Какой пролив находится между францией и великобританией. English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш. История формирования острова Великобритания

 /   / 50.18361; -0.53111 (G) (Я) Координаты : 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д.  /  50.18361° с. ш. 0.53111° з. д.  / 50.18361; -0.53111 (G) (Я) Ла-Манш Ла-Манш

Ла-Ма́нш или Английский канал (фр. la Manche [ МФА (фр.) : ], англ. English Channel [ МФА: [ˈɪŋ.glɪʃ ˈtʃæn.(ə)l] ]) - пролив между побережьем Франции и островом Великобритания . Под проливом с 1994 года проходит третий в мире по длине железнодорожный тоннель - Евротоннель .

Географическое положение

Происхождение названия

Слово Ла-Манш было заимствовано из французского названия пролива (фр. la Manche - рукав), которое впервые упоминается в XVII веке. Судя по всему, оно появилось из-за специфической формы пролива в виде рукава. Во многих языках, включая славянские, пролив называется похожим образом: на испанском - El Canal de la Mancha , на португальском - Canal da Mancha , на немецком - Ärmelkanal (Ärmel по-немецки - рукав). Явное исключение - это английский язык, где название English Channel означает «английский пролив», происхождение которого доподлинно неизвестно. Возможно, это было связано с заселением на британском острове племени англов (вместе с саксами), которые сумели вытеснить римлян с острова и образовать там своё государство на последующие пять веков. Англы пришли с территории современной Дании , а на скандинавских языках название канала совпадает с английским вариантом.

Пересечение пролива Ла-Манш вплавь

Пловцы пересекают пролив Ла-Манш (точнее, наиболее узкую его часть - Па-де-Кале, Дуврский пролив, 32 км) в тяжёлых условиях: холодная вода (15-18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 1000 человек (по состоянию на 2012 год) - это меньше числа людей, покоривших Эверест .

Рекорд среди мужчин с 2012 года принадлежит Тренту Гримси (Австралия) (6:55); среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 год, 7 ч 25 мин 15 с).

Пересечение пролива Ла-Манш на транспортных средствах

Экология

Как на всякой загруженной судоходной линии, на Ла-Манше есть проблемы с охраной окружающей среды из-за судов с токсичными грузами и нефтяных танкеров, в больших количествах проходящих пролив. Порядка 40 % инцидентов с загрязнением окружающей среды в Великобритании происходит в Ла-Манше и его окрестностях . К примеру, при крушении контейнеровоза «Наполи» в 2007 году на берега залива Лайм (Юрское побережье) было выброшено порядка 1700 тонн опасного груза .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ла-Манш"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ла-Манш

– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

В предверии шести лет с момента заплыва через Ла-Манш решил выложить кое-какие материалы со своего старого сайта paulkuz.ru , обновив их и снабдив комментариями. Будет несколько постов с картинками. Так что, если кому неинтересно - не читайте.

Итак, для начала о том, что такое Ла-манш и заплывы через него (типа, справка).

Пролив Ла-Манш (Дуврский пролив, Английский канал, Па-де-Кале) - классическая дистанция для марафонского плавания. Впервые официально пересечен в 1875 году капитаном торогового флота Великобритании Мэтью Веббом.


Мэтью Вебб плыл брассом (кроль еще не был изобретен), кормился в пути бульоном, и пересек пролив за 21 час 45 мин!

С тех пор за 138 лет чуть больше 1000 человек успешно переплыли пролив (некоторые в двух и даже в трех направлениях без остановок). Среди них до последнего времени не было ни одного гражданина России, СССР или Российской Империи. В последние годы каждый сезон делается несколько десятков попыток - примерно 65-70% из них удачные.


Памятник пловцам через Ла-Манш в бухте Дувра. Обратите внимание: они плывут кролем и в обоих направлениях.

Заплыв занимает по времени от 6 ч. 58 мин. (непобитый пока рекорд 2007 г.) до 26+ часов, обычно от 12 до 16 часов. Время зависит не только от пловца, но и ничуть не меньше от погоды и мастерства пилота катера сопровождения. Заплыв регистрируется представителями Ассоциации плавания через Ла-Манш (Channel Swimming Association (CSA), существует с 1926 г.) или Федерации плавания и сопровождения через Ла-манш (Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF), существует с 1998 г.) с обязательным наймом катера с командой сопровождения, которая обеспечивает безопасность пловца, навигацию, питание и психологическую поддержку, а также возврат пловца к месту старта. Без присутствия представителей Ассоциации или Федерации заплыв не регистрируется.


