Оргеев. Старый орхей Оргеев молдавия

Оргеев – один из городов в самом центре Молдовы. По-молдавски его называют «Орхей». Это – небольшой, провинциальный город, в котором большинство построек остались еще с советских времен. Здесь не встретить небоскребы или хайтек стрит-гаджеты. Однако есть тут несколько изюминок, которые спрятаны за ветхими фасадами и кронами столетних деревьев.

Открой для себя Оргеев

Добраться до Оргеева можно легко из Кишинева. Городок находится всего в 40 километрах от столицы Молдовы. По дороге из окна машины открываются живописные пейзажи. Оргеев расположился в долине, окутанной холмами и лесами в одной из самых зеленых зон страны – рядом с заповедником Кодры.

Оргеев – версия 2.0

Древний город был основан примерно в 20 километрах от современного поселения. Сегодня на старом месте расположен историко-археологический комплекс, охраняемый государством. Туристам он известен как Старый Орхей, где в 12 веке появилось одно из первых поселений. Спустя 3 столетия на земли гетов и даков – предков современных молдаван, пришли монголо-татары. Люди были вынуждены бежать и перенесли поселение, которое сегодня уже известно как новый город Оргеев.

Еврейский след

Современному Оргееву 463 года. Одними из первых поселенцев стали евреи. Оргеев их привлекал своим географическим расположением – из города было легко добраться в другие крупные пункты, а также плодородными землями и умеренным климатом. За несколько столетий Оргеев стал самой крупной еврейской общиной во всей Бессарабии – так раньше называли Молдову. К концу 19 столетия население города состояло на три четверти из евреев. А оставшаяся четверть – молдаване, украинцы и русские.

В 19 веке в Оргееве синагоги можно было встретить на каждом углу, если быть точнее, их было 19. Сегодня, кстати, осталась лишь одна.

«Это были в основном самые богатые люди. Они держали в своих руках медицину, образование. На территории нашего города и уезда было зарегистрировано 20 миллионеров среди евреев », – рассказал сотрудник музея истории Андрей Калча.

Молдаване с пришлым населением поладили и были благодарны за вклад в развитие города. Сейчас же о еврейском следе напоминает старинное кладбище – одно из древнейших во всей Европе. На кладбище, которому уже более 400 лет, покоятся почти 15 тысяч человек. Здесь до сих пор сохранились каменные надгробия с надписями на иврите.

Достопримечательность, от которой веет холодом по коже, придется по вкусу тем, кого привлекает история и памятники архитектуры. Последних, кстати, в Оргееве достаточно.

Церковь XVII века

Один из старейших храмов в Молдове – церковь Святого Димитрия. Ее построили еще в 1636 году. Сегодня – это визитная карточка Оргеева, купола которой виднеются практически сразу при въезде в город. Для строительства обители молдавский господарь Василе Лупу позвал лучших зодчих из Румынии и Польши. Они возвели храм всего за 5 лет. Если бы не Вторая мировая – храм мог бы сохраниться в первозданном виде до наших дней. Но бомбежки 44-го разрушили половину здания. Церковь Святого Димитрия быстро восстановили в 50-е годы прошлого века. С тех пор она не закрывалась ни на один день. Молдаване настолько дорожат этим архитектурным достоянием, что увековечили его на купюре национальной валюты номиналом в 5 леев.

Готический костел – оргеевский Хогвартс

Оргеев – город компактный, по которому можно и даже нужно передвигаться исключительно пешком. В транспорте абсолютно нет никакой надобности. Во время прогулки по центру Оргеева невозможно не заметить католический храм.

В Молдове католиков совсем немного, поэтому и костел – большая редкость. Самый красивый из них, находится как раз в Оргееве – костел Успения Богородицы. Его построила еще в самом начале 20 века польская дворянка Чезарина Бокарская, по одной из версий – родственница российского реформатора Петра Столыпина.

Костел выполнен в неоготическом стиле. С виду он напоминает вымышленную школу чародейства и волшебства Хогвартс. Такое здание – единственное не только в Оргееве, но и во всей Молдове.

«К нам в костел приходят даже верующие других конфессий. Месса длится всего 40 минут, а не 4 часа, как в православном храме, да и скамейки здесь есть – мягкие и удобные », – рассказала хранительница церкви Алевтина.

В 2008 храм полностью отреставрировали – он тоже пострадал во время войны. Долгое время здесь были склады, спортзал и даже радиостудия. Сейчас снаружи он выглядит безупречно, практически также как и 114 лет назад. Внутри же светло и уютно – особую атмосферу дарят разноцветные витражные окна. Каждое из них отражает библейские сцены, например благовещение или распятие Христа.

Оргеев – самый динамично развивающийся город Молдовы в 2018

Оргеев – город с богатейшим прошлым. При этом райцентр старается идти в ногу со временем – динамично развивается и даже стремится стать современным европейским городом. Здесь появляются новые здания и сооружения, чинятся дороги и устанавливается уличное освещение гораздо быстрее, чем это происходит в Кишиневе. Поэтому этот город привлекает даже кишиневцев. Они приезжают сюда на праздники или на уикенд. Жителей других городов Оргеев завораживает своей тихой размеренностью, низкими ценами и приятной обстановкой.

Тихая гавань

Одно из мест, где можно отдохнуть от суеты – городское озеро. У него нет названия, потому что оно единственное в городе. Найти его несложно, можно спросить у любого оргеевца, и он подскажет путь.

Первое, что бросается в глаза – современная инфраструктура: аккуратно уложенная тротуарная плитка, белоснежные скамейки, спортивная и игровая площадки. Неудивительно, что местные проводят здесь почти все свободное время. Тут купаются, загорают и рыбачат.

«Это очень красивое место, здесь можно провести время с семьей. Мы любим сюда приходить, чтобы поесть мороженого, послушать музыку. Здесь проводится много концертов для детей » – говорит жительница Оргеева Чечилия Гриза.

