Что такое «Чудо святого Януария» и где его можно посмотреть. Неаполитанский собор - окончание. Святой Януарий - покровитель Неаполя Почему не вскипела кровь святого януария

Сведения о житии святого Януария содержатся в двух средневековых документах: «Болонских актах» VI—VII веков и «Ватиканских актах» VIII—IX веков. Соглас-но им, будущий святой Януарий родился во второй половине III века в знатном семействе Януариев. Его родовое имя говорило о том, что семья считала своим покрови-телем языческого бога Януса. Однако сам Януарий, когда вы-рос, сделал иной выбор: стал христианином, а со време-нем — и епископом города Беневенто.

Однажды, узнав, что один из его братьев, диа-кон Созий, арестован и содержится в городке Мизено, Януарий с диаконом Фестом и чтецом Дезидерием от-правились, чтобы навестить его в тюрьме. Созий попал за решетку, поскольку боролся с сивиллами — прорицательницами, пользовавшимися большой популяр-ностью среди народа. Жители Римской империи спра-шивали у них совета и получали ответ в стихотворной форме. Поэтому резкое отношение к сивиллам диакона Созия вызывала возмущение среди их сторонников. Януарий выступил с протестом против ареста единомышленни-ка. И хотя против него самого каких-либо обвинений выдвинуто не было, сам факт посещения друга в тюрьме вызвал подозрения у тогдашнего наместника провинции Кампанья Тимофея, который в этом усмотрел заговор. Скорее всего, ему хотелось отличиться перед Диоклетианом — правителем Рима, сильно преследовавшим христиан. В результа-те святому Януарию, без особых оснований, был вы-несен смертный приговор.

Однако умертвить святого палачам удалось отнюдь не сразу. Вначале Диоклетиан приказал бросить его вместе с единомышленниками в горящий очаг, который держали пылавшим в течение трех дней, но Януарий и его дру-зья вышли оттуда невредимыми. Потом его бросили на растерзание диким зверям, и вновь ничего не вышло: звери, словно домашние кошки, начали лизать ноги свя-того. Диоклетиан, видя свое бессилие, в ярости приказал обезглавить святого, а голову спрятать. Но и тут не обошлось без знамений. Палач, который должен был осуществить казнь, внезапно ослеп. Януарий его исцелил. А когда к палачу вернулось зрение, он все же казнил Януария и его соратников.

Кровь святого Януария

Однако семена Христовой веры были посеяны в душах присутствующих при этих событиях. Пятьсот человек, собравшихся посмотреть казнь, уви-дев явные чудеса, совершенные святым, обратились в христианство. Тогда же, после казни, одна из христи-анок по имени Эузебия собрала кровь святого Януария в два со-суда. Это случилось 19 сентября 305 года.

Через несколько дней после казни святой Януарий явился одному из жи-телей Неаполя и сказал, где находится его голова. Когда этот христианин нашел голову Януария, к нему подошла Эузебия с сосудами, содержащими кровь святого. В этот момент успевшая уже засохнуть кровь внезапно вновь стала жидкой. Так произошло чудо, удивляю-щее людей и поныне.

Святой Януарий стал весьма почитаем в Италии, его голова и кровь находятся в кафедральном соборе Неа-поля, в часовне, посвященной чудесному избавлению этого города от чумы в 1526 году.

Священная для итальянцев реликвия хранится в двух стеклянных емкостях, помещенных в цилиндр из сере-бра и стекла диаметром 20 сантиметров. Эти небольшие емкости IV века с кровью святого лежат в металличе-ском шкафу. Более крупный сосуд заполнен кровью на две трети. В меньшем - крови совсем немного. Оба запечатаны очень твердой замазкой, похожей на глину, в том же IV веке. Распечатать их, не повредив, не-возможно, и это делает изучение реликвий очень затруднительным.

