Осень, как продолжение лета…Худес, Царские ворота, оз. Хурлакёль КЧР. Царские ворота Царские ворота карачаево черкесия

Худес – одна из бесчисленных горных рек в Карачаево-Черкесии. Хлипкий мостик через реку проходит между двумя отвесными скалами. Это место называется Царскими или Волчьими воротами. Когда в высокогорье проходят дожди, река Худес в ущелье превращается в бурный поток. И без того хлипкий мостик становится совсем опасным, и переправляться приходится прямо через кипящую пузырями реку. И это тоже не самый спокойный путь.

Однажды этот бурный поток утащил и затопил военный ЗИЛ. Его потом вытащили, и он сопровождал нас часть маршрута от Карачаевска к Эльбрусу. В другой раз бушующий поток размыл древнее захоронение карачаевцев, находящееся неподалеку. Говорят, человеческие останки валялись просто на поверхности. Кто-то подобрал два маленьких детских черепа и положил их у подножия Царских (Волчьих) ворот. Мы сфотографировали их. На обратном пути, когда в высокогорье снова прошли дожди, черепов уже не было. Горная река унесла их вниз, окончательно размыв и древнее захоронение, и мост у Царских ворот.

Мы, с утомленными конским седлом задницами, часть путешествия по Карачаево-Черкесии проделали в кабине ЗИЛа, в веселой компании двух карачаевцев. Попутно мы лакомились лесной малиной и пили пиво. А что?! Наши карачаевские друзья сами предложили и первые начали пить пиво, хотя они и мусульмане. Даже за рулем на опасных горных дорогах пили. Неужели мы будем рядом сидеть трезвые?! Заодно и не так страшно было. (Прочитать про поездку на ЗИЛе можно в нашей статье .)

Вообще карачаевцы пьют мало (меньше большинства наших русских знакомых). По крайней мере, стараются. Разве что с большой усталости и чтобы женщины не видели, и то мужчины очень переживают потом за свое плохое поведение.

Но тут такое дело, не каждый день в кабине водителя появляются двое веселых туристов из Москвы. Тем более Лариса, пытаясь морально поддержать ребят в тяжелый трудовой день с туристами, а ревнивого Игоря в уверенности, что все хорошо, начала всех активно угощать купленной ребятами в ауле большой пластиковой бутылкой с пивом.

А если веселая блондинка у тебя перед носом открытым пивом водит, и с восточным коварством улыбается и гладит взглядом, то тут удержаться трудно. Поэтому пузырь с пивасиком, как переходящее красное знамя, плавно и неприлично передавался по цепочке из четырех человек туда-сюда.

Закусывали малиной. Чтобы не маяться ее сбором, ребята срезали большие ветки, красные от ягод и ершистые от иголок, и, как букет, кидали Ларисе на колени. Лариса верещала из-за колючек на ветках малины, но ее повизгивания больше напоминали пение птички. Длины каждой ветки с малиной хватало от дверцы до дверцы, т.е. как раз поперек кабины.

Процесс трапезы выглядел так. Четверо людей в кабине (мы считаем, что женщина в этот момент тоже человек 😉) тесно прижавшись друг к другу, едут по горным дорогам на военном ЗИЛе. Дружно, будто на завалинке лузгая семечки, поглощают малину с большого куста, занимающего всю кабину, одновременно попивают пивасик из переходящего пузыря и весело смеются. Незабываемый аттракцион, учитывая, что на огромных валунах, разбросанных по дороге, ЗИЛ сильно мотает, и люди в кабине болтаются как Ваньки-встаньки! Все это действо сопровождается обсуждением местных традиций и фотографированием.

Так мы и проделали этот путь до Царских ворот на ЗИЛе, чем все были очень довольны.

Дорога по горам и лесам идет на большой высоте. И только совсем у Царских или, как их еще называют, Волчьих ворот, спускается к реке под названием Худес.

