Река иордан - место крещения иисуса христа. Иордан Церковь как Богоявление

    Дубин Полина

    Очень рада, что случайно нашла в поисковике на просторах Интернета эту компанию. Трансферы были организованы точно и комфортно, по демократичной цене. Персональная сердечная благодарность Дмитрию! За отзывчивость и помощь с экскурсиями. Хорошо прошла групповая экскурсия на Мёртвое море с сопровождающим Славой. И чудесная индивидуальная экскурсия в Иерихон. Очень благодушный и... Открыть Очень рада, что случайно нашла в поисковике на просторах Интернета эту компанию. Трансферы были организованы точно и комфортно, по демократичной цене. Персональная сердечная благодарность Дмитрию! За отзывчивость и помощь с экскурсиями. Хорошо прошла групповая экскурсия на Мёртвое море с сопровождающим Славой. И чудесная индивидуальная экскурсия в Иерихон. Очень благодушный и при этом знающий местный палестинский гид Халид, насыщенная программа, удобство и доброе отношение. Огромное спасибо ИзраЛэнд.Трэвел за профессионализм, высокий уровень сервиса и прекрасное отношение к клиентам. Удачи и процветания!!!

    Nadezhda Zubakova

    Ребята молодцы! Организовали трансфер на всю нашу семью, помогли с экскурсиями. Постоянно были на связи в Вотсапе, даже поздно вечером и рано утром отвечали на все возникающие вопросы. Огромное спасибо за все! Однозначно, рекомендую всем кто соберётся в Израиль 🤗

    Анна Прокопьева

    Нина Ванд

    Сказать СПАСИБО или БЛАГОДАРЮ,значит- не сказать ничего! Слов нет,чтобы выразить свою благодарность! Начну с того,что туристы были капризные и при получении визы им потрепали нервы...IsraLand несколько раз переделывали программу,подгоняли,переносили даты и брони..в общем замучились с нами))) По прилету и во время тура IsraLand проявили себя как высокопрофессиональные партнеры.Особое спасибо Дмитрию!... Открыть Сказать СПАСИБО или БЛАГОДАРЮ,значит- не сказать ничего! Слов нет,чтобы выразить свою благодарность! Начну с того,что туристы были капризные и при получении визы им потрепали нервы...IsraLand несколько раз переделывали программу,подгоняли,переносили даты и брони..в общем замучились с нами))) По прилету и во время тура IsraLand проявили себя как высокопрофессиональные партнеры.Особое спасибо Дмитрию! Сделали много приятных сюрпризов туристам,все организовали на ВЫСШЕМ УРОВНЕ!!! Туристы остались довольны как удавы,визжали в восторге))) РЕКОМЕНДУЮ ОДНОЗНАЧНО IsraLand-не прогадаете!!!

    Ольга Туризм

    Была с подругой на экскурсии в Тель Авиве, посетили алмазную биржу и старый Яффо. Замечательно провели день 👍👍. Отдельное спасибо Максиму, который забрал нас с вокзала и привез к месту сбора, а так же экскурсоводу Маше за интересную информацию. Всем рекомендую сайт

    Светлана Коган

    Хочу поблагодарить Israland Travel и, в первую очередь, Дмитрия и Елену за помощь и поддержку в моей поездке. Путешествовала по Израилю впервые и одна, поэтому вопросов и непредвиденных ситуаций возникало не мало. Но ребята чуть ли не круглосуточно были со мной на связи и все мои «трудности» разрешали полезными советами... Открыть Хочу поблагодарить Israland Travel и, в первую очередь, Дмитрия и Елену за помощь и поддержку в моей поездке. Путешествовала по Израилю впервые и одна, поэтому вопросов и непредвиденных ситуаций возникало не мало. Но ребята чуть ли не круглосуточно были со мной на связи и все мои «трудности» разрешали полезными советами или своими оперативными действиями. Еще до въезда в страну ребята запланировали мои трансферы и экскурсии именно в нужное для меня время и так, что всего за 8 дней я смогла чудесно отдохнуть на Красном море и побывать во многих достопримечательных местах и городах центра и севера Израиля. Спасибо, Israland Travel! Всем рекомендую - желаете, что бы в поездке вас сопровождали надежные друзья, - путешествуйте с Israland Travel!