В 1389 году, на празднике Вознесения Девы Марии, епископ города впервые продемонстрировал собрав-шимся горожанам священные реликвии. И тут произо-шло неожиданное. Кровь, которая за тысячу с лишним лет почти затвердела, поднесенная к голове святого Януария, снова стала жидкой, как будто недавно вытекла из тела. А потом снова загустела. Так обнаружили, что сгусток крови может изменять плотность и заполнять разный объем в сосуде — ино-гда лишь немного поднимаясь, а иногда заполняя всю емкость. Меняется и цвет крови — от ярко-алого до тем-ного. Процесс перехода вещества из одно-го состояния в другое может занимать самое разное вре-мя — от нескольких секунд до нескольких минут или даже часов.

19 сентября каждого года, в годовщину завершения земной жизни святого Януария, около собора Неаполя собирается множество людей, желающих прикоснуться к этой волнующей тайне. Увидеть чудо своими глазами можно на протяжении следующих восьми дней, пока кровь пребывает в жидком состоянии. Потом на ее по-верхности появляются пузырьки, и она вновь становится сгустком. Это явление также повторяется 16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного из-бавления от извержения Везувия в 1631 году благодаря заступничеству святого, и в субботу, предшествующую первому воскресению мая, — в день перенесения святых реликвий Януария из селения Агро-Марчано в неаполитанские катакомбы. В 2005 году произошло юбилейное чудо — 19 сентя-бря того года исполнилось 1700 лет со дня казни свято-го Януария.

С чем же связано это загадочное явление, происходя-щее в определенные дни года, когда высохшая кровь из-меняет цвет, объем и плотность, внезапно становясь жидкой? Почему засохший комок превращается в кровь независимо от сезона — весной, осенью и зимой, какая бы температура ни стояла в соборе? И, наконец, почему это чудо случается не всегда?

В мае 1979 года кровь святого Януария так и осталась густой, несмотря на то, что капсула была выставлена в соборе целую неделю. Для местных жителей это было дурным предзнаменованием: после подобного случая в 1527 году произошла эпидемия чумы, жертвами кото-рой стали сорок тысяч человек. После же напрасных ожиданий чуда в 1979 году произошло сильное земле-трясение на юге Италии, тогда погибли три тысячи человек. Впрочем, в последующие «неудачные» годы (1981, 1988, ежегодно с 1991 по 1995, 1999, 2004 и 2006 годы), когда собравшиеся в церкви Санта-Кьяра тысячи при-хожан так и не дождались повторения привычного превращения крови, никаких бедствий не последовало.

Чудо святого Януария

Эта история с преобразованием засохшей крови в жид-кость противоречит законам физики и физиологии. Ученые не в состоянии дать объяснение этому феномену, происходящему на протяжении вот уже семнадцати сто-летий, несмотря на многочисленные лабораторные ис-следования. Однако теории звучат разные. Начало исследованиям было положено еще в 1902 году профессором Спериндео, который провел некоторые опыты, не вскрывая сосудов. Ученый установил, что превраще-ние густой субстанции в жидкую не зависит от температуры. Кроме того он провел спектральный анализ вещества и пришел к заключению, что в нем может содержаться оксигенизированный гемоглобин, то есть вещество, со-держащееся в старинных сосудах, действительно соответствует по своему составу крови.

В конце XX века итальянские химики Луиджи Гарласкелли, Франко Рамаччини и Серджио делла Сала вы-двинули более прозаическую теорию: они предположи-ли, что кровь святого Януария изменяет свою вязкость при механическом воздействии, то есть, говоря попросту, от вибрации, которая происходит всякий раз, когда священник достает сосуд с кровью из ящика, где он хра-нится. Это свойство называется тиксотропией. Ученые пришли к такому мнению, исходя из того, что иногда чудо происходило, когда его никто не ждал, не в торжественные дни. Исходя из версии этих исследователей, ни молитвы верую-щих, ни приближение сосуда с кровью к голове Януария совсем не обязательны для свершения чуда.

В качестве эксперимента химики прибегли к модели-рованию похожего вещества. Они синтезировали крас-новато-коричневый гель, который в состоянии покоя густел, а при встряхивании снова становился жидким. Его компоненты оказались довольно простыми и до-ступными людям Средних веков: вода, известковый мел, поваренная соль и хлорид железа. На первых порах уче-ных озадачило наличие железа, однако по ходу дела был установлен источник его происхождения: хлорид желе-за содержится в лаве вулкана Везувий, который расположен неподалеку от Неаполя.

Доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло — уче-ные из Итальянской ассоциации изучения паранор-мальных явлений — пришли к похожему умозаключе-нию: в чаше со времен Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(ОН). Внешне он напоминает кровь, а при встряхи-вании этот темно-коричневый, почти твердый гель ста-новится жидким.

Однако подобные объяснения не выдерживают серьезной критики. Пытаясь дать примитивное объяснение поведению крови святого Януария, исследователи не ответили на вопрос: почему веще-ство, синтезированное учеными, превращается в жидкость каждый раз, когда его встряхивают, а кровь Януария становится жидкой далеко не всегда? Под вопросом остается и срок годности продукта, изготовленного учеными: во что он превратится спустя не-сколько сот лет, сможет ли сравниться по долговечно-сти с кровью святого Януария?

Итальянский ученый Гастон Ламбертини, проводив-ший многолетние исследования артефакта, утверждает, что явлению нельзя дать какое-либо научное объясне-ние, и отзывается о нем так: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и рас-творение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы, — на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону приро-ды, не могущему объяснить того, что сверхъестествен-но. Кровь святого Януария — это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни веч-ной и воскресения».

Тем не менее, чудо святого Януария, заставляющее трепетать сердца паломников, наблюдается вот уже более шестисот лет. Епископ Неаполя в кафедральном соборе го-рода, как и много веков назад, поднимает сосуды, объяв-ляя присутствующим: «Чудо свершилось!» — и показывает ставшую жидкой кровь.

Warp-двигатель межзвездного корабля

Новая российская космическая станция

Неопознанные подводные объекты

Происхождение Египта – легенды о богах

Иерихон - древнейший город планеты

Иерихон у евреев называется Йерихо, у арабов этот город называют Эриха, этот город расстилается у подножия гор Иудеи, напротив...

Турецкая Алания

Алания (тур. Alanya) - это дивное место летнего досуга, побережье которого является жемчужиной, одним из венцов природы Средиземноморья! Пляжи, слепящие белизной, ...

Город Афины - столица Греции

Торговые районы в Афинах сосредоточены в центре города. Крупнейшие универмаги находятся в начале улицы Эрму, на улице Метрополеос расположены ювелирные...

Остров Закинф в Греции

Остров Закинф относится к Ионическим островам и расположен к западу от полуострова Пелопоннес. Это один из самых зеленых и красивых островов...

Зимний отдых в Подмосковье

Одно из самых правильных решений для проведения прекрасного отпуска зимой – это горные лыжи. Этот зимний спорт предпочтителен для...

Плотность энергии вакуума

Из школьного курса физики большинство из нас помнят, что вакуум – это пустота. Наиболее яркий пример вакуума – космическое пространство, ...

Испания известна своим национальным танцем фламенко, национальным блюдом паэльей, поющими...

Народные приметы о жемчуге

В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...

Нановакцины и имплантируемые микрочипы

В ряде печатных и электронных изданий, как в России, так...

Акулы в Балтийском море

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

Ракетный комплекс Авангард - технические характеристики и возможности

Новейший российский ракетный комплекс "Авангард" запущен в массовое производство, начата...

Мертвое море - тайна Содома и Гоморры

Мёртвое море – это один из самыхтаинственных и уникальных водоемов...

Современные тамплиеры

Достоверно неизвестно, существовал ли норвежский орден тамплиеров на самом деле...

Собор святого Януария (Duomo di San Gennaro) — центральная . Его современное название — собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta). Он интересен, как ярчайший образец католической архитектуры. Виа Дуомо, на которой он расположен, и сама по себе — достопримечательность. Это исторический центр Неаполя, и просто прогуляться по здешним переулкам — уже приключение.

Строительство храма началось в 13 веке, на основе древнейших базилик, остатки которых до сих пор не полностью разрушены. Позже собор святого Януария перестраивался и обновлялся, пока не приобрел свой величественный и немного мрачный готический вид. Возведение началось при Карле I, а завершено было только при его внуке Роберте, уже в 14 веке.