Про Царские ворота наши карачаевские друзья мало рассказывали. Говорят, что здесь остались окопы, что здесь были очень интересные исторические события, и есть древние захоронения, но, к сожалению, мы ничего не смогли о них разузнать. Если кто-то из наших читателей может нам что-либо рассказать, мы будем очень признательны.

Вот и сами «ворота» – скалы с проходом между ними.

Река Худес с моста через Царские ворота.

Мост через Худес не выдержит тяжелый ЗИЛ, поэтому едем через русло реки вброд. В то время река была мелкая, и переехать ее было довольно легко. Водитель нам рассказывал, что в паводок он притопил нечаянно здесь свой ЗИЛ. Вытаскивали на следующий день тракторами.

С обратной стороны ворот выглядит это так. Скала в проходе ворот сильно крошится. От нее отваливаются огромные камни. Заботливые руки местных пытаются подпирать природную достопримечательность палками и стволами деревьев. Насколько это эффективно, вопрос спорный.

Сверху со скал на путника смотрят деревья.

И горная дорога, и сам мост через Худес оставили очень хорошее туристическое впечатление. Здесь красиво, экзотично, малолюдно. А веселая компания наших карачаевских спутников сделали путешествие эмоционально приятным и теплым.

Электронное СМИ «Интересный мир». 17.06.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка MasterCard 5100691484198068 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.


Часть 2: Домбай-Теберда-Шоанинский храм-Сентинский храм- Царские ворота-озеро Хурла-Кель.
Александрова Елена

Мы проснулись в гостинце и обалдели от количества снега! За ночь Домбай превратился в сказочный городок, какие рисуют на новогодних открытках. Пожалуй первый раз за эту зиму мы ощутили, что до Нового года осталось совсем чуть-чуть. В такую погоду хорошо сидеть в уютном кресле с кружечкой чая и смотреть, как за окном кружатся снежинки.

А нам надо было ехать! По плану на сегодня были 2 старинные церкви в горах и дегустация местной минералки.

Хотели подняться на подъемнике на Домбай, но хозяин гостиницы сказал, что в такой снегопад ничего интересного мы там не увидим. Кстати, пара слов о гостинице — настоятельно рекомендуем «Старый клен» . Самый бюджетный вариант, который нам удалось найти через инет в Домбае. С детей плату вообще не взяли, гостеприимные хозяева, небольшие, но уютные номера обшитые деревом, современные санузлы в номерах, в расчетный час ни кто не гонит. Нам так понравилось, что мы вернулись сюда еще раз в конце путешествия.

Сразу тронуться в путь не получилось потому, что наши заметенные машины отказались открываться.

Кстати, когда заходишь в заснеженных ботинках в помещение, за тобой не остается грязных следов — только вода, которая высыхая не оставляет пятен. Для жителей больших городов такое — почти чудо.

А потом нарисовалась еще одна проблема: у Хантера потек радиатор. Вообще он вчера тоже тек, но не так сильно, сегодня же это стало реальной проблемой.

Заливаем банку состава для ремонта радиаторов RADIATOR STOP LEAK , верилось, что поможет с трудом. Но течь прекратилась

Выезжаем из гостиницы, заезжаем в магазин за магнитиками и покидаем Домбай

Дорога вся снежно-ледяная. Вот вы верите, что вчера тут снега не было вообще и шел дождь? Нам не верилось

На самом деле настроение к этому моменту было так себе: ТагАЗ вчера разложили, перевал не прошли, на Домбай не поднялись, дороги заметает снегом… короче свое горе мы поехали заливать нарзаном.

На карте в районе Теберды у нас было обозначено 2 нарзановых источника, в моем представлении они должны были выглядеть, как наши святые источники — ключ, бьющий из-под земли, возможно облагороженный чем-то типа мосточка, что бы черпать было удобнее или колодца, каково же было наше удивление, когда мы, петляя по задворкам города, подъехали к забору за которым виднелись постройки. Решили раз уж приперлись не отступать — выгонят, так выгонят и пошли на территорию неизвестно чего.

