Что входит в обязанности проводника. Инсайдер. Проводник поезда — о романтике дороги, тотальной коррупции и одиночестве сотрудников РЖД Общие компетенции проводника пассажирского вагона

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске - проводник пассажирского вагона. Работа проводника многим кажется романтичной - поезда дальнего следования, разные города и случайные собеседники. Сюда несложно устроиться: РЖД принимают всех желающих при наличии среднего образования, только нужно пройти подготовительные курсы. Но вот работа достаточно тяжелая, а зарплата невысокая. Мы спросили у молодого человека, который мечтал стать проводником и теперь работает в поезде, как он относится к своей работе, сколько получает и на что тратит деньги.

Профессия

Проводник

Средняя зарплата

22 000 рублей

Траты за прошлый месяц

7 000 рублей

аренда половины квартиры в Новосибирске

2 000 рублей

временная регистрация

500 рублей

оплата телефона

6 000 рублей

продукты

2 000 рублей

сувениры

2 000 рублей

500 рублей

транспорт

2 000 рублей

накопления

Как стать проводником

Я родился в Бийске Алтайского края, позже моя семья переехала в Москву, где прожила всего полтора года, но я очень полюбил этот город. Тогда много приходилось ездить на общественном транспорте, и мне сильно захотелось стать машинистом. Потом мы снова вернулись в Алтайский край. После девятого класса, горя желанием стать машинистом, я поступил на специальность «слесарь подвижного состава, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, оператор» в техникум Новосибирска (так как обучение в Москве семейный бюджет бы не потянул). Проучился четыре года, а на втором курсе летом была возможность попробовать себя в работе проводника и подзаработать. После этого у меня все желание пропало: был ужасный коллектив, деньги непонятно как платили - за два месяца вышло 47 тысяч рублей. После учебы попал по распределению в РЖД. Благодаря хорошим оценкам у меня был выбор, и я выбрал работу проводника пассажирских вагонов. В будущем хочу перебраться в Москву.

Вообще, это работа для людей 35–45 лет, у кого есть большой стаж в другой сфере. Для таких даже есть специальные трехмесячные курсы. Чтобы начать работать, проводнику нужно пройти медкомиссию, оформиться в отделе кадров, сдать экзамены по охране труда и технике безопасности. Еще нужно пройти тест, в котором больше 250 вопросов. Там требуется быстро и правильно посчитать, запомнить числа, решить головоломку и так далее. Бывает, что некоторые его не проходят.

Особенности работы

Проводник должен уметь и знать все: посадить пассажира, выдать ему комплект белья, записать в бланк строгой отчетности, предупредить за 40 минут до его выхода, высадить его. Следить за чистотой в салоне: не меньше двух раз за поездку убираться в вагоне, а в туалете - не меньше четырех раз. Это как игра Sims, где у героев есть индикатор: если он зеленый, то все довольны. Так и пассажиры: чуть не уследил, и сразу недовольство.

У проводника много профессий - например, грузчик, официант, психолог. Большие толстые мешки с грязным бельем нужно утащить к себе в купе. Нужно ходить с подносом и говорить пассажирам о том, что в продаже есть чайная продукция и сувениры. Еще нужно быть немножко энциклопедией - на каждой станции пассажиры спрашивают: «В какой области мы находимся?» или «А какая река здесь протекает?», «А какая численность у этого города?» и так далее. Иногда разруливаешь ссору между пассажирами или они сами приходят поговорить, потому что несколько суток в поезде тяжко для них. Многие пассажиры подходят ко мне сами и спрашивают о работе - нравится или нет. Вообще, у нас нельзя критиковать свою работу, но я отвечаю как есть, что получаю мало и что работать проводником врагу не пожелаешь.

