Михайловский замок, памятник Петру I: описание, история и интересные факты. Бюсты Петра работы Растрелли (1724) Где установлен первый конный монумент петру 1

Знаете ли вы, что памятник Петру Первому у Михайловского замка одобрил сам Петр Первый? Известно ли вам, что это первый конный монумент в России? Вы в курсе, что эта статуя пролежала в «запасниках» почти полвека? Если хотя бы на один из этих вопросов, вы не можете дать положительный ответ, эта статья для вас!

Совершив великие деяния на благо отчества, Петр I не рассчитывал на благодарность от черствых современников, разумно полагая, что если «сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит». Уже после Полтавской виктории, государь замыслил воздвигнуть на месте битвы «пирамиду каменную с изображением персоны нашей в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой...», но из-за многообразных забот томивших русского царя, творческий замысел был отложены на неопределенный срок.

Только в 1716 году в Петербург для создания первого конного монумента России прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Молодой итальянец рьяно принялся оправдывать высокое доверие и уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с лица своего героя гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже. Парижской Королевской Академии надписей и словесности было дано поручение составить приличествующий мемориальный латинский текст для будущего постамента*.

В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла. Россия шла к победоносному завершению Северной войны и новый памятник должен был отражать триумф Империи и ее основателя. В 1724 году новая восковая модель памятника была готова. Как и все барочные монументы, памятник Петру был несколько перегружен деталями. Царь восседал на могучем коне, у ног которого лежала змея, символизирующая Зависть (впоследствии она «перекочевала» к Медному всаднику). В композицию памятника были включены аллегорические фигуры шести добродетелей, статуя Невы, купидоны, земная сфера. Было выбрано и место для памятника - на Васильевском острове на Старой сенатской площади. Как мы видим, и в этом вопросе между монументом Растрелли и Медным всадником прослеживается определенная преемственность.

Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году!

Шли годы, модель памятника пылилась в амбаре. К счастью, в 1741 году после очередного дворцового переворота власть захватила вторая дочь Петра I - Елизавета Петровна. Не имея убедительных прав на русский престол, новая царица использовала каждую возможность, чтобы напомнить верноподданным о своем знаменитом отце.

В 1743 году всеми забытый монумент работы Растрелли был извлечен из мглы амбара на божий свет, дабы свидетельствовать о преемственности правления дочери Петра. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Мода на аллегоризм прошла, и престарелому Бартоломео Карло пришлось в последний раз дорабатывать свое детище. С памятника исчезли барельефы и аллегории, остался лишь лаконичный образ императора-триумфатора.

Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году, но как выяснилось, одиссея монумента была еще далека от своего завершения.

Готовую статую снова поместили на склад Канцелярии строений, где она мирно простояла 15 лет. После кратковременного, но запоминающегося правления Петра Федоровича, на престол вступила Екатерина II. Не имея никаких прав на русский трон, предприимчивая немка сразу же озаботилась памятью покойного императора, но … монумент Растрелли ей не понравился. Вместо него было решено изготовить новый монумент. Им стал знаменитый «Медный всадник». А Петр работы Растрелли был в 1782 году подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.

Эпопея монумента завершилась в 1797 году, когда император Павел I решил пристроить многострадальную статую на берегу Кронштадского канала. Но в 1799 году, Павел изменил свое решение и приказал поставить памятник перед фасадом Михайловского замка. Императора как будто выезжал из ворот императорской резиденции. Постаментом для памятника служил высокий 4-граный пьедестал, украшенный любопытными барельефами «Полтавская баталия» и «Гангутский бой». В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом - Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы. На барельефе «Гангутский бой» информацию о месяце сражения сообщает другой знак зодиака - Лев.

Лаконичное посвящение на лицевой стороне: «Правнук-прадеду», служила своего рода ответом на надпись «Петру I - Екатерина II» на Медном всаднике. Кроме того, она напоминала петербуржцам и гостям города, что Павел Петрович был сыном Петра Федоровича и правнуком Петра Алексеевича, а не сыном Сергея Салтыкова, как говорили злые языки.

К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара».

В 1941 году для сохранности от артобстрелов, горожане сняли статую с пьедестала и закопали ее тут же на площади. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место. В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован.