Сначала мы приняли за источник с нарзаном беседку, которую видно слева

Но потом поняли, что координаты ведут вот к этому зданию

Табличка на двери подтвердила, что питьевой бювет именно здесь и работает он 3 раза в день с большими перерывами, мы же успели за 15 минут до окончания очередного сеанса.

Вошли внутрь — как будто перенеслись лет на 30 назад, интерьер и даже запах здесь был как в далекие советские времена. За столом сидела девушка в белом медицинском халатике и на наш вопрос можно ли попить минеральной воды поинтересовалась только есть ли у нас с собой кружки и направила к раковинам с краниками.

Вода здесь была теплая и холодная, просто открываешь краник, наливаешь в стакан и пьешь

На вкус нарзан оказался, как выдохшаяся минералка, при чем теплая была не особо теплой, а холодна — не особо холодной. Но мы все равно выпили по пол стакана и той, и другой

Точно по расписанию вода из краников теч перестала и нам ничего не оставалось, как вернуться к машинам. Вот так мы вперлись на закрытую территорию, зашли в какое-то здание, на халяву напились минеральной воды и ни кто нас ни о чем не спросил и денег не взял.

Только дома мы выяснили, что был это ФГУ туберкулезный санаторий «Теберда», а вода дико полезная т.к. является углекислой среднеминерализованной хлоридно-гидрокарбонатной с повышенным содержанием ионов железа, кремния и бора.

Пока ходили машины замело снегом

Решили опробовать размораживатель стекол и замков WINDSHIELD DE-ICER , предоставленный нашим спонсором Hi-Gear. Размораживает он действительно классно, но эффекта хватает не очень надолго

Дальше решили пробраться к еще одному нарзанову источнику, но снова уперлись в забор. На этот раз табличка на нем гласила, что проход и проезд сюда запрещен, а грузовики с огромными бутылями всем своим видом намекали, что минералку здесь разливают в промышленных масштабах. Ну не очень-то и хотелось.

Теперь мы отправились в окрестности Нижней Теберды смотреть Сентинский храм. Никак у нас пока не получалось привыкнуть, что заехать в Карачаево-Черкесии к очередной интересности — значит ломиться в горы. Иногда в горах даже есть дороги, но зимой по ним ни кто не ездит.

Вот такая дорога. Особенно весело было идти ведущей машине: где здесь ямы, где промывы, какой наклон? Ни хрена не понятно, а учитывая постоянные довольно узкие повороты, соседствующие с обрывами метров по 100- бодрит

Зато красота вокруг была нереальная

На каком-то этапе мы увидели на горе храм, к которому ехали

Тропили довольно долго, пока заглянув в карту не обнаружили, что церковь осталась в стороне, а мы упорно прем в сторону хребта. Остановились отдышаться.

Видна дорога, по которой ехали

Птица долго нарезала над нами круги, наверное ждала, пока мы убьемся, что бы потом сожрать

Развернулись и поехали в обратную сторону

Отворотку нашли, но ехать побоялись — уж больно она была заснеженная и узкая

Решили прогуляться 300 метров пешком

Заброшенный Сентинский храм

Согласитесь, храм не производит впечатления ВАУ, однако дело не в его внешнем виде, а в возрасте. Он был возведённый в первой половине X века. Здание сложено из блоков песчаника на известковом растворе.

Если приглядеться, то кроме надписей «Здесь был Вася», можно разглядеть следы фресок XI века

Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов - уникальная для Северного Кавказа постройка

Внутри мавзолея

Возвращаемся к машинам

Спускаемся с гор, внизу видна Нижняя Теберда

Поехали в г. Карачаевск встречаться с экипажем ТагАЗа.

Встреча была назначена у Центральной соборной мечети, построенной в 2007 году

Сергей нас не обрадовал: после вчерашних созвонов в окрестных городах заднего моста обнаружить не удалось. Где-то обещали привезти под заказ после новогодних праздников, где-то были в наличии только главная пара и диф, но по цене, превышающей цену моста в сборе. Решили, что переднеприводный ТагАЗ поедет встречать со всеми Новый год, а потом, видимо, отправится домой.