Сейчас на улице холодно, а пассажиры первым делом спрашивают о кондиционировании. У меня был случай, когда в Ростове-на-Дону пассажиры не успели сесть на станции, а в вагоне остался только их сын 14 лет. Он не знал номера телефонов. Начальник поезда связался со станцией, родители в итоге поехали догонять поезд на такси, отдали 5 тысяч рублей. А в прошлой поездке у нас между станциями загорелся локомотив, машинист сделал экстренное торможение, у меня вся посуда упала и разбилась. Пассажиры же вскочили и начали паниковать. Спустя 40 минут мы поехали, хотя вроде бы еще локомотив не дотушили: если бы простой был больше, вся бригада лишилась бы премии.

Я готовлюсь к поездке так: за сутки до отправления еду в магазин за покупками. Выходит около 3 тысяч рублей, и так дважды в месяц. На следующий день в назначенное время (за восемь часов до отправления поезда) приезжаю в парк на планерку. С собой у меня чемодан, сумка и большой пакет с едой. На планерке присутствует начальник поезда, инструктор и проводники, с которыми я поеду в рейс. Начальник поезда раскидывает нас по вагонам, обычно в паре мальчик-девочка. Я работаю недавно, и все напарники для меня новые. Еще говорят, в каком классе мы поедем - плацкартный, купейный или СВ. Я полюбил плацкартный, потому что все пассажиры на виду, я знаю, кто и где, да и убираться проще. Дальше мы идем в вагоны; для меня счастье, когда я вижу, что вагон новый. Мы принимаем вагон - считаем инвентарь, получаем чистящие средства, мусорные мешки, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу. А коллектив раз на раз не приходится, иногда у людей в запасе матерных слов больше, чем обычных.

Затем начальник поездка обходит состав, проверяет, все ли в порядке. За час мы прибываем на вокзал, а за 30 минут начинается посадка. Я должен быть одет строго по форме и быть лицом компании. Сейчас темнеет рано, и еще нужно вовремя включать свет и переключать с вечернего на ночной, перестраиваясь по местному времени. Большой минус - в дороге совсем мало ешь, много нездоровой пищи, и я теряю в весе (ну а женщины - наоборот).

Поездка в одну сторону занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры. В последние сутки пути проводники делают отчет и уборку. По приезде мы идем в душ, в магазин за продуктами, иногда сувенирами, и в тот же день уезжаем назад с новыми пассажирами. Но они не должны видеть нашу усталость. По приезде также сутки не спим: после того, как все пассажиры выйдут, мы начинаем считать инвентарь заново, в случае недостачи определенную сумму могут вычесть из зарплаты. Если поезд приезжает в 09:45, то домой я прихожу в 15:45, если повезет. Все это время не оплачивается, оплачивается только время поездки.

Также надо сдать белье пассажиров, нехватку тоже вычитают из зарплаты. Потом идем к нормировщикам, они назначают следующий рейс, называют дату и направление. В особый режим (летом, когда поезда ходят каждый день) отдых занимает 30–50 % времени (например, после восьмидневной поездки три-четыре дня отдыха), в обычное время - после восьми дней поездки семь-девять дней отдыха.

Зарплата и траты

Летом отдохнуть никак не получалось: двое суток отсыпаешься, на следующий день идешь в магазин, а потом в поездку. Сейчас я больше отдыхаю, но часов меньше, поэтому, соответственно, зарплата ниже. Зарплата зависит от времени, проведенного в дороге. В удачный месяц я получаю 34 тысячи рублей, в неудачный - 14–17 тысяч рублей. В среднем выходит 22 тысячи рублей. За август я накатал 222 часа - это 16 198 рублей плюс 20%-ный коэффициент и аванс за предыдущий месяц - 7 700 рублей. Такая сумма меня не устраивает. Хочу перебраться в Москву и стать машинистом метро.

Мы с мамой снимаем квартиру, и я плачу половину - 7 тысяч рублей. На продукты в поездку трачу 6 тысяч рублей. Еще ем фастфуд, а когда приезжаем в какой-нибудь город, то покупаю сувениры там. На секции и в спортзал ходить возможности нет, а уж о здоровом питании можно забыть. Еще из расходов - транспорт (500 рублей) и оплата телефона. После этого денег почти не остается. В прошлом месяце много денег отдал за временную регистрацию. А остальные коплю на что-то хорошее, на ту же одежду не меньше 5 тысяч рублей надо отдать.

