Дворец святой софии в стамбуле. Мечеть айя софия - собор святой софии фото история храма. Загадочное холодное окно

Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула , которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов , по которому вы можете прогуляться самостоятельно.

Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий : сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим , мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать , что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов , которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София . Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

  • На строительство ушло 130 тонн золота , что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды , который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос . В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота . Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров , а его диаметр – 30 метров . Толщина стен доходит местами до 5 метров . Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня .
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей .
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен , и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий , которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки , захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети , которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание , которая построена в Базарном квартале .
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события , которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

  • Москва — Третий Рим . После падения Константинополя (Второго Рима ) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом .
  • Туринская плащаница , по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Мистика собора Айя-София

  • «Плачущая колонна» , основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум . По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть .

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть . Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей . По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную , которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери , открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства !

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель . Из коридора идут два хода : один к площади Ипподром , второй – к дворцу Топкапы . Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
  • Внутри уже давно идет реставрация : часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Последовательность осмотра

  • Осмотр начинаем с первого этажа . Сначала входим через большие ворота в первый притвор , а затем – во второй притвор . (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
  • Первый притвор . Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4) , напротив него колокол (3) , а далее – сувенирный магазин .

  • Второй притвор . Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором . В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе . В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6) . Над воротами, которые называются Красивые ворота , расположена одна из самых известных мозаик собора , где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9) . Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9) , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе . Про него подробнее будет написано ниже.

  • Внутренний дворик крестильни (баптистерий) . Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель , которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.

  • Крестильня (баптистерий) . Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии .

  • Основное пространство собора . Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
  • Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол . Напомню, что диаметр купола – 30 метров , а высота – 56 метров . Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.

  • Оглядываемся назад на императорские ворота (9) . Слева и справа видим две мраморные вазы (11) , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами , которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима . В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.

  • Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли» , то есть «Центр Мира» . В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13) . Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
  • Идём дальше вперед . Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.

  • Левая часть первого этажа . В левой части находится плачущая колонна (10) , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
  • Правая часть первого этажа . Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I . Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.

  • Второй этаж . Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами . Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
  • В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.

  • Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
  • Здесь часто упоминалось императорское ложе . Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9) . В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик , которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9) . Это в западной части собора . На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин . Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма . Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд . Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи . На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи . На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

  • Серия мозаик архиереев : Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы : с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL . Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться .

Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула ) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.

Но среди них главное место занимает великолепный собор Святой Софии, который также известен под именем Храм Святой Софии в Стамбуле или как мечеть Айя София. Здесь находится священное и намоленное место не только для христиан, но и, в равной мере, для мусульман. Это один из самых посещаемых и известных исторических памятников в мире. Он значится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание великого храма, построенного в сейсмоопасной зоне, близ тектонического разлома, выдержало несколько сильнейших землетрясений. Оно перенесло несколько разрушительных пожаров и подверглось бедствиям войн. О самом храме Святой Софии в Стамбуле, о его архитектуре, убранстве, о впечатлении, которое он производит на посетителей, о его вековой истории написаны многие книги. Любую рекламную публикацию Стамбула, как правило, сопровождает изображение Ая София. А что же такого особенного в нем?

Кем была святая София?

Многие думают, что храм носит имя женщины – ведь есть же среди христианских святых есть несколько по имени София, возможно, названо в честь какой-либо из них? Нет, это ошибочное предположение! Название происходит от греческого слова “софия”, означающего знание, мудрость, а не от какой-то конкретной святой имени София. Полное греческое название – Храм Премудрости Божьей.

За время своей долгой-предолгой жизни Собор Святой Софии в Стамбуле имел несколько разных наименований – Храм Святой Софии, Великая церковь, Айя София.

На цыпочках в космос собора Святой Софии

С благоговением проходим через туристический вход в притвор церкви. Здесь, где некогда толпились кающиеся грешники, сейчас висит справочная информация, стоят мраморные археологические древности, на потолке – следы золотой мозаики. Но под нетерпеливыми ударами сердца мы шагаем дальше. Отсюда идут в основную часть храма 9 дверей, центральные – Императорские врата. Считается, что они сделаны из остатков Ноева ковчега.