Сегодня перед тем, как уйти от населенки и связи мы должны были пересечься с еще одним экипажем, мчавшему к нам из Москвы. Пока же решили посмотреть еще одну интересность — Шоанинский храм, расположенный неподалеку на отроге горы Шоана.

ТагАЗ оставили внизу, а сами поехали на гору

Шоанинский храм был возведен в первой половине X века в византийской архитектурной традиции

До самого храма можно добраться поднявшись пешком по довольно крутому склону

Честно говоря ни Шоанинский, ни Сентинский храмы не произвели лично на меня особого впечатления, нет в них «духа древности», который я так надеялась ощутить.

Вид от храма на Карачаевск

К машинам мы спускались уже в темноте, при чем из-за скользких сапог первую треть пути я проехала на заднице. Потом была выработана стратегия: я, Янка, Женя и Аня шли цепочкой, взявшись за руки.

Не успели мы спуститься к подножью горы, как по рации нас вызвал взволнованный Сережа — по нашу душу приехали менты и теперь они вместе с нетерпением ждут нашего возвращения.

Менты оказались толпой сурового вида кавказцев с автоматами подмышками. Приехали они на двух машинах, а сейчас ждали третью — с участковым. Оказывается какой-то бдительный местный житель обнаружил колонну машин, ночью уходящую в горы и решил об этом сообщить. А т.к. у местных ментов прошла информация об активизации в районе вооруженных бандформирований, они обязаны выезжать на каждый вызов. Вот они и приехали.

Когда появился участковый, уже было достигнуто понимание кто мы и зачем, претензий к нам не было. Участковый переписал паспортные данные старшего группы, докопался куда мы едем дальше и даже позвонил участковому того района, что бы предупредить, что мы едем на его территорию, и мы хорошие. Мы честно говоря не знали радоваться или огорчаться от того, что официальные структуры теперь были в курсе наших маневров, но делать было нечего.

Вновь вернулись в Карачаевск

Пока посещали последние в этом году магазины, к нам присоединился московский Патриот с Олегом и Ксенией.

Все вместе мы отправились к Царским воротам, неподалеку от которых завтра планировали встретить Новый год.

Дорога оказалась неожиданно легкопроходимой и даже наш недопривод проехал по ней без особых проблем.

Ужин возле Царских ворот

Это был первый и, пожалуй, единственный вечер, когда мы замерзли. Термометр показывал -17, организм, видимо, не успевал перестраиваться за нашими метаниями от +10 до конкретного минуса, дети мерзли даже в двух куртках.

А утром при температуре не многим выше, все уже были вполне согретыми и довольными.

Сегодня была единственная за 20 дней дневка, но при этом планов на нее у нас было вагон.

Изначально планировалось, что Новый год мы будем встречать на берегу озера Хурла-Кель, но дорога отсюда до озера вызывала большие сомнения еще при разработке маршрута, с ТагАЗом же, она представлялась почти невозможной. Решено было сначала отправить туда одну машину на разведку, а уж потом, если дорога не страшная ломиться колонной.

В это же время в другую сторону отправлялась пешая экспедиция с целью посмотреть дорогу на перевал, по которой мы собирались ехать завтра.

Сегодня, зная только координаты, к нам должен был присоединиться Патриот из Москвы, было назначено контрольное время 16.00 после которого если он не появится, одна из машин поедет на поиски и за связью (здесь связи не было).

Незадействованные во всех этих замечательных мероприятиях гуляли по округе, готовили обед и заготавливали дрова на праздничную ночь.

Кстати, с дровами получилась засада — на группу было 2 бензопилы и обе не хотели нормально работать: одна затупилась, другая не заводилась

Ребята развлекались с бензопилами пол дня, в итоге дров напилить все-таки удалось

В машину Игоря набились все желающие и отправились на штурм дороги к озеру

Доехали до турбазы Худес, где пообщались и посмотрели на житье-бытье местного егеря по имени Хопай.

