Православная болгария. О болгарии и ее церкви. Епархии Болгарской Церкви

На чем основана нерушимая связь России и Болгарии? Какие духовные сокровища может открыть для себя православный паломник на болгарской земле? Об этом рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев.

— Господин посол, сколько лет насчитывает история Православия в Болгарии?

— Предание гласит, что христианство начало распространяться по нашим землям еще в апостольские времена. За век до крещения Руси, в 863 году, болгарский царь Борис I принял Святое крещение. Государственным указом христианство было объявлено единственной разрешенной религией, а христианские законы - общими для всех подданных. Учение Христа и его нравственные постулаты с любовью были восприняты славянскими народами, которые пронесли свою веру через многие страдания и испытания. Хотел бы отметить, что история Православия в Болгарии и России тесно взаимосвязаны

— По некоторым источникам, великая княгиня Ольга, первой принявшая крещение на Руси, была внучкой болгарского царя Бориса, а Киевский князь Владимир, крестивший Русь, его праправнуком…

— Примеров много! После падения Болгарского государства под ударами Османской империи в конце ХІV века многие выдающиеся деятели Болгарии нашли приют на Руси и сыграли большую роль в ее церковной, общественно-политической и культурной жизни. Так, соратник и последователь Евфимия Тырновского Киприан в 1375 году стал митрополитом Киева, а с 1390 по 1406 год был митрополитом Московским и всея Руси. Он перенес на Русь богатый опыт болгарских традиций в области просвещения и подготовки духовенства. По инициативе Киприана было построено несколько храмов под Москвой и во Владимирской области. Спустя несколько десятилетий после его погребения в Успенском соборе Московского Кремля были обретены его нетленные мощи. В 1472 году Киприан был причислен к русским святым.

— А как сейчас развиваются отношения между Болгарской и Русской Православной Церковью?

— По словам Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Русская и Болгарская Церкви - две христианские общины, которые связаны любовью, единомыслием, в их недрах сохраняется историческая память, которая подчеркивает особость российско-болгарских отношений. История духовных связей наших народов - уникальный пример многовекового плодотворного взаимообогащения. Благодаря этим связям в самые тяжелые периоды нашей общей истории уцелел «духовный щит» - святая православная вера. И сегодня в продолжение многовековой традиции наши Церкви тесно сотрудничают друг с другом. Доказательством тому стал первый визит Его Святейшества Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского Неофита в Россию в 2014 году. Для меня лично было великой честью принять 27 мая 2014 года в качестве гостей посольства Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Святейшество Патриарха Болгарского Неофита. В прошлом году наши Церкви при участии Посольства Болгарии достигли договоренности об организации поездок по святым местам нашей страны. Паломнический центр Московской Патриархии разрабатывает для россиян программу таких поездок. Первые из них состоятся уже в конце мая этого года.

— Назовите самые популярные паломнические маршруты в вашей стране. С какими святыми они связаны?

— Это прежде всего те маршруты, которые предусматривают посещение Рыльского монастыря - самого большого и почитаемого в Болгарии. Обитель была создана еще в Х веке святым Иоанном Рыльским. Во время пятивекового османского владычества монастырь стал важнейшим духовным и просветительским центром страны, где была создана национальная литературная школа, где обучалось духовенство. Рыльский монастырь поддерживал тесные связи с другими православными государствами. От Русской Православной Церкви он получал в дар книги, деньги, церковную утварь. Кроме святого Иоанна Рыльского в Болгарии особо почитаются святая Петка Параскева, святые братья Кирилл и Мефодий, святой Стефан Милютин, король сербский, чьи мощи хранятся в церкви Святой Недели в Софии.

В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне.

Другой популярный маршрут - на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них - Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы - довольно хорошо сохранились.

Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры.

— А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского?

— Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр ІІ объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

— Расскажите, пожалуйста, о других святынях и памятниках, связанных с нашей общей историей.

