Доу сценарии путешествие по заповедным местам байкала. Театрализованное представление «Ангара — дочь Байкала. Массовый танец «Опаньки»

Байкал — это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества.Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно - красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого, кто хотя бы раз побывал в этих чудных местах. Озеро Байкал расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Байкал - слово тюркское и происходит оно от «Бай куль», что означает «богатое озеро». А буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал-море».

Ученые до сих пор спорят о происхождении Байкала.С одной стороны, считается, что ему 25-35 млн. лет, с другой - озёра столько не живут из-за их заиления. В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

В городской библиотеке № 2 прошло мероприятие в форме экологического вестника «Грозы и грёзы Байкала», посвящённое уникальности природы Байкала, его неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Мероприятие посетили молодые люди из «Центра молодёжных проектов». Ребята с интересом послушали историю названия озера, вспомнили, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с геологией и геоморфологией озера, (кстати, ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие - что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры), с его климатом, богатым и разнообразным, во многом эндемичным животным и растительным миром. Байкал обрамлён ореолом живописнейших гор и сопок. Это удивительное озеро нередко называют морем. Байкал является самым большим хранилищем пресной воды. Интересно, если бы исчезли вдруг все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека. Ведь в нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны. Как озеро, так и его окрестные территории сохраняют вокруг себя неповторимую флору и фауну. Западное побережье Байкала скалистое и обрывистое, а восточное более пологое. Берег озера покрывает вечно зелёный ковёр могучей тайги. Такое разнообразие рельефа обеспечивает прибежищем ловкого соболя и пернатых хищников - орлов, а также уникального пресноводного тюленя, или нерпы, которая занесена в Красную книгу. Обитателями лесов возле Байкала являются ондатры, бурые медведи, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы. Воды Байкала наполнены разнообразными видами рыб, самые известные: живородящая рыба голомянка, осетр, омуль, сиг. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные скалистые острова. Их на Байкале около 30. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как «лесочек» или «немного лесистый». Ольхон называют сердцем Байкала. Чистый воздух и прозрачная вода озера, минеральные источники привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть тайны эволюции животных и растений.

Но к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти озеро Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Присутствующие молодые люди активно участвовали в обсуждении экологических проблем Байкала, восхищаясь красотой и неповторимостью озера, высказывали предложения о том, что можно сделать для сохранения Байкала. Многие ребята предлагали конкретные природоохранные мероприятия: регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро, создавать плакаты-предупреждения, запретить молевой сплав древесины по рекам, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, ребята пришли к выводу, что только разумное, основанное на современных технологиях, освоение природных ресурсов Байкала поможет получить экономические выгоды и сохранить эту природную святыню для наших потомков, а также пообещали бережнее и внимательнее относиться к природе вообще, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Найдется ли хотя бы один человек, не пож елавший увидеть своими глазами Байкал? Об озере мы впервые узнаем еще в детском возрасте. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой.

Байкал - это уникальное место, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего мира. Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно-красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого из нас.

День Байкала в 2018 году отмечается 7 сентября. К этой дате работники МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» подготовили для детей экологическое путешествие «Байкал - озеро хрустальной чистоты», включающее демонстрацию фотосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала». Мероприятие было посвящено неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Ребята с интересом слушали историю названия, его происхождение. Узнали, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с его климатом, богатым и разнообразным, животным и растительным миром.

Но, к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии, зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Многие участники встречи предлагали конкретные природоохранные мероприятия: прекратить вырубку леса на берегах, создавать плакаты-предупреждения, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, присутствующие пришли к выводу, что надо внимательнее относиться к природе, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

После мероприятия школьники познакомились с литературой об уникальном озере. В фонде библиотеке представлено более 50 источников информации о Байкале. Из книг «Легенды и тайны Байкала», «Что в имени твоем Байкал» С.А. Гурулева, «Байкал в легендах и тайнах», О.К. Гусева «Священный Байкал», В. Богданова можно получить информацию об истории Байкала, его воде, ветрах, островах, реках.

