Кто создал зимний дворец. Интересные факты о зимнем дворце. Выстоял под обстрелами

Зимний дворец -шедевр русского барокко.Часть 1.Архитектура

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38)

Зимний дворец— бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., - яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше.

Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме

Первый дворец — Свадебные палаты

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.

Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен[

Анна и Антон -Ульрих

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Четвёртый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 год

Пятый зимний дворец
С 1754 по 1762 год идёт строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

В середине XIX веке в окраске дворца появились красные оттенки

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.

В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал).

В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке).

В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем».

Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Исторические события

7 апреля (по другой версии — 11 апреля) 1762 года на Пасху состоялся обряд освящения дворца, на следующий день в него въехал императорский двор.

К. Ж. Верне. Пожар в Зимнем дворце

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли.

Женский ударный батальон на защите Зимнего Дворца от большевицкого мятежа.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

9 января 1905 года во время шествия колонн рабочих к Зимнему дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов. В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы..Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — защитники дворца почти не оказали сопротивления.

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания. В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

Рабочие Кировского завода и молодые моряки на мосту. Защитники Ленинграда в дни блокады. Блокада Ленинграда Россия, Ленинградская область
22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.

Архитектура

Фасад, обращённый к Неве
Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.

Часовой механизм башенных часов Зимнего

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев.


С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Чёрного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и севверо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы (от находящейся здесь Большой церкви, заложенной ещё в 1763 году), «Церковная» и «Гаражная» (от расположенного тут гаража) западины, «Кухонный двор».

Конструктивные особенности

Трёхэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухстветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы, сохранившиеся ещё со времён Растрелли.

Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева (потолки утепляли войлоком и парусиной, стропила смолили). Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике. Инженером М. Е. Кларком разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптический балки».

Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительствеВ 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем.

При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали.

В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы (позже на этой основе будет создана водо-воздушная система). Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Нечистоты аккумулировались в построенном ещё Растрелли коллекторе, отводящим нечистоты в Неву. После реконструкции набережной этот коллектор был заделан и Зимний дворец какое-то время «ходил под себя». В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Стропила над Большим Тронным залом.

Скрепа, несущая карниз

Двутавровая эллиптическая балка

Гончарные горшки в сводах дворца

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму.Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской.
Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

Расчистка исторической окраски

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора.

Зимний дворец.Окраска второй половины XVIII в.Б.Ф. Растрелли

Зимний дворец.Окраска рубежа XVIII - XIX вв.

В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади — штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля. В 2011 году при реставрации Эрмитажного гаража для окраски его

Зимний дворец.Окраска первой четверти XX в.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет.

Зимний дворец.Окраска 1880-х - 1890-х гг.

В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

Зимний дворец.Окраска настоящее время

С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской.
С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Продолжение следует

7 июня 1732 года был заложен Зимний дворец для императрицы Анны Иоанновны. Официально он стал третьим по счету, но многие историки называют его первым, поскольку предыдущие Зимние дворцы, построенные при Петре I, были похожи скорее на обычные дома. С этого времени вплоть до 1904 года Зимний дворец был главной царской резиденцией. В настоящее время он является одним из самых красивых и известных зданий Петербурга и входит в состав Государственного Эрмитажа..

Выше всех

Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием Петербурга. Чтобы сохранить это преимущество, в 1844 году император Николай I даже издал указ, запрещающий возводить постройки выше Зимнего дворца: все здания должны были быть как минимум на одну сажень ниже карниза царской резиденции. Запрет действовал вплоть до 1905 года.

Тысячи рабочих

Над возведением Зимнего дворца трудились более 4000 каменщиков, штукатуров, мраморщиков, живописцев и паркетчиков. Они строили главный дворец государства с утра до ночи, а жили в шалашах, разбитых прямо на площади перед дворцом. После пожара в 1837 году Зимний отстраивали еще больше рабочих - около 6000. Сооружение удалось восстановить всего за 15 месяцев.

Над строительством Зимнего дворца трудились тысячи рабочих. Фото: Музей печати и издательского дела

Главный дворец государства

Зимний поражает своей величиной. Его пространство насчитывает 1057 комнат, 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Парапет дворца украшают 176 скульптур, а общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, составляет почти 2 км. В XVIII столетии Зимний стал самым большим дворцом Российской империи. Площадь современного Зимнего дворца - 60 тысяч кв. метров.