Чтобы уединиться, приходить сюда лучше в будни, потому что в выходные дни вы вряд ли будете единственными посетителями. Здесь с удовольствием можно насладиться легким бризом, погулять по песчаному пляжу.

Самый красивый парк в стране

Как только вы прогуляетесь вокруг озера, отправляйтесь в центральную часть города в самый большой и зеленый парк Оргеева – Иванос. Его так назвали в честь речки, которая протекает вдоль всей территории. Этот парк был построен еще в далеком 1873. Несколько лет назад его полностью отреставрировали и установили по всей территории камеры видеонаблюдения. Также здесь круглосуточно дежурит охрана.

Порядок в парке поддерживают идеальный – кстати, эта привычка появилась еще в 19 веке, когда губернатор города организовал массовую уборку территории. До сих пор от этой традиции никто не отказался – все посетители соблюдают чистоту. На аккуратно выстриженных газонах установлен автоматический полив. Всю территорию окружают десятки тысяч деревьев, привезенных со всего мира: канадский клен, австралийская акация и золотистая ель.

Гулять здесь – одно удовольствие. Создается ощущение, что находишься в оазисе, спрятанном в самом сердце города.

Шато во французском стиле

Этот райский уголок находится на самой верхней точке Оргеева, откуда открывается вид на весь город и реку Реут. История города вдохновила местных виноделов на создание настоящего «шато» – во французском стиле. Шато – это место с полным циклом производства вина, когда один винодел контролирует весь процесс начиная от посадки виноградной лозы и заканчивая выдержкой в прохладных погребах.

Эта винодельня не имеет вековой истории – ее основали чуть больше 20 лет назад, однако это место придется многим по вкусу.

На территории комплекса расположен ресторан с молдавской и европейской кухней, производственный цех, а также 4 виллы, где гости шато могут остаться на несколько дней, пока не продегустируют все имеющееся здесь вино. А его в прохладных подвалах много. Классические европейские красные сорта: Каберне Совиньон, Мерло, Мальбек, Шираз, а также Пино Нуар. Белые: Шардоне, Рислинг, Траминер и Мускат. Чтобы проникнуться молдавской культурой, стоит попробовать местные сорта, которые встречаются только в Молдове – это Фетяска Регалэ, Фетяскэ Нягрэ и Рарэ Нягрэ.

Оргеев – хороший вариант для однодневного насыщенного путешествия. Здесь можно прочувствовать многовековую историю города, увидеть одни из красивейших архитектурных и культурных достояний Молдовы и попробовать хорошее вино.

Возник в середине XVI в. на месте разрушенной древней крепости. Название объясняют из венг. Varhely, где var "крепость, город" , hely - "место" .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Оргеев

Оргеев (молд. Orhei) - город (с 1835) в Молдавии (см. Молдавия) , на реке Реут. Население 29,6 тыс. человек (2004).
Заводы: машиностроительный, низковольтной аппаратуры; пищевкусовая, легкая, мебельная промышленность.
Время основания города неизвестно. Оргеев - одно из самых старых поселений в Молдове. Запорожцы называли Оргеев Иргеевым и Игреевым; на Руси он был известен в старину под названием Орыга или Орыгова. Построен на месте дакийской крепости Петродава (Старого Орхея), заложенной в 14 в. Стефаном Великим и разрушенной янычарами в 1499. Остатки крепости с подземными ходами сохранились до наших дней. В середине 17 в., по приказу господаря Молдовы Василе Лупу, Орхей был перемещен 18-ю километрами севернее, ближе ко входу в каньон Реута. До 1812 в городе располагалась резиденция турецких сардарей, управлявших северной частью Бессарабии. В 1835 переименован в Огреев, получил статус уездного города.
Среди достопримечательностей: соборная церковь св. Димитрия (1631-1636), неоднократно перестраиваемая, в 15 км от города - средневековая крепость Старый Орхей (остатки дворцово-замкового комплекса 14-15 вв.), памятник Василию Лупу - господарю Молдовы в 1634-53.
В городе работает историко-краеведческий музей.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Смотреть что такое "Оргеев" в других словарях:

    Город в Республике Молдова; см. Орхей … Большой Энциклопедический словарь

    Город резиденция Оргеев Orhei Флаг Герб … Википедия

    Уездный город Бессарабской губ., в 41 вер. от Кишинева, на левом возвышенном берегу р. Реута. Город владельческий (фамилии Пангало). К 1 января 1896 г. 11585 жит. (6142 мжч. и 5443 жнщ.): дворян 262, духовного звания 37, почетных граждан и купцов … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. Орхей. * * * ОРГЕЕВ ОРГЕЕВ, город в Республике Молдова; см. Орхей (см. ОРХЕЙ) … Энциклопедический словарь

    Город республиканского подчинения, центр Оргеевского района Молдавской ССР. Расположен на обоих берегах р. Реут (правый приток Днестра), в 46 км к С. от г. Кишинева. 29,1 тыс. жителей (1974). Заводы: электроарматурный, стройматериалов,… … Большая советская энциклопедия

    Оргеев - Орхей, город, Молдавия. Возник в середине XVI в. на месте разрушенной древней крепости. Название объясняют из венг. Varhely, где var крепость, город, hely место … Топонимический словарь

Едва ли не самая известная достопримечательность Молдовы - Орхей: руины самого древнего в стране города в невероятно красивом месте. Но на самом деле Орхей (или, на русский манер, Оргеев) - это давно уже не город, а местность вдоль реки Реут, вполне сравнимая с . Дело в том, что Орхей, основанный ещё в домолдавские времена и сменивший несколько "слоёв", одним из которых была Золотая Орда, в 1636 году по указу Василия Лупу ("Волка"), последнего молдавского господаря, правившего дольше нескольких лет, был перенесен на 18 километров вверх по течению Реута. Так что теперь в Молдавии два Орхея: новый - город (33 тыс. жителей) в 40 километрах от Кишинёва у развилки дорог на Сороку и Бельцы, и Старый - городище между сёл Требужены и Бутучены. Так вот, "достопримечательность №1" - это именно Старый Орхей, а я сейчас расскажу про Новый: почему-то есть мнение, что смотреть в нём нечего, а между тем это едва ли не самый хорошо сохранившийся уездный город Бессарабской губернии.