Пример сообщений от команды поддержки, которые пловец видит боковым зрением.

Важно: это не соревновательные, а одиночные (solo swims) заплывы. Последний раз соревнования через Ла-Манш проводились в начале 50-х годов и сейчас в силу интенсивного судоходства в проливе их проведение невозможно. Кроме соло-заплывов сейчас также проводятся эстафетные заплывы (от 2 до 6 человек, каждый плывет по очереди по 1 часу, остальные ждут на катере), но это особая дисциплина.


Пример плохого самочувствия пловца, ожидающего своей очереди во время эстафетного заплыва через Ла-Манш.

Время старта заплыва в целом определяется временем окончания прилива, которое сдвигается каждый день примерно на один час. Точное время и место страта всякий раз определяется пилотом лодки сопровождения. День старта определяется, исходя из силы приливных течений. Примерно неделя сильных течений (spring tides) сменяется неделей слабых течений (neap tides), во время которой совершаются заплывы. Но и внутри этого "окна" день от дня сила течений разная. На это накладываются внешние погодные условия - сила ветра и высота волны. Идеальный день - со штилем и слабыми течениями - попадается крайне редко. Поэтому результаты по времени, по большому счету, даже для одного пловца не сравнимы, поскольку заплывы совершаются каждый раз в разных условиях.

До заплыва допускается пловец, доказавший способность плыть в течение шести часов в воде 16 гр. по Цельсию или ниже. Также требуется предоставление результатов медицинского обследования пловца.


Пример многочасовой тренировки в бухте Дувра.

Правилами Ассоциации / Федерации пловцу разрешается иметь на себе очки для плавания, обычный купальник / плавки (armless and legless) и шапочку, не дающие пловцу дополнительного тепла или плавучести. Т.е. гидрокостюмы использовать нельзя. Это делается с целью обеспечения сравнимости результатов заплывов в разные годы. Ведь самый первый пловец через Ла-манш плыл без гидрика! Разрешается наносить на тело специальный жир (Channel grease). Он не дает дополнительного тепла, но защищает тело пловца от непосредственного контакта с агрессивной средой. Его можно заказать в аптеке (90% ланолина, 10% вазелина). Запрещается использовать воднонепроницаемые плееры и другие гаджеты, помогающие пловцу. Ну и допинги, разумеется тоже запрещены. "Проводится выборочный допинг-контроль".


Пример аптечного рецепта Channel grease. Показания врача - наносить "на кожу туловища". А куда ж еще?


Пример нанесения жировой смеси на тело пловца. Ассистент использует резиновые перчатки.

Особые сложности заплыва через Ла-Манш:
- длина дистанции (33 км по прямой, из-за течений дистанция может увеличиваться до 40-50 км, поскольку в реальности пловец плывет по S-образной кривой из-за боковых приливных/отливных течений);
- температура воды (от 15 до 18 гр. по Цельсию в сезон с 1 июля по 15 сентября);
- интенсивный судоходный трафик в проливе (за сутки его пересекает около 700 судов);
- агрессивная среда (низкая температура воды, соленая вода как сильный раздражитель, обилие водорослей, медуз и пр.);
- опора только на собственные силы: пловец не должен касаться во время заплыва других людей или объектов (лодок и пр.)
- приливы и отливы, создающие дополнительные течения в проливе;
- ветер, волны, темнота (заплыв часто начинается и заканчивается в темное время суток).

Регулярное питание пловца обеспечивается с лодки сопровождения путем передачи бутылок на веревке или чашек на телескопическом шесте.


Пример питания во время заплыва через Ла-Манш. Пловцы-любители вначале питаются каждый час, затем каждые 30 мин. Профессионалы вначале питаются каждые 20 мин, затем еще чаще.

Задача пловца - найти оптимум между достаточно высоким темпом плавания, чтобы не переохладиться, и необходимостью экономно распределить силы на этой сверхдлинной дистанции. Остановка даже на одну лишнюю минуту в ходе заплыва легко может привести к переохлаждению и неудачному исходу. Поэтому важнейшую роль играет правильно подобранное и хорошо организованное питание пловца в ходе заплыва (как правило, жидкими углеводами).

Главное правило - в течение всего заплыва пловцу нельзя касаться лодки сопровождения и людей на ней, в противном случае он дисквалифицируется официальными наблюдателями, находящимися на лодке.


