридор – дромос.

Коридор, через высокий, до 7 метров в высоту, монументальный вход, вёл во внутреннюю сводчатую камеру. После похорон гробницу закрывали, а все входы засыпали землей. Самая известная и хорошо сохранившаяся – сокровищница или усыпальница Атрея, отца Агамемнона.

Но гробница была разграблена задолго до того как ее нашли археологи.

На территории же самой крепости в результате раскопок были обнаружены царские могилы, сразу за Львиными воротами.

Генрих Шлиман раскопал здесь пять царских захоронений. В них находились останки девятнадцати умерших, погребенных под грудами золотых украшений. Самой знаменитой находкой стала золотая посмертная маска.


По мнению Генриха Шлимана, маска принадлежала самому Агамемнону. Позже выяснилось, что захоронения были сделаны на несколько веков ранее времен легендарной Троянской войны.
В 1999 году руины Микен внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на то что, время не пощадило город, посещение его весьма познавательно и интересно.

Микены находятся на холме между двумя горными возвышенностями. Крепость Агамемнона в Микенах лучше любого другого места в Греции заслуживает названия легендарной. Крепость обнаружил в 1874 году немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший . Шлиманом двигала простодушная вера в то, что здесь он обретёт свидетельства, подтверждающие правдивость гомеровского эпоса. Шлиман нашёл блистательно сделанные изделия из золота и необычные захоронения.

Микенско-Аргосский регион относится к тем областям Греции, которые были обитаемы с древнейших времён, о чём свидетельствуют неолитические стоянки, появившиеся около 3000 года до нашей эры. Но с Микенской крепостью и драматическими событиями вокруг неё связаны три столетия конца 2-го тысячелетия до нашей эры – период примерно от 1550 до 1200 годов до нашей эры. Он назван Микенским, но термин подразумевает не только окрестности Микен, но всю цивилизацию бронзового века, процветавшую в то время на .

Миф, изложенный Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» и Эсхилом в «Орестее», рассказывает об истории Микен. Микены заложил Персей, убивший медузу Горгону, но затем город попал в обагрённые кровью руки Атрея. Фиест соблазнил жену своего брата Атрея, и тот, чтобы отомстить, убил сыновей Фиеста и скормил их родному отцу. Не удивительно, что такое поведение прогневало богов. Дочь Фиеста Пелопия родила от отца сына, которого назвали Эгистом, который, повзрослев, убил Атрея и вернул престол Фиесту.

Проклятье богов пало на сына Атрея Агамемнона. Вернувшись в Микены с Троянской войны, во время которой он командовал греческими войсками за этот пост главнокомандующего он, отправляясь на войну, пожертвовал свой дочерью Ифигенией – Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником – тем самым Эгистом, который убил его отца Атрея. Трагический круг завершил сын Агамемнона Орест, убивший свою родную мать, то есть Клитемнестру, после чего его преследовали Эринии – до тех пор, пока Афина не выпросила у Эриний прощение злосчастному мстителю и не сняла с рода Атридов тяготевшее на нём проклятие.

То, что обнаружили в Микенах археологи, замечательно вписывается в легенду – по крайней мере, если понимать её как поэтический рассказ об истории междинастических распрей или – к чему склоняются в большинстве своём учёные – слияние нескольких рассказов, возникших в разные времена и о разных же временах повествующих. У строения, которое нашёл Шлиман, обнаружены черты, позволяющие думать, что оно использовалось примерно с 1950 года до нашей эры, но знавало два периода явного запустения: около 1200 и снова – около 1100 годов до нашей эры, после чего город, процветанию которого, казалось бы, ничто не мешало, и вовсе был оставлен обитателями.

Объяснить все эти события пока не удаётся, тем более что известная теория «дорийского нашествия» не может быть верной, но похоже, что закату Микен могла способствовать какая-нибудь масштабная война между соперничающими царствами. И ещё похоже, что высокое развитие цивилизации к XIII веку до нашей эры лишь ожесточало борьбу, а раскопки Трои подтвердили рассказ о разорении в 1240 году до нашей эры этого города войском, предводителем которого очень даже мог быть царь из Микен. Как раз в этот период в Микенской крепости строились новые мощные укрепления.