Замираем, чтобы прочувствовать: в византийскую эпоху через них мог проходить только сам император, а сейчас смело проходит любой, заплативший 25 лир… Но, если не спешить и постоять на этом месте немного, то можно увидеть темные углубления на мраморных плитах пола – это протоптанные за столетия следы ног стражников, охранявших императора во время его молитвы. Сколько же здесь отстояло людей, чтобы появился этот зримый штрих времени…

Проходим в неф под мозаикой с изображением императора, который распростерся ниц перед Христом. По бокам от Христа стоят Богородица и Архангелом Гавриилом. В руках Иисуса Евангелие со словами «Мир вам. Я свет миру».

Святая София в Стамбуле – ошеломляет. Огромный купол невесомо парит над аркадой из окон. Он словно настоящее золотое небо…Через какое-то время осознаешь размеры храма и его величие… И чувство покоя и умиротворения окружает и поглощает тебя. Тонкие лучи света из окон высоких сводов падают на величественные колонны, неземные глаза ангелов и святых смотрят внимательно и печально.

Вокруг толпы людей: женщин и мужчин, стариков и детей… Что привело сюда каждого их них?

Около входа стоит облицованная старинными медными листами четырехугольная Плачущая колонна, которая считается чудотворной. В ней проделано отверстие, внутри которого ощущается влага. Поверхность меди вокруг глазка отшлифована миллионами прикосновений. Если загадать желание и засунуть в отверстие большой палец, а потом умудриться повернуть его на 360 градусов, то, говорят, загаданное обязательно сбывается. Я тоже загадала и повернула… Нет, мое желание не сбылось…


Около нас в очереди к чуду стояли ребятишки из школьной экскурсии. Забавные и любопытные они, вертелись и заинтересовано поглядывали на нас. А может на Катю?

Заглянем в историю

Изысканное сочетание куполов и минаретов Святой Софии персикового цвета на фоне голубого неба – является символом Стамбула. Это единственное зданием в мире, который обслуживало нужды трех различных религий: оно было католическим собором, храмом греческого православия и мечетью ислама суннитского толка.

    • В IV веке на этом месте был построен собор. Но его то разрушали, то он горел, так что в 532-537 годах император Юстиниан I отстроил его заново. Он создал подлинный шедевр византийской архитектуры. Собор служил в качестве византийской церкви в течение последующих 900 лет, здесь была резиденцией православного патриарха Константинопольского, место имперских церемоний и церковных советов. Считается, что Россия стала православной, а не католической, под впечатлением от величия этого здания.
    • 13 апреля 1204 года крестоносцы подвергли Константинополь беспощадному разорению. Рыцари безжалостно ограбили Собор, ободрали все покрытия из золота и серебра, похитили все, представлявшее хоть какую-то ценность. После этого здание было передано в руки католических священников. Храм Святой Софии в Стамбуле функционировал в качестве римско-католического собора до тех пор, пока в 1261 году император Михаил с окрепшей византийской армией не вернул себе Константинополь. Но бесценные реликвии, такие как Туринская плащаница, копье, которым римский легионер проткнул бок Иисуса, фрагменты Креста и многие другие, назад уже никогда не вернулись.
    • В 1453 году 29 мая столица Византийской империи, пала. В Константинополь, торжествуя, входят победители-турки. Из повелитель, прославленный султан Мехмет, получивший прозвище Завоеватель, видит в побежденном городе несравненное чудо – собор Святой Софии и немедленно превращает его в свою имперскую Айя-София. В этом качестве она служит мусульманам очень долго. Турки проводят в ней некоторые преобразования для удаления христианских признаков, возводят внутри красивый мраморный михраб и минбар, с которого проводятся проповеди, строят удивительные минареты, словно парящие в лазурной воздухе Стамбула.
    • Мустафа Кемаль Ататюрк, создатель турецкой Республики, возникшей после падения Османской империи, в 1934 году превращает собор Святой Софии в музей. Он говорит, что древнее здание “должно стать памятником всей цивилизации”. Удаляются молитвенные коврики, при этом открывается прекрасный мраморный пол. Ряд панелей с каллиграфией перемещается в другие мечети, однако, восемь из них остаются на месте до сих пор. Расчищаются мозаики от слоев укрывавшей их штукатурки.