От желтого до красного

За несколько столетий стены Зимнего дворца были выкрашены в самые разнообразные цвета палитры. Изначально здание было бледно-желтым. Павел I сделал этот цвет ярким и насыщенным, по указу Александра I дворец был перекрашен в жемчужный цвет, а в эпоху Николая I стены Зимнего дворца были цвета слоновой кости. При Николае II Зимний приобретал самую невероятную окраску: он был и розовым, и красным, и коричневым. Лишь после окончания Великой Отечественной войны дворец выкрасили в бело-зеленой гамме: именно таким его привыкли видеть современные петербуржцы.

Хитроумный император

Когда строительство Зимнего дворца было завершено, вся площадь перед ним была завалена горами строительного мусора. На его уборку у рабочих ушли бы недели, но император Петр III не желал ждать так долго: негоже императорскому дворцу стоять среди груд хлама. Тогда Петр III подумал и нашел выход из ситуации. Он издал указ, разрешающий каждому жителю Петербурга забрать с площади все, что угодно. Уже на следующий день на площади не осталось и щепки.

Петербуржцы за один день очистили всю площадь от строительного мусора. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Музей не для всех

Когда Екатерина II начала приобретать произведения искусства для Зимнего дворца, любоваться ими могла лишь сама императрица и ее приближенные. Для широкой публики Зимний дворец стал доступен только в 1852 году. Именно тогда Николай I открыл во дворце первый в России художественный музей - «Императорский Музеум». Несмотря на это, другая часть Зимнего дворца оставалась царскими апартаментами. Попасть в «музеум» было непросто: количество билетов было ограничено, а позволить себе их приобретение могли только знатные и обеспеченные люди.

Ящик жалоб и предложений

В конце XVIII столетия около одного из окон цокольного этажа висел ящик для жалоб и предложений. Прикрутить его к Зимнему дворцу приказал сам император Павел I: таким образом самодержец хотел быть ближе к народу и знать, что требуется населению. Все записки, поступающие в ящик, монарх читал лично. Однако ящик не провисел на стене дворца долго: вместо жалоб и предложений жители Петербурга опускали в него сатирические стишки и карикатуры на Павла. Императору это не понравилось, и он приказал убрать ящик.

Дворец искусств

В 1918 году большевики переименовали Зимний дворец во «Дворец искусств». В его залах устраивали митинги, проводили киносеансы и театральные представления. В здании расположился Народный комиссариат просвещения. Новое название не прижилось среди населения, и жители города продолжали называть дворец Зимним.

Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фото: Public Domain / К. Е. фон Ганн

Выстоял под обстрелами

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Зимнего дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ для населения. За годы войны дворец сильно пострадал от вражеских обстрелов: в здание попали 2 авиационные бомбы и 17 артиллерийских снарядов. Несмотря на это, дворец был отреставрирован в рекордные сроки, и уже в ноябре 1945 года некоторые залы были открыты для посетителей.

Съемочная площадка

В 2001 году Зимний дворец стал настоящей съемочной площадкой: режиссер Александр Сокуров снимал в стенах дворца свой фильм «Русский ковчег». От начала и до окончания съемок кино прошел всего 1 час 27 минут. Картина была снята одним кадром и стала первым полнометражным художественным фильмом без монтажа.

Я считаю, что Зимний дворец по праву можно считать главной достопримечательностью Санкт-Петербурга. Интересно, что когда-то по указу Николая I было запрещено возводить постройки выше Зимнего дворца. Все равнялись на резиденцию русских императоров - так Дворец стал лицом города, определяющим архитектурную моду Петербурга.

Этим летом я ездила на сегвее по Дворцовой площади, вокруг Александровского столба. Именно в этот момент в моей голове возникла причудливая космогоническая метафора. Если Александровский столб - это солнце Петербурга, то зимний дворец - самая близкая и горячая планета, на которой жизнь простых людей вряд ли возможна, здесь могут жить только светила русской истории, правители империи. По мере отдаления от дворца, в мое поле зрения попадала вся панорама площади, но дворец по-прежнему стоял в центре картинки. При приближении к нему, он вынуждает фокусироваться на отдельных деталях постройки: часы, пилястры, барельефы… Такое экстремальное знакомство с Зимним дворцом не может оставить равнодушным никого. Хватайте велосипеды, самокаты, ролики и отправляйтесь в это захватывающее путешествие. Но такое знакомство хорошо лишь на эмоциональном уровне. Чтобы понять всю прелесть данного сооружения, нужно углубиться в историю. Поэтому я оставила свое оригинальное средство передвижения за стенами Дворца и отправилась разглядывать внутреннее убранство уже в обычной обуви, без колес.

Тайна названия

Если ты никогда не видел Зимний дворец или был в нем очень давно, то я предлагаю сыграть в игру! Давайте вместе проверим, какие ассоциации вызывает образ Зимнего дворца. Он похож на замок Снежной королевы из советского мультфильма? Или это вполне реальное здание, но вокруг пейзажи русской зимы?