В здании органично сосуществуют капеллы и базилики разных времен. Несколько раз здание обновлялось, последняя реконструкция произошла в 1974 году, но церковь не теряет своей цельности и гармоничности. Устремленные в небо острые пики отвлекают от земного и заставляют задуматься о вечном.

Интерьер


Собор святого Януария, как любой памятник старины, представляет собой целый культурный пласт итальянской истории. Во внешнем облике здания чувствуется смешение различных архитектурных направлений, однако преобладает готика. Своды украшены работами выдающихся мастеров живописи и мозаики, а одна из капелл, Минутоло — стала предметом описания в «Декамероне» Бокаччо (Giovanni Boccaccio).

Вход в собор святого Януария доступен для всех. Исключение — крестильня святого Иоанна (San Giovanni in Fonte). Это наиболее древняя часть храма, средневековый архитектурный памятник. Согласно некоторым документам, крестильня была построена в начале новой эры, в 343 году, при Константине I Великом. Это делает ее, ни больше, ни меньше — самым древним церковным сооружением всего западного мира. На сводах крестильни до сих пор можно увидеть мозаики 4 века.

Собор святого Януария украшали великие итальянские мастера – Перуджино (Pietro Perugino), (Giorgio Vasari). В одной их капелл сохранилась мозаика, которая называется «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой», создание которой отмечают 1322 годом. Не нужно быть верующим, чтобы почувствовать прикосновение тонких духовных материй, находясь в таком месте. Определенно, любители прекрасного оценят фантастические фрески на куполах внутри собора.

Сокровища

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.


Еще один примечательный факт связан со знаменитым чудом «закипания крови». Конечно, век научного прогресса не оставляет без внимания такие явления. В 2005 году праздник 19 сентября в Неаполе был сильно испорчен обнародованием исследований Маргариты Хак. Профессор Хак вместе со своими товарищами из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений заявили, что «чудо крови» — это фальсификация, причем происходящая много столетий подряд.

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

Как добраться

Дорога к собору пролегает по старинным историческим улочкам Неаполя.

  • Адрес: Via Duomo, 149, телефон +39 081 421609.

Сокровища Святого Януария хранятся в музее, расположенном при церкви.

  • Время работы: с 9:00 до 17:00, на Пасху: с 9:00 до 14:00;
  • Полная стоимость билета — 6 евро, льготная: от 3,5 до 4,8 евро, в зависимости от возраста посетителя;
  • Телефон для справок и резервирования билетов: +39 081294980;
  • Официальный сайт: www.museosangennaro.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Святой Януарий известен в католическом мире чудом, регулярно происходящим на его реликвиях. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.
Сутью чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей жидкости, считающейся кровью святого Януария. В обычное время ампула с кровью находится в закрытой серебряными дверями нише в Сокровищнице. При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.



В настоящее время чудо совершается трижды в год:
суббота перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в это день проводится с 1337 года;
19 сентября — мученичество святого Януария (305), глава и ампула с кровью выставляются на поклонение верующим на 8 дней,
16 декабря — спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для поклонения на 1 день.
Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением.
Известно множество теорий, объясняющих происходящее чудо с материалистической точки зрения. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящего в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или из-за тряски, неизбежно сопровождающей извлечение ампулы из ниши. Вместе с тем, спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988), показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле.
В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Януария» в лабораторных условиях. Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO(OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси был аналогичен спектру поглощения старой крови. Полученное таким образом вещество сохраняет свойства, подобные свойствам крови Святого Януария, не более двух лет
В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета имени Фридриха II, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле находится настоящая кровь.

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

В Средние века было принято собирать капли крови покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь хранили в пиалах, где она высыхала и превращалась в корку. Но иногда извлекаемая из склепов разных монастырей и церквей Италии, она ненадолго делалась опять жидкой.

Подчас, теряя твердость, кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случалось даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.

Это чудо, образно называемое закипанием крови, происходит несколько раз в году в Неаполе, где в местном соборе хранятся две пиалы с кровью святого Януария .