С памятником Растрелли связаны многочисленные мифы и легенды. Так с начала 90-хх годов существует поверие, что студенты ухватившиеся за пятку карабкающегося в лодку моряка на барельефе «Гангутский бой» не «утонут» на экзамене. Как поется в песне: «в самый жесткий шквал, друг шпагалочку бросал и меня спасал…» Люди мистической складки, утверждают, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, ровно в 3 часа утра, можно увидеть, как он шевелится. Просто так отмахиваться от этого предания тоже нельзя. Автор свидетельствует, что если гулять по Петербургу в компании потребляющей напитки и вещества, к трем часам утра можно увидеть еще и не такие ужасы летящие на крыльях белой ночи. А вот история про то, что Растрелли заменил переднее копыто коня, женской ногой в туфле следует отнести к категории анекдотов: «Ну вы доктор и маньяк!» Во-первых, к радости гей-сообщества, чулки и туфли в XVIII веке носили как женщины, так и мужчины. Во-вторых, при приближении, становится видно, что речь идет все-таки о копыте, слегка утопленном в постамент. В-третьих, когда в 1941 году памятник сняли с постамента, никаких шокирующих открытий не последовали. Впрочем, никто вам не мешает, повеселить друзей этим забавным оптическим эффектом.

Любопытно, что знаменитую надпись «Петру I - Екатерина II» составил знаменитый матерщинник и поэт, автор «Срамных од» И.С. Барков. По преданию императрица не заплатила стихотворцу за труд, после чего петербуржцы одним прекрасным утром обнаружили на Медном всаднике надпись: «Петру I - Екатерина II. Обещала, но не дала». Надпись на Памятнике Растрелли сочинил сам императора Павел I.

→Памятники →Памятник Петру Первому

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Памятник Петру I - Первый конный памятник в России. Ему понадобилось почти 100 лет, чтобы преодолеть долгий путь от идеи создания до установки в городе.

Мысль воздвигнуть себе памятник в полный рост на коне возникла у Петра I после разгрома шведов под Полтавой еще в 1709 году, но вот достойного скульптора тогда не нашлось. Только в 1716 году началась работа под руководством прибывшего тогда в Россию известного скульптора Б.К. Растрелли. Но все предлагаемые им модели по разным причинам не устраивали царя.

Наконец только к 1724 году была выполнена восковая модель памятника, одобренная Петром I, но к отливке его так и не успели приступить – в 1725 году император скончался. Скульптор, проработавший над этим проектом почти 10 лет и так и не получивший вознаграждения, не терял надежды окончить его, но пока переключился на другие заказы.

Только с приходом к власти Елизаветы замысел получил продолжение (в 1743 году), вот только модель памятника уже не соответствовала ни моде того времени, ни грандиозности самого образа Петра I. Растрелли внес необходимые изменения, и уже все было готово к отливке, но в 1744 году Растрелли умер.

Тогда за дело взялся его сын, талантливый и уже известный к тому времени архитектор – Бартоломео Франческо Растрелли. К 1747 году памятник, наконец, был отлит в бронзе и... спрятан в амбаре Литейного двора. Екатерина II посчитала его недостаточно хорошим, чтобы увековечить память о Петре, и по ее заказу был выполнен знаменитый «Медный всадник ».

Но в 1796 году к власти пришел Павел I, и его желание действовать наперекор покойной матушке, помогло памятнику занять свое место в столице – на площади перед Михайловским замком, а на передней грани пьедестала появилась надпись: «ПРАДЕДУ ПРАВНУК.1800».

Вскоре после смерти императора Петра Первого при Кунсткамере был организован «Кабинет Петра Великого», куда были собраны его личные вещи, документы, инструменты. В дальнейшем «Кабинет» пополнялся материалами, дающими представление о различных сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства. В частности, в «Кабинет» попадали вещи, изготовленные самим Петром I или при его участии, изображения царя и его сподвижников.

Впоследствии большая часть этой коллекции была передана в Эрмитаж, в отдел русской культуры конца XVII – начала XVIII века, где была организована постоянная экспозиция, посвященная деятельности Петра I и его достижениям. Частью этой экспозиции стали два скульптурных портрета императора, во многом повлиявшие на то, как представляли Петра в своём творчестве последующие поколения художников и скульторов.

«Восковая персона»

Среди живописных и скульптурных портретов Петра Первого важное место занимает так называемая «Восковая персона». Создателем ее был Карло Бартоломео Растрелли (16771744) - талантливый скульптор, приглашенный в Россию Петром на три года и проработавший здесь двадцать восемь лет вплоть до своей смерти. Еще при жизни Петра Великого Растрелли снял с лица императора восковую маску и, пользуясь ею, выполнил в 1719 году восковой слепок головы Петра I.

