О городе балаклаве. Загадочная балаклава Город балаклава всегда со времени основания служил

В 60-е годы I века н. э. (между 63 и 66) римские легионы под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана разгромили тавро-скифское войско, осадившее Херсонес. Вскоре после этого римские гарнизоны были введены в Херсонес, а на мысе Ай-Тодор была возведена крепость Харакс , военный лагерь появился и в бухте Сюмболон. Именно с этого времени начинается датировка найденных на территории Балаклавы монет, херсонесских и римских. Также было обнаружено несколько римских построек - одноэтажное девятикомнатное здание (так называемый «казенный дом»), которое было крыто черепицей с клеймами легинов, а также храм, посвященный Юпитеру Долихену.

После того как в середние 240-х годов римские войска покидают Крым, город не опустевает, греческий поселок оставался там до 370-х годов, когда был разрушен нашествием гуннов. Однако уже в начале VII века здесь фиксируется греческий поселок Ямболи, в 702 году здесь скрывался император Юстиниан II , бежавший из Херсонеса. Название Ямболи является искажением первоначального Сюмболон .

Генуэзская колония

В начале XIII века Ямболи включается в территорию княжества Феодоро . Но уже в 1345 году Ямболи захватили генуэзцы, которые, однако, недолго удерживали город, поскольку были выбиты оттуда татарскими войсками. Тем не менее в 1357 году колония опять оказалась в руках Генуи : именно этим годом датируется начало строительства крепости Чембало (Cembalo) - так итальянцы переняли название Ямболи . В 1380 году золотоордынский хан Тохтамыш , стремящийся заручиться поддержкой генуэзцев, передал им во владение все южное побережье Крыма - от Алушты до Балаклавы; эта территория получила название капитанство Готия .

Вид на крепость Чембало. Открытка начала XX века

После эпидемии чумы 1429 и засухи 1428-1430 годов греческое население Чембало осенью 1433 года подняло против генуэзского правления восстание, во время которого княжество Феодоро при поддержке первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая захватило город. Итальянский историк XVI века Умберто Фольета писал об этом событии:

«В этом году греки жители Чембало города Таврического Херсонеса составили заговор против генуэзских правителей города, взявшись внезапно за оружие, и, изгнав генуэзцев, они передали город какому-то греку Алексею, правителю Федоро…»

В нынешнем во 7134-м году в осень ходили на море донских казаков тысечи з две, да с ними же де на море пристали в 300 стругах з 10 000 запороских черкас. И те де, государь, донские казаки и запороские черкасы ходили морем в судех войною под турские городы и взяли турских 3 города поморских: Трапизон, а иным городом имян не упомнят [Балаклава и Кафа]. И тех де донских казаков на море турские люди, пришед на катаргах, побили с 500 человек лутчих людей, да запороских черкас побили с 800 человек. И с моря де, государь, донские достальные казаки пришли на Дон к себе в городки. Да после де, государь, их вскоре пришли и на Дон з казаком с моря ж запороских черкас с 500 человек и зазимовали у казаков на Дону.

Английский лагерь у Балаклавы. 1855

Набережная Балаклавы. 1856

Крымская война

13 (25) октября в долине к северу от Балаклавы произошло так называемое Балаклавское сражение : русская армия стремилась захватить английский лагерь и тем самым прекратить снабжение англичан. Место битвы впоследствии получило название Долина Смерти , в 1856 году англичанами там был установлен памятный знак и находится английское кладбище, которое в 1945 году после Ялтинской конференции посещал Уинстон Черчилль. (Подробнее о визите Черчилля см. .)

До окончания войны в Балаклаве базировались английская армия и флот. Англичане соорудили деревянную набережную (сейчас на этом месте находится набережная Назукина), также был проведен водопровод и построены шоссейные дороги. В деревне Кадыковка (сейчас является частью города) находились магазины, гостиницы и увеселительные заведения. Кроме того, в феврале-марте 1854 года англичанами была построена первая в Крыму Балаклавская железная дорога длиной 12,8 км, она соединяля Балаклавскую бухту и военное депо в районе Сапун-горы. После войны железная дорога была разобрана и продана туркам.