Хопай тоже уазовод, его козлик 1980-го года выпуска

Игоря нарядили в бурку и папаху для фотосессии

Пока гуляли, встретились с двумя машинами Ставропольского клуба 4х4, которые рвались к озеру. Понаблюдали как ребята чуть не положили одну из машин на бок в размытой ручьем колее, и решили, что дальше лучше пойти пешком.

Дорога оказалась очень живописной

А вот и озеро Хурла-Кель. Оно находится в естественной котловине и окружено горами. Возраст озера около- 15 тысяч лет, поэтому его можно считать древнейшим озером планеты

Хочу рассказать ещё об одной покатушке на Царские ворота. Это была первая дальняя поездка на новой машине, так сказать опробовали её в экстримальных условиях, так же в этой поездке наша девочка получила своё первое ранение.
Итак,четыре обезбашенных экипажа, не смотря на дождливую погоду, выдвинулись в сторону Карачаевска.

Проехав перевал Гум-Башы погода нам улыбнулась, дождь резко прекратился и мы поняли, что выехали не зря. До поворота в ущелье р.Худес доехали нормально и скучно, асфальт, однако…
Первый мост проехали без приключений, так как он в довольно приличном состоянии. На втором мосту нашим друзьям пришлось поднапрячся, т.к. мост был узкий и в плохом состоянии. А колеса их авто, по ширине, попадали как раз в засадные точки. И только наша Дудуся пролетала между дыр с ветерком:).

Вывернув из-за поворота, неожиданно чуть не столкнулись с живой колонной бронетехники, в лице стада яков

Далее проехали без приключений, были засадные места и очень жалею что не сделали фото. Ну что же, будет повод вернуться… И вот цель нашей поездки - Царские ворота. За ними пошла дорога на озеро Хурла-Кёль, трасса категории ТР-2, а после дождей и круче. Туда мы пока ещё не ездили, жалко Дудусечку, она ведь у нас пока в стоке:)

Кто-то готовил сосисинг, кто-то ходил фоткал природу и свои авто на мосту

Неожиданно к мосту со стороны озера подъехали два навороченных джипа, которые естественно были остановлены и подвергнуты допросу по поводу проезжабельности дороги к озеру.

Увы, пробиться к озеру они не смогли, т.к. прошли дожди и дорога была сильно размыта. Пока озеро Хурла-Кёль для нас не досягаемо(((.
А это наша весёлая компашка

Погода внесла свои коррективы в наш отдых, стал накрапывать дождь и нам пришлось быстро сворачиваться. Но…, мы же не получили никакого адреналина и было решено, не смотря на начинающийся дождь, ехать назад через плато Бечасын. Бедная наша Дудуся, она даже не подозревала, что её ждёт впереди…
Итак мы двинулись по серпантину в сторону плато Бечасын

Медленно, но уверенно Дудуся преодолевала подъем с препятствиями в гордом одиночестве, так как сильно самоуверенные и навороченные джипы нас кинули и только подбадривали нас по рации криками - "Дуся! Дуся!"
И вот, выползает наша Дуся на подъем и видит такую картину… Делика сползла в промоину и жёстко села на пузо…

Попихали в ручную, сидит мёртво…

Решили дёргать. А так как Паджерик с лебёдкой улетел вперёд и на наш мат по рации не реагировал, операцию по спасению пришлось взвалить на наши "девичьи плечи"…, бедная наша девочка(((

И тут мой пилот допускает огромную ошибку - дергает Делику без натяга, резким рывком и не набросив на динамичку тросогаситель. И наша Дудуся получает удар болтом от шакла по зубам

В итоге - разбита решетка и согнута рамка радиатора. Повезло что болт не угодил в радиатор, а то бы дальнейший путь пришлось проделать на галстуке, шакл оказался бракованным по резьбе. Так что более серьёзно относитесь к выбору средств спасения.
Далее нас ждала дорога по плато, с дождём и грязью. Но в нечастых просветах, мы всё равно останавливались чтобы сделать фото обалденной природы, которая нас окружала.