— Их более тысячи в Болгарии. Среди них я отметил бы памятники, воздвигнутые в самом центре Софии - императору Александру II, Докторский памятник в честь военных врачей, павших смертью храбрых, Русский памятник. У подножия Шипки, в маленькой деревне с тем же названием находятся русская православная церковь и военное кладбище, где похоронены погибшие в боях за эту гору русские солдаты. Много памятников, связывающих наши два народа, сооружены и в Плевене. Этот город оказался в эпицентре продолжавшейся пять месяцев тяжелой битвы русских солдат против воинов Осман-паши. Победа России в ней решила исход всей войны.

— Как правило, монастыри и храмы строились в очень живописных местах. Есть ли у вас, господин посол, особо любимое место, куда бы хотелось возвращаться вновь и вновь?

— Очень близок моему сердцу Троянский монастырь Успения Богородицы. Самоотверженные монахи построили его в XVI веке близ города Троян и сумели сохранить во время османского ига. В нем находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», у которой молятся многочисленные паломники. История монастыря связана с именем национального героя и борца за освобождение Болгарии от османского ига Васила Левски, основавшего в стенах обители центр сопротивления. В монастыре сохранилась его келья. Это святое и живописное место никого не оставляет равнодушным. Искренне желаю и вашим читателям побывать здесь.

— Господин посол, что делают болгарские власти, чтобы привлечь паломников из России в вашу страну?

— Один из приоритетов недавно созданного Министерства туризма - это развитие культурно-исторического туризма и паломнических поездок. Впервые в Национальном Совете по туризму будет представлен Святой Синод Болгарской Православной Церкви. Некоторое время назад состоялась первая встреча министра туризма Николины Ангелковой и его Святейшества Болгарского Патриарха и Софийского Митрополита Неофита, во время которой они обсудили, какие храмы и монастыри могут быть включены в паломнические маршруты. Учитывая возросший интерес наших гостей к культурному и историческому наследию Болгарии, мы предполагаем развивать три направления православного паломничества: посещение монастырей и поклонение чудотворным иконам, участие в православных фестивалях, организация детских православных лагерей в Болгарии. Хочу отметить, что на эту работу мы уже получили благословление двух Патриархов - их Святейшеств Кирилла и Неофита.

— Как развита в Болгарии инфраструктура паломничества?

— По поводу бытовых условий наши гости могут не волноваться. Болгарские монастыри отличаются особой гостеприимностью, и почти каждый из них готов принять под свой кров странника. Но лучше всего приспособлены для этого Рыльский и Бачковский. Питаются паломники, как правило, в монастыре. Но если кого-то не устраивает монастырская кухня, всегда можно найти поблизости небольшие уютные рестораны, где вам предложат национальные болгарские блюда. Хочу заметить, что на рынке туристических услуг по соотношению цены и качества предлагаемого продукта Болгария выигрышно отличается от других стран.

— Что еще может привлечь паломников и туристов в Вашу солнечную страну?

— Живописная природа, конечно. В Болгарии популярна легенда, которая рассказывает, как Господь раздавал земли народам. Болгары оказались последними, и им ничего не осталось. Тогда Бог взял по кусочку земли у других народов и дал нам. Вот почему Болгария такая маленькая, но очень разнообразная, ибо мы получили в дар все - и горы, и море, и зеленые поля. У нас богатая история и самобытная культура. На территории Болгарии действуют 3 национальных парка и 89 природных заповедников. Греция, Италия и наша страна занимают три первых места в Европе по числу найденных артефактов. Чтобы показать как можно больше достопримечательностей Болгарии, мы предлагаем сочетать паломнические поездки с пешеходным, морским или горным туризмом.

— Сложно ли получить визу в Болгарию?

— Болгария - член Евросоюза и должна соблюдать его визовую политику. Вместе с тем мы максимально облегчили процесс выдачи виз. Болгарское посольство в Москве, наша консульская служба в Санкт-Петербурге и других городах России готовят документы на выезд максимально быстро - за 3-4 дня. Мы постоянно вводим различные новшества. Так, например, гражданам, уже посещавшим Болгарию в составе туристических групп, мы выдаем «длинные» визы с годовым сроком действия. Предусмотрена облегченная процедура и при выдаче виз детям, а также людям с ограниченными физическими возможностями. В настоящее время мы изучаем возможности дополнительного упрощения процедуры выдачи виз для паломников.