Дача графа Апраксина. Открытка начала XX века

Дача Мерецкой. Открытка начала XX века

Вид Новой набережной. Открытка начала XX века

Крымский курорт

В 1947-1955 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок - так называемый «Объект 825 ГТС ». Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Сейчас часть завода является музеем.

Поскольку завод являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытым городом.

Генуэзская крепость Чембало

Крепость была заложена на горе Кастрон, расположенной у восточного входа в бухту. На вершине утеса находился Город святого Николая - цитадель , окруженная с одной стороны обрывом, а с другой мощными стенами с восемью башнями, причем две башни стояли особняком и не были соединены со стенами. Внутри цитадели находился консульский замок-башня (предположительно около 15 м в высоту), массария (таможня) и церковь, которая, вероятно, служила успыпальницей знатных жителей. Консул избирался в Генуе сроком на год и являлся главной исполнительной и судебной власти города, он также вместе с кастеляном Замка святого Николая был начальником гарнизона, состоявшего из 40 арбалетчиков . Личной гвардией консула, по-видимому, были несколько татарских кавалеристов.

На склоне горы находился Город Святого Георгия , в котором жила большая часть горожан - ремесленники, торговцы, рыбаки. Нижний город был также окружен стенами с шестью башнями, а с юга был защищен ещё и обрывом. Внизу, под горой, в бухте, размещался порт и рынок.

В 1460-х годах укрепления Города святого Георгия были перестроены, а в юго-восточном углу была возвигнута цитадель с мощной башней-донжоном , которая находилась в одной из самых высоких точек, на вершине утеса, и на сегодняшний момент сохранился на полную высоту (около 20 м). Донжон имел три яруса: первый был занят цистерной с водой, второй этаж был жилым (там сохранились остатки камина), третий ярус занимал дозор, не исключено, что донжон также использовался как маяк. Вода в цистерну поступала по глиняному трубопроводу из источника Кефало-Вриси (греч. Κεφαλή Βρύση - голова [начало] источника), который находится в верху одноименной балки, на горе Спилия (греч. Σπήλια - пещера); источник до сих пор используется для водоснабжения Балаклавы. Такая же цистерна для сбора воды, вероятно, находилась в нижнем ярусе консульской башни.

С 2004 по 2007 годы на башне проводились реставрационные работы. В ночь с 16 на 17 июля 2008 часть башни-донжона обрушилась после сильного ливня. Имеется другое мнение по поводу обрушения части башни: «Башня простояла довольно долго и не могла обрушиться после ливня, какой-бы сильный он не был. В этом виноваты реставраторы, нарушившие структуру и целостность башни!»

Церковь Двенадцати апостолов

Храм Двенадцати апостолов

Кроме крепости, со времен генуэзского владычества в Балаклаве сохранилась церковь - сейчас храм Двенадцати апостолов (ул. Рубцова, 41). По одной из версий, она была построена в 1357 году , о чём гласит надпись на камне, обнаруженном под слоем штукатурки во время реставрации: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоно-де-Орто, консула и кастеляна». В 1794 году церковь была отреставрирована, также появился портик. Неизвестно, в чью честь был освящен храм изначально; по окончании Крымской войны церковь освятили в честь святого Николая . В советские времена в церкви был устроен дом пионеров, а затем клуб Осоавиахим . После передачи храма в 1990 году Церкви он был переосвящен в честь Двенадцати апостолов.

– уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна.