В Старом Орхее я, разумеется, тоже был, и о нём, а также о селе камнетёсов Бранешты, ещё расскажу в последующих трёх частях. Очень прошу прочитать этот абзац несколько раз и не писать мне комментариев о том, что я де не туда съездил .

Добраться в Орхей из Кишинёва едва ли не проще, чем во многие районы на столичных окраинах: маршрутки с Центрального автовокзала ходят каждые 15-20 минут, и это не считая проходящих - так как город стоит на главной в стране развилке, таковых ежедневно десятки. Примерно через 40 минут после выезда впереди открывается вот такой вид - слева дорога на Бельцы (идущие туда маршрутки на автовокзал Орхея не заезжают), справа - собственно Орхей, через который лежит дорога в Сороку:

Центр города с перспективой трёх церквей - и ни про одну из них, кроме центральной, я так и не нашёл информации. Красная церковь на переднем плане стоит у развилки, и если едете на бельцкой маршрутке - экскурсия по городу начнётся примерно от неё. Средняя Дмиитриевская церковь - уже за Реутом, и считается главной достопримечательностью городка. На самом деле главной достопримечательностью я бы назвал уездный центр - но его отсюда полностью закрывают деревья:

Ну а открывает центр та же самая церковь Дмитрия Солунского, ровесница города (1634-36), одна из трёх в Молдове постройка старше 18 века (другие две - церкви в и Каушанах) и единственный в стране памятник эпохи Василия Лупу, при котором особенно активно строились Яссы. Впрочем, визуально церковь довольно невзрачна и явно расчитана на оборону:

Вдобавок, вне времени службы оказались закрыты даже её ворота, а окружает церковь забор порядочной высоты - я, при очень неплохом росте, едва-едва сумел сделать кадр, держа фотоаппарат на вытянутой руке над головой:

Во дворе церкви - ещё и здоровенный крест неопределённого времени, постамент которого сооружен к 300-летию основания города при румынах... а кто стоял на постаменте, ещё увидите позже:

Ещё с поездки в Бельцы я успел запомнить, что Орхей очень зрелищен с бельцкой трассы, и потом решил, прежде чем идти в центр, полюбоваться городом с той стороны. Через улицу от Дмитриевской церкви уже начинаются луга:

И хотя "фасад" города образуют многоэтажки, неповторимость облика ему придаёт крутой холм, почему-то напомнивший мне казахстанские сопки:

Долина Реута славится своими каменоломнями, и в карьерах над городом скорее всего когда-то добывали котелец:

Прямо по курсу - заброшенный завод и еврейское кладбище. Два памятника двух ушедших отсюда цивилизаций:

Довершал картину дельтаплан расцветки болгарского флага, весь вечер круживший над городом и лугами - почему, поймёте чуть позже.

До киркута я так и не дошёл, я вообще не любитель кладбищ. Такие кладбища есть во многих старых городах и бывших местечках Бессарабии, которые к началу ХХ века были еврейскими на 50-70%. Список известных уроженцев Оргеева говорит о многом: например, поэт Симха Бен-Цион, французский скульптор Моисей Коган (погиб в Освенциме), аргентинский поэт Хакобо Фихман, первый мэр Тель-Авива Меир Дезингоф и даже известный и довольно противоречивый израильский политик Авигдор Либерман.

На горе - ещё одна неопознанная церковь. Впрочем, все они, кроме Дмитриевской, довольно невзрачны и явно второй половины 19 века, поэтому интересны лишь как часть оргеевского пейзажа:

Ну а до меня ветер доносил музыку и весёлые крики - это центр города, слева ДК, прямо за деревьями автовокзал:

В общем, в Орхей я попал аккурат на день города - и надо было видеть, как искренне веселился у этих каруселей народ:

А ДК, между прочим, не сталинка, а ещё одна работа Семёна Шойхета (цирк и ДК ЖД в Кишинёве) 1970-х годов. Тут впечатляет не столько само здания, сколько сюжеты - я почти влюбился в эту незакомплексованную колхозницу:

Уж не знаю, с праздником это связано или нет, но Орхей мне показался очень опрятным. Вообще, среди виденных мной молдавских городков он едва ли не самый уютный - Бельцы слишком индустриальны, Сорока слишком цыганская, а в других городах маловато старины:

От ДК я вышел на площадь Василия Лупу с типовым зданием примэрии. Румынский дом в левой части кадра - на вводном кадре, только с другой стороны. На стене примэрии справа - изображения собора в монастыре Курки близ Орхея, куда я опять же не успел:

Памятник Лупу, между прочим, поставлен в 1936 году - к 300-летию города, и изначально стоял на том самом постаменте у Дмитриевской церкви. Эта площадь была застроена лишь при Советах, перед примэрией стоял, само собой, Ленин - на его место господаря перенесли в 2000 году. Но вообще, Молдавия - едва ли не единственная страна из присоединённых накануне войны, где советская власть не стала уничтожать некоторые памятники эпохи "буржуазной свободы" - Стефан Великий (1928) в Кишинёве, Василий Лупу здесь... Впрочем, это ведь были герои давно минувших дней, к тому же построившие прекрасные отношения с Россией.