Пример официального наблюдателя, ведущего протокол заплыва через Ла-Манш.

Заплыв начинается на британском берегу, пловец должен полностью выйти из воды и по сигналу начать плыть. Финиш также засчитывается, когда пловец полностью выходит из воды на французском берегу.


Пример: после заплыва пловца укутывают в теплую одежду, потому что вне воды его начинает "колотить" от переохлаждения. Рядом - ведро на случай приступа морской болезни.

Плавание через Ла-Манш - рискованный вид спорта, связанный с потенциальной гибелью участника. Предпоследний раз это случилось 11 августа 2001 году, когда на 17 часу заплыва "был потерян визуальный контакт" с пловцом Уэли Штаубом (Швейцария). А последний раз - в этом году, буквально месяц назад 21 июля 45-летний ирландец Параик Кейзи утонул буквально в 1 км от французского берега в 1.30 ночи. Тело его так и не нашли. И это, несмотря на то, что пловец ночью прикрепляет к плавкам светящуюся палочку, чтобы его было хорошо видно в воде!

С 1995 года заплывы по требованию французских властей совершаются только по направлению из Великобритании во Францию (то есть старт из Франции запрещен), как правило со стартом из района Шекспировских Скал около г. Дувр (Великобритания) и разбросом финиша на 30-ти километровой береговой полосе в районе мыса Гри-Не (от г. Кале до г. Булонь-сюр-Мер, Франция).

Неопределенность места финиша связана с более сильными течениями в районе побережья Франции из-за мелководья. Французы запретили старты якобы по соображениям безопасности, но действительная причина - слишком малое число участников-французов и большое - британцев.


Пример традиционного места старта - Шекспировская скала, откуда по легенде бросился в море король Лир.


Пример традиционно желанного места финиша во Франции - скалистый берег у мыса Серый нос (Гри-не). После многочасового плавания зачастую непросто вылезти на скалы, чтобы официально завершить заплыв.

На самом деле, статистика показывает, что плыть из Франции в Великобританию проще, поскольку самый сложный участок с сильными течениями преодолевается в первые часы заплыва, когда соискатель еще полон сил. Значительно хуже, когда в полубессознательном состоянии пловцу уже виден заветный берег Франции в 3-5 км, а плыть до него оказыватся не два, все пять, а то и больше часов.


Пример траектории пловца-любителя: Ла-Манш наказывает медленных плоцов боковыми течениями. Зато японка Миюки - а это ее карта - пыталась проплыть "в два конца". Синяя кривая - тренировочный заплыв в один конец. Красная кривая - в два конца (немного не доплыла, у нее свело ноги). Точками отмечено положение пловца каждый час заплыва.

В связи с пересечением морской границы между Великобританией и Францией франузскую визу пловцу иметь не обязательно. За ходом заплыва в режиме реального времени следят французские береговые власти. По его окончании, пловец сразу же должен покинуть территорию Франции и быть оттранспортирован на лодке сопровождения обратно в Великобританию.


Пример переодевания пловцов после тренировки в водах Ла-Манша. Используется специальное плотенце на резинке, чтобы было удобнее переодеваться на холодном ветру.

Первым россиянином, пересекшим Ла-Манш вплавь, стал Павел Кузнецов (35 лет на момент заплыва, Москва). Заплыв состоялся с 22 на 23 августа 2006 года, время заплыва - 14 часов 33 минуты 25 секунд. Финишировал во Франции на песчаном пляже между местечком Сангатт и г. Кале в 01 час 20 мин. 23 августа 2006 года. Старт состоялся с пляжа Abbots Beach, неподалеку от г. Дувра (Великобритания) в 10 час 47 мин. утра предыдущего дня. Волнение моря в ходе заплыва составляло от 2 до 4 баллов по шкале Бофора, последние четыре с половиной часа прошли в полной темноте. Длина дистанции по прямой составила 42 км, температура воды: 16.8-17.2 градусов.


Пример пловца где-то в середине Ла-Манша. Волнение 3 балла по Бофору.


Еще один пример пловца в водах Ламанша, примерно в 5 км от Белых скал Дувра.