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции – о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

В VI веке до н.э началась греческая колонизация Крымского полуострова. В 528г. до н.э. на западе Гераклейского полуострова греки основали город Херсонес. Со времен основания Херсонеса становится известным греческое название Балаклавской бухты – Сюмболон Лимен («бухта символов» или «бухта предзнаменований»). Во II до нашей эры херсонеситы, истощенные постоянными войнами со скифами, был вынужден просить защиты у владыки Понтийского государства МитридатаVI Евпатора, целью жизни которого было создание Понтийской империи. В 110г. до н.э. в Крым была направлена понтийская армия под командованием полководца Диофанта, который в ходе нескольких кампаний разгромил скифов. Однако у Митридата был очень серьезный и сильный соперник – Рим, который в это же время вел завоевания на Балканах и в Малой Азии. С 89г. по 63 г. до н.э. продолжались «римско-понтийские войны» из которых Рим вышел победителем.

В начале новой эры в истории Балаклавы начался Римский период. Балаклавская земля в римскую эпоху была процветающим и мирным краем, однако это благополучное время длилось всего лишь столетие. В середине III веке начинается великое переселение народов, вызванное глобальным похолоданием. Римская империя впала в глубочайший кризис, в Крым хлынули полчища кочевых племен (самые известные –это готы и гунны). Крыму и Балаклаве, в том числе, необходим был новый союзник и покровитель.

Им стала Восточная римская империя (Византия), которая с начала VI века и вплоть до XIII века определяла судьбу Балаклавской земли. Причерноморская торговля до конца XII века безраздельно находилась в руках византийцев, что очень не устраивало их торговых конкурентов-венецианцев и генуэзцев.Они только и ждали подходящего случая, чтобы устранить византийцев. И случай этот представился – им оказался IV крестовый поход в Святую землю. Венецианский флот, перевозивший крестоносцев направился не к Святой земле, а к Константинополю. После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя (столицы Византии) в 1204 году, владения Византии в Крыму перешли под власть Трапезунда, а морская торговля перешла в руки венецианцев. Но их торговая монополия длилась только полвека. Греческое население Крыма и в частности Балаклавы покидало оскверненные католиками земли предков и переселялось под власть единоверных императоров - в Трапезунт и особенно в Никею.

В 1261 году генуэзцы (главные торговые конкуренты венецианцев) заключили военный союз с императором Никеи, который захватил Константинополь, изгнал оттуда «латинян» и восстановил Византию. Генуэзцы получили монопольное право торговать на Черном море.

В 1357 генуэзцы начали возводить крепость у Балаклавской бухты, которая получила название Чембало (искажение греческого слова Сюмболон).

Одной из первых построек, возведенных генуэзцами недалеко от Чембало является православный храм 12 апостолов, сохранившийся до наших дней.

Несмотря на то, что Чембало была важным форпостом Генуи в Крыму, ее положение не было прочным. В 1433 году бунт греческого населения Балаклавы против генуэзской колонизации поддержало княжество Феодоро. Почти год восставшие удерживали крепость и город в своих руках, и только в июне 1434г. шеститысячное войско генуэзцев,прибывшее на судах из Генуи сумело подавить восстание и вернуть Чембало.

В 1453 году под ударами Османской империи пала Византия. После 1453г. генуэзцы были вынуждены платить дань туркам и крымскому хану. Управление генуэзскими колониями в Крыму переходит Банку Святого Георгия. В 1475 году к берегам Крыма прибыла турецкая армада из почти 500 кораблей, с армией численность в 30 тысяч воинов. Крепость Чембало турки захватили без боя (ее гарнизон во главе с консулом предпочел «ударится в бега»). С этого момента в истории Балаклавы начинается турецкий период Балаклава получает новое имя «Балыклагы» , что означает «рыбное место, гнездо».

На короткое время летом 1625г. запорожские и донские казаки захватили Балаклаву, но вскоре поторпели поражение в бою с турецким флотом.

В 1771 году Чембало была сдана без боя армии кязя Долгорукова.