Беседовала Людмила Дианова

Материал из Азбука паломники

Болга́рия (болг. България ), полная официальная форма - Респу́блика Болга́рия (болг. Република България ) - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Крупнейшие города

  • София
  • Пловдив
  • Варна
  • Бургас

Православие в Болгарии

Православие в Болгарии - одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Болгарии с V-VII веков. Православие исповедует около 82,6 % населения страны (2010).

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Крещение Преславского двора (Н. Павлович)

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал. Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви - самой многочисленной православной организации страны. Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви. а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю. В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию - 240 левов. В больших городах священники могут получать 1500-2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Болгарии находятся в храмах и монастырях Болгарской Православной Церкви.

  • Мощи св. короля Стефана Милютина Сербского (XIV в.) (София, Собор Воскресения Христова)
  • Мощи св. свт. Модеста Иерусалимского (VII в.) (София, Церковь св. Иоанна Рыльского Софийской Духовной Семинарии)
  • Мощи св. свт. Серафима Соболева (ХХ в.) (София, Русский Никольский собор)
  • Мощи св. прп. Иоанна Рыльского (Х в.) (Рыльский монастырь, Кюстендилская область, ок. 20 км. к северо-востоку от Рилы)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия» (Рыльский монастырь)
  • «Иверская» икона Божией Матери (Роженский монастырь, Благоевградская область, 6 км. от Мельника, близ с. Рожен)
  • Оригинал «Бачковской» иконы Божией Матери (Бачковский монастырь, 10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • «Влахернская» икона Божией Матери (Бачковский монастырь)
  • Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (Калоферский монастырь Рождества Богородицы, ок. 20 км. к востоку от Карлово, близ Калофера)
  • Икона Божией Матери «Троеручица» (Троянский монастырь, 10 км. от Трояна, близ с. Орешак)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Гложенский монастырь, к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца)
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери (Казанлык, Казанлыкский Введенский монастырь)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия-Черная» (Несебыр, Собор Успения Пресвятой Богородицы)
  • Икона Божией Матери «Герондисса» (Варна, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы)

Храмы

  • Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Арбанаси)
  • Церковь Рождества Христова (Арбанаси)
  • Церковь Святой Недели (Батак)
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (Варна)
  • Собор святого Димитрия (Видин)
  • Церковь Святого Иоанна Алитургетоса (Несебыр)
  • Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Несебыр)
  • Церковь Христа Пантократора (Несебыр)
  • Соборная церковь Святой Троицы (Свиштов)
  • Храм-памятник Александра Невского (София)
  • Церковь святителя Николая Чудотворца (София)
  • Собор святой Недели (София)
  • Собор святой Софии (София)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Тырговиште)
  • Храм-памятник Рождества Христова (Шипка)

Монастыри

  • Бакаджикский монастырь (близ села Чарган, в 10 км от Ямбола)
  • Бачковский монастырь (10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • Монастырь св. Георгия Победоносца (Поморие)
  • Гложенский монастырь (к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
Описание:

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Епархии Болгарской Церкви

Софийская митрополия

  • кафедра и резиденция Патриарха: София
  • Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

  • кафедра: Варна

Велико-Тырновская митрополия

  • кафедра: Велико Тырново

Видинская митрополия

  • кафедра: Видин

Врачанская митрополия

  • кафедра: Враца

Доростольская митрополия

  • кафедра: Силистра

Ловчанская митрополия

  • кафедра: Ловеч

Неврокопская митрополия

  • кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)