Годом позже сразу при поддержке неравнодушных с марафонскому плаванию российских людей и Британского посольства в Москве был организован заплыв лучших на тот момент российских марафонцев - Наталии Панкиной и Юрия Кудинова - с целью установления мирового рекорда дистанции. Несмотря на очень хорошие результаты (7 ч 05 мин 42 сек у Юрия, 24 августа и 8 ч 11 мин у Наталии, 26 августа), рекорда не получилось. В том же 2007 году со второй попытки Ла-Манш успешно переплыла Алла Кассиди - россиянка, живущая в Великобритании. (13 ч 07 мин, 6 сентября). Еще годом позже Наталия сделала вторую попытку мирового рекрода, но из-за погодных условий через 6 ч 14 мин прекратила заплыв.

С тех пор россияне не переплывали Ла-Манш.


Пример траектории заплыва профессионального пловца (Ю. Кудинова)

Благодаря школьным урокам географии большинство из нас помнит, где находится пролив Ла-Манш - между Англией и Францией. А единственной, пожалуй, общеизвестной его достопримечательностью является грандиозный туннель, прорытый в конце прошлого века под водами канала. Между тем пролив всегда играл важную роль в жизни государств по оба его берега. Сейчас же он является стратегически важной судоходной магистралью, а его побережья и острова - объектом интереса туристов со всего мира.

Географическое положение

Важнейший судоходный пролив, расположенный между Великобританией и Францией, соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина пролива Ла-Манш (с Па-де-Кале) составляет 578 километров, глубина достигает 172 метров. Ширина колеблется от 250 километров на востоке, со стороны Атлантики, и до 32 километров на западе.

Акватория пролива изобилует островами и мелями, которые сильно усложняют судоходство. К тому же для Ла-Манша характерны значительные (до 12 метров) колебания уровня воды между приливами и отливами. Третьим неудобством является сильное (до 3 км/ч в узких местах) течение, вызванное господствующим западным ветром. Но, несмотря на все это, Ла-Манш - пролив, имеющий наиболее интенсивное грузовое судоходство в мире: через него осуществляются перевозки товаров из портов североморских и балтийских государств на другие континенты а также в обратном направлении.

История

Ла-Манш (от франц. La Manche - рукав) - это французское название пролива. Англичане называют его просто - Английский канал. Для обоих государств всю их историю эта водная артерия играла очень важную роль. С древнейших времен она была кратчайшим путем как на Британские острова, так и в Балтийское море. Но даже более важным, нежели способность соединять, являлось то обстоятельство, что канал может разъединять, то есть быть естественной защитой от неприятеля. Особенно актуально это было для Англии, которая многие века опасалась вторжения с континента. Известно, что пролив Ла-Манш не стал преградой ни для римлян, ни для норманнов, ни для Вильгельма Оранского, однако многие не менее амбициозные завоеватели остались безвестными именно потому, что на их пути встали быстрые, изобилующие отмелями воды.

Островное государство в разное время держало в Английском канале оборону против флотов Испании, Франции и Германии. Ни Наполеон, ни Гитлер не смогли покорить защищенную королевским флотом Британию. Даже изобретение в ХХ веке самолетов не дало возможности высадить десант, достаточный для эффективных военных действий. А Английский канал в годы что Первой, что Второй мировых войн оставался английским.

Правовой статус

Ла-Манш - пролив международный, поскольку находится на территории двух государств. Конвенция по морскому праву содержит общее правило, по которому любые водные или воздушные суда имеют свободное право прохода через международные проливы. Действует это правило и в Ла-Манше. Прибрежные страны не имеют права произвольно запрещать зарубежным судам прохождение через свои территориальные воды, однако могут регулировать порядок осуществления судоходства.

Для обеспечения безопасности судоходства и предупреждения загрязнения побережья морские ведомства Англии и Франции приняли ряд регулирующих документов. Установлены ограничения для неисправных судов, для танкеров с нефтепродуктами, предусмотрены обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции, лоцманская проводка в портах и гаванях у британских берегов.

Достопримечательности побережья

Поскольку Ла-Манш - пролив с очень интенсивным судоходством, его побережье трудно назвать туристической Меккой. Спутники нашей цивилизации - шум и грязь - в сочетании с обычным для этих мест сильным ветром способны отпугнуть многих. Интерес для туристов могут представлять древние прибрежные города, например французский Шербур или английский Дувр.

На французском берегу стоит посмотреть на развалины укрепления Атлантический вал, построенного немцами в годы Второй мировой войны, и мемориал в честь высадки союзнических войск в Нормандии. Находясь в этих краях, стоит побывать на полуострове Бретань - сохранившиеся с давних времен маяки являются еще одной достопримечательностью французского побережья Ла-Манша.