Святой Януарий родился в самом конце III века и был епископом Беневенто. Он странствовал по всей Италии, без устали распространяя Слово Божие, чем вызвал гнев Диолектиана, римского императора и яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году вместе с несколькими учениками и бросили на растерзание львам в городской амфитеатр.

Львы, согласно легенде, не тронули проповедников. Тогда 19 сентября всех христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Легенда говорит, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови.

Затем они якобы были захоронены вместе с телом святого в катакомбах около Неаполя. В его честь воздвигли алтарь, и пиалы поместили в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она чудесным образом делалась жидкой...

Сегодня кровь содержится в часовне внутри неапольского собора, где ее обыкновенно запирают в особом склепе и постоянно охраняют как светские, так и духовные власти.

Сама кровь находится в двух стеклянных чашах, которые заключены в маленький цилиндр (цисту) из серебра и стекла.

Эта циста насчитывает несколько веков (точная дата ее изготовления неизвестна) и имеет приблизительно двенадцать сантиметров в диаметре. Циста, в свою очередь, заключена в большую серебряную дароносицу с ручкой.

Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети. В другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, эти чаши навечно запечатаны замазкой, которая так затвердела, что их нельзя открыть, не разбив цисты. Это делает невозможным химический анализ крови.

Была предпринята только одна попытка вынуть пиалы. В 1956 году церковные власти решили вычистить древесную пыль, которая просочилась внутрь цисты, когда реликвию прятали в стружке во время войны. Но процедура была отменена, едва стало понятно, что открытие футляра может разрушить саму реликвию.

Но вещество в этих чашах — настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя осматривала пиалы в 1902 году. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли провести спектральный анализ субстанции. Выводы были следующие: в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

Кровь в пиалах, кажется довольно старой; но она разжижается — даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями — несколько раз в году во время публичных церемоний, проводимых в честь святого Януария, и даже «вне расписания».

«Неудачное» закипание крови воспринимается как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз незадолго до самого ужасного землетрясения за всю историю Италии.

Французский публицист Давид Гердон составил. по заказу журнала «Psi International» сводный отчет об этом феномене. Посетив Неаполь, увидев чудо своими глазами и изучив исторические хроники, Гердон опубликовал обширный труд, описывающий множество паранормальных аспектов этого явления. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, связанные с разжижением, которые, судя по всему, только подтверждают феномен этого явления.

1. Чудо происходит совершенно независимо от температуры в соборе.

2. Жидкая кровь отличается по объему от твердой.Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо повышаться, либо понижаться. В мае крови обычно становится больше — до того, что она заполняет всю чашу целиком. В сентябре, наоборот, она заметно убывает.

По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, если медленно переходит из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если это происходит быстро. Объем варьирует от двадцати до двадцати четырех кубических сантиметров, что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы.

Даже сами по себе эти изменения весьма удивительны, в силу того что любое вещество может либо уменьшаться, либо увеличиваться, когда разжижается. Но в случае с кровью святого Януария этот простой закон физики нарушается.

Изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, когда растет объем жидкости, и наоборот! Это открытие было задокументировано итальянскими учеными, изучавшими кровь в 1904 году. Никакие чисто научные объяснения здесь не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает нескольких граммов.

3. Кровь не просто разжижается. Цвет раствора проходит через несколько стадий изменений на протяжении всего процесса. Иногда разжижается не все содержимое чаши, остается центральный твердый «шарик» или сгусток, который болтается посреди жидкости.

Этот центральный сгусток — самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, как будто служа подобием фильтра для неких чудесных сил, а затем словно втягивает в себя жидкость обратно.

Кровь святого Януария хранит еще одну загадку. Оказывается, когда она разжижается, от нее исходят таинственные лучи света.

К сожалению, сейчас невозможно провести анализа крови. Даже если вскрыть пиалы. Изучая суть чуда, можно уничтожить все факторы, которые позволяют ему случаться. Тест на углерод-14 может сказать, каков возраст вещества, но он потребует пожертвовать по крайней мере половиной наличной крови, чего никогда не допустят церковные власти.