Дмитрий Софьянников, проработавший несколько лет проводником пассажирского поезда, поделился в Twitter секретами безопасных и комфортных путешествий.

Правила, которые нужно знать

В купейных вагонах можно перевозить животных. И всё бы ничего, но я один раз видел, как на поводке везли ЕНОТА и выгуливали его на станциях.

Дмитрий Софьянников

1. Никто не хочет запоминать, что максимальный вес - 36 кг на один билет в плацкарте, а сумма трёх измерений не должна превышать 180 см. Нет же, надо обязательно войти с 19 сумками, потому что «да я их разложу как-нибудь».

2. Если вы думаете, что о курении в туалете никто не узнает, - вы ошибаетесь. Вентиляция вагона устроена таким образом, что из тамбура, туалета и косого коридора весь воздух тянется в купе проводника.

На пойманных курильщиков заводится информационный лист. Первый такой лист - штраф 1 500 рублей, и в билете укажут, что вы курильщик; второй - вам просто не продадут билет на поезд.

Вейперы - это отдельная история. Вейпить в вагоне нельзя, как и курить, но находятся умники, которые «это пар, а не дым, я же не курю».

3. Сколько бы предупреждений ни писали, люди всё равно кидают бумагу в биотуалет. Вы портите жизнь сами себе: такой туалет не чинится в дороге. И так из-за одного пассажира страдает весь вагон.

Кстати, туалетом во время санитарных зон пользоваться можно, но только если вам надо умыться, почистить зубы или побриться. Проводник обязан стоять рядом и смотреть, чтобы не использовался . Однако, если приспичило ребёнку, отказывать не имеют права, но в таком случае нельзя нажимать педаль смыва.

4. Если вы решили сэкономить и не покупать постельное бельё, ваш удел - лежать на полке или гулять по вагону, потому что матрасом без белья пользоваться нельзя.

5. А вот и страшная тайна всея «РЖД»: вы можете не сдавать постельное бельё проводнику, когда выходите на своей станции. И проводник не может вас заставить отнести ему комплект белья, максимум - за полчаса быть готовым к выходу.

6. Проводнику запрещено выпускать людей на остановках поезда протяжённостью менее пяти минут. Отнеситесь с пониманием. Не нужно вот этого «да я быстро покурить». Это вопрос безопасности, так что потерпите.

7. Пить в поездах водку можно! Но не перебарщивать. Пассажира, который покажется проводнику слишком пьяным, могут высадить. Он также имеет право в принципе не пускать пассажира в вагон, если, по мнению проводника, тот слишком пьян или ведёт себя неадекватно. Будь у него даже самый дорогой билет на самое крутое место.

Техника безопасности, которую нужно соблюдать

Посылки передавать нельзя. Совсем нельзя. Даже конверты. Моему товарищу фээсбэшник подложил муляж бомбы в тамбур, замаскированный под упаковку таблеток. Чуть до увольнения не дошло.

Дмитрий Софьянников

8. Ради всего святого, не заряжайте гаджеты от розеток в вагонах! Чаще всего проводка в поездах так себе, и если от iPhone не выйдет из строя вся электрика в вагоне, то батарею себе вы точно испортите. - наше всё!

Хотя, справедливости ради стоит сказать, что iPhone - ещё не так страшно. Вот когда вставляют удлинитель в удлинитель, а в него несколько ноутбуков - это уже опасно. Проводники такое обычно пресекают.

9. Если вагон загорелся на скорости, он за пять минут. Соблюдайте противопожарную безопасность.

10. В вагоне поезда всегда есть аптечка. В ней находятся бинты, марля, пластырь, перчатки, йод, но нет лекарств. Поэтому всегда перед поездкой проверьте, взяли ли вы все необходимые вам таблетки, и не жалейте на это денег.