Я думаю, что все те ассоциации, которые возникнут в вашем сознании, будут верны и так или иначе послужат ключом к открытию тайны.

Несмотря на говорящее название дворца, посетить данную достопримечательность можно в любое время года, не только зимой. Интересно узнать, почему же Дворец назвали именно так. Во-первых он был построен зимой, а во-вторых русские императоры жили здесь именно в это время года.Так что Зимний дворец стал символом превосходства человека над стихией, природой, над русскими морозами. В этом месте можно не только укрыться от любых бурь и ветров, но и рассмотреть удивительные по красоте интерьеры. Внутри Дворца много золота, света, а благодаря огромному количеству зеркал пространство все время расширяется. Русские императоры не любили лежать без дела, поэтому в Зимнем дворце даже в лютую стужу принимали послов из разных стран. Сегодня Зимний дворец не является обособленным объектом, он входит в комплекс зданий Эрмитажа - музея, о котором вы можете подробнее прочитать . Я же расскажу вам именно о Зимнем дворце.

История

На самом деле Зимний дворец перестраивался пять раз. Самый первый вариант дворца был сделан из дерева и больше походил избушку. В нем не было того шика, который мы видим сейчас. Этот деревянный домик стал подарком Петру от губернатора города. Вторым архитектором был Георг Маттарнови. Постепенно зимний дворец эволюционировал. Именно это архитектурное взросление и интересует нас, ведь через историю конкретного здания можно проследить, как совершенствовалась сама Россия: менялись ее здания, улицы, внешний облик людей. Третий дворец был возведен по проекту Растрелли в 1762 году. Строительство шло семь лет. Сам архитектор считал, что создает дворец для всероссийской славы.


Как известно, вся архитектура Петербурга делится на два типа. С одной стороны, мы можем видеть Петербург Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского - город с мрачными улицами, униженными и оскорблёнными людьми. Такой Петербург наполнен мистикой и безысходностью человеческого существования. Но есть и другая его сторона, о которой невозможно забыть. И одной из главных достопримечательностей этого «праздничного» и счастливого Петербурга является Зимний дворец. От него веет шиком и беззаботностью. Широта русской души и европейская упорядоченность, легкость и тяжесть, задумчивость и веселость - эти противоречия рождают гармонию.

Зимний перестраивали разные архитекторы и правители. Так вырос целый комплекс, который сегодня может посетить каждый. В 1837 году в здании вспыхнул пожар, который нельзя было потушить около суток, многие бесценные вещи были утрачены. После пожара был создан план по реконструкции. Стасов и Брюллов взялись за это дело. Через 15 месяцев большая часть дворца была восстановлена.

Что находится в Зимнем дворце

В парадные залы Дворца ведет Посольская лестница . Послы из других государств сразу могли познакомиться с русскими традициями гостеприимства, восходя по красной дорожке.

В XIX веке лестницу начали называть Иорданской, так как во время праздников крещения по ней спускались члены императорской семьи к проруби в Неве.

Парадную часть восстанавливал архитектор Стасов. Он пытался сохранить стиль барокко с присущим ему богатым убранством, лепниной, зеркалами в тяжелых позолоченных рамах.


Петровский зал посвящён памяти первого русского императора Великого. В оформлении интерьера преобладает красный французский бархат, на нем вышиты вензель и растительный орнамент.Картины войн напоминают о силе России. Также интересен портрет императора: на нем Петр изображен рядом с богиней мудрости.

В Гербовом зале можно увидеть гербы всех российский губерний. Кроме того, здесь находятся скульптуры русских воинов. В этом же зале раньше устраивались официальные приемы.

Далее перед посетителями предстает Военная галерея - это длинный коридор, на стенах которого представлены портреты 322 генералов. В общем, весь цвет российской армии XIX века: Кутузов, Багратион, Платов, Раевский…


Малахитовая гостиная была создана для жены Николая I. В этом зале много малахита из рудников братьев Демидовых. Перед скульптором стояла задача практически государственной важности: он должен был продемонстрировать мощь и богатство русских земель, найти тот природный материал (минерал или камень), который бы олицетворял Россию. Зеленый цвет малахита наилучшим образом подчеркнул статус Российской империи. Малахит является символом жизни и роста.

Билеты

Для того, чтобы попасть в Зимний дворец, необходимо купить билет в кассах или в электронной форме. Второй вариант наиболее удобен, так как вам не придется стоять в длинных очередях.