Микенская цитадель

Войти в Микенскую крепость (лето: понедельник 12:30 19:30, вторник-воскресенье 8:00-19:30; зима: 8:30-17:00; 8 €) можно через знаменитые Львиные ворота. Большой интерес вызывают грандиозные стены, толщина которых местами достигает 6 метров и сложены они из камней огромных размеров. Стены называют «циклопическими»: эллины полагали, что соорудить подобное по силам лишь каким-то легендарным существам, например, циклопам – не смертным людям. Над воротами – резной рельеф изящной работы.

Микены в этот период находились на вершине своего могущества – город возглавлял конфедерацию городов Арголиды ( , Ассина, Гермиона – нынешний Эрмиони), господствовал на Пелопоннесе и властно распространял своё влияние на другие города, расположенные на побережье Эгейского моря. Столп, поддерживаемый двумя могучими львами, похоже, был своего рода гербом микенского царствующего дома – во всяком случае похожее изображение украшает найденную в крепости стелу.

Внутри стен справа Шлиман в результате раскопок обнаружил захоронения – Погребальный круг. Полагают, что здесь находятся останки Агамемнона и его приближённых, умерщвлённых после того, как они победоносно вернулись из Трои. Открыв одну из могил, Шлиман обнаружил в ней очень тщательно выполненную великолепную золотую маску и решил, что это Агамемнон: «Я взирал на лик Агамемнона!» – восклицал немец в восторженной телеграмме, отправленной им королю .

В самом деле, на какое-то время истинность гомеровых повествований показалась несомненной и неопровержимой. Но в действительности оказалось, что погребения совершались по крайней мере за три столетия до Троянской войны, хотя если Гомер соединил в своём эпосе несколько различных сказаний, появившихся в разное время, нет причин отвергать вероятность связи между маской и микенским царём, которого могли звать и Агамемноном. Сокровища (они теперь в ) несомненно царские – мало какие из археологических находок сравнимы с ними по своему богатству и пышности.

Шлиман считал просторный Южный дом за могильным кругом дворцом Агамемнона. Однако Царским дворцом скорее было более величественное здание, обнаруженное позднее во время раскопок недалеко от вершины акрополя. В XIII веке до нашей эры его перестроили, и получился впечатляющий, прекрасно отделанный архитектурный комплекс: хотя развалины доходят лишь до уровня земли, границы между отдельными помещениями угадываются достаточно легко.

Подобно всем микенским дворцам, и этот выстроен вокруг большого внутреннего двора: лестница на южной стороне вела, должно быть, через некую прихожую в большой прямоугольный тронный зал. На востоке через сдвоенный портик входили в мегарон большие приёмные покои с традиционным круглым очагом посередине. Считается, что небольшие отсеки в северной части дворца служили царскими покоями, а остатки алебастровой ванны, найденные в одной из этих комнат, наводят на зловещие подозрения – уж не здесь ли убивали Агамемнона?

Прогулка по земляным валам погружает в грёзы о событиях давно минувших дней. Потайная цистерна, которую зарыли там около 1225 года до нашей эры, напоминает о том, какую жизнь вели микенцы. Возможно, она помогала обороняющим крепость выдержать осаду извне. Ступени ведут вниз, к подземному источнику – и вы можете преодолеть этот путь до конца, только возьмите факел или, лучше, фонарик, и наденьте сапоги: на последнем вираже извилистого перехода капает вода. Неподалёку находится Дом колонн, сохранился фундамент лестницы, которая некогда вела наверх.

В самой крепости могла селиться только микенская правящая верхушка («элита»). Поэтому основная часть города расположена ниже, за пределами оборонительных стен, у дороги были найдены остатки домов, принадлежавших торговцам маслом и вином. Среди находок – таблички с линейным письмом, которые удалось прочесть: на таблицах написаны рецепты ароматизации оливкового масла пряностями.

Там же нашли немало глиняной посуды, внешний вид и обилие которой позволяет думать, что у древних микенцев существовали обширные торговые связи. Найденные таблички лишний раз свидетельствуют о высоком уровне микенской цивилизации: судя по расшифрованным текстам, навыки письменности имели не только правительственные писцы, трудившиеся в царских дворцах, как думали прежде. Возможно, рядом с крепостью находился процветающий зажиточный город.