11. Проводник обязан оказать первую помощь пассажиру, которому стало плохо. Этому их специально учат, так что не стесняйтесь просить. На ближайшей крупной станции в вагон уже придут врачи и проведут профессиональный осмотр.

12. Проводник должен срывать стоп-кран только в случае угрозы жизни пассажиров. Во всех остальных случаях налагается штраф около 5 000 рублей. И даже минутный простой поезда на путях обходится в копеечку.

13. На верхней полке спать безопасно. Чтобы с неё упасть, надо очень захотеть. Для детей попросите у проводника страховочные ремни и поднимите специальный железный ограничитель на краю полки.

14. Техника безопасности - не пустой звук. Хоть за этим и следят, но каждый год происходят несчастные случаи как с пассажирами, так и с проводниками. Поэтому будьте осторожны и слушайте проводника. Все инструкции на железной дороге написаны кровью.

Комфорт, который мы заслужили

В летний период можно очень дёшево проехать на дальнее расстояние в хороших вагонах. Скидки на верхнюю полку в купе - до 50%, можно и сэкономить, и избавить себя от плацкартов, бабулек и постоянной ходьбы по вагону.

Дмитрий Софьянников

15. Третье и пятое купе - аварийные выходы, окна там не открываются. Поэтому летом там невыносимо , и ничего не сделаешь, если нет кондиционера. Учитывайте это, если собрались ехать далеко.

16. Кондиционер в вагоне связан с генератором, который начинает работать только тогда, когда поезд набирает скорость больше 30 км/ч. Именно поэтому поездка по черноморскому побережью (четыре часа со скоростью 30–35 км/ч и остановками) превращалась в ад.

Вообще, в вопросе кондиционера проводник всегда на стороне пассажиров. Они такие же люди, которые едут в тех же условиях, что и вы. Если проводник говорит, что кондиционер не работает, то он не врёт.

17. В новых вагонах у проводника есть маленький . Он обязан возить в нём детское питание, если попросят, но можно договориться положить туда что-то ещё.

А вот в старых вагонах в двух тамбурах есть карманы для хранения угля. Там температура ниже, чем по всему составу. Если вы везёте, например, рыбу, можно также договориться с проводником.

18. Боковушка у туалета обладает преимуществом, которое перекрывает все недостатки, - вы всегда первый в туалет утром.

19. На некоторых составах есть услуга - душ в штабном вагоне. Стоит 100–250 рублей.

20. И самое главное: проводники - такие же люди, как и пассажиры. Если вы к ним отнесётесь по-человечески, то и поездка ваша станет более комфортной.

Эх, дорожная романтика! Мирно постукивают колеса, за окном мелькают привлекательные пейзажи, меняются города, а может, и страны… Катаешься себе по всему миру или стране, да еще и деньги за это платят. Кому из любителей путешествий не казалась привлекательной работа проводника поезда? А как оно на самом деле? Какая у проводника зарплата? Как им стать? Что входит в обязанности? Если вам все это интересно, добро пожаловать в статью.

Средняя зарплата проводника

Возьмем сразу быка за рога и разберемся с самым животрепещущим вопросом. Возможно, после этого раздела большинство читателей даже не захочет далее углубляться в тему. Так зачем же томить?

Зарплата проводника почасовая. По правилам РЖД, есть ограничение на количество смен в месяц - 15, норма часов при этом составляет 176.

Размер оплаты зависит от категории поезда (больше платят за работу в на международных рейсах), сезона, дальности следования, сложности рейса, количества ночных переездов, региона и многого другого. Могут быть доплаты за выслугу лет, направление, за выполнение плана продаж, премии, в некоторых регионах начисляется районный коэффициент.

На 2017 год минимальная оплата составляет около 11 500 рублей, а максимальная, на которую реально можно рассчитывать, - 33 000 рублей. Если говорить о средней зарплате проводника поезда дальнего следования, то она составляет чуть более 22 тысяч рублей в месяц. Такие данные приводятся по России.