Нормандские острова

Противоположностью побережью являются острова, разбросанные в акватории пролива. Здесь нет громыхающих днем и ночью портов, тянущихся к кораблям караванов автофургонов и прочих прелестей развитой транспортной инфраструктуры. Острова живут традиционным укладом (на острове Сарк до 2008 года управление осуществлял совет старейшин - последний оплот феодализма в современной Европе). Здесь можно полакомиться парным молоком от местных коров или рыбой, которую дарит нормандским рыбакам Ла-Манш.

Пролив не только кормит, но и развлекает: сильные ветра - огорчение для пляжников, но радость для виндсерферов. Да и крепости-форты - память о веках борьбы Англии и Франции за господство в проливе - сохранились здесь лучше, чем на побережье.

Туннель под Ла-Маншем

Идея соединить Альбион с континентом туннелем под дном пролива родилась еще в начале девятнадцатого века. Но при тогдашнем уровне техники это было чистой воды прожектерством.

В двадцатом веке к делу подошли серьезнее, в 1955 году даже были начаты строительные работы, которые, однако, свернули по экономически причинам. И только в 1986 году специалисты из двух стран разработали проект, который был воплощен в жизнь спустя восемь лет.

Согласно этому проекту, сооружение состоит из трех тоннелей: двух железнодорожных и расположенного между ними технического. Строительство велось между английским Дувром и французским Кале, потому что ширина пролива Ла-Манш здесь наименьшая. Но объект все равно вышел грандиозный: 50 километров в длину, 38 из которых проходят непосредственно под дном пролива. Глубина пролегания тоннеля - 45 метров под дном Ла-Манша.

6 мая 1994 года королева Великобритании и президент Франции перерезали символическую ленточку, дав старт эксплуатации крупнейшего в мире подводного тоннеля, названного Евротоннелем.

Пролив Ла-Манш вплавь

Но не только на поезде можно пересечь этот пролив. Многие люди решаются преодолеть Английский канал вплавь. Первым, чье достижение было официально подтверждено, стал капитан Мэтью Уэбб, переплывший пролив в 1875 году. А среди женщин первенство принадлежит Гертруде Эдерле, которая преодолела в 1921 пролив Ла-Манш (фото героини ниже).

С тех пор было установлено много рекордов, связанных с заплывами из Англии во Францию и обратно. Самым быстрым пловцом считается болгарин П. Стойчев, справившийся с задачей за неполные семь часов. Антонио Арбертондо из Аргентины переплыл пролив в обе стороны без перерыва. На сегодняшний день известно около 900 человек, преодолевших Ла-Манш вплавь.

Во II в, до н. э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек «Океанус Британникус».
Интересная ситуация сложилась вокруг названия «Ла-Манш». Французский вариант был известен с XVII в. и означает «рукав». Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.
Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в . Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перевешивало все природные преграды.
По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся останки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.
Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.
В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.
Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в I в. н. э., норманны в 1066 г., Вильгельм III Оранский в 1688 г.
Начиная с Елизаветы I (1533-1603 гг.), политика английских королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.
Взлет Англии как «королевы морей» начался после 1588 г., когда испанская «Непобедимая армада» погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншских штормов. По случаю победы королева Елизавета III повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt («Бог дунул и они рассеялись»).
Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.) и в период наполеоновских войн (1800-15 гг.). Оба раза «гости с континента» собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-маншские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.
Первый лорд Британского Адмиралтейства Фишер заявил незадолго до начала Первой мировой войны: «Пять ключей держат мир на замке: Сингапур, Кейптаун, Александрия, Гибралтар и Дувр». Значение ла-маншского порта Дувр оставалось определяющим для обороны пролива.
25 июля 1909 г француз Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш на своем моноплане, стартовав в Кале и приземлившись в Дувре. Англичанам ясно дали понять, что Ла-Манш более не является непреодолимой преградой для войск противника. К тому же Германия стала спешно сооружать подводные лодки, что было еще большей угрозой для Англии. Англичанам пришлось вести бои на суше, чтобы подобраться к немецким базам подлодок, но лишь в 1918 г., когда война близилась к завершению, угроза вторжения в Англию из-под воды была окончательно ликвидирована во время знаменитого «Рейда Зеебрюгее» и полной морской блокады Германии.
Во время Второй мировой войны театр военных действий на море переместился в Атлантику, так как мелкие воды и узкие заливы Ла-Манша были слишком опасны для крупнотоннажных кораблей. Отказавшись от прямого вторжения (операция «Морской лев»), германские войска сосредоточились на подводной войне, установке минных полей и ракетно-артиллерийских обстрелах Англии через пролив.
В мае 1940 г британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии отступил через Дюнкерк под натиском наступавшей немецкой армии. Это была самая грандиозная спасательная операция в истории войн: всего за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тыс. солдат.
В течение 1940-1945 гг немцы построили на континентальной стороне пролива мощнейшие укрепления, получившие название «Атлантический вал». Многие сохранились и до наших дней, став туристическими достопримечательностями. Немецкие войска сумели занять несколько островов в проливе, но дальше не продвинулись. «Атлантический вал» пал в 1944 г., во время открытия Второго фронта и осуществления операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии.
После окончания войны и с началом объединения Европы остро встал вопрос транспортного сообщения Британских островов с континентом. Паромные переправы устарели морально и технологически и не справлялись с перевозкой грузов, автомобилей и железнодорожных вагонов. На берегах Ла-Манша жили около 3,5 млн чел., остро нуждавшихся в современной переправе.
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г. Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.
Новый проект был запущен в 1973 г. Подземная переправа была открыта в 1994 г и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.