В XVIII веке Балаклавская бухта стала первым пристанищем российских кораблей,перебазировавшихся в Крым еще до официального присоединения его к России. Первым русским офицером, занявшимся укреплением Балаклавской бухты стал Федор Федорович Ушаков (в то время командир 16-ти пушечного корабля «Морея»)

В 1774г. подписав с Россией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Турция признала независимость Крыма, а в апреле 1783 года Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма к России.

В годы Крымской войны 1854-1855г. в Балаклаве располагались английские войска. Англичане построили в Балаклаве первую в Крыму железную дорогу. В городке появлялись магазины,гостиницы, увеселительные заведения. По обеим сторонам бухты сооружались пристани.

13(25) октября 1854 г. в Балаклавской долине произошло знаменитое сражение, получившее название Балаклавского, в ходе которого англичане потеряли большую часть легкой кавалерии, в которой служили отпрыски знатнейших фамилий Британии.

14 ноября 1854г на Черном море разразилась невиданной силы буря, которая потопила не менее 30 и нанесла сильные повреждения не менее 40 кораблей союзников и стала причиной возникновения легенды о «золоте Черного принца» и в последствии основании 17 декабря 1923 года Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Литературная известность Балаклавской земли началась с А.С.Пушкина. В сентябре 1820 г путешествие к древнему Георгиевскому монастырю оставит яркие воспоминания в душе поэта. Весьма популярна легенда о посещении Балаклавской земли осенью 1840г другим русским поэтом – М.Ю.Лермонтовым на шхуне «Юлия» в сопровождении француженкой возлюбленной Адель Оммер де Гель. В августе 1907 года Балаклаву посетила известная поэтесса Леся Украинка. Она поселилась в доме актрисы Соколовой. Здесь она прожила полтора месяца, продолжая, несмотря на болезнь (туберкулез), свою литературную деятельность.

Многие известнейшие писатели, такие как А.С.Грибоедов, А.Н.Островский, И.А.Бунин, А.Грин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Максим Горький бывали на Балаклавской земле, хотя не все посвящали ей свои творения. Первым литератором воспевшим Балаклаву был Александр Иванович Куприн, в своем цикле очерков «Листригоны» и рассказе «Светлана». Он прожил в Балаклаве с сентября 1904г. по 1 декабря 1905 года, пока не был выслан из Балаклавы за свой очерк «События в Севастополе».

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную девизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины.

Сегодня Балаклава становится популярным туристическим местом. Здесь можно совершить экскурсию по живописной бухте, поднятся к развалинам генуэзской крепости, полюбоваться белоснежными яхтами яхт-клуба «Золотой Символ» и отправиться на морскую прогулку к мысу Айя, Свято–Георгиевскому монастырю, гроту Дианы, посетить самые укромные бухточки Балаклавского побережья, спустится с аквалангом в глубины моря и просто искупаться и позагорать.

Однажды посетив Балаклаву, вы обязательно захотите сюда вернутся.

История и география Прежние названия Символон, Симболум, Ямболи, Чембало Средняя высота 10 м Часовой пояс UTC+3 Население Население ↗ 22 049 человек (2018 ) Национальности русские, украинцы Официальный язык крымско-татарский , украинский , русский Цифровые идентификаторы Телефонный код + 7 8692 Почтовый индекс 99000–99999 Код ОКТМО 67302000051 balaklava.crimea.ua Медиафайлы на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Балаклава 2018

    ✪ Балаклава (Севастополь). Отдых в Крыму 2016

    ✪ КРЫМ. БАЛАКЛАВА. ЗОЛОТОЙ ПЛЯЖ. ЦЕНЫ НА ПЛЯЖЕ. ЦЕНА КАТЕРА. КАПИТАН КРЫМ

    ✪ КРЫМ. Балаклава/Цены в ресторанах и на морские прогулки?

    ✪ Балаклава. Вся правда про Балаклаву.КАКАЯ ОНА СЕЙЧАС.ГОРОДСКОЙ ПЛЯЖ.Крым 2017.Отдых в Крыму.