Если эти цифры вас не испугали, давайте изучать тему подробнее.

Льготы для работников РЖД

Но не зарплатой единой жив проводник РЖД. Работать в этой структуре в значительной степени мотивируют льготы. Они предоставляются не только проводникам, а всем трудящимся на Выделяется несколько групп льгот:

  • социальные;
  • трудовые;
  • по оплате труда;
  • по охране труда;
  • соцгарантии.

Как видите, их немало. Все перечислять не будем, с полным перечнем можно ознакомиться в специализированных материалах либо непосредственно при приеме на работу, назовем лишь самые «вкусные».

Оплачивается образование (высшее или переквалификация) по заочной форме. Дважды в год гарантирован бесплатный проезд до места учебы и обратно.

Нуждающимся в жилплощади выделяется жилье из фонда РЖД. Есть программы помощи для молодых сотрудников.

Ежегодно индексируется (в 2017 году даже дважды), праздничные дни оплачиваются по повышенному тарифу, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней).

Работникам оплачивают спецодежду, медосмотры и диспансеризации с проездом и проживанием.

Молодым матерям выплачивается дополнительное пособие помимо того, что предоставляется Фондом социального страхования. Платят его до 3 лет.

Частично компенсируются предприятием затраты на:

  • лечение в санаториях;
  • обучение детей;
  • занятия спортом сотрудников и их детей.

Для приобретающих жилье предоставляются займы и субсидии с льготными условиями.

После выхода на пенсию за сотрудниками остается право на ряд бонусов (при условии выработки необходимого стажа). Это льготный проезд, лечение, путевки в санаторий и многое другое.

Согласитесь, что все это дает прибавку к зарплате проводника.

Как устроиться проводником

Сделать это несложно. Соискатель должен обладать образованием не ниже среднего. Необходима и специальная подготовка, которую можно получить в училище, колледже или техникуме на направлении «Проводник пассажирских вагонов». Есть возможность обучаться на подготовительных курсах. Также обязательны медкомиссия, сдача экзаменов по технике безопасности, охране труда, еще необходимо успешно пройти тестирование, выдержать конкурс.

Для желающих попробовать себя в этой профессии и узнать, сколько получают проводники в действительности, есть возможность стать временным сотрудником. Такие наборы проводятся каждый год на период пиковой нагрузки в летние месяцы, когда формируются дополнительные составы поездов.

Как видите, требований достаточно, при том что зарплата проводника даже при большой загруженности невысокая. Но тем не менее на эту должность берут только кандидатов, отвечающих всем выставленным требованиям и действительно желающих работать на железной дороге.

Опытные люди говорят, что профессия проводника РЖД сочетает в себе несколько: нужно быть одновременно и официантом, и грузчиком, и уборщиком, и психологом.

Требования к кандидату

Желателен опыт работы, но без опыта вполне возможно устроиться вторым проводником. Требуется и санитарная книжка.

Для работы на международных рейсах обязательно знание иностранного языка.

Что входит в обязанности

Обязан заниматься обслуживанием пассажиров на протяжении пути следования: посадка и высадка, проверка билетов, выдача постельного белья, продажа чая, кофе, кондитерской и сувенирной продукции и т. д.

Также необходимо вести поездную документацию, поддерживать состояние вагона в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (чистота, тепло и свет, вода, работа всего необходимого оборудования), обеспечивать безопасность пассажиров в пути, в том числе оказывать первую медицинскую помощь, вести учет товарно-материальных ценностей и инвентаря, а также составлять отчетность для начальника поезда и многое другое. Помимо этого, нужно еще подготовить вагон к дороге, а после завершения поездки привести его в порядок и сдать.

Для непосвященного человека эта профессия выглядит простой и даже примитивной, но на самом деле требует огромного количества самых разнообразных навыков, ведь ситуации в дороге случаются всякие.

Недостатки профессии

Работа проводника считается достаточно тяжелой как в физическом, так и в эмоциональном аспекте. Люди встречаются разные, нередко возникают конфликтные ситуации, режим дня рваный. К тому же имеет место продолжительное отсутствие дома.