На что надо смотреть

Для того, чтобы увидеть – надо знать, на что смотреть. Иначе на многое или не обратишь внимания или не осознаешь толком. И чтобы не было мучительно больно потом, надо подготовиться, почитать и посмотреть. Ну что это я, сами не маленькие. А если кратко, то так.

Смотрим архитектуру

Собор Святой Софии в Стамбуле – купольная базилика из 3-х нефов, центрального – широкого и двух других поуже. Самое главное – это грандиозный купол высотой 56 м и диаметром 31 м, который опирается на 4 арки от 4 столбов. Эта труднейшая конструкторская задача была блестяще решена гениальными архитекторами с применением множества инноваций. В результате – квадратное центральное пространство храма венчает великолепный купол. Под ним сорок арочных окон. К куполу примыкают с запада и востока два меньших полукупола, а к каждому из них – еще по три, меньших, полукупола.

Размеры Святой Софии в Стамбуле таковы:

      • его длина составляет 76 м,
      • ширина - 69 м,
      • а высота - 56 м

Храм Святой Софии двух уровневый: над нижним этажом размещается галерея. Первый этаж предназначался для верующих, в центре располагались духовенство и император.

На втором этаже помещались галереи или хоры, они предназначались для женщин во время богослужений. В центре хоров, на оси храма, находилось место, где сидела во время службы императрица. Отсюда храм виден, как на ладони.

Интерьер

Внутренне убранство храма Святой Софии всегда отличалось редкой красотой. При его возведении для украшения везли из Проконеза белый, словно снег, мрамор, из Каритоса везли малахитово-зеленый, из Ясоса – нарядный красный, из Фригии мрамор розового цвета. Нижние части стен покрыли сине-зеленым и розовым мрамором, пол украсили мраморными узорами разных цветов. Поверхность алтаря, по свидетельству современников, переливалась 72 разными цветами и оттенками. Капители колонн украсила изящная резьба. Верхнюю галерею расписали фресками и покрыли мозаикой со священными изображениями. А купол украшала позолота и мозаика с ликом Христа Вседержителя.

По периметру храма шли ряды икон, святынь, рак с мощами. Но это все в прошлом. Сейчас здесь пусто и голо. Но внутренняя обшивка здания полихромным мрамором, зеленым, белым, порфировым, дошла до нашего времени.

  1. Византийские мозаики

Храм Святой Софии в Стамбуле и теперь знаменит своими изысканными мозаиками. Самые древние мозаики – это скромные геометрические и растительные орнаменты, они датируются царствованием Юстиниана. Более поздние – с изображениями Христа, святых, императоров и их семей.

А над алтарем изображение Богородицы, на коленях держащей младенца Христа… При входе в неф собора глаза остановились на чудесном образе, и потом, когда бродили между колоннами, заметила, что мой взгляд не раз, и не два, тянулся к ней.

И самые известные из мозаик – на верхнем этаже, в галереях. В южной галерее находится самая-самая из них – мозаика Деисус. Этим словом обозначается в иконописи композиция из трех персонажей: посередине Христос, около него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенных позах. Здесь же еще одна знаменитая мозаика – изображение Христа Пантократора в тёмно-синих одеждах, правая рука его поднята для благословения, а левая держит Евангелие.

Прямо под главным куполом храма Святой Софии в Стамбуле, на треугольных парусах-пандативах фресковые херувимы. Их турки, в отличие от мозаик, не замазывали штукатуркой, а всего лишь укрывали их лики накладками.

  1. Каллиграфия в Айя София Стамбул

В музее, высоко наверху, висят 8 огромных щитов круглой формы, изготовленных то ли из верблюжьей, то ли из ослиной кожи. На них дивной красоты арабские надписи. Написаны имена Аллаха, его пророка, изречения из Корана. Щиты образуют невероятно интересный контраст с христианскими мозаиками.


  1. Светильники и кованые железные люстры.

Из выси на тросах спускаются вниз, почти на рост человека, люстры. Это один из ярких элементов украшения храма: словно капельки сияющей росы на раскинувшейся наверху паутине. Невероятно красивые.


  1. Михраб

Напомню, это округлая ниша в стене, которая отмечает направление Мекки, Саудовская Аравия, там – самое священное место в исламе. Видите, в Ая София она немного не по центру? Дело в том, что собор Святой Софии в Стамбуле строился как христианский храм, которые ориентируются на восток. А все мечети должны быть направлены на Каабу в Мекке, то есть на юго-восток Стамбула, вот поэтому в Айя-София и произошло такое несовпадение центральной части здания церкви и осевой точки михраба. Слева от михраба находится Ложа Султана, справа – минбар место для проповедей.