    Субтитры

Происхождение слова

По одной из версий название города происходит из турецкого языка и переводится как «рыбный мешок»; по другой версии название происходит из крымскотатарского языка , на котором выражение «balıqlı ava» дословно означает «рыбная погода» . По версии О. Н. Трубачёва , топоним берёт своё начало из индоарийского языка древних тавров , где название города Παλάκιον (как считается, располагался на месте нынешней Балаклавы) звучало как *Palakia и означало "(Город,) принадлежащий царю Палаку ".

Современный топоним берет название от генуэзской крепости XIV-XVIII Чембало . После захвата в 1475 году турками крепость получила название Балык-юв («Рыбье гнездо»), в ней был размещён турецкий гарнизон, а позже здесь отбывали наказание провинившиеся перед султаном крымские ханы.

История

Античность

Вероятно, впервые Балаклава упоминается у Гомера как Ламос, город лестригонов (Одиссея , X, 80-132). Собственно сделать такое предположение позволяют следующие строки:

В гавань прекрасную там мы вошли. Её окружают
Скалы крутые с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.

<…> никогда не бывало в заливе

Волн ни высоких, ни малых, и ровно блестела поверхность.

Файл:Balaklava temple.gif

Компьютерная реконструкция древнеримского храма Юпитера Долихена в Балаклаве

В 60-е годы I века н. э. (между 63 и 66) римские легионы под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана разгромили тавро-скифское войско, осадившее Херсонес. Вскоре после этого римские гарнизоны были введены в Херсонес, а на мысе Ай-Тодор была возведена крепость Харакс , военный лагерь появился и в бухте Символо́н . Именно с этого времени начинается датировка найденных на территории Балаклавы монет, херсонесских и римских. Также было обнаружено несколько римских построек - одноэтажное девятикомнатное здание (так называемый «казенный дом»), которое было крыто черепицей с эмблемами легионов, а также храм, посвященный Юпитеру Долихену.

После того как в середине 240-х годов римские войска покидают Крым, город не пустеет, греческое население оставалось там до 370-х годов, когда Северное Причерноморье было разорено нашествием гуннов . Однако уже в начале VII века здесь фиксируется византийский поселок Ямбо́ли . В 704 году здесь скрывался император Юстиниан II , бежавший из Херсонеса. Название Ямболи является искажением латинского Симбо́лум .

Генуэзская колония

После эпидемии чумы 1429 и засухи 1428-1430 годов греческое население Чембало осенью 1433 года подняло против генуэзского правления восстание, во время которого княжество Феодоро захватило город. Итальянский историк XVI века Умберто Фольета писал об этом событии:

«В этом году греки жители Чембало города Таврического Херсонеса составили заговор против генуэзских правителей города, взявшись внезапно за оружие, и, изгнав генуэзцев, они передали город какому-то греку Алексею, правителю Федоро…»

В нынешнем во 7134-м году в осень ходили на море донских казаков тысечи з две, да с ними же де на море пристали в 300 стругах з 10 000 запороских черкас. И те де, государь, донские казаки и запороские черкасы ходили морем в судех войною под турские городы и взяли турских 3 города поморских: Трапизон, а иным городом имян не упомнят [Балаклава и Кафа]. И тех де донских казаков на море турские люди, пришед на катаргах, побили с 500 человек лутчих людей, да запороских черкас побили с 800 человек. И с моря де, государь, донские достальные казаки пришли на Дон к себе в городки. Да после де, государь, их вскоре пришли и на Дон з казаком с моря ж запороских черкас с 500 человек и зазимовали у казаков на Дону.

Крымская война

13 (25) октября в долине к северу от Балаклавы произошло так называемое Балаклавское сражение : русская армия стремилась захватить английский лагерь и тем самым прекратить снабжение англичан. Место битвы впоследствии получило название Долина Смерти , в 1856 году англичанами там был установлен памятный знак и находится английское кладбище, которое в 1945 году после Ялтинской конференции посещал Уинстон Черчилль. (Подробнее о визите Черчилля см. .)