    Елена, г. Новосибирск


    Наш выбор... Открыть Просмотровая в интернете экскурсионные предложения из Эйлата в Иерусалим наткнулись на "IsraLand.Travel" и это оказался очень хороший выбор. Прекрасное отношение к клиентам, большой выбор экскурсий, профессиональные советы при выборе экскурсии. Здесь особое благодарность Дмитрию - он не только помог с выбором экскурсии, но и всё время был на связи!
    Наш выбор пал на экскурсию "Иерусалим из Эйлата". Хотели 2-х дневной тур, но оказалось не сезон. Но Дмитрий помог решить нам эту проблему - остановились на выборе где первый день как у экскурсии "Иерусалим из Эйлата", второй день мы сами гуляли по городу а вечером вернулись обратно в Эйлат на автобусе, который привозил туристов на другой однодневный тур.
    Первый день нашей экскурсии начался в 5 утра когда нас забрали из отеля. Первая остановка - Мертвое море, потом Река Иордан, Паломнический центр, обед, Храм Рождества Христова, Храм Гроба Господня и Стена Плача. Особо надо отметить очень хорошую экскурсию по Иерусалиму - за это огромное благодарность гиду Эдуарду - можно сказать это была идеальная экскурсия - интересно и информативно! Большое спасибо! Нам очень понравилось! После экскурсии по Иерусалиму нас на такси отправили в отель а для других туристов начался путь обратно. Отель был хороший - всё чисто, персонал отзывчивый, кровати удобные и завтрак вкусный. Нам понравился район - не далеко от Дамасских ворот. На второй день мы самостоятельно гуляли по городу. А вечером присоединились к другой группе туристов и вернулись обратно в Эйлат.
    Всё понравилось! И когда опять соберёмся в Израиль - уже будим знать к кому обратится планируя отдых)) Ещё раз спасибо!!!)))

Иисуса Христа крестил Иоан Креститель в водах реки Иордан. Хоть по современному её руслу и проходит граница между Иорданией и Израилем, за две тысячи лет русло сместилось и историческое место крещения Христа осталось на территории Иордании.

Православные и католические паломники по-разному относятся к этому месту. Католики в целом спокойно, а вот православные почитают особенно рьяно.

Сама река шириной метров десять. Один берег Иорданский, другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них не очень. Особенно чувствуется это на реке.

По факту это приграничная зона, и запрещены все контакты с людьми на том берегу. Забавно на это смотреть в тот момент, когда с обоих сторон преимущественно русские туристы.

У православных принято залезать в воду и окунаться три раза, подражая библейским событиям. Для этого на входе продают специальные балахоны, чтобы не нырять голышом. Правда, не многие догадываются остаться в белье под балахоном. После водных процедур тонкая хлопковая ткань налипает на тело и может случится легкий конфуз...

Пропускной пункт, где проверяют и досматривают туристов. Организованные группы не сильно кошмарят, просто сверяют с гидами списки:

3.

Тропинка к месту крещения организована очень хорошо. От палящего солнца укрывает навес:

6.

Это - историческое место крещения. Сейчас тут развалины и странная лужа:

7.

Вокруг идут раскопки. На сегодняшний день здесь обнаружено пять храмов построенных с пятого по тринадцатый века. По концентрации религиозных сооружений и сделали вывод об истинном месте крещения:

8.

Ближайшее же место на изменившемся русле сейчас протекает тут. С Иорданской стороны построена деревянная платформа с навесом. У израильтян все монументальнее:

9.

Во время нашего визита с другой стороны тусовались итальянцы. Ребята вели себя очень бодро, пели песни, играли на гитаре:

10.

Вообще, со стороны Израиля туристов значительно больше. Не протолкнуться:

11.

Если с израильской стороны доступен лишь небольшой лягушатник, обнесенный буйками, то со стороны Иордании - все пространство реки открыто для водных процедур:

12.

На середине очень сильное течение. Вода чистая, но мутная из-за песка и глины:

13.

14.

Охрана правопорядка на израильской стороне:

15.

А со стороны Иордании никого из военных я не видео. При желании можно было поднырнуть под буйки и вынырнуть в Израиле. Правда, боюсь, досмотр в этом случае будет даже покруче, чем в Бен Гурионе:

16.

Рядом с местом крещения много пещер, которые, как считается, были убежищем от жары и зноя в стародавние времена:

17.

Греческая православная церковь:

18.

19.

Еще одно знаковое место для христиан - холм вознесения Пророка Илии:

20.