Василий Лупу, в отличие от Стефана Великого и Петра Рареша, в Бессарабии оставил очень мало следов. Но его правление в 1634-53 годах было последним "островком" стабильности в бесконечной чехорде господарей, державшихся на престоле максимум несколько лет с опорой на иноземных покровителей. При Волке активно строились Яссы, ставшие столицей ещё в 1574 году, он пытался подчинить себе Валахию и Трансильванию, с Россией вёл торговлю и тайные переговоры о союзе против турок, а вот с украинскими казаками Лупу не дружил, открыто поддерживал Польшу (хотя в армии Хмельницкого сражались молдаване-добровольцы), за что в итоге и был бит союзом казаков и татар, после которого заключил с Хмельницким мир с даже выдал свою дочь Росканду за его сына Тимофея. Бояре и воеводы, дружившие с польской шляхтой, тут же подсуетились и при помощи Валахии и Трансильвании организовали заговор, которым правление Лупу и оборвалось. "Бояре-сволочи" для Молдовы вообще всегда было актуальнее, чем для России - страна несколько веков жила в непрерывной делёжке власти, а ведь даже несколько сильных господарей подряд могли бы сделать её главной державой Балкан.

Площадь Лупу пересекает и улица Лупу, главная в Орхее - собственно, город вытянут вдоль неё на 7 километров, в ширину же в среднем меньше километра. Я, однако, для начала свернул на улочку за домом с вводного кадра. Люди после дня города ждут маршруток на окраины и в сёла:

Оргеевские дворики:

Та же улица парой крутых зигзагов спускается вниз, в глубокую ложбину какого-то ручья, скорее всего текущего в Реут из Оргеевского озера - оно небольшое и прилегает к спальным районам. На горе - винзавод "Шато Варталей", а за ним можно было бы дойти к старообрядческой церкви (отсюда не видна):

Котельная с толстенной трубой и то ли румынским, то ли даже дореволюционным корпусом:

А вот медицинский колледж уже точно румынской эпохи - типовой проект школы, такие мне попадались несколько раз:

Описав круг, я вышел с другой стороны от площади Лупу на одну из боковых улочек. Уездный Орхей тянется где-то на километр от площади до Дмитриевской церкви, и в основном его архитектура сосредоточена выше улицы Василия Лупу. Из 7 уездных городов Бессарабии (Аккерман, Бельцы, Бендеры, Измаил, Сорока, Хотин) Оргеев сто лет назад был самым маленьким (12 тыс. жителей), но при этом выглядит куда внушительнее, чем уездные районы или , а главное - гораздо целостнее. Причём "на глаз" где-то 2/3 его застройки - царского времени, остальное - румынского:

И да, на улицах действительно было настолько пустынно - однако где все оргеевцы находились в это время, я уже показал. Правда, по этим улочкам с громкими воплями носилась компания школьников лет 13-14, и честно говоря меня их присутствие напрягало - редкий случай в Молдове, вообще-то страна совсем не гоповая.

Одна из двух улиц, на которых стоит этот райончик, проходит прямо по задворка улицы Лупу. Вот, скажем, гостиница - а не румынская ли она, часом? Фасад-то 100%-советский, я его даже фотографировать не стал, но вот со двора - напоминает межвоенный функционализм:

Или вот апсида ныне православного храма, подозрительно похожего на бывшую кирху:

С юга же обе уездные улицы замыкает костёл (1902-04), пожалуй самый большой и красивый в насквозь православной Молдове:

Бессарабия, как часть Новороссии, в 19 веке была исключительно многонациональна - тут жили и немцы, и поляки, и болгары, и греки, позванные правительством царской России - кто-то на плодородные земли, кто-то - подальше от турецкого ига. Тем не менее, костёлы для Молдовы не типичны, и конкретно этот - заслуга здешних бояр польского происхождения, четы Григория Долино-Добровольского и Чезарины Бокарской - по фамильной легенде, которую мне Александр Деордица, первый построил церковь в селе Бравичены, вторая - костёл в Оргееве.

Рядышком ещё одна церковь - а ведь вполне могла быть болгарской или греческой:

Так я снова вышел на улицу Лупу, примерно в квартале от Дмитриевской церкви, и пошёл обратно в сторону площади. Застройка улицы в основном довольно унылая. Уже упомянутая бывшая кирха (?) глядит на неё фасадом - и вот кирхе в уездном городке как раз можно не удивляться, в Молдове немало и экс-немецких сёл:

Снова пересёк площадь Лупу. В основном центр Орхея застроен вот такими вот сталинками-малоэтажками, очень характерными для Молдовы:

Хотя в целом уездный Оргеев гораздо обширнее тех двух улиц - но почему-то за их пределами не образует единой ткани - лишь россыпь отдельных домиков в советской застройке. За площадью Лупу почти в ряд стоят три памятника. Перый - жертвам репрессий (для Молдовы самый чёрный год - 1949, когда отсюда было депортировано как минимум 35 тысяч человек, ну а в публицистике и спорах цифры варьируются вплоть до величин с шестью нулями):

Следующий - жертвам Чернобыля. Крест на атоме впечатляет:

И наконец - героям Великой Отечественной:

Самым дальним пунктом по улице Лупу стала действующая синагога характерной для Бессарабии архитектуры:

Неподалёку ещё один дом - я гадал, румынский или современный, и оказалось, всё-таки новодел. Но очень неплохой:

По параллельной улице ниже улицы Лупу я стал возвращаться на автовокзал:

Последний в Оргееве кадр я снял около дома культуры:

А меньше, чем через час вернулся в Кишинёв. В общем, запомнился мне этот городок - пренебергать им в путешествиях по Молдавии явно не стоит.
В следующих двух частях - о Старом Орхее. Я туда ездил в другой день, да и добираться из Кишинёва легче, чем отсюда.