Приближаемся к цивилизации…, Пыжик - чумазик

Вот в таком виде, с выбитым зубом, наша Дудуся выбралась на асфальт

Хочу показать для желающих поехать на Царские ворота или озеро Хурла-Кёль мост в его сегодняшнем состоянии. После сильных осенних дождей он обвалился и пока не известно будут ли его восстанавливать.
Пока переезд через р.Худес только вброд, глубина которого зависит от погоды.

Практически каждый из нас хотел бы продлить лето, которое всегда кажется коротким и так быстро заканчивается. Но почему нужно с грустью его провожать вместо того, чтобы праздновать его продолжение? Жизнь ведь происходит не только тогда, когда греет солнце и наступает пора отпусков. Жизнь случается и в выходные.

Нам безумно повезло с погодой, особенно с освещением. Эти виды, они как будто из сказки. Я сама наполняю иллюстрациями свою «Книгу Сказок».
Без остановок мчим в сторону Псебая. На посту в Солёном нас останавливают и очень придирчиво осматривают автомобиль на предмет каких-либо переделок. Ничего такого у нас нет, поэтому «Счастливого пути!» и мы мчим дальше. Но не далеко умчались. Кучи машин вдоль обочины и толпы народа, предлагающего купить у них грибы, заставляет меня поверить, что и нам может повезти в этом деле, хотя Сергей сопротивляется и не реагирует на мой посыл его в лес за грибами. «Да всё уже собрали до нас, видела сколько машин?!» Видела…иди, иди, посмотри))
Через 10 минут Сергей прибегает с грибами. Хватает ведро и с дочерью они убегаю снова в лесную чащу. Через 20 минут возвращаются с ведром опят. Чудеса…мы ни разу не грибники, просто «сочувствующие», а тут такое) я уже прикидываю, что я буду с ними делать в лесу, хорошо хоть сковородку взяла))
Ведро в машине одно, поэтому мы прыгаем в машину и мчимся дальше. Заправка стандартно в Зеленчукской. Там нам умудрились в наш помятый бак залить больше бензина, чем в непомятый, умельцы, однако))
Карачаевск и вот моё любимое Кубанское ущелье.


Очень уж оно мне нравится. Связь там, кстати, пропадает почти сразу, как только выехали за Карачаевск.
Остановка около моста в сторону Даутского ущелья. Там мы еще не бывали, надо восполнить этот пробел, но в следующий раз.


Наш путь лежит к озеру Хурлакёль.
Перед пос. Эльбрусским переезжаем мост через Кубань, здесь, у впадения в Кубань притока Худес находится камень Карчи, местная достопримечательность. В публикациях XIX и XX веков высказывались предположения о том что это метеорит, данная теория до сих пор популярна у экскурсоводов и в путеводителях. Однако, современные исследования установили магматическое происхождение камня.
На правом берегу приютился поселок из одинаковых деревянных домиков под черепичными крышами.


Висят предупреждающие таблички о том, что это частная территория и кругом яблони, увешанные своими плодами. Осень, время урожая.
Дорога зажата между рекой и скалой.


Дальше дорога еще несколько раз сменит берега.


Надо же, какая забота в этом знаке от лесорубов среди леса и вдалеке от дорог.


По пути собираем фундук.


И вот начинается плавный подъем на правый склон поверх подступающих к реке скал.


Виды потрясающие, спасибо солнцу.


Внизу уже видны Царские или Волчьи ворота.


Проезжаем ворота. Наша цель озеро Хурлакёль.Озеро называют по-разному: Хурла-Кёль (Хурлакёль), Курла-Кёль (Курлакёль), Курлы-Кёль (Курлыкёль) и созвучные им слова.
Переезжаем через левый приток Худеса- р. Чучхур.


За воротами дорога плавно ухудшается. Без остановок доезжаем до старой лесопилки. Там стоит указатель куда ехать к озеру.