Узнать об исследователях и исследованиях можно из книг П.А. Кардашевской «Исследователи Байкала», А.И. Голенковой «Следопыты Байкала». Про заповедники Байкала рассказывают книги С. Устинова «Заповедник на Байкале», «Байкал, Баргузинский заповедник». В библиотеке очень много альбомов, в которых представлены фотографии и статьи всех завораживающих своей красотой мест, окружающих Байкал на русском и английском языках: бухты, мысы, народы и традиции, животные, растения и другая информация. Большая часть литературы посвящена экологическим проблемам и вопросам охраны озера Байкал.

Навигация по записям

Книги А.Ф. Карнаухова

 

    «Всполохи души поющей» посвящены любовной лирике. Стихи, напечатанные в книге, пробуждают надежды на доброе будущее. В них просматривается неиссякаемая вера человека в силу любви, способную облагородить его и мир, придать им импульс к процветанию и развитию.

    Рассказ «Там, где гнездятся орлы» - о гордых и красивых птицах, с могучим размахом крыльев, самоотверженной и преданной любовью; о гордых и красивых людях, с их могучим размахом дел и свершений, с их мужеством и любовью к суровой сибирской природе.

    Стихи, напечатанные в книге «Звездные мерцания», - это стихи о Родине, любви и красоте человеческой жизни. Лирика, посвященная великим людям земли, а также размышления на библейские и мифологические темы.

    Сборник стихов «Геометрия жизни» - о любимом селе Невон, что расположен на берегу Ангары, о семье автора. Есть стихи, посвященные трудным годам Великой Отечественной войны, когда не только взрослые, но и дети вносили свой посильный вклад в копилку общей победы. Автор уделил в своих стихах должное внимание великим поэтам земли, историческим событиям, а также проблемам, волнующим мыслящего человека.

    В основу рассказа «Лихая» положен действительный факт, произошедший в Великую Отечественную войну с рядовым кавалеристом Егором, родом из деревни Невон. Большинство действующих лиц, упомянутых в рассказе, - реальные люди.

    В сборнике «Таёжный хмель» отражены впечатления автора от охоты, природы, тайги. Стихи отличаются самобытностью, присущей жителям таежного края.

    «Палитра времени» - пятая поэтическая книга Анатолия Карнаухова. В ней автор рассказывает о своей любви к малой родине и к окружающему миру. Стихи и поэмы, размещенные в книге, наполнены чувствами патриотизма и духовности. В них отражается глубокая вера автора в добро и справедливость, в чувство прекрасного и непреходящего.

Новые поступления

 

    В издании представлены избранные страницы дневников выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского, которые являют собой увлекательный рассказ об экспедициях в Уссурийский край, Монголию, Китай, пустыню Гоби и в Тибет. Заповедная уссурийская тайга, голые монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, опасные горные тропы ламаистского Тибета, иссушающая жара пустынь Гоби и Такла-Макан - все это он прошел, и не раз, чтобы крепче связать с Россией ее собственные дальневосточные окраины. Благодаря его неутомимым усилиям Монголия, Китай и Тибет стали ближе России. Н.М. Пржевальский был избран почетным членом Русского географического общества. Уже после первой экспедиции в Центральную Азию он был удостоен Константиновской медали Русского географического общества, стал почетным доктором нескольких университетов, а после третьей экспедиции заслуги Пржевальского признало все мировое сообщество. Это богато иллюстрированное издание повествует о приключениях и экстремальных происшествиях, подстерегающих путешественников в диких экзотических уголках Земли.

    Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонассена Беринга (1681-1741) названы пролив, море, архипелаг и остров. В книге собраны документы и отчеты участников Первой (1725-1730) и Второй (1734-1742) Камчатских экспедиций, подробно рассказывающие о ходе исследований в сложных, подчас смертельно опасных условиях походов в малоизведанные районы Сибири и Дальнего Востока. В уникальное издание, кроме документов экспедиций и сочинений их участников: Свена Вакселя, Г. Миллера и С.П. Крашенинникова, вошли также обзорные труды историка российского флота и морских географических открытий В.Н. Верха и немецкого географа Ф. Гельвальда. Благодаря героизму и самоотверженности российских первопроходцев отечественная географическая наука обогатила человечество бесценными знаниями о далеких землях. Дополняющий повествование визуальный ряд, представленный сотнями карт, черно-белых и цветных старинных картин и рисунков, позволит, читая о событиях, живо представить себе обстановку, в которой они происходили.