По данным переписи 2004 года, в Орхее проживают 25 641 человек: 46,56 % — мужчины, 53,44 % — женщины. Этнический состав: 89,17 % — молдаване, 3,59 % — украинцы, 5,45 % — русские, 0,12 % — гагаузы, 0,18 % — болгары, 0,07 % — поляки, 0,14 % — евреи, 0,59 % — цыгане, 0,67 % — представители других национальностей. В Орхеe зарегистрировано 8715 домашних хозяйств, на каждое из которых в среднем приходится 2,9 человека.

[вверх] История

Первые упоминания об Орхеe датируются последней третью XV века и относятся к пыркалабу (главе администрации) крепости Орхей, располагавшейся 18 километрами ниже по течению Реута от нынешнего города. Исследователи по-разному пытались трактовать топоним «Орхей». По одной версии, он происходит от венгерского слова «вар» — «город». Согласно другой гипотезе, «Орхей» — местный термин, обозначавший место для хозяйства, двора. Есть и те, кто считает, что название города восходит к татарскому слову «орга», обозначавшему резиденцию хана.

У Орхея древняя и богатая история. Первоначально селение размещалось в другом месте, которое спустя несколько веков жители покинули. Население ушло из старого поселения на Реуте и основало новое с тем же названием. Старый город, покинутый в первых десятилетиях XVI века, ныне называется Старым Орхеем, а новый населенный пункт, возникший в середине XVI века, именуют Орхеем. Старый город стал обычным селом, которое исчезло в начале XVIII века.

Археологи открыли в Старом Орхее древнюю крепость XII-XIII веков, возведенную из дерева и земли. Она была разрушена в ходе татаро-монгольского нашествия 1241-1242 годов. На том же месте около 1330 года татаро-монголы построили укрепления и даже создали город восточного типа под названием Шехр аль-Джедид (в переводе — Новый город). В 1369 году татаро-монголы были изгнаны из Пруто-Днестровского междуречья, а местное население заняло город, получивший название Орхей. Расширение территории Молдавского княжества за счет пространства между Прутом и Днестром благоприятствовало развитию Старого Орхея, который стал центром ремесленного производства и товарообмена. Политическая стабильность в годы правления Александра Доброго (1400-1432) способствовала преобразованию Старого Орхея в торговое поселение.

Свидетельством тому служит множество молдавских и зарубежных монет времен Александра Доброго, найденных археологами в Старом Орхее.

Каменная крепость, возведенная татаро-монголами, хоть и была повреждена, но продолжала служить молдаванам в качестве оборонительного центра. В период княжения Штефана Великого (1457-1504) цитадель была реконструирована и превращена в резиденцию пыркалабов. В документе от 1 апреля 1470 года упоминается пыркалаб крепости Орхей, выполнявший и административные функции в цинуте. Построив земляные и деревянные фортификации в Старом Орхее, Штефан Великий стремился укрепить оборонительную систему Молдовы, защитить княжество от набегов татар. На важность, которую придавал Старому Орхею господарь, указывает то обстоятельство, что пыркалабами туда воевода назначал верных себе бояр. Это Раду Гангур, Галеш, Влайку, Грозя Микотич, Иванко и Алекса.

На протяжении XV-XVI веков внутри фортификаций в Старом Орхее размещались дворец пыркалаба и дома некоторых горожан. В 1499 году в результате набега татар торг и крепость Старый Орхей были разорены. И хотя цитадель осталась в руках молдаван, ее оборонительным качествам был нанесен серьезный урон. Новое вторжение татар в 1513 году нанесло очередной удар по крепости. Набеги татар продолжались и в следующие годы, причиняя огромный ущерб крепости, торгу и всему цинуту. Поход турецкого султана Сулеймана Великолепного летом 1538 года в Молдову повлек плачевные последствия для крепости Старый Орхей и цинута. Более того, существовала реальная возможность превращения Старого Орхея в турецко-татарскую крепость с целью укрепления позиций Османской империи в этом регионе.

Разрушения, причиненные в ходе ряда набегов после 1499 года, по всей видимости, побудили жителей города переселиться на новое место. Переход стал происходить активнее после 1530-1540 годов. Новое поселение (его принято именовать уже Оргеевом) возникло в 18 км выше по течению Реута. Старый Орхей был окончательно покинут. Начиная с 50-60-х годов XVI века источники говорят уже о новом торге, который стал административным центром Оргеевского цинута.

Точные данные о городе Орхее появляются во времена правления Александра Лэпушняну — с 1554 года, когда начала взводиться дамба на слиянии рек Кула и Реут, позволившая создать озеро. О нем писал и Дмитрий Кантемир : «Оргеевский округ. Он называется так по имени Орхея, что на реке Реут, города не особенно большого, однако довольно красивого и изобилующего всем, что потребно для жизни человека. Обильную пищу дает Оргеевское озеро, расположенное недалеко от города к востоку, и прекрасный остров на нем». Перепись 1591 года зарегистрировала в Оргеевском цинуте 2657 бедняков, 380 куртян (служилых людей) и 226 немешей (дворян).

С 1559 года Орхей фигурирует в официальных документах как торг. Поселение стало развиваться, превратившись в региональный торговый центр. Среди владельцев появлявшихся лавок был тогдашний оргеевский пыркалаб Никоарэ Донич. Он в 1607 году подарил монастырю Секу «несколько домов со всеми местами и лавки с товаром, что находятся посреди Оргеевского торга и построены нами и на наши деньги».

Период экономического расцвета города пришелся на время правления Василия Лупу, который провел очистку озера, строил мосты, обустроил ряд улиц, основал под Орхеем слободу, доход из которой полагался господарю. Василий Лупу инициировал возведение собора Св. Димитрия — одного из 15 учрежденных им храмов и монастырей. Павел Алеппский, проезжавший через Орхей в 1653 году, в своих путевых заметках писал: «Дома построены из камня и дерева, а дороги мощены досками, как в Яссах».