Общая информация

Ла-Манш вместе с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном

Важнейшие порты: Великобритания - Портсмут, Саутгемптон, Дувр; Франция - Гавр, Кале, Шербур, Дюнкерк, Дьепп, Булонь-сюр-Мер.
Крупнейшие острова: остров Уайт (Великобритания), (Джерси и Гернси), под юрисдикцией Великобритании, у берегов Франции.
Полуострова: Корнуолл (Великобритания), Котантен (Франция).
Реки, впадающие в пролив: Сена, Сомма, Орна, Вира (Франция); Экс, Дорт, Тамер, Фал (Великобритания).
Языки: английский, французский, диалекты населения берегов пролива (галло, мор бретаннек, хет канаал, эрмел-канал и др.).
Денежные единицы: фунт стерлингов, евро.

Цифры

Площадь: 75 000 км 2 .
Длина: 560 км.
Ширина: от 34 км (между городом Дувром, Великобритания, и городом Кале, Франция) до 240 км (между о. Мон-Сен-Мишель, Франция, и графством Девон, Великобритания).
Средняя глубина на самом широком участке: 120 м.
Средняя глубина на самом узком участке: 45 м.
Минимальная глубина на фарватере: 23,5 м.
Максимальная глубина на фарватере: 172 м (подводная низина Хердз Дип).
Средняя скорость течения: 12-13 км/ч около города Портленда. Великобритания, 15-18,5 км/ч у мыса Аг Франция.
Максимальная высота приливной волны: 15 м (город Сен-Мало, Франция).
Средняя соленость: свыше 35% ° .

Экономика

Судоходство.
Полезные ископаемые: строительный песок и гравий.
Рыболовство: тюрбо (палтус), камбала, скат, макрель, мерлан, морской угорь (конгер). Разведение устриц.
Сфера услуг: туризм, транспорт.

Климат и погода

Умеренный морской, значительное влияние Атлантического океана.
Средняя температура воздуха: зимой +4°С, летом + 18°С.
Средняя температура поверхностного слоя воды: январь: +6°С; июль: +19°С.
Среднегодовое количество осадков: 830 мм.
Среднегодовая облачность: 7 баллов.
Среднее число дней в году с туманами: на западе - 34, на востоке - 101. Штормы осенью и зимой.
Относительная влажность воздуха : 85-100%.

Достопримечательности

■ Евротоннель (Франция - Великобритания);
■ Меловые рифы «Семь сестер» (Великобритания);
■ Место высадки десанта союзников (Нормандия, Франция);
■ Остров Гернси (Нормандские острова, Великобритания): замок Корнет (1206-1256 гг.), башня Виктория (1848 г.), форты, маленькая часовня, мельницы;
■ Развалины «Атлантического вала» (Франция);
■ Полуостров Котантен: город Шербур, мыс Фламанвиль (Франция);
■ Маяки полуострова Бретань (Франция);
■ Скалы «Иглы» (о. Великобритания).