Дальше дорога идет вверх. Дорога, конечно, атас. По большим камням, каменным выступам. Мы здесь ездили в темноте пять лет назад…как то спокойно и легко проехали. А сейчас…


Встряли в пробку.


Еще немного и мы выезжаем из зоны леса на поляну.


Проезжаем полосу леса вдоль берега озера и выезжаем на полянку перед озером. Здесь тоже атас…народу…
Строения, которые мы видели в 2012 году и сцена, которую строили для Софии Ротару (по рассказам, ее привозили на день рождения какому то чиновнику, который как раз и отмечали в этом чудном месте) сгорели, то, что не сгорело растаскивалось на дрова. Мы остановились, вышли, огляделись и как-то стало совсем грустно и печально, и обидно за это место. Помнится мы были здесь одни и нам было страшно ночевать в той тишине, которая там была.
Однако, не всё потеряно. Садимся в машину и едем на другой берег озера, где находим прекрасное место для лагеря
Там мы оказались одни. Так было забавно, вроде и народу полно, а мы одни))


Когда стемнело, противоположенный берег был как набережная Геленджика: музыка, разноцветные фонари-отражения, мат-перемат и звуки плещущихся людей. Да, на ужин у нас были грибы, жареные, с картошкой)))


Продолжаю повествование о поездке по Кавказу, сейчас заключительная часть про непростую дорогу к высокогорному озеру Хорлакель...

2. Распрощавшись с группой велотуристов мы тронулись в сторону села Хасаут

3. Говорят, в этом году на Кавказе поздняя весна. Не знаю, на сколько это соответствует действительности, но я слишком часто это слышу:)

4. Остроги плато Бермамыт затянуло плотным густым туманом, нам куда-то туда

5.Обильные дожди прошли на этой неделе и дорогу местами размыло. Смотрим и внимательно проверяем те места, которые вызывают сомнения.

6.Вон дорожка идет в гору - нам как раз туда

7. Езда на АТ шинах - это то еще удовольствие. С улыбкой передаю привет всем тем, кто любит рассуждать в твиттере, что разницы между АТ и МТ почти нет

8. Дорога подраскисла, там где можно, объезжаем по траве

9. Медленно, но все же карабкаемся вверх

10. В какой-то момент даже по траве уже не получается ползти вверх, хотя в шинах уже по 0,6 атмосферы

12. Въезжаем в сильное облако - видимость минимальная, температура падает до 11 градусов

13. Какие-то неизвестные мне цветы, но выглядят красиво среди всеобщей серости

14. Туман все усиливается

15. С поиском дороги есть сложность - у меня есть два трека, скаченных когда-то очень давно. Какой из них более правильный, я не знаю, и меня мучают сомнения. Иногда gps трек не только помощь, но и лишние сомнения:)

16. Часть дороги смыло селем. Судя по всему ГАЗ-66 явно прошел тут, но сильно нарыл в самом низком месте. Лебедится можно, но только с удлинителями и только за столбы ЛЭП, что не совсем хорошо. Начинаем присматриваться как лучше бы нам проскочить.

17. Я ищу альтернативы, батя натаскал камней в грузовую колею, а фордик просто ждёт

18. В итоге альтернативы я не нашел и батин труд с камнями не пропал даром. Аккуратно прошли, немного побуксовав после, на подъеме. Кстати, картинка иллюстрирующая то, что в сапоги настоящие тру-джиперы не переодеваются, только трекинговые ботинки, только хардкор!

19. Дорог тут, кстати, миллион. Примерно тут же пролегал наш маршрут в 2013 году и отсюда же есть своротка на дорогу Долина Нарзанов - Джилы Су

20. Про туман не знаю что и сказать - с одной стороны он скрывает от нас шикарные виды, а с другой он придает очарование даже простым пейзажам

21. Пастухи гонят стадо. Судя по встречному грузовику дальше сложностей быть не должно

22. Дождь нас пока не беспокоит, хотя ливануть может в любой момент

23. Скалистый хребет. Если не ошибаюсь, то где-то там Кодорское ущелье

24. Бечасынский сырзавод, отсюда можно уехать на Гумбаши, но мы там уже ездили. Мы едем в другую сторону - цель озеро Хорлакель

25. Дорога стала сильно лучше, скорость движения выросла и надо бы подкачаться.