Оргеевские пыркалабы играли важную роль в военно-политической жизни Молдовы, сосредоточив в своих руках оборонные и административные функции. Среди них выделяются пыркалабы из династии Данчул-Дурак — представители этого рода становились руководителями Оргеевской крепости и Оргеевского цинута в XVI-XVIII веках. В 1671 году вспыхнуло крупное восстание против господаря Георгия Дуки, который ввел тяжелые подати и утвердил на важные государственные должности безразличных сановников в ущерб интересам боярства и прослойки служилых людей. Большие масштабы движение приобрело в Сорокском, Оргеевском и Лэпушненском цинутах. Возглавили восстание великий сердар (военный предводитель) Орхея Михалча Хынку, бывший великий сердар Апостол Дурак и бывший клучер (боярский чин) Константин. В 1672 году повстанцы дошли до Ясс, вынудив воеводу бежать, однако тот при поддержке турецко-татарского войска сумел затем разбить их. Предводители восстания бежали в Польшу. Михалча Хынку при других господарях вернулся на родину, а вот Апостол Дурак оставался в Польше до конца жизни.

Начало переводу города в частную собственность было положено в 1761 году, когда воевода Скарлат Григоре Гика взамен нескольких домов в Яссах подарил стольнику Константину Рышкану часть господарского домена в Орхее. В 1807 году город уже целиком был во владении Костаке Балша. Позднее Орхей перешл в руки статского советника Александра Гики.

В 1833 году Орхей получил статус уездного города. Старое поселение расширилось на север и запад, в сторону транзитных путей на Резину, Бельцы и Сороки. Росла численность населения, развивалось ремесленное производство. Однако с экономической точки зрения Орхей уже не мог конкурировать с такими торгово-промышленными центрами, как , Бельцы и Бендеры. В 1907 году в Орхее открылась 4-классная женская гимназия, в 1910-м преобразованная в 7-классный лицей.

До 1947 года Орхей оставался центром уезда, в который входили Бравичский, Киперченский, Криулянский, Распопенский, Резинский, Сусленский и Теленештский районы. В ходе административной реформы 1947 года уезды были расформированы, Орхей становится райцентром. В советское время развивалась экономика города, были введены в строй промышленные, перерабатывающие предприятия, объекты соцкультбыта и пр.

В 1998 году Орхей стал центром одноименного уезда. С возвращением к районам 2001 году городу вновь присвоен статус районного центра.

[вверх] Исторические памятники

Орхей — город с богатыми традициями и ценностями. В нем насчитывается 63 исторических, мемориальных, архитектурных монументов, памятников искусства, в том числе 14 национального значения и 49 местного.

Название музейного комплекса Старый Орхей происходит от названия средневекового города Орхей, существовавшего в XV-XVI веках. Название Старый Орхей появилось после ухода населения города на другое место. Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических и природных памятников, уникальных ландшафтов, располагающихся на высоких скалистых мысах, которые образованы меандрами реки Реут между селами Требужены и Бутучены. Археологические исследования в Старом Орхее начались в 1947 году. Особую научную и музейную ценность имеют гетская и средневековая молдавская крепости, баня, постоялый двор, церковь, а также малые и большие пещеры, образовавшиеся в скалистых массивах на берегах Реута.

В состав Старого Орхея входят два гигантских скальных мыса: Пештере и Бутучень. Оригинальность пейзажу придает русло Реута, которое имеет форму каньона, пролегающего в известняковых слоях древнего Сарматского моря (14 млн лет назад). Первый скальный комплекс, располагающийся на северной окраине пещерного ряда, в 20-30 м над рекой, — это монастырь Босие. Он представляет собой древнюю систему скальных галерей, выстроенных в несколько рядов. В нем есть скальная церковь, имеющая алтарь, наос, а также просторные кельи.

Второй пещерный комплекс размещается на высоте 30-60 м над уровнем реки, к западу от монастыря Босие, под основанием гето-дакийского городища. Охватывает примерно 30 пещер, выстроенных в массиве известняка в несколько горизонтальных рядов на участке в 250 м. В некоторые пещеры не взобраться без специального оснащения. На стенах келий высечены различные знаки, которые сходны с символами, характерными для раннего Средневековья.

Третий скальный комплекс — монастырь Пештере. Расположен в 60 м над уровнем Реута и как бы продолжает другие галереи скальных камер (ок. 50 м западнее). Монастырь состоит из церкви с алтарем, наосом, пронаосом и притвором, группы келий, коридора со ступенями, ведущим к Реуту, и туннелем, вырубленном в скале в 1820 году со стороны села Бутучены. Над входом в туннель возвышается колокольня (1890), около нее и над церковью, на краю мыса установлен массивный крест, датирующийся XVIII веком.

Оргеевский Музей истории и этнографии обладает богатой коллекцией экспонатов, проливающих свет на историю города, занятия его жителей, биографии известных личностей, родившихся или работавших здесь: почвоведа Николая Димо (1873-1959), поэта Юрия Баржанского (1922-1976), исполнительницу народной музыки Тамары Чебан, писателя Онисифора Гибу, трудившегося в оргеевском лицее в межвоенный период. Музей находится в здании, отнесенном к историческому наследию города.

Собор Св. Димитрия основан господарем Василием Лупу, был построен до 1638-1639 годов на возвышенности в юго-восточной части страны. Церковь состоит из трех частей, над каждой из которых возвышается сферический купол. Башня-колокольня возводилась одновременно со зданием. Ее внутренние помещения обозреваемы снаружи за счет арок, опирающихся на столбы. Мемориальная табличка с элементами скульптуры, установленная над порталом, ведущим в пронаос, отражает эпизоды жизни основателей храма. В церкви Св. Димитрия были проведены неавторизованные работы по замене старых деревянных оконных рам на металлопластиковые, в результате чего был сбита старая штукатурка на основе известнякового раствора, взамен был использован цементный раствор.