Достоинства профессии

К положительным аспектам относится то, что это работа в государственной компании, что само по себе для многих людей является синонимом стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Возможен карьерный рост, например, до но в таком случае требуется высшее образование, а также опыт работы на разных участках железнодорожного сообщения.

К плюсам сами работники относят возможность посмотреть города, встретить большое количество людей. Смена у проводников как правило по 15 дней, затем столько же времени дается на отдых.

Словом, если вас манит романтика дороги, вы готовы выдерживать самых разных людей в огромном количестве, хотите трудиться в крупной стабильной компании и вас не пугает то, сколько получают проводники за свою нелегкую работу, может быть, эта профессия для вас?

Обязанности проводника РЖД, работающего в пассажирских вагонах, можно, по сути, охарактеризовать коротко - обеспечение максимального комфорта пассажиров в течение всей поездки. Кому-то может показаться, что в работе проводника нет никаких сложностей: проверить билеты при посадке (а если речь идет об , то и этого не требуется), выдать постельное белье, пару раз в день пройти по вагону, предлагая пассажирам чай-кофе, и все. На самом деле это совсем не так, и работники РЖД имеют четко установленный и довольно обширный список функциональных обязанностей, связанных не только с обслуживанием пассажиров, но и с поддержанием чистоты и температурного режима в вагоне и т.д. Итак, в чем же заключаются обязанности проводника пассажирского вагона в пути следования?

Обязанности проводника в пути следования: обслуживание пассажиров

Перечислим по пунктам основные обязанности проводника перед пассажирами. Это, прежде всего:

  • проверка билетов и документов во время посадки на поезд;
  • оказание помощи пассажирам при посадке/высадке из вагона;
  • выдача постельных принадлежностей и их сбор не ранее, чем за 30 минут до прибытия на станцию следования;
  • продажа чая, кофе, кондитерских изделий и пр. Проводник обязан не менее трех раз в сутки пройти по вагону и предложить пассажирам вышеуказанные товары. Также и чай, и кофе, и все остальное можно купить в любое время суток, причем работник вагона обязан принести заказ на место пассажира;
  • предоставление пассажирам (по требованию) таких вещей, как щетки для одежды и обуви, настольные игры (шахматы, шашки);
  • предоставление возможности зарядки мобильного телефона;
  • предоставление горячей и холодной (питьевой) воды;
  • вызов официанта из вагона-ресторана для принятия от пассажира заказа на питание;
  • поддержание в вагоне тишины и общественного порядка в ночное время - с 23.00 до 6.00;
  • побудка пассажиров минимум за 30 минут до их прибытия на станцию следования.

Все мы привыкли к тому, что постель в поездах нужно застилать самостоятельно. На самом деле проводник по желанию пассажира обязан оказать ему помощь в расстилании постельного белья, обслуживая в первую очередь пожилых людей, инвалидов, пассажиров с маленькими детьми.

Обязанности проводника в вагоне

Помимо обслуживания пассажиров проводник должен постоянно следить за состоянием вагона и тамбуров, а именно:

  • круглосуточно поддерживать в титане температуру, необходимую для того, чтобы вода в нем была горячей;
  • осуществлять сухую и влажную уборку в вагоне не реже одного раза в 12 часов;
  • убирать в туалетах и тамбурах не реже одного раза в 6 часов;
  • каждый час либо по просьбе пассажиров проверять и при необходимости пополнять в туалетах израсходованные средства гигиены: туалетную бумагу, мыло, бумажные полотенца;
  • собирать и выносить мусор на технических станциях;
  • перед прибытием на каждую станцию протирать в тамбуре поручни;
  • следить за чистотой табличек с номером и маршрутом вагона, которые находятся снаружи (протирать их на станциях по мере необходимости).