Любопытные факты

■ Хердз Дип - впадина на дне Ла-Манша - использовалась англичанами во время Первой мировой войны для захоронения химического оружия. После Второй мировой войны здесь было затоплено немецкое вооружение. Подобные операции продолжались до 1974 г. В период 194673 гг. впадину использовали для затопления радиоактивных отходов.
■ Поезда «Евростар» передвигаются по Евротоннелю со скоростью 160 км/ч.
■ Нормандские острова в составе двух коронных владений Джерси и Гернси находятся под юрисдикцией британской монархии, но не входят в состав Великобритании и не являются частью ЕС, хотя являются частью таможенной территории ЕС.
■ На остров Сарк (Нормандские острова) до 2008 г сохранялась феодальная система управления - последняя в Европе. Островом управлял совет старейшин.
■ Гигантский морской угорь, или конгер, обитающий в Ла-Манше, достигает в длину 3 м и весит более 100 кг.
■ На остров Олдерни (Нормандские острова) действует единственная на островах железная дорога. Построена в 1847 г., длиной 3 км, работает только летом, по выходным и праздничным дням.
■ Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 г за 21 ч. 45 мин. Самый медленный заплыв через пролив - 28 ч. 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 г.)

Автор - Оксана_Лютова . Это цитата этого сообщения

Ла-Манш. Между Англией и Францией

Пролив Ла-Манш - один из самых известных в мире морских судоходных маршрутов. Скалы отвесно опускаются в его воды на французском берегу, в Нормандии.

Ла-Маншем его называют французы и весь мир. Англичане - с патриотизмом островитян и упорством, достойным уважения. - величают этот пролив Английским каналом.


Глядя на историю, можно подумать, что сам пролив «играет» за Англию, потому что много раз спасал ее от континентальных захватчиков. Однако Ла-Манш одинаково суров ко всем: его воды стали могилой миллионов людей и судов. Впрочем, в конце XX в. его все же удалось приручить, прорыв тоннель - один из самых протяженных в мире.

ВОДНЫЙ БАРЬЕР

Ла-Манш - название французское. Англичане называют этот пролив Британским или (в прямом переводе) Английским каналом. Последнее имеет более старое происхождение:
древние римляне назвали водное пространство, отделявшее Британию от континента, «Маре Британикум», или «Британское море».


Во II в. до н. э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек «Океанус Британникус». Интересная ситуация сложилась вокруг названия «Ла-Манш». Французский вариант был известен с XVII в. и означает «рукав». Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.

Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в Балтийское море. Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перевешивало все природные преграды.

По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся останки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.

Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.

В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.

Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в I в. н. э., норманны в 1066 г., Вильгельм III Оранский в 1688 г

Начиная с Елизаветы I (1533-1603 гг.), политика английских королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.

Взлет Англии как «королевы морей» начался после 1588 г., когда испанская «Непобедимая армада» погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншских штормов. По случаю победы королева Елизавета III повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt («Бог дунул - и они рассеялись»»).

Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.) и в период наполеоновских войн (1800-15 гг.). Оба раза «гости с континента» собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-ман-шские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.

Какое бы название пролив ни носил и кому бы ни принадлежал, он одинаково относится к морякам по обе стороны. Ураганный ветер, проливной дождь, гигантские волны, высокие приливы и густой туман - обычное явление в тих местах. До открытия Евротоннеля непогода создавала большие проблемы для паромов.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЛА-МАНША

XX в. показал, что значение пролива Ла-Манш как оборонительного рубежа нисколько не уменьшилось даже с развитием авиации и ракетостроения. Но с окончанием эпохи мировых войн Ла-Манш вновь стал связующим звеном между Англией и Европой.

Первый лорд Британского Адмиралтейства Фишер заявил незадолго до начала Первой мировой войны: «Пять ключей держат мир на замке: Сингапур, Кейптаун, Александрия, Гибралтар и Дувр». Значение ла-маншского порта Дувр оставалось определяющим для обороны пролива.

25 июля 1909 г француз Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш на своем моноплане, стартовав в Кале и приземлившись в Дувре. Англичанам ясно дали понять, что Ла-Манш более не является непреодолимой преградой для войск противника. К тому же Германия стала спешно сооружать подводные лодки, что было еще большей угрозой для Англии. Англичанам пришлось вести бои на суше, чтобы подобраться к немецким базам подлодок, но лишь в 1918 г., когда война близилась к завершению, угроза вторжения в Англию из-под воды была окончательно ликвидирована во время знаменитого «Рейда Зеебрюгее» и полной морской блокады Германии.