Рядом с собором Св. Димитрия установлен памятник господарю Василию Лупу (скульптор Оскар Хан, 1932), с чьим именем связаны многие важные перемены в развитии города. Поначалу бронзовая статуя находилась в центре города, но в 1972 году ее перенесли к церкви.

Церковь Святителя Николая была сооружена в первой половине XIX века, а перестроена в конце того же столетия. Архитектура храма вписывается в традицию русской церковной эклектики.

Историческими памятниками являются и старообрядческая церковь Казанской иконы Божьей Матери , возведенная в середине XIX века, и храм Всех Святых , основанный в конце XIX века. Небольшой костел появился в 1904-1915 годах усилиями местной польской общины. В Оргееве также сохранились такие памятники архитектуры и истории, как бывшая женская гимназия, уездное земское собрание (с парком), множество жилых домов, офисы банков XIX-XX веков.

[вверх] Природные ресурсы

Орхей расположен в местности с весьма разнообразными ландшафтами. Город занимает территорию площадью 2047 га. Площадь сельхозугодий за городской чертой — 218 га, карьеру Иванос отведено 54 га. Реки Реут и Иванос относятся к бассейну Днестра. Питание этих рек — снеговое, дождевое и грунтовое.

Близ Орхея размешается одна из самых богатых лесных зон — Кодры. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах этого региона, поставляют ценное сырье для народных ремесел. Это также прекраснейшее место для отдыха, туризма и охоты. Площадь зеленых насаждений в черте города составляет 184 га (9,1 % от общей площади), из них 70 % — леса.

Фауна в регионе представлена дикими кабанами, барсуками, ласками, лисицами, куницами, косулями, зайцы и пр. Из грызунов встречаются белки, сурки и другие виды. Из пернатых здешние места населяют дрозды, горлицы, сойки, зяблики, перепелки, цапли, аисты, дикие гуси и утки и др. В водоемах водятся карп, лещ, судак, белуга и пр.

Орхей располагает залежами глины и камня. Есть территории, занятые открытыми карьерами по добыче гравия, гальки, земли с избыточным содержанием влаги, солончаки, участки, подверженные эрозии и оползням.

Экономика

Экономический потенциал города формируют промышленные, торговые, транспортные, телекоммуникационные предприятия, экономические агенты, работающие в сфере услуг. Промышленный сектор специализируется на производстве продуктов питания, соков, консервов, молочной продукции, хлебобулочных изделий, сигарет, алкогольных и прохладительных напитков, бытовых товаров, галантереи, обуви. Это такие предприятия, как АО «Orhei-Vit», АО «Fabrica de pîine», АО «Gabini», Табачная фабрика, ООО «Orlact», АО «Galanta». Они обеспечивают качественной продукцией и внутренний, и внешний рынки.

В Оргеевском районе выпускается широкий ассортимент вин. Винодельческую промышленность представляют пять заводов: АО «Orhei Vin», АО «Marvin», АО «Vinul Codrilor», АО «Pivnițele Brănești» и ООО «Chateau Vartely», экспортирующие свою продукцию в Германию, Италию, Францию, Турцию, Израиль, Великобританию, страны СНГ и др.

В городе динамично развиваются предприятия сферы торговли и оказания услуг.

[вверх] Социальная сфера

Городская образовательная система охватывает 7 дошкольных учреждений, 4 гимназии, теоретические лицеи им. И. Л. Караджиале и О. Гибу, профтехучилище, художественную и музыкальную школы, школу-интернат, спортшколу, медицинский и педагогический колледжи. В культурной сфере осуществляют деятельность два дома культуры, 7 библиотек, 9 любительских художественных коллективов.

Оргеевский Музей истории и этнографии обладает богатой коллекцией экспонатов, проливающих свет на историю города, занятия его жителей, биографии известных личностей, родившихся или работавших здесь: почвоведа Николая Димо (1873-1959), поэта Юрия Баржанского (1922-1976), исполнительницу народной музыки Тамары Чебан, писателя Онисифора Гибу, трудившегося в оргеевском лицее в межвоенный период, и др.

[вверх] Туристичиские маршруты

Одним из известнейших в Молдове является туристический маршрут — Иванча — Старый Орхей — Крикова — Кишинева (120 км). В числе наиболее привлекательных для туристов пунктов на этом пути — музейный комплекс Старый Орхей. Участок маршрута от Кишинева до Иванчи проходит через зону, где очень богаты традиции виноделия. Населенные пункты этой области Крикова и Магдачешты обрели известность благодаря своим замечательным винам. В 10 км от села Пересечина располагается село Донич — бывшее имение бояр Донич и дом-музей классика молдавской литературы, баснописца Александра Донича. Затем мы оказываемся в селе Иванча, находящемся в живописнейшем месте на опушке леса и у берега реки. Там можно посетить Музей народных ремесел, в экспозициях которого представлены все традиционные занятия народных мастеров Молдовы.

В нескольких километрах от Иванчи — село Бранешты, славящееся своими каменщиками. Дома, ворота, дымоходы здесь украшены цветами и колоннами из камня, созданными с удивительным мастерством. Следующие пункт остановки — долина реки Реут, где находятся руины трех городищ: гето-дакйиского, татарского Шехр-аль-Джедид и молдавского средневекового. В отвесных берегах Реута высечен православный скальный монастырь. В селе Бутучены есть старый крестьянский двор XIX века, превращенный в музей. Туристический маршрут затем пролегает по Реуту до реки Днестр, Дубоссарского водохранилища и ГЭС. На обратном пути в для туристов будет организован привал в подземном городе в Криково, чьи винные подвалы — одни из самых больших в мире.