В зимнее время обязанности проводников пассажирских вагонов дополняются такими пунктами:

  • поддержание в вагоне оптимального температурного режима;
  • регулярное очищение от снега и льда тамбуров;
  • промывание кипятком (с целью размораживания) сливов унитазов и умывальников;
  • очищение от наледи заправочной трубы (перед каждой заправкой воды), ходовых частей вагона.

Материальная ответственность проводников

Если вам все еще кажется, что работать проводником несложно, тогда следует узнать о материальной ответственности работников вагонов. Проводники в рейсе несут ответственность за сохранность всего имущества в вагонах: постельных принадлежностей, посуды, номерных табличек. Повреждение любых поверхностей (сидения, шторы, окна) и предметов интерьера (полочки, зеркала и т.д.) также компенсируется за счет зарплаты проводника. Поэтому не стоит обижаться, если проводник вагона не успевает моментально выполнить ваши требования, возможно, в данный момент у него просто не хватает на это времени.

Многим из нас кажется, что профессия проводника не отличается большой сложностью. Но мало кто задумывается над тем, что помимо проверки билетов и выдачи постельного белья у проводников есть и масса других обязанностей. Например, они должны уметь оказывать первую помощь, убирать вагон до и после поездки. Итак, сколько получают проводники и от чего это зависит?

Профессия проводник востребована сразу в нескольких транспортных отраслях. Но в независимости от места работы в список должностных обязанностей входит следующее:

  1. Обслуживание пассажиров.
  2. Содержание внутреннего инвентаря вагона в исправном состоянии.
  3. Отопление вагонов в зимнее время.
  4. Проверка ручных тормозов.
  5. Выдача постельного белья.
  6. Оповещение пассажиров о названиях пунктов остановки.
  7. Сухая и влажная уборка.
  8. Оформление таможенных деклараций.

На этом список обязанностей проводника не заканчивается. При возникновении аварийных ситуаций он должен обеспечивать безопасность пассажиров и уметь оказывать необходимую медицинскую помощь.

От чего зависит окончательный размер зарплаты

Самое главный фактор, влияющий на размер зарплаты – это количество отработанных часов. Далее многое зависит от назначения рейсов. Работники поездов дальнего следования, получают больше чем их коллеги с пригородных маршрутов.

На то какая зарплата у проводников также влияет следующее:

  1. Сезонность.
  2. Сложность рейсов.
  3. Количество ночных смен.
  4. Класс поезда.

Кроме того в ряде поездов дальнего следования проводник должен выполнять план продаж продуктов и услуг. Его выполнение может значительно увеличить размер премиальных выплат. Выслуга лет и направление также могут дать существенную добавку. Еще некоторые проводники за отдельную плату в частном порядке оказывают услуги по передаче посылок, что иногда тоже дает неплохую прибавку к основному окладу.

В некоторых случаях рассчитывать на премию не приходится. Случается это в основном из-за невнимательности или халатного отношения к работе. Например, если проводник теряет часть постельного белья или в ходе ревизорской проверки были выявлены существенные нарушения в исполнении должностных обязанностей.

Размер зарплат в столице и регионах

Согласно статистическим данным с такого известного ресурса как trud.com по профессии проводник ежедневно открыто более 200 вакансий. Для 73% из них размер зарплаты указан в пределах от 14000 до 27000 рублей. Для 16% – от 5000 до 14000 рублей. И лишь всего 9% работодателей готовы платить от 27000 до 41000 рублей.

Зарплата в Москве и других крупных городах

Если рассматривать статистические данные в отдельности по крупным городам, то больше всех зарабатывают проводники из Санкт-Петербурга, их средний доход составляет 26000 рублей. Далее идут их столичные коллеги со средней зарплатой в 25000 рублей. Тройку лидеров закрывают проводники из Свердловска, их средняя зарплата составляет 19000 рублей. При этом выгоднее всего работать проводником на так называемых фирменных поездах. Уровень заплаты таких служащих значительно выше среднего.

Зарплата в регионах

Как и у большинства других профессий, проводники из регионов получают значительно меньше. Их средняя зарплата колеблется в пределах 17000 рублей. Кроме того и выбор вакансий здесь значительно меньше.