    Книга «Фрегат „Паллада“» Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) - явление в своем роде уникальное. Ни один из классиков русской литературы, ни до ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. 160 лет назад снялся с якоря и покинул кронштадтский рейд фрегат «Паллада». Судьбе было угодно, чтобы на этом корабле в одно из самых выдающихся путешествий отправился замечательный мастер слова И.А. Гончаров. Два с половиной года, тысячи километров по суше и по морю двигалась ответственная дипломатическая миссия через Британию, Мадейру, Атлантику, Южную Африку, Индонезию, Сингапур, Японию, Китай, Филиппины. Иван Гончаров осознавал свой долг перед читателями и необходимость описать путешествие, и уже через два месяца после возвращения появились первые очерки об экспедиции, а через два года вышло в свет первое полное издание «Фрегата „Паллада“», которое выдержало множество переизданий и сегодня представлено на суд современного читателя в этой книге.

    Захватывающий рассказ об удивительном путешествии, предпринятом в 60-х - начале 70-х годов XV в. отважным русским купцом Афанасием Никитиным в далекую загадочную Индию, составляет основу этой книги. Уникальный литературный памятник «Хождение за три моря» продолжает полюбившуюся читателям серию «Великие путешествия». В Приложениях даны интереснейшие рассказы о странствиях, совершенных в разные годы «до и после Никитина» в те же районы Индии и сопредельных стран. Благодаря этому настоящий том отличается поразительной фактической насыщенностью и изобилием материала. Многочисленные старинные изображения описываемых мест дают наглядное представление о том, какими они были 500 лет назад. Издание адресовано всем, интересующимся драматической историей географических открытий и старинной восточной экзотикой.

    «Открытие Антарктиды» - это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819-1821). За эти годы два российских шлюпа - «Восток» и «Мирный» - исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались.
    Книга Ф.Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике - командире «Мирного» М.П. Лазареве. Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века - Русского географического общества. Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу - они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

    Путешествие в Тянь-Шань - увлекательно, популярно и с юмором написанные воспоминания великого русского путешественника, ученого и общественного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского о его выдающемся научном подвиге - экспедиции 1856-1857 гг. в абсолютно неизвестную до того науке высокогорную страну на стыке Центральной Азии и Китая: Тянь-Шань по-китайски означает Небесные горы. Книга изобилует живыми подробностями об уникальной природе региона, о внешнем виде, быте и нравах населения, о встречах с замечательными людьми, в том числе и со старыми друзьями среди прочих - с отбывавшим ссылку в Семипалатинске Ф.М. Достоевским, с которым автор был знаком по кружку Петрашевского. Книга прекрасно оформлена и богато иллюстрирована картинами, рисунками и старинными фотографиями; рассчитана на всех, кто интересуется географией и историей России, содержательными и достоверными рассказами об экзотических уголках Земли.

    В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776-1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, известен как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки - бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.
    Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе - такой была жизнь Головнина и таким стало его кругосветное путешествие на шлюпе «Диана». Отдав долг Родине, Василий Михайлович выполнил свои «обязательства» и перед читающей публикой, открыв в книге «Записки в плену у японцев» загадочный мир Японии и ее обитателей. Уникальный материал о неведомой тогда стране и ее народе плюс блестящий литературный талант - неудивительно, что книга Головнина получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки. Как и все издания серии «Великие путешественники», книга В. М. Головнина великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций, позволяющих взглянуть на описываемые автором страны и народы глазами первооткрывателей.

    «Путешествие по Сибири и Ледовитому морю» адмирала Фердинанда Петровича Врангеля - географический бестселлер середины XIX века: его европейские переводы появились раньше первого русского издания! Совершивший три кругосветных путешествия знаменитый русский мореплаватель и полярный исследователь написал книгу, полную прекрасных описаний природных богатств Сибири, быта и нравов населявших ее народов, пережитых в экспедициях опасностей и испытаний. В соответствии с замечательной традицией серии «Великие путешествия» предлагаемая вниманию читателей книга украшена сотнями старинных цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих буквально увидеть то, о чем так захватывающе рассказывает автор.

    Знаменитый русский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай открыл цивилизованному миру уникальную природу Новой Гвинеи и экзотическую культуру населявших ее аборигенов. В своих дневниках он рассказал о жизни и приключениях среди диких племен Берега Маклая (названного так еще при жизни исследователя), загадочной «Папуазии», на берег которой он сошел с трапа корабля.
    В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях Новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.