Эта территория заселена с давних времен. На этом месте было основано и разрушено много городов. Первый город, который был основан здесь, назывался Орхей, что означает «укрепление». В начале XIV века Золотая Орда завоевала эту территорию и на месте Орхея вырос город в восточном стиле под названием Шехр аль-Джедид, что означает «Новый Город». В середине XIV века этот город исчезает и на этом месте появляется новый город с названием Орхей. В середине XVI века жители Орхея переселились на 18 км севернее. Позднее они основали на новом месте город с названием Орхей. Археологический заповедник носит название средневекового города, расположенного в этом месте, но его уже называют Старый Орхей.

Раскопки на территории Старого Орхея ведутся с 1940-х годов. В 1968 году был образован музейный комплекс «Старый Орхей». На территории музейного комплекса расположены села Требужены, Бутучены, Моровая.

Старый Орхей сегодня

Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических памятников и природных ландшафтов. Он состоит из нескольких крутых скал. Центральная скала называется Пештере. Название происходит от многочисленных пещер, высеченных в ней («Пештере» переводится с румынского языка как «пещеры»). Скала «Бутучень» очень удачно дополняет Старый Орхей. Вместе со скалой Пештере они образуют комплекс, гармоничный со всех точек зрения. Скала Бутучень интересна и с геологической точки зрения, и с точки зрения уникальности пейзажа. Великолепный вид и следы исчезнувших городов потрясают каждого посетителя.

Старый Орхей знаменит своими скальными монастырями. Данная территория была идеальной для монашества в раннем христианском обществе. Она была изолирована от внешнего мира. В те времена, когда христиане пришли на эту землю, возможно, что в скалах уже были пещеры, высеченные доисторическими племенами, жившими на этой территории. Скорее всего, христиане использовали существующие пещеры. Они «вторгались в камень», чтобы «стать скалой». Христианская жизнь в скалах Старого Орхея стала священной и вечной. В средние века распространение монашеской жизни заставило монахов углубиться в скалы. Они расширяли существующие пещеры и высекали новые. Некоторые пещеры хорошо сохранились до нашего времени. А некоторые были повреждены или вовсе разрешены, в основном землетрясениями, которые часты в этом регионе. Исследования показывают, что десятки монастырей обрушились в воды реки Реут, однако много комплексов до сих пор в хорошем состоянии.

На территории Старого Орхея были найдены предметы, относящиеся ко всем периодам существования памятника. Мусульманскую изразцовую плитку, гончарные предметы, ювелирные украшения, статуэтки. Теперь они в расположены музее.

В Старом Орхее есть несколько исторических конструкции, которые привлекают внимание и ученых, и обычных людей. Самым старым укрепленным сооружением в Старом Орхее является Гетская крепость. Она расположена на Бутученской скале. Крепость имеет овальную форму, которая ориентирована с востока на запад. Крепость сообщается с окружающим миром узкой тропой, которую легко заблокировать в случае необходимости, поэтому местность была идеальной для сооружения крепости. В конце III века до нашей эры жители покинули крепость из-за нашествий германских племен и бастарнов.

Другим сооружением, которое привлекает интерес, является Средневековая крепость. Она была построена, когда Золотая Орда завоевала данную местность. Город, который здесь существовал был разрушен и на его месте вырос новый город под название Шехр аль-Джедид. Деревянная крепость была снесена и была построена новая каменная крепость. В этой крепости было построено большое здание. В нем было 2 комнаты разных размеров и подземная гробница. Здание было сопровождено внутренним двориком. После того как город был освобожден от Золотой Орды, это здание стало местом жительства магистрата Оргеевского района. В те времена внутренний дворик стал атрибутом молдавских домов. Гробница была переделана в подвал и с тех пор подвалы тоже стали атрибутом молдавских домов. Это здание сгорело. Возможно это случилось в 1510 году, когда татары подожгли весь город.

В Старом Орхее есть два скальных монастыря, которые можно посетить сегодня. Вырубленные в скале кельи монахов, церкви, каменные кресты над ними производят потрясающее впечатление. Здесь находятся великолепные иконы и алтари из дерева работы молдавских мастеров. Потолки у помещений очень низкие, только-только в человеческий рост.

В городе, основанном Золотой Ордой, были построены 3 бани (их называли feredeu). Они были расположены в разных частях города. Это были общественные места, в которых можно было искупаться. Все бани были сделаны в восточном стиле. Фундамент одной бани сохранился до сегодняшних дней. Здание было прямоугольной формы. В бане было 2 отделения: для мужчин и для женщин. Также была специальная комната для отдыха, в которой находился каменный стол и стулья. Здание было оборудовано центральным отоплением. Теплый воздух циркулировал в пустотах под каменным полом и пол нагревался. В этом городе был также построен караван-сарай (khan). Он был прямоугольной формы. В караван-сарае был двориком и в нем также было маленькое здание с двумя воротами: одно для въезда, другое для выезда. Комнаты для клиентов и для их лошадей были расположены вдоль внутренних стен. Подобный караван-сарай сохранился до сегодняшний дней в Бухаресте.

К юго-востоку от караван-сарая был найден фундамент церкви. В этой церкви была святыня, неф и предместье нефа длинной 18 метров. Эта церковь особенная. Предместье нефа в ней шире, чем обычно и оно отделено от нефа каменной стеной. Также на западной стене было 4 угла, которые также отличают церковь от остальных.

Туристам

Тем, кто посещает Старый Орхей на автобусе в рамках поездки, организованной турфирмой, показывают только достопримечательности села Бутучены и соседний с ним пещерный храм, однако не демонстрируют фрагменты каменной крепости и татарского поселения, а также защитные сооружения гето-даков. На территории заповедника имеется этнографический музей, ресторан и гостиница.

По выходным дням, особенно в хорошую погоду, Старый Орхей наполняется приезжими, как на личных машинах, так и на туристических автобусах. Учтите это, если хотите насладиться атмосферой старины без лишней толчеи.