Цены разнятся от 300 до 1000 рублей. Так как Зимний дворец входит в комплекс архитектурных сооружений, то и в сумму билета входит комбинированный список мест, которые вы сможете посетить: Эрмитаж, дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода… Выбирайте тариф с умом, так как в один день можно увидеть несколько достопримечательностей. Это будет дешевле и плодотворнее, чем по отдельности.

Есть еще одна приятная новость: Первый четверг каждого месяца - это день бесплатного посещения. А для студентов, школьников и для других льготников вход свободный и в обычные дни. Подробнее о ценах можно узнать на сайте Эрмитажа .

Как добраться

Как добраться: от станции метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект». Двигаться нужно по Невскому проспекту, в сторону Васильевского острова. После того, как Невский проспект закончится, вы выйдите на дворцовую площадь. Ориентироваться нужно на огромную арку, внутри которой возвышается Александровский столб. Зимний дворец находится прямо напротив Эрмитажа.


Адрес Зимнего дворца : Дворцовая площадь, д. 2 / Дворцовая набережная, д. 38.
Время работы : с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17:00), понедельник - выходной день.

в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) - бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга.



История Зимнего

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.


Пятый (существующий)


Южный фасад на Дворцовой площади

С 1754 по 1762 год идёт строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.
Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока - с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.


История Зимнего дворца

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764-1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания - «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.


В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.
В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом - «Аполлонов зал», - при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).
В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов - участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.


После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.












Зимний Дворец в Санкт-Петербурге — одна из самых известных достопримечательностей этого города, наряду с крейсером «Аврора». Сейчас в нём расположена всемирно известная выставка «Эрмитаж», посмотреть на которую ежегодно приезжают сотни тысяч людей со всего мира.

  1. За свою историю Зимний Дворец был резиденцией монархов, военным госпиталем, местом работы Временного правительства, а затем в нем разместилась экспозиция Эрмитажа. До начала ВОВ половину дворцовых залов занимал музей революции.
  2. Всего в Петербурге было пять зимних дворцов, которые возводили для себя российские императоры. Здание в стиле елизаветинского барокко на Дворцовой площади стало последним из них.
  3. В момент окончания строительства дворец был высочайшим петербургским зданием, причем до 1905 года было законодательно запрещено строить дома, превосходящие царскую резиденцию по высоте. Дворец площадью около 60 тысяч квадратных метров первоначально состоял из 1500 комнат.
  4. Заказчица нового дворца, Елизавета Петровна, умерла раньше окончания строительства. Принимал работу Петр Третий, но за время, ушедшее на отделку фасадов, монарха успела свергнуть с престола его супруга Екатерина.
  5. Начало Эрмитажу положила Екатерина Вторая, получившая из Германии в счет уплаты долга 317 ценных полотен голландских художников. До наших дней в фондах музея сохранилось как минимум 96 из этих картин. Императрица разместила полотна в отдаленных покоях дворца, назвав эти комнаты «Эрмитажем» (в переводе с французского языка – «уединенное место»).
  6. Сейчас во дворце более 1050 комнат, около 1950 окон и 117 лестниц. Длина карниза, опоясывающего здание, достигает 2 километров.
  7. Парапет работы Растрелли украшают 176 скульптурных изваяний. Точное число ваз на фасаде неизвестно.
  8. К строительству дворца были привлечены 4000 рабочих и мастеров со всей империи.
  9. После окончания строительства дворца на площади перед ним осталась огромная куча мусора. Петр Третий придумал неожиданное решение этой проблемы – горожанам объявили, что они могут забирать с площади все, что угодно, и уже несколько часов спустя она была пуста.
  10. В 1830-е годы дворец сгорел. Более 6000 тысяч рабочих смогли ликвидировать последствия пожара за 15 месяцев, вернув монархам крышу над головой.
  11. За время своего существования дворец много раз перестраивали – он был красным, розовым и даже коричневым. Наконец, после войны фасад выкрасили белой и зеленой краской — именно эта расцветка теперь ассоциируется у россиян с Эрмитажем.
  12. Простые россияне получили доступ во дворец только в 1851 году, когда в части роскошных помещений открыли музей. Правда, билетов продавали мало, и стоили они больших денег.
  13. Большевики после прихода к власти переименовали Зимний в «Дворец искусств», но новое название так и не прижилось в народе.
  14. В годы ВОВ под Зимним дворцом устроили 12 бомбоубежищ для ленинградцев. В здание попали 2 авиабомбы и 17 снарядов, но ликвидировать все разрушения и вновь открыть музей для посетителей смогли всего за полгода после победы в войне.
  15. Александр Сокуров снял в стенах Зимнего первый фильм в истории российского кино, для создания которого не применялся монтаж. Съемки длились около полутора часов.