    В 1900 г. молодой российский корреспондент Дмитрий Янчевецкий по заданию газеты «Новый край» отправился в Китай, чтобы своими глазами увидеть экзотическую страну и описать великое восстание, потрясшее Поднебесную империю. Записи, сделанные Дмитрием Янчевецким во время этого опасного путешествия, легли в основу потрясающе достоверной, уникальной книги, которая откроет перед читателем картины столкновения средневекового и нового Китая, события, ставшего отправной точкой удивительных преобразований древней страны.
    В приложении публикуется блестящая книга Александра Верещагина «В Китае». Мнение профессионального военного о событиях начала XX века интересно прежде всего тем, что в поверженном, разрушенном, разделенном Китае автор увидел зарождающееся величие этой страны и впервые в европейской истории предсказал ее будущее могущество. Как и все издания серии «Великие путешествия», эта книга великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций и фотографий очевидцев описываемых событий.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ БАЙКАЛА

«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ»

Сценарий Дня Байкала

п. Большое Голоустное.

До начала праздника звучит весёлая музыка, оформление стендов,

выставка декоративно-прикладного творчества жителей

Голоустненского муниципального округа.

Звучит мелодия песни «Славное море, священный Байкал» -

это сигнал к началу праздника.

Звучит фонограмма и все поют песню

«Славное море, священный Байкал» (1 куплет и 1 припев).

1 вед: Люблю я священное озеро

Прозрачное море Байкал

Он очень могучий, широкий

Раскинулся среди скал.

2 вед: Если с вашей души осыпались мелкие тревоги после встречи с обыкновенным земным чудом - значит, вы встретились с Байкалом.

И мы с вами собрались, чтобы испытать нежность и гордость за свой уникальный, неповторимый край.

Слово для поздравления предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

1 вед: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих

С герба, гимна, Российского знамени

С уважения заветов святых.

2 вед: Сегодня необычный день, сегодня улицы нашей страны выглядят наряднее, чем всегда. Потому что именно сегодня Россия отмечает день государственного флага! Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги. Они являются отличительным знаком. Государственный флаг - это история страны и её сегодняшний день. Символ единства страны и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников и в это время всегда звучит Гимн Российской Федерации. А сейчас, под знамя Российской Федерации СМИРНО!

(Ребёнок торжественно выносит флаг).

После этого звучит Гимн Российской Федерации.

1 вед: У нас на празднике много гостей. Слово для поздравления предоставляется председателю Иркутской областной общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Шлёновой Вере Михайловне.

Слово предоставляется ______________________________________________ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

1 вед: Звон колоколов, над Россией плывёт

Этот перезвон нам покоя не даёт

Душу покоряет, задуматься велит.

Слово для поздравления предоставляется священнику Сергию, настоятелю храма Святителя Николая посёлка Большое Голоустное.

2 вед: Священное море!

Родимый Байкал!

Нет равных тебе,

Ты мне в душу запал.

1 вед: Глядишь вокруг – и на душе легко

И в сердце – песнь

Так, вольно, широко

И сладко песня о родной земле поётся

И кровь кипит и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Байкала дочь я,

Здесь край моих отцов.».

На сцену приглашается фольклорный ансамбль «Байкал - Далай!

(Звучит песня о Байкале).

2 вед: Родной Байкал, одним тобой живу,

В тебе черпаю силы,

Тобой одним дышу.

(Звучит песня «Греми Байкал».

Музыка Князева. Слова Корчагина).

1 вед: Солнце ласково смеётся

Светит ярче, горячей

А со сцены песня льётся

О сторонушке моей.

(Звучит песня ___________________________________).

2 вед : Есть просто храм

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свёл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

1 вед: А что же может сделать каждый из вас?

2 вед: Во-первых, не загрязнять окружающую среду.

1 вед: У Антуана де Сент - Экзюпери есть такое правило: «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету».

2 вед: (очистка берега Байкала)_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нам хотелось выразить благодарность за участие в проектной деятельности по охране природы озера Байкал: Это Мангаскина Фаина Петровна, Козлова Людмила Павловна, Звонова Ольга Анатольевна, Чикалина Лариса Глебовна. Спасибо Вам за то, что вы уделяете много времени на охрану озера Байкал и формируете в наших детях ответственное отношение к природе.