1725 год
Так фигура выглядит в экспозиции, и, по всей видимости, это лишь копия.


1725 год
А так «Восковая персона» выглядит в старых справочниках.

Позднее Растрелли не раз изображал царя, а после его смерти, стремясь увековечить образ Петра, создал «Восковую персону». Из воска были выполнены лицо, кисти рук, ступни ног, сама же фигура была изготовлена из дерева (при этом руки и ноги можно сгибать на шарнирах). Волосы на восковой голове были настоящие, с головы самого Петра! Одежда подлинная, так же как и орден Андрей Первозванного с широкой голубой лентой на груди.

Бюст Петра I работы Карло Растрелли

Один из лучших образцов русского скульптурного портрета, созданный К. Б. Растрелли в 1723 году, - бронзовый бюст Петра I. По модели, выполненной из глины, а затем из воска, Растрелли отлил два бюста: из бронзу и чугуна. Бронзовый бюст был закончен лишь в 1729 году, когда помощник Растрелли, гравер Семанж, завершил чеканную его отделку. Особенно тонко прочеканены узоры кружев, а также многочисленные детали парадного костюма. На двух нагрудных щитках панциря рельефные изображения прославляют Петра как создателя могучей России и выдающегося полководца. На одном Петр представлен скульптором с долотом и молотом в руках, на другом – всадником, участвующим в Полтавской битве.


1723 год. Бронза

Даже не рассматривая эти изображения, зритель представляет облик Петра I, Проницательный, взгляд, гневное выражение лица, непреклонность, ум, сила, воля, темперамент - все, что сочеталось в характере Петра 1, великолепно передано в этом портрете. Развивающаяся за плечами горностаевая мантия, резкие изгибы и острые углы силуэта скульптуры, блики света на нервном, подвижном лице еще более выявляют энергию и порыв, присущие Петру. Бронзовое изваяние бюста в настоящее время находится в Эрмитажа, а чугунный вариант достался Русскому музею, так что оба крупнейших музея обрели по шедевру Растрелли.

Триумфальный столп

С именем Карло Бартоломео Растрелли связан также интересный замысел памятника Петру Первому, который не был осуществлён, но о котором можно судить по созданной модели. «Триумфальный столп» выставлен в Круглом зале или Ротонде Эрмитажа. Зал этот был построен в 1830 году архитектором Монферраном, а после пожара 1837 года восстановлен с некоторыми изменениями A. П. Брюлловым. В 1880 году под залом взорвалась бомба, но император Александр II избежал покушения, погибло одиннадцать человек из числа персонала дворца и охраны.

Помимо модели столпа здесь же находится большая люстра, изготовленная в 1723 году из слоновой кости. Помимо мастеров царской «Токарни», в ее создании принимал участие сам Петр I, собственноручно выточивший для люстры ряд деталей.


Триумфальный столп быз задуман К.Б.Растрелли как монументальный памятник императору. В разработке проекта участвовали также Н. Пино и А. К. Нартову. В связи с разными обстоятлеьствами проект не был претворен в жизнь. Однако сохранившиеся эскизы и подлинные детали, созданные для модели «Триумфального столпа» (в частности, бронзовые цилиндры с рельефными изображениями, исполненные А.К. Нартовым), позволили реконструировать этот интересный памятник в честь побед, одержанных Россией при Петре I в Северной войне.

Рельефные картины на постаменте изображают взятие Нотебурга и Нарвы, основание Петербурга, сражение при Калише. На восьми бронзовых цилиндрах, составляющих колонну и выполненных в мастерской А. К. Нартова, показаны битва при Лесной и под Полтавой, взятие городов Риги и Ревеля (ныне Таллин), Прутский поход, взятие Фридрих штадта, Гангутский бой и взятие Дербента.

Памятник Петру I - бронзовый конный памятник, исполненный Бартоломео Карло Растрелли, находится на Кленовой улице, перед главным (южным) входом в .

Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) изготовил модель памятника ещё в 1716 году, при жизни Петра I и под его руководством. Однако скульптура была завершена лишь к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. К этому времени и заказчик и скульптор скончались.

По первому проекту, памятник имел пирамидальное построение и должен был быть в 64 фута вышиной. Первоначально Петр планировал установить монумент на Коллежской площади, находящейся на Васильевском острове - в то время главной площади Санкт-Петербурга. Ещё один конный памятник, по тому же проекту, немного меньше размером - в 52 фута, предназначался для Летнего сада и должен был стоять перед Летним дворцом Петра I.

Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком. . На цоколе должен был помещаться большой барельеф "Полтавская баталия"; фигуры побеждённых "полоняников" служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь - из пёстрого мрамора. Многие детали монумента - барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие "уборы" предполагалось позолотить. Для овального барельефа Растрелли просил Петра самого выбрать соответствующий сюжет.

В 1717 году Растрелли решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра. В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела 76 сантиметров в высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя "Река" с четырьмя купидонами и "Земная сфера", поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главный акцент был сделан на прославление "добродетели" и посрамление "зависти". Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (Невы) и Глобуса - земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и "облачают в златую обёртку", означало обновление и исправление карты мира, то есть возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал и работа в очередной раз остановилась.

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены только в 1734 году при Императрице Анне Иоанновне.

Распоряжение об отливке в бронзе было дано следующей Императрицей Елизаветой Петровной - 22 июня 1743 года. При этом Растрелли переработал первоначальную модель, утверждённую Петром: свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись к первому проекту памятника. Композиция стала более лаконична, а форма - пластически обобщена.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Для отливки, которая должна была проходить под наблюдением автора, был построен специальный "литейный амбар". Скульптору помогали свыше 20 человек, но завершить работу он не успел - 18 ноября того же года Б.К. Растрелли скончался. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. Под его руководством в 1745-1747 годах были построены две литейные печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди. 3 ноября 1747 года отливка из меди была закончена.

Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-1755 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник Петру I предполагалось установить перед Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к , где под деревянным навесом она простояла 45 лет. Екатерине II памятник не понравился и в 1766 году она заказала новый монумент Петру французскому скульптору Э.М. Фальконе.

В 1782 году Растреллевский памятник был подарен Екатериной князю Г.А. Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, но передумал и поместил в амбаре Таврического дворца, где памятник и простоял до 1791 года.

Лишь в августе 1798 года Император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года было повелено "отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить". Было назначено новое место - площадь Коннетабля перед строившимся . Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По сути она являлась островом. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре этой площади должно было установить памятник Петру I, а за памятником находились ров и три моста.

Установкой памятника занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна.

22 марта 1800 года изготовление гранитного пьедестала по рисунку Федора Ивановича Волкова (1754-1803) поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский светло-красный и рускольским серовато-белым мрамор для облицовки поставил крестьянин Василий Одинцов, сердобольский гранит для цоколя - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев.

28 апреля 1800 года литейщик В.П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра Первого и лошадь под ним: у статуи была усилена железная арматура, заделаны дыры в брюхе коня, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя "прикрыта колером", т.е. патинирована. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.

15 октября 1800 года скульптор Пьер Луи Анжи (1752-1828) взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.

По приказу Императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись "Прадеду - правнук 1800 год", очевидно, в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру Первому Екатерина Вторая". К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, возвышается фигура Петра одетая в воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь. На ногах императора римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Голова Петра повёрнута чуть влево. На голову возложен лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени - сомнительная аллегория.

Убор коня роскошен: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка. Скульптором изображен жеребец персидской породы по имени Лизетта. По другим источникам лошадь Петра I была карабахской породы, но все сходятся на том, что Петр приобрёл этого коня в Риге, выменяв на свою собственную лошадь. Лошадь, носящая женское имя, была мужского пола. Говорят, именно Лизетта является прообразом коня на всех конных статуях Петру I. Судя по тому, что Растрелли изобразил у коня длинную, прогибающуюся бабку - у лошади Петра была очень мягкая рысь. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Конная статуя имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Возможно, Растрелли вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи: конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме и эпохи Возрождения конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя.

Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - "Полтавская баталия" и "Битва при Гангуте", а также аллегорической композицией с трофеями.

Барельефы исполнены скульпторами Иваном Ивановичем Теребенёвым (1780-1815), Василием Ивановичем Демут-Малиновским (1779-1846), Иваном Е. Моисеевым под руководством Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Во время блокады Ленинграда статуя Петра I была снята с пьедестала и скрыта в котловане, вырытом рядом. В 1945 году статуя была возвращена на место.

Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989-1990 годах: Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей.

Памятник является Культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810540000.
Проезд: от станции метро "Гостиный двор" пешком по Садовой улице до Инженерного замка, 10-15 минут.


Памятник Петру I. Фрагмент. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I перед Инженерным замком. Фото: 2014 год.

"Прадеду - правнук 1800 год". Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Детки изучают барельеф "Гангутское сражение". Фото: 2014 год.