26. Шины Mastercraft Courser A/T 2 - самые дешевые шины из тех, что можно было купить во Владивостоке в прошлом году. Забавно, но весь пикапсервис ездит по Москве на таких же, но в 35" размере:)

27. У меня хороший компрессор, но я не устанавливаю его стационарно. Наверное потому, что пока не могу позволить себе два и мне проще иметь мобильный вариант.

28. Просто вид с горы. Просто красиво

29.

30. Тут долго стояли и ждали ниву, которая шла на подъем. Кстати, любопытный момент: я помню, что машина, идущая на подъем, имеет преимущество, по всем понятным и логичным причинам. Но в прошлом году, местный тру-джипер на эмоциях и в грубой форме высказывал Виталику vit_erofeev , что мы, типа, олени и должны были их пропустить, раз они вниз с горы идут! Виталий настолько охренел от этой логики, что помоему даже ничего не возразил.

31. Иногда приоткрываются красивые виды

32. Но это не надолго и тут же все заволакивает. Приеду сюда еще и, скорее всего, не один раз

33. Наконец, показались Царские ворота - прорубленный проход в скале и исполинских размеров деревянный мост

34. Тут мы взглянули на часы и разумно решили перекусить. Это настоящий аутентичный сыр, купленный у бабушки в Хасауте - с ума сойти как вкусно!

35. Запомните одно правило - обедать надо по часам, а не "когда до точки доедем". Потому что иногда не знаешь, что ждет тебя за поворотом.

36. Фото ворот и автомобиль для масштаба - потрясающее зрелище, скажу я вам!

37. Подъем был тяжелый. Крупные камни и гриняные колеи. Судя по всему, совсем недавно группа товарищей на симексе поднялась после дождя и оставила неплохую колею, там где ее можно было нарезать. Но у нас сухо и поэтому идти можно, хотя мне и не просто.

38. Наверху заброшенная турбаза. Насколько давно она заброшена и функционировала ли она когда-либо, сказать затрудняюсь. Но судя по оставленным остаткам еды и нипитков, кто-то недавно тут был

39.

40. Высокогорное озеро Хорлакель - высота 2065 метров. Берег заболочен, купаться можно только с мостков.

41. Отдохнули и решили спускаться вниз. Вниз ехать проще, чем ползти вверх на главных парах 3.7, поэтому есть даже несколько снимков

42. Тут как всегда два варианта: или фотографии не передают, или у страха глаза велики:)

43.

44. Через 10 минут после того, как мы спустимся, начнется тропический ливень, который будет идти несколько часов. Даже внизу размоет дороги и грязь, мощным селевым потоком, будет идти с гор в реку Худес. Наверное, решение не оставаться на озере на ночь было принято верно:)

45. Выходим обратно

46. Потом мы долго и медленно ехали в Эльбрусский. Почему-то не хватило ума снять потоки жидкой грязи, которая как ниагарский водопад местами хлестала на дорогу, а когда сообразили дождь почти закончился.

47. А вечером мы уже сидели в Карачаевске в гостиничном номере и уплетали тройные порции еды. Маршрут был закольцован и мы, довольные собой, завтра планировали выдвигаться домой.

48. Следующая и последняя фотография из этой поездки на флешке - это наш палаточный лагерь под Шестаково, что не доезжая Воронежа.

Следующим днем мы были дома. Короткая поездка - всего 7 дней и 6 ночей, но сколько эмоций и впечатлений! Иметь возможность спонтанно и без предварительной подготовки сорваться в путь - это бесценно.

Общий пробег по GPS за период, км 3688.28
Время в пути 62 ч 33 м
Средняя скорость, км/ч 50
Макс. скорость, км/ч 123

Трек поездки как всегда лежит тут