Рядом с развалинами жилищ обнаружен ещё один Могильный круг, сооружение которого относят примерно к 1650 году до нашей эры. Возможно, эти захоронения оставила прежняя династия, соперничавшая с царями Погребального круга. Рядом два толоса – так назывались круглые погребальные камеры. Обнаруживший толосы Шлиман «опознал» их как могилы Эгиста и Клитемнестры. Первая, та, что ближе к Львиным воротам, сооружена около 1500 года до нашей эры и теперь обваливается – потому её огородили верёвками. Вторая – лет на двести моложе, иначе говоря, относится к временам Троянской войны, и к ней пока пускают.

Сокровищница Атрея

В четырёхстах метрах по дороге от крепости находится толос, называемый Сокровищницей Атрея, или более официальное название – «Могилой Агамемнона» (тот же график, что у крепости; плата за вход включена в стоимость билета в крепость). Под этим куполом, видимо, в самом деле хоронили последних микенских царей.

Но зачем бы и для кого бы ни воздвигалось это напоминающее улей сооружение, оно бесспорно остаётся выдающимся памятником микенской эпохи. Войдя в толос через величественный пятнадцатиметровый туннель, вы окажетесь в слишком узком проходе, так называемом дромосе.

Сокровищница Атрея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями.

Деревня Микинес

От современной деревни Микинес всего 2 километра до развилки автострады Коринф-Аргос и до железнодорожного вокзала в Фихти, но далеко не все поезда маршрута -Аргос останавливаются на станции Фихти.

Автобусы, едущие из в Аргос или , обычно высаживают желающих попасть в Микены пассажиров у Фихти (в кафе рядом с развилкой торгуют автобусными билетами), а не в деревне Микинес.

Её и античные Микены обслуживают переполненные автобусы, едущие из Нафплиона через Аргос. До античных Микен из центра Микинес два километра пути в гору, в сезон вам попадётся пара передвижных забегаловок и передвижная почта – в фургоне.

  • Проживание и питание в деревне Микинес

Если собственным автомобилем вы не располагаете, то вам, быть может, захочется остановиться в деревне: Микинес днём заполнена туристами, но когда заканчивается рабочий день и автобусы с путешественниками уезжают, сразу же воцаряется тишина. На единственной улице селения есть гостиницы, названные именами Атридов, но можно и снять комнату. От обоих микинесских кемпингов (их два) до центра рукой подать, хотя они находятся на околице села.

Оба работают круглый год, хотя Camping Mykines меньше, но ближе к археологической площадке, чем Camping Atreus. Во всех нижеперечисленных гостиницах работают рестораны, рассчитывающие в основном на группы туристов, желающих ланча, поэтому не ждите от этих заведений чего-нибудь этакого. Захочется поесть, зайдите в Electro или King Menelaos, а то и просто Menelaos – вся троица устроилась на главной улице.

1). Отель Belle Helene – Своеобразная гостиница с хорошим рестораном – в том самом доме, где жил Шлиман, когда шли раскопки в Микенах. В книге гостей вы увидите автографы Вирджинии Вульф, Генри Мура, Сартра и Дебюсси;

2). Отель Rooms Dassis – Приятная, хорошая обстановка; гостиницей и турагентством владеет Марион Дассис, канадка, вышедшая замуж за одного из членов местного клана. Гостиница хороша для проживания групп, студентов и семей;

3). Отель Klytemnestra – Чистые, приятные, современные номера, управляют гостиницей греческие – или австралийские – хозяева;

4). Отель Le Petite Planete – Прекрасные виды и плавательный бассейн. Работает с апреля по октябрь. Местонахождение: недалеко от античных Микен.

Аргосский Герайон и античная Мидея

Мало посещаемый Аргосский Герайон (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно) в микенские и классические времена считался важным святилищем, посвящённым Гере. Предание гласит, что именно здесь Агамемнона выбрали предводителем войска во время Троянской войны. От Микен до святилища 7 километров на юг, дорога идёт вдоль нового шоссе на Тиринф, по пути можно любоваться великолепными видами равнин, простирающихся до Аргоса.