До окончания войны в Балаклаве базировались английская армия и флот. Англичане соорудили деревянную набережную (сейчас на этом месте находится набережная Назукина), также был проведен водопровод и построены шоссейные дороги. В деревне Кадыковка (сейчас является частью города) находились магазины, гостиницы и увеселительные заведения. Кроме того, в феврале-марте 1855 года англичанами была построена первая в Крыму Балаклавская железная дорога длиной 12,8 км, она соединяла Балаклавскую бухту и военное депо в районе Сапун-горы. После войны железная дорога была разобрана и продана туркам.

Первая железная дорога

8 февраля 1855 года по инициативе частной английской фирмы «Пето, Брассей и компания» началось строительство первой в Крыму железной дороги для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ. 19 января 1855 года в Балаклаву из Англии прибыла первая партия рабочих с главным инженером Джеймсом Бэтти, оттуда же доставили 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 тонн досок и около 2000 тонн различного груза, включая подъемные краны, вагоны-платформы, вагонетки и даже машины для забивания свай. Строительство завершили за семь недель - к 26 марта 1855 года .

Железная дорога проходила вдоль западного берега Балаклавской бухты. Затем двойная колея шла до села Кады-Кой, поворачивала налево, огибая Французский холм, шла до перекрёстка грунтовых дорог, где сейчас 10-й километр Балаклавского шоссе, проходила мимо хутора генерала Бракера и доходила до Воронцовского шоссе (старая Ялтинская дорога). Традиционно считалось, что длина железной дороги составляла семь миль, то есть 11 километров. Но, по мнению английского инженера Брайена Кука вместе с ответвлениями железная дорога была в два раза протяженнее - около 14 миль (22,5 км).

Для ускорения перевозки грузов из Великобритании доставили паровозы, каждый из них имел название: «Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Чёрный бриллиант».

После окончания Крымской войны железную дорогу разобрали и продали турецкой компании. По одним сведениям, это сделали сами англичане, по другим, - русские.

Крымский курорт

В 1953-1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок - так называемый «Объект 825 ГТС », а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению шести видов ядерного оружия. Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трёх тысяч людей и обладал развёрнутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно могут войти до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности 5200 м². В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка, завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Сейчас часть завода является музеем.

Поскольку завод являлся секретным объектом, 10 мая 1957 года Балаклава была включена в состав Севастополя и потому утратила административный статус города, стала закрытой территорией . До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытым городом.

Генуэзская крепость Чембало

В советские времена в церкви был устроен дом пионеров, а затем клуб Осоавиахима . После передачи храма в 1990 году Церкви он был переосвящён во имя Двенадцати апостолов .

Население

Численность населения
1897 1926 1939 2014 2015 2016 2017
1215 ↗ 2182 ↗ 5148 ↗ 18 649 ↗ 18 955 ↗ 19 978 ↗ 21 073
2018
↗ 22 049

*В 1957-2014 годах бывший город Балаклава не учитывался статистикой как отдельный населённый пункт.

Численность населения Балаклавы по данным переписи населения по состоянию на 14 октября 2014 года составила 18 649 человек ; по оценке Севастопольстата на 1 января 2015 года - 18 955 человек , на 1 января 2016 года - 19 978 человек

Национальный состав населения (перепись 2014 года) :

национальность всего,
чел.
% от
указав-
ших
указали 17637 100,00 %
русские 14554 82,52 %
украинцы 2382 13,51 %
белорусы 152 0,86 %
татары 121 0,69 %
армяне 53 0,30 %
узбеки 44 0,25 %
чуваши 35 0,20 %
молдаване 30 0,17 %
грузины 26 0,15 %
крымские татары 25 0,14 %
мордва 21 0,12 %
болгары 21 0,12 %
осетины 20 0,11 %
другие 153 0,87 %
не указали 1012
всего 18649

В литературе

  • В рассказе А. И. Куприна «Листригоны» действие происходит в Балаклаве.