  1. Коронационная площадка

Считается, что квадрат на полу, выложенный из цветного мрамора, и есть то место, где короновались византийские императоры.

Секреты собора Святой Софии

Если бы он продолжал оставаться мечетью, то о том, чтобы что-то в нем исследовать, а уж тем более раскапывать, не могло бы и идти речи. Но, к счастью, мечеть Айя София в Стамбуле преобразована в музей. А это означает, что ученые могут его свободно исследовать. Хотя не все помещения в нем открыты для посещений обыкновенных людей, но ученые, безусловно, изучили каждое, причем скрупулезно, вплоть до миллиметра.

Правда, надо оговориться – речь идет только о надземной части сооружения.

А, надо сказать, что существуют удивительные рассказы о том, что находится под зданием. Сохранилось свидетельство испанского посла от 1403 года о том, что внизу, под собором Святой Софии, находится гигантская цистерна. И это не единственное свидетельство. Подобное повторяли разные европейские путешественники в более поздние времена. Сканирование храма подтвердило наличие под ним больших пустот. Но отыскать подземное хранилище, размеры которого должны превзойти , пока не удалось.

О главном

Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле имеет три главных и неповторимых особенности:

    • Во-первых, у него весьма почтенный возраст. Храм Святой Софии в Стамбуле существует полторы тысячи лет. Из этого времени 916 лет его использовали христиане, 481 год он служил Мечетью Айя София, а сейчас это известнейший музей Стамбула.
    • RSS, Email ​

Музей Айя-Софья .

В самом сердце древнего Константинополя (Стамбул) возвышается мечеть Айя София - в переводе с греческого «Священная Премудрость». Церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом и Айя София на турецком — бывшая византийская церковь Константинополя и бывшая Оттоманская мечеть Стамбула.

Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ «золотого века» Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).

Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

Мечеть Айя София, бывший величайший Византийский храм Святой Софии,имеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами. Ныне здание Софийского собора служит музеем и признано одним из самый больших и красивейших сооружений мира.

Собор Святой Софии (Айя-София ) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент.


Саша Митрахович 08.09.2015 15:58


Айя-София (Божественная Мудрость) стоит на месте древнего акрополя.

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии. Первая церковь была заложена здесь Константином Великим в 330 году, она сгорела 75 лет спустя.

Первый камень нынешнего здания был заложен в 532 году при Юстиниане. В 537 году храм был освящен и прослужил более тысячи лет в качестве православного храма. Последняя христианская служба состоялась здесь 28 мая 1453 года.

Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира.

Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел Вас!»


Саша Митрахович 08.09.2015 16:34


С первого взгляда внешний вид Айя-Софии очень прост и лишен каких-либо украшений, и даже знаменитый купол (диаметр 31 м, высота 55 м) кажется несколько тяжеловатым и вдавленным.

Для того, чтобы прочувствовать все величие и великолепие здания, необходимо увидеть его изнутри (центральный неф — 73 м в длину, 68 м в ширину), когда гигантская масса камня оборачивается наполненным светом величественным храмом.

Пол и колонны Святой Софии сделаны из многоцветного мрамора, им же выложена часть стен. Из сорока больших окон у основания купола, обильный свет разливается по всему храму.

В течении почти тысячи лет Айя-София служившая религиозным центром православного христианского мира была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:40


В 1204 собор Святой Софии подвергся разрушительному нападению Крестоносцев, был разграблен и осквернен. Патриарх Константинополя был изгнан и заменен Епископом.

Святая София была превращена в католический собор.

Историки утверждают, что именно богатства собора Святой Софии привлекли в 1024 году в Константинополь алчных крестоносцев, не гнушавшихся выковыривать из стен драгоценные камни, ободравших со стен золотые мозаики, разграбивших бесценные артефакты и иконы. С тех пор былое величие убранства храма было навсегда утрачено.

Практически все ценности исчезли, как и туринская плащаница, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница - 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

Вероятно, большая часть из богатств Айя-Софии сегодня находиться не в Стамбуле, в других странах, например в казначействе Базилики св. Марка в Венеции.