Пловдивская митрополия

  • кафедра: Пловдив

Русенская митрополия

  • кафедра: Русе

Сливенская митрополия

  • кафедра: Сливен

Стара-Загорская митрополия

  • кафедра: Стара Загора

Американо-Австралийская митрополия

  • кафедра: Нью-Йорк

Западно-Европейская митрополия

  • кафедра: Берлин
Страна: Болгария Город: София Адрес: 7 Tsar Kaloyan St., 1000 Sofia Телефон: 882 340, 872 683, 872 681,872 682 (Secretary), 876 127 (Chef de Cabinet) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg Дочерняя организация: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви) Предстоятель:

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из 15 автокефальных православных церквей. На современную территорию Болгарии христианство проникло очень рано. По существующему преданию, в городе Одесс (современная Варна) епископом служил Ампилий, ученик св. апостола Павла. Во II в. епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI вв. христианство начинает распространяться среди балканских славян в связи с тем, что многие из них служили наёмниками в византийской армии. В 670-е гг. на территорию Болгарии вторглись тюркоязычные болгары. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII-IX вв. произошло слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось название болгары, а за страной - Болгария . Массовое крещение болгар произошло в 865 при князе Борисе I (852-889). Уже в 870 Болгарская православная церковь стала автономной, и, хотя и продолжала находиться в юрисдикции Константинопольской православной церкви, пользовалась широким внутренним самоуправлением. Однако в X в., когда Болгария была завоёвана Византией, Болгарская православная церковь потеряла своё относительно самостоятельное положение. После восстановления в 1185-86 Болгарского царства Болгарская православная церковь вновь становится достаточно самостоятельной. В XIII в. в городе Тырново был образован патриархат, и Болгарская православная церковь стала автокефальной.

После завоевания Болгарии турками автокефалия Болгарской православной церкви была ликвидирована, и церковь вновь была передана в юрисдикцию Константинополя. После этого Болгарская православная церковь стала управляться греческими епископами, которые стремились (особенно в городах) вытеснить церковно-славянский язык из богослужебной практики и полностью эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому, болгары стали настаивать на автономии своей церкви. Эти их усилия особенно активизировались в XIX в. Многие вселенские патриархи старались решить этот вопрос и удовлетворить требования болгар, но из-за давления, оказываемого жившими на Балканском полуострове греками, им это не удавалось. В 1860 болгарские епископы откололись от Константинополя. В конце концов они добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Вселенский патриарх Антим VI созвал поместный собор, который состоялся в Константинополе в 1872 и на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещён. Лишь в 1945 Константинопольский патриархат признал автокефалию Болгарской православной церкви в границах территории Болгарии . По догматике и культу Болгарская православная церковь сходна с другими православными церквами.

С 1953 Болгарская православная церковь вновь возглавляется патриархом. Его резиденция находится в Софии, он одновременно является митрополитом Софийским. Патриарх возглавляет Священный синод, членами которого являются также все митрополиты. Законодательная власть в Болгарской православной церкви принадлежит Церковно-народному собору, в который входят не только все служащие архиереи и другие духовные лица, но и определённое число мирян.

В составе Болгарской православной церкви 12 митрополий. 11 из них находятся на территории Болгарии : Варненская и Преславская (с кафедрой в Варне), Велико-Тырновская, Видинская, Врачанская, Доростольская и Червенская (с кафедрой в Русе), Ловчанская, Неврокопская (с кафедрой в Благоевграде), Пловдивская, Сливенская, Софийская, Старо-Загорская. Одна митрополия - Нью-Йоркская - находится вне Болгарии . За пределами страны имеются также две епархии, возглавляемые епископами: Акронская и Детройтская. Зарубежные епархии духовно окормляют верующих Болгарской православной церкви, живущих в США , Канаде , Латинской Америке и Австралии . Помимо этого Болгарская православная церковь имеет два прихода в Венгрии , два - в Румынии и один - в Австрии . На Афоне издавна находится болгарский монастырь св. Георгия - Зографский.

Численность последователей Болгарской православной церкви составляет более 6 млн. человек. По этнической принадлежности это в подавляющем большинстве болгары.