Примечания

  1. Согласно позиции России
  2. Данный населённый пункт расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины - Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  3. Согласно позиции Украины
  4. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (неопр.) . Дата обращения 25 июля 2018.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.

И расположен в 5 км на юго-запад от него, возле одноименной бухты. До 1957 года имел статус города. В письменных источниках впервые был упомянут в «Одиссее» Гомера. В разное время на берегах Балаклавской бухты жили греки, римляне, генуэзцы, турки и татары. Во время Крымской войны в городе находились лагеря английских войск и стоянка британского флота. После Ялтинской конференции, в 1945 году, Балаклаву посетил Черчилль.

Как курорт, город начал развиваться в 70е годы XIX века. Примерно тогда же в городе некоторое время проживали Леся Украинка и Александр Куприн. С 1926 по 1941 год в Балаклаву из Севастополя ходил трамвай. В 1957 году населенный пункт утратил статус города и вошел в состав Севастополя. Это произошло из-за начала строительства завода «ремонта и снаряжения подводных лодок» в толще скал Балаклавской бухты.

Сейчас Балаклава - небольшой курорт, привлекающий туристов отсутствием городской суеты, близостью диких пляжей и выгодным расположением.

Пляжи

В Балаклаве и ее окрестностях есть около трех десятков открытых для посещения пляжей. 3 из них входят в число 20 красивейших пляжей Крыма. Есть как хорошо оборудованные лежбища (Золотой, Серебряный, Яшмовый, Матросский), так и дикие (Автобат, Царский, мыс Лермонтова, мыс Броневой, Маяк, мыс Виноградный, Заповедник, Нудистский, Голый, Скалки).

Яшмовый пляж


Золотой пляж

Большинство пляжей - крупно и мелко галечные и только 2 - бетонно-гравийные (Городской и Матросский). На курорте совсем отсутствуют песчаные пляжи, удобные для отдыха с детьми. Но это частично компенсировано наличием детских площадок и горок на благоустроенных лежбищах.

Матроский пляж

В районе мысов Сарыч и Феолент много небольших бухточек с необорудованными небольшими пляжами, где можно порезвится или позагорать голышом. Большинство из них находятся в труднодоступных местах, в которые не всегда можно доехать на автомобиле или велосипеде. Лучше добираться до них на катерах-такси, которые швартуются у пирса набережной. В целом можно сказать, что пляжи Балаклавы - это идеальное место для отдыха одиночек, бездетных семей или больших компаний.

Мыс Феолент

Где поселится?

Поселится в Балаклаве можно в одной из нескольких гостиниц. Их номерной фонд включает 2-4х местные номера эконом-класса, номера класса люкс и VIP-апартаменты. Во всех отелях есть беспроводной интернет, горячая вода и возможность организации экскурсий по району и Севастополю. В части из них есть рестораны, конференц-залы, доступно бронирование номеров online.

Лучшим заведением размещения Балаклавы считается отель "KuprINN ". Также можно поселится в гостевых домах или снять комнату у домовладельцев частного сектора.

Где поесть?

В Балаклаве по официальным данным работает около двух десятков заведений общественного питания. Часть из них расположена недалеко от бухты или на плавсредствах, пришвартованных к набережной. В кафе и ресторанах можно попробовать блюда русской, крымскотатарской, итальянской и рыбной кухонь. Лучшим из них считается кафе «Избушка рыбака».

Достопримечательности

Самой посещаемой достопримечательностью курорта является Военно-морской музейный комплекс "Балаклава", который представляет собой комплекс подземных сооружений, предназначенных для ремонта и обслуживания подводных лодок. Он был построен в 1955-1961 годах по приказу Иосифа Сталина. До 1995 использовался по прямому назначению. В 2003 был превращен в музей. Сейчас открыт ежедневно с 10 до 18 часов.