Согласно статистике с сайта trud.com самый высокий заработок у проводников с Чеченской республики, их средний доход составляет 54000 рублей. За ними идут коллеги с Амурской области с зарплатой в 44000 рублей. На третьем месте работники с Новгородской области – 40000 рублей.

  1. Республика Карелия – 38000.
  2. Мурманская область – 38000.
  3. Ленинградская область – 36000.
  4. Красноярский край – 34000.
  5. Бурятия – 30000.
  6. Саратовская область – 26000.
  7. Пензенская область – 26000.


Рейтинг областей России по уровню зарплаты для профессии Проводник

На какие доплаты и льготы могут рассчитывать проводники

Как все и остальные служащие РЖД проводники могут рассчитывать на полный социальный пакет. Также это одна из немногих организаций в которой есть собственный профсоюз. Именно он следит за правами работников и старается добиться для них более выгодных условий работы. Сейчас проводник пассажирских поездов может рассчитывать на следующие льготы:

  1. Бесплатный проезд на поезде.
  2. Отпускные.
  3. Оплачиваемый отпуск в связи с регистрацией брака и рождением ребенка продолжительностью до 5 дней.
  4. Дополнительное пособие при рождении ребенка.
  5. Ежемесячная доплата матерям с детьми в возрасте до 3 лет.
  6. Дополнительную выплату на второго и более ребенка.
  7. Компенсацию при увольнении по инициативе компании.

Выше перечислены далеко не все льготы. На самом деле их список довольно обширен.

Как стать проводником

Получить профессию проводника просто. Для этого нужно закончить техникум, училище или курсы по специальности «проводник пассажирских вагонов». В программу обучения обязательно входят такие предметы как русский язык, деловая этика и психология. Кроме того будущие проводники изучают электрооборудование вагона, пожарную безопасность и физику.

После окончания обучения будущим специалистам присваивается разряд. 2-й – позволяет работать только на поездах пригородного следования, 3-й – дальнего, 4-й разряд самый престижный получить его сразу после обучения не получится. Он присваивается только после 2 лет работы и прохождения курсов повышения квалификации. Этот разряд позволяет стать сотрудником фирменного поезда с самой высокой оплатой труда.

Для устройства на работу потребуется взять свидетельство об образовании или диплом и санитарную книжку. После прохождения собеседования специалист одела кадров примет окончательное решение.

Достоинства и недостатки профессии

Самым главным недостатком профессии проводника является длительное отсутствие дома. Эта проблема особенна актуальна для тех, кто работает на маршрутах большой протяженности. Следующая проблема – это необходимость постоянного контактирования с самыми разными людьми. Не все пассажиры отличаются дисциплинированностью. Некоторые после посадки употребляют крепкие напитки и досаждают окружающим.

После принятия смены проводник должен бодрствовать даже в ночные часы, а по прибытии в пункт назначения полностью подготовить вагон к отправке в обратный рейс. А на это иногда уходит 4-5 часов, что, конечно же, никто не принимает во внимание.

Также одной из самых главных проблем профессии являются систематические переработки. Особенно часто они случаются в летнее время. Количество вагонных составов увеличивается, а нанимать на работу новых сотрудников компания не торопится.

Из достоинств профессии проводника стоит отметить полный социальный пакет и ежегодный оплачиваемый отпуск. Также при получении высшего образования можно рассчитывать на возможность карьерного роста до должности начальника поезда.

На данный момент профессия проводника популярностью не пользуется. На эту работу чаще всего соглашаются молодые специалисты, не имеющие опыта работы. Да и отсутствие перспектив увеличения уровня зарплат не добавляет ей шансов. На протяжении ряда лет уровень роста зарплат был самым минимальным.

Тем не менее, соискателей на вакансию проводников много. Объясняется это предоставляемым социальным пакетом и рядом льгот. Кроме того даже после выхода на пенсию РЖД для бывших сотрудников сохраняет право на бесплатный проезд.