На барельефе "Гангутский бой" слева на флагманском корабле изображен Пётр I, который командует "авангардией". К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя, которое произошло 27 июля (7 августа), 1714 года. На переднем плане изображена драматическая сцена - спасение тонущего моряка. Фото: 2014 год.

В центре барельефа "Полтавская баталия" на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане - на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак - 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско.

Считается, что потрогать копыто коня Петра I или ботфорд - это к удаче. А если подержаться за пятку тонущего моряка - это отведёт опасность утонуть. Потому данные части барельефа отполированы руками суеверных туристов.

Аллегорическая композиция с трофеями на задней поверхности пьедистала. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I и грустные голуби... Фото: 2014 год.

Памятник Петру I перед Михайловским замком. Фото: 2014 год.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

«Гордо от замка ступает
Медный породистый конь.
Грозно монарх восседает,
Блещет во взоре огонь»

«Прадеду Правнук» и год установки – 1800. Больше никаких надписей. И одна большая загадка! Сразу скажу: это не факт, просто мнение. Так что не бейте;)

В детстве думал, что все знают эту загадочную фишку. Потом на многие годы забыл про неё. Недавно был несказанно удивлён. Выросло целое поколение даже не слышавших об этом. Даже Википедия ничего не говорит. Читающей публике известна она, благодаря трудам Синдаловского. Думал, что знатоки города уж конечно знают сию тайну. Ан, нет! Столкнулся с незнанием, поэтому расскажу… Кто знает эту фишку, не обижайтесь за повтор! Может быть и свои версии приведёте...

Павел приказал установить памятник Петру I перед входом в замок. И надпись придумал. Сам, правда, полюбовался на него недолго – через 40 дней был убит. Знал ли он одну особенность памятника или нет, не знаю. А то, что большинство искусствоведов, пишущих о памятниках нашего города этого не видят и не знают – странно…

Зато очень часто говорят о таинственном знаке: число букв в надписи на фронтоне равно годам, прожитым Павлом.

Краткая справка:

История этого конного монумента насчитывала к тому времени уже несколько десятилетий. Памятник своему отцу хотела установить еще Елизавета Петровна, и по ее приказу Растрелли - старший, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник великому российскому императору. Скульптор провел все подготовительные стадии для отливки монумента, но умер, не закончив работу. Дело отца продолжил сын Франческо Растрелли, в то время уже известный архитектор. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла, к работе Растрелли все потеряли интерес, а Екатерине II уже готовая скульптура и вовсе не понравилась, и для работы над новым памятником Петру она пригласила французского скульптора Фальконе. О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел, он и приказал установить монумент перед Михайловским замком.

А теперь внимательно смотрим на коня. Отходим подальше, наезжаем объективом… Смотрим на переднюю левую ногу коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это – женская ножка…

Когда поднимите свою упавшую челюсть, броситесь искать разгадку.

Единственное, что я смог найти, различные рассказы про коня Императора :

«Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший, как ни странно, женское имя Лизетта. Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов - мелких торговцев, сопровождавших армию в походах. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его па свою лошадь, дав небольшую придачу.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст “без всякого при том себе вреда и надсады” 23, хотя нес всадника ростом более двух метров.

А случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.

На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

Когда лошадь пала, чучело ее 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру - первый музей Петербурга - в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина.

Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук СССР»


Чучело покажу:

Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Если учесть, что он – конь, ситуация становится не очень ясной. Для сексуальных меньшинств – ясной, для остальных не очень…

Честно говоря, ответа я не знаю.
Под Петром не реальная Лизетта, она была мельче и не такая представительная. Аллегорическая фигура. Кто-то говорит, что это шутка скульптора, есть версия, что это мелкая месть, что автору ничего не заплатили. Есть красивая версия, что это ножка возлюбленной скульптора… Реалисты прямо говорят - обман зрения, там реальное копыто и нога конская. Ответа нет у меня.

И ещё одной загадкой больше в любимом городе!

***
Ещё небольшое дополнение. Для любителей мистики и примет.

Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский. Внимательно обойдите постамент и приглядитесь к барельефу, изображающему Гангутскую битву. Видите отполированную до блеска пятку одного из моряков? Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится. Мне в голову никакая морская мечта не приходит, кроме того, чтоб не утонуть;)

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Время от времени он “оживает”. Существует городское поверье. Если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа , то можно заметить, как он шевелится.

Белые ночи уже скоро. Три часа ночи... Сходим?