Близ храма вы увидите несколько микенских погребений, но главное – храмовый комплекс (точнее, его остатки) над соединёнными меж собой террасами – построено в V веке до нашей эры. Уцелели также римские бани (термы) и палестра, а центральный фундамент храма по величине такой же, как у афинского Парфенона.

Если вы на машине, и едете по дороге Микены-Нафплион, то Герайон – прекрасный повод отвлечься, а если вы уже осмотрели Микены, то можно совершить прогулку к этому храму – из деревни Микинес вы дойдёте пешком за час с небольшим, только отыщите сначала старую тропу, ведущую из Микинеса на юго-восток – она идёт параллельно дороге на Айия-Триаду. Из деревни Хоникас можно уехать на автобусе в Аргос, но лучше всё-таки преодолеть 5 километров и добраться до селения Айия-Триада, которое связано с Нафплионом, и откуда транспорт ходит несколько чаще.

Потомки мифического Персея правили Микенами в течение многих поколений, пока их не сменила могущественная династия Атрея, с которой связано много героических и трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принёс в жертву богам собственную родную дочь Ифигению. После триумфального возвращения с троянской войны Агамемнон был убит в ванной своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерть дочери. Клитемнестру в свою очередь убивает обезумевший от ярости сын Орест, подстрекаемый сестрой Электрой. Что тут сказать? Жестокие времена, жестокие нравы. Но по истечении тысячелетий имя Клитеменестра стало в Греции нарицательным для жен - мужеубийц.

Эти легенды и предположения нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои случайно наткнулся на один из шахтных могильников. Рядом обнаружились ещё несколько захоронений того же типа, и тут-то стало ясно, почему Гомер называл Микены златообильными. В процессе раскопок было найдено невероятное количество золотых и удивительно красивых вещей (около 30 кг!): украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом. Пораженный Шлиман писал: «Все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств». Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска, которая по версии Шлимана принадлежала самому Агамемнону. Но возраст могильников не подтвердил эту версию, захоронения были сделаны намного раньше, до царствия Агамемнона. Интересным фактом, подтверждающим могущество и богатство древних Микен, является то, что не было найдено предметов из железа. Основные материалы, из которых изготовлены обнаруженные предметы, - серебро, бронза и золото. Найденные в шахтных могильниках артефакты, хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.



Древний город занимал стратегически удобное положение на вершине холма, защищенный массивными стенами акрополя. Кладка оборонительных стен проводилась без использования какого-либо связующего раствора. Камни подгонялись так плотно, что стены производят впечатление монолитных. В акрополь вели знаменитые «Львиные ворота» - циклопическое сооружение из камней, украшенные барельефом с двумя львицами - символом могущества царской династии. Ворота - самая знаменитая постройка Микен, а барельеф считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.



В цитадели находились жилые дома знати и бытовые постройки, причем многие здания были двух и трёхэтажными. Недалеко от входа сохранились остатки погребального круга А, где располагаются шахтовые гробницы датируемые 1600 г. до н.э. Найденные в них предметы указывают на то, что здесь находились захоронения царских семей.



Со внутреннего двора у «Львиных ворот» начиналась большая лестница, ведущая в царский дворец. Центром дворца был Мегарон - большое помещение с очагом на полу. Царский Мегарон был центральным строением, своеобразным административным центром. Здесь проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить и фрагменты фундамента красной ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.



На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг В, включающий в себя купольные гробницы (толосы) - ещё один образец микенской архитектуры. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них, так называемая «Сокровищница Атрея» или «Гробница Агамемнона». Когда захоронение было найдено Шлиманом, оно оказалось разграбленным. Поэтому не удалось установить, кому принадлежала гробница, но размеры и архитектурные особенности позволяют предположить, что внутри находилась царская усыпальница. Круглые подземные сооружения пришли на смену шахтовым захоронениям. К высокому узкому входу ведёт выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница представляет собой внушительный купол высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложенный горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим. До постройки Римского Пантеона гробница являлась самым высоким сооружением такого типа.