Несмотря на все эти события, Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель вступил в Константинополь.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель перевернул всю историю древнего Константинополя. Днем спустя султан Завоеватель Мехмед второй не только восхитился размахом градостроительства, но и оценил велиие собора Святой Софии. Он был поражен красотой Айя-Софии и велел преобразовать ее в свою имперскую мечеть.

Айя-София служила основной мечетью Стамбула в течение почти 500 лет, став моделью для многих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как и .

Во второй половине XVI века под руководством прославленного архитектора Синана начались восстановительные работы и у стен Айя-Софии поднялись широкие каменные контрфорсы, с помощью которых удалось остановить «сползание» здания. После этого первоначальный облик собора изменился и до наших дней дошел именно в таком, несколько «искаженном» виде.

Примерно тогда же по углам Айя-Софии появились каменные минареты, игравшие роль дополнительных стабилизаторов, поддерживающих все сооружение.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


С конца XVI в. с юго-западной стороны Айя-Софии стали возводить усыпальницы для султанов, которые правили Османской империей после Сулеймана Великолепного.

В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков.

В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара.

С тех пор не было никаких коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.

Сейчас Софийский собор — одна из популярнейших достопримечательностей Стамбула. Туристов привлекает не только сам храм-музей и его внутренняя красота и мозаики, но и множество окружающих его зданий, формирующих внешнюю Софию. Среди них мавзолеи султанов, баптистерия и другие памятники архитектуры.

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 72 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Софийский собор или Собор Святой Софии или Айя-София — выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

История Собора Святой Софии в Стамбуле

Собор в виде базилики с каменными стенами и деревянной крышей был построен в 324—337 годах при Византийском императоре Константине I, но был сожжен после общественных беспорядков 404 года.

Реконструция собора проходила приказу императора Феодосия II (408-450) в 415 году, в результате базилика стала пятинефной и также покрыта деревянной крышей.

В 532 году во время восстания Ника было уничтожено и это здание. В этом же году было заложено новое здание храма, которое строилось пять лет - с 532 по 537 год.

Известно, что после постройки император Юстиан вошёл в храм Святой Софиии со словами:

Мой Господь, благодарю тебя за предоставленную мне возможность создать такое культовое место

После этого, Собор Святой Софии стал местом, где короновались императоры Священной Римской империи.

В июле 1054 года в этом месте кардинал Гумберт (представитель Папы Римского) и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме, что стало причиной раскола церкви на католическую и православную.

Позле взятия Констнтинополя в 1453 году, султан Мехмед приказал сделать из христианского храма мусульманскую мечеть, которую назвали Айя София. Здание было реконструировано, организованы минареты, при мечети появилось медресе.

В 1847-1849 годах в Айя Софии проходила реконструкция, на месте где ранее молились императоры, был построен ещё один михраб.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала домом-музеем Мустафы Кемаля Ататюрка, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.

В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов.

Описание Софийского собора

Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе площади Султанахмет , в настоящее время является музеем и одним из символов города.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола — 31 метр.

Варианты названия собора:

  • Софийский собор
  • Собор Святой Софии — Премудрости Божией
  • Святая София Константинопольская
  • Айия-Софья
  • Айя София

Интерьеры собора

Стены собора Святой Софии, кроме мраморной, покрыты мозаикой, для которой использовались золота, серебро, стекло, терракота и драгоценные камни. Внутри собора сохранились византийские фрески благодаря тому, что их замазали штукатуркой.

Михрабы, минбар, максоорахсы были построены в XVI - XVII веках в период османского владычества. Что интересно, михраб стоит не по оси храма, указывающей на восток, а чуть в стороне, так как ориентирован на Мекку.

Внутри Софиского собора имеются достопримечательности:

  • Омфалион - место коронации византийских императоров и представляет собой мраморные окружности на полу собора;
  • Плачущая колонна - это колонна, покрытая медью и в которой имеется небольшое отверстие, которое исполняет желания;
  • «Холодное окно» - из которого постоянно дует холодный ветерок.

Музей Айя София

На базе Собора Святой Софии в Стамбуле организован музей.

Посещение собора платное, актуальную стоимость посещения можно узнать на сайте музея.

Часы работы музея:

  • летнее время: с 15 апреля по 1 октября: 09.00 - 19.00