Во время Второй мировой войны театр военных действий на море переместился в Атлантику, так как мелкие воды и узкие заливы Ла-Манша были слишком опасны для крупнотоннажных кораблей. Отказавшись от прямого вторжения (операция «Морской лев»), германские войска сосредоточились на подводной войне, установке минных полей и ракет-но-артиллерийских обстрелах Англии через пролив.

В мае 1940 г британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии отступил через Дюнкерк под натиском наступавшей немецкой армии. Это была самая грандиозная спасательная операция в истории войн: всего за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тыс. солдат

В течение 1940-1945 гг немцы построили на континентальной стороне пролива мощнейшие укрепления, получившие название «Атлантический вал». Многие сохранились и до наших дней, став туристическими достопримечательностями. Немецкие войска сумели занять несколько островов в проливе, но дальше не продвинулись. «Атлантический вал» пал в 1944 г., во время открытия Второго фронта и осуществления операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии.

После окончания войны и с началом объединения Европы остро встал вопрос транспортного сообщения Британских островов с континентом. Паромные переправы устарели морально и технологически и не справлялись с перевозкой грузов, автомобилей и железнодорожных вагонов. На берегах Ла-Манша жили около 3,5 млн чел., остро нуждавшихся в современной переправе.

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.

Туннель в проливе Ла-Манш,"Чаннел"

Новый проект был запущен в 1973 г Подземная переправа была открыта в 1994 г и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.

Туннель под Ла-Маншем фотографии

1. Тоннель под Ла-Маншем это самый длинный в мире подводный тоннель проходит под Ла-Маншем и соединяет Англию с Францией.

2. Длина тоннеля составляет 50 километров, 38 из них проложено под морским дном. Тоннель под проливом был открыт в 1994 г. как часть современной транспортной системы.

3. За последние 200 лет были предложено множество способов преодоления Ла-Манша. Проект тоннеля был предложен в 1802 году, и уже через 90 лет начались разработки проекта.

4. Преодолеть же пролив предлагал даже Наполеон III. Так королева Виктория в согласии с Наполеоном III в 1860 году одобрили новый французский план тоннеля, и начали строительство, правда, дальше, чем на 2 км тоннель не продвинулся.

5. Сейчас существуют три тоннеля: два железнодорожных и один служебный, расстояние между каждым 30 метров. На английском берегу работы начались в декабре 1987 года, а на французском чуть позже. Обе стороны тратили по месяцу на прокладку каждого километра. Прокладка тоннеля заняла три года.

6. Тоннели проложены на 45 метров ниже морского дна.

7. Благодаря тоннелю можно без труда посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут, учитывая, что в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.

8. Диаметр тоннелей - 7,3 метра, длина каждого тоннеля - около 50 километров, из которых 38 проходят под толщиной воды.

9. Тоннель под Ламаншем это поистине грандиозный тоннель, так же его называют «Евротоннель».

10. Машины же перевозят поезда, машины просто въезжают в специальные вагоны, и выезжают на другом конце.

11. Тоннель открыли в 1994 году 6 мая, Елизавета II и президент Миттеран. Вот таким мы с вами увидели Тоннель под Ла-Маншем и его фотографии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Хердз Дип - впадина на дне Ла-Манша - использовалась англичанами во время Первой мировой войны для захоронения химического оружия. После Второй мировой войны здесь было затоплено немецкое вооружение. Подобные операции продолжались до 1974 г В период 1946-73 гг. впадину использовали для затопления радиоактивных отходов.

Поезда «Евростар» передвигаются по Евротоннелю со скоростью 160 км/ч.

Нормандские острова в составе двух коронных владений Джерси и Гернси находятся под юрисдикцией британской монархии, но не входят в состав Великобритании и не являются частью ЕС, хотя являются частью таможенной территории ЕС.

На о. Сарк (Нормандские о-ва) до 2008 г сохранялась феодальная система управления - последняя в Европе. Островом управлял совет старейшин.

Гигантский морской угорь, или конгер, обитающий в Ла-Манше, достигает в длину 3 м и весит более 100 кг

На о. Олдерни (Нормандские о-ва) действует единственная на островах железная дорога. Построена в 1847 г., длиной 3 км, работает только летом, по выходным
и праздничным дням.

Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 г за 21 ч. 45 мин. Самый медленный заплыв через пролив - 28 ч. 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 г.).