В 1994 в Болгарской православной церкви произошёл раскол. 4 митрополита во главе с митрополитом Неврокопским Пименом,2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви, ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. В 865 г. болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение болгарского народа. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была впервые провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Среди участников Первого Вселенского Собора состоявшегося в 325 году был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией - многие из них служили в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой нередко становились благовестниками святой веры.

Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один, получив от первого имя, а от второго язык.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852–889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа. Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г поместном соборе в Константинополе. В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковнуюя самостоятельность.

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия – свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса - Симеона (893–927). По личному указанию князя Симеона был составлен сборник “Златоструй”, в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя “царем болгар и ромеев”. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви -архиепископа Доростольского Дамиана - патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать.

Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид - столицу западногоболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

Завоевавший в 1018 – 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она была лишена патриаршего ранга, и низведена до архиепископии. Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками. Одним из выдающихся церковных деятелей этой эпохи был архиепископ Феофилакт Болгарский, оставивший после себя в числе многих литературных трудов известный “Благовестник”.

После восстания 1185 – 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Первый Тырновский архиепископ Василий не признавался Константинополем, но вскоре архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это событие произошло в 1235 г. после заключения болгарским царем Иоанном Асеном II с Никейским императором Иоанном Дукой военного союза, одним из условий которого было признание Тырновского архиепископа патриархом. В этом же году церковный собор, прошедший под председательством Константинопольского Патриарха Германа II и при участии греческого и болгарского духовенства признал патриаршее достоинство за Тырновским архиепископом Иоакимом. С решением собора согласились все восточные Патриархи, приславшие своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) до самого покорения Болгарии турками. За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил и оставила церковной истории имена своих славных предстоятелей. Одним из них был св. Иоаким I, выдающийся подвижник Афона, прославившийся в патриаршем служении своей простотой и милосердием. Тырновский Патриарх Игнатий известен своей стойкостью и твердостью в исповедании православной веры во время Лионской унии 1274 года Константинополя с католическим Римом. Нельзя не упомянуть и святителя Евфимия. Этот ревностный архипастырь отдал все свои силы на благо Церкви и народа.

Патриарх Евфимий собрал вокруг себя целую школу церковных писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, среди которых жизнеописания болгарских святых, похвальные слова и послания. В 1393г. во время кровопролитной войны болгар с турками он, в отсутствие царя, занятого войной, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример христианского самопожертвования, отправившись в лагерь турок просить их о помиловании вверенной ему паствы. Сам турецкий военноначальник был изумлен этим подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром.

После взятия Тырнова турками патриарх Евфимий был приговорен к смерти, но затем отправлен в пожизненную ссылку во Фракию, где и скончался.

С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии

Одним из выдающихся деятелей Болгарской Церкви XVIII века был преподобный Паисий Хилендарский (1722–1798гг.) В молодости он отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую Гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал “Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских”, в которой привел факты минувшей славы болгарского народа. После успешной русско-турецкой войны 1828–1829гг. укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки стали обучаться в русских Духовных школах.

К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. В связи с этим в1858 г. на созванном Константинопольским Патриархом Соборе болгарские представители выдвинули ряд требований по устройству болгарской церковной организации.

В связи с тем, что эти требования были отвергнуты греками, епископы болгарского происхождения решили самостоятельно провозгласить свою церковную независимость. Настойчивость болгар в решении добиться церковной самостоятельности заставила Константинополький патриархат со временем пойти на некоторые уступки в этом вопросе. 28 февраля 1870 г турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий, а также тех епархий, православные жители которых пожелают войти в его юрисдикцию. Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд Святое Миро в Константинополе. Фактически султанским фирманом восстанавливалась независимость Болгарской Церкви.

Первым экзархом был избран 11 февраля 1872 г. епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своих немощей он отказался от данного поста. На его место был избран Видинский митрополит Анфим (1816–1888 г.), выпускник Московской Духовной Академии. Новый экзарх немедленно отправился в Константинополь и получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, частично провозглашенные султанским фирманом 1870 г. После этого Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.