У входа в бухту, на скале, возвышается генуэзская крепость Чембало. Она была построена в XIV веке. За свою долгую историю она захватывалась монголами, греками, турками, англичанами и немцами. Во времена Османской империи она была местом заточения провинившихся ханов. Во время Крымской войны ее обороняли от англичан солдаты греческого батальона. До сих пор сохранились несколько ее башен и часть стен.

Главный храм города - церковь 12 апостолов была построена в 1357 году. В 1794 и 1875 годах она реставрировалась и перестраивалась. Перед второй мировой войной в ней находился дом пионеров, а после ОСОАВИАХИМ. В 1990 году была вновь была передана церкви.

Достопримечательностей в Балаклаве немного, но их интересно увидеть и потрогать своими руками.

Где развлечься?

Из развлечений в Балаклаве доступны дайвинг, прогулки на катерах, внедорожниках, квадроциклах, морская рыбалка, поездки на морских такси на отдаленные пляжи.

Молодые пары могут снять на вечер яхту и посмотреть на закат в море, полюбоваться побережьем курорта и его окрестностей или посетить одну из живописных бухт, расположенных недалеко от поселка. Для любителей активного отдыха доступны конные и велопрогулки, полеты на парапланах и дельтапланах. Также можно отправится на экскурсию в Севастополь, Ялту, Судак и другие города и уголки Крыма.

На курорте работает несколько ночных клубов, в которых регулярно проводятся дискотеки, тематические вечеринки и шоу. За их пультами регулярно оказываются лучшие диджеи России и ближнего зарубежья. В каждом из клубов есть от 2 до 4 залов, в которых играет музыка самых разных стилей. Любое из заведений вмещает от 300 до 1000 человек. В ночных клубах Балаклавы можно потанцевать, выпить, покурить кальян и просто хорошо отдохнуть.

Погода

Климат в Балаклаве умеренный, близкий к средиземноморскому. Теплые потоки воздуха приходят с юга ранней весной. От холодных арктических ветров этот район защищен Крымскими горами. Весна на курорте ранняя. Потепление начинается уже в конце марта. Лето жаркое и сухое. Осень дождливая, но теплая, а зима мягкая. Самыми теплыми месяцами года являются июль и август, когда средняя температура составляет +21…23°C. Тогда же море у берегов района прогревается до +23…24°C. Самыми холодными месяцами являются январь и февраль со средней температурой в +3…4°C.

Как добраться?

От автовокзала Симферополя автобусы отправляются в Балаклаву с интервалом примерно в 3 часа летом и 4 часа зимой. Первый уходит примерно в 7.00 последний в 17.00. От небольших автостанций столицы Крыма прямые автобусы в Балаклаву не ходят.

Также в Балаклаву можно быстро доехать на такси.

Цены

Доехать до Балаклавы из Симферополя на автобусе можно за 120-140 рублей. За простой 1-2х местный номер в гостинице придется заплатить 800-1200 рублей в сутки, за 3-4х местный - 1000-1800 «деревянных», за 1-2 местный люкс 2500-4000 рублей, за 3-4х местный люкс 3500-5000.

В частном секторе койкоместо обойдется в 500-1000 рублей в сутки, в зависимости от комфортабельности дома. Средняя стоимость обеда в кафе или ресторане составит 800-1000 рублей, в зависимости от набора блюд и класса заведения.

Поехать на катер-такси на пляж можно за 300-600 рублей. Тур на рыбалку будет стоить 5000-7000р., романтическая прогулка на яхте - от 15000 до 45000.

Конная прогулка обойдется в 700-800 рублей за час. Прогулка на квадроциклах 500-1500 р. в час с человека. Экскурсия по Балаклаве или Севастополю будет стоить 500-800 рублей, по другим городам и уголкам Крыма - 800-2000.

Сходить в 1-2дневный пешеходный или велопоход можно за 400-1500 рублей. За вечер в ночном клубе придется выложить от 1000 до 5000 р.