Отсюда, если верить преданию, пророк унесся на огненной колеснице:

21.

Неподалеку есть еще несколько церквей других конфессий:

22.

А это русский паломнический центр. Король Иордании отдал гектар земли под этот комплекс, и сегодня у наших соотечественников есть возможность посещать культовое место с комфортом:

23.

Открывал центр президент России и король Иордании:

24.

Разумеется, во главе всего - русский православный храм:

25.

26.

В ближайших постах я расскажу еще много всего об Иордании, будет интересно! Stay Tuned!

27.

Flickr.com, grandpamony

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Вифара за Иорданом

В Евангелии от Иоанна указывается адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель - недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия в городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли с указанием всех христианских святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки в местечке Вади эль-Харар (на территории современной Иордании).

Кроме того, в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды на данный момент уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных источниках паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар - величайшая христианская Святыня.

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Считается, что храм основан на том самом месте, где Иисус Христос оставил свою одежду перед тем, как окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

Ярденит в Израиле

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль , хотели бы иметь возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан.

Но река Иордан практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой стороны находятся под пристальным наблюдением военных.

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит.

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан на Иисуса сошел святой дух в виде голубя: “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” . (Мк. 1, 9-11) Именно эти слова, написанные на мемориальной стене на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять напрокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, различную сувенирную и косметическую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают “рыбой Святого Петра”.

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников со всех уголков земного шара посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: “Можно ли пройти обряд крещения еще раз, но на этот раз в водах реки Иордан?”. Дело в том, что крещение - это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую - в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той или иной конфессии.

Паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Как добраться: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник - четверг: 08:00 - 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 - 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

Иордан – одна из основных водных артерий на Ближнем Востоке.
Река Иордан берет свое начало у подножия горы Хермон, в 14 км севернее озера Хула. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Снир, Хермон и Дан, текущих со склонов горы Хермон. На горе выпадает большое количество осадков, как в качестве дождя, так и в качестве снега. Его талые воды проходят сквозь трещины в известняковой породе горы Хермон, и выходят наружу массой родников. Самый большой из родников - Дан. Количество воды, выдаваемое этим источником, около 30.000 кубических литров в час!
Весь свой путь река Иордан проходит по сирийско-африканскому разлому. Сначала по долине озера Хула, далее начинается горный Иордан, затем впадает в озеро Кинерет, далее продолжает по иорданской долине вплоть до Мертвого моря, где и заканчивается 251 километр пути Иордана. На всем протяжении реки в нее сезонно или постоянно вливаются воды еще нескольких более мелких ручьев. Река Иордан очень извилиста. Почвы, через которые она протекает, очень мягкие и как только река подмывает какой-то из берегов, он опадает и перекрывает русло. Река тут же начинает искать новое русло. Она, как вьющаяся змея, медленно ползет к Мертвому морю. Ширина реки Иордан, как и ее глубина, разниться на всем ее пути. Есть места, где ширина реки 5 метров, а есть места, в которых Иордан разливается и на 40 метров. Глубина реки Иордан так же изменчива. В ее северной части есть места, где глубина доходит до 2 метров, но чаще всего она чуть более 1 метра глубины. Когда река Иордан вытекает из озера Кинерет и течет на юг, она становится государственной границей между Израилем и Иорданией. Не доходя до Мертвого моря часть ее протекает по территории, которую сегодня называют территорией Палестинской автономии. Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого. Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа. Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд, на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт. Наиболее посещаемым в Израиле туристами и паломниками является центр крещения Ярденит, расположенный в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. В 1981 году правительством Израиля Ярденит был избран в качестве символического места крещения Иисуса Христа. Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. На Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании около 10 метров. Граница проходит по реке и ничем не обозначена. Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной. Прежде Иисуса, история которого изложена в новом завете, был ветхий завет. В нем описана история иудейского народа с самых древних времен, и в ней есть отрывки, в том числе связанные с рекой Иордан.

Фотографии:
























Река Иордан - восточная граница Святой Земли - не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада , Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ , созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15) . И поясняет Раши : это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад - область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена - в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3 ).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14 ). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1 ).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена , которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам , вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15 ).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11 ).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19 ). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем - спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество - совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, - глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12 ). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте» .

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них - место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» - Иеошуа 3:16 ).

А также - место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним .

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду .

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона .

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом , они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.