Предоставляется слово Мангаскиной Фаине Петровне.

2 вед: Тайны природы Прибайкалья наши дети изучают на уроках «Байкаловедения», «Экологического туризма». В школе очень много внимания уделяется вопросам экологии. Ребята пишут проекты, участвуют в разных конкурсах, акциях.

Слово предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

(Вручает благодарность директору школы).

1 вед: Озеро Байкал - радость всей Земли

Лучше не сыскать в мире красоты,

Это зеркало счастья, любви

Ты его, пожалуйста, береги!

Не давай его в обиду никому,

Даже лучшему другу своему

Защищай его, как мать родную,

И люби, как местность дорогую.

В сердце нашем Байкал останется вечно.

Своей красотой он пленит людей навечно.

Вторая часть.

«Война в памяти народной».

(Звучит мелодия военных песен).

2 вед: Сегодня праздник на Байкале,

И на душе светло, но чтобы этот день пришёл

Людям, живущим здесь пришлось немало потрудиться.

1 вед: В годы Великой Отечественной войны

132 воина встали на защиту Родины,

56 отдали за неё свою жизнь.

(Звучит мелодия «РЕКВИЕМ»).

1 вед: Не верно, что от той войны,

Остались лишь могильные холмы,

Она жива пока живые мы.

И двадцать лет прошло,

И сорок лет прошло,

И семьдесят прошло,

Но мы от той войны не отогрелись

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

2 вед: И конечно мы не можем в этот праздничный день не поздравить нашего ветерана Белозерцева Василия Андреевича. Дорогой Василий Андреевич здоровья Вам и мирного неба над головой!

1 вед: Здесь не было войны,

Чтоб жгли хлеба и хаты,

Здесь не было войны.

Где б падали солдаты.

Но здесь была война

Не легче той кровавой.

Но здесь была война,

Где женщины косили,

Но здесь была война,

Но здесь была война

Где пацаны пахали,

Но здесь была война,

Где тоже умирали.

2 вед: Трудовой фронт помогал ковать Великую Победу. И нам хотелось бы отметить заслуги и поздравить наших тружеников тыла и вдов Великой Отечественной войны. Это:

    Арефьева Пелагея Андреевна

    Бархокова Ульяна Васильевна

    Бурзаева Устинья Бузаевна

    Барданова Пелагея Петровна

    Барданова Александра Бутухановна

    Бортосова Ольга Бузаевна

    Белозерцева Аграфена Михайловна

    Бортосова Ульяна Ивановна

    Бахаева Татьяна Трофимовна

    Бахаев Пётр Алексеевич

    Григорьева Мария Егоровна

    Галкин Алексей Иванович

    Михайлова Вера Иосифовна

    Манжеев Николай Прокопьевич

    Петчеев Егор Алексеевич

    Путилова Тамара Ивановна

    Стрекаловская Раиса Петровна

    Бортосова Дора Алексеевна

    Имидеева Федора Прокопьевна.

1 вед: Примите от нас музыкальный номер в честь праздника Дня Байкала.

Третья часть

«Хорошие люди живут на Байкале».

(Звучит мелодия «Деревня моя»).

1 вед: Хорошие люди живут на Байкале.

Своими делами его украшают,

Пройдусь по селу, что не дом, то игрушка.

2 вед: Хозяин с хозяйкой стараются

На конкурс они собираются.

Слово для подведения итогов по конкурсам «Лучшая усадьба», «Лучший палисад» предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне (1. Грамоты за Лучшую усадьбу; 2. Грамоты за лучший палисад; 3. Благодарности спонсорам; 4. Благодарности за участие в выставках букетов, поделок, газет и фотографий).

Блок художественной самодеятельности.

Музыкальные номера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртая часть.

«Спортивная».

1 вед: Славится земля Байкальская своими богатырями!

Приглашаем богатырей силой помериться.

2 вед: Объявляется конкурс «Байкальский богатырь». Какой же праздник без национальной борьбы (Объявляется место проведения, представляют судью, участников. Затем проводятся соревнования по поднятию гири, перетягиванию каната, армрестлинг (мужской и женский), волейбол).

Жюри подводит итоги, награждают участников.

Пятая часть.

«Флеш – моб «Ёхор».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр… Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления

12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.

«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.

Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.

Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.

Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.

10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.

В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.

Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева